<< Пред.           стр. 18 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 личностей, которые выступали в качестве
 главной детерминанты их исторической
 неординарности и того особого отпечатка,
 который они накладывали на исторические
 события. Классический фрейдовский анализ
 ____________________
 25 Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро
  Вильсон. Двадцать восьмой президент США.
  М., 1992. С. 134.
 26 См.: Grawitz M., Leca J. L'Homme
  politique // Traite de science politique.
  P., 1985. T. 3. P. 43-139.
 
 
 122
 
 либо приводил к констатации непреодолимости
 разрыва между личностью (характер которой -
 в том числе и социальный характер - был
 полностью обусловлен конфликтами детства и
 расстановкой фигур в треугольнике отец-
 мать-ребенок) и обществом; либо к
 констатации патологического влияния
 невротической выдающейся личности на ход
 общественного развития и на интерпретацию
 смысла политических действий. Главный
 недостаток всех классических психоаналити-
 ческих интерпретаций - тенденция превращать
 конкретную политическую фигуру в
 конгломерат "комплексов" и "структур".
 Однако "универсальность" этих комплексов
 никак не объясняет своеобразия конкретных
 социальных действий.
  В силу этих обстоятельств ортодоксально-
 фрейдистские исследования психобиографий,
 получившие широкое распространение на
 Западе в 20-х годах, часто получали клеймо
 "псевдо-психоанализа"27.
  Отличительной чертой всех
 постфрейдистских исследований, несмотря на
 принятие ими базовых понятий психоанализа,
 является их радикальная переориентация в
 сторону социокультурного анализа действий
 личности, преодоление пансексуализма,
 биологического детерминизма и постулата
 неразрешимой заданной конфликтности
 отношений индивида и общества, характерных
 для классического психоанализа.
  Несмотря на теоретические и
 методологические различия, все
 ____________________
 27 См., например: Langer W. The Next
  Assignement // Psychoanalisys and
  History. Englewood Cliffs. 1963. P. 92.
 
 
  123
 
 представители постфрейдизма сходятся в
 одном - в необходимости учета
 "исторического момента" для разрешения как
 внутриличностных конфликтов, так и
 конфликтов личности со средой.
  Возникает закономерное сомнение в том,
 что проблема мегаломании политиков
 (комплекс мании величия, свойственный
 политикам) может быть разрешена только
 через анализ фрустрированного подсознания
 индивидов, совершенно оставляя в стороне
 изучение открытого еще Ш.Монтескье
 знаменитого политического вируса - вируса
 власти.
  Французский философ обнаружил тот факт,
 что всякий человек, обладающий властью,
 склонен ею злоупотреблять. Однако масштабы
 распространения этого вируса находятся в
 зависимости от множества объективных
 условий, таких как полнота власти,
 эффективность ее институциональных сдержек
 и противовесов, особенность исторической
 ситуации - наличие кризиса, войны и,
 наконец, просто от склонности основной
 массы избирателей к сопротивлению власти,
 ограничению сферы ее влияния, от глубины
 принудительного воздействия лидера на массы
 и т.д.
  Новый импульс исследованиям политической
 личности дало учение Макса Вебера о трех
 типах власти, среди которых он выделял
 традиционную, легальную и харизматическую.
 Именно исследование харизматического
 лидерства как особого типа "кризисного
 лидерства" оказалось наиболее продуктивным
 для последующего изучения homo politicus.
  Согласно Веберу, под "харизмой понимается
 необычное качество личности, которая, так
 
 
 124
 
 сказать, обладает некоторыми
 сверхъестественными, сверхчеловеческими
 или, по крайней мере, выходящими за рамки
 повседневности силами и чертами характера,
 несвойственными простым смертным; в таком
 человеке видят посланника бога, или пример
 для подражания, а следовательно, относятся
 к нему как к "начальнику" (фюреру)"28.
  Впоследствии этот термин приобрел более
 широкое значение, чем то, которое придавал
 ему автор. Во всяком случае, у Вебера
 понятие харизмы было морально нейтральным и
 не содержало никаких элементов оценочного
 характера. Харизматический лидер понимался
 у него вовсе не как "святой" или как
 предмет всеобщего обожания. Это был всего
 лишь человек, который мог вызвать энтузиазм
 в народных массах. При этом сам он мог
 оставаться существом "материально"
 незаинтересованным, приверженным идее.
  Несмотря на позднейшие вариации в
 трактовке харизматического лидера, это
 понятие признается важным для политико-
 философского анализа, поскольку оно
 помогает более полно осмыслить и определить
 такую форму власти, в которой большую роль
 играет аффективный момент. Понятие харизмы,
 другими словами, способствует более
 глубокому проникновению в сущность
 персоналистской стороны власти, а значит,
 помогает открыть некоторые новые черты
 политического лидера.
  Понятие харизмы у Вебера - это понятие
 главным образом социологическое,
 предполагающее скорее раскрытие механизмов
 ____________________
 28 Weber M. Theory of Social and Economic
  Organization. N.Y., 1947. P. 358.
 
 
  125
 
 формирования отношения народных масс к
 такому лидеру, нежели исследование
 харизматических свойств, исходя из самого
 характера политического деятеля.
  Собственно, Вебера не слишком занимали
 вопросы, касающиеся "персонализации"
 власти. Его не интересовало, как, при каких
 обстоятельствах лидеры приходят к власти, и
 почему они уходят, насколько заметен тот
 след, который они оставляют в политической
 жизни, и т.п. личностные характеристики.
 Иначе говоря, исследование Вебера - это
 исследование "среды вокруг лидера"29.
  Объективистская перспектива исследования
 харизмы и отношения харизматического героя
 и народных масс получила дальнейшее
 развитие в ХХ веке в работах Р.Тёкера,
 Д.Каца, Р.Хаммеля и других30. В трудах этих
 авторов ставятся такие интересные задачи,
 как поиск признаков "прехаризматического"
 состояния общества. Возникают вопросы о
 том, какой должна быть степень
 дисфункциональности социальной системы,
 чтобы она вступила в "прехаризматическую"
 стадию развития. Насколько всеобщими и
 ____________________
 29 Blondel J. Political leadership.
  L., 1987. P. 57.
 30 Tucher R.G. The Dictator and
  Totalitarism // World Politics. 1965.
  Vоl. 17. № 4. P. 555-583; Katz D.
  Patterns of Leadership // Knutson J.N.
  Handbook of Political Psycology. San
  Franscisco. 1973. P. 203-233.; Hummel R.
  A case for a Biosocial Model of
  Charisma // 8-th Congress of the
  International Political Science.
  Munich, 1970.
 
 
 126
 
 обязательными являются случаи появления на
 политической сцене харизматического лидера
 после затяжного и масштабного общественного
 кризиса?
  Современные исследования в этой области
 показывают, что харизматические лидеры
 всегда выступают в качестве "спасителей" и
 символизируют чаяния народа. Личность и
 программа такого лидера всегда
 соответствуют тому, чего от него ждет
 народ, и ожидания эти выступают более в
 психологической форме, нежели рациональной.
 Таков был Гитлер, фигура которого явилась
 ответом на две самые болезненные точки в
 жизни немецкого народа - безработицу и
 унижение, которые постигли Германию после
 поражения в войне. Схожей была роль де
 Голля, который также как Гитлер немцам
 вернул французам чувство уверенности в себе
 в 1944 году. Независимо от качеств лидера и
 конкретных ситуаций, во всех исследованиях
 такого рода подчеркивается один главный
 момент - наличие чувства фрустрации у
 народа. При этом отмечается, что
 харизматическое отношение к
 действительности в конечном счете является
 ответом на социальную дезорганизацию мира,
 когда уровень изменения социальной среды
 начинает превосходить возможности адаптации
 к ней людских масс.
  Новый поворот в исследовании личности
 политического человека дали работы Гарольда
 Лассуэлла, которого американская
 политология считает одним из классиков
 современной теории политики. Его труды в
 наибольшей степени способствовали выявлению
 существования политического человека как
 
 
 
  127
 
 особого и основополагающего политического
 факта.
  Подход Лассуэлла к анализу личности, ее
 сущности и мотиваций участия в политической
 деятельности, разработанный в 30-40-е годы
 ХХ столетия, был определен как
 "реалистический", а точнее - бихевиорально-
 функционалистский.
  Лассуэлл резюмирует свою теорию
 политического человека в следующую формулу:
 p/d/r=P. Это означает, что личные и, глав-
 ным образом, примитивные устремления
 индивида, набор которых весьма ограничен, и
 в структуре которых сознательные и
 бессознательные мотивы неразрывно
 переплетаются, (р) переносятся на
 общественно значимые объекты (d) и
 рационализируются в терминах общего
 интереса (r), чтобы в конечном счете
 получился политический человек (Р)31.
 Другими словами, американский исследователь
 констатирует тот факт, что политический
 человек оправдывает свои амбиции и свое
 стремление к власти, идентифицируя себя с
 благородной причиной, например, величием
 страны или триумфом партии.
  По сравнению с господствовавшими до
 начала ХХ века принципами традиционного
 политологического анализа, акцентировавшими
 значимость социальных институтов как
 детерминант поведения отдельных людей и
 социальных групп, заслугой бихевиоралистов,
 в том числе Лассуэлла, была концентрация
 внимания на сфере поведения индивидов как
 
 ____________________
 31 Lasswell H.D. Psychopathology and
  Politics. N.Y., 1960. P. 75-76.
 
 
 128
 
 точки отсчета в образовании социальных
 структур и межличностных взаимодействий.
  Чрезмерная сосредоточенность на
 психоаналитических постулатах анализа
 приводила к тому, что политический человек
 все же продолжал отождествляться с
 невротической личностью. Это делало
 невозможным объяснение природы и поведения
 всех политиков на всех уровнях. К тому же
 психологические исследования политиков,
 проведенные в странах Запада в 50-х годах
 подтвердили гипотезу об их психологической
 уравновешенности. При этом оказалось, что
 они не только в той же степени стабильны в
 психическом отношении, как и их сограждане,
 но часто даже оказываются намного более
 устойчивыми, чем средний член общества32.
  Однако надо признать, что биографии
 многих политических государственных
 деятелей подтверждают представление о том,
 что власть и стремление к ней часто
 выступают в качестве компенсации чувства
 фрустрации у индивида. Последняя может
 иметь различную природу, будь то болезнь,
 препятствия физического или духовного
 плана, однако все они способствуют развитию
 волевого характера личности и тех черт,
 которые совершенно необходимы для
 достижения власти. Изучение многочисленных
 биографий государственных деятелей
 позволило М.Гравицу и Ж.Лека утверждать в
 "Трактате о политической науке", что высших

<< Пред.           стр. 18 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу