<< Пред.           стр. 12 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 транспорт, досуг и т.п.). В обозримом
 будущем, по мере создания необходимой
 инфраструктуры, решения экономико-
 организационных проблем, компьютерные сети
 будут расширяться. С их помощью будет
 возможно проводить моментальные опросы,
 
 
  79
 
 голосования (референдумы) по конкретным
 социально-экономическим и политическим
 проблемам. Таким образом, создаются
 принципиально новые возможности для
 развития прямой демократии. Хотя конкретные
 методы удовлетворения информационных
 потребностей, конечно, будут и дальше
 развиваться и совершенствоваться,
 представляется вероятным, что нобщие идеи
 доступа к информации в "электронных
 хранилищах" с помощью телевизора,
 установленного на службе или дома,
 сохранятся и станут таким же достижением
 цивилизации, каким стал в свое время
 водопроводный крано7.
  В то же время возможности расширения
 прямой демократии с помощью мгновенных
 электронных опросов, референдумов и т.п.
 содержат в себе и определенные минусы.
 Выигрыш в скорости обработки информации,
 ускорении информационной обратной связи, в
 принципе полезной и необходимой гражданам и
 власти, может иметь в качестве обратной
 стороны быстрые колебания общественного
 мнения, его нестабильность, поскольку люди
 будут все больше ориентироваться на то,
 чтобы быстрее выразить свое отношение к тем
 или иным проблемам, а не на то, чтобы
 сформировать его в процессе всестороннего
 обсуждения, учета различных точек зрения и
 т.д. Однако электронные средства информации
 создают все больше предпосылок и для реали-
 зации другого направления развития и
 совершенствования демократии, связанного "с
 использованием новых технологий для
 ____________________
 7 Мартин Дж. Видеотекс и информационное
  обслуживание общества. М., 1987. С. 20.
 
 
 80
 
 замедления ритма демократии, вовлечения
 значительно большего количества граждан в
 дискуссию, диалог для выявления различных
 позиций. Это политика "электронной
 республики" и "телевизионного города".
 Современные технические возможности
 допускают воплощение в жизнь такой
 политики, если выбор будет сделан именно в
 этом направлении"8.
  Среди специалистов дискутируется вопрос о
 соотношении бюрократических и
 информационных типов организации обще-
 ственной жизни. При этом одни считают, что
 эти типы несовместимы. Другие доказывают,
 что бюрократия успешно сохраняет и даже
 усиливает свое влияние в обществе, все шире
 использующем информационные технологии. По
 мнению одного из теоретиков информационного
 общества Дж.Мартина, "возможно, наихудшим
 злом, которое может исходить от
 компьютеров, является их способность
 многократно усиливать мощь бюрократии"9.
 Речь идет, в частности, о том, что
 неоптимальные бюрократически вырабатываемые
 политические и социально-экономические ре-
 шения представляются общественному мнению в
 качестве оптимальных и эффективных,
 поскольку при их выработке широко
 применялись компьютерные средства обработки
 информации. Однако этот аргумент является
 далеко не бесспорным. Напомним, что в нашей
 стране использование таких средств не
 повлияло на бюрократические,
 административные методы деятельности
 ____________________
 8 Abramson I.B. Op. cit. P. 215.
 9 Martin I. Technology's Crucible.
  Englewood Cliffs. 1987. P. 88.
 
 
  81
 
 аппарата управления, сложившиеся еще в 30-е
 годы. Скорее наоборот, вычислительные
 возможности ЭВМ позволили ему расширить
 утверждаемые, рассчитываемые и контролируе-
 мые показатели, усиливая тем самым иллюзию
 точной планируемости и "научного
 управления" чуть ли не всеми сторонами об-
 щественной жизни в условиях почти полного
 отчуждения граждан от процедур выработки и
 принятия решений.
  Исследование воздействия информационных
 технологий на механизмы политической власти
 содержится в уже упомянутой работе
 О.Тоффлера. Он обращает внимание, в
 частности, на роль "фактов", на которые
 опираются в своей деятельности политики,
 особенно в случае принятия важных решений.
 Казалось бы, современные системы обработки
 и хранения информации дают возможность
 оперировать значительно более точными и
 богатыми по содержанию фактами, чем в
 докомпьютерную эпоху. Однако это верно лишь
 отчасти, поскольку та информация, которая в
 итоге оказывается доступной политикам, чаще
 всего есть результат сложного
 взаимодействия алгоритмического и про-
 граммного обеспечения с массивами первичных
 данных, что самими политиками обычно не
 осознается. В итоге, по мнению О.Тоффлера,
 "политическая информация достигает лицо,
 принимающее решения, лишь пройдя через
 лабиринт вносящих искажения зеркал"10.
 Здесь намечена существенная проблема, с
 которой сталкивается современное, все более
 информатизированное общество. С одной
 ____________________
 10 Toffler A. Powershift. N.Y., 1990.
  P. 281.
 
 
 82
 
 стороны, эффективная деятельность в поли-
 тике, сфере управления, бизнесе требует
 оценки, анализа, интерпретации быстро
 растущего объема данных, что и делается с
 помощью информационных технологий. С другой
 - для политика, бизнесмена и т.д.,
 "погруженного" в эти данные, весьма трудной
 задачей становится независимая проверка и
 оценка получаемой информации, и он вынужден
 считать ее истинной. Возникает парадокс:
 обилие информации сопровождается растущим
 отчуждением от нее человека, принимающего
 на ее основе социально значимые решения.
 О.Тоффлер рассматривает и вопрос о соот-
 ношении принципа свободы информации с
 необходимостью сохранения различных видов
 секретности, закрытости информации, вопрос
 о принципах деятельности секретных служб.
 Он приходит к выводу: "Несмотря на
 гласность (glasnost) , законодательство о
 свободе информации, сегодняшние
 правительства успешно сохраняют завесу
 секретности. Реальные мотивы действий тех,
 кто обладает властью, становятся менее
 прозрачными. В этом заключен метасекрет
 власти"11. Таким образом, вопрос о том, в
 какой мере широкое применение
 информационных технологий действительно
 ведет к большей информационной открытости
 общества (включая и существенную для
 граждан информацию о деятельности структур
 власти), какие новые перспективы откры-
 ваются и какие новые проблемы возникают в
 функционировании и развитии демократии,
 является во многом дискуссионным, требующим
 дальнейших исследований.
 ____________________
 11 Ibid. P. 293.
 
 
  83
 
  Охрана прав личности в условиях
  компьютеризации общества
 
  Современные информационные технологии
 позволяют накапливать, эффективно
 обрабатывать, передавать и использовать
 огромные массивы информации о гражданах: их
 финансовом положении, политических
 предпочтениях, социальной активности,
 здоровье и т.д. Такое накопление может идти
 естественным путем, на основе
 "информационных следов", оставляемых
 человеком в процессе жизни. Компьютерное
 хранение, обработка и использование такой
 информации могут иметь положительные со-
 циальные следствия, представляя, например,
 новые возможности борьбы с преступностью,
 облегчая тем самым структурам власти
 реализацию их функций, но могут приводить и
 к незаконному ее использованию, нарушению
 тайны личной жизни, других прав личности.
 Не случайно некоторые западные специалисты
 подчеркивают опасности (реальные или
 потенциальные), связанные с накоплением
 информации о гражданах. Так Д.Бэрнхэм отме-
 чает: "Компьютерное государство - это
 налоговая система, полиция, служба
 социального обеспечения, банки, телефонная
 сеть, служба безопасности и кредитные
 фирмы, тихо и непрерывно инвентаризирующие
 каждое наше действие и каждый шаг"12. Речь
 идет об опасности чрезмерной
 "информационной прозрачности" граждан для
 власти как следствия широкого применения
 информационных технологий.
 ____________________
 12 Burnham D. The Rise of the Computer
  State. L., 1983. P. VIII.
 
 
 84
 
  Новая ситуация привела к широкому
 обсуждению проблемы защиты прав личности,
 создание гарантий от вторжения в частную
 жизнь. В этом обсуждении участвуют юристы,
 социологи, политологи. В ряде стран приняты
 законодательные акты, обеспечивающие более
 или менее надежные гарантии информационных
 прав граждан, защиту от возможности
 формирования без их ведома обширных
 "электронных досье". В США, например,
 принято два основных закона - о свободе
 информации (1966 г.) и закон об информации
 о гражданах - The Privacy Act (1974 г.).
 Этими законами обеспечивается
 предоставление права гражданам, средствам
 информации, общественным объединениям зна-
 комиться с информацией федеральных
 правительственных учреждений. По закону
 1966 г. все министерства и ведомства должны
 публиковать для всеобщего сведения или
 содержать в открытом доступе описание
 структуры учреждения, формы деятельности,
 адрес, инструкции для сотрудников,
 затрагивающие права и интересы граждан и
 т.д. Закон 1974 г. регламентирует порядок
 доступа к личным досье граждан, обязывает
 публиковать данные о структуре таких досье,
 категориях лиц, на которых собираются
 данные, о должностных лицах, допущенных к
 ним и т.п. В принципе эти законы
 гарантируют выполнение следующих
 требований: не должно быть строго
 засекреченных информационных систем,
 накапливающих сведения о гражданах;
 гражданин имеет право проверить, какая
 информация о нем имеется и каким образом
 она используется, уточнить или исправить
 информацию; информация не должна храниться
 
 
  85
 
 дольше, чем это необходимо для четко
 определенных целей; каждая организация, со-
 бирающая, использующая или распространяющая
 информацию о личности, должна гарантировать
 точность этой информации и принимать все
 необходимые меры против ее незаконного ис-
 пользования. Конечно, при этом возникает
 проблема разумных ограничений и оправданной
 секретности, без которых невозможны охрана
 государственной безопасности и борьба с
 преступностью, защита внешнеполитических
 интересов и т.д. Поэтому указанные законы и
 другие акты содержат соответствующие ста-
 тьи. Но даже удачно составленные законы не
 могут охватить всего многообразия
 возникающих ситуаций.
  Таким образом, традиционная проблема
 оптимизации взаимодействия интересов и прав
 личности, а также общественных и
 государственных интересов в условиях
 широкого применения информационных
 технологий приобретает новые стороны и ас-
 пекты, требующие как теоретического
 анализа, опирающегося, в частности, на уже
 накопленный в различных странах опыт, так и
 конкретных решений и действий различных
 структур и ветвей власти.
 
 
  З. Власть и утопия
 
  Реалистической властью можно считать
 власть, осуществляющую программу:
 а) основанную на фундаментальной концепции
 общества и построенную, исходя из теории
 данного общественного процесса;
 б) адекватно отображающую действительность,
 законы и тенденции ее изменения, реально

<< Пред.           стр. 12 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу