<< Пред.           стр. 97 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 рус. театр. школ-А. Будевская, К. Сарафов, Г. Киров,
  X. Ганчев, А. Кирчев, а также В. Кирков, С. Огнянов, С. Бычеаров и
 др. Видные драматурги этого времени - Вазов, Страшимиров, Тодоров,
 Яворов и др., просветители по своим взглядам, рассматривали т-р как
 средство пробуждения нац. самосознания, их патриотич. по направленности
 произведения заложили основы реализма в драматургии.
  В период 1912-44 в деятельности т-ров отразилась сложная
 идейно-политич. обстановка, существовавшая в то время в Болгарии. На
 театр. иск-ве сказались кризис бурж. культуры, воздействие
 модернистского и натуралистич. театр. иск-ва. На сцене софийского
 Народного т-ра ставились упадочные пьесы западно-европ. драматургов,
 историч. шовинистич. драмы и т. п. В то же время большинство
 провинциальных т-ров продолжало реалистич. традиции сценич. иск-ва.
 Утверждению реализма способствовало старшее поколение актёров,
 получивших театр. образование в рус. школах. Интерес к реалистич. рус.
 театр. иск-ву возрос после гастролей труппы актёров Моск. Художеств.
 т-ра в 1921 и 1924. Утверждению сценич. принципов МХАТа способствовала
 режиссёрская и педагогич. деятельность Н. О. Массалитинова (в 1925-44 -
 гл. реж. Народного т-ра), ставившего наряду с пьесами болг. драматургов
 рус. драматургию, произв. сов. авторов ("Платон Кречет", 1940).
 Массалитинов создал при т-ре драм. школу-студию, в к-рой обучались мн.
 совр. крупные актёры Болгарии: И. Димов, В. Трандафилов, Б. Ганчев, К.
 Кисимов, М. Попова, 3. Йорданова, П. Герганова и др.
  Реакционный монархо-фашистский режим, установившийся в 1923, усилил
 репертуарный кризис, затормозил развитие Б. т. Прогрессивные тенденции
 проявились в деятельности рабочих т-ров ("Реалистический т-р",
 "Трибуна", "Народная сцена" и др.), созданных в 1930-х гг. Эти т-ры вели
 борьбу за передовую идейность драматургии, реалистич. направленность
 театр. иск-ва, но вскоре многие из них были закрыты. К нач. 2-й мировой
 войны Б. т. находился в состоянии тяжёлого кризиса.
  После освобождения Болгарии (1944) и установления народно-демократич.
 строя начался процесс возрождения нац. театр. иск-ва. Т-ры были
 национализированы, увеличилась сеть проф. т-ров, были осуществлены
 мероприятия по привлечению в т-р нар. зрителя. Возможность плодотворного
 развития получила театр. самодеятельность. Созданный в это время Комитет
 по делам науки, искусства и культуры обратил серьёзное внимание на
 репертуар т-ров. При Комитете было организовано репертуарное бюро,
 способствовавшее развитию нац. драматургии.
  В 1940-50-е гг. репертуар Народного т-ра и др. болг. т-ров пополнился
 пьесами "Борьба продолжается" и "Первый удар" Кюлявкова, "Царская
 милость", "За честь погон", "Блокада" Зидарова, "Тревога", "Любовь",
 "Счастье" О. Василева, "Комок грязи" Караславова, "Разведка" и
 "Незабываемые дни" Стрелкова, "Тайны" Славинского и Дановского, "Камень
 в болото" Караславова и др. Наряду с произв. драматургов старшего
 поколения идут пьесы К. Ца-чева, П. Радоева, Д. Василева, И. Пеева, А.
 Михайлова, И. Пейчева и др.
  В Болгарии работают (1960) 34 гос. драм. т-ра, среди к-рых: Народный
 т-р им. Крыстю Сарафова (филиал- Т-р им. Васила Киркова), Т-р Народной
 Армии, Гос. т-р сатиры, Т-р молодёжи. Имеется 30 кукольных т-ров при
 народных советах.
  Развитию театр. иск-ва в стране способствуют смотры т-ров,
 проводящиеся с 1949, и конкурсы на лучшую пьесу.
  В Софии работает Высший ин-т театр. иск-ва, готовящий кадры актёров,
 режиссёров и театроведов. При ин-те открыт (в 1957) учебный т-р.
  Среди театр. деятелей Болгарии, развивающих нац. реалистич. традиции:
 режиссёры- Б. Дановский, Н. О. Массалитинов, Т. Тонев, К. Мирски, Ф.
 Филипов, С. Сырчаджиев; актёры - Р.Делчева, М.Дупа-ринова, Т.
 Массалитинова, С. Атанасова, М. Павлова, А. Карамитев и др.
  Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;
  Василев Д., История на българския театър . . . , Варна, 1942; Сто
 години български театър. 1856-1956, София, 1956;
  Пенев П., Лекции по история на българския драматически театър, ч.
 1-4, София, 1955-58; Попов И., Миналото на българския театър, т. 1-4,
 София, 1953-56;
  Гочев Г., Столетие болгарского театра. 1856-1956, пер. с болг.,
 София, 1956. Аг. М.
  Музыкальный театр. Оперное иск-во зародилось в Болгарии в конце 19
 в., после освобождения страны от многовекового турецкого рабства. В это
 время в стране начинается движение за создание национальной оперы.
 Зачинателями болг. оперного т-ра явились певцы Д. Казаков, И. Славков,
 пианист и дирижёр А. Букореъцлиев. В 1890 они организовали в Софии
 "Драматическую оперную труппу", в состав к-рой вошли молодые чешские
 артисты - О. Добшова, А. Кратохвилова, Я. Ха-шек, Т. Мразек, И. и Г.
 Мразек. Первый спектакль нового т-ра состоялся 2 янв. 1891 в театр. зале
 общества "Славянская беседа". Были исполнены отрывки из опер
 "Виндзорские кумушки" Николаи и "Трубадур" Верди (постановка Я. Хашека,
 муз. руководитель А. Букорещлиев). В том же году были пост. (без
 оркестра и хоровых сцен) оперы "Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди, в
 1891-92-"Кармен" Визе, "Аида", "Травиата" Верди, "Марта" Флотова и др. В
 1892 труппа была переименована в "Столичную болгарскую оперу". Однако
 вскоре материальные и организац. трудности, отсутствие гос. поддержки
 привели к закрытию т-ра. В течение последующих 15 лет оперного т-ра в
 Болгарии не существовало. В эти годы мн. болг. певцы учились в России и
 выступали в рус. оперных труппах. В их числе были выдающиеся певцы К. И.
 Ми-хайлов-Стоян, Б. и И. Вулъпе, к-рые явились вместе с Д. Казаковым
 инициаторами организации нового оперного т-ра. В 1908 им удаётся
 организовать товарищество "Болгарска оперна дружба", дававшее
 представления на сцене Нар. т-ра. В состав труппы товарищества вошли
 певцы, получившие образование в России, Италии, Австрии и др. странах, в
 т. ч. П. Димитров, Ж. Минчев, С. Николов, 3. Куртева, М. Василева, К.
 Стоянова, О. Гюзелева-Орлова, Д. Иванов и др. 18 окт. 1908 состоялся
 первый спектакль Товарищества, в к-ром были исполнены отрывки из опер
 "Фауст" Гуно и "Трубадур" Верди. С 1910, после премьеры оперы "Демон",
 Товарищество начинает регулярно ставить оперы классич. репертуара (гл.
 обр. рус. и итал. композиторов). Начиная с 1911 коллектив т-ра
 пополнился рядом артистов, среди к-рых были: С. Македонский, Г. Дончев,
 П. Райчев, Х. Морфова, А. Тодорова, Ц. Табакова и др. Успехи оперного
 т-ра стимулировали творчество болг. композиторов. В 1910 в Товариществе
 состоялась премьера оперы "Сиромакхиня" ("Нищая") Э. Манолова (соч. 90-е
 гг.), затем были пост. оперы "Камен и Цена" В. Кауцкого и И. Иванова,
 "Борислав" Г. Атанасова и "Тахир-беговица" Д. Хад-жигеоргиева. Эти
 оперы, основанные на сюжетах произведений болг. литературы, были связаны
 с болг. нар. мелосом.
  К 1922 Товарищество получило гос. субсидию и театр стал называться
 Гос. нар. оперой. В 1920-30 выдвигаются артисты: М. Попов, X. Брымбаров,
 Л. Минчев, К. Спиридонова, А. Иванов, П. Золото-вич, Т. Мазаров, Л.
 Величкова, Е. Николай, Б. Христов, Р. Михайлова, К. Кирова, Д.
 Герганова, Н. Ка-рова, С. Сыбев, Т. Цокова, И. Иосифов, Г. Хинчев, М.
 Люцканов; дирижёры: А. Найденов, А. Димитров; режиссёры: X. Попов, И.
 Арнаудов, Д. Кырджиев,
  И. Иванов, Б. Дановский; художники: А. Миленков, П. Георгиев, А.
 Попов и др. Выдающееся значение в развитии болг. оперной культуры имела
 деятельность композитора и дирижера Г. Атанасова, явившегося
 основоположником национальной болгарской оперы.
  В 20-е гг. были пост. оперы Атанасова "Заброшенная мельница" (1922),
 "Цвета" (1925), "Косара" (1929), "Алцек" (1930). В 1930-40 поставлены
 новые оперы: "Женское царство" (1935) и "Саламбо" (1940) В. Стоянова,
 "Царь Калоян" П. Владигерова (1936), "Девять братьев Яны" Л. Пипкова
 (1937) и др. Творчество этих композиторов, несмотря на проявление
 влияния зап.-европ. модернизма, явилось важным этапом на пути
 становления оперного иск-ва Болгарии.
  В 20-30-х гг. 20 в. возникают оперные т-ры в др. городах страны. В
 1920 в Варне под рук. П. Пре-славского была организована "Варненска
 оперно-дра-матическа дружба" (труппа в составе ок. 120 чел.). В нач.
 20-х гг.- оперная труппа в Пловдиве и "Оперная дружба" в Русе. В 1930
 был создан "Варненский общинский оперный т-р". Все эти т-ры вскоре после
 организации прекратили своё существование из-за финансовых трудностей.
 Неудачей кончились также попытки создания самодеятельных т-ров в городах
 София, Лом, Сливен, Казанлык, Врана и др. Наиболее успешной была работа
 оперного коллектива в Стара-Загоре. Здесь в 1924 под рук. дирижёра А.
 Георгиева и певицы А. Георгиевой силами любителей была поставлена в
 концертном исполнении опера "Фауст", в 1925- "Гергана" Г. Атанасова. В
 1928 коллектив получил наименование Районной оперы, с 1930 -
 Старояагорской общинской оперы. В 1944 опера стала государственной.
  В репертуаре болг. муз. т-ра основное место заняли проидв. рус. и
 зап.-европ. муз. классики. В работе Софийской нар. оперы приняли участие
 сов. реж. Е.Н.Соковнин, П.Н. Румянцев и худ. Р. А. Лужецкий; с их
 участием были пост. оперы "Станционный смотритель" В. Н. Крюкова (1947),
 "Евгений Онегин" (1948), "Иван Сусанин" (1949), "Князь Игорь" (1950),
 "Борис Годунов" (1950) и др. Болгарские режиссёры П. Райчев, И. Иванов,
 М. Хаджимишев, Д. Кырджиев пост. ряд опер, в т. ч. "Проданная невеста"
 Сметаны, "Волшебная флейта" Моцарта, "Отелло" Верди и др. Крупным
 событием в жизни т-ра была пост. в 1948 оперы "Момчил" Л. Пипкова,
 посвящённой патриотич. теме борьбы за свободу и независимость Болгарии.
 Вслед за ней были показаны оперы "Хитрый Пётр" В. Стоянова и "Ивайло" М.
 Големинова, написанные на нац сюжеты, а также опера Г.Атанасова "Цвета".
 В этом т-ре были осуществлены пост. опер "Семья Тараса" Кабалевского и
 "Война и мир" Прокофьева.
  За годы нар. власти расцвело дарование артистов старшего поколения:
 X. Брымбарова, М. Попова, Л. Минчева, Н. Тодоровой, И. Поповой, М.
 Люцканова, Т. Цоковой, Е. Апостоловой, И. Йосифова, Г. Хинчева и др.
 Выросли кадры новых талантливых артистов, многие из которых завоевали
 премии на междунар. муз. конкурсах: Н. Гяуров, К. Георгиева, Д. Узунов,
 Н. Николов, Л. Бодуров, Н. Гау-бич, К. Попова, Й. Димчева, Ю. Винер, Н.
 Афеян и др. Крупнейшие столичные мастера оказали ценную помощь развитию
 провинциальных оперных театров.
  В нач. 20 в. в различных городах страны делаются первые попытки
 создания нац. т-ра оперетты. В 1904 Д. Бойчев пост. в Пловдиве силами
 любителей одноактную оперетту "Ложь маркизы". В 1906 В. Дюкмеджиев
 осуществил в любительской труппе пост. детской оперетты Ф. Абта "Крас
 ная шапочка". К 1916 относится создание первой значит, болг. оперетты -
 "Моралисты" Г. Атанасова на текст известного певца-куплетиста С.
 Миленкова. Вслед за ней последовали его же оперетты:
  "За птичками", "Больной учитель", а также "Союзники" Б.
 Гюзелевой-Вульпе, "Софпйцы под Бухарестом" Т. Хаджиева и др. В этих
 произв. (особенно в оперетте Г. Атанасова) развиваются нац. сюжеты,
 используется фольклорный муз. материал. В их пост. принимали участие
 артисты: Е. Снежина, И. Попов, В. Игнатьева, В. Гевдов, С. Миленков и
 др. В 1917 А. Слад-каров образовал в Софии проф. труппу из 30 человек,
 к-рая стала давать регулярные спектакли в т-ре "Одеон". В эту труппу
 вошли актёры: Г. Марков, Н. Хаджииванова, Ц. Зографова, Ц. Руменова, Б.
 Пожаров, И. Радев, Б. Левиев, дирижёр А. Мацак и др. Премьера оперетты
 "Маркиз Бонелли" 2 февр. 1918 считается днём рождения болг. нац.
 оперетты.
  В 1918-19 в Софии появляется несколько т-ров оперетты ("Корона",
 "Ренессанс", "Свободный т-р"); в Варне возникает товарищество "Оперетна
 дружба". Особенно успешной была деятельность "Свободного т-ра" и т-ра
 "Ренессанс". В "Свободном т-ре", основанном актёром П. Стойчевым в 1918,
 работали: С. Македонский, Г. Марков, Б. Левиев, И. Радев, М.
 Македонский, Т. Торчанов, Д. Палазова, Л. Шибой-кова, М. Чуклева, П.
 Шмаха, Л. Филипова и др. В т-ре "Ренессанс" начинали свою творческую
 деятельность М. Балканска, А. Русков, А. Сладкаров, Ж. Сладкарова, И.
 Цачев и др.
  В конце 1922 был организован "Кооперативный опереточный т-р", к-рый
 возглавил режиссёр С. Стоилов. В нём работали актёры: П. Райчев, С.
 Огнянов, К. Стоянова, С. Коларов, С. Розенберг, Б. Давидов, режиссёр В.
 Илинский, дирижёры: И. Стоянов, А. Тони и др. Т-р, находящийся в центре
 рабочих кварталов Софии, быстро приобрёл популярность. Здесь ставились
 венские оперетты и следовавшие традициям венских оперетт произв. болг.
 композиторов ("Жуана" Й. Цанкова, 1940). Среди актёров этого т-ра были
 Р. Михайлова, Л. Барева, М. Попова-Ко-релли, М. Паунов, Д. Узунов, Г.
 Хинчев, Г. Иванов, Н. Шаркова и др. В Софии работали также опереточная
 труппа "Одеон" под рук. С. Пенчева и "Художественный опереточный т-р". В
 1944 Кооперативный т-р был преобразован в Художественный т-р оперетты,
 к-рый возглавили М. Балканска, режиссёры Г. Стаматов и X. Попов,
 дирижёры Б. Левиев, А. Лечев, И. Стоянов и др. Т-р обратился к
 отечественному репертуару, поставил оперетты Б. Левиева "Моли-нарка",
 "Пристанушка" и др.
  В 1947 был организован т-р "Народная оперетта". Б 1959 этот т-р
 получил наименование Гос. муз. т-ра (директор - С. Македонский, гл.
 реж.- Х. Цанков и гл. дирижёр- С. Попов). Среди постановок: "Девичий
 переполох" Милютина (1949, 1953), "Цыганский барон" Штрауса (1949),
 "Верный друг" Соловьёва-Седого (1Р50), "Вольный ветер" Дунаевского
 (1950). В 1959 после смерти С. Македонского театру было присвоено его
 имя. В 1954 т-р выступал в СССР.
  Композиторами Болгарии созданы оперетты: "Бунтарская песня" Г.
 Златева-Черкина (1955), "Айка" (1955), "Когда-то давно" (1947), "Мадам
 Сан-жен" (1958) П. Хаджиева, "Молодость маэстро" В. Райчева (1958). С
 успехом ставятся "Кето и Коте" В. Долидзе (1953), "Аршин мал алан"
 Гаджибекова (1953), "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1954), "Золотая
 долина" (1955) и "Белая акация" (1957) Дунаевского. Растёт сеть
 самодеятельных т-ров оперетты в различных городах страны.
  Установление нар.-демократич. строя в Болгарии принесло с собой
 расцвет всех видов муз. т-ра. Народное правительство оказало помощь
 оперным т-рам, поставив перед ними задачу поднятия художеств. уровня и
 всемерной популяризации музыкально-сценического искусства. Открываются
 новые государственные оперные т-ры*- в Варне (1947), Русе (1949),
 Пловдиве (1953) и др. городах. В стране возникает много самодеятельных
 оперных и опереточных т-ров. Значительные изменения произошли и в работе
 Софийской народной оперы, ставшей одним из крупнейших культурных центров
 страны.
  Балет. Балетное иск-во зародилось в Болгарии позднее оперного. В
 первых пост. опер на сцене "Славянской беседы" и Народного т-ра,
 балетные сцены, как правило, выпускались из-за отсутствия исполнителей.
 Первыми болг. балетмейстерами и педагогами были П. Радоев и Р. Колева,
 к-рые организовали первую балетную студию. Иск-во болг. танцовщиков
 формировалось под влиянием рус. балетной школы, а также различных
 ритмико-пластических и импрессионистских течений, господствующих в зап.
 хореографии 20-х гг. В 1926-27 балетм. А. Петров организовал балетную
 студию, деятельность к-рой, в отличие от студии Радоева и Колевой,
 носила более профессиональный характер. На сцене Софийской народной
 оперы Петров осуществил пост. балетов "Коппелия", "Тамара" на муз.
 Балакирева, "Фея кукол" Байера и др., где стремился сочетать принципы
 классич. школы с народно-танцевальными формами. В сезон
  1936-37 он поставил в Софийской народной опере первый нац. балет
 "Змей и Яна" Манолова (по драме П. Тодорова "Свадьба Змея"). В период
 1927-44 в т-ре Софийской народной оперы работали балетм. Л. Вылкова
 ("Зелёная флейта" на муз. Моцарта, 1934; "Жар-птица" на муз.
 Стравинского, 1935; "Лебединое озеро", 1936-37); М. Фроман
 ("Шехера-зада" на муз. Римского-Корсакова и "Половецкие пляски"
 Бородина, 1935-36, "Спящая красавица",
  1937-38); М. Димова ("Нестинарка" Големинова, 1941-42 - второй нац.
 болг. балет) и др.
  Расцвет балетного иск-ва в стране наступил после установления нар.
 власти (1944). В болг. балете наметились новые пути развития. Балетная
 труппа т-ра Софийской народной оперы начала расти и пополняться новыми
 кадрами. В 1950 в Софии было создано Гос. среднее балетное уч-ще (ныне
 Гос. хорео-графич. уч-ще), группа танцовщиков совершенствовала своё
 мастерство в СССР. Большое значение имело творческое общение болг.
 артистов балета с деятелями сов. балета, к-рые работали в Болгарии (Н.
 И. Анисимова, Н. С. Холфин, О. В. Лепешинская, Ф. И. Балабина).
  В 40-х гг. в Софийской народной опере была осуществлена пост. балетов
 "Прометей" Бетховена (балетм. Н. Петров) и "Бахчисарайский фонтан"
 (1945, балетм. Анисимова).
  В 1953 пост. болг. нац. балет "Хайдуцкая песня" А. Райчева (балетм.
 Холфин, Петров, Кираджиева) о героич. борьбе болг. народа против
 турецких поработителей. Среди танцовщиков: засл. арт. Н. Вп-нарова, А.
 Воробьёва, Н. Раковска, Е. Воронова, Н. Кираджиева Н. Минчева, Е.
 Вербев, Л. Берон, Л. Колчакова, засл. артист А. Петров, А. Манолов, С.
 Иванов, А. Гаврилов, К. Янков и др. Балетные труппы также существуют и
 при Гос. муз. т-ре им. С. Македонского, Стара-Загорском, Варненском,
 Русенском и Пловдивском оперных т-рах. Кадры для этих т-ров готовит Гос.
 хореографич. уч-ще.
  Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, София, 1958;
 Кръстев В..Очерки върху развитието на българската музыка, т. 1, София,
 1954; К а з а к о в Др., Материали по историята на народния театър и
 опера, София, 1929;
  Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950; 40 години болгарска
 оперета. 10 години державен музыкален театър, София, 1958; Музыка в
 Болгарии, София, 1951.
  Цирк. С давних времён в Болгарии проводились спортивные соревнования
 и игры на лошадях, послужившие основой для формирования нац. циркового
 иск-Ра. В 1886 в Софию приехала японская труппа акробатов и жонглёров
 "Янамато", они выстроили деревянное здание и давали в нём представления.
 С 1888 в Софии в специально построенном манеже во дворе гостиницы
 "Одесса" работал цирк итальянца А. Пизи. Здесь начал свою деятельность
 основоположник болгарского цирка П. Панайотов. В 1897 Панайотов
 организовал первый болг. цирк, где он выступал как клоун с
 дрессированными собаками. Ученики Панайотова-В. Козаров (акробат, затем
 клоун) и А. Димитров - работают в цирке и в наст. время. В 1898, 1899 и
 в 1911 выстроены новые цирковые здания. Подавляющее большинство номеров
 в программах этих цирков было иностранными. После окончания первой
 мировой войны в Софии работали два зимних цирка. С 1928 цирки работали
 только летом. В 20-е гг. при летнем цирке Л. Д обрича была создана
 цирковая школа.
  После установления в Болгарии нар. власти (1944) начался подъём
 циркового иск-ва. В 1948 цирки стали государственными. В 1949 в Софии
 начал работать цирк шапито "Родина"; были открыты четыре ц'трка в др.
 городах страны.
  В 1957 в Болгарии создана дирекция, управляющая всеми цирками. В 1957
 в Софии построено капитальное здание цирка. Развивается национальное
 цирковое иск-во.
  Среди цирковых артистов Болгарии: ковёрный Т. Козаров, создавший
 образ обаятельного весельчака, жонглёр на свободной проволоке А.
 Божилов, гимнастки на трапеции и кордеволане под рук. К. Рай-новой,
 гимнасты на двойном турнике с ловиторкой Л. Райчева, П. Железкова, А.
 Иванова, С. Славова, Д. Генева. С дрессированными собаками работает
 старейший артист цирка А. Димитров. В 1957 артисты болгарского цирка
 гастролировали в СССР. М. Зон.
  БОЛГАРСКИЙ ТЕАТР "ЗАРЯ" - см. "Заря".

<< Пред.           стр. 97 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу