<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  В настоящее время в школе получил распространение унифицированный годовой план-график для параллельных классов, объединяющий в себе элементы годового и четвертного планов. Используется комбинированный способ составления плана: текстуально-описательный, числовой, графический. Он включает: содержание основных упражнений по разделам; последовательность их прохождения по четвертям и урокам; количество отведенных часов по разделам; образовательные задачи урока (графически); контрольные тесты для проверки физических качеств. Он может включать также: распределение учебных часов по разделам и четвертям; нормативы и требования, домашние задания. (Вычертить на доске).
  К о н с п е к т у р о к а является наиболее конкретным документом и относится к оперативному планированию. Он составляется на основе четвертного плана с учетом конспекта предыдущего занятия. Конспект обычно составляется для параллельных классов, но в нем указываются особенности работы в каждом из них. Он отличается детальной разработкой этапного плана с учетом реального хода и результатов предыдущего занятия. Конспект завершает систему планирования и в значительной степени несет организационную функцию. Вначале разрабатывается основная часть урока, а затем, исходя из особенностей ее содержания, - вводная и заключительная.
  Подробно раскрыть содержание конспекта по рисунку. В "шапке" конспекта обычно указываются общие задачи. Сейчас рекомендуется вводить в конспекте дополнительную (слева) графу, в которой указывать частные задачи.
  Внеурочная работа проводится всем педагогическим коллективом с привлечением медперсонала, общественных организаций и родителей. Практическая ее коррекция осуществляется учителями ФК. Основными документами, регламентирующими внеурочную работу, являются:
  - общешкольный годовой план внеурочной работы по ФВ;
  - раздел "ФВ" в планах воспитательной работы классов;
  - календарь спортивно-массовых мероприятий;
  - расписание занятий секций и кружков.
  Проектировочные умения не приобретаются сразу и не остаются неизменными; они совершенствуются в процессе формирования педагогического мастерства. Так, на 1-ом этапе его формирования преподаватель, предварительно ознакомившись с двигательными возможностями и способностями учеников, самым тщательным образом составляет конспект и разрабатывает методику проведения и организации первых занятий. Особенно это важно для начинающих преподавателей, проводящих занятия в состоянии повышенной возбудимости. Преподаватель видит только ближайшую цель и результат обучения.
  По мере становления педагогического мастерства преподаватель-тренер видит конечные результаты обучения, это позволяет ему лучше проектировать текущие занятия. Свободно варьируя частными задачами обучения с учетом перспективных целей, педагог более эффективно планирует и осуществляет весь процесс обучения и воспитания занимающихся.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Требования к планированию.
  2. Предпосылки к планированию.
  3. Направления планирования.
  4. Виды планирования.
  5. Формы и способы планирования.
  6. Перспективное планирование.
  7. Этапное планирование.
  8. Краткосрочное планирование.
  9. Документы планирования в школе:
  - годовой план-график;
  - этапный (четвертной) план-график;
  -конспект урока.
 
 
  Тема №13 "Организация и построение занятий в физическом воспитании"
  План: Введение - многообразие форм занятий как предпосылка
  непрерывности процесса физического воспитания.
  1. Общая характеристика форм построения занятий.
  2. Характерные черты и разновидности уроков физической культуры.
  3. Структура урока физической культуры.
  4. Особенности самодеятельных форм занятий.
  Процесс физического воспитания населения и индивидуума должен носить непрерывный характер (многолетняя система физвоспитания). Однако практически его можно реализовать лишь в виде отдельных относительно самостоятельных занятий физическими упражнениями. Эти занятия в системе воспитания различного контингента населения могут значительно различаться по длительности интервалов между ними, по целям и содержанию, по структуре.
  Основными причинами этого являются:
  - основной вид и режим деятельности занимающихся,
  - их индивидуальные особенности,
  - средовые и климатические условия,
  - техническая оснащенность.
  Многообразие форм занятий является не только предпосылкой непрерывности процесса физического воспитания населения, но и обеспечивает более полное привлечение людей к регулярным занятиям физическими упражнениями с учетом индивидуальных потребностей и способностей.
  Занятия физическими упражнениями могут проводиться специалистами физической культуры и спорта; они могут носить и самодеятельный характер.
  Занятия в государственной системе образования являются обязательными (дошкольные учреждения, школы, учебные заведения).
 
  1. Общая характеристика форм построения занятий
 
  В настоящее время в организованной практике физического воспитания и самодеятельном физкультурном движении принято выделять следующие формы занятий физическими упражнениями:
  У р о ч н ы е ф о р м ы з а н я т и й Н е у р о ч н ы е ф о р м ы з а н я т и й
  У р о к З а н я т и я у р о- ч н о г о т и п а К р у п н ы е ф о р м ы М а л ы е ф о р м ы
  (По обязательному курсу ФВ в учебных заведениях) (В группах ОФП, секциях и командах под руководством специалиста) (С упорядоченной деятельностью): - соревновательные формы (спор- тивные и изкультурно-спортивные состязания)
  ;- самодеятельные индивидуальные и групповые) формы физкультурно-кондиционного и спортивно-тренировочного характера (быстрая ходьба, аэробный бег и гимнастика большой родолжительности);
  - физкультурно-рекреативные формы (подвижные перемены, спортивные игры посвободному регламенту, туристические походы) (Непродолжительные
  серии физических упражнений в повседневном режиме дня):
  - утренняя гигиеническая зарядка вводная гимнастика, ф/паузы,
  ф/ минутки;
  -"микросеансы" отдельных физических упражнений тренировочного характера в повседневном режиме дня
 
  Урочные формы занятий относятся к основным, т.к. в процессе их проведения происходит эффективное обучение двигательным действиям, осуществляются значительные развивающие воздействия или действия, поддерживающие повышенную тренированность функциональных систем организма и связанных с ним способностей. На отдельных этапах многолетнего процесса физического воспитания основными могут быть соревновательные формы или кондиционные занятия самодеятельных форм. В сочетании с основными определенную роль в оптимизации процесса ФВ играют и другие, дополняющие их.
  Дополнительные формы занятий, как правило, подчинены задачам основной деятельности (малые формы) или направлены на организацию двигательной активности занимающихся в качестве средства восстановления или оптимизации функционального состояния организма, активного отдыха (игры, прогулки и т.п.).
  Разнообразие форм занятий позволяет более рационально строить многолетний процесс физического воспитания различного возрастного контингента с учетом реальных условий, индивидуальных и групповых особенностей, а также обеспечить соответствие форм занятий их содержанию в многолетнем аспекте.
 
  2. Характерные черты и разновидности уроков физической культуры
 
  Основной, педагогически упорядоченной формой построения занятий физическими упражнениями является урок физической культуры, проводимый в школах, профессионально-технических училищах, специальных средних и высших учебных заведениях. Урок имеет ярко выраженную образовательно-воспитательную направленность. Каждый урок носит самостоятельный характер. В то же время он является органическим составным элементом системы взаимосвязанных занятий и поэтому тесно связан с предыдущими и последующими уроками. Содержание урока определено программой и планом, а место и время его проведения - расписанием.
  Учитель является ведущей фигурой в педагогической системе воздействия на учащихся. Он организует урок, обучает занимающихся, оптимизирует их деятельность. В процессе урока контролируется процесс обучения и функциональное состояние учеников, поддерживается обратная связь. В младших и средних классах урок ведет один учитель физической культуры, в старших, как правило, два.
  Занятия урочного типа обладают аналогичными признаками, но имеют и свои особенности, связанные преимущественно с предметом занятий и поставленными целями, с индивидуальными способностями и уровнем квалификации занимающихся, с регулированием бюджета свободного времени.
 
  Следовательно, характерными чертами урока можно считать:
  - дидактическую направленность, обусловленную решением образовательных задач;
  - постоянный контингент (однородный по возрасту и полу);
  - постоянный контакт с учителем, являющимся организатором и руководителем урока;
  - конкретизацию целей и задач каждого отдельно взятого урока;
  - целенаправленный подбор средств и методов каждого урока (с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся);
  - строгую регламентацию деятельности занимающихся и дозирование нагрузки;
  - квалифицированная помощь учителя;
  - использование физкультурного актива класса.
  Задачи урока соответствуют общим задачам физического воспитания школьников и делятся на три группы: образовательные (более конкретизированные), оздоровительные (развивающие) и воспитательные. В школьной программе по физическому воспитанию они сформулированы следующим образом:
  1) укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
  2) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  3) развитие двигательных способностей;
  4) приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  6) содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
 
  Следует отметить, что большинство задач в период школьного обучения решаются "спиралевидно" (концентрически), т.е. периодически ставятся аналогичные задачи, но на более высоком уровне физической подготовленности учеников (формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств), с постепенным усложнением требований.
  По преимущественной направленности образовательных задач различают учебные уроки (изучение нового учебного материала), тренировочные уроки (совершенствование изученного) и контрольные уроки. В настоящее время принято выделять 5 типов уроков: вводный, учебный, тренировочный, контрольный и смешанный.
  В в о д н ы й у р о к проводится в начале учебного года. Учеников знакомят с предметом, сообщают задачи на год и четверть, доводят до их сведения требования, предъявляемые к учащимся. На уроке выявляются особенности класса, проводится проверка исходного уровня физической подготовленности. Могут сообщаться теоретические сведения общего характера.
  У ч е б н ы е у р о к и изучения нового материала. Основное внимание обращается на правильное выполнение и предупреждение ошибок. Сообщаются теоретические сведения. Обнаруженные ошибки сразу же исправляются на занятии. Обязательно обеспечивается страховка, детей приучают к взаимопомощи. Этот тип урока отличается низким объемом двигательной деятельности в основной части (низкой моторной плотностью).
  Т р е н и р о в о ч н ы е у р о к и совершенствования изученного. На таких уроках больше используется групповой способ организации деятельности учащихся. Происходит глубокое изучение техники, упражнения выполняются в усложненных условиях. Многократное повторение в разных условиях ведет к увеличению объема и интенсивности нагрузки, способствует развитию физических качеств. Изменение условий повышает активность занимающихся.
  К о н т р о л ь н ы е у р о к и проводятся с целью определения результатов обучения по теме или разделу, а также для текущего или итогового тестирования по определению уровня развития физических качеств. Наилучший эмоциональный фон достигается при проведении уроков по типу соревнований с соответствующими атрибутами.
  С м е ш а н н ы й у р о к встречается наиболее часто во всех классах. Примерно в равной степени он содержит элементы уроков других типов, т.е. включает 2-3 разные задачи. Считается, что данный тип урока создает наиболее благоприятные условия для усвоения материала школьной программы.
  Уроки также разделяют по содержанию основной части на 2 группы:
  1) предметные (тематические уроки);
  2) комплексные уроки.
  В содержание основной части предметных уроков включается учебный материал из одного раздела программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и т.д. Учащиеся последовательно выполняют двигательные действия по одному виду деятельности. Такие уроки проводятся по плаванию, лыжной подготовке, при углубленном разучивании сложного двигательного действия или при совершенствовании действий (формирование игровых тактических способностей в старших классах). Предпосылкой построения однопредметных уроков может быть слабая материальная база, недостаточная подготовленность учителя и др.
  Комплексные уроки включают в основную часть физические упражнения из разных разделов программы. Комплексное содержание занятия определяет наличие частей урока, отличающихся не только содержанием, но и внутренней структурой. Подбор упражнений должен носить не формальный характер, а отвечать определенным правилам. Так, между упражнениями должна существовать преемственность; определенный раздел, обычно, является стержневым материалом. Комплексные уроки более трудны по организации, но и более эмоциональны, вызывают живой интерес учащихся. Данный тип урока разносторонне воздействует на учащихся.
 
  3. Структура урока физической культуры
 
  Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру из всех форм занятий. Структура - это рациональная взаимосвязь и соотношение составляющих ее элементов. Под структурой урока понимают относительно устойчивый порядок построения каждого отдельного занятия. Определенная последовательность и взаимосвязь частей и компонентов урока физической культуры обусловлены биологическими закономерностями функционирования организма. Определяющей для структуры урока является логика развертывания учебно-воспитательного процесса, которая предусматривает:
 
  1) последовательность включения учащихся в познавательную деятельность;
  2) постепенное достижение необходимого уровня физической работоспособности;
  3) последовательное решение намеченных на данный урок образовательных и воспитательных задач;
  4) обеспечение послерабочего нормального состояния организма.
  Это и обусловливает деление урока на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Структура урока не ограничивается трехкомпонентным построением, она характеризуется и определенным построением каждой из составляющих ее частей. Продолжительность урока - 45 мин., могут проводиться и сдвоенные уроки, например, по лыжной подготовке.
  П о д г о т о в и т е л ь н а я ч а с т ь урока направлена на достижение оптимальной оперативной подготовки организма учащихся к деятельности в основной его части. Существенными факторами, определяющими содержание и параметры подготовительной части являются:
  - функциональное состояние занимающихся;
  - необходимая величина и направленность его изменения.
  В подготовительной части происходит организация учеников, их психологический настрой на сознательное и активное выполнение упражнений, функциональная подготовка организма к более высоким нагрузкам основной части. Подготовительная часть может носить не только вспомогательный характер, но и решать образовательные задачи (т.е. иметь самостоятельное значение): изучение строевых упражнений, развитие силы при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами и др. Продолжительность подготовительной части - 8-15 мин. (I кл.- до 25 мин.). Компоненты структуры:
  - построение (в I-3 кл. строит учитель);
  - рапорт (с IV класса), сообщение задач урока;
  - проверка внешнего вида (возможно и присутствия по журналу).
  Продолжительность 2-3 минуты.
  - строевые упражнения на месте (концентрируют внимание, формируют осанку);
  - упражнения в ходьбе (в том числе фигурная маршировка на гимнастике, танцевальные шаги, строевые упражнения в движении);
  - бег различными способами и передвижение прыжками.
  Продолжительность 3-4 минуты.
  - ОРУ (в средних и старших классах использование подводящих или подготовительных упражнений повышает интенсивность урока).
  Следовательно, разминка может носить общий характер или состоять из 2-х частей при занятии тренировочного характера, как и при занятиях спортом. Построение занимающихся зависит от количества учеников, размеров зала. Комплекс ОРУ выполняется в парах, шеренгах, разомкнутых колоннах, по кругу. Число ОРУ от 6-8 - до 10-20 (в зависимости от времени, сложности упражнения, способа проведения - раздельный или поточный); каждое ОРУ повторяется 6-12 раз.
  Следует обращать внимание, в младших классах особенно, на правильное сочетание дыхания и осанку.
  Эмоциональный настрой и активность учащихся достигается разнообразием упражнений и способов их выполнения (упражнения в движении взявшись за руки, в колонне положив руки на плечи или талию впереди стоящего, игровым методом, под периодический подсчет учениками вслух, соревнуясь, чья колонна лучше), музыкальным сопровождением, четкими командами и образцовым показом упражнений учителем.
  Специальная разминка обеспечивает профилированное врабатывание организма в предстоящую деятельность. Эффективность специальной разминки определяется оперативной готовностью занимающихся к результативному выполнению следующих за ней основных упражнений. Развернутая и глубоко избирательная разминка необходима, если основная часть начинается выполнением высокоинтенсивных и координационно-сложных физических упражнений.
  О с н о в н а я ч а с т ь урока определяет его содержание и занимает преобладающую временную долю: - 2/3 отведенного времени (30 мин. при 45-минутном уроке). Задачами основной части урока являются:
  - формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний по выполнению программных физических упражнений;
  - воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
  - воспитание физических качеств, обеспечивающих выполнение упражнений, нормативных требований и нормальную жизнедеятельность организма;
  - содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
  Различают 2 типа структуры основной части урока:
  1) гомогенная (однородная) структура в предметном уроке - используются упражнения одного раздела урочного материала школьной программы по физическому воспитанию;
  2) гетерогенная (разнородная) структура комплексного урока, при которой используются упражнения из разных разделов школьной программы.
  Подбор физических упражнений при комплексном уроке должен оказывать разностороннее воздействие на организм; последовательность их выполнения должна основываться на положительном переносе (исключить отрицательный перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад или прыжок в длину - в высоту).
  В начале основной части изучаются новые, координационно-сложные упражнения, т.к. они требуют повышенного внимания и напряжения психомоторных функций. Затем закрепляются и совершенствуются ранее изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если занятие направлено на избирательное воспитание физических качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту, затем - гибкость, силу и в конце - выносливость.
  Количество повторений выполнения упражнений зависит от индивидуальных особенностей учащихся, материальной оснащенности урока, методов организации и управления учащимися. Каждое упражнение должно выполняться не менее 4-6 раз.
  Эмоциональный фон и активность учащихся достигается правильной организацией, разнообразием используемых форм и методических приемов. Особенно способствует применение соревновательного метода между отделениями: на более быстрое овладение упражнением, на чистоту выполнения, на количество раз и т.п. Надо помнить и о психологическом факторе: трудность упражнения должна быть преодолима для индивидуума.
  Комплексирование учебного материала значительно повышает эмоциональный фон, проведение их более сложно, чем тематических уроков. Повышает интерес к занятиям проведение эстафет, использование тренажеров, у девушек - ритмической гимнастики, элементов художественной гимнастики.
  З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь урока имеет восстановительную направленность. Активный отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.: в младших классах - 5 мин., в старших - 3 мин.
  Физические упражнения выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, не связанные с интенсивными нагрузками, танцевальные элементы.
  Учитель подводит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее задание. Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно должно быть доступным, без опасности травматизма. Домашнее задание может быть направлено на закрепление пройденного материала, развитие физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в физическом развитии, может содействовать активному и здоровому отдыху (подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам), соблюдение объема двигательной активности.
 
  Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке
 
  При организации контингента занимающихся на уроке применяют фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации.
  Ф р о н т а л ь н ы й м е т о д - одно задание выполняют все одновременно. Так проводятся подготовительная и заключительная части, могут проводиться и фрагменты в основной части занятия. В младших классах этот прием применяется чаще, т.к. в основной части выполняются простые, знакомые действия или подвижные игры, эстафеты.
  Способы выполнения упражнений:
  - одновременно всем классом;
  - одновременно в группах, отделениях;
  - потоком.
  Учитель руководит всем классом без лишних затрат времени. Достигается высокая моторная плотность, т.е. большой объем двигательной активности учащихся на уроке. Однако затруднено устранение индивидуальных ошибок и оказание помощи. В педагогике данный метод организации называют рассеянным управлением.
  Г р у п п о в о й м е т о д - разные задания выполняются в отделениях (группах) с помощью физкультурного актива.
  Способы выполнения в группе:
  - одновременно всем отделением;
  - по одному, по два и т.д.;
  - потоком.
  Достигается большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по полу, возрасту, уровню подготовленности. Учитель находится в том отделении, где изучается самое сложное упражнение или с наиболее слабыми учениками. Данный способ организации учащихся в педагогике называется смешанным управлением. Групповой метод применяют с 5-го класса, когда подготовлен физкультурный актив, класс дисциплинирован и подготовлен к самостоятельной работе.
  Эти методы могут сочетаться с дополнительными заданиями - "параллельная тренировка". Могут даваться:
  1) подводящие упражнения;
  2) подготовительные упражнения;
  3) упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия;
  4) упражнения для эмоционального подъема.
  Параллельная тренировка повышает моторную плотность. Подбираются освоенные упражнения, которые выполняются в поле зрения учителя. Может оказываться взаимопомощь учениками.
  М е т о д и н д и в и д у а л ь н о й о р г а н и з а ц и и учащихся предусматривает выполнение ими заданий по указанию учителя или самостоятельному выбору. Он предполагает наибольшие возможности дифференцированного подхода к ученику с учетом всех его индивидуальных особенностей и наклонностей. Данный способ организации называется направленным управлением.
  Этот метод используется в отдельных элементах урока при обучении на снаряде (дача индивидуальных заданий на 2-й подход), можно использовать его и при "параллельной" тренировке.
  Организационно-методической основой последовательности работы и дозирования нагрузок служит "линейный", или "круговой", способ построения его структурных компонентов. В первом случае двигательные действия являются самостоятельными компонентами и к ним не возвращаются - комплексный урок с разными разделами физической культуры.
  "Круговой", или циклический, способ объединения компонентов урока - круговая тренировка - направлен на комплексное развитие физических качеств с одновременным совершенствованием двигательных навыков. Предполагается повторное прохождение мест занятий в основной части урока.
  Круговая тренировка применяется с 4-5 класса. Намечаются 5-10 рабочих точек внутри зала (по кругу, квадрату). На каждой точке дозируются упражнения (по возможности индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2 максимального повторения упражнений в спокойном темпе).
  Требования к подбору упражнений:
  - простые, изученные, исключающие возможность травмирования;
  - обеспечивающие разносторонность воздействия (т.е. на основные группы мышц).
  ФУ выполняются одновременно по команде учителя. Смена рабочих мест проводится также по его команде. Варианты проведения круговой тренировки:
  - выполнение дозировки с постепенным увеличением количества кругов;
  - максимальное повторение упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-45 с между точками;
  - сокращение времени на прохождение круга.
  2-й и 3-й варианты предъявляют повышенные требования к функциональным возможностям организма. Особенно эффективен метод круговой тренировки при развитии физических качеств с использованием тренажеров.
 
  4. Особенности самодеятельных форм занятий
 
  По мере распространения физкультурного движения в России, внедрения физической культуры в повседневный быт людей все большее признание получают дополнительные (внеурочные) формы занятий физическими упражнениями. Разработанной типологии этих форм не существует (в связи с их многообразием и динамичностью, появлением новых форм). Самодеятельные формы бывают как организованные, так и самостоятельные (причем одна форма может быть и той и другой, например, утренняя физическая зарядка дома и в оздоровительных лагерях). В зависимости от численного состава занимающихся используются индивидуальные, групповые и массовые формы занятий (Пример: бег трусцой - "джоггинг"). По систематичности проведения различают регулярные (УФЗ), еженедельные (туристские походы по выходным дням), эпизодические формы (День бегуна). Некоторые виды и разновидности занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или дополняют друг друга. Выбор неурочных форм занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся. Предлагаемая типология носит ориентировочный характер.
  Соревновательная форма занятий приобретает определяющее значение по мере приобщения к спортивной деятельности и повышения уровня спортивного мастерства. Соревнования могут занимать 15% времени двигательной деятельности в течение года. Предельная мобилизация функциональных возможностей организма в стрессовой ситуации является мощным фактором дальнейшего развития, расширения его адаптационных функциональных возможностей.
  Данная форма находит выражение и в большинстве сфер физкультурной практики (День бегуна, пловца, гиревика). В практике формирования способностей (в планируемом процессе ФВ учебных заведений) эта форма может быть и методом при проведении урока ФК, а также может носить и самостоятельный характер: проведение школьных соревнований.
  Самодеятельные тренировочные занятия подобны урочным и носят не столько спортивно-тренировочный характер, сколько характер общефизической подготовки или избирательно-кондиционной тренировки. В большинстве они однопредметные: быстрая ходьба - "спидоукинг", бег трусцой - "джоггинг", аэробно-ритмическая и атлетическая гимнастика. Самостоятельные тренировочные занятия могут быть и многопредметными - комплексное сочетание упражнений из разных видов спорта, многоборье ГТО. Целесообразно заниматься ими 3-4 раза в неделю по I часу. На определенном возрастном этапе (после завершения базового курса физического воспитания) они могут стать основным фактором поддержания и совершенствования определенной физической кондиции индивидуума.
  Выбор предмета занятий зачастую может определяться модой (конъюнктурой): аэробика, ушу, йога и др. В обоих случаях задача специалистов ФК - пропаганда всеобщего физкультурного образования среди населения и понимание невозможности достижения всестороннего физического развития и полноценного здоровья одним средством физического воспитания; формирование правильных индивидуальных интересов. Качество и эффективность таких самостоятельных занятий в значительной степени обусловлены уровнем физкультурной образованности занимающихся.
  Физкультурно-рекреативные формы занятий характеризуются умеренными физическими нагрузками и активным отдыхом занимающихся. Эти формы ценятся своим восстановительным и оздоровительным эффектом. Подвижные перемены, подвижные игры, игры по свободному регламенту, прогулки, туристские походы в выходные дни и в отпускное время рассчитаны на личный интерес; их только условно можно считать занятиями. Данные формы структурно менее регламентированы, поведение занимающихся более самостоятельно и акцентировано на интересный отдых.
  Малые формы занятий отличаются ограниченностью их содержания и кратковременностью. Посредством их решаются обычно задачи по оптимизации текущего состояния организма: тонизации и ускорению врабатывания в процесс основной деятельности, профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма. Содержание малых форм занятий - сеансы или серии упражнений, выполняемые в течение нескольких минут. Методика проведения малых форм занятий обусловлена конкретной направленностью отдельных занятий и их местом в общем режиме индивида.
  Утренняя гигиеническая зарядка тонизирует организм, она ориентирована на постепенную общую активизацию его функций, тем самым ускоряет переход от состояния продолжительного отдыха к повседневной жизнедеятельности. Могут параллельно решаться задачи формирования правильной осанки, в отдельных случаях и поддержание общей тренированности. Ее продолжительность - 10-15 минут (до 30 мин. при тренировочной направленности).
  Вводная гимнастика на производстве ускоряет врабатывание индивида. Выполняются 5-8 ОРУ в течение 5-7 минут. Последние физические упражнения координационно схожи с профессиональными и выполняются в повышенном темпе или в ритме трудовых действий.
  Физкультпаузы и физкультминутки используются в качестве факторов активного отдыха для сохранения оперативной работоспособности в процессе трудовой деятельности. Переключение на другие двигательные действия и неработающие группы мышц способствует восстановлению психических функций (внимания, реакции, РДО, памяти). Физкультпаузы выполняются 5-7 минут через 2-3 часа работы и за 2-2,5 часа до ее окончания. Физкультминутки выполняются в течение 1-2 минут через каждые I-I,5 часа работы и по необходимости. Микропаузы продолжительностью 20-30 с выполняются при необходимости и могут сопровождаться самомассажем. Основная задача специалиста в системе рациональной организации труда - совершенствование методики их использования в соответствии с условиями и характером труда.
  Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера вносят парциальный тренировочный эффект в процесс бытовых действий. Выполняются непродолжительное время (силовые упражнения на растягивание , многоскок со скакалкой, бег по лестнице). Они оказывают преимущественно локальные воздействия.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Типологическая характеристика форм занятий физическими упражнениями.
  2. Отличительные признаки урока.
  3. Типы уроков физической культуры.
  4. Структура подготовительной части урока.
  5. Построение основной части урока.
  6. Фронтальный метод организации учащихся на уроке.
  7. Дифференцированно групповой метод организации занимающихся.
  8. Линейный и круговой способы объединения компонентов основной части урока.
  9. Структура заключительной части урока. Разновидности домашних заданий.
  10. Характеристика крупных форм самодеятельных занятий.
  11. Малые формы занятий и их разновидности.
 
  Тема №14 "Контроль в физическом воспитании"
  План: Введение - роль контроля в процессе физического воспитания.
 
  1. Учет и контроль.
  2. Направления педагогического контроля.
  3. Виды педагогического контроля.
  4. Средства и методы контроля на уроке физической культуры.
  Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения процесса обучения и воспитания занимающихся, управления его результативностью.
  Учет получаемых результатов - необходимое условие целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления процессом физического воспитания.
  Проблема управления в природе и обществе сводится к целенаправленному изменению и регулированию процессов во времени по аналогу кибернетических обратимых связей (А.Берг и др.). Сущность контроля в физическом воспитании - определение эффекта педагогических воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого. Внесение регулярной коррекции в план и процесс его реализации в случае наличия несоответствия и предполагает наличие "принципа перманентного планирования и контроля".
  Следовательно, проблема управления в процессе физического воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является педагогический контроль.
 
 
 
  1. Учет и контроль
 
  Учет и контроль - два определения и понятия, которые по своему содержанию близки друг к другу. Первоначально в ФК большее распространение имел термин "учет". Учет в физическом воспитании- это деятельность по сбору, систематизации, анализу и хранению информации о функционировании процесса ФВ. Он осуществлялся в соответствии с установленными требованиями и выражался в определенной системе учетной и отчетной документации.
  Предварительный учет позволяет при разработке документов планирования обосновать различные показатели физического воспитания. Он предусматривает обобщение:
  - директивных указаний вышестоящих инстанций;
  - материально-технического состояния мест занятий и спортивных сооружений;
  - уровня подготовленности обучаемого контингента;
  - уровня подготовленности специалистов.
  Оперативный (текущий) учет осуществляется систематически в течение всего учебного года и дает сведения о своевременности и качестве проведения учебно-тренировочных и др. плановых мероприятий, т.е. о ходе процесса физического воспитания. Он отражает:
  - посещаемость учебно-тренировочных занятий и текущую успеваемость;
  - степень выполнения планируемых показателей, целесообразность и эффективность использования средств;
  - результаты текущего контроля по качеству проведения учебных и тренировочных занятий.
  Итоговый учет позволяет суммировать и обобщать результаты процесса ФВ за определенный промежуток времени, всесторонне изучать и анализировать проделанную работу и выполнение планов. Его основными показателями являются:
  - результаты итоговой успеваемости занимающихся;
  - количество спортсменов-разрядников и туристов;
  - спортивные рекорды и достижения;
  - выводы и предложения по совершенствованию процесса физического воспитания.
  Таким образом, "учет" был более объемным понятием, "контроль" - являлся частным проявлением учета и выражался преимущественно в проверке и оценке успеваемости занимающихся и контроле их физического состояния. Постепенно термин "контроль" вытеснил определение "учет" в учебниках и пособиях по основам теории и методики физического воспитания, спортивной подготовки.
  В настоящее время под контролем понимают наблюдение, обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический и др. Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста.
  Термин "педагогический" прежде всего подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом - специалистом физической культуры - средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма.
  Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.
 
  2. Направления педагогического контроля
 
  Педагогический контроль охватывает все стороны процесса, но в нем можно выделить 3 основных направления (аспекта):
  - контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых ("факторы воздействий");
  - контроль двигательной деятельности занимающихся;
  - контроль "эффекта воздействий".
  Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач:
  - индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);
  - фонд двигательных умений и навыков;
  - мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.
  На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий.
  К о н т р о л ь в н е ш н и х ф а к т о р о в, воздействующих на обучаемых, включает:
  - контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации);
  - контроль воздействия педагога (профессиональность действий педагога и соблюдение норм педагогической этики).
  К о н т р о л ь д в и г а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и занимающихся включает:
  - контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;
  - контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом;
  - контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений);
  - контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).
  Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем норме. Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным.
  К о н т р о л ь э ф ф е к т а в о з д е й с т в и й предусматривает определение вклада занятий в формирование умений, навыков и знаний у обучаемых, в их физическое развитие и совершенствование личностных качеств. Различают эффект текущих воздействий (одного или нескольких занятий) и кумулятивный эффект ФВ. Эффект "больше" физиологическое понятие. Срочный эффект предполагает наличие изменений после выполнения физического упражнения или в конце занятий. Отставленный эффект - изменения в организме происходят через некоторое время после занятий и до начала очередного. Кумулятивный эффект носит устойчивый характер и приобретается после продолжительного периода регулярных занятий.
  Итак, главное направление педагогического контроля заключается в анализе соотношений динамики педагогически направленных воздействий и педагогически обусловленных изменений уровня образования, развития и поведения занимающихся. Несоответствие реальных отношений планируемым целевым результатам определяет необходимость уточнения направленности и параметров педагогических воздействий и внесение соответствующих корректив в предварительно намеченный план.
  Данные контроля заносятся в учетную документацию в соответствии с официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению:
  1) журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал, посещаемость занятий, успеваемость);
  2) учетная карточка (учет участия в соревнованиях и у спортсменов, может быть несколько десятков граф);
  3) протоколы тестирования и соревнований;
  4) медицинские карточки (данные врачебного контроля, ведутся медицинскими работниками);
  5) журнал учета травм (на спортивных базах);
  6) книга учета спортивных достижений (регистрируются рекорды, чемпионы по видам спорта);
  7) неофициальным документом является рабочий дневник педагога (тренера). В нем отражается практический опыт работы, содержание и методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся.
  Дневниковые записи помогают всесторонне осмыслить важные в педагогическом отношении факты, не отражаемые в официальных документах учета. Они приучают к постоянному контролю за собой, способствуют критичности мышления и накоплению материала для последующих научных исследований;
  8) журнал учета наличия и состояния оборудования и др.
 
  3. Виды педагогического контроля
 
  Успешность процесса физического воспитания в значительной мере определяется своевременностью контроля (соотношением его по времени со структурными звеньями этого процесса) и его постоянством. Это можно представить наглядно:
 
  Таблица 1
  Соотношение эффекта, вида контроля и планирования
  Состояние воспитуемого Тренировоч-ный эффект Разновидностьконтроля Разновидностьпланирования Проведение
  Исходное - Предваритель-ный - Вводное занятие
  Оперативное Срочный Оперативный Краткосрочное(1 зан. - 7 дней) Одно занятие
  Текущее Отставленный Текущий - II - Микроцикл
  Устойчивое Кумулятивный Этапный Этапное (1- 2,5 месяца) Этап (четверть, мезоцикл)
  - II - - II - Итоговый Перспективное Макроцикл
 
  Содержание контроля определяется спецификой предмета и дидактическими задачами этапа обучения.
  П р е д в а р и т е л ь н ы й к о н т р о л ь проводится для определения возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения. Можно проверить выполнение упражнений, структурно схожих с новыми; проверить знания, умения и навыки после длительных перерывов в занятиях для планирования индивидуальных занятий. Исключение составляют физические упражнения, требующие длительной подготовки организма к большим объемам работы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции).
  О п е р а т и в н ы й к о н т р о л ь позволяет оценить решающие моменты педагогических воздействий на занятии (в школе, преимущественно, качество освоения двигательных действий, а в спорте - регистрация нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений целостного занятия) для оперативного управления деятельностью обучаемых и достижения эффекта занятия.
  Т е к у щ и й к о н т р о л ь предполагает непрерывное проведение контроля на каждом занятии (от урока к уроку) в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся. Прослеживается и динамика показателей индивидуального состояния между данным и очередным занятием для оценки последствия и хода восстановительных процессов (от чего зависит эффект очередного занятия).
  В спорте параметры текущей нагрузки (сумма оперативных нагрузок за каждое занятие) сопоставляются с результатами "прикидок" в конце микроцикла, а также с показателями текущего состояния спортсмена. Определяется оптимальное соотношение между зонами характеристик нагрузок. Делается заключение о качестве занятий, изменении функциональных показателей спортсмена за данный промежуток времени (отставленный эффект). Для проведения текущего контроля следует применять методы (как и при оперативном контроле), требующие минимальных затрат времени без дополнительных затрат сил обучаемых. Результаты текущего контроля способствуют уточнению содержания плана на данном этапе и более эффективному осуществлению учебно-воспитательного процесса.
  В действующем учебнике Л.П. Матвеева (Теория и методика ФК, 1991) все 3 вида контроля называются разновидностями оперативно-текущего контроля. В результате его преподаватель-тренер получает информацию о двигательной функции занимающихся на занятиях, обменивается информацией с ними. Это позволяет педагогу уточнить средства и методы педагогического воздействия на обучаемых.
  Э т а п н ы й к о н т р о л ь выявляет основные тенденции процесса физического воспитания на его относительно продолжительных этапах (четверть, семестр, период, могут быть. мезоциклы, если они выделяются этапом более крупного цикла тренировок). Он включает, кроме операций, характерных для контроля в целом:
  1) обобщающую обработку материалов текущего контроля для характеристики общих черт и параметров этапов и циклов педагогического процесса (подсчет суммарных затрат времени на разделы и решение различных задач ФВ; суммарных величин физической нагрузки в спорте и долей по уровню и направленности; определение средних величин показателей изменения состояния занимающихся. Таким образом анализируется структура и динамика педагогического воздействия и тенденции изменения их эффекта);
  2) итоговые тестирующие и другие диагностические процедуры в конце этапа для определения общего кумулятивного эффекта проведенных занятий и сдвигов, прошедших в состоянии обучаемых (педагогическая диагностика: контрольные процедуры по выявлению эффекта педагогически направленных воздействий и изменений в состоянии воспитуемых);
  3) сравнительный анализ динамики I-го и 2-го показателей.
  И т о г о в ы й к о н т р о л ь (разновидность этапного контроля - цикловой по Л.П. Матвееву) применяется для определения конечных результатов по разделу за год. Он позволяет оценить сложившуюся систему занятий, сравнить полученные результаты с планируемыми и получить данные для корректировки планирования процесса физического воспитания на очередной учебный год (цикл).
  Основные требования, предъявляемые к контролю:
  - своевременность (соответствие срокам планирования);
  - систематичность (регулярность);
  - объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации);

<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу