<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  "Эта женщина имеет сильное влияние на своего мужа. Она уверена, что во всем разбирается лучше, чем ее муж. В этом ей удалось убедить даже его самого. Она, конечно, виновата, что так сложилась их жизнь, но и мужчина должен уметь постоять за себя. Такая семья не может быть счастлива и лучше будет, если они разойдутся" (6 FG).
  Справочные комментарии - это ссылки на общеизвестные истины, которые обследуемый использует для опоры, например: "С семи лет дети идут в школу", "В сорок первом году началась война", "После окончания специалист должен отработать три года по месту распределения" и т.п. Справочные комментарии не следует путать с генерализациями, в отличие от которых справочные комментарии отражают действительно объективные факты.
  Третий тип комментариев - мемориальные, проявляющиеся в форме ссылок на собственный опыт ("с моим старшим братом была похожая история, и ему удалось из нее выпутаться").
  Наконец, четвертый тип комментариев - переуточнения, к которым относится введение в ткань рассказа географических названий, имен, дат, указание точного времени и места действия, а также введение точных цифр ("В 8 утра раздался звонок". "Ему 32 года, ей 25". "Они встречались три года". "Между ними расстояние в 500 километров" и т.п.). В некоторых случаях подобные переуточнения имеют отчетливо демонстративный характер, отражают желание блеснуть эрудицией, как в следующем примере:
  "Это происходит на одной из нефтяных вышек в штате Оклахома. Время великого кризиса 30-х годов. Эти люди попали сюда различными путями, но привела их сюда безработица. Сейчас они прилегли отдохнуть. Человек, который лежит на спине, думает сейчас о своем безрадостном будущем. Работа тяжелая, получают они по тридцать долларов в месяц, и, хотя тогда доллар был ценнее, чем сейчас, все равно это очень мало. Он понимает, что рухнули его надежды на образование, на достойное место в жизни" (9 ВМ).
  В соответствующей графе таблицы указывается, какой из видов комментариев встречается в данном рассказе.
  Частая встречаемость оценочных комментариев, особенно в сочетании с низкой степенью детализации, является показателем высокой самооценки обследуемого, его уверенности в себе. На обратное - на низкую самооценку и неуверенность - указывают часто встречающиеся справочные комментарии, так же как и высокая степень детализации. В этом случае опора на детали изображения и на общеизвестные истины компенсирует недостаточную внутреннюю опору на собственные мнения и убеждения.
  Мемориальные комментарии не обладают самостоятельной диагностической значимостью и указывают лишь на источники тех или иных сюжетов в рассказах ТАТ. Наконец, переуточнения могут означать разное в зависимости от общего контекста других показателей. В одних случаях, как в приведенном выше примере, они говорят о демонстративности обследуемого. В других случаях они выполняют ту же функцию, что и справочные комментарии, т.е. выступают в качестве опор для построения рассказа, компенсирующих внутреннюю неуверенность. В третьем варианте (при Уместном и умеренном употреблении) они могут выступать атрибутом творческого подхода к заданию. Эта версия легко подтверждается или опровергается другими показателями. М.З.Дукаревич отмечает еще две возможные клинические интерпретации частых переуточнений. Одна - это конкретность мышления, низкий уровень абстрагирования и другая, связанная со злоупотреблением цифрами - потребность структурировать, организовывать для себя окружающий мир, пространство, время и события, сосчитав их. В целом ряде случаев цифры могут иметь не осознаваемое самим обследуемым символическое значение, отражать какие-то реалии его жизни, хотя ему самому они могут показаться случайно пришедшими в голову.
  2.4. Обращение с сюжетом. К этой группе показателей относятся формально-структурные особенности построения сюжета. Поскольку, как правило, каждый из относящихся к этой группе показателей встречается довольно редко, для всех видов нарушений сюжета достаточно одной графы таблицы, в которой указывается вид нарушений с необходимыми уточнениями.
  Наиболее характерные виды нарушения построения сюжета - это сдвиг центра тяжести сюжета и перенос в условность. Сдвиг центра тяжести сюжета фиксируется в том случае, когда рассказ строится не вокруг основной ситуации, изображенной на картине, а вокруг ее явно второстепенных или же введенных дополнительно деталей. Пример: два брата, шедших по улице, являются свидетелями уличной катастрофы: экипаж, управляемый пьяным возницей, сбил и искалечил человека, переходившего улицу. Пострадавший человек - отец пяти детей. Мать их умерла, простудившись во время работы на улице. Он не может работать. Не на кого оставить детей. Помощи ему никто не окажет. Дети попадут в приют, а отец их сопьется (7 ВМ). На картине изображены лишь свидетели, которые никакого участия в дальнейшем развитии сюжета не принимают. Такого рода трансформации сюжета встречаются не часто и диагностически значимы, поскольку все, что не вытекает из самой картины, более существенно с точки зрения диагностической информации, чем то, что к ней привязано. Если, однако, такого рода трансформации встречаются сравнительно часто в одном протоколе, это заставляет предположить определенные нарушения в мыслительной сфере.
  Перенос в условность - это восприятие и трактовка картины в целом или одной из ее частей не как жизненной ситуации, а как рисунка, кадра из кинофильма, сна, воспоминания, галлюцинации, игры актеров и т.п. Трактовка изображения в этом ключе позволяет обследуемому избежать необходимости затрагивать болезненные для него и вызывающие у него тревогу и напряжение темы путем выключения их из потока событий и приписывания их некоему автору или субъекту. Перенос в условность бывает полный или частичный. При полном переносе все изображение в целом рассматривается как рисунок, кадр и т.п., например, кадр из американского кинофильма. Здесь, однако, надо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, некоторые картины ТАТ несут на себе отчетливый отпечаток времени и/или места их создания, что проявляется в одежде и прическах персонажей. Этим, в частности, выделяются картины 6 FG, 9 ВМ, отчасти 4 и 5. Они чаще, чем другие, описываются как кадры из американского кинофильма, и это само по себе может не иметь диагностического значения. Во-вторых, формулировка "это похоже на кадр из кинофильма" еще не является переносом в условность. Перенос фиксируется, когда обследуемый утверждает, что вся ситуация и есть кадр.
  При частичном переносе в условность изображение как бы разбивается на два плана, один из которых трактуется как реальные события, а второй содержит либо изображение, либо мечты и воспоминания персонажей, действующих на первом плане. Вот некоторые типичные примеры: все изображение, кроме девушки на первом плане, является картиной, висящей на стене в музее (2); на втором плане - плакат с изображением девушки (4), на заднем плане - сцена, отражающая либо воспоминания, либо мечты о будущем юноши на переднем плане (8 ВМ); женщина на заднем плане - воспоминания женщины на переднем плане о своей молодости (9 FG). Частичный перенос условность имеет место либо при затруднениях интеллектуального характера при попытке объединить в одном рассказе все части картины, либо под влиянием психологических защит, препятствующих их объединению в рамках одной ситуации, которая в этом случае вызвала бы у обследуемого тревогу и напряжение.
  Из числа других нарушений обращения с сюжетом можно назвать объединение нескольких рассказов в один многосерийный сюжет, гипертрофия одной из частей рассказа (прошлое, будущее, мысли и др.) в ущерб остальным частям, опускание каких-то частей даже после напоминаний, предусмотренных инструкцией, нарушение логики изложения и сведение рассказа либо к описанию (см. уходы), либо к эгоцентрическому комментарию изображенного.
  2.5. Особенности речи. Эта группа включает в себя три категории.
  2.5.1. Особенности лексики. Сюда относятся все обращающие на себя внимание слова и выражения. В их число входят: неологизмы, аграмматизмы, особенности стиля, в том числе смешение стилей и изменение стиля речи на протяжении обследования, неоконченные фразы, слова-паразиты, профессиональные и другие жаргонизмы, иностранные слова, уменьшительные суффиксы и др. Эти показатели могут дать дополнительную информацию об особенностях мышления, творческих способностях, защитных тенденциях, склонности к демонстративности, степени сознательного контроля и т.п.
  2.5.2. Речевые штампы и цитаты. Факт их использования расценивается как сниженная энергия мышления; склонность к экономии интеллектуальных ресурсов за счет использования готовых формул. Например, вместо описания человека говорится "джеклондоновский тип" или "хемингуэевский" тип. Сюда же относится частое употребление пословиц, поговорок, присловий. Обилие штампов и цитат может также свидетельствовать о затруднении межличностных контактов.
  Интерпретация использования штампов зависит отчасти от их конкретной разновидности. Канцелярские штампы говорят о неуверенности в себе, педантичности, ригидности, в какой-то мере о конформности. Газетные и разговорные штампы свидетельствуют прежде всего о конформности: первые - в общественно-политической сфере, вторые - в межличностных отношениях. Наконец, литературные штампы, а также употребление имен художников, композиторов, отчасти писателей является в первую очередь признаком демонстративности, желания показать свою культурность. Если литературные штампы используются в небольших количествах, уместно и органично, то это является показателем реального культурного уровня, культурных навыков обследуемого.
  2.5.3. Оговорки и паузы. Учитываются оговорки как исправленные самим обследуемым, так и не исправленные. Их интерпретация следует традиционным психоаналитическим канонам. Паузы учитываются в тех случаях, когда они заметно выделяются по своей продолжительности, что свидетельствует о затруднениях, которые вызывает у обследуемого тот или иной поворот сюжета.
  Все особенности речи заносятся в таблицу в виде конкретных формулировок. Для пауз и оговорок указывается также их точное место в тексте.
  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
  3.1. Тема или сфера - область жизнедеятельности, сторона отношений с миром, которая отражается в рассказе. Исчерпывающий перечень тем приведен в пособии В.Э.Реньге (1979, с.51). Им и следует руководствоваться при вычленении этой категории.
  1. Личная тема - действия и переживания персонажа, вязанные с его личной позицией в жизни, отношением к себе, определением собственных возможностей, перспективами будущего.
  2. Интимная тема - отношения между влюбленными или между супругами, любовные отношения любого рода, не включающие сексуальных отношений и сексуальных переживаний, которые выделены в отдельную тему.
  3. Сексуальная тема - описание либо сексуальных отношений, либо сексуальных переживаний кого-то из персонажей. М.З.Дукаревич отмечает, что сексуальная тема, как правило, сочетается с интимной у людей с гармоничной психикой, и, наоборот, не сочетание этих двух тем, их разброс по разным рассказам является признаком душевного неблагополучия.
  4. Семейная тема - отношения между детьми и родителями, а также между другими родственниками в контексте семейных отношений. Основанием для констатации семейной темы является не приписывание персонажам семейных ролей, например, мать и дочь (этого недостаточно), а происходящее между ними, которое может относиться либо к семейной сфере либо к какой-то иной области отношений.
  5. Профессиональная тема - отношения между коллегами, соучениками по поводу работы или учебы, отношение персонажей к труду или учебе. Здесь также недостаточно называние служебного статуса персонажей, важно само содержание описываемых событий.
  6. Социальная тема - отношения между людьми, не сводящиеся к пяти предыдущим темам. Сюда, в частности, входят случайные контакты между людьми в общественных местах, проблематика материальной обеспеченности, бедности и богатства, отношение к властям и социальным институтам. Последнее иногда выделяется в отдельную общественно-политическую тему; но мы не считаем нужным это делать.
  7. Фантастическая тема - далекие от реальной жизни сказки, приключения, научно-фантастические сюжеты.
  8. Абстрактно-философская тема - общие моральные, этические и философские рассуждения, не связанные с конкретными ситуациями. Встречаются, как правило, либо у профессионалов-гуманитариев, либо в патологический случаях.
  9.Религиозно-мистическая тема - проблема религии, веры, а также сверхъестественного в жизни людей, введение в рассказ духов, нечистой силы и т.п. Эта выделяемая некоторыми авторами тема отсутствует в списке В.Э. Реньге но мы считаем целесообразным включить ее в общий перечень.
  Как правило, в одном рассказе присутствует от одной до трех тем, редко четыре. Следует выписывать их все в соответствующие графы таблицы, в порядке убывания значимости, выраженности в рассказе. Приведенный перечень тем является необходимым и достаточным. Следует, однако, быть внимательным при определении тем, ориентироваться не на их название, а на приведенные выше критерии. В противном случае легко спутать, как это иногда бывает, семейную тему с интимной, интимную с сексуальной, социальную с профессиональной.
  3.2. Герой или идентификация. Хотя предположение Г.Мюррея о том, что идентификация обследуемого с героем - обязательная предпосылка проекции личностных особенностей в рассказах ТАТ, оказалось ошибочным и было впоследствии отвергнуто, тем не менее категория идентификации продолжает оставаться одной из важных и достаточно информативных категорий содержательного анализа. В соответствующей графе таблицы указывается, во-первых, с кем из персонажей рассказа идентифицируется или солидаризируется рассказчик, и, во-вторых, указываются особенности этой идентификации, если они имеются.
  Для определения героя рассказа - персонажа, с которым идентифицируется обследуемый, - Г.Мюррей предложил следующий набор критериев:
  1. Это персонаж, наиболее интересующий рассказчика, чья точка зрения им принимается, чьи чувства и мотивы изображаются наиболее интимно.
  2. Это персонаж, как правило, подобный рассказчику по полу, возрасту, социальному статусу, разделяющий некоторые его чувства и цели.
  3. Как правило, он входит в число лиц, изображенных на картине, хотя встречается и идентификация с дополнительно введенным персонажем.
  4. Этот персонаж играет ведущую роль в сюжете, появляясь с самого начала и принимая наиболее существенное участие во всех перипетиях сюжета.
  А.Дэвидс и Д.Розенблатт пользовались в своем удачном исследовании синдрома отчуждения следующими критериями:
  а) это первый появляющийся в рассказе персонаж;
  б) он выполняет основные действия;
  в) его чувства описываются наиболее полно;
  г) к нему относится концовка рассказа.
  М.З.Дукаревич отмечает, что точнее всего определить персонаж, выступающий объектом идентификации, можно "от противного". Им следует признать персонаж, о действиях и переживаниях которого рассказчик сообщает то, что не может быть известно стороннему наблюдателю и не может быть выведено из внешне наблюдаемых проявлений. Наконец, формальным признаком идентификации выступает использование прямой речи, хотя у некоторых творческих рассказчиков прямой речью говорят все или многие персонажи.
  Г.Мюррей, а также некоторые другие авторы указывают на несколько возможных затруднений в определении идентификации, с которыми приходится сталкиваться психологу не так уж редко.
  1. Идентификация может по ходу рассказа смещаться с одного персонажа на другого, третьего и т.д.
  2. Две конфликтующие тенденции личности обследуемого могут приписываться двум разным персонажам. Таким образом, внутренний конфликт предстает в рассказе в форме внешнего, а идентификация, соответственно, распределяется между двумя персонажами.
  3. Один из персонажей рассказа может рассказать свой рассказ, в котором действуют другие персонажи. В этом случае отдельно рассматривается основной ("внешний") рассказ, и отдельно "внутренний", в каждом из которых выделяется свой герой. Их соотношение, зависит от конкретных обстоятельств.
  4. Встречается идентификация обследуемого с персонажами противоположного пола. Это не обязательно указывает на гомосексуальные тенденции, хотя такое не исключено. Чаще, однако, это свидетельствует о наличии черт характера, типичных для противоположного пола, у мужчин - эмоциональности, демонстративное; у женщин - решительности, агрессивности. Устойчивая тенденция идентифицироваться с персонажами более молодого или старшего возраста является одним из показателей психологического возраста обследуемого.
  5. Встречается идентификация, равномерно распределенная между несколькими одинаково значимыми персонажами.
  6. Возможна идентификация с объектами, с неодушевленными предметами, которая может свидетельствовать об инфантильности, размытости границ реального и ирреального, либо характеризовать творческую личность.
  7. Возможна идентификация с ситуацией, например, с опасностью, как защитная реакция на опасную ситуацию. В жизни, например, это случается, когда став вместе с другими жертвой нападения, человек кричит "Бей их еще" с подтекстом "не троньте меня, я хороший, я с вами", причем эта реакция не является сознательной. Идентификация с ситуацией может встречаться и в рассказах ТАТ.
  8. Рассказчик может подчеркнуто занимать позицию наблюдателя, автора, творца своих персонажей, не идентифицируясь ни с одним из них.
  9. Встречается, хотя и редко, феномен антиидентификации. В этом случае рассказчик создает антигероя, приписывая ему максимум негативных черт, неприемлемых для него самого. В этом случае, однако, антигерой нередко становится обладателем и некоторых черт, присущих самому обследуемому, но которые он в себе не принимает, отвернет, вытесняет. Интересные закономерности отношения личности к своему "негативу" выявлены в исследованиях "В.В.Столина.
  10. Наконец, в ряде случае идентификация может быть неполной, принимая форму солидаризации. В этом случае обследуемый не отождествляет себя с персонажем, но более или менее отчетливо разделяет какие-то его установки, ценности и взгляды, а в других отношениях, напротив с ним размежевывается.
  Все указанные особенности идентификации там, где они есть, должны быть отмечены в таблице.
  3.3. Потребности. Категория потребностей являлась одной из центральных в интерпретативной схеме Г.Мюррея и ее целесообразно сохранить в неизменном виде, тем более, что за прошедшее время в психологии не было создано классификации потребностей, которая обладала бы явными преимуществами по сравнению с классификацией Мюррея. Речь идет о потребностях, которые демонстрируют персонажи рассказа. Потребность, по Мюррею, "может выражаться субъективно как импульс, желание или намерение или объективно как тенденция внешнего поведения. Потребности могут сливаться, так что одно действие может одновременно удовлетворять две или большее количество потребностей. Потребность может также функционировать как инструментальная сила, содействующая удовлетворению другой, доминирующей потребности". Мюррей предложил также систему количественной оценки выраженности каждой из потребностей, в каждом рассказе по пятибалльной шкале, однако эта система довольна громоздка и гораздо удобнее ограничиться констатацией наличия или отсутствия в рассказе признаков той или иной потребности.
  Список Мюррея включает 20 основных потребностей. Мы воспроизводим этот список в таблице 2. В таблице диагностических показателей следует указать все потребности, признаки которых присутствуют в рассказе, начиная с наиболее выраженных потребностей главного героя (если он есть) и кончая наименее выраженными потребностями второстепенных персонажей. В одном рассказе редко проявляется больше 3-4 потребностей. Суммарный подсчет частоты встречаемости каждой из потребностей во всех 20 рассказах позволяет дать характеристику потребностно-мотивационной сферы обследуемого с учетом общих соображений.
  Таблица 2
  Перечень потребностей по Murray, 1938
 № Название Усл. обознач. Русское название Пояснение 1
  Abasement
  n Aba
  Уничижение
  Уступать, принимать наказание, извиняться, каяться, унижаться. Мазохизм. 2
  Achievement
  n Ach
  Достижение
  Преодолевать обстоятельства, проявлять свою силу и возможности, делать что-то трудное максимально хорошо и быстро. 3
  Affiliation
  n Aff
  Аффилиация
  Поиск дружеских связей, общения с другими, социальная кооперация, любовь, присоединение к группе. 4
  Aggression
  n Agg
  Агрессия
  Нанести кому-либо вред или оскорбление. Убить, унизить, нанести ущерб, обвинить, высмеять кого-либо. Суровое наказание, садизм. 5
  Autonomy
  n Auto
  Автономия
  Сопротивляться влиянию или принуждению. Ниспровергать авторитет, искать свободу в новом месте, стремиться к независимости. 6
  Counteraction .
  n Cnt
  Преодоление трудностей
  Преодолевать неудачи и поражения новыми усилиями. Выбирать самые трудные задачи. Отстаивать делом свою честь и гордость. 7
  Deference
  n Def
  Повиновение
  Почитать высший авторитет, добровольно подчиняться ему. Помогать лидеру, с радостью служить ему. 8
  Defendance
  n Dfd
  Самооправдание
  Защищаться от обвинений и уничижения, оправдывать свои действия. Давать объяснения. Сопротивляться проверкам. 9
  Dominance
  n Dom
  Доминирование
  Влиять на других, управлять ими. Убеждать, запрещать, диктовать. Руководить. Ограничивать. Организовывать поведение группы. 10
  Exhibition
  n Exh
  Демонстративность
  Привлекать к себе внимание, удивлять, восхищать, пугать, шокировать. 11
  Harmavoidance
  n Harm,
  Избегание опасности
  Уклонение от угрозы извне, опасности, в борьбе с враждебными силами окружения. 12
  Infavoidance
  n lnf
  Избегание неудачи
  Избегание неудачи, стыда, унижения, выставления себя в смешном положении. Отказ браться за то, что за пределами возможностей. 13
  Nurturance
  n Nur
  Опека
  Опекать, помогать, защищать беспомощных. Выражать симпатию. Нянчить ребенка. 14
  Order
  n Ord
  Порядок
  Организовывать, упорядочивать, содержать в порядке и чистоте, быть точным и пунктуальным. 15
  Play
  n Play
  Игра
  Отдыхать, развлекаться, за- бавляться, искать разнообразия, играть в игры, шутить, смеяться, радоваться. Избегать серьезных проблем. 16
  Rejection ,
  n Rej
  Отверженце
  Игнорировать кого-то, отвергать, смотреть свысока, дистанцироваться. Дискриминация. 17
  Sentience
  n Sen
  Чувственность
  Чувственные удовольствия разного рода.
  18
  Sex
  n Sex .
  Секс
  Сексуальные отношения между полами, сексуальное удовлетворение. 19
  Succorance
  n Sue
  Поиск помощи
  Поиск помощи, поддержки или симпатии. Просьба о подмоге, снисхождении. Зависимость, привязанность к опекающему родителю. 20
  Understanding
  n Und
  Понимание
  Рациональные суждения, сбор информации, построение картины событий.
  При этом, однако, надо учитывать не однонаправленное влияние социального контроля на проявление тех или иных потребностей в поведении. Например, Р.Сэнфорд выделил по меньшей мере три варианта соотношений между проявлениями потребностей в фантазии и в поведении: 1) сильное проявление в фантазии и слабое в поведении (агрессия, автономия, секс); 2) слабое проявление в фантазии и сильное в поведении (порядок, самооправдание); 3) сильное проявление и в фантазии, и в поведении (достижение, доминирование, аффилиация). Но дело не только в особенностях самих потребностей. Л.Беллак приводит результаты двух экспериментов, давших противоположные результаты. В обоих у испытуемых мужчин актуализировали сексуальную потребность путем предъявления изображений обнаженных женщин. В одном случае было получено снижение числа сексуальных сюжетов в продукции воображения, а в другом случае их увеличение. Беллак объясняет это тем, что в первом случае испытуемые принадлежали к обеспеченным слоям общества, более подверженным тормозящему воздействию социальных контролей, а во втором - к низшим слоям, более раскованным в плане проявления сексуальной потребности.
  3.4. Цели. Группа диагностических показателей, характеризующих цели героя и других персонажей, предложена В.Э.Реньге и воспроизводится здесь с небольшими изменениями и дополнениями. В отличие от подавляющего большинства других обязательных диагностических показателей, все или часть показателей, относящихся к рубрике целей, могут отсутствовать в конкретных протоколах. В отличие от категории потребностей, категория целей относится к сознательным устремлениям действующих лиц и не ограничивается заданным перечнем.
  3.4.1. Содержание целей. В эту графу записывается (своими словами) конкретное содержание целей, которые преследует герой или другой персонаж (их редко бывает больше двух).
  3.4.2. Степень реалистичности целей. Цели могут находиться в соответствии с возможностями персонажа и ситуацией, в которой он находится, или быть нереалистичными, не опирающимися на реальные возможности. Например, если мальчик со скрипкой (1), которого родители заставляют учиться музыке, хочет пойти во двор поиграть в футбол, то эта цель может быть расценена как реалистичная. Если он думает о том, что когда вырастет, станет футболистом, то это цель средней степени реалистичности. Если же он мечтает о том, что станет чемпионом мира по футболу, забив решающий гол в финале, то реалистичность этой цели следует оценить как низкую. В соответствующей графе таблицы сокращенно помечается степень реалистичности: высокая (в), средняя (с) или низкая (н).
  3.4.3. Степень разработанности целей. Цели могут ставиться или в самом общем виде, быть едва упомянуты или же расписаны довольно подробно со всеми деталями. При этом реалистичные цели могут быть слабо разработанными, а нереалистичные могут быть разработаны весьма детально; эти два параметра друг от друга не зависят. Пример реалистичной, но не разработанной цели: герой чувствует голод и думает: поесть бы чего-нибудь. Пример нереалистичной, но разработанной цели: мальчик со скрипкой мечтает о том, как станет футболистом, попадет в сборную и поедет на чемпионат мира. И вот финальная встреча со сборной ФРГ, они проигрывают со счетом 1:2, и вот на последней минуте он получает пас из своей штрафной площади, обходит двух защитников и сильным неожиданным г ударом с 15 метров забивает красивый гол в верхний угол ворот. Счет ничейный, назначают дополнительное время, в которое он забивает с углового еще один гол. Команда получает кубок, прибегают фотографы, корреспонденты и берут у него интервью, фотографируют его с кубком в руках и т.д.
  Степень разработанности оценивается в тех же категориях, что и степень реалистичности: высокая (в), средняя (с) или низкая (н).
  3.4.4. Временная локализация целей. Цели, преследуемые персонажами, могут быть разной степени отдаленности во времени - от нескольких минут до всей жизни героя. Временная дистанция, на которую герой отодвигает свои цели, указывается в этой графе таблицы.
  3.4.5. Средства достижения целей. Средства, если они отражены в рассказе, указываются в обобщенном виде своими словами в соответствующей графе таблицы. Например, это могут быть свои усилия, помощь других, работа над собой, манипуляция другими, пассивное ожидание, пока ситуация сама собой разрешится, и т.п.
  3.5. Преграды. Эта категория отчасти близка к понятию прессов или сил, действующих на героев, которое было введено Мюрреем. Мюррей классифицировав прессы в соответствии с действием, которое они оказывают на героя. Это понятие, однако, не привилось в других интерпретативных схемах. В.Э.Реньге говорит о внешних силах, действующих на персонажей, лишь там, где у них отсутствуют самостоятельные цели.
  Категория преграды, которую мы используй опирается на понятие внутренней преграды, введенной В.В.Столиным в контексте исследования природы конфликтных смыслов, а также на представления о преградной функции смысловой установки. Под преградами как содержательными диагностическими показателями мы понимаем факторы, препятствующие или как-либо иначе влияющие на достижение персонажем своих целей либо вызывающие у него определенный реакции или переживания.
  Рубрика "преграды" включает в себя три графы, соответствующие трем видам преград: внешним активным, внешним пассивным и внутренним.
  3.5.1. Внешние активные преграды - это силы, действующие на героя вне зависимости от его действий и часто неожиданным образом.
  3.5.2. Внешние пассивные преграды - это силы, противодействующие поступкам героя. Преграды того типа необходимо преодолевать, но если не учитывать целей и потребностей героя, то эти преграды сами по себе ему не досаждают. Отличие внешней активной преград от пассивной можно уподобить различию между автомобилем, который на вас идет, и стеной, через которую вам надо перелезть. В последнем случае преграду надо преодолевать лишь постольку, поскольку вам нужно что-то, расположенное за ней. В борьбе с этой преградой можно сделать паузу осмотреться, подумать. Напротив, активная преграда держит вас в постоянном напряжении, заставляя немедленно действовать, предпринять усилия, чтобы с ней справиться Один и тот же фактор при этом может выступать в зависимости от контекста либо как активная, либо как пассивная преграда. Например, если на героя рассказа, который идет по лесу, напал медведь, и этот персонаж спасается от него бегством, то ему приписывается потребность избежания опасности, а медведь расценивается как внешняя активная преграда. Если же герой пробирается через лес, чтобы уйти к партизанам, и, зная, что поблизости медведь, старается с ним не встретиться, то ведущая потребность будет иной (автономия, социальность, оказание помощи), а медведь будет по отношению к этим потребностям выступать как пассивная внешняя преграда.
  3.5.3. Внутренние преграды представляют собой личностные особенности персонажей, препятствующие или как-либо влияющие на реализацию его потребностей. К ним могут относиться другие, конфликтующие потребности и ценности, совесть, какие-то личностные качества, незнание, неумение, неспособность сделать необходимое и т.п.
  В три графы рубрики "преграды" записывается, что именно выступает в качестве преград всех трех типов, если они имеются в данном рассказе.
  3.6. Конфликты. Показатели, которые входят в эту рубрику, относятся к конфликтам, структура которых эксплицирована в рассказах, то есть прямо или косвенно указано, между чем и чем имеет место конфликт (это и записывается в соответствующих графах таблицы). Если же говорится о тяжелом душевном состоянии кого-то из персонажей, о его тяжелой эмоциональной реакции на что-то, однако сам конфликт, породивший эту реакцию, это состояние, в рассказе не представлен, то диагностические показатели группы "конфликты" не фиксируются. Конфликт - это всегда объективное столкновение каких-либо устремлений персонажа либо с окружающим его миром, людьми, либо с внутренними преградами; встречаются также конфликты между абстрактными идеями и понятиями (см. ниже). В одном рассказе может быть несколько конфликтов одного или разных типов, а может и не быть вообще, хотя последнее встречается сравнительно редко, ибо конфликт - движущая сила любого сюжета. Все конфликты рассматриваются по отдельности в порядке их возникновения. К этой рубрике относится три показателя.
  3.6.1. Содержание конфликта. В эту группу записывается своими словами, между чем и чем имеется конфликт. Как правило, он сводим к взаимодействию потребности с преградой, хотя не всегда. Удобнее, однако, записывать содержание конфликта не в понятиях "потребность-преграда", а в житейских понятиях. По своему содержанию конфликты широко варьируют - от банальных любовных треугольников до, редко, но все же встречающихся, гамлетовских внутренних конфликтов "быть или не быть".
  3.6.2. Тип конфликта. Конфликты подразделяются на внешние, внутренние и так называемые конфликты общего типа. Внешние конфликты - это конфликты между потребностями и целями какого-либо персонажа, с одной стороны, и внешними преградами - внешними обстоятельствами или интересами других персонажей, с другой. Внутренние конфликты - это конфликты между потребностями и целями персонажа, с одной стороны, и его внутренними преградами, с другой. Можно привести в качестве примера довольно типичные конфликты между правами и обязанностями, желанием и делом, потребностями и возможностями их удовлетворения, между характером (привычными формами поведения) и личностью (смыслами и ценностями) и т.п. Наконец, третий возможный тип конфликта М.З.Дукаревич называет конфликтом общего типа. Это конфликт между абстрактными понятиями (добро и зло, красота и уродство, жизнь и смерть), который иллюстрируется конкретным сюжетом или же остается на уровне общих рассуждений. Само собой разумеется, что этот тип конфликта отмечается лишь там, где обследуемый сам сформулировал это глобальное противоречие. Он встречается сравнительно редко, обычно у людей, чья профессия связана с оперированием общими понятиями (философы, психологи, литературоведы), и в ряде случаев патологии, связанных с нарушением ориентировки в реальности.
  В этой графе для каждого из содержательно выделенных конфликтов указывается тип, к которому он относится. Встречается ситуация, когда один конфликт является причиной другого, в частности, внешний конфликт порождает вторичный внутренний конфликт или наоборот. В этом случае каждый конфликт анализируется отдельно, но причинные связи указываются стрелочками в этой или предыдущей графе таблицы.
  3.6.3. Локализация конфликта во времени. Конфликт, вне зависимости от его типа, может быть локализован в прошлом, настоящем или будущем. Он также может переходить из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее или из прошлого через настоящее в будущее, иногда встречаются вневременные конфликты (как правило, общего типа). Для каждого конфликта в этой графе указывается соответствующий вариант временной локализации.
  М.З.Дукаревич предлагает систему количественной обработки показателей, относящихся к конфликтам. Во-первых, считается раздельно количество конфликтов, локализованных в прошлом, настоящем и будущем. Количество конфликтов в настоящем отражает актуальный уровень конфликтности обследуемого. Количество конфликтов в прошлом говорит о мере конфликтогенности его прошлого опыта. Количество конфликтов в будущем отражает степень его оптимизма, фон настроения. Следующие показатели - общее количество конфликтов во всех рассказах и количество рассказов, содержащих конфликты. Если конфликты более или менее равномерно распределены по всем рассказам, то можно говорить о конфликтной структуре личности обследуемого в целом. Если же они концентрируются в отдельных рассказах, то это говорит скорее о неблагополучии в определенных сферах при невысокой в целом конфликтности. Далее, количество внешних конфликтов соответствует конфликтному поведению обследуемого в отношениях со своим окружением вообще или в отдельных сферах отношений, а количество внутренних конфликтов отражает внутреннюю напряженность, дисгармоничность личности обследуемого. Большое их количество позволяет предположить невроз, хотя встречается и склонность к сознательному акцентированию альтернативных возможностей в разных ситуациях, не порождающему внутреннего напряжения. Наконец, частота появления взаимосвязанных внешних и внутренних конфликтов и направление причинных связей говорит о том, в какой мере поведение обследуемого зависит от его душевного состояния и, наоборот, в какой мере на его душевное состояние влияют его жизненные обстоятельства.
  3.7. Позиция героя. Категория позиции достаточно традиционна, однако ею, как правило, пользовались без серьезного осмысления, выделяя четыре типа позиции - действенную, агрессивную, пассивную и страдательную, - по чисто описательным критериям. Речь идет об общей позиции, которую занимает герой в конфликтной ситуации, в мире рассказа, о его общем отношении к происходящим событиям и к их разрешению, следствием которого являются его конкретные действия или, напротив, бездействие. Оговаривается, что активность позиции не связана напрямую с поведенческой активностью персонажа, который может занимать активную позицию, ничего не делая (например, сопротивляясь попыткам склонить его к каким-то действиям) или, напротив, совершать множество стереотипных или конформных действий, будучи при этом психологически пассивным. Категория позиции характеризует тем самым позицию именно внутреннюю, психологическую.
  Эта категория приобретает новое содержание в контексте разработки понятия внутренней или жизненной позиции в общей психологии личности в 80-е годы. Мы связываем это понятие с такой психологической характеристикой, как отношение личности к собственной жизни, форма организации ею жизни. Нами были введены два ведущих параметра, описывающих это отношение: осознанность и активность жизненной позиции. Осознанность характеризует степень рефлексивного выделения себя личностью из потока своей жизни, осознания несовпадения своего "Я" и объективно разворачивающегося жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует людей, для которых их "Я" слито, неотделимо от того, что с ними реально происходит. "Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием". Активность жизненной позиции в нашем понимании характеризует способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность с пассивной позицией не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывет по течению, подчиняясь потоку событий. Хотя оба параметра жизненной позиции в какой-то мере коррелируют, они все же достаточно независимы друг от друга. Их попарные сочетания дают четыре идеальных типа жизненной позиции. Действенная позиция характеризуется осознанностью и активностью; такой человек осознает, течение своей жизни, способен стать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею. Импульсивная позиция характеризуется активностью и отсутствием осознанности; такой человек стремится управлять своей жизнью, не будучи в состоянии ее хорошо осмыслить, управление им своей жизнью принимает характер хаотичных, импульсивных решений и изменений, не связанных единой логикой и жизненной целью. Созерцательная позиция характеризуется осознанностью и отсутствием активности; осознавая события своей жизни как нечто отдельное от своего "Я", Такой человек, однако, не в состоянии на них воздействовать по причине либо убежденности в невозможности это сделать (внешний локус контроля), либо невротической неуверенности в себе, своих силах и возможностях. Страдательная позиция - это отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего, что происходит, как неизбежного и неконтролируемого.
  Четыре описанных типа жизненной позиции находят свое косвенное обоснование в других исследованиях. В частности, С.Кирилловой было показано соответствие каждого из этих типов одному из идеальных типов переживания по Ф.Е.Василюку: творческому, реалистическому, ценностному и гедонистическому, соответственно. В.И.Ковалев, исследуя личностные особенности организации времени жизни, выделил четыре типа отношения к времени жизни, которые также более чем хорошо согласуются с нашей типологией жизненных позиций: созидательно-преобразующее отношение, функционально-действенное отношение, созерцательное отношение и обыденное отношение.
  Четыре теоретически выделенных типа жизненной позиции хорошо согласуются и с традиционной категорией позиции как диагностического показателя рассказов ТАТ, наполняя его новым содержанием. Позиция героя и, в ряде случаев, других персонажей, оценивается по приведенным выше критериям. В соответствующей графе таблицы указывается тип жизненной позиции героя рассказа. Если позицию удается идентифицировать у двух персонажей и более, то оба типа позиции, если они разные, записываются через запятую; если два персонажа проявляют одинаковую позицию, она записывается только один раз. Встречается, хотя и редко, ситуация, когда позиция персонажа меняется по ходу рассказа; это изменение записывается через стрелку (стр. -> имп.).
  По всему протоколу в целом можно подсчитать показатели осознанности и активности жизненной позиции обследуемого. Первый вычисляется как суммарное количество действенных и созерцательных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена. Второй вычисляется как суммарное количество действенных и импульсивных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена. В некоторых рассказах позицию героя, возможно, идентифицировать не удастся. Интересно также посмотреть зависимость преобладающих типов позиции от темы.
  3.8. Исход конфликта. В эту графу заносится исход каждого из выделенных в рассказе конфликтов. Конфликт может быть успешно разрешен, исчезнуть сам собой в связи с изменением ситуации, может быть найдено временное, компромиссное решение, снижающее остроту конфликта, но не устраняющее его, конфликт может так и остаться неразрешенным или же может возникнуть лишь перспектива его разрешения. Разрешение конфликта может быть окончательным или лишь относительным, а также может иметь место лишь в мыслях персонажа. Характер исхода заносится в таблицу.
  3.9. Исход рассказа. Эта категория не совпадает с предыдущей, поскольку, во-первых, конфликт может разрешиться, но рассказ еще будет продолжаться, во-вторых, рассказ может окончиться, а конфликт остаться неразрешенным, и, в третьих, конфликтов может быть несколько, каждый со своим исходом, а исход рассказа только один. В этой графе записывается, на чем обследуемый закончил рассказ - разрешение конфликта, перспектива будущего, ожидание неприятностей, неопределенность и т.п.
  3.10. Истоки сюжета. В эту графу заносится источник сюжета каждого из рассказов по результатам опроса обследуемого после завершения работы с тестом. В качестве источника может выступать фантазия, собственный опыт, рассказы знакомых, книги, газеты, кинофильмы и т.п.
  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ
  Если основные содержательные показатели описывают структуру и динамику сюжета, то факультативные содержательные показатели, присутствующие не в каждом рассказе и даже (большинство) не в каждом протоколе, представляют собой отдельные содержательные элементы, которыми обследуемый "аранжирует" сюжет и в которых его личностные структуры проецируются довольно непосредственным образом.
  4.1. Символы. Употребление символов встречается нечасто и фиксируется в том случае, если прямым текстом сказано, что одно олицетворяет (символизирует) другое. В таблице это отмечается. Большое количество символов характеризует некоторые формы патологии мыслительных процессов, если оно не обусловлено профессиональной принадлежностью обследуемого. Конкретные символы можно трактовать в традициях аналитической психологии, соблюдая при этом осторожность в выводах.
  4.2. Оценки, которые получают в рассказе те или иные формы поведения, поступки, вещи, понятия, характеризуют систему личностных ценностей обследуемого. Личностные ценности проявляются как непосредственно, в виде формулирования определенных идеалов, представлений о должном, желательном, хорошем, а также антиидеалов, так и опосредованно, через оценки персонажей, их действий и т.д., которые всегда ориентированы на определенную точку отсчета, критерий оценивания, в роли которого выступает та или иная личностная ценность. В этой графе учитываются не только оценки, выраженные в форме оценочных комментариев, но и непосредственно включенные в ткань рассказа. Например, если в рассказе говорится, что для мальчика важно не огорчать родителей, и поэтому он прилежно занимается музыкой (1), то из этого можно сделать вывод о ценности семейных отношений. Если говорится, что он настолько увлечен волшебным миром музыки, что не видит ничего вокруг, то сама музыка выступает как ценность. Наконец, если говорится, что он не .любит, когда его заставляют делать то, что он не хочет, это указывает на ценность автономии, независимости.
  4.3. Конструкты. Это понятие является центральным понятием теории личностных конструктов Дж-Келли. Оно обозначает субъективные осознанные или неосознанные оценочные шкалы, которыми человек пользуется для характеристики и оценки других людей, вещей, явлений и т.д. Конструкты говорят нам о том, что важнее всего для обследуемого в людях, вещах и др., что выступает для него на первый план, и тем самым дают богатую информацию о смыслах и ценностях обследуемого. Конструкты формулируются как в виде эпитетов ("хорошенькая девушка", "злые глаза", "неряшливая обстановка", "разочаровавшийся в жизни человек", "спокойная атмосфера"), так и в виде более сложных словесных конструкций ("девушка из хорошей семьи", "мужчина несоветского облика", "квартира, производящая впечатление холостяцкой"). В соответствующую графу таблицы выписываются прежде всего конструкты, использованные обследуемым для характеристики персонажей. Отдельно можно выписать и конструкты, используемые для характеристики неодушевленных предметов и явлений, если интерпретатору они представляются существенными.
  4.4. Упоминание физических состояний. В этой графе фиксируются все упоминания о самочувствии, физическом состоянии, болезнях персонажей типа: "устал", "дрожат ноги", "давно пошаливало сердце", "перехватило дыхание" и т.п. В том случае, если описание какого-то состояния появляется на протяжении всего обследования более одного раза, то это, как правило, связано с соответствующими соматическими ощущениями самого обследуемого. Например, в одном рассказе у персонажа от волнения перехватило дыхание, в другом герой открыл окно, чтобы подышать свежим воздухом, в третьем муж задушил неверную жену. Здесь можно достаточно уверенно делать вывод, что у обследуемого проблемы с дыханием. Это же относится и к таким психоэмоциональным состояниям, как взволнованность, тревожность, усталость, замедленность и т.п., которые также следует указывать в этой графе и интерпретировать как знаки соответствующих состояний самого обследуемого.
  4.5. Особые темы. К особым темам относятся: смерть, тяжелая болезнь, увечья, преступления, вооруженные конфликты, война, убийство, самоубийство, психическое заболевание. Каждую тему такого рода необходимо фиксировать в этой графе. Сравнительно большое количество особых тем (4-5 и больше) - весьма неблагоприятный показатель с точки зрения душевного здоровья обследуемого. Некоторые из особых тем, в частности самоубийство, должны настораживать даже при единичном появлении.
  4.6. Генерализации. Эта категория относится к той же группе показателей, однако генерализации, там, где они есть, целесообразно записывать не в общую таблицу, а на отдельный листок, поскольку речь идет о целых фразах. Генерализации - это обобщающие суждения, которые обследуемый вставляет в текст. В отличие от справочных комментариев, генерализации сообщают не о каких-то объективных фактах, а о житейских обобщениях, хотя для самого обследуемого они могут выступать и часто выступают как объективная истина. Вот примеры: "Сидит мальчик, перед ним лежит скрипка, он смотрит на нее с тоской. Он не хочет на ней играть, но родители его заставляют. Родители никогда не понимают своих детей, заставляют их делать то, что им не хочется, а потом удивляются, что дети растут не такими" (1). "Молодая девушка стоит и плачет, у нее какое-то горе. А может быть и не горе, так, мелкая неприятность. Девушки, знаете, они вообще любят все усложнять" (3 FG). Последние фразы в том и другом примере относятся к категории генерализаций, поскольку они, во-первых, представляют собой обобщенные высказывания о родителях вообще и о девушках вообще, и, во-вторых, субъективные, хотя авторам этих высказываний они таковыми не кажутся.
  Генерализации представляют собой структурные элементы мировоззрения обследуемого. Мировоззрение мы понимаем как компонент образа мира, содержащий представления об общих свойствах, связях и закономерностях, присущих объектам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей. Мировоззрение выполняет функцию ориентировки в окружающей действительности, ее субъективного структурирования, упорядочивания, и одновременно функцию самосознания человека как представителя родовой общности. Формулируя мировоззренческие представления, человек высказывает их как бы не от своего имени, а выражая общечеловеческую позицию, всеобщую закономерность, вытекающую из сущности человека или мирового порядка вещей. Вместе с тем мировоззрение, как и образ мира в целом, отражает явления действительности прежде всего не в их объективных, а в смысловых связях - связях, характеризующих их отношение к жизни данного конкретного человека. Мировоззрение, таким образом, пропитано смыслом, и в мировоззренческих суждениях - генерализациях - проецируется смысловая сфера личности, ее самые глубинные компоненты. При этом содержание мировоззрения в меньшей степени подвержено искажающему влиянию психологических защит, чем, скажем, содержание Я-концепции, поскольку защита обеспечивается уже самой формой, которую те или иные смысловые ориентации приобретают, будучи сформулированы в виде квазиобъективных мировоззренческих суждений. Поэтому генерализации там, где они встречаются, представляют собой материал чрезвычайно высокой проективной ценности, очень много говорящий об образе мира обследуемого.
  На этом мы завершаем изложение отдельных диагностических показателей и переходим к правилам и алгоритмам синдромологического анализа.
  СИНДРОМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  Строго говоря, про алгоритмы синдромологического анализа можно говорить лишь условно, поскольку на этой стадии обработки и интерпретации данных работа психолога приобретает индивидуально-специфический характер, который очень сильно зависит от конкретного случая и требует в большей мере искусства, чем знания правил. В большинстве руководств по ТАТ указания по анализу целостной структуры протоколов носят фрагментарный характер, ограничиваясь отдельными эвристическими приемами и рекомендациями. Тем не менее, можно указать на некоторую общую последовательность действий, которые предпринимает психолог, переходя к этому заключительному этапу работы. При этом мы будем опираться в первую очередь на алгоритм, намеченный в работе В.Э.Реньге и на интерпретативную схему, разработанную Н.С.Розовым.
  Предлагаемая в этом параграфе процедура синдромологического анализа не является обязательной или единственно приемлемой; вместе с тем она позволяет наилучшим образом раскрыть все те возможности, которые предоставляет психологу Тематический апперцептивный тест.
  1. Обобщение и анализ формальных (структурных) показателей. Обобщение всей их совокупности и интерпретация по предложенным выше схемам позволяет, во-первых, составить представление об экспрессивно-инструментальном плане личности или, проще говоря, о характере обследуемого, увидеть характерные для него способы работы с тестовым материалом, индивидуально-стилевые особенности составления рассказов, через которые всегда преломляется любое значимое содержание. Это, в свою очередь, даст возможность отделить в рассказах то, что обусловлено общими индивидуально-стилевыми особенностями обследуемого от того, в чем находят отражение его смысловые структуры. Во-вторых, рассмотрение динамики многих формальных (структурных) показателей от рассказа к рассказу дает возможность определить наиболее значимые для обследуемого сюжеты или темы, сделав их объектом более пристального внимания.
  2. Обобщение и оценка содержательных показателей. Обобщение, и оценка содержательных показателей идет по порядку их расположения в таблице. Сначала подсчитывается встречаемость тех или иных сфер в рассказах обследуемого, потребности, проявляющиеся в рамках каждой из этих сфер, какие часто повторяются цели, средства, конфликты, какая позиция, какие характерны исходы. Комплекс этих характеристик дает информацию о содержательных аспектах личности обследуемого, о ее смысловой сфере. При этом следует помнить, что, как отмечал Г.Мюррей, атрибуты героев рассказов (потребности, эмоциональные состояния, чувства) могут отражать довольно разные тенденции личности обследуемого, в частности, (1) действия, которые он совершал; (2) действия, которые он хотел совершить; (3) неосознанные желания, проявляющиеся лишь в фантазиях и сновидениях; (4) актуальные желания и, наконец, (5) предвосхищаемое будущее - действия, которые ему, возможно, придется совершить не по своей воле. При этом все пять разновидностей личностных тенденций могут отражаться в рассказах как в буквальной, так и в символической форме. Аналогичным образом, в форме присутствующих в рассказах преград или прессов отражаются - так же буквально или же символически - (1) ситуации, с которыми обследуемый сталкивался; (2) ситуации, с которыми он сталкивался в воображении или во сне (страхи и надежды);(3) актуальная ситуация обследования и (4) ситуации, которые обследуемый предвосхищает, желает или опасается. Обобщение и анализ содержательных характеристик рассказов позволяет перейти к следующему шагу синдромологического анализа - к выделению инвариантных элементов и структур.
  3. Выделение инвариантных элементов и структур. Целью этого этапа является выделение устойчивых отношений к определенным классам людей, предметов и ситуаций, а также устойчивых тактик поведения персонажей в схожих обстоятельствах. Инвариантность отношений, событийных структур и др. означает не тождественность их, а общую психологическую подоплеку. Символизация в рассказах личностных смыслов обследуемого заземляет их на конкретных образах; движение же от образа к смыслу в процессе интерпретации требует, напротив, абстрагирования от конкретного образа и умения увидеть за ним обобщенный смысл, который может быть выражен как этим образом, так и другим, на первый взгляд совершенно на него не похожим. Например, убийство в одном рассказе и болезнь в другом могут одинаково отражать агрессивные чувства по Отношению к определенной категории людей; колдунья, служанка и школьная учительница могут выступать различными ипостасями фигуры матери; пленение персонажа и помещение его в тюрьму может метафорически выражать ощущение бессилия и то же ощущение может выражаться, например, описанием заведомо безнадежной схватки людей с гигантским драконом или ожидания космической катастрофы. Еще пример единой инвариантной структуры рассказа, воплощенной в разных сюжетах, позаимствуем у Н.С.Розова:
  "В космосе произошла катастрофа, и корабль возвращается на Землю.
  Динозавр идет на охоту, терпит поражение от соперника, и ползет в свою пещеру зализывать раны.
  Женщина, поссорившись с мужем, идет домой к матери."
  Важную информацию можно получить, обобщив образы мужчин и образы женщин, образы молодых и образы пожилых людей, а также более дробные группы персонажей по всем рассказам, если исходить из предположения о том, что персонажи по меньшей мере нескольких рассказов воплощают черты самого обследуемого или значимых лиц из его окружения. Особое внимание при этом следует уделить персонажам, отсутствующим на картинах ТАТ и введенных в рассказы дополнительно.
  Выделение инвариантных элементов и структур позволяет проникнуть за содержание рассказов и выделить их обобщенные логические конструкции, проследив зависимость исходов от сферы, целей, средств, позиции и образа действий персонажей.
  4. Выделение обобщенных логических структур. С.Томкинс предложил использовать для выделения обобщенных структур рассказов хорошо известные правила логического вывода, исходя из представления о том, что интерпретация ТАТ должна опираться на ту же методологию, что и вся наука.
  5. Выделение значимых тем и анализ их вариантных структур. Этот этап служит как бы дополнением к анализу протокола в целом, позволяя сфокусировать внимание на сюжетах, характеризующихся особой значимостью для обследуемого. Признаки, по которым распознаются те сюжеты, упоминались выше при описании диагностических категорий. Это введение дополнительных существенных деталей и фигур, не упоминание определенных частей и деталей картины, изменение общего и латентного времени, изменение настроения и интонации, прямые комментарии и генерализации, указывающие на значимые темы и т.д.
  6. Тематическая реконструкция образа мира обследуемого. Способ целостной интерпретации рассказов ТАТ, о котором пойдет речь ниже, был описан Н.С.Розовым в малоизвестной публикации. Мы рассматриваем ем этот способ как заключительный этап обработки и интерпретации ТАТ, объединяющий и обобщающий предыдущие этапы.
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу