<< Пред. стр. 22 (из 38) След. >>
усложняются. Партия превращается в по-стоянно действующую дисциплинарную
организацию, которая контролирует действия
своих депутатов в парламенте через органы
печати, разрабатывает и формулирует
политические установки, пропагандирует их
среди избирателей.
Еще более сложны функции правящей партии.
Это связано с превращением партии из
добровольной ассоциации единомышленников в
институт представительной демократии, что
сопровождается усилением партийного
аппарата и его господством над партией,
выдвижением в противовес рабочим партиям
программы межклассовой солидарности во имя
достижения народного единства. Партия с
этой точки зрения должна быть ареной
посредничества, урегулирования общественных
конфликтов путем дискуссий и компромиссов1.
В ФРГ, например, в целом завершен процесс
интеграции наемных работников в обе
"народные партии" (СДПГ и ХДС/ХСС). И хотя
социальные и политические противоречия
сохраняются, они носят менее острый
характер, чем в "эпоху Веймара". Во всяком
случае, боннское государство для
____________________
1 См.: Политическая стратегия европейской
буржуазии в ХХ в. Ч. 1. М., 1990. С. 97-
112.
151
большинства рабочих не есть нечто "чужое",
"враждебное". Партии, представленные в бун-
дестаге, уже не являются "идеологическими
партиями" - во всяком случае
провозглашается, что они стали "народными".
ХДС/ХСС и СДПГ стремятся говорить от имени
всего общества и действовать, в первую
очередь, в общесоциальных интересах. Они
декларируют отказ от ориентации
исключительно на те или иные слои и группы
общества, и потому становится возможной
политика демократического компромисса. Хотя
между СДПГ и ХДС/ХСС существуют
значительные различия во многих отношениях,
непроходимой пропасти между ними нет.
Использование примыкающих
специализированных организаций
В современных условиях одной из
существенных особенностей функционирования
крупных парламентских партий Запада
является наличие "фланкирующих",
примыкающих к ним организаций, призванных
помочь усиливать влияние партий на раз-
личные социальные слои и группы. Большим
количеством такого рода организаций
располагает, например, ХДС в ФРГ.
Специализированные организации очень
различны как по своим задачам, так и по
статусу. Одни из них являются уставными и
носят название объединений. К ним
относятся: молодежный союз, женское
объединение, социальные комитеты, ком-
мунально-политическое объединение,
объединение среднего сословия,
152
экономическое объединение и т.д. Другие
организации формально не связаны с партией.
Объединения выполняют две функции -
внешнюю и внутреннюю. Внешняя состоит в
том, что они связывают партию с различными
общественными группами. Внутренняя
заключается в защите особых интересов этих
групп в политике самой партии. Анализ
деятельности специализированных организаций
позволяет сделать следующие выводы:
- Наличие специализированных организаций
придает внешнему облику партии множество
оттенков, помогая ей апеллировать к
различным социальным группам избирателей.
Они являются связующим звеном между партией
и "непартийными" организациями.
- Специализированные организации являются
существенным дополнением членской массы
партии, вовлекая в орбиту организованного
влияния гораздо больше людей.
- Наличие "фланкирующих" организаций
обусловлено в первую очередь социальной
разнородностью членской массы. Кроме того,
канализируя многочисленные требования и
протесты снизу в определенное
организационное русло, руководство получает
возможность ограничивать арену столкновений
противоречивых интересов.
- Вместе с тем существование
"фланкирующих" организаций создает для
лидеров и ряд неудобств, препятствуя курсу
на усиление сплоченности и
дисциплинированности партийных рядов.
153
Выборы
Одним из важнейших механизмов, с помощью
которого осуществляется политическое
влияние, регулируется массовое политическое
поведение, являются выборы. Они помогают
современным правительствам сохранить свою
силу и власть, так как широкое вовлечение
масс в избирательные кампании снижает
угрозу подрыва существующего порядка.
Выборы дают возможность данному
правительству говорить о своей легитимно-
сти, о поддержке своего политического курса
широкими слоями населения.
Однако на деле выборы создают иллюзию
принятия гражданами политических решений,
так как реально они, во-первых, ничего не
требуют от избранников, а всего лишь
выражают коллективное согласие, во-вторых,
избирают только должностных лиц, не
принимая непосредственного участия в
формировании их политического курса.
Важная роль парламентских партий в защите
интересов господствующих кругов наглядно
проявилась в ходе реформы избирательного
права (снижение возрастного избирательного
ценза до 18 лет), осуществленной на рубеже
70-х гг. в большинстве ведущих западных
стран. Расширение избирательного
контингента за счет молодежи свелось
преимущественно к дополнительному пе-
рераспределению голосов между основными
парламентскими партиями. Наиболее рельефно
значение парламентских партий раскрылось в
странах с двухпартийной системой, где четко
разработан механизм оттеснения "третьих"
партий: не случайно правящие круги именно
этих стран (США, Великобритания) раньше
154
других (в частности, Франции или Италии)
пошли на подобную реформу.
Деятельность политических партий,
направленную на проведение выборов, можно
структурировать следующим образом:
1) деятельность партии в период между
выборами; 2) этап выборов на местном
уровне, З) выборы на национальном
(общегосударственном) уровне. Необходимо
отметить, что различие между первыми двумя
этапами чисто количественное - в степени
интенсивности воздействия на население.
Рассмотрим основные методы политического
влияния во время выборов.
1. Большая роль в избирательных кампаниях
отводится созданию "имиджа" кандидата, т.е.
некоего упрощенного, но очень яркого и
привлекательного образа, формируемого на
основе эмоционального восприятия. Монополия
на средства воздействия на массы повышает
значение эмоциональной апелляции, а
следовательно, и политической рекламы,
обращающейся прежде всего не к разуму, а к
чувствам избирателей. Принципиальная
схожесть политических платформ кандидатов
усиливает роль эмоционального фактора в
ходе выборов. Поэтому в период
избирательных кампаний политическая
платформа кандидата намеренно зату-
шевывается и как бы отходит на второй план,
а внимание избирателей фокусируется на
личностных характеристиках кандидата. Такой
характер социально-психологического
воздействия способствует эффективности
эмоциональной апелляции. Во Франции,
например, во время выборов редакции газет и
журналов снабжались большой подборкой
фотографий, иллюстрирующих этапы биографии
155
кандидата, проводились специализированные
пресс-конференции. Целые группы людей
внимательно следили за публикациями о
кандидате в прессе, готовя ответы и
уточнения. Ф.Миттеран, в частности,
признавался, что не любит выступать по
телевидению. Тем не менее следуя советам
специалистов по политическому маркетингу он
тщательно отрабатывал свои выступления по
телевидению и радио. Пропагандистский
материал также нес на себе печать
персонификации: были выпущены многоцветные
плакаты с его изображением, плакат "Изменим
жизнь с Ф.Миттераном", портреты разного
формата, наклейки, сувениры и т.д.
В Великобритании "неполитический"
характер избирательной кампании порой
приводит к тому, что кандидат не только не
затрагивает проблем национального масштаба,
но даже избегает говорить от какой партии
он выступает. Преследуется только одна цель
- создать члену парламента репутацию
человека, радеющего о своих избирателях и
доступного им. Кроме личных качеств
кандидата (энергичность, обходительность,
терпеливость и т.д.), большое значение для
"имиджа" имеет возраст, профессия и акцент
- социальная визитная карточка англичанина.
Поэтому кандидаты проходят тщательный отбор
в местных отделениях партий, прежде чем их
кандидатуры будут выставлены на широкое
обсуждение.
2. Деятельность такого политического
института как выборы основывается на
широком использовании научно-технических
достижений, на совершенствовании старых и
развитии новых средств массовой информации
- особенно телевидения, на применении новых
156
методов анализа социально-политических
явлений, новых научных разработок в области
психологии. Все эти факторы составляют
основу так называемой "новой политики",
представляющей собой качественно иную
технологию и методологию проведения
избирательных кампаний в США. Ее задача -
сделать достаточно гибким традиционный
партийный механизм, приспособить его к
использованию новых возможностей воздей-
ствия на массы, которые открывает научно-
техническая революция.
Особо важное место в методах "новой
политики" занимает "политическая реклама",
на которую затрачивается около трети
средств, отпущенных на избирательную
кампанию. В развитых западных странах
реклама стала средством политической
борьбы. В ее задачу входит создание у масс
определенной системы нравственных ценностей
с помощью внедрения в их сознание пред-
ставлений, построенных на эмоциональных
апелляциях. Политическая реклама
основывается главным образом на методе
внушения и является одной из форм
целенаправленного политического и
идеологического психопрограммирования
людей, воздействия на общественное сознание
в заданном направлении. В основе
психоэмоционального воздействия лежит
обращение к общенациональным ценностям
(например, "американская мечта"),
патриотизму граждан, традициям и т.д.
Наиболее интенсивно политическая реклама
используется в периоды обострения
внутрипартийной и межпартийной борьбы - во
время предвыборных кампаний, особенно
кампаний по выбору верховных органов
157
власти. В остальное время она используется
партийными фракциями в сенате и в палате
представителей (в США), а также содержится
в заявлениях правительства по вопросам
внутренней и внешней политики.
Чем больше сфер общественной жизни
вовлечено в политическую рекламу, тем выше
степень ее эффективности (так в середине
70-х гг. до 95% населения СССР верили в
преимущества социалистической системы).
Массовость политической рекламы нельзя,
однако, отождествлять с "гигантоманией":
так множество небольших плакатов обладают
гораздо большей степенью воздействия, чем