<< Пред.           стр. 92 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 preceduto de una dissertazione intorno a Groette, Mil., 1843.
  Лит.: Классики хореографии (Отв. ред. Е. И. Чесно-ков), Л.-М., 1937;
 Левинсон А. Я., Мастера балета, М., [1915]. Ham. P.
  БЛАНТЕР, Матвей Исаакович [р.28.1(10.П). 1903]- советский композитор.
 Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Музыке обучался в Курском и Моск.
 филармо-нич. уч-щах; брал уроки у Г.Э. Конюса. В 1921 работал как театр.
 композитор в "Мастерской Н. М. Форрегера" ("Мастфоро) в Москве. В
 1926-27 - зав. муз. частью Ленингр. т-ра сатиры, в 1930-31 -
 Магнитогорского т-ра, в 1932 - передвижного т-ра журнала "Крокодил", в
 1932-33 - Горьковского т-ра миниатюр. Автор оперетт: "Сорок палок"
 (1924, Москва), "Нос президента" (1926, Москва), "На берегу Амура"
 (1939, Моск. т-р оперетты), песен, музыки к спектаклям в различных
 т-рах, к фильмам и др. соч. Музыка оперетт Б., так же как и его песен,
 завоевавших широкую популярность в СССР и за рубежом, отличается
 простотой, жизнерадостностью, мелодичностью. Мн. песни и танцы Б.,
 написанные для спектаклей, исполняются в виде отдельных номеров на
 концертной эстраде.
  БЛ-АНШ (Blanche), Август Теодор (17.IX.1811- 30.XI.1868) - шведский
 писатель-драматург. Лит. деятельность начал в 1838. Основоположник
 шведской комедии. Среди пьес Б. (указаны даты соч.): "Ненавидящий
 шарманку" (1843), "Богатый дядя" (1845), "Магистр Блекстадиус" (1844),
 "Подкидыш" (1847), "Странствующая труппа" (1848). Заимствуя сюжеты у
 иностр. авторов, Б. вносил в свои пьесы черты шведской действительности
 (в комедии "Странствующая труппа", 1848, использован сюжет "Комического
 романа" Скаррона).
  Соч.: Valda skrifter, dl 1-10, Stockh., 1918-22.
  Лит.: Erdmann N., A. Blanche och hans samtid, Stockh., l 892; Lamm
 M., August Blanche som Stockholms s kild rare, 2 uppl., Stockh., 1950.
 A.M.
  "БЛАНШ" (Blanche) - театральное здание в Стокгольме. Построено в 1879
 нем. арх. Т. Бланшем. Вначале называлось "Водевильным т-ром". В 80-е гг.
 здание т-ра использовалось как выставочный зал, затем как кинотеатр. С
 1915 в "Б." выступают Драм. труппы, иногда ставятся оперные спектакли.
 Н. Г.
  БЛАРАМБ‚РГ, Павел Иванович [26. IX. 1841- 15(28).111.1907]-русский
 композитор. Музыке обучался самостоятельно; совершенствовался под рук.
 М. А. Балакирева, оказавшего решающее влияние на направление творчества
 Б. Впервые выступил как композитор с музыкой к драме Островского "Гроза"
 (1865). Среди произв. Б. наибольшей известностью пользовались оперы
 "Мария Бургундская" (1888) на сюжет пьесы "Мария Тюдор" В. Гюго и
 "Тушинцы" (1895) о восстании Ивана Болотникова. Обе оперы были пост. в
 Москве в Большом т-ре; часто шли на провинц. сцене. Б. принадлежат оперы
 "Скоморох" на сюжет пьесы А. Н. Островского "Комик XVII столетия"
 (1887), "Девица-русалка" по Мицкевичу (1888), "Волна" (не пост.), музыка
 к драме Островского "Воевода", а также ряд симф. и др. соч. Оперы Б.
 написаны в традициях рус. классич. школы; в их муз. языке отчётливо
 сказывается влияние композиторов "Могучей кучки", с к-рыми был близок Б.
 Для сценич. произв. Б. характерно бережное отношение к лит.
 первоисточнику, широкое использование интонаций и оборотов рус. нар.
 песен. Особенно удавались Б. массовые хоровые сцены. В 1888-93
 Б.преподаватель композиции, затем - профессор Муз.-драм. уч-ща Моск.
 филармонич. об-ва.
  Лит.: Серова В., Павел Иванович Бларамберг, "Русская музыкальная
 газета", 1894, ј 10.
  БЛАУВАРТ (Blauwaert), Эмиль (13. VI. 1845-2. II. 1891) - бельгийский
 артист оперы (бас-баритон). Пению обучался в Брюссельской консерватории
 у Ю. Гуссенса. Первоначально исполнял небольшие партии в т-ре "Фламанд"
 в Брюсселе. В качестве солиста выступил впервые там же в опере-оратории
 Бенуа "Лю-цифер" в 1865; после этого завоевал европ. известность. Как
 концертный и оперный певец гастролировал в Нидерландах, Франции,
 Германии, Австрии, Англии, России и др. странах. С большим успехом
 выступал в байрёйтских постановках опер Вагнера: Гурне-манц
 ("Парсифаль"), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др. Занимался педагогич.
 деятельностью. Л. М. БЛАУМАН, РудольфМатисович(1.1. 1863, Эргли,- 4. IX.
 1908, Такахарыо, Бинландия) - латышский писатель, драматург. Сын
 крестьянина. Работал журналистом в Риге и Петербурге. Лит. деятельность
 начал в 1887. Выдающийся писатель-реалист, Б. глубоко раскрыл в своих
 произв. жизнь латыш. крестьянства, социальные конфликты своего времени.
 Творчество его отмечено демократич. тенденциями. Б. создал значит,
 драма-тич. произведения, заложившие основу латыш. реали-стич. бытовой
 драмы. В 1890 в рижском Латышском т-ре была пост. первая пьеса Б.комедия
 "Воры". В этом т-ре осуществлены и первые пост. большинства др. пьес Б.
  Крупнейшие драмы Б.-"Злой дух" (1891), "Блудный сын" (1893)-о ломке
 патриархальных устоев в деревне. Этой же теме посв. пьеса "Индраны"
 (1904), характеризующаяся мастерством д-раматургич. техники, живостью и
 остротой диалога. Б. писал так-ке комедии: "Грехи Трины" (1896),
 "Сладкое вино" (1901), "Дни портных в Силмачах" (1902). Последние пьесы
 Б.- "В огне" (1905), "Субботний вечер" (соч. 1908, пост. 1909).
 Произведения Б. отличаются мастерской композицией, в них созданы яркие
 выразительные образы простых людей (Кристина -"В огне"), даны острые
 сатирич. характеристики (Мантраусис - "Злой дух", Трина - "Грехи
 Трины"). Пьесы Б.
  ("В огне", "Индраны", "Блудный сын") вошли в репертуар т-ров
 Советской Латвии и др. республик.
  Соч.: Kopoti raksti, se. I-VIII, Riga, 1958-60; в рус.
 пер.-Избранное, М., 1951, 19 52;. Пьесы, вступ. ст. А. Вилсона, М.,
 1959.
  Лит.: V i l s о n s A., Latviesu literaturas klasies Rudolfs
 Blaumanis, Riga, 1956. ?
  БЛАХА (Blaha), Луиза (8.IX.1850-18.1.1926) -' венгерская актриса.
 Начала выступать на сцене с 8 лет в провинции, с 1870 работала в
 Будапеште. С основания Народного т-ра (1875) играла на его сцене. Была
 популярной исполнительницей ролей крестьянок в венг. муз.-драм.
 "народных пьесах". Обладала красивым голосом, обаянием. Несмотря на
 условность жанра "народной пьесы", Б. стремилась к простоте и
 естественности игры. Её героини были наделены бесхитростными чувствами,
 душевной чистотой и жизнерадостностью. Роли: Рози ("Гроза деревни"
 Тота), Ж ос и Перак ("Красный кошелёк" Чепре-ги), Юлча ("Беглый солдат"
 Сиглигети), Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Эстер ("Вино" Гардоньи),
 жена Шари
  ("Судья Шари" Морица) и др. В дни Венгерской советской республики,
 1919 Б. горячо приветствовала освобождённый народ. Оставила сцену в
 1922. А. Гер.
  БЛАХЕР (Blacher), Борис (р. 6.1.1903) - немецкий композитор.
 Композиции учился у Ф. Е. Коха и в Берлинском ун-те (окончил в 1932).
 Творч. деятельность начал в 30-х годах. Автор опер: "Княжна Тараканова"
 (1941, Берлин), "Вупперталь" ("Прилив") по мотивам новеллы Мопассана
 (1946, Берлин), оперы-балета "Прусская сказка" (1949, Берлин); сценич.
 ораторий: "Ромео и Джульетта" по Шекспиру (1950, Берлин) и "Великий
 инквизитор" по мотивам "Братьев Карамазовых" Достоевского (1947,
 Берлин); балетов:
  "Праздник на юге" (1937, Кассель), "Арлекинада" (1941, Берлин),
 "Первый бал" (1949, Берлин), "Чиарина" (1949, Берлин); балетов-пантомим
 с хором: "Лисистра-та" по Аристофану (1951, Берлин), "Гамлет" (1950,
 Монако), "Отелло" (1951, Монако) по Шекспиру, а также ряда соч. в
 различных жанрах. В ранних произв. Б. заметен интерес к использованию
 нар. песенных -и танц. форм, к созданию законченных муз. образов, однако
 в 50-х гг. композитор всё больше переходит на формалистич. позиции. Соч.
 Б., написанные в эти* годы, отличаются нарочитой усложнённостью. В
 полной мере это проявилось в Абстрактной опере" (1953,
 Франкфурт-на-Майне). С 1938 Б. преподавал в Дрезденской консерватории (с
 1948 - профессор). В 1954 Б.- директор Высшей школы музыки в Зап.
 Берлине.
  Лит.: Kosuzek Gr. F., Boris Blacher, "The Score", 1949, ј l, Auar. Л.
 М.
  БЛАХО (Blaho), Янко (p. 15.XI.1901) - чехосло вацкий артист оперы
 (тенор). Обучался в Миланской консерватории. С 1927 - солист оперной
 труппы словацкого Народного т-ра в Братиславе. Партии: Еник ("Проданная
 невеста"), Принц ("Русалка" Дворжака), Каварадосси ("Тоска"), Фауст (о.
 п. Гуно) и др. Работал также в Братиславе оперным режиссёром и
 хормейстером. Л. М.
  БЛАХУТ (Blachut), Бено (р. 14.VI.1913) - чехословацкий артист оперы
 (драматич. тенор). Засл. арт. Республики (1958). В 1935-39 обучался в
 Пражской консерватории: пению - у Кадержабека, драм. иск-ву и декламации
 - у Пуймана. Впервые выступил на оперной сцене в Оломоуце в 1939; до
 1941 - солист Оломоуцкого оперного т-ра. С 1941 Б.-один из ведущих
 певцов Народного т-ра в Праге. Партии: Ирка, Принц ("Черти Кача",
 "Русалка" Дворжака), Далибор (о. п. Сметаны), Ионтек ("Галька" Монюшко),
 Рауль ("Гугеноты"), Фауст (о. п. Гуно), Зигфрид (о. п. Вагнера), Хозе,
 Герман и др. Обладая выдающимися вок. данными, Б. с успехом исполняет
 наряду с драматическими и лирические партии оперного репертуара. В 1948
 гастролировал в Вене и Познани, в 1954 - в СССР. Гос. пр. (1941). Вл. О.
  БЛЕЙБТР‚Й (Bleibtreu), Хедвиг (23.XIL1868- 1958) - австрийская
 актриса. Окончила отделение драм. иск-ва Венской консерватории (ученица
 Б. Бау-мей стера и Ф. Kpa стеля). В 1886 дебютировала в Аугс-бургском
 гор. т-ре в роли короля Карла ("Каролин-ги" Вильденбруха). Работала в
 различных т-рах Германии,в венском"Карлстеатре".В 1893 вступила в труппу
 "Бургтеатра" (Вена). В своём творчестве Б. развивала лучшие традиции
 актёров "Бургтеатра"-стремление к точности замысла, законченности
 внешнего рисунка сценич. образа, высокой выразительности сценич. речи,
 лаконичности и скульптурности жеста. Создавала образы сильных, волевых
 женщин: Клитемнестра ("Орестея" Эсхила), Гонерилья ("Король Лир"),
 Ге-куба ("Троянки" Верфеля), Елизавета ("Мария Стюарт"), фру Альвинг.
 Среди лучших ролей Б. также: фрау Вольф, госпожа Фламм ("Бобровая шуба",
 /Роза Бернд" Гауптмана), Ревекка ("Салемские колдуньи" Миллера). В
 1931-50 снималась в кино. А.Н.
  БЛЕХ (Blech), Лео (21.IV.1871-24.VIII.1958) - немецкий дирижёр и
 композитор. Музыке обучался в 1890-99 у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей
 школе музыки (Берлин). Занимался также у Э. Гумпер-динка. В 1893-99
 Б.дирижёр Городского т-равАхе-не, в 1899-1906 - Нем. т-ра в Праге. С
 1906 дирижировал в Королевской (позже- Государственной) опере в Берлине
 (в 1913-23 - "генералмузикдиректор"); одновременно руководил Берлинской
 нар. оперой (в 1924 и с 1926) и Венской нар. оперой (1925). С 1925 Б.
 выступал как дирижёр во мн. странах Европы (в т. ч. в СССР), а также в
 США. В 1937-41 дирижировал в Оперном т-ре в Риге, в 1941-49 - в
 Королевской опере в Стокгольме. В 1949-54 Б.- дирижёр Гор. оперного т-ра
 в Зап. Берлине. Автор опер: "Аглая" (1893, Ахен), "Керубина" (1894,
 Ахен), "Это был я" (1902, Дрезден), "Альпийский царь и мизантроп" на
 сюжет романа Ф. Раймунда (1903, Дрезден), "Опечатанный" (1908, Гамбург),
 оперетты "Соломенная вдова" (1920, Гамбург) и др.
  Лит.: Walter J., Leo Blech: ein Bravier, Hamb.-Lpz., 131. Л. M.
  БЛИЗЙНЬСКИЙ (Blizinski), Юзеф (10.III.1827-29. I V. 1893)- польский
 драматург. В своих комедиях Б, критически изображает нравы
 буржуазии.упадок польского дворянства: "Панна с приданым" (1867),
 "Предусмотрительная мама" (1871), "Старый холостяк" (1870). Наиболее
 значит, комедии Б.- "Пан Дамазий" (1877) и "Обломки" (1881) - до сих пор
 сохраняются в репертуаре польского т-ра.
  Лит.: К г e je i К., Dejiny polske literatury, Praha, 1953:
  Z a b i c k i Zb., Wstep к изд. В 1 i z i u s k i J., Pan Da-rriazy,
 Wroclaw, 1955. С. И.
  БЛИННИКОВ, Сергей Капитонович (р. 30. VI I. 1901) - русский советский
 актёр. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1922-в труппе МХАТа. Яркий актёр преим.
 бытового плана, Б. рисует образ крупными и сочными мазками, стремясь к
 типизации и обобщению. Присущее Б. мастерство речи особенно ярко
 сказывается в рус. классич. репертуаре: Алошка и Бубнов ("На дне"), Яша
 и Лопахин ("Вишнёвый сад"), Гаврила и Курослепов ("Горячее сердце"),
 Восмибра-тов ("Лес"). Большой эмоциональной силы Б. достиг в ролях
 Прокофия Пазухина ("Смерть Пазухина"
  Салтыкова-Щедрина), Луп-Клешнина ("Царь Федор Иоаннович" А. К.
 Толстого), Бессеменова ("Мещане"), Б. создал яркий типич. образ
 Собакевича ("Мёртвые души" по Гоголю). Ироническим спокойным юмором было
 проникнуто исполнение роли Нова Тро-тера ("Пиквикский клуб" по
 Диккенсу). В сов. репертуаре играл Ваську Окорока ("Бронепоезд 14-69"),
 Кондратьева ("Зелёная улица" Сурова, Ст. пр. 1949) и др. Ведёт
 преподавательскую работу в Школе-студии им. Немировича-Данченко.
 Выступает как режиссёр ("Сердце не прощает" Софронова, "Вторая любовь"
 Мальцева и Венкстерн, Ст. пр. 1951). Снимался в кино. Я. М.
  БЛИНОВ, Борис Павлович (р. 19.IV.1909) - советский артист балета.
 Засл. арт. Эст. ССР (1957). По национальности русский. Один из
 основоположников балета в Эстонии. С 1926 работает в т-ре "Эстония"
 (Таллин) как солист балета и балетмейстер-ассистент. Исполняет
 преимущественно характерные партии:
  Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Фальстаф ("Виндзорские кумушки"
 Оранского), Сорте ("Калевипоэг" Каппа), Квазимодо ("Эсмеральда"),
 Командор ("Лау-ренсия"). Леа Т.
  БЛИСС (Bliss), Артур (р. 2.VIII.1891) - английский композитор и
 дирижёр. Мастер музыки её величества английской королевы. Музыке
 обучался у Ч. Станфорда и Р. Воан-Уильямса. Автор оперы "Олпм-пийцы"
 (1949, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), балета "Шахматы" (1937, Париж),
 опер "Чудо в Горбалсе" (1944), "Адам Зеро" (1946) (обе оперы пост. в
 Лондоне), симф., камерных и др. соч., музыки к драм. спектаклям "Буря"
 (1921) и "Как вам это понравится" (1920) по Шекспиру, пост. в Лондоне, и
 др. В своих сценич. произв. Б. опирается на традиции классич. музыки,
 стремясь к доступности, простоте мелодич. рисунка, ясности и чёткости
 муз. характеристик. В 1956 Б. выступал в качестве дирижёра в СССР.
  Лит.: Frank A., Modern British composers, L., 1953. Be. Г.
  "БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР" ("Illustre-Theatre")- театр. существовавший в
 Париже в 1643-45 (организован в нач. 1643). Первый спектакль состоялся 1
 янв. 1644. Во главе "Б.т." стояли Мольер и актриса М. Бежар. Репертуар
 т-ра, ставившего драматургически слабые пьесы Н. Дефонтена, Т. Л.
 Эрмита, П. Дюрийе, не пользовался успехом у зрителя, и "Б. т." не мог
 конкурировать с привилегированными т-рами (т-ром "Бургундского отеля" и
 т-ром "Mape"). Просуществовав до осени 1645 (сменив несколько
 помещений), "Б. т." должен был прекратить своё существование из-за
 материальных трудностей. Мольер, отвечавший за финансовое положение
 театра, по требованию кредитора был посажен в долговую тюрьму (август
 1645), После закрытия "Б. т." Мольер и М. Бежа, возглавив труппу, уехали
 из Парижа. Труппа Мольера играла в провинции, где приобрела широкую
 известность.
  Лит.: Мокульский С. С., Мольер (1622-1673), М., 1936; М а н ц и у с
 К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени, пер. с франц., М.,
 1922; Бояджиев Г., Молодой Мольер, в кн.: Сообщения Института истории
 искусств, ј 10-11, M,-Л., 1957; M i с h a u t Gr., La jeunesse de
 Moliere, P., 1922. Гр. Б.
  БЛЙЦШТЕЙН (Blifczstein), Марк (р. 2.III.1905) - американский
 композитор и пианист. Композиции обучался на муз. отделении
 Пенсильванского ун-та, затем- в Муз. ин-те Кёртиса в Филадельфии
 (19241926) и в Берлинской академии иск-в (у А. Шёнберга,
  1927). Композиторскую деятельность начал в 1926. С сер. 30-х гг.
 работал в основном над соч. для сцены. Автор ряда произв., в к-рых
 выражен протест против эксплуатации рабочего класса. Первая большая
 опера Б.-"Колыбель будет качаться" (соч. в 1936 на собств. либретто). В
 этой и последующей опере
  "Нет - вместо ответа" (1941, на собств. либретто) выражены мысли и
 чувства амер. бевработных, участников забастовочного движения,
 сатирически изображается совр. амер. действительность. Обе оперы были
 исполнены первоначально любительскими рабочими коллективами в Нью-Йорке
 (в сопровождении рояля), т. к. пост. их была запрещена; опера "Колыбель
 будет качаться" была пост. в проф. т-ре только в 1947. К числу наиболее
 известных соч. Б. принадлежит также опера "Регина" по пьесе Л. Хелман
 "Лисички" (1949). Б. написал хоровую оперу-ораторию "Осуждённые" (1933),
 радио-оперу "Я достал мелодию" (1937), опе-pv-фильм "Ночная смена"
 (1942), ряд одноактных опер, балеты "Каин" (1930), "Представление"
 (1946), музыку к спектаклям "Юлий Цезарь" Шекспира (1937) и
 "Дантон"Бюхнера(1938,"Меркьюри-тиэтр",Нью-Йорк), "Другая сторона леса"
 Хелман (1946, т-р "Кермит Блумгарден", Нью-Йорк), "Андрокл и Лев" Шоу
 (1947, Нью-Йорк), музыку к фильмам, антифашистские и рабочие песни и др.
