<< Пред. стр. 11 (из 38) След. >>
так как речь шла о распространенииинформационных потоков по всему миру.
Созданная по американской инициативе и
работающая на американском оборудовании
"Интелсат" рассматривалась американскими
федеральными службами как естественное
средство укрепления американских позиций в
мире. Однако стремление осуществлять
контроль за деятельностью "Интелсата" не
всегда в полной мере реализовывалось.
Поэтому с середины 80-х годов американская
политика в отношении систем спутниковой
72
связи начинает меняться. Приоритетным
направлением становится формирование
конкурентного рынка международных
спутниковых систем, который явился бы
эффективным средством против монополизма,
более быстрого роста качества и снижения
стоимости предоставляемых услуг. Такой
выбор был вполне понятен, поскольку
базировался на предположении, что
технологическое превосходство и
преимущество в количестве производимой
информации позволит естественным путем, без
административного давления занять в них
ведущее место. Информационный обмен, в
котором все большее место занимают радио,
телевизионные программы и потоки данных,
становится все интенсивнее. Ключевые
позиции в таком обмене занимают страны,
лидирующие как в производстве информации,
так и в производстве соответствующего
оборудования. Расширяется сеть спутникового
и кабельного телевидения, устанавливается
все больше индивидуальных параболических
антенн, обеспечивающих прием очень широкого
круга программ, в том числе жителями
удаленных от крупных центров небольших по-
селков и изолированных домовладений.
Привычной, в том числе для нашего
телезрителя, стала такая форма
телевизионного общения, как прямые
телемосты.
Определенная информационная политика,
проводимая с использованием самых
современных технических средств, может
эффективно стандартизировать массовое
сознание, ориентировать его на конкретный
набор политико-идеологических и иных
ценностей, в том числе далеких от
73
конкретных национальных интересов и
традиций. Поэтому в понятии суверенитета
все более важное место занимает его
информационный компонент. Не случайным
является все более пристальное внимание как
в научных, так и общественно-политических
кругах к проблеме "информационного
империализма" или "информационного коло-
ниализма", опасность которых вполне
реальна, причем не только в отношении
стран, слабо развитых в технологическом
плане, но и применительно ко многим
развитым странам, не обладающим мощными
средствами информации.
В этих условиях усложняется и приобретает
новые аспекты задача поддержки и защиты
собственных культурных и моральных
ценностей, передачи их новым поколениям
наряду с максимально полной и достоверной
информацией о важнейших событиях,
проблемах, тенденциях развития в других
странах. Решение этой задачи достижимо при
условии проведения реалистичной и
современной информационной политики, в
отношении которой позиции структур власти,
экспертов, общественного мнения нередко
варьируют от обоснования необходимости
полной информационной открытости до
жесткого государственного контроля.
В то же время следует полностью осознать
тот факт, что в ситуации быстрого
распространения современных информационных
технологий административные способы защиты
тех или иных ценностей становятся все менее
эффективными, а нередко вообще
невозможными. Поэтому сегодня международное
сообщество постепенно вырабатывает основные
принципы регулирования информационно-
74
культурного обмена. Уже сформулированы и
согласованы общие, признаваемые
большинством стран, принципы, включающие, в
частности, запрет на разглашение сведений,
представляющих военную и государственную
тайну, порочащих честь и достоинство
граждан, хотя многое определяется
национальным законодательством. Конечно,
конкретная трактовка и законодательное
оформление этих принципов еще содержат
немало спорных моментов, связанных с
различиями в истории, культуре, менталитете
различных народов. Подход к решению этих
проблем основан на широко распространенном
убеждении, что форма и содержание радио- и
особенно телевизионных программ
представляет важный компонент национального
суверенитета. Более того, он определяет
информационный суверенитет государства,
который государственная власть обязана ох-
ранять. Однако общая тенденция такова, что
в связи с развитием спутникового вещания и
становлением системы глобального те-
левидения, интерпретация понятия
"информационный суверенитет" будет
становиться все более "мягкой" за счет
признания прав граждан на свободу выбора
программ.
Все большее место в трансграничных
потоках информации занимают потоки данных
для компьютерных систем. К ним относятся, в
частности: оперативные сообщения,
необходимые для принятия решений или
выполнения административных функций
филиалами транснациональных корпораций;
финансовые данные, представляющие собой
сведения о кредитах, задолженностях,
платежах и т.п.; данные о личности, включая
75
сведения о кредитоспособности, здоровье,
квалификации и т.д., разнообразные научно-
технические данные, метео- и экологическая
информация, библиографические данные.
Основная часть трансграничного потока
данных приходится на США, страны Западной
Европы и Японию, при этом лидирующее место
прочно удерживают США. Россия в этом плане,
как и многие другие страны, представлена
пока слабо. Многие технологически менее
развитые страны вынуждены хранить,
обрабатывать и получать жизненно важную для
себя информацию в иностранных банках данных
и компьютерных сетях. Неожиданное
прекращение потока информации из-за
технических или политических причин может
приводить к существенному иностранному
воздействию на страну - потребителя
информации. Иными словами, возникает новый
тип информационно-технологической
зависимости. В то же время различные меры
по зищите национального информационного
суверенитета, оправданные с точки зрения
соответствующих государственых структур,
нередко снижают эффективность фун-
кционирования и рост целых отраслей
промышленности, банковского дела, торговли,
особенно существенно зависящих от совре-
менных информационных технологий.
Национальному суверенитету угрожают и
информационные потоки, обслуживающие
деятельность транснациональных корпораций.
В частности, ряд исследований
свидетельствует о том, что государства уже
в значительной мере не контролируют меж-
дународный поток платежей и кредитов,
распределяемых через специальные
коммуникационные сети. Вообще само
76
появление и все более широкое
распространение в последние годы
"электронных денег" следует признать одним
из важнейших технологических результатов
процесса информатизации общества.
О.Тоффлер, например, описывая в своей
последней крупной работе особенности их
функционирования, приходит к выводу о том,
что это не просто очередное технологическое
новшество. В условиях, когда "электронные
деньги" свободно пересекают национальные
границы, все более трудной оказывается
задача проведения последовательной
финансовой политики тем или иным
национальным правительством. Поскольку
процесс принятия решений в области
телекоммуникаций постепенно смещается с
национального на международный уровень, все
большую часть внутренних проблем приходится
решать с учетом внешних по отношению к
данной стране факторов. Поэтому в
международном сообществе растет понимание
необходимости согласования информационной
политики отдельными странами и группами
стран, транснациональными корпорациями,
особенно когда эта политика прямо или
косвенно затрагивает интересы третьих стран
или мирового сообщества в целом.
Новые информационные технологии и
демократия
Обилие информации, быстрота доступа к
ней, казалось, создают новые благоприятные
возможности для развития демократии.
Как отмечают американские исследователи,
"теоретически компьютер является мощным
77
средством уравнивания возможностей граждан
в отношении информации. Любая информация
сегодня доступна среднему гражданину.
Однако на практике компьютер способствует
расширению информационного разрыва между
различными социальными классами"6. Имеются
в виду как далеко не полная обеспеченность
семей даже в США современными персональными
компьютерами, так и большое различие в
качестве компьютерной грамотности.
Современная же демократия предполагает не
только возможность доступа к максимально
разнообразной информации, но и достаточно
высокий уровень образования и культуры,
позволяющих адекватно воспринимать и
оценивать ее, принимать на этой основе
самостоятельные решения, в том числе
осуществлять ответственный политический
выбор. При этом для нормального
функционирования общества, особенно
демократического, особое значение имеет
наличие эффективных прямых и обратных
информационных связей, а развитие
современных компьютерных и коммуникационных
технологий создает здесь новые возможности.
Так при любой политической реформе, в
особенности когда политические и социальные
процессы чрезвычайно динамичны и во многом
непредсказуемы, принципиальное значение
имеет информационная открытость в
деятельности государственных органов, по-
вышение информированности населения об
основаниях и механизмах принимаемых
решений, ходе их реализации. Хотя решение
____________________
6 Abramson I.B., Arterton G.R., Orren G.R.
The Electronic Commonwealth. N.Y., 1988.
P. 189.
78
этой задачи зависит в первую очередь от
политических и правовых факторов, все более
существенное значение приобретают
телевидение, космические системы связи,
современная полиграфия.
Еще более широкие возможности открывает
массовое распространение персональных ЭВМ,
подключенных к компьютерным сетям массового
пользования. Это позволяет достичь каче-
ственно нового уровня осведомленности
граждан, открытости функционирования
различных властных структур. Благодаря
этому радикально расширяются возможности
самостоятельного и активного поиска нужной,
интересующей человека социальной
информации. Вплоть до настоящего времени
основным способом ее получения являются
письма, запросы, встречи с должностными
лицами и т.д. Создание компьютерных банков
данных общего пользования, содержащих
сведения о деятельности различных уровней
власти, позволит гражданам автономно
получать необходимую информацию и
сознательно определять свое отношение к
эффективности этой деятельности.
Подобные информационные системы
технически возможны и реализованы в ряде
стран (хотя основное место в них, скажем,
системах "Prestel" в Великобритании или
"Minitel" во Франции, занимают
разнообразные сведения, связанные с
повседневной жизнью - торговля, услуги,