<< Пред. стр. 10 (из 38) След. >>
скептически заметил, что такого количествамяса съесть невозможно. В Европе нет
каннибализма, - сказал Малиновский. Но
тогда вообще бессмысленно убивать так много
людей, - воскликнул островитянин"5.
В обеих культурах, представленных здесь
собеседниками, жизнь одинаково предстает
как ценность. Но основания, по которым в
том и другом случае совершаются убийства,
настолько далеки друг от друга, что едва ли
можно предположить, чтобы оба способа
поведения могли сосуществовать в рамках
одной культуры. Таким образом, общие
____________________
5 Ossofska M. Gesellschaft und Moral. Die
historische und soziale Bedingheit
sitlicher Grundhaltungen.
Dusseldorf, 1972. S. 142.
65
ценности требуют постоянной конкретизации и
интерпретации применительно к исторически
определенной ситуации. В своем конкретном
изложении они ни в коем случае не встречают
того единодушного одобрения, которое
вызывают их общие формулировки. Все
выступают за торжество справедливости, но
как только справедливость получает реальный
шанс на осуществление благодаря конкретным
политическим мероприятиям, начинаются
разногласия. Процесс регулирования
ценностей определяется в конечном счете
тем, носители каких социальных отношений
выступают в качестве субъекта этой дея-
тельности. Заинтересованы ли они в том,
чтобы поощрять расширение ценностного
пространства или, наоборот, сдерживать его.
Ядро политических ценностей - свобода,
справедливость, солидарность, называемые в
западной партийной терминологии "основными
ценностями", составляют идеологический
базис политических программ таких,
например, крупных партий, как СДПГ и
ХДС/ХСС в Германии. Они зафиксированы там в
виде абстрактных понятий, оторванных от
реальной социально-структурной
дифференциации и могут обслуживать в
принципе любую идейно-политическую
платформу, что на деле и происходит в
политической практике ФРГ. Их безнадежная
дискредитация произошла еще в ходе
буржуазной революции, когда они превра-
тились в пустые и формальные лозунги. И до
сегодняшнего дня они не имеют четко
фиксированного содержания: многие миро-
воззренческие и политические вопросы
преподносятся под этим углом зрения.
66
Предельно широкое значение основных
ценностей, а также их функциональная роль -
быть единой цементирующей основой общества
- обусловили интерес к ним не только со
стороны социал-демократов, но и
консерваторов. Они, по мнению консерва-
тивных идеологов, есть идеальный
интеграционный элемент, который в особой
степени способствует тому, чтобы установить
общественную идентичность государства.
Аксиологическая форма позволяет, с одной
стороны, создать видимость бурной
теоретической деятельности, а с другой -
увести общественное сознание от прямых
ответов, касающихся решения таких проблем,
как безработица, инфляция, кризисные
явления в экономике и другие. Постулируя
"основные ценности", консерваторы не только
не разъясняют их сущностное содержание, но
отнюдь и не идеализируют их, допуская, что
они могут даже противоречить друг другу.
Но какие бы разногласия не возникали
вокруг основных ценностей между
сторонниками тех или иных политических ори-
ентаций, они касаются лишь деталей,
частностей, не затрагивая сущности.
Возникающая на поверхности поляризация
мнений между социал-демократами и
консерваторами отражалась не столько в
политическом содержании, сколько в форме,
так как между ними существовало
определенное согласие в экономической,
финансовой политике. Всем крупным политикам
надлежало осознать тот факт, что основные
ценности должны служить всему обществу, а
не только приверженцам какой-либо группы
или партии. Благодаря основным ценностям и
была найдена подходящая идейно-
67
теоретическая платформа, позволявшая при
соответствующей интерпретации придать
консерватизму новые теоретические опоры,
представить его ответственным за все обще-
ство и превратиться из "технократического"
в нормативно-этический.
Во главу ценностной концепции
консервативные политики ставят "свободу" и
выступают против ее приравнивания к каким-
либо другим ценностям. Она имеет заметное
преимущество в ценностной системе и вообще
является высшей ценностью. Свобода
представляется вечным, всеобщим,
вырастающим из человеческой сущности
естественным правом, которое присуще всем
людям без исключения. При этом наблюдается
большая абстрактность, если даже не пустота
применяемого понятия "свобода". Свобода
отождествляется с образом Запада, является
его символом, хотя при этом не определяются
социальные, политические, юридические и
другие параметры реального положения людей,
характеризующие различные степени свободы.
Выдвинув в качестве центральной
политической ценности "свободу",
консерваторы имеют совершенно разные мнения
по поводу того, в чем, собственно, состоит
"свобода". Например, так называемые "старые
либералы" (Х.Шельски, Г.Люббе, Б.Хеннис)
условия свободы усматривают прежде всего в
частной сфере, не подлежащей контролю со
стороны государства и общества, т.е.
понимают их в смысле старой немецкой
"буржуазной свободы" ХIХ в. Представители
социал-биологического направления (Г.-
К.Кальтенбруннер, А.Молер) видят свободу в
указании на субисторическое и
трансисторическое в человеке, которое не
68
подлежит историческому преобразованию и не
находится в распоряжении общества.
Выдвижение "свободы" в качестве главной
ценности приобретало порой опасные черты,
как это было в том случае, когда, например,
утверждалось, что "свобода" важнее, чем
мир.
Если "свобода" в рамках консервативной
идеологии предполагает принципиальную
независимость личности, то "солидарность" в
отличие от этого должна обосновывать обяза-
тельную соотнесенность человека с другими
людьми. Однако "солидарность" еще в большей
степени, чем "свобода" означает явную
спекуляцию на ценностных представлениях,
истоки которых лежат в основе совершенно
противоположной традиции. Согласно
реальному историческому содержанию,
"солидарность" под именем "братства" была
ведущей идеей Французской революции и в
этом качестве встречала негативную реакцию
со стороны консерваторов того времени.
Активизация этой ценности, ее возвышение
являлось прямым ответом на духовно-
политический кризис современного западно-
германского общества.
Определение понятия "справедливость" и ее
обоснование представляют для консерватизма,
несомненно, труднейшую проблему, так как
ведут к отвлечению от материальных
детерминант жизни в обществе. Представлять
многообразие существующих в обществе
противоречий, особенно таких, как
противоречие между богатством и бедностью,
силой и бессилием и т.д. как "справедливые"
действительно нелегко. Не случайно
"справедливость" занимает последнее место в
иерархии "основных ценностей".
69
В целом же, наделяя ценности атрибутом
высшего блага, но не раскрывая предпосылок
и условий их реализации, идеологи помогают
стабилизировать и укреплять господствующие
структуры власти. В своей абстрактности,
неопределенности и размытости такие
ценности либо маскируют, либо приукрашивают
действительность, а в конечном счете
затрудняют понимание действительности и
существующих отношений власти.
2. Власть и информация
Информация всегда являлась одним из
ключевых ресурсов для успешной реализации
властных функций. Поскольку носители власти
в тех или иных формах навязывают свою волю
подвластным (управляемым), вступают во
взаимодействия, в том числе конфликтные, с
противостоящими силами, то особое значение
приобретает наличие именно такой
информации, которая позволяет наметить
адекватные и реалистичные цели, выбрать
оптимальные стратегию и тактику их
достижения. И наоборот, отсутствие
необходимой информации, ее неадекватность,
как, впрочем, и неспособность власти
осознать значимость и ценность доступной
адекватной информации, неумение извлечь из
нее соответствующие выводы нередко были
одной из основных причин ошибок и провалов
власти в политике, государственном
управлении, военных действиях и т.д. В
межгосударственных отношениях особые
преимущества получает та сторона, которая
имеет доступ к информации, рассматриваемой
в качестве секретной для противников (а
70
нередко и для союзников) и относящейся к
различным сторонам жизни государства,
механизмам выработки важнейших политических
решений, его военному потенциалу и пр.
Отсюда важное значение специальных служб,
задача которых - максимальный доступ к
секретной информации других государств и
защита собственной секретной информации.
Конечно, само понятие секретности вполне
конкретно и обусловлено множеством
факторов, включая и характер политической
власти. В частности, можно говорить о том,
что отсутствие или слабость демократических
институтов прямо связаны с расширением
сферы секретности во внутригосударственной
жизни, поскольку информационная открытость
общества расширяет возможности критики,
упрочивает позиции оппозиционных сил и т.д.
До относительно недавнего времени
характер существенной для жизни общества
информации был относительно невелик и ее
основной объем был сосредоточен именно в
структурах государственной власти. Но уже
после 2-й мировой войны произошел
качественный скачок в возможностях
преобразования, обработки и хранения
информации, связанный с быстрым развитием
компьютерной техники. Появление и
исключительно быстрое развитие компьютерной
техники и современных средств передачи
данных не является случайным. Они отразили
назревшую общественную потребность
управления растущими объемами и потоками
информации, эффективного ее использования
для решения многообразных задач.
Воздействие современных информационных
технологий на политические и идеологические
процессы, на механизмы реализации власти
71
порождает новые проблемы, которые весьма
многообразны и недостаточно изучены.
Рассмотрим некоторые из них.
Проблемы глобального информационного обмена
До недавнего времени потоки информации
замыкались в основном в границах
национальных государств и лишь относительно
небольшие объемы информации, контролируемые
соответствующими структурами власти,
пересекали эти границы. Развитие
современных средств коммуникации, прежде
всего телекоммуникации, вызвало в последние
годы быстрый рост трансграничных потоков
информации. Это было связано, в частности,
с появлением глобальных спутниковых
организаций, начало которым положила
"Интелсат" (1964 г.), владеющая системами
спутниковой связи и эксплуатирующая их.
Деятельность "Интелсат" регулируется
специальным соглашением стран-участниц,
окончательный вариант которого был принят в
1973 г. Помимо экономических целей
преследовались и политико-идеологические,