 соч. в различных жанрах. Б.- один из первых амер. композиторов,
 сделавших попытку создания нац. оперы. Б. стремился развить лучшие
 традиции амер. муз. т-ра (тесная связь с нар. творчеством, сочетание
 элементов драмы и оперы). Оперно-драматнч. соч. Б. содержат как
 музыкальные, так и речевые эпизоды. Композитор широко использует
 интонации популярных песен. Творчество Б. характеризуется яркостью
 муз.-сценич. образов, сатирич. остротой. В 1932 был удостоен премии
 Филадельфийского оркестра, в 1940 - премии фонда Гугген-гейма.
  Лит.: Brant С. Н., Marc Blit/stein, "Modern Music", 1946, July. Л. М.
  БЛОДЕК (Blodek), Вилем (3.X.1834-1.V. 1874) - чешский композитор и
 педагог. Муз. образование получил в Пражской консерватории. Автор опер
 "Кла-рисса" на либретто Б. Сметаны (1934, Прага), "В колодце" (1867,
 Прага), "Зитек" (1934, Прага), а также музыки к драм. спектаклям, симф.
 и др. соч. Комич. опера из сельской жизни "В колодце", вошедшая в
 репертуар мн. чеш. оперных т-ров и любительских кружков, близка по
 характеру музыки к операм Б. Сметаны. С 1860 Б.- профессор Пражской
 консерватории. Л. Т., Е. П.
  БЛОК, Александр Александрович [16(28). XI. 1880,
 Петербург,-7.VIII.1921, Петроград] - русский поэт. Род. в дворянской
 семье. Отец - профессор Варшавского ун-та, мать (А. А.
 Бекетова)писательница. В 1898-1901 учился на юридич. ф-те Пе-терб.
 ун-та, затем перешел на славяно-рус, отделение исто-рико-филологич.
 ф-та, к-рое окончил в 1906. Лит. деятельность начал в 1903 ("Стихи о
 Прекрасной даме") как поэт-символист.
  Театр играл чрезвычайно большую роль в жизни Б. Театр. впечатления
 широко претворялись в его поэзии, драматургии. Б. принадлежит большое
 количество работ по вопросам т-ра (статей, рецензий, докладов и т. д.).
 Он был крупным театр. деятелем, активным участником строительства нового
 т-ра в первые годы Советской власти, одним из создателей и руководителей
 петрогр. Большого драм. т-ра.
  Интерес к т-ру появляется у Б. еще в детские годы. В юности он
 участвовал в любительских спектаклях; с успехом играл роли Гамлета,
 Чацкого. Мечтал о сценич. деятельности. Тогда же определяется любовь Б.
 к Моск. художеств. т-ру и Станиславскому. Реализм чеховских спектаклей
 МХТ навсегда остаётся для Б. высоким проявлением художественной правды в
 т-ре. Театр. темы входят в лирику Б. (ряд стихотворений, связанных с
 образом Гамлета,- стихотворение "Бала-ганчик" и др.). Из стихотворения
 зарождается замысел его первой пьесы "Балаганчик" (1906), направленной
 против "мистиков", воспринимающих простые реальные вещи как нечто
 роковое, потустороннее, и в то же время раскрывающей двойственность,
 неустойчивость совр. человека. "Балаганчик", как и последовавшие за ней
 пьесы "Король на площади" и "Незнакомка", составившие трилогию
 (1906),-драмы лирические. Б. писал в предисловии к этим драмам, что в

<< Пред.           стр. 92 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу