<< Пред. стр. 92 (из 913) След. >>
preceduto de una dissertazione intorno a Groette, Mil., 1843.Лит.: Классики хореографии (Отв. ред. Е. И. Чесно-ков), Л.-М., 1937;
Левинсон А. Я., Мастера балета, М., [1915]. Ham. P.
БЛАНТЕР, Матвей Исаакович [р.28.1(10.П). 1903]- советский композитор.
Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Музыке обучался в Курском и Моск.
филармо-нич. уч-щах; брал уроки у Г.Э. Конюса. В 1921 работал как театр.
композитор в "Мастерской Н. М. Форрегера" ("Мастфоро) в Москве. В
1926-27 - зав. муз. частью Ленингр. т-ра сатиры, в 1930-31 -
Магнитогорского т-ра, в 1932 - передвижного т-ра журнала "Крокодил", в
1932-33 - Горьковского т-ра миниатюр. Автор оперетт: "Сорок палок"
(1924, Москва), "Нос президента" (1926, Москва), "На берегу Амура"
(1939, Моск. т-р оперетты), песен, музыки к спектаклям в различных
т-рах, к фильмам и др. соч. Музыка оперетт Б., так же как и его песен,
завоевавших широкую популярность в СССР и за рубежом, отличается
простотой, жизнерадостностью, мелодичностью. Мн. песни и танцы Б.,
написанные для спектаклей, исполняются в виде отдельных номеров на
концертной эстраде.
БЛ-АНШ (Blanche), Август Теодор (17.IX.1811- 30.XI.1868) - шведский
писатель-драматург. Лит. деятельность начал в 1838. Основоположник
шведской комедии. Среди пьес Б. (указаны даты соч.): "Ненавидящий
шарманку" (1843), "Богатый дядя" (1845), "Магистр Блекстадиус" (1844),
"Подкидыш" (1847), "Странствующая труппа" (1848). Заимствуя сюжеты у
иностр. авторов, Б. вносил в свои пьесы черты шведской действительности
(в комедии "Странствующая труппа", 1848, использован сюжет "Комического
романа" Скаррона).
Соч.: Valda skrifter, dl 1-10, Stockh., 1918-22.
Лит.: Erdmann N., A. Blanche och hans samtid, Stockh., l 892; Lamm
M., August Blanche som Stockholms s kild rare, 2 uppl., Stockh., 1950.
A.M.
"БЛАНШ" (Blanche) - театральное здание в Стокгольме. Построено в 1879
нем. арх. Т. Бланшем. Вначале называлось "Водевильным т-ром". В 80-е гг.
здание т-ра использовалось как выставочный зал, затем как кинотеатр. С
1915 в "Б." выступают Драм. труппы, иногда ставятся оперные спектакли.
Н. Г.
БЛАРАМБ‚РГ, Павел Иванович [26. IX. 1841- 15(28).111.1907]-русский
композитор. Музыке обучался самостоятельно; совершенствовался под рук.
М. А. Балакирева, оказавшего решающее влияние на направление творчества
Б. Впервые выступил как композитор с музыкой к драме Островского "Гроза"
(1865). Среди произв. Б. наибольшей известностью пользовались оперы
"Мария Бургундская" (1888) на сюжет пьесы "Мария Тюдор" В. Гюго и
"Тушинцы" (1895) о восстании Ивана Болотникова. Обе оперы были пост. в
Москве в Большом т-ре; часто шли на провинц. сцене. Б. принадлежат оперы
"Скоморох" на сюжет пьесы А. Н. Островского "Комик XVII столетия"
(1887), "Девица-русалка" по Мицкевичу (1888), "Волна" (не пост.), музыка
к драме Островского "Воевода", а также ряд симф. и др. соч. Оперы Б.
написаны в традициях рус. классич. школы; в их муз. языке отчётливо
сказывается влияние композиторов "Могучей кучки", с к-рыми был близок Б.
Для сценич. произв. Б. характерно бережное отношение к лит.
первоисточнику, широкое использование интонаций и оборотов рус. нар.
песен. Особенно удавались Б. массовые хоровые сцены. В 1888-93
Б.преподаватель композиции, затем - профессор Муз.-драм. уч-ща Моск.
филармонич. об-ва.
Лит.: Серова В., Павел Иванович Бларамберг, "Русская музыкальная
газета", 1894, ј 10.
БЛАУВАРТ (Blauwaert), Эмиль (13. VI. 1845-2. II. 1891) - бельгийский
артист оперы (бас-баритон). Пению обучался в Брюссельской консерватории
у Ю. Гуссенса. Первоначально исполнял небольшие партии в т-ре "Фламанд"
в Брюсселе. В качестве солиста выступил впервые там же в опере-оратории
Бенуа "Лю-цифер" в 1865; после этого завоевал европ. известность. Как
концертный и оперный певец гастролировал в Нидерландах, Франции,
Германии, Австрии, Англии, России и др. странах. С большим успехом
выступал в байрёйтских постановках опер Вагнера: Гурне-манц
("Парсифаль"), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др. Занимался педагогич.
деятельностью. Л. М. БЛАУМАН, РудольфМатисович(1.1. 1863, Эргли,- 4. IX.
1908, Такахарыо, Бинландия) - латышский писатель, драматург. Сын
крестьянина. Работал журналистом в Риге и Петербурге. Лит. деятельность
начал в 1887. Выдающийся писатель-реалист, Б. глубоко раскрыл в своих
произв. жизнь латыш. крестьянства, социальные конфликты своего времени.
Творчество его отмечено демократич. тенденциями. Б. создал значит,
драма-тич. произведения, заложившие основу латыш. реали-стич. бытовой
драмы. В 1890 в рижском Латышском т-ре была пост. первая пьеса Б.комедия
"Воры". В этом т-ре осуществлены и первые пост. большинства др. пьес Б.
Крупнейшие драмы Б.-"Злой дух" (1891), "Блудный сын" (1893)-о ломке
патриархальных устоев в деревне. Этой же теме посв. пьеса "Индраны"
(1904), характеризующаяся мастерством д-раматургич. техники, живостью и
остротой диалога. Б. писал так-ке комедии: "Грехи Трины" (1896),
"Сладкое вино" (1901), "Дни портных в Силмачах" (1902). Последние пьесы
Б.- "В огне" (1905), "Субботний вечер" (соч. 1908, пост. 1909).
Произведения Б. отличаются мастерской композицией, в них созданы яркие
выразительные образы простых людей (Кристина -"В огне"), даны острые
сатирич. характеристики (Мантраусис - "Злой дух", Трина - "Грехи
Трины"). Пьесы Б.
("В огне", "Индраны", "Блудный сын") вошли в репертуар т-ров
Советской Латвии и др. республик.
Соч.: Kopoti raksti, se. I-VIII, Riga, 1958-60; в рус.
пер.-Избранное, М., 1951, 19 52;. Пьесы, вступ. ст. А. Вилсона, М.,
1959.
Лит.: V i l s о n s A., Latviesu literaturas klasies Rudolfs
Blaumanis, Riga, 1956. ?
БЛАХА (Blaha), Луиза (8.IX.1850-18.1.1926) -' венгерская актриса.
Начала выступать на сцене с 8 лет в провинции, с 1870 работала в
Будапеште. С основания Народного т-ра (1875) играла на его сцене. Была
популярной исполнительницей ролей крестьянок в венг. муз.-драм.
"народных пьесах". Обладала красивым голосом, обаянием. Несмотря на
условность жанра "народной пьесы", Б. стремилась к простоте и
естественности игры. Её героини были наделены бесхитростными чувствами,
душевной чистотой и жизнерадостностью. Роли: Рози ("Гроза деревни"
Тота), Ж ос и Перак ("Красный кошелёк" Чепре-ги), Юлча ("Беглый солдат"
Сиглигети), Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Эстер ("Вино" Гардоньи),
жена Шари
("Судья Шари" Морица) и др. В дни Венгерской советской республики,
1919 Б. горячо приветствовала освобождённый народ. Оставила сцену в
1922. А. Гер.
БЛАХЕР (Blacher), Борис (р. 6.1.1903) - немецкий композитор.
Композиции учился у Ф. Е. Коха и в Берлинском ун-те (окончил в 1932).
Творч. деятельность начал в 30-х годах. Автор опер: "Княжна Тараканова"
(1941, Берлин), "Вупперталь" ("Прилив") по мотивам новеллы Мопассана
(1946, Берлин), оперы-балета "Прусская сказка" (1949, Берлин); сценич.
ораторий: "Ромео и Джульетта" по Шекспиру (1950, Берлин) и "Великий
инквизитор" по мотивам "Братьев Карамазовых" Достоевского (1947,
Берлин); балетов:
"Праздник на юге" (1937, Кассель), "Арлекинада" (1941, Берлин),
"Первый бал" (1949, Берлин), "Чиарина" (1949, Берлин); балетов-пантомим
с хором: "Лисистра-та" по Аристофану (1951, Берлин), "Гамлет" (1950,
Монако), "Отелло" (1951, Монако) по Шекспиру, а также ряда соч. в
различных жанрах. В ранних произв. Б. заметен интерес к использованию
нар. песенных -и танц. форм, к созданию законченных муз. образов, однако
в 50-х гг. композитор всё больше переходит на формалистич. позиции. Соч.
Б., написанные в эти* годы, отличаются нарочитой усложнённостью. В
полной мере это проявилось в Абстрактной опере" (1953,
Франкфурт-на-Майне). С 1938 Б. преподавал в Дрезденской консерватории (с
1948 - профессор). В 1954 Б.- директор Высшей школы музыки в Зап.
Берлине.
Лит.: Kosuzek Gr. F., Boris Blacher, "The Score", 1949, ј l, Auar. Л.
М.
БЛАХО (Blaho), Янко (p. 15.XI.1901) - чехосло вацкий артист оперы
(тенор). Обучался в Миланской консерватории. С 1927 - солист оперной
труппы словацкого Народного т-ра в Братиславе. Партии: Еник ("Проданная
невеста"), Принц ("Русалка" Дворжака), Каварадосси ("Тоска"), Фауст (о.
п. Гуно) и др. Работал также в Братиславе оперным режиссёром и
хормейстером. Л. М.
БЛАХУТ (Blachut), Бено (р. 14.VI.1913) - чехословацкий артист оперы
(драматич. тенор). Засл. арт. Республики (1958). В 1935-39 обучался в
Пражской консерватории: пению - у Кадержабека, драм. иск-ву и декламации
- у Пуймана. Впервые выступил на оперной сцене в Оломоуце в 1939; до
1941 - солист Оломоуцкого оперного т-ра. С 1941 Б.-один из ведущих
певцов Народного т-ра в Праге. Партии: Ирка, Принц ("Черти Кача",
"Русалка" Дворжака), Далибор (о. п. Сметаны), Ионтек ("Галька" Монюшко),
Рауль ("Гугеноты"), Фауст (о. п. Гуно), Зигфрид (о. п. Вагнера), Хозе,
Герман и др. Обладая выдающимися вок. данными, Б. с успехом исполняет
наряду с драматическими и лирические партии оперного репертуара. В 1948
гастролировал в Вене и Познани, в 1954 - в СССР. Гос. пр. (1941). Вл. О.
БЛЕЙБТР‚Й (Bleibtreu), Хедвиг (23.XIL1868- 1958) - австрийская
актриса. Окончила отделение драм. иск-ва Венской консерватории (ученица
Б. Бау-мей стера и Ф. Kpa стеля). В 1886 дебютировала в Аугс-бургском
гор. т-ре в роли короля Карла ("Каролин-ги" Вильденбруха). Работала в
различных т-рах Германии,в венском"Карлстеатре".В 1893 вступила в труппу
"Бургтеатра" (Вена). В своём творчестве Б. развивала лучшие традиции
актёров "Бургтеатра"-стремление к точности замысла, законченности
внешнего рисунка сценич. образа, высокой выразительности сценич. речи,
лаконичности и скульптурности жеста. Создавала образы сильных, волевых
женщин: Клитемнестра ("Орестея" Эсхила), Гонерилья ("Король Лир"),
Ге-куба ("Троянки" Верфеля), Елизавета ("Мария Стюарт"), фру Альвинг.
Среди лучших ролей Б. также: фрау Вольф, госпожа Фламм ("Бобровая шуба",
/Роза Бернд" Гауптмана), Ревекка ("Салемские колдуньи" Миллера). В
1931-50 снималась в кино. А.Н.
БЛЕХ (Blech), Лео (21.IV.1871-24.VIII.1958) - немецкий дирижёр и
композитор. Музыке обучался в 1890-99 у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей
школе музыки (Берлин). Занимался также у Э. Гумпер-динка. В 1893-99
Б.дирижёр Городского т-равАхе-не, в 1899-1906 - Нем. т-ра в Праге. С
1906 дирижировал в Королевской (позже- Государственной) опере в Берлине
(в 1913-23 - "генералмузикдиректор"); одновременно руководил Берлинской
нар. оперой (в 1924 и с 1926) и Венской нар. оперой (1925). С 1925 Б.
выступал как дирижёр во мн. странах Европы (в т. ч. в СССР), а также в
США. В 1937-41 дирижировал в Оперном т-ре в Риге, в 1941-49 - в
Королевской опере в Стокгольме. В 1949-54 Б.- дирижёр Гор. оперного т-ра
в Зап. Берлине. Автор опер: "Аглая" (1893, Ахен), "Керубина" (1894,
Ахен), "Это был я" (1902, Дрезден), "Альпийский царь и мизантроп" на
сюжет романа Ф. Раймунда (1903, Дрезден), "Опечатанный" (1908, Гамбург),
оперетты "Соломенная вдова" (1920, Гамбург) и др.
Лит.: Walter J., Leo Blech: ein Bravier, Hamb.-Lpz., 131. Л. M.
БЛИЗЙНЬСКИЙ (Blizinski), Юзеф (10.III.1827-29. I V. 1893)- польский
драматург. В своих комедиях Б, критически изображает нравы
буржуазии.упадок польского дворянства: "Панна с приданым" (1867),
"Предусмотрительная мама" (1871), "Старый холостяк" (1870). Наиболее
значит, комедии Б.- "Пан Дамазий" (1877) и "Обломки" (1881) - до сих пор
сохраняются в репертуаре польского т-ра.
Лит.: К г e je i К., Dejiny polske literatury, Praha, 1953:
Z a b i c k i Zb., Wstep к изд. В 1 i z i u s k i J., Pan Da-rriazy,
Wroclaw, 1955. С. И.
БЛИННИКОВ, Сергей Капитонович (р. 30. VI I. 1901) - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1922-в труппе МХАТа. Яркий актёр преим.
бытового плана, Б. рисует образ крупными и сочными мазками, стремясь к
типизации и обобщению. Присущее Б. мастерство речи особенно ярко
сказывается в рус. классич. репертуаре: Алошка и Бубнов ("На дне"), Яша
и Лопахин ("Вишнёвый сад"), Гаврила и Курослепов ("Горячее сердце"),
Восмибра-тов ("Лес"). Большой эмоциональной силы Б. достиг в ролях
Прокофия Пазухина ("Смерть Пазухина"
Салтыкова-Щедрина), Луп-Клешнина ("Царь Федор Иоаннович" А. К.
Толстого), Бессеменова ("Мещане"), Б. создал яркий типич. образ
Собакевича ("Мёртвые души" по Гоголю). Ироническим спокойным юмором было
проникнуто исполнение роли Нова Тро-тера ("Пиквикский клуб" по
Диккенсу). В сов. репертуаре играл Ваську Окорока ("Бронепоезд 14-69"),
Кондратьева ("Зелёная улица" Сурова, Ст. пр. 1949) и др. Ведёт
преподавательскую работу в Школе-студии им. Немировича-Данченко.
Выступает как режиссёр ("Сердце не прощает" Софронова, "Вторая любовь"
Мальцева и Венкстерн, Ст. пр. 1951). Снимался в кино. Я. М.
БЛИНОВ, Борис Павлович (р. 19.IV.1909) - советский артист балета.
Засл. арт. Эст. ССР (1957). По национальности русский. Один из
основоположников балета в Эстонии. С 1926 работает в т-ре "Эстония"
(Таллин) как солист балета и балетмейстер-ассистент. Исполняет
преимущественно характерные партии:
Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Фальстаф ("Виндзорские кумушки"
Оранского), Сорте ("Калевипоэг" Каппа), Квазимодо ("Эсмеральда"),
Командор ("Лау-ренсия"). Леа Т.
БЛИСС (Bliss), Артур (р. 2.VIII.1891) - английский композитор и
дирижёр. Мастер музыки её величества английской королевы. Музыке
обучался у Ч. Станфорда и Р. Воан-Уильямса. Автор оперы "Олпм-пийцы"
(1949, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), балета "Шахматы" (1937, Париж),
опер "Чудо в Горбалсе" (1944), "Адам Зеро" (1946) (обе оперы пост. в
Лондоне), симф., камерных и др. соч., музыки к драм. спектаклям "Буря"
(1921) и "Как вам это понравится" (1920) по Шекспиру, пост. в Лондоне, и
др. В своих сценич. произв. Б. опирается на традиции классич. музыки,
стремясь к доступности, простоте мелодич. рисунка, ясности и чёткости
муз. характеристик. В 1956 Б. выступал в качестве дирижёра в СССР.
Лит.: Frank A., Modern British composers, L., 1953. Be. Г.
"БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР" ("Illustre-Theatre")- театр. существовавший в
Париже в 1643-45 (организован в нач. 1643). Первый спектакль состоялся 1
янв. 1644. Во главе "Б.т." стояли Мольер и актриса М. Бежар. Репертуар
т-ра, ставившего драматургически слабые пьесы Н. Дефонтена, Т. Л.
Эрмита, П. Дюрийе, не пользовался успехом у зрителя, и "Б. т." не мог
конкурировать с привилегированными т-рами (т-ром "Бургундского отеля" и
т-ром "Mape"). Просуществовав до осени 1645 (сменив несколько
помещений), "Б. т." должен был прекратить своё существование из-за
материальных трудностей. Мольер, отвечавший за финансовое положение
театра, по требованию кредитора был посажен в долговую тюрьму (август
1645), После закрытия "Б. т." Мольер и М. Бежа, возглавив труппу, уехали
из Парижа. Труппа Мольера играла в провинции, где приобрела широкую
известность.
Лит.: Мокульский С. С., Мольер (1622-1673), М., 1936; М а н ц и у с
К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени, пер. с франц., М.,
1922; Бояджиев Г., Молодой Мольер, в кн.: Сообщения Института истории
искусств, ј 10-11, M,-Л., 1957; M i с h a u t Gr., La jeunesse de
Moliere, P., 1922. Гр. Б.
БЛЙЦШТЕЙН (Blifczstein), Марк (р. 2.III.1905) - американский
композитор и пианист. Композиции обучался на муз. отделении
Пенсильванского ун-та, затем- в Муз. ин-те Кёртиса в Филадельфии
(19241926) и в Берлинской академии иск-в (у А. Шёнберга,
1927). Композиторскую деятельность начал в 1926. С сер. 30-х гг.
работал в основном над соч. для сцены. Автор ряда произв., в к-рых
выражен протест против эксплуатации рабочего класса. Первая большая
опера Б.-"Колыбель будет качаться" (соч. в 1936 на собств. либретто). В
этой и последующей опере
"Нет - вместо ответа" (1941, на собств. либретто) выражены мысли и
чувства амер. бевработных, участников забастовочного движения,
сатирически изображается совр. амер. действительность. Обе оперы были
исполнены первоначально любительскими рабочими коллективами в Нью-Йорке
(в сопровождении рояля), т. к. пост. их была запрещена; опера "Колыбель
будет качаться" была пост. в проф. т-ре только в 1947. К числу наиболее
известных соч. Б. принадлежит также опера "Регина" по пьесе Л. Хелман
"Лисички" (1949). Б. написал хоровую оперу-ораторию "Осуждённые" (1933),
радио-оперу "Я достал мелодию" (1937), опе-pv-фильм "Ночная смена"
(1942), ряд одноактных опер, балеты "Каин" (1930), "Представление"
(1946), музыку к спектаклям "Юлий Цезарь" Шекспира (1937) и
"Дантон"Бюхнера(1938,"Меркьюри-тиэтр",Нью-Йорк), "Другая сторона леса"
Хелман (1946, т-р "Кермит Блумгарден", Нью-Йорк), "Андрокл и Лев" Шоу
(1947, Нью-Йорк), музыку к фильмам, антифашистские и рабочие песни и др.
соч. в различных жанрах. Б.- один из первых амер. композиторов,
сделавших попытку создания нац. оперы. Б. стремился развить лучшие
традиции амер. муз. т-ра (тесная связь с нар. творчеством, сочетание
элементов драмы и оперы). Оперно-драматнч. соч. Б. содержат как
музыкальные, так и речевые эпизоды. Композитор широко использует
интонации популярных песен. Творчество Б. характеризуется яркостью
муз.-сценич. образов, сатирич. остротой. В 1932 был удостоен премии
Филадельфийского оркестра, в 1940 - премии фонда Гугген-гейма.
Лит.: Brant С. Н., Marc Blit/stein, "Modern Music", 1946, July. Л. М.
БЛОДЕК (Blodek), Вилем (3.X.1834-1.V. 1874) - чешский композитор и
педагог. Муз. образование получил в Пражской консерватории. Автор опер
"Кла-рисса" на либретто Б. Сметаны (1934, Прага), "В колодце" (1867,
Прага), "Зитек" (1934, Прага), а также музыки к драм. спектаклям, симф.
и др. соч. Комич. опера из сельской жизни "В колодце", вошедшая в
репертуар мн. чеш. оперных т-ров и любительских кружков, близка по
характеру музыки к операм Б. Сметаны. С 1860 Б.- профессор Пражской
консерватории. Л. Т., Е. П.
БЛОК, Александр Александрович [16(28). XI. 1880,
Петербург,-7.VIII.1921, Петроград] - русский поэт. Род. в дворянской
семье. Отец - профессор Варшавского ун-та, мать (А. А.
Бекетова)писательница. В 1898-1901 учился на юридич. ф-те Пе-терб.
ун-та, затем перешел на славяно-рус, отделение исто-рико-филологич.
ф-та, к-рое окончил в 1906. Лит. деятельность начал в 1903 ("Стихи о
Прекрасной даме") как поэт-символист.
Театр играл чрезвычайно большую роль в жизни Б. Театр. впечатления
широко претворялись в его поэзии, драматургии. Б. принадлежит большое
количество работ по вопросам т-ра (статей, рецензий, докладов и т. д.).
Он был крупным театр. деятелем, активным участником строительства нового
т-ра в первые годы Советской власти, одним из создателей и руководителей
петрогр. Большого драм. т-ра.
Интерес к т-ру появляется у Б. еще в детские годы. В юности он
участвовал в любительских спектаклях; с успехом играл роли Гамлета,
Чацкого. Мечтал о сценич. деятельности. Тогда же определяется любовь Б.
к Моск. художеств. т-ру и Станиславскому. Реализм чеховских спектаклей
МХТ навсегда остаётся для Б. высоким проявлением художественной правды в
т-ре. Театр. темы входят в лирику Б. (ряд стихотворений, связанных с
образом Гамлета,- стихотворение "Бала-ганчик" и др.). Из стихотворения
зарождается замысел его первой пьесы "Балаганчик" (1906), направленной
против "мистиков", воспринимающих простые реальные вещи как нечто
роковое, потустороннее, и в то же время раскрывающей двойственность,
неустойчивость совр. человека. "Балаганчик", как и последовавшие за ней
пьесы "Король на площади" и "Незнакомка", составившие трилогию
(1906),-драмы лирические. Б. писал в предисловии к этим драмам, что в