<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>
Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ:ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1.Понятие "управление"
Управление, как чрезвычайно разнообразный вид деятельности, имеет различные определения:
* управление - это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности (энциклопедический словарь);
* управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу (Питер Друкер1);
* управление есть перевод системы в новое состояние путем воздействия на ее переменные (Стаффорд Бир);
* управление - это соединение искусства и науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей;
* управление - это искусство заставить события свершиться (Б.Твисс).
Роль управления в мире чрезвычайно велика. С его помощью приводится в движение все человечество и огромные массы разнообразных ресурсов. При этом значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления (государственного, муниципального, территориального, отраслевого, самостоятельными предприятиями и организациями и т.д.). Именно управление определяет уровень жизни населения в любой стране. "Нет бедных стран - есть страны, плохо управляемые" (П.Друкер).
Процесс управления - это по существу борьба с неупорядоченностью, борьба за упорядоченность. В естественных условиях, в системе, предоставленной самой себе, возрастает энтропия (неопределенность поведения), т.е. система стремится к беспорядку. Противостоять нарастанию беспорядка могут только процессы управления.
Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, его кооперации и увеличения масштабов производства. Становление управления как науки связано с тремя важными событиями:
* с ростом крупных корпораций: огромным промышленным организациям, которые возникли в конце ХIХ в., требовались новые модели управления;
* с разделением между владением и управлением: с концентрацией капитала к собственникам пришло осознание необходимости профессионального управления собственностью. Частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, которые независимы от собственности на капитал фирмы или имеют небольшую их долю, являются лишь наемными работниками;
* с развитием новых теорий: по мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, создается огромная масса знаний, которая может быть передана другим.
1.2.Соотношение понятий "управление" и "менеджмент"
Термин "управление" относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении - кибернетика - применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие "менеджмент" относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент - это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией
В теории управления производственно-хозяйственными и социально-экономическими системами, рассматривается три уровня:
- макроуровень - управление народным хозяйством государства;
- мезоуровень - управление отраслями, регионами;
- микроуровень - уровень отдельных предприятий и организаций.
Менеджмент, как правило, рассматривает микроуровень, который в свою очередь имеет высшее звено управления (президент, вице-президент), среднее звено (управление отдельными производствами, цехами, отделами), низовое звено, осуществляющее в основном контроль за выполнением производственных заданий (операционный управляющий). От обычного управления организацией менеджмент отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуаций.
Термин "менеджмент" в научной литературе трактуется достаточно широко как:
* интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения;
* функции управления - планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;
* искусство, т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, характеры, способности;
* орган или аппарат управления - группа лиц, ответственных за изучение, анализ и формирование решений и инициирующих соответствующие действия в интересах организации;
* наука, т.е. самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет исследования, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Эта наука имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. С информационной точки зрения, менеджмент - систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и операционализированы данные, полученные специальными науками (социологией организаций, микроэкономикой и т.д.), а также такими дисциплинами, как информатика, исследование операций, кибернетика и т.д.
В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. Известно определение менеджмента как типа управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям и условиям рыночной экономики.
1.3. Цели и воздействия
Основными признаками, присущими управлению в целом, являются целенаправленность и воздействие на объект.
Исходным пунктом управления является постановка цели. Цель - желаемое состояние объекта управления и его параметров, это будущее состояние, которое должно быть достигнуто. Целью может быть и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.
Воздействие на систему - это комплекс мер, позволяющий изменить характер ее деятельности и перевести ее в новое состояние. Формы воздействия могут быть различными: ввод в действие различных ресурсов (капитальных вложений, дополнительного контингента трудящихся, дополнительного оборудования), разработка и выполнение проектов, отдача приказов, обучение персонала и т.д.
Процесс управления осуществляется органом управления, который воздействует на объект управления.
Обратная связь
Прямая связь (информация о
(управляющие состоянии объекта
воздействия) управления)
Рис 1.1. Принципиальная схема управления (контур управления)
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации. Информация является основой управления; качество управления находится в прямой зависимости от качества информационной системы. Информация о ходе производственного процесса из управляемой системы поступает в управляющую. Эта информация служит основной для выработки командных воздействий и решений, которые поступают в управляемую систему организации для исполнения.
Система в первоначальном состоянии (без управления) полна неопределенности, ее поведение хаотично. Управление уничтожает неопределенность на основе появления и переработки информации. Информация уменьшает разнообразие, а уменьшение разнообразия является одним из основных принципов управления и не потому, что при этом упрощается объект управления, а потому, что его поведение становится все более предсказуемым. Таким образом, управление - это целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.
1.4. Цикл управления
Управление в общем виде рассматривается как непрерывный процесс. Управленческий цикл - это определенная последовательность выполнения и повторяемость одних и тех же видов работ по управлению каким-либо объектом.
Выделяется несколько технологических стадий управленческого труда (рис.1.2.).
Определение целей осуществляется в форме прогнозирования, планирования, выработки основных направлений развития.
Подготовка и принятие решений в процессе управления производством является основной, наиболее ответственной функцией руководителей. При подготовке решения важно определить возможные последствия решения, как положительные, так и негативные. Неудача многих решений происходит именно вследствие отсутствия оценки последствий принимаемых решений.
Обр.
связь
контроль
Рис.1.2. Цикл управления
При организации реализации решений необходимо доведение его до исполнителей, обеспечение устойчивых взаимосвязей между управляющей и управляемой подсистемами и создание необходимых условий для выполнения принятого решения.
Контроль завершает весь процесс и его задача состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние дела, сопоставить его с намеченными целями и оценить возникшую ситуацию.
1.5. Функции управления
Функция управления представляет собой определенный вид трудовой деятельности, обособившейся в процессе специализации управленческого труда.
В общем виде, функция - это совокупность действий относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.
В теории управления различают:
* общие (основные) и
* специальные (конкретные) функции управления.
Общие функции - это такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех органов управления.
К ним, как правило, относят:
* планирование;
* организация;
* руководство;
* координация;
* мотивация;
* контроль и регулирование.
Этот перечень с достаточной полнотой отражает этапы управленческого цикла, но он не является общепризнанным. В литературе встречаются как более узкие, так и более широкие перечни.
Все общие (основные) функции управления должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления. Характерной особенностью общих функций является их взаимное проникновение друг в друга.
Планирование - это вид управленческой деятельности, направленной на постановку цели развития объекта и разработку программы ее достижения. Данная функция является ведущей в цикле управления, так как реализация других функций подчинена задаче достижения общих целей.
Организация - функция управления, задачей которой является обеспечение достижения целей. Это процесс создания структуры организации, которая дает возможность людям эффективно работать вместе, а также обеспечение работы всем необходимым (персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п.). Организация включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.
Руководство - функция управления, которая в практическом отношении представляет собой определение общего замысла управления, обеспечение необходимой направленности развития организации; это управление по обобщенным характеристикам, стратегическим ориентирам, прогнозам, факторам общей активности работников.
Координация - управленческая деятельность, обеспечивающая согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления.
Мотивация - это деятельность, целью которой является активизация отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.
Регулирование - вид деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определенной траектории и которая направлена на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития организации по отношению к цели.
Многообразие организационных форм построения и назначения производственных и коммерческих структур порождает многообразие функций управления. Вместе с тем, существует общее понимание того, что "существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель".
Кроме общих функций формируются специализированные функции управления, которые обладают специфическими характеристиками, индивидуальными для каждой конкретной организации.
Специальные (или конкретные) функции управления - это функции менеджмента, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса.
Например, по воздействию на отдельные стадии производственного процесса выделяются: управление технической подготовкой производства; организация основного производства; организация обслуживающего производства; маркетинг. По признаку воздействия на отдельные факторы производства: управление персоналом; управление организацией труда и заработной платой; материально-техническое снабжение; управление финансовой деятельностью.
Конкретные (специальные) функции управления, их перечень зависит от специфики отрасли и предприятия. Например, для машиностроительного предприятия характерны такие специальные функции, как: конструкторская подготовка производства; технологическая подготовка производства; управление основным производством (диспетчеризация); управление ремонтом и наладкой и др.
Каждая специальная функция имеет в своем составе виды работ, соответствующие общим функциям:
Планирование
Организация и координация
Маркетинг Мотивация
Контроль и регулирование
На практике соотношение специальных и общих функций закрепляется в структуре управления. В зависимости от важности функций и конкретных объемов работ могут организовываться специальные подразделения и, наоборот, возможно объединение однородных общих функций по различным видам конкретной деятельности.
В последнее время в ряде работ акцент делается на такие две важнейшие функции менеджмента, как маркетинг и инновации.
Маркетинг охватывает все сферы деятельности предприятия в той мере, в какой они влияют на реализуемость производимой продукции и услуг: от исследований и разработок до закупки сырья, производства, упаковки, транспортировки, продажи клиентам, обслуживания и т.п.
Понятие "инновации" включает проведение научно-технических исследований и разработку новых товаров и услуг, а также осуществление каких-либо изменений в стиле работы предприятия. Нововведения осуществляются, когда:
* их уже требует рынок (маркетинговая концепция управления организацией);
* разработан принципиально новый продукт (услуга) и встает задача вывода его на рынок (концепция "технологического проталкивания").
Особенностью современного управления является обеспечение сбалансированности этих двух подходов к управлению организацией.
1.6. Управленческий труд и его специфика
Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, - содержанием "простых" моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд - разновидность умственного труда. Он, хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. А значит, управленческий труд - производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства.
Основная цель управления как такового - создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), установление гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление - это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.
Информация - специфический объект управленческого труда, в связи с этим он имеет информационную природу. В управленческом труде сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер.
Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющие воздействия на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.
В процессе управления его субъекты решают самые различные проблемы - организационного, экономического, технического, социально-психологического, правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда.
Таблица 1.1.
Характеристика управленческого труда
Характеристики Комментарий Цель - создание условий для достижения целей организации, координация и согласование совместной деятельности работников организации Предмет * трудовая деятельность людей
* информация Средства управленческого труда * организационная и вычислительная техника
* информация как средство связи Характеристика управленческого труда * умственный труд, сочетающий творческие, логические и технические операции
* косвенно производительный труд
* работа с людьми
* информационная природа
* многообразие решаемых задач
* творческий характер Продукт - управляющее воздействие (управленческое решение)
Управление является процессом многогранным, неоднозначным. Соответственно, анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений - процедура, зависящая от сложной и подвижной совокупности факторов, постоянно создающей нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося данной специфической деятельностью, творческого к ней подхода. Решения, принимаемые руководителями, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, здравого смысла, интуиции.
Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления.
1.7. Классификация управленческих работников
Разделение управленческого труда - объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий.
Выделяют несколько видов управленческого труда (см.табл.1.2.). Ведущее место среди них занимает функциональное разделение, поскольку именно оно определяет появление других видов управленческого труда.
В соответствии с подходом, получившим на российских предприятиях наибольшее распространение, управленческих работников по их функциональной роли в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов и служащих (технических исполнителей).
Центральное место в управлении занимает руководитель - работник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за результаты работы. В современной отечественной экономике все чаще как синоним понятия "руководитель" стало употребляться понятие "менеджер" (управляющий). По мнению специалистов, принципиальных различий в труде руководителя, менеджера, администратора и начальника нет. Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Таблица 1.2.
Виды разделения управленческого труда
Виды Характеристика Функциональное Выделение функций, необходимых для эффективного управления производством, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления Иерархическое Распределение работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних Технологическое Разделение процесса управления на операции по сбору, передачи, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников Профессиональное Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой Квалификационное Предоставление работника конкретных видов работ в соответствии с их квалификацией, стажем работы и личными способностями Должностное Назначение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (компетенция - совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника по реализации какой-либо функции управления)
Термин "менеджер" употребляется применительно:
- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений (управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня, организующему работу на основе современных методов.
Специалисты - работники, выполняющие определенные функции управления, которые анализируют собранную информацию и разрабатывают варианты решений для руководителей соответствующего уровня. К ним относятся экономисты, бухгалтеры, юристы и др. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений, в качестве которых выступают приказы и распоряжения руководителей, технико-технологические нормативы, организационные регламенты деятельности и четкие квалификационные требования относительно специальных знаний. В их деятельности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключает и творчества.
Служащие - работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, которые призваны выполнять информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от рутинной и трудоемкой работы. Сюда относятся секретари, машинистки, архивариусы и др. Специфика их деятельности состоит в том, что в ней используются стандартные процедуры и операции, что она в большей степени поддается нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические и технические операции.
Вопросы по теме
1. Дать определения понятиям "управление", "менеджмент".
2. Указать основные признаки управления.
3. Охарактеризовать управленческий труд, его специфику.
4. Привести классификацию управленческих работников.
5. В чем состоит особенность труда руководителя. Проанализируйте деятельность руководителя организации, где Вы работаете.
6. Охарактеризуйте деятельность специалистов своей организации.
Литература
1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента. Учебно-практическое пособие.- М.: Издательство "ПРИОР", 1998.
2. Лоренц П., Лорщ Д. Неопределенность бросает основной вызов рациональности// Хрестоматия: СПб.: LINK, 1994.
3. Лэнд Питер Э. Менеджмент - искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента/ Пер.с англ. М.Шершевской при участии М.Орлова.- М.: ИНФРА-М, 1995.
4. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов/ Ф.М.Русинов, М.Л.Разу, В.А.Денисов и др. Под ред. Ф.М.Русинова, М.Л.Разу. Рос.экон.акад.им.Г.В.Плеханова, Гос.ун-т упр., Рос.акад.гос.службы при Президенте РФ.- М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
5. Современный менеджмент.// Российский экономический журнал, 1995, № 10, с. 63 - 78.
6. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: АО "Бизнес школа Интел-Синтез", 1997.
7. Шеметов П.В. Менеджмент в схемах, таблицах и рисунках: [Учеб. пособие]. Новосибирск, 2000.
Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Основные положения теории систем
Понятие "система" является одним из центральных в научном познании окружающего мира, в том числе теории управления в целом (система управления, системный подход, системный анализ и т.д.)
Первый развернутый вариант общей теории систем был сформулирован Людвиком фон Берталанфи в 30-х гг. XX века. Отметим, что важный вклад в становление системных представлений в науке внес в начале XX века наш соотечественник А.А.Богданов. Основная задача этой концепции состояла в том, чтобы, опираясь на понимание системы как комплекса взаимосвязанных компонентов, найти совокупность законов, объединяющих поведение, функционирование и развитие систем разных классов (биологических, технических, социально-экономических).
С позиции данной теории "система" представляется как философское обобщение, отражающее всеобщие стороны и отношения, связи между реальными объектами в определенной исторической и логической последовательности.
Общая теория систем основана на следующих положениях:
* целое состоит из взаимодействующих частей;
* поведение и свойства целого определяется взаимодействием его частей;
* система образует особое единство со средой;
* любая система представляет собой элемент системы более высшего порядка;
* элементы любой системы в свою очередь выступают как системы.
2.2. Понятие "система"
Система (от греч.systema - целое, составленное из частей соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Важная роль в представлении систем отводится понятийному аппарату.
Элемент - это простейшая неделимая часть системы, т.е. это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения системы, решения конкретной задачи, поставленной цели.
При многоуровневом членении системы следует использовать термин подсистема - совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), способных выполнять относительно независимые функции, подцели, направленные на достижение общей цели системы. Такая часть должна обладать свойствами системы.
Свойства - это качества параметров объектов, т.е. внешние проявления того, с помощью чего ведется наблюдение за объектом, и появляются знания о нем. Свойства дают возможность описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. Свойства объектов могут изменяться в результате функционирования системы.
Связи - это то, что обеспечивает возникновение и сохранение целостных свойств системы. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов, т.к. элементы, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.
Связи характеризуются:
* направлением, т.е. связи бывают направленные и ненаправленные;
* силой, т.е. выделяют связи сильные и слабые;
* характером; по данному признаку выделяют связи подчинения, связи порождения (или генетические), равноправные (или безразличные), связи управления;
* местом приложения (внутренние и внешние связи).
Выделяют также:
* связи первого порядка - связи, функционально необходимые друг другу;
* связи второго порядка - дополнительные связи, которые в значительной степени улучшают действие системы, но не являются функционально необходимыми;
* связи третьего порядка - излишние или противоречивые связи.
Исследователь, решая проблему, сам принимает решение, какие связи существенны, а какие нет, т.е. оценка значимости связей лежит в плоскости научных интересов исследователя и задач, которые стоят перед ним.
Системный подход предполагает анализ объектов с помощью выделения упорядоченных и неупорядоченных типов связей. Для организованных совокупностей части связаны таким образом, что они находятся в отношении причинной взаимозависимости. При неупорядоченной связи части находятся в отношении внешней зависимости, т.е. они как бы "безразличны" друг другу. При такого рода связях у частей не проявляются причинно-следственная взаимозависимость (не ясно, что является причиной, а что следствием). Под упорядоченной связью имеют в виду такую связь между частями, которая обуславливает их определенные функции, определенное место и роль в структуре целого.
Отношение - заранее заданное условие взаимосвязи между элементами. Например, в математической теории множеств простейшие из условий, при котором два или более элементов связаны заданным условием.: "быть равными", "быть больше", "влиять на результат" и т.п.
Относительно понятий "связь" и "отношение" существуют разные точки зрения: одни исследователи считают связь частным случаем отношения, другие - отношение - частным случаем связей, третьи - предполагают понятие связь применять к статике системы, к ее структуре, а понятием отношение характеризовать некоторые действия в процессе функционирования системы, т.е. динамики.
Понятие цель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития системы. При этом трактовка данных понятий различными авторами варьируется от идеальных устремлений до конкретных целей-результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени, формулируемых даже в терминах конечного продукта деятельности.
Структура системы - внутренняя форма системы, которая отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее строение.
Специфика структуры зависит, прежде всего, от природы компонентов системы. Структура связывает компоненты, преобразует их, придавая им определенную общность, целостность, она обуславливает возникновение новых качеств, не присущих ни одному из них. Особенно большое значение для сохранения системы имеет относительная самостоятельность, устойчивость структуры. Это объясняется тем, что структура не сразу, не прямо и автоматически следует за изменением компонентов системы, а в определенных группах остается постоянной, сохраняя тем самым систему в целом. Без устойчивых связей, взаимодействия компонентов, т.е. без структуры система перестала бы существовать как данное конкретное целое. Структура "противостоит" постоянным изменениям компонентов, удерживает эти изменения в пределах определенного качества.
Наличие структуры - условие накопления количественных изменений внутри системы, которые являются необходимой предпосылкой для ее последующего развития, преобразования. Она выступает как внутренняя организация системы.
Таким образом, анализ различных формулировок систем позволяет выделить два их вида.
Один подход определяет систему как множество элементов с отношениями между ними, причем на эти отношения не накладывается никаких ограничений.
Другой вид определений предполагает, что для того, что бы множество образовало систему, отношения между элементами должны быть определенного типа.
Принципиальным здесь является выбор именно типа отношений:
* отношения взаимодействия;
* отношения взаимосвязи;
* отношения взаимопорядка.
Эти отношения являются системообразующими.
Отсюда, системой будет называться любое множество объектов "М" на котором реализуется отношение "R" с заранее фиксированными свойствами "Р". Компонентами системы, а так же элементами соответствующих структур могут быть не только вещи, но так же свойства и состояния, связи и отношения, фазы, этапы и т.д.
При такой трактовке системами являются: машина, собранная из деталей и узлов; живой организм, образуемый совокупностью клеток; предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, различные виды ресурсов, готовую продукцию, модель предприятия и пр.
Типология систем включает:
* система как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующий объективно, независимо от наблюдателя. Необходимо выделить эту систему из окружающей среды, проанализировать ее структуру, выяснить механизм функционирования и на основании этого воздействовать на нее в нужном направлении (например, солнечная система, животный мир, растительный мир, горная система);
* система как инструмент и способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель конструирует систему как некоторое отображение реальных объектов. В этом случае понятие "система" соответствует понятию "модель".
* система как искусственно создаваемый комплекс элементов (коллектив людей, технологических средств, научных теорий и т.д.), предназначенных для решения сложной организационной, экономической или технической задачи. Здесь наблюдатель не только выделяет из внешней среды систему (и ее отдельные части), но и создает ее.
2.3. Элементарная система
Элементарная система - это формализованное представление системы, рассматриваемой как единое целое, с целью удобства ее исследования.
Элементарную систему можно представить в виде схемы "вход - процесс - выход" (рис.2.1).
Внешняя среда
Вход Выход
Рис. 2.1. Элементарная система
При этом составляющими частями системы являются:
* вход системы - воздействие внешней среды на систему;
* выход - воздействие системы на внешнюю среду;
* процесс - функционирование системы: преобразование входа в выход;
* внешняя (или окружающая) среда системы - это множество объектов, не входящих в систему, изменение свойств которых изменяет состояние системы, а также такие объекты, на которые влияет сама система.
В силу всеобщей взаимосвязанности процессов в мире выходы одних систем неизбежно будут входами других систем.
Нормально (устойчиво) функционирующая система сохраняет стабильность или непрерывность выхода и надежность или согласованность компонентов (элементов) в процессе действия системы.
Выделяют следующие понятия, характеризующие функционирование и развитие систем.
Состояние - представляет собой "срез" системы, остановку в ее развитии. Его определяют через входные воздействия и выходные сигналы (результаты), либо через параметры и свойства системы.
Поведение - характеризует способность системы переходить из одного состояния в другое. Этим понятием пользуются, когда неизвестны закономерности данного перехода.
Равновесие - способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго.
Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих воздействий. Эта способность обычно присуща системам тогда, когда отклонения не превышают некоторого предела.
Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться, называют устойчивым состоянием равновесия. Возврат в это состояние может сопровождаться колебательным процессом. Соответственно в сложных системах возможны неустойчивые состояния равновесия.
Развитие - направленное закономерное изменение. В результате развития возникает новое качественное состояние системы (ее состава или структуры).
2.4. Классификация систем
Существуют различные классификации систем в зависимости от целей исследования.
Для изучения проблем управления экономическими объектами важной является классификация английского кибернетика Стаффорда Бира, которая построена по двум критериям:
* по степени сложности:
простые системы- системы, содержащие небольшое количество элементов и небольшое число связей между ними;
сложные системы - системы, содержащие большое количество элементов и большое число связей между ними;
очень сложные системы- системы настолько сложного вида, что их точно и подробно описать уже нельзя.
* по характеру поведения:
детерминированная система - система, в которой составные части взаимодействуют четко определенным образом;
стохастическая (вероятностная) система - система, для которой нельзя сделать точного детального предсказания ее поведения.
Таким образом, главное различие детерминированной и вероятностной систем - в определении степени предсказуемости результатов взаимодействия как составных частей системы, так и системы с внешней средой.
Важной особенностью приведенной выше классификации является группировка систем в соответствии со свойственной им природой управления. Различие систем предполагает и различные подходы к управлению ими.
Полная характеристика систем по классификации Ст.Бира представлена в табл.2.1.
Таблица 2.1
Виды систем по Ст.Биру и их характеристика
Системы Признаки систем Простые Сложные Очень сложные Детерминированные Число элементов Небольшое Большое - Число связей Небольшое Большое - Поведение Вполне определенное Вполне определенное - Стохастические (ероятностные) Число элементов Небольшое Большое Весьма большое Число связей Небольшое Большое Весьма большое Поведение Случайное, поддается описанию Случайное, поддается описанию Случайное, не поддается описанию
Помимо приведенных видов систем имеется еще ряд классификационных критериев:
* по отношению к внешней среде системы подразделяются на:
открытые - системы, способные обмениваться со средой массой, энергией и информацией, это системы, которые взаимодействует с окружающей средой и приспосабливаются к изменениям во внешней среде;
закрытые - системы, изолированные от внешней среды. Такую изоляцию следует считать условной из-за всеобщей взаимосвязанности процессов природы и общества. Вместе с тем, иногда возможно считать, что система настолько мало связана с внешней средой, что этим можно пренебречь.
Экономические системы - открытые, они являются составной частью более общей социально-экономической системы;
* по признаку изменения системы в зависимости от фактора времени:
статические системы, состояние которых с течением времени остается практически постоянным (например, муниципальный детский сад);
динамические системы, изменяющие свое состояние во времени;
<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>