<< Пред.           стр. 11 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 так как речь шла о распространении
 информационных потоков по всему миру.
 Созданная по американской инициативе и
 работающая на американском оборудовании
 "Интелсат" рассматривалась американскими
 федеральными службами как естественное
 средство укрепления американских позиций в
 мире. Однако стремление осуществлять
 контроль за деятельностью "Интелсата" не
 всегда в полной мере реализовывалось.
 Поэтому с середины 80-х годов американская
 политика в отношении систем спутниковой
 
 
 72
 
 связи начинает меняться. Приоритетным
 направлением становится формирование
 конкурентного рынка международных
 спутниковых систем, который явился бы
 эффективным средством против монополизма,
 более быстрого роста качества и снижения
 стоимости предоставляемых услуг. Такой
 выбор был вполне понятен, поскольку
 базировался на предположении, что
 технологическое превосходство и
 преимущество в количестве производимой
 информации позволит естественным путем, без
 административного давления занять в них
 ведущее место. Информационный обмен, в
 котором все большее место занимают радио,
 телевизионные программы и потоки данных,
 становится все интенсивнее. Ключевые
 позиции в таком обмене занимают страны,
 лидирующие как в производстве информации,
 так и в производстве соответствующего
 оборудования. Расширяется сеть спутникового
 и кабельного телевидения, устанавливается
 все больше индивидуальных параболических
 антенн, обеспечивающих прием очень широкого
 круга программ, в том числе жителями
 удаленных от крупных центров небольших по-
 селков и изолированных домовладений.
 Привычной, в том числе для нашего
 телезрителя, стала такая форма
 телевизионного общения, как прямые
 телемосты.
  Определенная информационная политика,
 проводимая с использованием самых
 современных технических средств, может
 эффективно стандартизировать массовое
 сознание, ориентировать его на конкретный
 набор политико-идеологических и иных
 ценностей, в том числе далеких от
 
 
  73
 
 конкретных национальных интересов и
 традиций. Поэтому в понятии суверенитета
 все более важное место занимает его
 информационный компонент. Не случайным
 является все более пристальное внимание как
 в научных, так и общественно-политических
 кругах к проблеме "информационного
 империализма" или "информационного коло-
 ниализма", опасность которых вполне
 реальна, причем не только в отношении
 стран, слабо развитых в технологическом
 плане, но и применительно ко многим
 развитым странам, не обладающим мощными
 средствами информации.
  В этих условиях усложняется и приобретает
 новые аспекты задача поддержки и защиты
 собственных культурных и моральных
 ценностей, передачи их новым поколениям
 наряду с максимально полной и достоверной
 информацией о важнейших событиях,
 проблемах, тенденциях развития в других
 странах. Решение этой задачи достижимо при
 условии проведения реалистичной и
 современной информационной политики, в
 отношении которой позиции структур власти,
 экспертов, общественного мнения нередко
 варьируют от обоснования необходимости
 полной информационной открытости до
 жесткого государственного контроля.
  В то же время следует полностью осознать
 тот факт, что в ситуации быстрого
 распространения современных информационных
 технологий административные способы защиты
 тех или иных ценностей становятся все менее
 эффективными, а нередко вообще
 невозможными. Поэтому сегодня международное
 сообщество постепенно вырабатывает основные
 принципы регулирования информационно-
 
 
 74
 
 культурного обмена. Уже сформулированы и
 согласованы общие, признаваемые
 большинством стран, принципы, включающие, в
 частности, запрет на разглашение сведений,
 представляющих военную и государственную
 тайну, порочащих честь и достоинство
 граждан, хотя многое определяется
 национальным законодательством. Конечно,
 конкретная трактовка и законодательное
 оформление этих принципов еще содержат
 немало спорных моментов, связанных с
 различиями в истории, культуре, менталитете
 различных народов. Подход к решению этих
 проблем основан на широко распространенном
 убеждении, что форма и содержание радио- и
 особенно телевизионных программ
 представляет важный компонент национального
 суверенитета. Более того, он определяет
 информационный суверенитет государства,
 который государственная власть обязана ох-
 ранять. Однако общая тенденция такова, что
 в связи с развитием спутникового вещания и
 становлением системы глобального те-
 левидения, интерпретация понятия
 "информационный суверенитет" будет
 становиться все более "мягкой" за счет
 признания прав граждан на свободу выбора
 программ.
  Все большее место в трансграничных
 потоках информации занимают потоки данных
 для компьютерных систем. К ним относятся, в
 частности: оперативные сообщения,
 необходимые для принятия решений или
 выполнения административных функций
 филиалами транснациональных корпораций;
 финансовые данные, представляющие собой
 сведения о кредитах, задолженностях,
 платежах и т.п.; данные о личности, включая
 
 
  75
 
 сведения о кредитоспособности, здоровье,
 квалификации и т.д., разнообразные научно-
 технические данные, метео- и экологическая
 информация, библиографические данные.
 Основная часть трансграничного потока
 данных приходится на США, страны Западной
 Европы и Японию, при этом лидирующее место
 прочно удерживают США. Россия в этом плане,
 как и многие другие страны, представлена
 пока слабо. Многие технологически менее
 развитые страны вынуждены хранить,
 обрабатывать и получать жизненно важную для
 себя информацию в иностранных банках данных
 и компьютерных сетях. Неожиданное
 прекращение потока информации из-за
 технических или политических причин может
 приводить к существенному иностранному
 воздействию на страну - потребителя
 информации. Иными словами, возникает новый
 тип информационно-технологической
 зависимости. В то же время различные меры
 по зищите национального информационного
 суверенитета, оправданные с точки зрения
 соответствующих государственых структур,
 нередко снижают эффективность фун-
 кционирования и рост целых отраслей
 промышленности, банковского дела, торговли,
 особенно существенно зависящих от совре-
 менных информационных технологий.
  Национальному суверенитету угрожают и
 информационные потоки, обслуживающие
 деятельность транснациональных корпораций.
 В частности, ряд исследований
 свидетельствует о том, что государства уже
 в значительной мере не контролируют меж-
 дународный поток платежей и кредитов,
 распределяемых через специальные
 коммуникационные сети. Вообще само
 
 
 76
 
 появление и все более широкое
 распространение в последние годы
 "электронных денег" следует признать одним
 из важнейших технологических результатов
 процесса информатизации общества.
 О.Тоффлер, например, описывая в своей
 последней крупной работе особенности их
 функционирования, приходит к выводу о том,
 что это не просто очередное технологическое
 новшество. В условиях, когда "электронные
 деньги" свободно пересекают национальные
 границы, все более трудной оказывается
 задача проведения последовательной
 финансовой политики тем или иным
 национальным правительством. Поскольку
 процесс принятия решений в области
 телекоммуникаций постепенно смещается с
 национального на международный уровень, все
 большую часть внутренних проблем приходится
 решать с учетом внешних по отношению к
 данной стране факторов. Поэтому в
 международном сообществе растет понимание
 необходимости согласования информационной
 политики отдельными странами и группами
 стран, транснациональными корпорациями,
 особенно когда эта политика прямо или
 косвенно затрагивает интересы третьих стран
 или мирового сообщества в целом.
 
 
  Новые информационные технологии и
  демократия
 
  Обилие информации, быстрота доступа к
 ней, казалось, создают новые благоприятные
 возможности для развития демократии.
  Как отмечают американские исследователи,
 "теоретически компьютер является мощным
 
 
  77
 
 средством уравнивания возможностей граждан
 в отношении информации. Любая информация
 сегодня доступна среднему гражданину.
 Однако на практике компьютер способствует
 расширению информационного разрыва между
 различными социальными классами"6. Имеются
 в виду как далеко не полная обеспеченность
 семей даже в США современными персональными
 компьютерами, так и большое различие в
 качестве компьютерной грамотности.
 Современная же демократия предполагает не
 только возможность доступа к максимально
 разнообразной информации, но и достаточно
 высокий уровень образования и культуры,
 позволяющих адекватно воспринимать и
 оценивать ее, принимать на этой основе
 самостоятельные решения, в том числе
 осуществлять ответственный политический
 выбор. При этом для нормального
 функционирования общества, особенно
 демократического, особое значение имеет
 наличие эффективных прямых и обратных
 информационных связей, а развитие
 современных компьютерных и коммуникационных
 технологий создает здесь новые возможности.
 Так при любой политической реформе, в
 особенности когда политические и социальные
 процессы чрезвычайно динамичны и во многом
 непредсказуемы, принципиальное значение
 имеет информационная открытость в
 деятельности государственных органов, по-
 вышение информированности населения об
 основаниях и механизмах принимаемых
 решений, ходе их реализации. Хотя решение
 ____________________
 6 Abramson I.B., Arterton G.R., Orren G.R.
  The Electronic Commonwealth. N.Y., 1988.
  P. 189.
 
 
 78
 
 этой задачи зависит в первую очередь от
 политических и правовых факторов, все более
 существенное значение приобретают
 телевидение, космические системы связи,
 современная полиграфия.
  Еще более широкие возможности открывает
 массовое распространение персональных ЭВМ,
 подключенных к компьютерным сетям массового
 пользования. Это позволяет достичь каче-
 ственно нового уровня осведомленности
 граждан, открытости функционирования
 различных властных структур. Благодаря
 этому радикально расширяются возможности
 самостоятельного и активного поиска нужной,
 интересующей человека социальной
 информации. Вплоть до настоящего времени
 основным способом ее получения являются
 письма, запросы, встречи с должностными
 лицами и т.д. Создание компьютерных банков
 данных общего пользования, содержащих
 сведения о деятельности различных уровней
 власти, позволит гражданам автономно
 получать необходимую информацию и
 сознательно определять свое отношение к
 эффективности этой деятельности.
  Подобные информационные системы
 технически возможны и реализованы в ряде
 стран (хотя основное место в них, скажем,
 системах "Prestel" в Великобритании или
 "Minitel" во Франции, занимают
 разнообразные сведения, связанные с
 повседневной жизнью - торговля, услуги,

<< Пред.           стр. 11 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу