<< Пред.           стр. 14 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 политики и средствами, а также методами
 власти.
  Осуществление власти включает ряд
 процессуальных этапов, на которых возможно
 появление утопических представлений.
 Главными из них являются: 1) определение
 целей; 2) разработка политического проекта.
  Стадия целеполагания и организации
 управляющих и контрольных функций власти -
 одна из самых сложных и противоречивых.
 Здесь необходимо остановиться на проблеме
 анализа политических норм, на основании
 которых осуществляется управление и
 определяется должное поведение граждан и
 власти.
  Существует абстрактная возможность
 превращения нормы в утопию. Такого исхода,
 естественно, избегает любое государство.
 Это стремление проявляется как желание
 добиваться реализации процесса
 органического усвоения политических норм,
 идеологии и т.п. Положительная, правильно
 понятая и усвоенная норма не должна
 порождать негативных утопических явлений.
  Иной эффект нормативности порождается
 сферой "государственного формализма" -
 бюрократией, создающей свои нормы, согласно
 которым осуществляется деятельность власти
 и управляется общество. "Бюрократия считает
 самое себя конечной целью государства.
 Бюрократия делает свои "формальные" цели
 своим содержанием, поэтому она всюду
 вступает в конфликт с "реальными" целями.
 Она вынуждена поэтому выдавать формальное
 за содержание, а содержание за нечто
 формальное. Государственные задачи
 
 
 94
 
 превращаются в канцелярские задачи, или
 канцелярские задачи - в государственные"13.
  Средство превращается в самоцель, цель -
 в средство. Но утопия целей не
 иррациональна, она рациональна. Это показал
 еще Маркс: "Бюрократия есть круг, из
 которого никто не может выскочить. Ее
 иерархия есть иерархия знания. Верхи
 полагаются на низшие круги во всем, что
 касается знания частностей; низшие же круги
 доверяют верхам во всем, что касается
 понимания всеобщего, и, таким образом, они
 взаимно вводят друг друга в заблуждение14.
  Это взаимное заблуждение относительно
 целей и средств проекта и его истинных
 результатов основано на нежелании открывать
 их подлинное соотношение: "Всеобщий дух
 бюрократии есть тайна, таинство"15. В
 утопии подлинного смысла власти, которая
 скрыта в тайне, иллюзии, заинтересована
 власть и прежде всего бюрократия. Тайна
 вообще может придавать значительность
 политическим нормам и всем политическим
 отношениям в обществе, порождать обманчивые
 представления о подлинных целях и о самой
 природе власти, внушать убеждение в
 объективности ее решений, ее средств, ее
 методов, приемов и норм. Иллюзии такого
 рода проникают не только в массовое полити-
 ческое сознание, но и в политическую
 теорию.
 
 ____________________
 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
  Т. 1. С. 271.
 14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
  С. 271-272.
 15 Там же. С. 272.
 
 
  95
 
  Глубоко преображается в этой утопической
 ситуации и весь процесс усвоения обществом
 политических норм, которые тоже оказываются
 утопическими. Между тем нормативная
 политика призвана служить антиутопической
 мерой, повышающей эффективность управления.
  Важное свойство политического процесса -
 его дискретность. Значительные цели
 достигаются последовательно через ряд эта-
 пов, на которых преследуются частные
 конкретные (или промежуточные) цели. Если
 экстремальные (универсальные или высшие)
 цели постоянны, то частные - временны. Их
 достижение приближает к общей цели. Это
 цели конкретной деятельности, хотя и они
 могут быть общезначимыми: оборона,
 сохранение мира, достижение могущества и
 т.п. Кроме того, частные цели, интересы,
 проект и средства ближе друг к другу во
 времени и пространстве, что помогает
 обеспечивать их взаимную адекватность. В
 принципе норма должна быть равнозначна
 закону, разработанному данной политической
 системой. Так и бывает в политической
 действительности, если она не
 трансформирована утопией. Но обычно на
 промежуточных этапах осуществления политики
 часто возникают несоответствия элементов
 политического процесса и накапливаются
 отклонения от избранных целей. В результате
 и общее направление политики может
 удалиться от намеченной цели. Этот же
 эффект может возникнуть при несо-
 гласованности общей и частных целей.
  К идеальной, абстрактно-общей цели
 приближает такая частная цель, которая
 соотносится с общей как особенное, во-
 площающее всеобщее, и потому способная
 
 
 96
 
 стать самоцелью, как и сама общая цель.
 Иными словами, частная цель выступает как
 отчуждение идеальной цели, становится
 формальной по отношению к ней.
  Таким образом, в цепочке частных целей
 таится возможность утопических иллюзий.
 Политический процесс - это цепь
 последовательно решаемых задач и
 соответствующих действий. Утопические
 явления возникают в конкретных звеньях этой
 цепи, прежде чем превратиться в ложное
 представление о процессе в целом.
 Дисфункции процесса сами по себе конкретны,
 а следовательно, и иллюзии, которые
 возникают в связи с ними, также конкретны.
 Политический процесс таит в себе альтерна-
 тивы, равенство или неравенство шансов
 благоприятного и неблагоприятного исхода
 событий. Иллюзорными могут быть и расчеты
 на успех, и сомнения в нем. Оттого так
 навязчива в политике (и не только в ней)
 логика вероятностного процесса: еще одно
 усилие, еще одно устраненное препятствие,
 новый шанс, может быть, счастливая
 случайность и цель будет достигнута. Логика
 надежд нередко побуждает продолжать и
 затягивать самые безнадежные политические
 предприятия, добиваться решения "любой
 ценой", что особенно предрасполагает к
 иллюзиям16.
  Политическая цель возникает на грани
 объективного и субъективного, естественного
 ____________________
 16 Такова, например, логика вооруженной
  борьбы, которая вынуждает бороться за
  победу в ситуации крайней
  неопределенности и непредсказуемости
  событий.
 
 
  97
 
 (т.е. сущего, данного), реального и же-
 лаемого, ожидаемого, рационально
 сконструированного или воображаемого.
 Политическому расчету, реальному проекту на
 стадии целеполагания присуще то мысленное
 преобразование мира, которое свойственно и
 мифологии, и утопии. В этом свойстве
 кроется возможность ограничить
 преобразование мира мыслительной
 деятельностью, поскольку и "всякая
 мифология преодолевает, подчиняет и
 преобразовывает силы природы в воображении
 и при помощи воображения"17. Для перехода
 от воображаемого к практике необходимо
 преобразование самого воображаемого. Цель
 как абстрактно общее - это идеализированный
 объект, мысленное образование. Его
 появление закономерно в политическом
 процессе на ранней стадии проектирования.
 На начальном этапе формирования проект
 неизбежно выглядит как теоретическое
 утверждение, соотносимое с идеализированным
 объектом. Но в этом утверждении идеальный
 образ мира уже дается средствами
 рационального познания как его объяснение,
 как необходимость, неизбежный результат
 выполнения плана (в который
 перерабатывается проект). Как желаемое
 будущее событие, модель будущего,
 политическая цель может оцениваться каче-
 ственно. Идеализированный объект в
 конкретном проекте предстает как система,
 поддающаяся предварительной оценке, веро-
 ятности его реализации. Сама идеализация
 конкретного проекта при этом состоит не в
 ____________________
 17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч .1.
  С. 47.
 
 
 98
 
 превращении цели в абсолют, а в принципе
 целеполагания - одушевлении исполнения
 необходимыми стимулами. Реально она состоит
 не только из образов, схем, операций
 (мысленный эксперимент, разработка
 теоретических моделей и т.п.), необходимых
 для выбора стратегии данного политического
 процесса.
  Выбор цели, принятие политических
 решений, призванных обеспечить реализацию
 политической цели и рационализировать
 политический проект, обращены к сложному
 миру человеческой субъективности. В этом
 его действенность и потенциальная двой-
 ственность.
  Большую роль в выборе цели играет
 убежденность, которая может оказаться в
 определенном смысле автономной по отношению
 к проекту, способной эволюционировать иными
 темпами и в другое время, чем сам проект и
 исполняющая его власть. Они могут перестать
 совпадать и по содержанию. Если проект осу-
 ществляется без внутренних стимулов,
 становясь от этого неэффективным, то
 внутренняя убежденность в ложности проекта
 есть уже свидетельство его утопичности.
  Убежденность вообще означает доверие к
 политическому замыслу исполняющей его
 власти, ее методам, возможностям и к самой
 цели. Неконтролируемое, безотчетное доверие
 переходит в веру. Возникновение веры само
 по себе создает условие для формирования
 утопического сознания. Вера в высший идеал
 - цель иная, нежели вера в конкретные
 частные цели и в средства их достижения.
 Вера в конечную идеальную цель допускает
 представление об ее отдаленности. Вера в
 частную, ближайшую и конкретную цель сразу
 
 
  99
 
 же вынуждает ставить вопрос о том, на-
 сколько оправдана эта вера и насколько
 реальна такая цель. Такое различие
 вынуждает вновь обратиться к анализу
 диалектики отношений в цепи политического
 проектирования. Она может быть сведена к
 следующим положениям. Основное нарушение
 согласования между элементами политического
 процесса связано именно с утратой
 внутренних импульсов, исходящих от форми-
 рующей политику инстанции власти. Нарушения
 могут возникать уже в самом начале процесса
 идеализации, если определение политики и ее
 целей совершается ошибочно (идеальный
 аналог не адекватен действительности, а
 идеальная модель мыслимого будущего не
 может быть выведена из действительности и
 ее теории). Это относится, например, к
 моделям построения послевоенного общества:
 неизвестен исход войны и не может быть дан-
 ных о послевоенном мире, хотя война и
 начинается с определенными целями, а
 послевоенное устройство общества заранее в
 какой-то мере предполагается. Далее,
 формирующая и исполняющая политический
 проект власть не отвечает по каким-либо
 признакам характеру задачи - это обычная в
 политике ситуация (неэффективность власти).
 Такой была, например, власть Временного
 правительства в России после февральской
 революции 1917 г. Власть может вообще не
 получить идеального импульса или не
 воспринять его (например, при
 несогласованных действиях проектирующих и
 исполняющих органов политического
 управления). Тогда происходит разобщение
 теоретической и практической политической
 деятельности. Осуществление политики без
 
 
 100
 
 значительных внутренних общественных
 побуждений становится формальным актом.
 Такая политика обычно имеет целью
 поддержание статус-кво и собственных
 интересов конкретной власти.
  Аналогичные нарушения могут происходить и
 в сфере отношений "средство - цель". Если
 даже исключить из них выбор цели без

<< Пред.           стр. 14 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу