<< Пред. стр. 7 (из 38) След. >>
не вскрывая ни его истоков, ни движущих сили основ - экономических, социальных,
политических, определяющих сам характер
обмена и его специфику. Кроме того,
реляционистские определения власти упускают
из виду власть, которая возникает на базе
сознательного сокрытия некоторых важных
аспектов принятия решений, когда, например,
властвующие индивиды ограничивают
обсуждение решений только теми областями,
которые не могут поставить под угрозу их
собственные интересы и ценности. Факторов,
заставляющих людей вступать в отношения
господства и подчинения, в действительности
великое множество. Например, в
производственной группе - это и
производственная квалификация, и стаж
работы, дающий опыт, и личные качества и
т.п. В семье - это возраст, семейная роль и
др. В политической организации - социальное
положение, опыт, авторитет, личные качества
и т.п.
З. Власть и влияние
Чтобы разобраться в хитросплетениях
политической жизни, необходимо обратиться и
к такому ключевому вопросу как соотношение
власти и влияния. Это соотношение отражает
важнейшие характеристики политического
взаимодействия и при этом оказывается
наиболее запутанным. Одни авторы полагают,
что термины "власть" и "влияние"
практически являются синонимами в
политической науке, другие рассматривают
44
влияние как категорию более узкую и
подчиненную по отношению к понятию власти,
третьи же считают, что значимость этого
соотношения совершенно обратная, четвертые
без лишних слов исключают вопрос о влиянии
из проблемы власти.
Проблема соотношения власти и влияния,
однако, помимо чисто теоретического
интереса, представляет собой и совершенно
прагматическую, практическую перспективу
исследования. Речь идет о реализации
власти, о механизмах ее социального вопло-
щения. В такой проекции проблема
соотношения власти и влияния становится,
бесспорно, центральной. Более того, в
условиях развития социально-политического
процесса демократизации возникает проблема
качественного перехода от понятий и ситуа-
ций принудительного властвования к
относительно добровольному принятию решения
индивидом, основанному на убеждении извне
или самоубеждении.
Близкой к этой и весьма существенной
становится проблема различения влияния и
манипуляции, проблема воздействия на
личность в условиях ликвидации внешнего,
откровенно принудительного воздействия и
использования "мягких", косвенных форм
принуждения со стороны властных структур в
обществах с развитыми парламентскими
системами.
Что же такое политическое влияние? В
самом общем виде влияние можно определить
как такой фактор, который при прочих равных
условиях может изменить поведение индивида
в желаемом направлении. Главное сущностное
различие в понимании влияния и власти
состоит в том, что в понятии влияния
45
подчеркивается момент неопределенности в
отношении вероятности желаемых последствий
в случае, когда один субъект осуществляет
влияние на другого, в отличие от власти,
которая предполагает намного большую
степень вероятности в достижении желаемых
эффектов.
Однако такая характеристика различий
власти и влияния носит самый общий
характер. Существуют и другие черты, кото-
рые позволяют яснее увидеть различие между
этими двумя категориями. Власть и влияние
отличаются с точки зрения самого
социального действия. Для власти характерна
асимметричность человеческих отношений;
влияние же можно рассматривать как
тенденцию к установлению симметричности в
отношениях взаимодействующих сторон.
Влияние - это по возможности максимально
уравновешенный, двухсторонний процесс
отношений людей. Переход от власти к
влиянию, таким образом, означает стремление
устранить ту асимметрию взаимоотношений,
которая в наибольшей степени присуща
властному типу отношений. Самым ярким и
крайним выражением власти в этом смысле
является власть тирана, диктатора -
человека, который по общепринятому
пониманию присвоил себе все средства
власти. Недаром одним из главных требований
существования тирании является
необходимость независимости, отдаленности и
отделенности таких людей власти от масс.
Чем ближе стоят они к массам, тем больше
опасность того, что из боязни потерять свою
власть, они начнут подчиняться массам в
большей степени, чем массы подчиняются им.
46
Там, где уменьшается односторонность
отношений между людьми и увеличивается их
двусторонность, происходит переход от
власти к влиянию. Императивный характер
тенденции выравнивания асимметричной
природы власти сказывается и в социальных
системах, которые в определенной степени
искусственно пытаются "задержать" этот
процесс - имеются в виду системы с жесткими
административно-командными функциями
власти. В таких системах характер
"перераспределения" власти принимает
болезненный, искаженный вид. Увещевания,
подкуп - вот наиболее распространенные
средства приобрести свою "долю власти" в
таких социальных системах.
Различие между властью и влиянием можно
проследить и с точки зрения
психологического восприятия воздействия.
Это различие проявляется главным образом на
уровне принятия решений. Когда речь идет о
власти, область принятия решений выносится
за пределы индивида. Решение принимается не
им, а начальником. Суть властного
воздействия состоит в том, что реализация
принятого начальником решения, его
исполнение должно быть осуществлено
подчиненным. Возникает ощущение несвободы,
зависимости. Когда речь идет о влиянии,
индивиду предлагается ряд аргументов, из
которых он делает выбор и на его основе
принимает решение. Главными последствиями
этого являются: во-первых, возрастание
чувства ответственности со стороны
социального субъекта, во-вторых, слияние
областей принятия решения и самого
социального действия, что ведет к повышению
действенности принимаемых решений.
47
Различие между властью и влиянием
необходимо проводить и с точки зрения мер
воздействия. Власть может использовать для
устранения любого сопротивления имеющиеся в
ее распоряжении либо негативное принуждение
- репрессивные механизмы, основанные на
угрозе наказания, либо позитивное
принуждение, основанное на перспективе
значительного вознаграждения, различных
выгод. Влияние подразумевает
самовоздействие, самоконтроль, сопряженный
с самовознаграждением или несением убытков,
поскольку конечный инстанцией принятия
решений в этом случае становится сам
индивид.
Говоря о различиях между властью и
влиянием, можно отметить их различие и с
точки зрения внешней функции, и с точки
зрения институциональной структуры
общества. Власть характеризуется тем, что
она иерархична, предполагает обязательное
разделение по уровням властвования. Это
относится к любой ветви власти. Влияние же
есть выражение тенденции к выравниванию
пирамидальности строения властных отношений
в обществе, и здесь оно имеет
непосредственную связь с тенденцией
общества к демократизации. Различные
политические партии, союзы и объединения
граждан как раз и выполняют эту функцию.
Предпосылками усиления значения влияния в
обществе явилось само развитие механизма
демократической структуры власти. Известно,
что абсолютизм характеризовался соединением
всех видов власти - исполнительной,
законодательной и судебной в одних руках.
Эта формула правления лучше всего была
48
выражена в известном высказывании Людовика
ХIV "Государство - это я".
Абсолютный характер власти, как правило,
сопровождался распространением личной
власти, которая предполагала наличие ярко
выраженной индивидуальности властителя.
Предпосылки такой индивидуальности были
заложены либо в самой личности (которой
сопутствовали такие характеристики, как
ораторский дар, слава, часто - военная,
динамизм и т.д.) , либо - при их отсутствии
- замещалась пышностью придворных ритуалов,
призванных сконцентрировать внимание
подданных на верхней точке властной
пирамиды. Другими словами, в системах с
абсолютистским типом власти в широком
смысле слова (сюда относятся и
монархические, и деспотические, и
авторитарные, и тоталитарные режимы)
общество управлялось отдельными людьми,
личностями. Государство как
институциональная структура "принадлежало",
было подвластно правителю, государю. В
демократических же структурах, которые
исторически начали развиваться с
наступлением эпохи Просвещения, центр
тяжести переместился от личности правящего
к принципам. И это очень важно с точки
зрения характера властвования, которое
стало объективно исторически
преобразовываться от диктатуры к влиянию.
Абсолютный, личный, персональный тип
властвования можно в общем и целом
определить как диктатуру. Демократический
тип властвования можно определить как влия-
ние.
Переход от власти к влиянию заложен и в
самом механизме реализации власти. Власть
49
стремится перейти от прямого воздействия к
опосредованному. Первоначально власть была
слита воедино с авторитетом властвующего -
монарха, власть которому была "дарована
Богом". Слово монарха воспринималось как
окончательный и безусловный приговор, как
последняя и высшая инстанция принятия
решений. Власть монарха, таким образом,
всегда имела тенденцию развития в сторону
деспотии. Усложнение организационной и
институциональной структуры общества
привело к распылению власти. Появились
такие средства воздействия на подчиненного
как санкции (позитивные и негативные, т.е.
поощрения и наказания) , как воздействие
через ресурсы, области влияния и т.д.
Властное воздействие, в результате, стало
перерастать, по существу, во влияние.
Следующей важной чертой влияния по
сравнению с властью является ориентация на
многообразие развития социальных структур и
субъектов действия. Если власть всегда
стремится к единоначалию и в конечном счете
к деспотизму, то влияние органически
связано с множественностью субъектов
реализации социального действия, с выбором
веера возможных способов поведения, иными
словами, с разнохарактерностью объединений
и групп людей. С точки зрения строения
властной структуры особенно важным стал
процесс образования партий как социальных
группировок, объединяющих людей на основе
каких-либо принципов. Именно принципы
оформляются в программы и становятся
главными характеристиками партий. Граждане
во время избирательной кампании выбирают не
столько личности, сколько принципы и
установки, содержащиеся в их программах.
50
Власть все явственнее осуществляется через
влияние принципов. Одновременно с усилением
власти принципов повсеместным становится
"усреднение" личностей, возглавляющих
отдельные партии. Особенно заметным этот
процесс стал на руководящих постах всех
уровней исполнительной власти. Требованием,
предъявляемым к руководителям, становится