<< Пред.           стр. 19 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 ступеней власти достигают люди, одаренные
 выдающимися качествами, сильными
 ____________________
 32 Grawitz M., Leca J. L'Homme
  politique // Traite de science politique.
  P., 1985. T. 3. P. 39-41.
 
 
  129
 
 побудительными стимулами и потребностями, а
 также сложными чертами личности.
  Несомненной заслугой Лассуэлла является
 то, что несмотря на наследие фрейдизма, ему
 удалось отойти от притягательности
 абстрактной схематизации, которой грешит
 классический психоанализ, и продвинуться на
 пути выявления так называемой "базовой
 личности". Тем самым он вплотную подошел к
 постановке проблемы о природе политического
 человека. По Лассуэллу, для "политической
 личности" характерно влечение к власти как
 к первичной ценности, а также стремление
 ввести санкции или повлиять на других,
 испытывая страх от своей собственной
 пассивности и от возможности самой
 оказаться в положении подчиненности и
 зависимости.
  Так, ощущение малозначительности своей
 личности человек политики преодолевает,
 создавая впечатление своей уникальности.
 Стремясь опровергнуть обвинения в
 аморальности своего поведения, он нередко
 прокламирует высшую добродетель как
 основание и цель своих действий. Чувство
 обладания высшей силой, которое возникает
 как следствие пребывания у власти, часто
 компенсирует ощущение личной слабости,
 присущее некоторым людям, стремящимся
 достичь должностных высот. Жажда власти
 помогает иным политикам избавиться от
 чувства собственной посредственности,
 особенно в тех случаях, когда они
 доказывают себе и другим свою политическую
 дееспособность, проявляя чудеса
 изворотливости и ловкости в политических
 интригах. Наконец, случается, что
 политическая деятельность позволяет такому
 
 
 130
 
 человеку изжить чувство интеллектуальной
 неполноценности, создавая видимость
 интеллектуального превосходства над своими
 подчиненными и окружением.
  Лассуэлл различал "политическую личность"
 вообще, под которой он подразумевал любого
 индивида, включенного в политический
 процесс, т.е. другими словами, "человека
 массы", и "политический тип", который
 представал у него как особая совокупность
 личностных характеристик индивида с ярко
 выраженным стремлением к политической
 активности, и главным образом, к обладанию
 властью. "Политический тип" личности, таким
 образом, выступал как концентрированное
 выражение сущностных особенностей
 "политического человека" вообще.
 Политический лидер являлся как бы
 квинтэссенцией "политического человека" и
 главной движущей силой политического
 процесса.
  Помимо власти как главной
 инструментальной ценности Лассуэлл
 предлагал в качестве сопутствующих
 характеристик "политического типа" ценности
 "уважения", "привязанности",
 "нравственности", "достатка",
 "профессионализма", "просвещенности". По
 мнению американского ученого, стремление к
 их достижению лежит в основе всех возможных
 форм социального и политического поведения.
  Лассуэлл предлагал также типологизацию
 лидерства, опираясь на разнообразие форм, в
 которых протекает политическая де-
 ятельность. Он разделял общественных
 деятелей на "агитаторов" и
 "администраторов". Для агитаторов
 характерен перенос личных мотивов на
 
 
  131
 
 предельно отдаленные объекты, принятие
 ограниченного числа принципов и стремление
 обратить окружающих в свою веру.
 "Администраторам" свойствен перенос личных
 мотивов на объекты непосредственного
 окружения - коллектив или группу33.
  Зная причины политической активности
 обычного человека, политическому лидеру
 легко удается манипулировать психикой и
 поведением масс, считал американский
 исследователь. Выдвигая проект оздоровления
 общества - "социальной или политической
 психиатрии", Лассуэлл на протяжении многих
 лет вплоть до конца 60-х годов основные
 надежды возлагал на "воспитание
 гражданственности" мерами массовой
 пропаганды, предлагая фактически один из
 способов развития массового "политического
 человека". Одним из главных средств
 достижения этой цели он считал
 манипулирование психикой и апелляцию к
 бессознательному.
  Преувеличенное внимание Лассуэлла к
 "компенсационной" трактовке сущности
 политического человека оставляло в тени си-
 туацию, в которой действует индивид, - ту
 объективную основу, социально-политическую
 среду, которая неотделима от властных
 влечений политических людей.
  Этот пробел в изучении homo politicus
 заполнил американский психоаналитик Эрик
 Эриксон, открывший в мировой науке эру
 "психоисторических" исследований и
 разработавший психоисторическую методологию
 социального познания. Суть социального
 ____________________
 33 Lasswell H.D. Power and Personality.
  P. 78-152.
 
 
 132
 
 действия выдающейся личности по Эриксону
 состоит в том, что она умеет удачно
 разрешить свои личные конфликты через
 одновременное разрешение культурно-
 исторических коллизий эпохи.
 Мировоззренческие поиски творческой
 личности наиболее адекватно включаются в
 новую идеологическую парадигму эпохи,
 выразителем которой эта личность становится
 в глазах своих сограждан.
  В отличие от классического фрейдизма,
 который интересовался бессознательными
 аспектами психики гения, психоисторию
 занимает вопрос о причинах исторического
 успеха или, напротив, провала новой
 политической идеологии, выдвигаемой лидером
 в "переломные эпохи" истории и
 соответственно успешности или провала
 возглавляемого им движения масс. В проти-
 воположность тезису психоанализа об
 антагонизме личности и общества Эриксон
 подчеркивал биосоциальную природу и адап-
 тивный характер поведения индивида,
 центральным интегративным качеством
 которого выступает психосоциальная идентич-
 ность.
  "Идентичность" представляет собой
 постоянное стремление индивида к сохранению
 психологической самотождественности "я",
 которая тем не менее не есть некое
 замкнутое, оторванное от реальности и
 застывшее состояние, а является
 одновременно процессом самокоррекции
 личности в зависимости от изменений
 социокультурных условий.
  Конкретизируя это понятие, американский
 психоаналитик определяет его как чувство
 органической принадлежности индивида к его
 
 
  133
 
 исторической эпохе и типу межличностного
 взаимодействия, свойственному этой эпохе.
 Историческая идентичность личности
 предполагает, таким образом, гармонию
 присущих ей идей, образов и поступков с
 доминирующим в данную эпоху социально-
 психологическим образом человека, принятие
 им социального бытия как своего34.
  В переломные моменты истории, когда на
 смену одному миропорядку приходит другой с
 новыми общезначимыми ценностями и
 социальными установками, в состоянии
 кризиса оказываются не только отдельные
 личности, но и целые сообщества. В такие
 эпохи "кризиса коллективной идентичности"
 большая часть сообщества испытывает
 бессознательное ощущение "сжатия"
 привычного "образа мира", смутное
 предчувствие грядущих перемен в
 умонастроениях и социальных представлениях.
 В эти периоды особая роль принадлежит
 выдающимся историческим личностям, которые
 благодаря обостренной чувствительности и
 абсорбирующей способности становятся
 выразителями общих проблем. Идеи таких
 лидеров предстают либо в провидческой форме
 новых религиозных или светских учений, либо
 в виде политических программ и
 воспринимаются людьми как спасительные
 рецепты.
  В периоды коллективных кризисов особую
 опасность представляет формирование и
 укрепление "негативной идентичности"
 отдельных индивидов и целых групп и слоев
 общества, представляющей собой совокупность
 ____________________
 34 Erikson E. Insight and Responsibility.
  N.Y., 1964. P. 203-204.
 
 
 134
 
 тех идентификаций, которые индивиды
 вынуждены подавлять в себе, поскольку они
 являются нежелательными с точки зрения
 группы или общества. В случае затяжных
 кризисов индивиды могут отчаяться найти
 возможность преобразовать элементы
 отрицательной идентичности в позитивную. И
 тогда подавленная отрицательная энергия
 находит выход в поддержке народом
 психопатических лидеров, социальным
 основанием существования которых является
 именно негативная идентичность. Острый
 затянувшийся кризис идентичности сви-
 детельствует не столько о психическом
 отклонении в развитии личности, сколько о
 социальном "нездоровье", о патогенном ха-
 рактере групповой идентичности. "Мы не
 можем разделить кризис идентичности в
 индивидуальной жизни и современный ему
 кризис в историческом развитии, так как оба
 они определяют друг друга и связаны друг с
 другом, что может быть сформулировано в
 терминах "психосоциальной
 соотносительности", - отмечает Эриксон35.
  Смысл психоисторической деятельности
 харизматического лидера по Эриксону состоит
 в том, что творческая личность не может
 найти точки соприкосновения между духовными
 потенциями своей незаурядной натуры и
 кризисной социально-психологической
 реальностью. Поэтому разрешить свои
 собственные сугубо личностные проблемы
 харизматический герой может не иначе, как
 изменив социальную идентичность своих
 современников. Решение, которое он находит
 ____________________
 35 Erirson E. Identity. Yourth and
  Crisis. P. 23.
 
 
  135
 
 для себя, становится прототипом преодоления
 исторического кризиса идентичности, рож-
 дением нового общественного мировоззрения.
  Так в "Правде Ганди" Эриксон стремится
 показать, что метод сатьяграхи не только
 хорошо вписывался в современную Ганди
 общественно-психологическую атмосферу Индии
 и ее культурно-философскую традицию, но и
 отражал амбивалентные чувства "эдиповой
 стадии" будущего Махатмы. Из "эдиповых
 переживаний" юного Ганди, в душе которого
 боролись сострадание к больному отцу и
 желание занять его место, и родился, по
 мысли американского ученого, "тот образец,
 который затем был положен в основу такого
 стиля лидерства, когда победить
 вышестоящего противника можно лишь не
 применяя насилия и выражая намерение спасти
 как его, так и тех, кого он притесняет"36.
  Заслуга трудов Эриксона состоит прежде
 всего в том, что он положил конец
 фрейдистской трактовке истории как
 "гигантской психиатрической лечебницы".
 История жизни выдающейся личности, замечает
 Эриксон, не должна превращаться в историю
 его болезни; психоисторик обязан учитывать
 не только бессознательную логику жизненного
 цикла героя, но и объективную логику
 "исторического момента", которая вплетена в
 жизнь каждого человека"37.
  Следующий этап в развитии концепции
 политического человека связан с именем
 американского ученого профессора поли-
 тических наук Йельского университета в США,
 ____________________
 36 Ibid. P. 129.
 37 Erikson E. Insight and Responsibility.
  N.Y., 1964. P. 207.

<< Пред.           стр. 19 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу