<< Пред.           стр. 906 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 ("Требуется лжец" Псатаса), Консул ("Украли консула" Мдивани). В. Д.
  ЯКАЕВ, Иван Тарасович [р. 4(17).1.1912] - марийский сов. актёр. Нар.
 арт. Map. ACCP (1952). Засл. арт. РСФСР (1966). В 1935 окончил
 Муз.-театр. уч-ще в Йошкар-Оле. С 1935 -артист Т-ра им. Шкетана. Играет
 преим. комедийные роли.
  Роли: Молодой рабочий. Мариец, Епсей, Пекеш Сави ("Лесозавод", "Живая
 вода", "Пасека", "Акпатыр" Чавайна), Ма-чук ("Эх, родители!" Шкетана).
 Эчук, Тарас ("Салика", "Год 18-й" Николаева), Санюк ("Летняя ночь"
 Арбана), Иван Иванович ("Два сына" Рыбакова), Пётр, Берендей, Дикой
 ("Лес", "Снегурочка", "Гроза"), Пепел ("На дне"), Никита ("Власть
 тьмы"), Вурм ("Коварство и любовь") и др.
  А. Ив.
  ЯКОБИ (Jakobi), Виктор (1883-1921) - венг. композитор. Окончил
 Будапештскую консерваторию.
  Оперетты: "Спесивая королевна" (1904), "Храбрый гусар" (1905), "Фея
 горного озера" (1906), "Шиповник" (1907), "Быть или не быть" (1908),
 "Яношка" (1909), "Ярмарка невест" (1911, Королевский т-р, Будапешт),
 "Сибилла" (1914, там же), Миами (1925, Будапештский т-р оперетты),
 "Цветущие яблони" (соавтор Ф. Крейслер, 1919, Нью-Йорк) и др.
  Я.- представитель нововенской школы оперетты, последователь Ф.
 Легара, друг и соратник И. Кальмана. Лучшие из оперетт Я. отличаются
 изобретательностью муз. языка. Оперетты Я. ставились во мн. странах
 Европы и в США; в России-"Купленная жена" (1912, т-р "Буфф", Петербург),
 "Сибплла" (1918, т-р "Пассаж", Петроград), "Ярмарка невест" (1912,
 Петербург, Москва, а затем и на сов. сцене - 1935, Ленингр. т-р
 оперетты; 1948, Львовский т-р муз. комедии и др.).
  Лит.: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на
 Западе и в СССР, Л.-М., 1937. А. Ив.
  ЯКОБСОН, Аугуст Мпхкелевич (2.IX.1904-23.V. 1963)-эст. сов. писатель
 и драматург. Нар. писатель ЭССР(1950). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В
 1950-58-пред. Президиума Верховного Совета ЭССР. В 1929 поступил в
 Тартуский ун-т, где изучал вначале экономику, а затем перешёл на
 медицинский ф-т. Лит. деятельность начал в конце 20-х гг. Первую пьесу
 написал в 1938- "Призраки" (1939, т-р "Ванемуйне"). Я. принадлежат
 пьесы: "Жизнь в цитадели" (1946, в т-рах "Ванемуйне" и "Эстония", Гос.
 пр. СССР, 1947), "Борьба без линии фронта" (Таллинский драм. т-р, Гос.
 пр. СССР, 1948), "Ржавчина" (1947), "Два лагеря" (1948), "Наша жизнь"
 (1949), "Строители"
  (1950). В произв. Я. отражена борьба за построение социализма в
 Эстонии. "Жизнь в цитадели" обличает аполитичность части эст.
 интеллигенции, "Борьба без линии фронта" разоблачает бурж. теорию
 национального единства. В произв. 50-х гг.: "На грани ночи и дня",
 драматпч. сатире "Шакалы" (1951), "Ангел-хранитель из Небраски" (1953),
 "Умирание" (пост. в 1954 в Т-ре им. Кингисеппа под назв. "Утраченный
 рад;))-Я. резко выступает против бурж. идеологии и империалнстич.
 реакции. Пьеса "Старый дуб" (1955) утверждает в эст. драматурги тему
 ценности человека и его обязанностях в совр. обществе. В 1957-58 Я.
 написал драматич. хронику "Штормовые узлы", состоящую из 5 пьес.
  Драматургии Я. присущи активное отношение к явлениям современности,
 высокая гражданственность, острота обществ, конфликтов,
 публицистичность. По пьесам "Жизнь в цитадели" и "Шакалы" созданы
 фильмы. Его произв. пост. мн. т-рами др. республик.
  Соч.: Пьесы, пер. с эстон., М., 1950, 1951; Шакалы. Новые пьесы,
 М.,1953.
  Лит.: А 1 е k о r s R., August Jakobson, в кн.: 15 aastat eesti
 noukogude kirjandust, Tallinn, 1955; Levin S., Muutide paljastamine, в
 кн.: Eesti Noukogude teater. Alma-nathh l. 1954, Tallinn, 1955; Тоом Л.,
 Аугуст Якобсон, М 1956; Т у p к о Т., Аугуст Якобсон, "Театр", 1949, ЛГо
 5, с. 20-28. К. Каск. ЯКОБСОН (Jacobsohn), Зигфрид (28.1.1881-3.XII.
 1926)-нем. театр. критик. В 1905-18 издавал журнал "Schaubuhne" (с 1919
 наз. "Мировая сцена" - "Die Weltbuhne"). Статьи и очерки Я., опубл. в
 этом журнале, вошли в ежегодники "Год сцены" ("Das Jahr der Buhne",
 1-10, 1911-1921). Я. обладал большой эрудицией, боролся за
 общественно-крптич. т-р. С о ч" Das Theater der Reichshauptstadt,
 Munch., 1904;
  Max Reinhardt, В., 1921. Г.Гур.
  ЯКОБСОН, Леонид Вениаминович [р. 2(15).1.1904]- рус. сов. артист
 балета, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1926 по
 окончании Ленингр. хореографич. техникума (класс В. И. Пономарёва) был
 принят в балетную труппу Ленннгр. т-ра оперы и балета (ныне им. Кирова).
 Партии: Акробат ("Красный мак"), Кот в сапогах ("Спящая красавица") и
 др. Первая балетмейстерская работа - 2-й акт балета "Золотой век"
 Шостаковича (1930). В 1933-42- танцовщик и балетмейстер Большого т-ра, с
 1942- балетмейстер Т-ра оперы и балета им. Кирова.
  Пост.: "Алн-батыр" ("Шурале", 1941, Татарский т-р оперы и балета;
 1950, Т-р оперы и балета им. Кирова, Гос. пр. СССР. 1951), "Сольвейг"
 Асафьева, балетная сюита на муз. Грига (1952, Ленингр. Малый оперный
 т-р), "Спартак" Хачатуряна (1957, Т-р оперы и балета им. Кирова; 1962,
 Большой т-р), "Клоп" Отказова и Фиртича (1962, Т-р оперы и балета им.
 Кирова), "Двенадцать" Тищенко (1964, там же).
  Для пост. Я. характерна разработка острых конфликтов, он показывает
 столкновение непримиримых сил, отказывается от классич. танца, как
 основного средства выразительности (использует для характеристики
 фантастпч. персонажей), обращается к пластике, заимствованной из быта,
 нар. танцев. В пост. Я. танец органично связан с пантомимой.
  Я. участвовал в организации хореографпч. уч-щ и преподавал в
 Свердловске (1936) и Ашхабаде (1940). Лит.: [Красовская В.], Балет
 Ленинграда, [Л.], 1961, с. 43-49; Б о г д а н о в-Б ерезовский В.,
 Ленингр. гос. акад. ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова,
 М.- Л., 1959, с. 29U-92, 314-18; "Рабочий и театр", 1933, До 14, с.
 16-17; "Театр", 1965, ј 5, с. 51-52;
  Леонид Якобсон. Творческий путь балетмейстера, его балеты, миниатюры,
 исполнители, Л.- М., 1965.
  ЯКОВА (Jakova), Коль (р. 1917) - алб. драматург. Один из
 основоположников совр. алб. драматургии. Автор историч. драмы "Халили и
 Хайрия" (1950, Нар. т-р. Тирана) о борьбе с тур. игом. Пьеса "Наша
 земля" (1954. там же; пр. Республики, 1955) рассказывает о проведении
 земельной реформы в Нар. Албании. Среди др. пьес: "Мотор", "Заря",
 "Задание" и др. С 1945 Я. был первым директором Нар. т-ра в Тиране.
  Лит.: S h u t е r i g [ Dh. S. (hart), Historia e lete-rsise shqipe.
 Per shkollat e mesme, Tirane, 1955; Antologji e letersise shgipe, per
 shkollat e mesmc, Tirane, 1960;
  Юткевич С., Искусство Народной Албании, М., 1958. Р. Я.
  ЯКОВА (Jakova), Пренг (р. 1927) - алб. композитор. Засл. арт. НРА
 (1961). Автор первой нац. алб. оперы "Мрика" об алб. молодёжи (1959,
 Гос. т-р оперы и балета в Тиране) на либретто Л. Силичи; песен и др.
 соч. Р. К.
  ЯКОВЛЕВ, Алексей Семёнович [1773, Петербург,- 3(15).XI. 1817, там же]
 - рус. актёр. Сын костромского купца. Образование получил в приходском
 нар. уч-ще. Работая в Петербурге приказчиком в галантерейной лавке,
 увлекался поэзией, т-ром; сочинил пьесу "Несчастный любовник". Редкая
 актёрская одарённость Я. была замечена И. А. Дмитревским, к-рый
 подготовил с ним несколько ролей для поступления на сцену. Я.
 дебютировал в Петерб. т-ре в 1794 в ролях Оскольда, Синава ("Семпра",
 "Синав и Трувор" Сумарокова) и Доранта (переводная комедия "Ревнивый").
 Быстро заняв первое место в труппе, Я. не стал последователем
 Дмитревского: в период упадка классицизма, утери веры в "разумного"
 монарха он становится одним из первых провозвестников нового периода в
 иск-ве.
  В творчестве Я. получила раскрытие тема драматич. разлада между
 человеком и обществом, проявилось усиление индивидуального, лирич.
 начала в пск-ве, произошло обогащение психологич. содержания сценич.
 образа.
  Я. создал образы людей с богатым душевным миром, жаждущих добра и
 свободы. Но свободолюбие его героев часто приобретало форму презрения к
 обществу. его своекорыстию, жестокости, к догматич. пониманию долга.
 Конфликт между долгом и чувством, составляющий идейную основу
 классицист-ской трагедии, чужд Я. Играя свои лучшие роли, Я. выводил на
 сцену героя, освободившегося и от подчинения отвлеченно трактуемому
 принципу "долга" и от уверенности в обязательной победе добрых начал.
 Пытаясь отстаивать своп права, герои Я. исходили из индивидуального
 самосознания, из правды собственных чувств. Их бунтарство было
 стихийным, не соединялось с ясной политич. идеей, но шло от демократич.
 освободит, устремлений времени. Мироощущение Я. не могло выразиться в
 старых клас-сицистских формах. Актёр порывистой эмоциональности,
 лирически самоуглублённый и непосредственный, он достигал невиданной
 ранее (особенно в трагедии) простоты игры и её внутр. драматич.
 наполнения. Ломая прежние каноны, Я. выступал как предшественник
 романтич. актёров.
  Репертуар Я. был широк. Значит, часть его еще составляли роли в
 классицистских трагедиях. В первый период своей сценич. деятельности Я.
 играл, по его собственному признанию, "и так и сяк, да невпопад". Но
 позднее, в трагедиях Расина (Иодай- "Гофолия"), Вольтера (Танкред - о.
 п., Чингиз-хан- "Китайский сирота"), Княжнина (Ярб -"Д ид она") и др.,
 Я. предстал сильным, самостоят, художником, выявлявшим в своих героях
 признаки внутр. неудовлетворённости, критич. неприятие мира, глубокие
 драматич. чувства. Так, играя роль Ярба, Я. вместо традиционного
 театрально-условного злодея создавал образ одинокого, пылкого и
 страдающего человека; страсти, терзавшие его героя, были гибельны для
 окружающих, но весь облик жестокого ревнивца представлялся современникам
 полным своеобразного очарования, величия и поэзии.
  Склонность Я. к эмоциональной, динамичной игре, к драматич.
 пантомиме, отказ от декламацпонности особенно проявились в мещанской
 драме и мелодраме (рус. и переводной), а также в пьесах, к-рые отражали
 проникновение романтич. тенденций в старые формы трагедии и комедии. Я.
 сыграл множество ролей в переводах и переделках с немецкого и
 французского яз. (драмы А. Коцебу, Ж. Дюсн, Ж. Дюваля и др.). С большим
 успехом играл роли таинственного узника Бастилии Юлия и жестокого
 герцога Фердинанда (переводные мелодрамы "Железная маска" и "Волшебница
 Сидония"), мрачного Джонсона и блистательного, пылкого Шекспира (в
 комедиях "Чёрный человек" и "Влюблённый Шекспир"). Через внешнюю
 эффектность этих пьес постоянно прорывались живые чувства и могучий
 темперамент актёра, его способность волновать и трогать зрителей. Играя
 Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу), Я. освобождал роль от
 свойственной ей излишней сентиментальности, подчёркивал одиночество
 своего героя, раскрывал его самоуглублённую, страстную, неспособную к
 душевному компромиссу натуру.
  Важнейшим этапом в творчестве Я. было его участие в постановках драм
 В. А. Озерова и особенно исполнение гл. ролей в драматпч. поэме "Фингал"
 (1805) и трагедиях "Димитрий Донской" (1807), "Поликсена" (1809, роль
 Агамемнона). Пред-романтические тенденции драматургии Озерова были
 близки Я. Исполняя роль древнешотландск о г о витязя Фингала, Я.
 показывал человеч. достоинство, мужество и лирич. мечтательность своего
 героя. Его игра пленяла зрителей богатством неожиданных красок,
 простотой и задушевностью. С огромным подъёмом сыграл Я. роль Димитрия
 Донского. Спектакль отвечал патриотич. чувствам рус. об-ва в период
 наполеоновских войн и принёс Я. триумфальный успех. Образы, созданные
 Я., были проникнуты чувством современности; утомлённость кровопролитными
 войнами, приносящими народам страдания, горькое разочарование в людях и
 обществе определяли трактовку Я. роли Агамемнона в "Поликсене".
  Я. был первым исполнителем на рус. сцене ряда ролей в произв.
 Шекспира и Шиллера: Отелло ("Отел-ло, или Венецианский мавр", перевод
 Вельяминова с франц. переделки Дюси, 1806), Эдгарда (Эдгара) ("Леар",
 переделка Н. И. Гнедича "Короля Лира", 1807), Гамлета (о. п., подражание
 Шекспиру Ви-сковатова, 1810). В роли Карла Моора ("Разбойники", 1814)
 проявились бунтарская непримиримость, демократическая направленность
 творчества актёра, его стремление к новой, антпклассицистской манере
 игры.
  В последние годы деятельности в творчестве Я. наблюдался упадок.
 Прогрессивная критика отмечала неуравновешенность игры Я., отсутствие в
 ней героич. гражданского пафоса, строгости формы.
  Лит.: К-в Д., Алексей Семенович Яковлев, русский трагический актёр,
 "ЕИТ". Сезон 1893-1894, Приложения кн. 1, СПБ, 1894; Данилов С. С.,
 Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948; его ж е
 Русский драматический театр XIX века, т.1, Л.-М., 1957- Родина Т.,
 Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. r? p
  ЯКОВЛЕВ, Василий Васильевич [7(19). IX. 1880- 8. VI II.1957] - рус.
 сов. музыковед. Доктор искусствоведения. Учился у Н. А. Соколова
 (Петербург). Работал в Управлении гос. т-ров Наркомпроса, Большом т-ре,
 Гос. академии художеств. наук, Моск. консерватории, Доме-музее им. П.
 II. Чайковского и др. Автор исследований и статей в области оперного
 т-ра.
  Соч.: Избранные труды о музыке, т. 1-П. И. Чайковский, М., 1964;
 Сергей Иванович Танеев. Его музыкальная жизнь, М., 1927; Мусоргский и
 его "Хованщина", в кн.:
  Мусоргский и его "Хованщина", М., 1928; Пушкин и русский оперный
 театр. "Сов. музыка", 1937, ј 3 и ј 6; Дни и годы П. И. Чайковского,
 [сост. и ред. В. В. Яковлев] М.- Л 1940; "Орестея" С. И. Танеева в
 театре, в сб.: С. И. Танеев и русская опера, М., 1946; Как создавалась
 опера Бородина "Князь Игорь", в сб.: Научно-творческая работа ВТО, М.,
 1946; Н. А. Римский-Корсаков и оперный театр С. И. Мамонтова, в кн.:
 Театральный альманах, кн. 2, М., 1946;
  Рахманинов и оперный театр. в сб.: Рахманинов и русская опера, М.,
 1947; Пушкин и музыка 2 изд М 1957; Д. М. Леонова, М.- Л., 1950; П. А.
 Хохлов М.- Л" 1950. р
  ЯКОВЛЕВ, Кондрат Николаевич (1864-26.VIII. 1928)- рус. актёр. Засл.
 арт. Республики (1921). Герой Труда (1923). Окончил драм. отделение
 Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва (1889, класс А. И. Южина).
 Сезон 1889/90 играл в Киеве. В 1890- 1895-актёр моек. Т-ра Корша, в
 1895-98- казан-ско-саратовского Т-ва Бородая, 1898-1906 - петерб. Т-ра
 Лит.-художеств. об-ва. С 1906-в труппе Александрийского т-ра (ныне
 Ленингр. гос. академич. т-р драмы). Блестящий характерный актёр, Я.
 выступал в драматич., комедийных, водевильных ролях. Игра Я. отличалась
 органич. естественностью, непосредственностью. "Кондрат-просто-та"- так
 назвал критик А. Р. Кугель одну из статей, посв. актёру. Большой
 творческой удачей Я. была роль следователя Порфирпя Петровича
 ("Преступление и наказание" по Достоевскому, 1899, Т-р Лит.-художеств.
 об-ва; в роли Раскольникова - Орле-нев), исполненная Я. с блестящим
 мастерством. В этом образе Я. показал, по отзыву Кугеля, "живое
 воплощение изворотливой инквизиторской мысли". "Невозможно забыть, -
 вспоминал Ю. М. Юрьев,-эти какие-то округлые манеры в движении, эти
 ласковые, такие, казалось, обыденные, житейские интонации... Вся сцена
 велась им, как виртуозная игра кошки с мышкой".
  Я. с успехом играл различные роли; поэзию добрых чувств прославлял он
 в роли доктора философии Ютнера ("Старый Гейдельберг" Мейер-Фёрсте-ра,
 1908), образ деликатного, душевно тонкого человека создал, играя роль
 профессора Телемахова ("Профессор Сторицын" Андреева, 1912). К числу
 лучших ролей Я. принадлежали также - Городничий, Расплюев; Лев Гурыч
 Синичкин (о. п. Д. Ленского), Журден ("Мещанин во дворянстве"). В пьесах
 сов. драматургов Я. исполнил роли Марея ("Пугачёвщина" Тренёва, 1926),
 Рубашкина ("Конец Криво-рыльска" Ромашова, 1926) и др.
  Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, М., 1963, с. 445-58; Малютин Я. О.,
 Актёры моего поколения, Л.-М., 1959, с. 193-216. АН. А.
  ЯКОВЛЕВ, Леонид Георгиевич [31.111(12.IV).1858- 2. VI. 1919] - рус.
 артист оперы (лирико-драматпч. баритон). В 1885-86 занимался в Киеве у
 Е. К. Ряд-нова. В 1886-87 выступал в оперной антрепризе И. Е. Питоева
 (Тифлис). В 1887-1906 - солист, в 1918-19 - режиссёр Мариинского т-ра.
 Уйдя со сцены, руководил провинциальными оперными труппами. С 1911 вёл
 педагогич. работу на частных курсах в Петербурге. У Я. был мягкий по
 тембру голос, ровный и звучный во всех регистрах, со свободными верхними
 нотами. Яркая эмоциональность, темпераментность, эффектная сценич.
 внешность способствовали исключит. популярности Я. Лучшая партия -
 Онегин.
  Др. партии: Демон; купец Калашников (о. п. А. Рубинштейна), Олоферн,
 Пётр ("Юдифь", "Вражья сила" Серова), Орсо. ("Корделия" Соловьёва), Якуб
 ("Сарацин" Кюи), Вязьминский, Елецкий, Роберт ("Опричник", "Пиковая
 дама". "Иоланта" Чайковского), Троекуров ("Дубровский" Направника), граф
 Невер ("Гугеноты" Мейербера), Валентин {"Фауст"), Риголетто, Эскамильо;
 Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера). В. Бр.
  ЯКОВЛЕВ, Николай Капитонович [25.IV(7.V). 1869, Рязань,- 21.XII.1950,
 Москва]- рус. сов. актёр. Нар. арт. СССР (1944). По окончании драм.
 курсов при Моск. театр. уч-ще (класс О. А. Правдина) в 1893 был принят в
 Малый т-р, где играл до конца жизни. Большое влияние на развитие таланта
 Я. оказал А. П. Ленский, в спектаклях к-рого, пост. для утренников
 Малого театра (1895-98), проявилось жизнерадостное комедийное дарование
 артиста. В 1898- 1907. помимо работы на осн. сцене Малого т-ра, Я.
 выступал и в молодёжном филиале Малого и Большого т-ров - Новом т-ре.
 Обладая живым темпераментом, чувством юмора, острой наблюдательностью,
 превосходно зная старый уклад русской жизни, Я. уже в начале своей
 сценической деятельности с успехом играл разнохарактерные роли: Кочкарёв
 ("Женитьба", 1896); Кудряш ("Гроза", 1895), Бальзаминов ("Женитьба
 Баль-заминова", 1896), Разлюляев ("Бедность не порок", 1897), Платон
 ("Правда- хорошо, а счастье лучше", 1897), Счастливцев (1898),
 Мурзавецкий ("Волки и овцы", 1900), Бородкин ("Не в свои сани не
 с'адись", 1903), Белогубов ("Доходное место", 1907), Мила-шин ("Бедная
 невеста", 1909) - в пьесах Островского, Ноздрёв ("Мёртвые души" -по
 Гоголю, 1902),
  Хлестаков (1902); Андрей Белугин ("Женитьба Бе-лугина" Островского и
 Соловьёва, 1903), Семён и Яков ("Плоды просвещения", 1907 и 1911),
 Загорец-кий ("Горе от ума", 1911) и др. В ролях Кудряша, Разлюляева;
 Вани ("Ночное" Стаховича, 1896) Я. мастерски исполнял нар. песни, с
 удалью плясал. Типичный представитель иск-ва Малого т-ра, Я. огромное
 внимание уделял слову, владел мастерством образной, богатой тончайшими
 нюансами сценич. речи. Наряду с комедийными и водевильными ролями, Я. с
 глубоким драматизмом играл роли Каранды-шева (1897) и особенно Тихона
 ("Гроза, 1911). Художник чисто рус. нац. склада, актёр т-ра Островского,
 Я. в то же время выступал и в зап. репертуаре, передавая в каждой роли
 стиль автора, своеобразие нац. характеров: Фигаро ("Севильский
 цирюльник", 1898, и "Женитьба Фигаро", 1899, 1920, Бомарше), Основа
 ("Сон в летнюю ночь", 1899), Ковьель ("Мещанин во дворянстве", 1900),
 Скапен ("Проделки Скапена", 1918), Тристан ("Собака садовника" Л one де
 Вега, 1895, 1919) и др.
  В сов. время иск-во Я. приобрело сатирич. остроту, психологич.
 углубленность. В этот период артист создал свои наиболее зрелые работы:
 Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье"; композиция Нарокова из пьес
 Островского, 1934), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты",
 1935, 2-я ред. 1941), Любим Торцов (1924, 1946), Городничий (1934,
 1938). Вершина творчества Я.-образ Грознова ("Правда - хорошо, а счастье
 лучше", 1941). В числе др. значит. ролей актёра: Бобыль ("Снегурочка",
 1922), Васильков' ("Бешеные деньги", 1933), Василий Шуйский ("Борис

<< Пред.           стр. 906 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу