<< Пред.           стр. 8 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу

 не столько наличие ярких личностных
 качеств, сколько умение улаживать кон-
 фликты, находить компромиссы, т.е.
 фактически манипулировать разного рода
 принципами, которые должны повлиять на
 принятие людьми решений и на их поведение.
 На место правителей, монархов приходят
 ответственные лица, которые по самой
 этимологии слова должны уметь держать
 "ответ" перед другими, т.е. фактически
 предполагается наличие диалога, а, значит,
 влияния.
  Можно сказать, что в определенном
 отношении "влияние" -скорее атрибут
 демократического типа государства, тогда
 как "власть" - авторитарного. Влияние
 подразумевает более равноправный процесс в
 переговорах двух сторон, оно всегда несет
 отзвук взаимности, в то время как власть
 требует нажима, насилия, более очевидно
 выраженного воздействия со стороны лица,
 облеченного властью. Это приводит к мысли о
 том, что по мере выхода на историческую
 арену масс в эпоху наступления и развития
 массового индустриального общества, когда
 происходит переоценка понятий "народ" и
 "демократия", влияние как элемент со-
 циального взаимодействия приобретает все
 большее значение по сравнению с властью,
 которая наделяется отрицательным эмоци-
 
 
  51
 
 онально-психологическим смыслом в глазах
 общественности и отдельных людей. Власть
 воспринимается и представляется как насилие
 над личностью и обществом, структуры власти
 связываются в массовом сознании с
 необходимостью постоянного контроля над
 ними, устойчивыми становятся понятия
 "злоупотребление властью", "бюрократическая
 власть","власть над народом" и т.д. ,
 каждое из которых несет в себе негативную
 оценку власти как социального явления.
 Влияние, напротив, имеет смягченное по
 сравнению с властью звучание и выглядит,
 хотя бы внешне, более демократично и
 справедливо.
  Демократический принцип устройства
 общества имеет в качестве идеала "прямую
 демократию", т.е. выражаясь в терминах
 влияния - прямое взаимовлияние, прямое
 взаимодействие граждан и официальных
 институтов. Наиболее радикальная интер-
 претация понятия "прямой демократии"
 подразумевает в конечном счете возможность
 каждого гражданина оказывать воздействие на
 принятие государственных решений.
 Реализация принципа прямой демократии
 должна была бы привести к "размыванию"
 автократического типа властвования и
 переходу к модели "коллективного принятия
 решений и управления государством".
  Однако на практике такой принцип оказался
 неосуществимым и вряд ли станет когда-либо
 реальностью, несмотря на все мечты о
 компьютерном рае, который по некоторым
 представлениям мог бы позволить осуществить
 прямую демократию, т.е. предоставить
 каждому гражданину возможность передать
 свой голос в электронный мозг. Если принять
 
 
 52
 
 во внимание то количество постановлений,
 которое ежедневно принимается в полити-
 ческой практике, то каждому гражданину
 пришлось бы выражать свое мнение путем
 голосования почти ежедневно. Такой избыток
 политического участия, вероятно, привел бы
 к пресыщенности политикой и породил бы
 политическую апатию.
  В реальности единственной формой ныне
 действующей демократии является
 представительная демократия, которая сохра-
 няет принцип конкурентности в формировании
 властных структур, а следовательно,
 является основой развития процессов влия-
 ния, а не жесткой власти авторитарно-
 диктаторского типа. И все же отсутствие
 "прямой демократии", замещаемой
 конкуренцией за власть между отдельными
 группами в обществе, кроме "видимого"
 влияния порождает и существование невидимой
 власти в форме мафиозных групп
 экономического и политического толка.
 Именно наличие таких групп, реализующих
 принцип "властвуй тайно", характерный для
 абсолютистских государств, и вносит оттенок
 отрицательной оценки в понимание влияния в
 современных демократических обществах. Это
 обстоятельство порождает двойственность
 аксиологического восприятия понятия влияния
 в современном обществе. С одной стороны,
 влияние - позитивное явление, если иметь в
 виду выравнивание асимметричности властных
 отношений в демократических обществах по
 сравнению с авторитарно-диктаторскими
 властными структурами. С другой стороны,
 невозможность в современных демократических
 системах утвердить полностью принцип
 видимой власти делает реальным
 
 
  53
 
 существование влияния как принципа реа-
 лизации власти отдельных групп давления,
 что возвращает нас к пониманию власти как
 чего-то скрытого, "грязного", связанного с
 тайными интригами и тайным влиянием.
  Замена лозунга "Государство - это я",
 являвшегося символом абсолютизма, лозунгом
 "Государство - это вы", который по замыслу
 должен выражать суть демократии, в
 действительности реализуется со многими
 издержками. Зависимость от электората на
 деле создает тенденцию "заигрывания" с ним,
 а если удастся, то идеологического
 манипулирования общественным мнением.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 54
 
 
 
 
  Глава 2. Некоторые особенности
  функционирования власти
 
 
 
  1. Ценностная легитимация власти
 
  Любая политическая власть стремится
 обеспечить себе лояльность и поддержку со
 стороны граждан. В случае отсутствия такой
 поддержки она может использовать для
 устранения любого сопротивления имеющиеся в
 ее распоряжении репрессивные механизмы, но
 практически этот путь оказывается слишком
 дорогим и малоэффективным. Кроме того, для
 политической власти недостаточно и простого
 безразличия со стороны народных масс.
 Отсутствие широкой поддержки ослабляет ее,
 приводит к общему снижению эффективности во
 всех сферах общественной деятельности, а
 также создает благоприятные условия для
 действий ее потенциальных политических
 противников. Напротив, наличие в обществе
 всеми разделяемых ценностей позволяет
 сравнительно безболезненно переживать
 возникающие временные трудности.
  Исключительная роль ценностей в
 политической жизни общества обусловлена
 тем, что ценности в их предельно широком
 значении отражают способ видения в мире,
 принятие или отрицание действительности и
 одновременно общую ориентацию для
 практического действия. Ценности - это те
 концентрированные формы, в которые
 отливаются идеологические и мировоззрен-
 
 
  55
 
 ческие представления человека. При этом они
 выходят далеко за пределы какой-либо
 определенной идеологии.
  Именно ценности обеспечивают легитимацию
 политической власти, помогая осуществить
 связь между индивидом и властью, создавая
 иллюзию их общности, необходимости и
 естественности, незыблемости и
 правильности. И как это ни парадоксально,
 ценностное измерение политики, вопреки ее
 нередко апологетическому назначению,
 привлекает большое внимание к гумани-
 стическим аспектам самой политики. Оно
 требует признания потребности человека быть
 субъектом, а не только объектом поли-
 тических решений. Назначение ценностей как
 раз в том и состоит, чтобы заполнить ими
 все политико-мотивационное пространство в
 обществе, ибо в политике действует
 конкретный человек, который ведет себя в
 соответствии со своим особым складом ума и
 ценностными представлениями. Своим участием
 в политике он пытается что-то изменить в
 мире, выдвигая те или иные требования, так
 как считает то или иное явление справед-
 ливым или, напротив, несправедливым. Для
 политической практики существенно то, что
 ценности связаны с чувствами и настроениями
 индивида таким образом, что они всегда
 могут быть регулятивами его мышления и его
 действия, и потому никакая политическая
 сила не может быть исключительно
 материальной. Если же по каким-то причинам
 роль политических ценностей1 снижается или
 ____________________
 1 Политические ценности в отличие от иных
  ценностей, затрагивающих сферу труда,
  семейной жизни, досуг и т.п., имеют в
 
 
 56
 
 утрачивается, то утрачивается и ощущение
 общности с системой политической власти,
 возникают настроения неодобрения,
 недовольства, несогласия с ней и как
 следствие - противостояние. Эта ситуация
 создает основу для резких политических
 потрясений, а затем и для смены власти или
 политического режима.
  В социально-политическом развитии
 современного мира постоянно прослеживаются
 фазы, которые знаменуются попытками
 организовать политическую жизнь с помощью
 централизованных лозунгов или концепций, в
 основе которых лежат те или иные ценности
 (например, "американская мечта"). Важность
 для государственной политики ценностных
 ориентаций обосновывает, в частности,
 канцлер ФРГ Г.Коль. Политика, лишенная цен-
 ностей и перспектив, по его мнению,
 неизбежно ведет к размыванию основ
 стабильности государства и общества,
 искажает социальные ориентации индивида,
 лишает людей уверенности в их социальном и
 личном существовании. В общем и целом
 идейное руководство, в котором нуждается
 страна, должно опираться на прочное и
 искреннее одобрение граждан. Такой
 основополагающий консенсус не может быть
 обеспечен законными и судебными решениями,
 его достижение предполагает обращение к ог-
 ромному моральному капиталу нации2.
 
 ___________________________________________
  основном политическую направленность.
  Этим и объясняется особый интерес к ним
  со стороны различных политических сил.
 2 См.: Kohl H. Der Weg zur Wende: Von der
  Wohlfahrtsgesellschaft zur
 
 
  57
 
  Эта идеализация ценностей, служащая
 средством сохранения верноподданнических
 настроений, возможна потому, что ценности,
 по существу, являются модернизированной
 формой мифа, их содержание относится не к
 настоящему, реальному, общественно-
 политическому бытию, а к будущему,
 потенциальному. В современную эпоху
 происходит активная мифологизация, а, точ-
 нее, ремифологизация общественного
 сознания, имеющая всеохватывающий и
 глубокий характер, распространяющаяся на
 все сферы и уровни общественного сознания,
 в том числе и высший уровень, где

<< Пред.           стр. 8 (из 38)           След. >>

Список литературы по разделу