<< Пред.           стр. 15 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 надлежащих средств для ее достижения (явная
 утопическая ситуация - проектирование цели
 при отсутствии ресурсов или самой власти,
 способной ее реализовать), рассогласование
 средств и цели - наиболее частое в реальной
 политике явление. При всей простоте этой
 привычной ситуации она нуждается в
 некотором разъяснении, которое может
 прояснить действительную природу ее
 утопического потенциала.
  Отношения, связывающие средство (действия
 власти) и цель (объект целеполагания), их
 взаимная зависимость и необходимость
 объясняются общностью их содержания. Оно
 структурно: в средстве есть содержание,
 которое соотносится с целью. Средство и
 цель связаны общим для них содержанием
 (скажем, политика разрядки, заключение
 соответствующих соглашений и установление
 мирных отношений между государствами). Но
 само средство (политическая деятельность)
 выступает причиной цели, результатом
 политической практики. Цель, как показал
 Гегель, определяется средством. Гегель не
 случайно обратил внимание на эту специфику
 отношений средства и цели18. Она имеет
 прямое отношение к образованию утопических
 ____________________
 18 Гегель Г.Ф. Соч. Т. 6. М., 1939.
  С. 202.
 
 
  101
 
 явлений в политике. Суть ее в том, что
 средства осуществления политики - это
 реальность, которой обладает власть, тогда
 как целью она не владеет. Цель не
 существует иначе, чем идеал, замысел (в
 этом смысле она и "субъективна"). Но это
 "преимущество" средств, если продолжать
 анализ в том направлении, оказывается усло-
 вием того, что власть, утрачивающая связи с
 целью, с ее идеальным содержанием, иначе
 говоря, политическая деятельность, лишенная
 идеальных установок, становится самоцелью
 политики. Сам же идеальный замысел
 утрачивает самоцельный характер и выступает
 лишь как повод политической деятельности -
 в этом состоит "тайна" бюрократической
 политики. Конкретные частные цели
 становятся ее непосредственной причиной.
 Общая идеальная цель оказывается
 утопической, поскольку приближение к ней
 делается невозможным и перестает быть
 задачей политики, либо остается лишь
 формальным обозначением этой задачи.
 Средство функционирует так, как если бы оно
 соответствовало замыслу, в действительности
 же оно обособилось от него. Вместо
 реализации цели политического проекта
 осуществляются цели самосохранения власти и
 воспроизводства ее средств при сохранении
 внешних признаков целесообразного и
 целенаправленного политического процесса.
 
 
  Разработка политического проекта
 
  Серьезные затруднения вызывает наличие
 большого количества различных явлений (из-
 за масштабности задачи), возникающих в ходе
 
 
 102
 
 осуществления политического проекта разными
 его участниками или его антагонистами.
 Соответственно значительно возрастает
 количество и сложность задач, шагов и
 процедур расчета проекта, а также
 альтернатив решения этих задач (наборов
 средств достижения цели) и, следовательно,
 оценок.
  Политическое проектирование
 осуществляется, как правило, в условиях
 принципиально неустранимой неполноты и
 нетождественности информации,
 относительного знания об объекте и о
 большой системе, в которую он входит, не
 говоря уж об очевидной ограниченности
 представлений о будущих состояниях этого
 объекта. Неполным, относительным будет
 также знание систем отсчета при анализе
 развивающихся систем, разрешающей спо-
 собности анализа различий между их
 элементами19 и т.д.
 
 ____________________
 19 Для разработки и анализа политического
  проекта и выявления в нем возможных
  утопических тенденций представляют
  интерес применяемые в прогностике
  системные дихотомии: деление элементов на
  подвижные и статичные, необусловленные и
  обусловленные, независимые и зависимые,
  внутренние и внешние и т.п. , в оценке
  отношений между которыми возможны
  теоретические и методологические ошибки.
  Характерен и показан для политики подход
  к отношениям между элементами в закрытой
  системе политического объекта и
  эндогенными изменениями в ней, между
  элементами окружения и между окружением и
 
 
  103
 
  Проблема неполноты и нетождественности
 информации в управлении - одна из наиболее
 известных в политике, хотя она может быть
 обусловлена потерей информации в
 пространстве, поскольку с увеличением
 расстояния между ее источником и приемником
 полнота и достоверность сведений
 уменьшаются; во времени - с удалением
 события во времени информация также
 становится все менее полной и надежной.
  Существуют еще и иные причины: языковые
 (семантические), порождаемые обилием и
 разночтениями информационной лексики,
 препятствующие обмену информацией между
 людьми, работающими в разных областях
 знания; психологические, вызывающие
 задержку или искажение информации из-за
 особенностей восприятия, памяти, убеждений
 передающих и воспринимающих ее людей;
 резонансные, обусловленные соответствием
 информации потребностям, отчего она может
 восприниматься выборочно и односторонне, а
 также экономические и организационные,
 связанные с распределением финансовых и
 материальных средств сбора, организации и
 передачи информации; технические, связанные
 с особенностями техники, обеспечивающей
 эффективность информационных процессов и
 т.д.
  При расчете политического действия или
 процесса возникает проблема учета зависимых
 переменных, или, иначе говоря, факторов,
 которые должны быть учтены при принятии
 соответствующих решений. Число таких
 переменных определяется пределами
 ___________________________________________
  объектом, которые рассматриваются в этом
  случае как открытые системы.
 
 
 104
 
 возможности выявить их и, что не менее
 важно, реагировать на них. Всегда остается
 некоторое число неизвестных и неучтенных
 переменных, поэтому возникает вопрос: не
 оказались ли в их числе существенно важные
 факторы20? Наконец, число отобранных для
 анализа данных может оказаться либо
 недостаточным, либо чрезмерным, а сами они
 - неравноценными. Поэтому естественно
 возникает задача сокращения и отбора наи-
 более существенных из них, что уже чревато
 иллюзорной уверенностью в безошибочности
 этой операции. Один из источников таких
 иллюзий и их последующего превращения в
 утопию - редукция переменных к некоторому
 ограниченному числу факторов, признанных
 основными, и вычет остальных, которыми, мо-
 жет быть, можно пренебречь21.
  Политика как прогностический проект
 вынуждена считаться с вероятностным
 ____________________
 20 Так случилось, в частности, с
  концепцией экономической (но на деле
  редуцированной к финансовой) реформы 1992
  г. в России: за пределами расчетов
  оказались такие факторы, как товарный
  дефицит, неуправляемое состояние
  торговли, коррупция чиновничества,
  менталитет и навыки директората, культура
  и исторические традиции страны и проч.,
  которые из зависимых (управляемых)
  переменных стали независимыми и
  неуправляемыми со всеми вытекающими
  отсюда хорошо известными последствиями, в
  том числе и явными утопическими
  ожиданиями.
 21 Что и обнаружилось в только что
  приведенном примере.
 
 
  105
 
 характером параметров политического про-
 цесса. Это особенно относится к
 ненаблюдаемому событию в будущем, которое
 расценивается как пространственно-временная
 область неопределенности, где
 осуществляется ожидаемое событие и объект
 приходит в предполагаемое состояние. Эту
 область составляет широкий спектр факторов:
 осуществление воли, реализации
 целеполагания и т.д. Поэтому политическое
 проектирование включает в таких случаях
 прогноз желаемых состояний объекта,
 эволюцию сложной системы в результате
 целенаправленной деятельности активной
 части носителей власти, учет применяемых
 средств, используемых ресурсов и т.п.
  В политическом проекте важную роль играет
 также учет возможного и вероятного в оценке
 событий. В таких проектах с точки зрения
 возможности приходится рассматривать все их
 элементы и фазы: время событий и этапов
 процесса, пространство, в котором он
 осуществляется; состояние изменяющегося
 объекта, направление его изменения, цель
 проекта, его предполагаемый или
 непроизвольный результат и т.д.
  Вероятность, которая характеризует
 возможность изменения этих параметров, в
 прогностике оценивается с точки зрения на-
 растания неопределенности по мере удаления
 от исходного состояния. В неуправляемых
 процессах, или, точнее, в процессах,
 которые политическое руководство не
 охватывает, такой динамике противопоставить
 нечего. Цель власти поэтому и состоит в
 противодействии как раз такому
 неуправляемому развитию. На деле же
 приходится признавать неразрешимость тех
 
 
 106
 
 или иных проблем или их разрешимость лишь
 на основе некоторого компромисса (так
 называемые оптимальные или субоптимальные
 решения чрезвычайно часты и характерны для
 политики). Отсюда и потенциальные
 утопические решения проблем, подлинное
 решение которых не найдено.
  Институциональный политический процесс
 совершается как взаимодействие двух систем
 - управляющей и управляемой. Однако
 сложившиеся стихийно механизмы культурной,
 социальной, профессиональной организации
 управляемой системы находятся, как правило,
 в неоднозначных, порой противоречивых
 отношениях с управляющей системой (властью,
 ее аппаратами и органами и т.д.).
  Способность эффективно управлять
 обеспечивается соответствием системных
 свойств управления и его объекта. Но управ-
 ляющая система по своей информационной
 емкости должна соответствовать многообразию
 возможных состояний управляемой системы, в
 которых последняя может оказаться в
 процессе развития или в результате
 воздействия на нее внешних факторов.
 Разнообразие состояний управляемой системы
 требует соответствующего разнообразия и
 развитой организации управляющей системы.
 Если это соответствие нарушено, управление
 невозможно или малоэффективно, оно
 испытывает нарастающий недостаток
 информации. Уменьшается мера его
 организации. Возрастает возможность
 утопических решений и результатов по-
 литического процесса.
  В плане информационной емкости
 управляющая система всегда беднее
 управляемой, однако различие это не должно
 
 
  107
 
 быть ниже определенного предела (предела
 необходимого разнообразия по Эшби).
 Разнообразие, а следовательно, и
 неопределенность поведения управляемого
 объекта могут быть уменьшены за счет
 соответствующего увеличения разнообразия,
 которым располагает субъект управления.
 Поэтому к свойствам управляющей системы
 предъявляется ряд требований - более
 высокая степень упорядоченности и
 организации, специфическая структура, со-
 зданная для выполнения целевых функций
 системы (включая механизмы прямой и
 обратной связи с окружением, обмена ин-

<< Пред.           стр. 15 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу