<< Пред.           стр. 6 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 36
 
  Существуют и другие попытки классификации
 ресурсов. Например, А.Этциони предлагает
 разделить ресурсы на 3 категории:
 утилитарные, принудительные и нормативные.
 Цель его классификации - сопоставить
 отдельные типы ресурсов со специфическими
 способами господства. Использование
 утилитарных ресурсов (материальных
 вознаграждений прежде всего) позволяет
 преодолеть сопротивление таким образом, что
 объект соглашается подчиниться воле
 субъекта власти в обмен на ресурсы, которые
 ему необходимы. Следствием такой ситуации
 может быть, в частности, "инструментальная
 ориентация" рабочих, исключающая отношение
 к труду как к творчеству и усматривающая в
 нем только источник существования.
  К принудительным ресурсам индивид
 прибегает тогда, когда старается изыскать
 дополнительные средства, чтобы еще более
 ограничить свободу другого. Например, это
 может быть угроза увольнения, заставляющая
 подчиненных против их воли все же
 последовать требованиям начальства.
 Необходимость прибегать к принуждению в
 организационном плане истолковывается как
 средство крайней угрозы, применяемой в
 период экономического кризиса.
  Наконец, через посредство нормативных
 ресурсов индивид старается блокировать
 сопротивление другого с помощью убеждения.
 В этом случае он старается вызвать
 одобрение другого скорее путем изменения
 его намерений и предпочтений, чем
 объективной ситуации17.
 ____________________
 17 Etzioni A. A Comparative Analysis of
  Complex Organizations. N.Y., 1961.
 
 
  37
 
  Нормативные ресурсы могут также
 воздействовать скрытым образом, заставляя
 подчиненных принимать "менеджеральные"
 требования в отношении своего собственного
 поведения и уменьшая тем самым число
 ситуаций, которые они могли бы расценить
 как противоречащие их интересам.
 Нормативные ресурсы могут привести
 подчиненных в такое состояние, когда они
 больше не осознают своего зависимого
 положения и когда у них в то же время не
 оказывается обычных средств
 сопротивления18.
  Таким образом, две первые категории
 ресурсов позволяют противодействовать
 сопротивлению подчиненных, воздействуя
 главным образом на объективную ситуацию, в
 которой они находятся, тогда как третья
 категория влияет в основном на формирование
 восприятия подчиненными своего положения и
 восходит к уровню идеологического
 манипулирования.
  Известно, что Вебер понимал власть
 преимущественно как асимметричное
 отношение, при котором есть господствующие
 и подчиненные, но иногда и как отношение
 обратной связи, поскольку подчиненный также
 обладает некоторой долей власти. Отношение
 власти формируется в борьбе, на основе
 двустороннего обмена шансами на получение
 власти. Характер средств власти и их
 распределение между участниками конфликта
 определяют и характер данного отношения
 власти. Отсюда проистекает возможность
 трактовать властные отношения не только как
 асимметричные отношения двух партнеров, но
 ____________________
 18 Ibid.
 
 
 38
 
 и как отношения, охватывающие нескольких
 участников, каждый из которых - субъект
 власти. Таковы, например, отношения между
 государствами.
  Эта мысль Вебера нашла развитие в теории
 раздела зон влияния, разработанной
 Д.Ронгом. Обеспокоенный чрезмерным, по его
 мнению, акцентированием асимметричного
 характера властных отношений некоторыми
 социологами, рискующими приглушить
 реляционный аспект власти, он предложил
 принимать во внимание не каждое действие в
 отдельности, а совокупность их.
  Ронг утверждает, что властные отношения
 как социальные отношения особого рода
 асимметричны, поскольку обладатель власти
 осуществляет больший контроль над
 поведением объекта власти, а не наоборот.
 Однако взаимность влияния - как опреде-
 ляющий критерий самого социального
 отношения - никогда не должна полностью
 исчезнуть из сферы внимания исследователя
 за исключением, может быть, форм
 физического насилия. В противоположность
 Блау, утверждавшему, что "взаимозависимость
 и взаимное влияние равных сил указывают на
 отсутствие власти"19, а также Герту и
 Миллсу, полагавшим, что "когда все равны,
 то нет политики, ибо политика требует
 подчиненных и начальника"20, Ронг
 акцентирует внимание на "корнях" власти -
 социальном взаимодействии как ее
 генетической форме. Не отрицая того, что
 ____________________
 19 Blau P. Exchange and Power in Social
  Life. N.Y., 1964. P. 118.
 20 Gerth H., Mills C.W. Characters and
  Social Structure. N.Y., 1959. P. 193.
 
 
  39
 
 асимметрия существует в каждом индивидуаль-
 ном эпизоде действия, он подчеркивает факт
 постоянного обмена ролями между обладателем
 власти и ее объектом. Один контролирует
 другого в одних ситуациях, другой - в
 других. Например, профсоюз контролирует
 найм рабочей силы, а наниматель диктует
 время и место работы. Если трактовать
 властные отношения исключительно как
 иерархические и односторонние, подчеркивает
 Ронг, мы упускаем из виду целый класс
 отношений между людьми или группами, в
 которых контроль одного вида или группы над
 другими в одной сфере уравновешивается
 контролем другого в иной сфере. Разделение
 сфер между сторонами часто является
 результатом переговорного процесса, который
 может повлечь за собой открытую борьбу за
 власть (например, забастовка против
 нанимателя, тяжба в коммерческой
 конкуренции, война между государствами и
 т.п.). Таким образом, интегральной власти,
 при которой принятие решений и инициатива к
 действию монополизированы только одной
 стороной, противополагается интеркурсивная
 власть, характеризующаяся балансом от-
 ношений власти и разделением сфер влияния
 между сторонами. Интеркурсивная власть
 существует там, где власти одной из сторон
 противостоит власть другой, где налицо
 процедуры переговоров и совместного
 принятия решений.
  В современных государствах, согласно
 Ронгу, функционирование интегральной власти
 может быть ограничено разными мерами,
 например, периодической проверкой действий
 власть предержащих, пересмотром их
 властвующего статуса или их перемещением и
 
 
 40
 
 заменой, установлением границ компетенции.
 Если подобные меры действительно реально
 осуществляются, а не являются обычными
 выхлопными клапанами подобно конституциям
 во многих современных государствах, то
 должны возникать источники власти,
 независимые от интегральной власти. Другими
 словами, в обществе должны существовать
 центры, реально противостоящие интегральной
 власти, ограничивающие ее. В результате
 стирается абсолютное различие между
 интеркурсивной и интегральной властью.
  Ронг указывает четыре главных способа
 сопротивления интегральной власти. Объекты
 власти могут: 1) бороться за установление
 противостоящей власти, чтобы
 трансформировать интегральную власть в
 систему интеркурсивной власти;
 2) ограничить экстенсивность (число
 субъектов власти), всеобщность (число сфер
 влияния) и интенсивность (радиусы воздей-
 ствия внутри отдельных сфер влияния)
 власти; 3) разрушить интегральную власть
 целиком, выйти из сферы ее действия;
 4) попытаться заменить ее своей
 интегральной властью.
  Если иметь в виду интегральную власть
 современных государств, то первые три
 альтернативы, согласно Ронгу, в общем со-
 ответствуют усилиям по учреждению
 демократического конституционного правления
 или же ликвидации всякого правления,
 анархии. Четвертая альтернатива
 соответствует различным формам
 политического смещения властвующих, таким
 как путчи, революции или законодательно
 урегулированная конкуренция и избирательное
 соперничество.
 
 
  41
 
  Механизмами утверждения противостоящей
 власти являются инициатива, референдум,
 привлечение к суду и т.п. Однако в
 современных государствах, констатирует
 Ронг, интегральная власть не может быть
 полностью трансформирована в интеркурсивную
 из-за существования юридических механизмов
 самосохранения интегральной власти. В
 противоположность Герту и Миллсу, как,
 впрочем, и многим другим политологам и
 политическим философам, Ронг считает, что
 политика - это не только сфера борьбы за
 власть. Она включает также и борьбу за ее
 ограничение, сопротивление ей, бегство от
 власти21.
  Попытка Ронга выделить и
 систематизировать способы сопротивления
 интегральной власти безусловно заслуживает
 внимания, как и общедемократический пафос
 его рассуждений. Однако основа его
 рассуждений - констатация плюрализма вла-
 стей в современном обществе - учитывает
 только одну из тенденций общественного
 развития, оставляя в стороне другую - тен-
 денцию к поляризации и усилению
 государственной власти, характерную для
 целого ряда развитых западных стран во
 главе с США.
  Реляционный подход, таким образом,
 охватывает множество концепций, которые
 имеют некоторые общие черты. Все они
 принадлежат к теории социального действия,
 в основе которого лежит рациональная
 ____________________
 21 Wrong D.H. Some Problems in Defining
  Social Power // American Journal of
  Sociology. N.Y., 1968. Vol. 73. № 6.
  P. 681.
 
 
 42
 
 мотивация: рационально действующие актеры,
 обладая специфическими преимуществами
 (ресурсами), будучи помещенными в
 организационную сеть принуждений и
 возможностей их избежать, стремятся по мере
 сил достичь своих целей. Заметим, что
 авторы этих концепций базируются только на
 одном типе социального действия,
 заимствованного из классификации Вебера, а
 именно: рационально-целевом, оставляя без
 внимания не менее продуктивные с точки
 зрения типологии власти - ценностно-
 рациональное, эффективное и традиционное
 действия. Эти концепции своим рационализмом
 выгодно отличаются от теолого-нормативного
 подхода, приверженцы которого ставили в
 центр внимания государство и право,
 трактуемые как самостоятельные абстрактные
 сущности, оторванные от общественной
 действительности. Политика в этом случае
 истолковывалась как реализация "всеобщего
 блага", а власть как внесоциальная всеобщая
 моральная сила, исполненная сознания своей
 высокой роли, обязанностей и
 ответственности. Преимущество этих
 концепций по сравнению с субъективно-
 психологическими объяснениями несомненно.
 Оно заключается в переносе акцента на
 социально-политические факторы власти, на
 поиски ее оснований в особенностях
 социального положения субъекта власти, в
 закономерностях политической деятельности и
 т.п.
  Вместе с тем концепции обмена не являются
 адекватным выражением социальной природы
 власти, а лишь одной из попыток выйти за
 пределы психологизма. Утилитаристский
 характер теорий обмена придает трактовке
 
 
  43
 
 властных отношений вульгарно-экономический
 оттенок, не объясняя сам механизм обмена,

<< Пред.           стр. 6 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу