<< Пред. стр. 8 (из 38) След. >>
не столько наличие ярких личностныхкачеств, сколько умение улаживать кон-
фликты, находить компромиссы, т.е.
фактически манипулировать разного рода
принципами, которые должны повлиять на
принятие людьми решений и на их поведение.
На место правителей, монархов приходят
ответственные лица, которые по самой
этимологии слова должны уметь держать
"ответ" перед другими, т.е. фактически
предполагается наличие диалога, а, значит,
влияния.
Можно сказать, что в определенном
отношении "влияние" -скорее атрибут
демократического типа государства, тогда
как "власть" - авторитарного. Влияние
подразумевает более равноправный процесс в
переговорах двух сторон, оно всегда несет
отзвук взаимности, в то время как власть
требует нажима, насилия, более очевидно
выраженного воздействия со стороны лица,
облеченного властью. Это приводит к мысли о
том, что по мере выхода на историческую
арену масс в эпоху наступления и развития
массового индустриального общества, когда
происходит переоценка понятий "народ" и
"демократия", влияние как элемент со-
циального взаимодействия приобретает все
большее значение по сравнению с властью,
которая наделяется отрицательным эмоци-
51
онально-психологическим смыслом в глазах
общественности и отдельных людей. Власть
воспринимается и представляется как насилие
над личностью и обществом, структуры власти
связываются в массовом сознании с
необходимостью постоянного контроля над
ними, устойчивыми становятся понятия
"злоупотребление властью", "бюрократическая
власть","власть над народом" и т.д. ,
каждое из которых несет в себе негативную
оценку власти как социального явления.
Влияние, напротив, имеет смягченное по
сравнению с властью звучание и выглядит,
хотя бы внешне, более демократично и
справедливо.
Демократический принцип устройства
общества имеет в качестве идеала "прямую
демократию", т.е. выражаясь в терминах
влияния - прямое взаимовлияние, прямое
взаимодействие граждан и официальных
институтов. Наиболее радикальная интер-
претация понятия "прямой демократии"
подразумевает в конечном счете возможность
каждого гражданина оказывать воздействие на
принятие государственных решений.
Реализация принципа прямой демократии
должна была бы привести к "размыванию"
автократического типа властвования и
переходу к модели "коллективного принятия
решений и управления государством".
Однако на практике такой принцип оказался
неосуществимым и вряд ли станет когда-либо
реальностью, несмотря на все мечты о
компьютерном рае, который по некоторым
представлениям мог бы позволить осуществить
прямую демократию, т.е. предоставить
каждому гражданину возможность передать
свой голос в электронный мозг. Если принять
52
во внимание то количество постановлений,
которое ежедневно принимается в полити-
ческой практике, то каждому гражданину
пришлось бы выражать свое мнение путем
голосования почти ежедневно. Такой избыток
политического участия, вероятно, привел бы
к пресыщенности политикой и породил бы
политическую апатию.
В реальности единственной формой ныне
действующей демократии является
представительная демократия, которая сохра-
няет принцип конкурентности в формировании
властных структур, а следовательно,
является основой развития процессов влия-
ния, а не жесткой власти авторитарно-
диктаторского типа. И все же отсутствие
"прямой демократии", замещаемой
конкуренцией за власть между отдельными
группами в обществе, кроме "видимого"
влияния порождает и существование невидимой
власти в форме мафиозных групп
экономического и политического толка.
Именно наличие таких групп, реализующих
принцип "властвуй тайно", характерный для
абсолютистских государств, и вносит оттенок
отрицательной оценки в понимание влияния в
современных демократических обществах. Это
обстоятельство порождает двойственность
аксиологического восприятия понятия влияния
в современном обществе. С одной стороны,
влияние - позитивное явление, если иметь в
виду выравнивание асимметричности властных
отношений в демократических обществах по
сравнению с авторитарно-диктаторскими
властными структурами. С другой стороны,
невозможность в современных демократических
системах утвердить полностью принцип
видимой власти делает реальным
53
существование влияния как принципа реа-
лизации власти отдельных групп давления,
что возвращает нас к пониманию власти как
чего-то скрытого, "грязного", связанного с
тайными интригами и тайным влиянием.
Замена лозунга "Государство - это я",
являвшегося символом абсолютизма, лозунгом
"Государство - это вы", который по замыслу
должен выражать суть демократии, в
действительности реализуется со многими
издержками. Зависимость от электората на
деле создает тенденцию "заигрывания" с ним,
а если удастся, то идеологического
манипулирования общественным мнением.
54
Глава 2. Некоторые особенности
функционирования власти
1. Ценностная легитимация власти
Любая политическая власть стремится
обеспечить себе лояльность и поддержку со
стороны граждан. В случае отсутствия такой
поддержки она может использовать для
устранения любого сопротивления имеющиеся в
ее распоряжении репрессивные механизмы, но
практически этот путь оказывается слишком
дорогим и малоэффективным. Кроме того, для
политической власти недостаточно и простого
безразличия со стороны народных масс.
Отсутствие широкой поддержки ослабляет ее,
приводит к общему снижению эффективности во
всех сферах общественной деятельности, а
также создает благоприятные условия для
действий ее потенциальных политических
противников. Напротив, наличие в обществе
всеми разделяемых ценностей позволяет
сравнительно безболезненно переживать
возникающие временные трудности.
Исключительная роль ценностей в
политической жизни общества обусловлена
тем, что ценности в их предельно широком
значении отражают способ видения в мире,
принятие или отрицание действительности и
одновременно общую ориентацию для
практического действия. Ценности - это те
концентрированные формы, в которые
отливаются идеологические и мировоззрен-
55
ческие представления человека. При этом они
выходят далеко за пределы какой-либо
определенной идеологии.
Именно ценности обеспечивают легитимацию
политической власти, помогая осуществить
связь между индивидом и властью, создавая
иллюзию их общности, необходимости и
естественности, незыблемости и
правильности. И как это ни парадоксально,
ценностное измерение политики, вопреки ее
нередко апологетическому назначению,
привлекает большое внимание к гумани-
стическим аспектам самой политики. Оно
требует признания потребности человека быть
субъектом, а не только объектом поли-
тических решений. Назначение ценностей как
раз в том и состоит, чтобы заполнить ими
все политико-мотивационное пространство в
обществе, ибо в политике действует
конкретный человек, который ведет себя в
соответствии со своим особым складом ума и
ценностными представлениями. Своим участием
в политике он пытается что-то изменить в
мире, выдвигая те или иные требования, так
как считает то или иное явление справед-
ливым или, напротив, несправедливым. Для
политической практики существенно то, что
ценности связаны с чувствами и настроениями
индивида таким образом, что они всегда
могут быть регулятивами его мышления и его
действия, и потому никакая политическая
сила не может быть исключительно
материальной. Если же по каким-то причинам
роль политических ценностей1 снижается или
____________________
1 Политические ценности в отличие от иных
ценностей, затрагивающих сферу труда,
семейной жизни, досуг и т.п., имеют в
56
утрачивается, то утрачивается и ощущение
общности с системой политической власти,
возникают настроения неодобрения,
недовольства, несогласия с ней и как
следствие - противостояние. Эта ситуация
создает основу для резких политических
потрясений, а затем и для смены власти или
политического режима.
В социально-политическом развитии
современного мира постоянно прослеживаются
фазы, которые знаменуются попытками
организовать политическую жизнь с помощью
централизованных лозунгов или концепций, в
основе которых лежат те или иные ценности
(например, "американская мечта"). Важность
для государственной политики ценностных
ориентаций обосновывает, в частности,
канцлер ФРГ Г.Коль. Политика, лишенная цен-
ностей и перспектив, по его мнению,
неизбежно ведет к размыванию основ
стабильности государства и общества,
искажает социальные ориентации индивида,
лишает людей уверенности в их социальном и
личном существовании. В общем и целом
идейное руководство, в котором нуждается
страна, должно опираться на прочное и
искреннее одобрение граждан. Такой
основополагающий консенсус не может быть
обеспечен законными и судебными решениями,
его достижение предполагает обращение к ог-
ромному моральному капиталу нации2.
___________________________________________
основном политическую направленность.
Этим и объясняется особый интерес к ним
со стороны различных политических сил.
2 См.: Kohl H. Der Weg zur Wende: Von der
Wohlfahrtsgesellschaft zur
57
Эта идеализация ценностей, служащая
средством сохранения верноподданнических
настроений, возможна потому, что ценности,
по существу, являются модернизированной
формой мифа, их содержание относится не к
настоящему, реальному, общественно-
политическому бытию, а к будущему,
потенциальному. В современную эпоху
происходит активная мифологизация, а, точ-
нее, ремифологизация общественного
сознания, имеющая всеохватывающий и
глубокий характер, распространяющаяся на
все сферы и уровни общественного сознания,
в том числе и высший уровень, где