<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Экономическая теория
 
 
 Методические указания для самостоятельной работы по курсу экономической теории для студентов экономических специальностей всех форм обучения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Иркутск
 2003
 
 Экономическая теория. Методические указания для самостоятельной работы по курсу экономической теории для студентов экономических специальностей всех форм обучения.
 Составитель: Терехова О.Г.
 Иркутск; Изд-во ИрГТУ.-2003.- 48с.
 
 
 
  Рецензент: канд. экон. наук, доцент Синицкий С.В.
 
 
 
 Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономической теории и правоведения. Протокол №7 от 19 февраля 2003г.
 
 
 
 В методических указаниях приведены темы и основные вопросы самостоятельной работы студентов по курсу дисциплины, темы рефератов, основные термины и понятия, а также задания для самостоятельной работы студентов.
 
 Оглавление
 
  Стр Предисловие 4 Объем дисциплины и виды учебной работы 4 Тематический план и виды самостоятельной работы 5 1-2 Введение в экономическую теорию. Основы экономического устройства общества 6 3. Микроэкономика. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения 8 4. Типы рынков и основы ценообразования в различных рыночных структурах 16 5. Теория фирмы 22 6. Рынки факторов производства 25 7 Макроэкономика. Национальная экономика: результаты и их измерение 27 8 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность 34 9. Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства 38 10. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика 41 11 Экономический рост 47 12-
 14 Экономические воззрения в традиционных обществах, современная западная и экономическая мысль в России 48 Курсовая работа 49 Библиографический список 50
 
 Предисловие
  Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов.
  Под самостоятельной работой понимается часть учебной планируемой работы, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
  Самостоятельная работа направлена на усвоение системы научных и профессиональных знаний, формирования умений и навыков, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности. СРС помогает формировать культуру мышления студентов, расширять познавательную деятельность.
  Виды самостоятельной работы по курсу экономической теории:
  а) по целям: подготовка к лекциям, к семинарским занятиям, к контрольной работе, к коллоквиуму; подготовка научного доклада и выполнение заданий по РИРС; выполнение курсовой работы; подготовка к олимпиадам
  б) по характеру работы: изучение литературы, конспекта лекций; поиск литературы в библиотеке; конспектирование рекомендуемой для самостоятельного изучения научной литературы; написание реферата; решение задач, тестов; работа с обучающими и контролирующими программами;
  Методические указания разработаны с учетом следующих условий:
  Методические указания разработаны на основе Государственного образовательного стандарта, Рабочей и Учебной программ по курсу "Экономическая теория", разработанных и утвержденных на кафедре Экономической теории и правоведения ИрГТУ.
  Программа самостоятельной работы рассчитана на 221 час на три семестра на 1-2 курсах обучения. В соответствии с программой методические указания включают разделы: введение в экономическую теорию, микроэкономику, макроэкономику и историю экономических учений. В каждой разделе методических указаний приводятся: перечень вопросов темы, контрольные вопросы, темы докладов, тесты и задания для самостоятельной работы.
 Тематический план и виды самостоятельной работы
 №
 пп Тема курса Вид СРС согласно рабочей программе Кол-во часов Семестр II 1-2 Введение в экономическую теорию. Основы экономии-ческого устройства общества Проработка лекций, подготовка к семинарам, составление конспе-ктов, подготовка докладов 17 3. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач 12 4. Типы рынков и основы ценообразования в различных рыночных структурах Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач 13 5. Теория фирмы
  Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач 12 6. Рынки факторов производства Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач 12 Экзамен 10 Итого часов: 76 Семестр III 7 Национальная экономика: ре-зультаты и их измерение Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач 8 8 Макроэкономическое равно-весие и макроэкономическая нестабильность Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы 20 9. Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы 15 10. Бюджетно-налоговая и
 денежно-кредитная
 политика Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы 15 Реферат 10 Зачет 8 Итого часов: 76 IV Семестр 10 Бюджетно-налоговая и
 денежно-кредитная
 политика Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы 6 11 Экономический рост
  Проработка лекций, подготовка к семинарам, решение тестов, задач, консп. доп. литературы 6 12-
 14 Экономические воззрения в традиционных обществах, совре-менная западная и экономическая мысль в России Проработка лекций, подготовка к семинарам, конспектирование дополнительной литературы 30
  Курсовая работа Изучение литературы, черновой (электр.) вариант, оформление 25 Экзамен 10 Итого часов: 77 Всего часов 229 Тема 1-2. Введение в экономическую теорию. Основы экономического устройства общества (17,0 час.)
 Основные вопросы темы
 1. Эволюция предмета экономической теории. Метод науки
 2. Основные направления и школы в экономической теории
 3. Блага. Потребности. Ресурсы. Кривая производственных возможностей
 4. Производство, распределение, обмен, потребление
 5. Экономические системы: типы и формы
 8. Место и роль отношений собственности в экономической системе. Экономическая теория прав собственности
 Темы докладов (рефератов)
  1. Школа меркантелизма (Т. Ман, Орды - Нащокин)
  2. Теория физиократов (Ф.Кенэ, А.Тюрго)
 3. Классическая политическая экономия (А.Смит, Д. Рикардо)
  4. Марксистская политическая экономия
 5. Понятие и типы экономических систем
 6. Национальные модели рыночной системы
 7. Преобразование отношений собственности в переходной экономике России
  Контрольные вопросы
 1. Чем отличаются основные экономические школы, и что предопределяет эти отличия?
 2. В чем отличие нормативистского и позитивистского методов изучения экономических явлений?
 3. Назовите основные методы, используемые при изучении функциональных зависимостей
 4. Что такое потребности, от чего они зависят? Как можно охарактеризовать потребности? Приведите соответствующие примеры. Что такое экономические потребности?
 5. Что собой представляет процесс производства? Какие отрасли экономики Вы отнесете к сферам материального и нематериального производства?
 6. Какова связь между потребностями, производством и потреблением? Как Вы понимаете безграничность потребностей?
 7. Какие ресурсы необходимы для организации производства? Охарактеризуйте каждый из них. Как Вы понимаете тезис об ограниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна?
 8. Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов? Что такое кривая производственных возможностей? О чем говорит закон замещения? Какое производство считается эффективным?
 9. Какие основные фундаментальные вопросы экономики возникают в связи с редкостью (ограниченностью) ресурсов?
  10. Что такое экономическая система и каковы ее основные признаки? Охарактеризуйте кратко традиционную, рыночную, командную (плановую) и смешанную экономику.
  Задания для самостоятельной работы
  На основании приведенных ниже данных:
 
  Автоматы,
 млн. шт.
  Телевизоры, тыс. шт. Альтернативные
 издержки
  1 млн. автоматов
  1 тыс. телевизоров
  А
  0
  28
 
 
  В
  3
  24
 
 
  С
  6
  18
 
 
  О
  9
  10
 
 
  Е
  12
  0
 
 
 
  а) отложив на горизонтальной оси объемы производства автоматов, а на вертикальной - телевизоров, постройте кривую производственных возможностей;
  б) найдите точку, соответствующую производству 15 тыс. телевизоров и 4 млн. автоматов. Возможно ли такое производство? Эффективно оно или неэффективно? А производство 10 млн. автоматов и 16 тыс. телевизоров?
  в) предположим, что в результате технического прогресса производительность в радиотехнической промышленности повысилась, и теперь можно при тех же ресурсах производить столько же, как и раньше, автоматов и в соответствии с каждым вариантом 32, 28, 22, 14, 0 млн. телевизоров. Начертите новую кривую. Что произошло с производственными возможностями?
  На основании данных определите альтернативные издержки производства 1 млн. автоматов и 1 тыс. телевизоров (заполните таблицу).
  Подумайте, какие проблемы возникают сегодня в России в связи с конверсией военного производства, с налаживанием на предприятиях ВПК производства гражданской продукции. Всегда ли эта продукция дешевле аналогичной, производимой на гражданских предприятиях?.
 Тесты
  1. Основные факторы производства - это: а) земля, капитал и предпринимательская де-ятельность; б) собственность и труд; в) деньги и труд; г) труд, земля, капитал, предпри-нимательская деятельность.
  2. Когда экономисты говорят об ограниченности, они подразумевают: а) невозможность удовлетворения всех потребностей людей; б) нехватку денег, чтобы купить все, что нужно; в) недостаточность ресурсов для удовлетворения всех потребностей; г) все ответы верны.
  3. Кривая производственных возможностей общества показывает: а) количество товаров, которое общество намерено производить; б) лучшую из возможных комбинаций производ-ства двух товаров; в) альтернативные комбинации двух товаров при наличии данного коли-чества ресурсов; г) минимально возможные объемы производства при полном исполь-зовании имеющихся ресурсов.
  4. Предположим, что все ресурсы используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию: а) эффективной; б) неэффективной; в) кризисом; г) экономическим ростом.
  5. Смешение кривой производственных возможностей вправо: а) свидетельствует о сужении производственных возможностей; б) свидетельствует о расширении производ-ственных возможностей; в) невозможно; г) означает снижение эффективности производства.
  6. На кривой производственных возможностей увеличение производства одного продукта сочетается: а) с ростом производства другого продукта; б) с уменьшением производства другого продукта; в) с неизменным производством другого продукта; г) возможен любой из указанных вариантов.
  7. Альтернативные издержки производства - это: а) издержки производства про-дукции другим технологическим способом; б) издержки производства продуктов-заменителей; в) количество продукции, от производства которой приходится отказаться в связи с увеличением производства данной продукции; г) издержки производства конкурирующих фирм, выпускающих аналогичную продукцию.
  8. В условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии производство каждой дополнительной единицы продукта обходится: а) дороже; б) дешевле; в) остается неизменным.
  9. Основные признаки, отличающие разные экономические системы: а) цели экономического развития; б) господствующий тип собственности; в) механизм координации действий хозяйствующих субъектов; г) уровень благосостояния нации.
  10. Вопросы "что, как и для кого?" имеют отношение: а) только к плановой эко-номике; б) только к рыночной экономике; в) только к традиционной экономике; г) к любой экономической системе.
  11. Проблема "что производить": а) возникает только перед частным предприни-мателем; б) может возникать только перед обществом в целом; в) возникает в связи с ограниченностью ресурсов общества; г) зависит только от потребностей людей.
  Микроэкономика
  Тема 3. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения (12 час.)
 Основные вопросы темы
 1. Рынок как экономическая система. Субъекты рынка. Функции рынка
 2. Структура и инфраструктура рынка
 3. Понятие спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Исключения из закона спроса Индивидуальный и рыночный спрос.
 4. Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
 5. Модель рыночного равновесия. Равновесная цена и равновесный объем. Два подхода к установлению рыночного равновесия - по Вальрасу и по Маршалу. Влияние налогов и твердых цен на рыночное равновесие.
 6. Эластичность и процесс адаптации рынков. Эластичность спроса и факторы ее определяющие. Показатели эластичности спроса по цене, по доходу, перекрестной эластичности и их практическое применение. Эластичность предложения. Эластичность предложения по цене. Спрос и предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
 7. Рациональность и суверенитет потребителя. Вкусы и предпочтения. Полезность, общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
 8. Два подхода к измерению полезности. Кардиналисткий или количественный подход (А.Маршал, Джеванс). Правило максимизации полезности (оптимума потребителя). Потребительская премия.
 9. Модель поведения потребителя, основанная на ординалистском подходе к измерению полезности. Кривые безразличия и их свойства. Бюджетные ограничения потребителя: бюджетная линия. Равновесие потребителя.
 10. Реакция потребителя на изменение дохода. Эффект дохода. Кривые Энгеля.
 11. Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.
 Вопросы для самопроверки
  1. О чем свидетельствуют законы спроса и предложения?
  2. Как достигается равновесие на рынке труда?
  3. Как изменяется равновесное количество и цена, если кривая спроса и кривая предложения сдвигаются с разной скоростью?
  4. Почему эластичность спроса по цене имеет отрицательное значение?
  5. Как взаимосвязана эластичность спроса по цене с выручкой?
  6. Что происходит с излишком потребителей, если государство устанавливает цену ниже равновесной и создает для малоимущих специальные магазины?
  7. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе'?
  8. В чем суть закона убывающей предельной полезности?
  9. Каково условие равновесия потребителя?
  10. Могут ли кривые безразличия на плоскости пересекаться?
  11. Наступает ли равновесие потребителя при пересечении кривой безразличия бюджетной линии?
  12. Если эффект замещения меньше эффект дохода и они разнонаправлены, то для каких товаров это характерно?
  Задания для самостоятельной работы
 Тест 1. Тема: рыночное равновесие
 1. Ключевые термины и их определения
 Подберите каждому термину его правильное определение
 1. Система, которая объединяет решения и действия пот-ребителей, фирм и собственников факторов производства и действие которой, основано на спросе и предложении. ш). Неценовые факторы спроса. 2. Связь между количеством предлагаемого товара и его ценой при прочих равных условиях. м) Равновесная цена 3. Объем в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда объемы спроса и предложения равны. к) Спрос 4. Основной термин, определяющий поведение покупателей и потенциальных покупателей товара. п) Избыточный спрос 5. Такие факторы, как доход потребителя, цены на взаимосвязанные товары, ожидаемые в будущем цены и вкусы потребителей, влияющие на количество товаров, которое покупатели желают и способны приобрести по каждой цене. а) Рынок 6. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения. л) Кривая предло-жения 7. Такие факторы, как технология, стоимость ресурсов, оказывающие влияние на количество товаров и услуг, которые производитель желает и способен предложить по различным ценам. н) Избыточное предложение (излишек) 8. Расстояние по горизонтали между кривыми спроса и предложения, когда объем спроса превышает объем предложения по данной цене. б) Предложение 9. Количество товара, предлагаемое для продажи по конкретной цене о) Равновесный объем. 10. Расстояние по горизонтали между кривыми спроса и предложения, когда объем предложения превышает объем спроса. щ) Неценовые факторы предложения
 2. Открытые вопросы
  1. (Положительный/Отрицательный) угол наклона кривой спроса обусловлен (прямой/обратной) связью между ценой и объемом спроса на товар.
  2. Рынок находится в равновесии когда (избыточный спрос/объем спроса) равен нулю.
  3. Дефицит товара на рынке по конкретной цене приводит к тому, что (объем спроса/объем предложения) больше (объема спроса/ объема предложения)
  4. Мы ожидает, что цена (возрастет/упадет, если поставщики попытаются предложить больше товара, чем покупатели собираются приобрести, поэтому продавцы запрашивают цену (выше/ниже) равновесной.
  5. При имеющемся спросе результатом совершенствования технологии будет (увеличение/ уменьшение) предложения, соответствующая равновесная цена (возрастет/упадет) и равновесный объем (возрастет/снизится).
  6. Если снизится спрос, то кривая спроса переместится (вправо/влево) и покупательский спрос будет (больше/меньше) при каждом значении цены.
  7. На рынке товара А, если цена его 10 долл. и объем спроса 50 единиц, объем предложения должен быть равен ____ единицам, а цена ___ долл., чтобы достичь равновесия.
  8. Когда объем спроса (больше, чем/меньше, чем) объем предложения, продавцы вынуждены уменьшать запрашиваемую цену на товар, так как налицо (избыток/дефицит) товаров на рынке.
  9. Изображая кривые спроса и предложения, мы отмечаем по вертикальной оси (цену/объем), а по горизонтальной оси (цену/объем). Равновесие показано на _____ кривых спроса и предложения.
 Тест 2. Теория потребительского поведения
 1. Гипотеза о рациональном поведении потребителя заключается в том, что: а) потребитель делает только то, за что ему платят; б) потребитель заботится не только о себе, но и об обществе; в) потребитель стремится к максимуму полезности при ограниченном доходе; г) потребитель сравнивает все варианты выбора и останавливается на лучшем.
 2. Какое из утверждений является неправильным: а) каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров; б) каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров; в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода; г) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребителей; д) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода.
 3. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что: а) все блага имеют для покупателя разную полезность и поэтому их все можно расположить в порядке убывания этой полезности; б) необходимо потреблять сначала самые полезные блага, а потом все остальные; в) полезность от потребления следующей порции блага/всегда меньше полезности предыдущей порции; г) полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя.
 4. Общая полезность растет, когда предельная полезность: а) уменьшается; б) увеличивается; в) увеличивается в медленном темпе; г) является величиной отрицательной.
 5. Потребительское равновесие на карте кривых безразличия - это: а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия; в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия; г) любая точка, расположенная на бюджетной линии; д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.
 6. Эффектом замены называют: а) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен;
 б) изменение объема спроса, вызванное изменениями реального дохода и относительных цен товаров при неизменности номинального дохода; в) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.
 7. Доход Миши составляет 10 руб. в день. Коробок спичек стоит 0,1 руб., а пачка сигарет - 5 руб. Наклон бюджетной линии Миши, если он тратит доход полностью на спички и сигареты, будет равен (спички на оси ординат): а) 1/50; б) -1/50; в) 50; г) -50.
  Тема 4. Типы рынков и основы ценообразования в различных
  рыночных структурах (12 час.)
  Основные вопросы темы
 1. Сущность конкуренции. Основные виды конкуренции. Методы конкуренции
 2. Механизм рынка совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
 3. Понятие и виды монополий. Барьеры для входа в отрасль. Условия максимизации прибыли для монополиста. Варианты оптимального поведения монополии. Плюсы и минусы монополии. Ценовая дискриминация. Естественная монополия. Проблемы реформирования естественных монополий в России.
 4. Олигополия. Индекс Герфиндаля. Условия максимизации прибыли для олигополии. Теория игр в модели дуополии. Равновесие по Нэшу. Ломанная кривая спроса П. Суизи. Тайный сговор. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу "издержки плюс".
 5. Монополистическая конкуренция. Дифференциация товаров. Роль неценовой конкуренции.
 6. Монопсония.
 7. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы.
  Темы докладов (рефератов)
 1. Неценовые методы конкурентной борьбы
 2. Проблемы естественных монополий в России
 3. Антимонопольное законодательство в России
 4. Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий
 Контрольные вопросы
 1. Назовите характерные черты совершенной конкуренции.
 2. Какие существуют способы определения оптимального объема производства? Когда достигается долгосрочное равновесие для фирмы в условиях совершенной конкуренции?
 3. Каковы причины возникновения монополии, олигополии, монополистической конкуренции?
 4. Как влияет концентрация производства на монопольную власть?
 5. Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?
 6. Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополий?
 Задания для самостоятельной работы студентов
 Рынок совершенной конкуренции. Тесты.
  1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются: а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам; б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствую щей минимальному значению АТС; в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон; г) кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму; д) кривая спроса на продукт фирмы - горизонтальная линия.
  2. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если: а) цена продукта ниже минимальных средних издержек; б средние постоянные издержки выше цены продукта; в цена продукта ниже минимума средних переменных издержек; г) цена продукта ниже предельных издержек; д) общий доход не покрывает общих издержек фирмы.
  3. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы: а) имеет отрицательный наклон; б) горизонтальная линия при данном уровне цены; в) вертикальная линия при данном объеме предложения; г) имеет наклон 1/n, где n - число фирм в отрасли; д) имеет положительный наклон.
  4. Экономическая прибыль: а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде; б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли; в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы; г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки; д) все предыдущие ответы неверны.
  5. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют $2, 6 единиц - $3, 7 единиц - $5. Если рыночная цена единицы продукта равна $3, то отраслевой выпуск в месяц составит: а) не более 5000 единиц; б) 5000 единиц; в) 6000 единиц; г) 7000 единиц; д) более 7000 единиц.
  6. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию "нормальная прибыль"? а) прибыль, получаемая фирмой при МС=МR; б) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли; в) прибыль, которую фирма получила бы при нормальном ведении дел; г) минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах данного направления деятельности; д) прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный уровень жизни.
  7. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что: а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары; б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене; в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке; г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок; д) все предыдущие ответы верны.
 Верно/неверно
  1. Если рыночная цена товара постоянна, то увеличение объема выпуска продукции не повлияет на размер прибыли фирмы.
  2. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объемах выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрицательное значение.
  3. "Золотое" правило для оперирующей на конкурентном рынке фирмы: выбирайте такой объем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукта.
  4. Фирма максимизирует прибыль, сокращая производство до нуля, если цена продукта ниже средних переменных издержек.
  5. Когда фирма получает экономическую прибыль, то говорят, что она имеет только нормальную прибыль.
  6. Кривая спроса для конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.
  7. Если кривая предельных издержек фирмы пересекает кривую ее средних переменных издержек в точке, соответствующей $ 400, то фирма остановит производство при текущей цене продукта меньше $ 400.
  8. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде определяется возрастающей частью кривой средних переменных издержек.
  9. Для конкурентной фирмы цена продукта равна предельному доходу.
  10. Фирма получает нулевую экономическую прибыль, когда ее общий доход равен общим издержкам при данном объеме выпуска продукции.
  11. На конкурентном рынке в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна нулю.
 Монополия. Тесты.
  1. В отличие от конкурентной фирмы монополист: а) может назначать любую цену на свой продукт; б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек; в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене; г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли; д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
  2. Примером естественной монополии, является: а) ОПЕК - международный нефтяной картель; б) компания 1ВМ; в) московский банк "Гермес"; г) издательство "Известия"; д) городской метрополитен.
  3. Ценовая дискриминация - это: а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; б) различия в оплате труда по национальности или по полу; в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары; г) повышение цены на товар более высокого качества; д) все предыдущие ответы неверны.
  4. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится: а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше; б) максимизировать прибыль; в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса; г) выбирать такой объем выпуска, при котором МR=Р; д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.
  5. Функция общих затрат монополиста: ТС= 100+3Q, где Q-количество единиц продукта, производимое в месяц; функция спроса на продукцию монополиста: Р= 200-Q, где Р - цена продукта в долл. Если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц, то его общий доход равен: а) $ 4000; б) $ 3600; в) $ 400; г) $ 180; д) все предыдущие ответы неверны.
  6. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукта потому что: а) цена меньше предельного дохода; б) цена больше предельного дохода; в) предельные издержки меньше средних издержек;
 Монополистическая конкуренция и олигополия
 Упражнения
  1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры: (А. Совершенная конкуренция; Б. Монополия; В. Монополистическая конкуренция; Олигополия; Д. Монопсония)
  а) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.
  б) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.
  в) Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам.
  г) Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.
  д) Имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.
  е) Единственная фирма производит штурманские приборы.
 Верно/Неверно
  1. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнооб-разные товары, чем при монополистической конкуренции.
  2. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.
  3. На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем в условиях совершенной конкуренции.
  4. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.
  5. На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создавать и поддерживать длительное время.
  6. При монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством фирм.
  7. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов.
  8. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией
  9.Монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объемы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
  10. При несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на их товары.
 Тема 5. Теория производства (12 час.)
  Основные вопросы темы
  1. Понятие фирмы. Технологический подход к трактовке природы фирмы: фирма - "черный ящик", цели, задачи и ограничения фирмы.
  2. Контрактная природа фирмы (институциональный подход): спонтанный порядок и иерархия; трансакционные издержки фирмы; оппортунистическое поведение; асимметричность информации; специфичность ресурсов; типы контрактов
  3. Организационные формы бизнеса. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике
  4. Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт и их графическая интерпретация Эффект масштаба производства и отдачи от факторов. Теория предельной производительности факторов. Закон убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства. Взаимозаменяемость ресурсов. Предельная норма технологического замещения
  5. Правило минимизации издержек, условия максимизации прибыли.
  6. Затраты и выпуск. Понятие издержек производства и их классификация. Издержки фирмы в краткосрочном периоде, их динамика и графическая интерпретация. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Изменение масштаба производства. Причины экономии и убытков от роста масштабов производства.
  7. Максимизация прибыли. Валовой доход, совокупные издержки и экономическая прибыль. Графический анализ максимизации прибыли. Цена, предельные издержки, средние и максимизирующий прибыль выпуск. Работа на уровне самоокупаемости. Минимизация убытков и решение прекратить деятельность.
  8. Долгосрочное равновесие и его характеристики. Парадокс прибыли.
 Темы докладов (рефератов)
 1. Роль малого бизнеса в экономике
 2. Проблемы становления малого бизнеса в России
 3. Контрактная природа фирмы (Коуз)
 4. Трансакционные издержки фирмы
 5. Современные Формы крупного бизнеса
 Контрольные вопросы
  1. Какую зависимость описывает производственная функция? Что такое изокванта? Как определить экономически эффективный способ производства заданного объема продукции?
  2. Какие формы организации предпринимательства существуют в стране с рыночной экономикой?
  3. Что характеризует предельная норма технического замещения?
  4. Почему равновесие производителя достигается в точке касания изокосты и изокванты?
  5. Какую информацию можно получить при расчете предельных издержек?
  6. Чем отличаются издержки в длительном периоде от издержек в коротком периоде?

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу