<< Пред. стр. 19 (из 38) След. >>
ступеней власти достигают люди, одаренныевыдающимися качествами, сильными
____________________
32 Grawitz M., Leca J. L'Homme
politique // Traite de science politique.
P., 1985. T. 3. P. 39-41.
129
побудительными стимулами и потребностями, а
также сложными чертами личности.
Несомненной заслугой Лассуэлла является
то, что несмотря на наследие фрейдизма, ему
удалось отойти от притягательности
абстрактной схематизации, которой грешит
классический психоанализ, и продвинуться на
пути выявления так называемой "базовой
личности". Тем самым он вплотную подошел к
постановке проблемы о природе политического
человека. По Лассуэллу, для "политической
личности" характерно влечение к власти как
к первичной ценности, а также стремление
ввести санкции или повлиять на других,
испытывая страх от своей собственной
пассивности и от возможности самой
оказаться в положении подчиненности и
зависимости.
Так, ощущение малозначительности своей
личности человек политики преодолевает,
создавая впечатление своей уникальности.
Стремясь опровергнуть обвинения в
аморальности своего поведения, он нередко
прокламирует высшую добродетель как
основание и цель своих действий. Чувство
обладания высшей силой, которое возникает
как следствие пребывания у власти, часто
компенсирует ощущение личной слабости,
присущее некоторым людям, стремящимся
достичь должностных высот. Жажда власти
помогает иным политикам избавиться от
чувства собственной посредственности,
особенно в тех случаях, когда они
доказывают себе и другим свою политическую
дееспособность, проявляя чудеса
изворотливости и ловкости в политических
интригах. Наконец, случается, что
политическая деятельность позволяет такому
130
человеку изжить чувство интеллектуальной
неполноценности, создавая видимость
интеллектуального превосходства над своими
подчиненными и окружением.
Лассуэлл различал "политическую личность"
вообще, под которой он подразумевал любого
индивида, включенного в политический
процесс, т.е. другими словами, "человека
массы", и "политический тип", который
представал у него как особая совокупность
личностных характеристик индивида с ярко
выраженным стремлением к политической
активности, и главным образом, к обладанию
властью. "Политический тип" личности, таким
образом, выступал как концентрированное
выражение сущностных особенностей
"политического человека" вообще.
Политический лидер являлся как бы
квинтэссенцией "политического человека" и
главной движущей силой политического
процесса.
Помимо власти как главной
инструментальной ценности Лассуэлл
предлагал в качестве сопутствующих
характеристик "политического типа" ценности
"уважения", "привязанности",
"нравственности", "достатка",
"профессионализма", "просвещенности". По
мнению американского ученого, стремление к
их достижению лежит в основе всех возможных
форм социального и политического поведения.
Лассуэлл предлагал также типологизацию
лидерства, опираясь на разнообразие форм, в
которых протекает политическая де-
ятельность. Он разделял общественных
деятелей на "агитаторов" и
"администраторов". Для агитаторов
характерен перенос личных мотивов на
131
предельно отдаленные объекты, принятие
ограниченного числа принципов и стремление
обратить окружающих в свою веру.
"Администраторам" свойствен перенос личных
мотивов на объекты непосредственного
окружения - коллектив или группу33.
Зная причины политической активности
обычного человека, политическому лидеру
легко удается манипулировать психикой и
поведением масс, считал американский
исследователь. Выдвигая проект оздоровления
общества - "социальной или политической
психиатрии", Лассуэлл на протяжении многих
лет вплоть до конца 60-х годов основные
надежды возлагал на "воспитание
гражданственности" мерами массовой
пропаганды, предлагая фактически один из
способов развития массового "политического
человека". Одним из главных средств
достижения этой цели он считал
манипулирование психикой и апелляцию к
бессознательному.
Преувеличенное внимание Лассуэлла к
"компенсационной" трактовке сущности
политического человека оставляло в тени си-
туацию, в которой действует индивид, - ту
объективную основу, социально-политическую
среду, которая неотделима от властных
влечений политических людей.
Этот пробел в изучении homo politicus
заполнил американский психоаналитик Эрик
Эриксон, открывший в мировой науке эру
"психоисторических" исследований и
разработавший психоисторическую методологию
социального познания. Суть социального
____________________
33 Lasswell H.D. Power and Personality.
P. 78-152.
132
действия выдающейся личности по Эриксону
состоит в том, что она умеет удачно
разрешить свои личные конфликты через
одновременное разрешение культурно-
исторических коллизий эпохи.
Мировоззренческие поиски творческой
личности наиболее адекватно включаются в
новую идеологическую парадигму эпохи,
выразителем которой эта личность становится
в глазах своих сограждан.
В отличие от классического фрейдизма,
который интересовался бессознательными
аспектами психики гения, психоисторию
занимает вопрос о причинах исторического
успеха или, напротив, провала новой
политической идеологии, выдвигаемой лидером
в "переломные эпохи" истории и
соответственно успешности или провала
возглавляемого им движения масс. В проти-
воположность тезису психоанализа об
антагонизме личности и общества Эриксон
подчеркивал биосоциальную природу и адап-
тивный характер поведения индивида,
центральным интегративным качеством
которого выступает психосоциальная идентич-
ность.
"Идентичность" представляет собой
постоянное стремление индивида к сохранению
психологической самотождественности "я",
которая тем не менее не есть некое
замкнутое, оторванное от реальности и
застывшее состояние, а является
одновременно процессом самокоррекции
личности в зависимости от изменений
социокультурных условий.
Конкретизируя это понятие, американский
психоаналитик определяет его как чувство
органической принадлежности индивида к его
133
исторической эпохе и типу межличностного
взаимодействия, свойственному этой эпохе.
Историческая идентичность личности
предполагает, таким образом, гармонию
присущих ей идей, образов и поступков с
доминирующим в данную эпоху социально-
психологическим образом человека, принятие
им социального бытия как своего34.
В переломные моменты истории, когда на
смену одному миропорядку приходит другой с
новыми общезначимыми ценностями и
социальными установками, в состоянии
кризиса оказываются не только отдельные
личности, но и целые сообщества. В такие
эпохи "кризиса коллективной идентичности"
большая часть сообщества испытывает
бессознательное ощущение "сжатия"
привычного "образа мира", смутное
предчувствие грядущих перемен в
умонастроениях и социальных представлениях.
В эти периоды особая роль принадлежит
выдающимся историческим личностям, которые
благодаря обостренной чувствительности и
абсорбирующей способности становятся
выразителями общих проблем. Идеи таких
лидеров предстают либо в провидческой форме
новых религиозных или светских учений, либо
в виде политических программ и
воспринимаются людьми как спасительные
рецепты.
В периоды коллективных кризисов особую
опасность представляет формирование и
укрепление "негативной идентичности"
отдельных индивидов и целых групп и слоев
общества, представляющей собой совокупность
____________________
34 Erikson E. Insight and Responsibility.
N.Y., 1964. P. 203-204.
134
тех идентификаций, которые индивиды
вынуждены подавлять в себе, поскольку они
являются нежелательными с точки зрения
группы или общества. В случае затяжных
кризисов индивиды могут отчаяться найти
возможность преобразовать элементы
отрицательной идентичности в позитивную. И
тогда подавленная отрицательная энергия
находит выход в поддержке народом
психопатических лидеров, социальным
основанием существования которых является
именно негативная идентичность. Острый
затянувшийся кризис идентичности сви-
детельствует не столько о психическом
отклонении в развитии личности, сколько о
социальном "нездоровье", о патогенном ха-
рактере групповой идентичности. "Мы не
можем разделить кризис идентичности в
индивидуальной жизни и современный ему
кризис в историческом развитии, так как оба
они определяют друг друга и связаны друг с
другом, что может быть сформулировано в
терминах "психосоциальной
соотносительности", - отмечает Эриксон35.
Смысл психоисторической деятельности
харизматического лидера по Эриксону состоит
в том, что творческая личность не может
найти точки соприкосновения между духовными
потенциями своей незаурядной натуры и
кризисной социально-психологической
реальностью. Поэтому разрешить свои
собственные сугубо личностные проблемы
харизматический герой может не иначе, как
изменив социальную идентичность своих
современников. Решение, которое он находит
____________________
35 Erirson E. Identity. Yourth and
Crisis. P. 23.
135
для себя, становится прототипом преодоления
исторического кризиса идентичности, рож-
дением нового общественного мировоззрения.
Так в "Правде Ганди" Эриксон стремится
показать, что метод сатьяграхи не только
хорошо вписывался в современную Ганди
общественно-психологическую атмосферу Индии
и ее культурно-философскую традицию, но и
отражал амбивалентные чувства "эдиповой
стадии" будущего Махатмы. Из "эдиповых
переживаний" юного Ганди, в душе которого
боролись сострадание к больному отцу и
желание занять его место, и родился, по
мысли американского ученого, "тот образец,
который затем был положен в основу такого
стиля лидерства, когда победить
вышестоящего противника можно лишь не
применяя насилия и выражая намерение спасти
как его, так и тех, кого он притесняет"36.
Заслуга трудов Эриксона состоит прежде
всего в том, что он положил конец
фрейдистской трактовке истории как
"гигантской психиатрической лечебницы".
История жизни выдающейся личности, замечает
Эриксон, не должна превращаться в историю
его болезни; психоисторик обязан учитывать
не только бессознательную логику жизненного
цикла героя, но и объективную логику
"исторического момента", которая вплетена в
жизнь каждого человека"37.
Следующий этап в развитии концепции
политического человека связан с именем
американского ученого профессора поли-
тических наук Йельского университета в США,
____________________
36 Ibid. P. 129.
37 Erikson E. Insight and Responsibility.
N.Y., 1964. P. 207.