<< Пред.           стр. 904 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Роли: дядько Лев ("Лесная песня" Л. Украинки), Эстеван ("Овечий
 источник" Лоне де Вега), Фурманов ("Мятеж"), Стрижень. Голота ("Гибель
 эскадры", "Правда" Корнейчука), Тарас Шевченко ("Судьба поэта"
 Голованивского), Валько ("Молодая гвардия" по Фадееву) и др.
  С 1948 выступает на эстраде как чтец. Мастер художественного слова,
 интерпретатор произведений Т. Шевченко, И. Франко, П. Тычины, М. Бажана,
 М. Рыльского и др. А. Гал. ЮР‚НЕВА, Вера Леонидовна
 [10(22).VI.187619.1.1962] - рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1935).
 Окончив в 1902 драм. курсы при Александрийском т-ре (кл. В. Н.
 Давыдова), играла один сезон в этом т-ре. Затем в провинции - в Одессе,
 Киеве, Новочеркасске, Росто-ве-на-Дону и др. Одна из первых
 исполнительниц ролей в пьесах совр. зап. драматургов:
  Б ронка("Снег"Пшибышевского, 1904), Регина ("Привидения", 1904), Нора
 (1909) и др. В 1911 - 1917 Ю.- актриса Т-ра К. Н. Незлобина (Москва,
 Петербург); с успехом исполнила роль Маргариты в спектакле "Фауст" Гёте
 (пост. Ф. Ф. Комиссаржевского). В 1918-19 играла в Киеве (Виктория -
 "История одной любви" по Гамсуну и др.), в сезоне 1919-20 - в б. Т-ре
 Корша в Москве. В 1922-24 - в труппе Ленингр. академпч. т-ра драмы, в
 1930-36 - во МХАТе 2-м (Виоланта - "Испанский священник" Флетчера,
 1934), в 1936-39- снова в Ленингр. акад. т-ре драмы. Осн. мотив
 творчества Ю.- тема любви. Мастерски передавая гамму сложных чувств и
 переживаний, она играла женщин страдающих, покинутых и оскорблённых
 (Лариса, Анна Каренина), легкомысленных, эгоистичных (Елена Николаевна -
 "Ревность" Арцыбашева, 1913). Обладая особым стилем игры, своеобразным,
 несколько напевным голосом, Ю. создавала образы, отмеченные
 модернистскими тенденциями. Среди лучших ролей Ю.- Екатерина Ивановна
 (о. п. Андреева, 1917, Т-р Незлобина, Петроград).
  После Октябрьской революции Ю. с огромным успехом сыграла героич.
 роль Лауренсии в спектакле "Овечий источник" ("Фуэнте овехупа") Л one де
 Вега (пост. К. А. Марджанова, 1919, Киев), затем Клеопатру и Катерину
 ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, "Гроза" - Ленинградский академический
 т-р драмы).
  В 1939-47 Ю. выступала как чтица, исполняла произв. Э. Золя, П. Ж.
 Беранже, Чехова, участвовала в лит.-муз. спектакле "Пер Гюнт" Ибсена
 (роль Озе). В 1947-55 - актриса Лит.-драм. т-ра ВТО. Занималась лит.
 работой. Автор книг и ряда статей. Снималась в кино.
  Соч.: Записки актрисы, М.-Л., 1946; Мои записки о китайском театре,
 [M.], 1D28; Актрисы, М., 1925; Женщины театра. П., 1923; Владимир
 Яхонтов, "Советский театр", 1932, ј 12, с. 22-25.
  Лит.: Дейч А., Легендарный спектакль, в сб.:
  К. А. Марджанишвили, Тб., 1958, с. 442-53; В и т в и ц -к а я Б.,
 Театр Незлобина, "Театр и искусство", 1917, .V' 41, с. 709-10; Данилов
 С. С.,О провинциальном театре, в сб.: Русский провинциальный театр.
 Л.-М. 1937 с 11- 30. Ю. Гл.
  ЮРИНАЦ (Jurinac), Сребренка (Сена) (р. 24.X. 1921) - югосл.
 (хорватская) артистка оперы (сопрано). Училась в Загребской
 консерватории (1939-42) уМ. Костренчич и 3. Кунц-Миланова. Дебютировала
 на сцене Хорватского Нац. т-ра в роли Мимп (1942, "Богема"). С 1945 -
 солистка Венской гос. оперы. Выступала также в т-рах "Ла Скала",
 "Сан-Карло", "Ковент-Гарден" и на фестивалях в Эдинбурге, Глайндборне,
 Зальцбурге.
  Ю. обладает сильным голосом красивого тембра, большой музыкальностью
 и драматич. дарованием.
  Партии: Керубино, Илия ("Свадьба Фигаро", "Идоме-ней" Моцарта),
 Леонора, Елизавета ("Сила судьбы", "Дон Карлос" Верди), Чио-Чио-сан;
 сестра Анжелика (о. п. Пуч-чини), Дездемона ("Отелло" Верди) и др. Альб.
 К.
  ЮРККА (Jurkka) - семья фин. актёров. 1) Э м м и Ирена (р.
 21.IV.1899)-актриса и театр. деятель. Дебютировала в 1919 в т-ре
 Народной сцены в Хельсинки. Затем выступала в т-рах городов Оулу,
 Вы-борга, Турку и Хельсинки. В 1953 основала в Хельсинки т-р Юркка.
 Играла драматические роли: Иоанна ("Святая Иоанна" Б. Шоу), Хайтанг
 ("Кавказский меловой круг" Брехта), Маша ("Живой труп"), Катюша
 ("Воскресение" по Толстому), Кирсти ("Смерть Элизы" Нумерса). Снималась
 в кино.
  2)Эйно Хейкки (1894-1953) - актёр и режиссёр, муж Эмми Ю. В 1914-46
 был актёром, режиссёром и директором т-ров городов Турку, Хельсинки,
 Оулу и Выборг. Снимался в кино. Роли:
  Петруччио ("Укрощение строптивой"), Протасов ("Живой труп"), Ма
 ("Кавказский меловой круг"), Аслак ("Пер Гюнт" Ибсена). Как режиссёр
 испытал влияние экспрессионизма.
  3) С а к а р и Хейкки (р. 16. IX. 1923) - актёр и театр. деятель. Сын
 Эмми и Эйно Ю. Выступал в т-рах Исалми, Тампере и Хельсинки. В 1959-62
 возглавлял собственный т-р "Арена-Юркка" в Хельспнкп. С 1962 - артист
 Финского Нац. т-ра. Играл роли героев.
  4) Ю с с и Т а п а н и (р. 15.VI.1930) - актёр. Сын Эйно н Эмми Ю. С
 1949 выступал в т-рах городов Котка и Хельсинки. С 1957-в Финском Нац.
 т-ре.
  С. Л.
  ЮРОВСКИЙ, Владимир Михайлович [р. 7(20).III. 1915] - рус. сов.
 композитор. В 1938 окончил Мо-сковск. консерваторию (класс Н. Я.
 Мясковского).
  Автор оперы "Дума про Опанаса" (соч. 1940); балетов - "Алые паруса"
 (1942, Большой т-р), "Нунча" (соч. 1948), "Под небом Италии" (1952, Т-р
 оперы и балета им. Шевченко), "Перед рассветом" (1964, Свердловский т-р
 оперы и балета), "Золотая антилопа" (соч. 1965); музыки к спектаклям,
 фильмам и др. соч. В. Бр.
  ЮРОВСКИЙ (наст. фам.- Саруханов), Юрий Ильич [21. IV(3.V). 1894 -
 30.XII.1959] -рус. сов. актёр, режиссёр. Нар. арт. СССР (1956). Чл.
 Коммунистич. партии с 1952. Сценич. деятельность начал в 1914 в труппе
 Артистпч. об-ва в Тифлисе. В 1926 принимал участие в организации
 рижского Рабочего театра и пост. в этом т-ре ряд спектаклей. В 1924
 вступил в труппу Рижского т-ра рус. драмы, был актёром и режиссёром
 этого т-ра. Ю. создавал значительные, укрупнённые характеры, актёр
 раскрывал социальную сущность героев, придавая им неповторимые
 индивидуальные черты, с успехом играл драматические, комедийные и остро
 сатирические роли.
  Роли: Чацкий, Арбенин; Раскольников ("Преступление и наказание" по
 Достоевскому), профессор Пирогов ("Сестры" Германа), Сомов ("Сомов и
 другие" Горького), король Лир, Макбет; Тевье-молочник (о. п.
 Шолом-Алейхема), Николай Скроботов ("Враги"), Самуэль Стил ("Шакалы"
 Якобсона), Клеберг ("Купальщица Сюзанна" У пита), Суходолов ("Сонет
 Петрарки" Погодина)и др.
  Пост. в Рижском рус. т-ре спектакли: "Таня" Арбузова, "Платон
 Кречет"; "Так и будет" Симонова, "Полковник Ф остер признаёт себя
 виновным" Вайяна, "Пигмалион" Шоу, "Укрощение строптивой", "Машенька"; в
 т-ре оперы: "Отелло" Верди, "Пиковая дама", ставил спектакли в др.
 т-рах.
  Снимался в кино - "Встреча на Эльбе" (Гос. пр. СССР, 1950),
 "Жуковский" (Гос. пр. СССР, 1951).
  Преподавал в Театр. ин-те Латв. ССР.
  Лит.: Вахрушева Е.А., Юрий Юровский, Рига, 1957; её же, Дорога
 исканий, Рига, 1958. Ел. В.
  ЮРСКИЙ, Сергей Юрьевич (р. 16.III.1935) - рус. сов. актёр. Окончил в
 1959 Ленингр. театр. ин-т им. А. Н. Островского (педагог Л. Ф.
 Макарьев). С 1957 - актёр Ленингр. Большого драм. т-ра им. Горького.
 Дебютировал в роли Олега ("В поисках радости" Розова). В "Океане" Штейна
 Ю. играл Константина Часовникова, беспокойного, ищущего юношу. В
 спектакле "Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Лордкипанидзе
 исполнил роль доброго, задорного и самоотверженного старика Илико. Затем
 сыграл роль Адама ("Божественная комедия" Штока). Играл Чацкого;
 Тузенбаха ("Три сестры").
  Ю. смело сочетает в воплощаемых им характерах почти эксцентрнч.
 графнчность, остроту внешней формы с душевной окрылённостью, глубоко
 затаённым внутр. лиризмом. При исполнении роли Дживолы в спектакле
 "Карьера Артуро Уи" Брехта Ю. достигает мастерства сценнч. гротеска.
 Чёткость рисунка, глубокая психологич. правдивость и романтич.
 приподнятость образуют в сценич. образах Ю. своеобразное и часто
 неожиданное единство. Снимается в кино. С. Ц.
  ЮРЧАК, Василий Михайлович (26.VIII.1876- 28.IX.1914) - укр. актёр. В
 1896-1914 работал в укр. т-ре Львовского об-ва "Руська бесща".
 Творчество Ю. отличалось жизненной правдой, глубоким лиризмом,
 искренностью. Талант Ю. высоко ценили И. Я. Франко и Н. К. Садовский.
 Своим учителем его называл А. М. Бучма.
  Лучшие роли: Максим Кукса ("Остались в дураках" Кропивницкого),
 Омелян, Феноген ("Бурлак", "Хозяин" Карпенко-Карого), Микола Задорожный
 ("Украденное счастьем Франко), Пётр ("Власть тьмы"), Перчихпн, Лука
 ("Мещане", "На дне"), Бен Акпба ("Уриэль Акоста" Гуцкова) и др. Р. П.
  ЮРЬЕВ,Сергей Андреевич (13.V. 1821- 26.XII.1888)- рус. театр.
 деятель, критик, переводчик. Сотрудничал в журналах "Новое время",
 "Театральная библиотека", в газетах "Московские ведомости", "Русская
 мысль" и др. Был редактором журнала "Артист". Ю. принадлежат переводы
 трагедий Шекспира "Макбет" и "Антоний и Клеопатрам и драмы Л one де В
 era "Звезда Севильп. Гуманист и эрудит, Ю. оказал большое влияние на
 совр. ему артистич. и лит. круги рус. интеллигенции; одним из первых
 проявил интерес к нар. деревенскому т-ру.
  Соч.: Лоне де Всга, как драматический поэт, в кн.: Испанский театр
 цветущего периода XVI и XVII вв., ч. 1, М., 1887. ‚. X.
  ЮРЬЕВ, Юрий Михайлович [3(15).1.1872-13.111. 1948] - рус. сов. актёр.
 Нар. артист СССР (1939). В 1889 поступил в Моск. филармо-нич. уч-ще, где
 учился в классе А. И. Южина. Отсюда перешёл на драм. курсы Московского
 театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). Будучи воспитанником курсов,
 участвовал в спектаклях Малого т-ра - "Граф де Рпзоор" Сарду, "Северные
 богатыри" Ибсена. По окончании курсов в 1893 был принят в
 Александрийский т-р (ныне Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина),
 дебютировал в роли Милона ("Недоросль"). В этом т-ре (с неск. годами
 перерыва) прошла вся артистич. жизнь актёра. Ю.- крупнейший
 представитель героико-романтич. школы рус. и сов. актёрского иск-ва. Его
 лучшими ролями были: Чацкий (1899); Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира,
 1900), Фауст (о. п. Гёте, 1904), Фердинанд (1909); Уриэль Акоста (о. п.
  Гуцкова, 1910), Карл Moop (1910); Дон Жуан (о. п. Мольера, 1910),
 Самозванец ("Борис Годунов", 1913).
  В 1918 Ю. создал в Петрограде "Театр Трагедии", открывшийся
 спектаклем "Царь Эдип" Софокла (на арене б. цирка Чинизеллн).
 Деятельность т-ра оборвалась в связи с обострением положения на фронте.
 В 1919 Ю. принимал участие (вместе с А. М. Горьким, А. В. Луначарским,
 А. А. Блоком и М. Ф. Андреевой) в создании Большого драматич. т-ра, где
 исполнил роль маркиза Позы в спектакле "Дон Карлос" (1919). В 1922-28 Ю.
 возглавлял Академич. т-р драмы (б. Александрийский). Своим творчеством
 Ю. утверждал жанр классич. трагедии. Следуя принципам возвышенного, но
 абстрактного гуманизма, Ю. в ролях, требовавших психологич. разработки,
 подчёркивал гражданские мотивы. Знаменательна, однако, глубокая внутр.
 эволюция, происшедшая с одним из крупнейших сценич. созданий артиста -
 образом Арбенина. Впервые Ю. сыграл эту роль в спектакле, пост. В. Э.
 Мейерхольдом (1917), и продолжал исполнять её во всех возобновлениях
 (1920, 1930). Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтич.
 образ новые и живые психологич. детали, приближал этот образ к
 требованиям художеств. правды. Уже в поздний период своей актёрской
 жизни Ю. создал одну из лучших своих ролей - Не-счастливцева (1936).
 Здесь его пластич. и интонационно-словесное мастерство было обогащено
 тонкими и сложными психологич. нюансами. "В работе над ролью
 Несчастливцева,-пишет в своей книге "Актёры моего поколения" Я. О.
 Малютин,- как бы сбывалась старая юрьевская мечта: возвышенное и
 торжественное становилось выражением естественных, чистых и
 незамысловатых человеческих чувств, как бы еще и еще раз получала свое
 подтверждение его вера в то, что истинно высокое в человеке заслуживает
 быть выраженным в столь же возвышенных, способных тревожить, потрясать,
 воспламенять зрителей словах" (1959, с. 88). С 1898 работал как педагог,
 преподавал на драматич. курсах, в школе рус. драмы, в Ленингр. театр.
 ин-те. Ю.- автор "Записок" - воспоминаний, в к-рых воссозданы актёрские
 образы и спектакли Малого и Александрийского т-ров. Выступал на эстраде
 как чтец ("Эгмонт" Гёте и др.). Гос. пр. СССР (1943) за многолетние
 выдающиеся достижения.
  Среди др. ролей: Рюи Блаз, Карл (о. п.; "Эрнани" Гюго)" Ипполит (о.
 п. Еврипида), Отелло; король Лир; Беркутов ("Волки и овцы"), Великатов
 ("Таланты и поклонники"), Батов ("Яд" Луначарского), Дантес ("Пушкин и
 Дантес" Каменского), Брызгалов ("На берегу Невы" Тренёва), Кре-чинский;
 Рощин ("Смена героев" Ромашова).
  Соч.: Записки, Л.-М., 1948; т. 1-2, Л.-М., 1963. Лит.: Малютин Я. О.,
 Актёры моего поколения, Л.-М., 1959. С. Ц.
  ЮРЬЕВА, Мария Александровна (г. рожд. непзв,- ум. после 1915) - рус.
 актриса. Играла в т-рах Харькова, Новочеркасска, Киева, Петербурга
 (Литейный т-р и др.; 1911-15), Казани и др. городов. Лучшие роли: Анна
 ("Одинокие" Гауптмана), Паула ("Вторая жена" Пинеро), Елена Протич
 ("Симфония" М. Чайковского), Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Ренёва, Лидия,
 Мамаева ("Светит, да не греет", "Бешеные деньги", "На всякого мудреца
 довольно простоты" Островского), Анфиса (о. п. Андреева) и др.
  Лит.: Карачунский Л., Наши петербургские артисты, СПБ, 1896, с. 81; В
 а с-й (Василевский Л.), Юбилей Юрьевой, "Жизнь искусства", 1923, JSs 19,
 с. 11. Е. X.
  ЮРЬЯН, Павул Андреевич (22.II.1866-6.X.1948)- латыш. сов. дирижёр,
 педагог, композитор. Засл. деят. пск-в Латв. ССР (1945). Окончил
 Харьковское муз. уч-ще по классу валторны (1890); в 1898- Петербургскую
 консерваторию по классу пения А. Котоньп. Был основателем, руководителем
 и дирижёром первого латыш. оперного театра - "Латышская опера" (1913-15)
 в Риге, на основе к-рого впоследствии был создан Т-р оперы и балета
 Латв. ССР. Также организатор первых латыш. симфонич. концертов. Создал
 обработки латыш. нар. песен. С 1904 вёл педагогич. работу в муз. уч-ще
 РМО в Риге; в 1919-40- в Латвийской консерватории (с 1927- проф.).
 Воспитал многих латышских певцов. Я. В.
  ЮРЬЯНОВ, Михаил Андреевич [р.11(24).X.1907]- рус. сов. артист оперы
 (баритон). Засл. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунпстич. партии с 1931. В
 1939 окончил Ленингр. консерваторию (класс Л. М. Образцова). Сценич.
 деятельность начал в 1931 в качестве солиста театрализованного вок.
 ансамбля Ленингр. мюзик-холла. В 1934-39 - солист оперной студии
 Ленпнгр. консерватории. В 1939-62 - солист Саратовского т-ра оперы и
 балета. В 1947-59 (с перерывами) и с 1965 - преподаватель Саратовской
 консерватории по классу сольного пения.
  Партии: Онегин; Елецкий, Томский ("Пиковая дама"), Мазепа; Лионель
 ("Орлеанская дева" Чайковского), Грязной;
  Мизгирь ("Снегурочка"), Князь Игорь, Демон; Фигаро ("Свадьба Фигаро",
 "Севильский цирюльник"), Жермон, Граф ди Луна, Ренато, Монфор
 ("Травиата", "Трубадур", "Бал-маскарад", "Сицилийская вечерня" Верди),
 Скарпиа ("Тоска"), Сильвио, Тонио ("Паяцы"), Эскамильо; Валентин
 ("Фауст"), Барнаба ("Джоконда" Понкьел-ли), Листрат ("В бурю"
 Хренникова), Степан ("Семья Тараса" Кабалевского), Листницкий ("Тихий
 Дон"), Фурманов ("Чапаев" Мокроусова), Вадим ("В грозный год"
 Крейтнера), Богдан Хмельницкий (о. п. Дань-кевича) и др. . Ив.
  ЮСЙФ-ЗАД‚, Ашраф Ам-рах оглы (5. XII. 1906- 7. III. 1963) - азерб.
 сов. актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1955). Сценич. деятельность начал с
 участия в самодеятельном драм. кружке; на проф. сцену поступил в 1928.
 Сначала работал в азерб. театре Еревана, затем в бакинском рабочем т-ре,
 с 1933в Кировабадском т-ре им. Джабарлы. Игра Ю.-з. отличалась
 эмоциональностью, яркостью национальных красок.
  Роли: Гаджи Кара (о. п. Ахундова), шейх Сенан (о. п. Гусейн Джавида),
 Довлет-бей и Гаджи Ахмед ("Айдын" и "Алмас" Джабарлы), Каджар ("Вагиф"
 С. Вургуна), Генрих ("Мадрид" Ибрагимова), Муса ("Той" С. Рахмана), Яго
 и др. К. Кае.
  ЮСУПОВ, Абдулла [р. 15(27).IX.1899] - тат. сов. режиссёр. Засл. деят.
 иск-в Тат. АССР (1957). В 1929 окончил Тат. театр. техникум. В
 1930-32режиссёр Моск. тат. т-ра, в 1932-34 - Ленингр. тат. агит. т-ра. В
 1935-38 - режиссёр Астраханского тат. т-ра. В 1938-40 работал в рус.
 т-ре Волгоградской обл. В 1945-48 - худ. рук. Тат. передвижного т-ра
 (Тат. АССР). В 1948-52 - гл. режиссёр, в 1952-62 - режиссёр Т-ра им. Г.
 Камала. В 1963-66-гл. реж. Альметьевского т-ра.
  Среди пост.: "Славная эпоха", "Потоки" по Гиз-зату; "Молодая жизнь"
 Кулахметова, "В вороньем гнезде" Камала, "Песня жизни" Амира, "Таланты и
 поклонники", "Васса Железнова", "Тартюф" и др. Х.К.
  ЮСУПОВ, Акрам (р. 1905) - узб. сов. цирковой артист; ковёрный клоун.
 Засл. арт. Узб. ССР (1954). На манеже выступал с 1930 как турнпст,
 позднее - наездник (ансамбль джигитов под рук. К. Зарипова). С 1942
 работает в узб. цирковом коллективе, в групповом номере канатоходцев под
 рук. А. Ташкен-баева. Здесь Ю. подготовил номер - клоунаду на канате.
 Обаятельно обыгрывая мнимую неловкость, Ю. демонстрировал выдающееся
 эквилибристич. мастерство. В 1952 Ю. вместе с К. А. Берманом выступал в
 Моск. госцпрке с клоунскими репризами-"Встреча", "Прощание". С 1953
 окончательно перешёл на амплуа ковёрного. В своих выступлениях повторяет
 приёмы узб. нар. комиков "кызыкчи", выступает с осликом. В 1955
 участвовал в представлении "Семеро весёлых" в Моск. госцирке. А. Шн.
  ЮСУПОВ, Махсум (р. 18.VII.1912) - узб. сов. актёр. Нар. арт. Узб. ССР
 (1964). Чл. Коммунпстич. партии с 1953. С 1932 - актёр Т-ра им. Хамзы.
 Ю.- характерный актёр, но играет и роли героев. В спектакле "Семья" Ю.
 исполнил роль В. И. Ленина (1952).
  Роли: Алимджан ("Хамза" Яшена и Умари), Камиль ("Песня жизни"
 Уйгуна), Дехканбай ("Шёлковое сюзане" Каххара), Юлчи ("Священная кровь"
 по Айбеку), Нигматов ("Настоящая любовь" Якубова), Саккоки ("Улуг-бек"
 Шей-хадзе), Гаиб ("Убийца" Уйгуна). Я.-Я.
  ЮСУПОВА, Бедер Ахметовна (р. 1902) - башк. сов. актриса. Нар. арт.
 Башк. АССР (1940), засл. арт. РСФСР (1944). Получила педагогия,
 образование. С 1917 начала выступать в любительских спектаклях. Была в
 числе организаторов (1919) и одной из первых актрис Башк. гос. т-ра в
 Стерлитамаке. Позднее вошла в состав Башкирского академического т-ра в
 Уфе. Среди лучших ролей: Кручиннна, Любовь Яровая и др.
  Лит.: "Театральная жизнь", 1962, .ј 12. А. Ив.
  ЮСУПОВА (Д ж а нда рбекова), Клара (р.28. VII. 1930) - узб. сов.
 артистка балета. Нар. арт. Узб. ССР (1964). В 1945-52 училась в студии
 при Т-ре оперы и балета им. Навои, затем в Моск. хореографич. уч-ще. С
 1951 работает в Т-ре оперы и балета им. Навои. Ю. известна как
 исполнительница узб. нар. танцев. Танец её отличается темпераментом,
 экспрессией, нац. своеобразием. Исполнила партии и в классич. балетах:
 Эсмеральда; фея Сирени ("Спящая красавица"), Китри и др. Н. Pax.
  ЮТКЕВИЧ, Сергей Иосифович [р. 15(28).XII. 1904]-рус. сов. режиссёр и
 художник. Нар. арт. СССР (1962). Чл. Роммунистич. партии с 1939. Доктор
 искусствоведения. В 1921-23 учился в Гос. высших режиссёрских мастерских
 (ГВЫРМ, рук. В. Э. Мейерхольд) и в Высших художеств. технич. мастерских
  (ВХУТЕМАС). Одновременно работал в театр. мастерской Фореггера
 (Мастфор). Оформил здесь (совм. с С. М. Эйзенштейном) ряд спектаклей:
 "Вечер театральных пародий"; "Хорошее отношение к лошадям" Масса (1921)
 и осуществил пост. "Спектакль шарлатанов" Геллета (1922) и др. Принимал
 участие как режиссёр и художник в оформлении политич. скетчей и

<< Пред.           стр. 904 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу