<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Задание для самостоятельной работы
 Тест.
 I. Ключевые термины и понятия
  Подберите правильные ответы
 1. Денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления фирмой своей производственной и реализационной деятельности Г) Неявные издержки 2. Издержки или потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения, при наличии выбора, одному из способов осуществления экономической деятельности при отказе от другого возможного выбора Е) Экономическая прибыль 3. Издержки, связанные с приобретением фирмой ресурсов на стороне Д) Бухгалтерская прибыль 4. Издержки, связанные с использованием факторов, находящихся в собственности самой фирмы А) Издержки фирмы 5.Разница между выручкой и явными издержками С) МR 6.Разница между выручкой фирмы и суммой явных и неявных издержек Б)Альтернативные издержки 7.Издержки, связанные с затратами на обслуживание движения товарно-денежных потоков Ж) Трансакцион-ные издержки 8.Издержки, сумма которых в данный период времени не зависит от величины и структуры производства З) Постоянные издержки(FC) 9.Издержки, общая величина которых на данный период времени, находится в непосредственной зависимости от величины и структуры производства Н) Предельные издержки (MС) 10.Издержки, общая величина которых не зависит от величины и структуры производства, деленные на объем выпускаемой продукции И) Переменные издержки( VC) 11. Издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от величины и структуры производства деленные на объем произведенной продукции Р) Общий доход 12.Сумма постоянных и переменных издержек П)Средний доход 13.Приращение общих издержек, вызванное производством дополнительной единицы продукции В) Явные издержки 14.Земля, капитал, рабочая сила, предпринимательский талант Т) Прибыль 15.TR/ Q М) Валовые
 издержки ) 16. Q*Р Л) Средние пере-менные издержки 17.Прирост дохода, вызванный продажей дополнительного экземпляра товара(?TR/ ?Q) К) Средние посто-янные издержки 18. TR-ТС О) Факторы производства 2. Упражнения
 1. Используя данные, приведенные в таблице, рассчитать показатели:
 Q FC VC АTC AFC AVC MC 0 10 - 1 10 24 2 10 39 5 10 72 7 10 94 10 10 142
  Построить графики: переменных и средних переменных издержек; постоянных и средних постоянных издержек; общих средних издержек (АТС) и предель-ных издержек (МС).
 3. Задача. Общие издержки при производстве 10 ед. продукции равны 600 долл. С увеличением производства до 14 ед. они выросли до 800 долл. Рассчитайте МС.
 4. Задача. Владелец фирмы запланировал следующие результаты:
 Валовая выручка - 5 млн. ус. ед.; Издержки - 4,6 млн. ус. ед. Владелец использует в работе фирмы свой собственный капитал - 1,5 млн. ус. ед. и упускает возможность получать проценты (из расчета 12% годовых) на эту сумму. Он также упускает возможность (руководя собственной фирмой ) работать на другом предприятии и получать заработную плату в размере 300 тыс. ус. ед. в год. Посчитайте величину экономической прибыли и помогите владельцу решить, оставаться ли ему в этом бизнесе на следующий год?
 5.Задача
 Q(ед.) TC TR Прибыль 0 35 0 1 59 40 2 75 80 3 95 120 4 120 160 5 150 200 6 190 240 7 245 280 8 330 320 Используя данные, приведенные в таблице, постройте графики общей выручки (TR) и общих издержек (ТС). Определите точки безубыточности фирмы, т.е. при каком объеме производства фирма не будет получать прибыль, но и не будет нести убытки? При каком объеме производства прибыль фирмы будет максимальна?
 Тема 6. Рынки факторов производства (12час.)
  Основные вопросы темы
 1. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
 2. Равновесие на рынке труда. Равновесная ставка заработной платы. Дифференциация заработной платы
 3. Рынок капитала. Спрос и предложение на рынке капитала. Дисконтирование и принятие инвестиционных решений
 4. Цена земли
 5. Абсолютная и дифференциальная земельная рента
 6. Рынок земельных ресурсов
 Темы докладов (рефератов)
 1. Рынок труда в России: состояние. Проблемы и перспективы
 2. Безработица в России
 3. Государственная политика занятости и регулирование рынка труда
 4. Формирование рынка земли в России
 Задание для самостоятельной работы
  1. Верны ли следующие утверждения (Да, Нет)
  1. При росте ставки процента объем предложения сбережений домохозяйст-вами всегда увеличивается.
  2. Цена земли не зависит от местоположения участка.
  3. Снижение реальной станки процента при прочих равных условиях ведет к повышению цены земли.
  4. Спрос на землю абсолютно неэластичен.
  5.Реальная ставка процента не может превышать номинальную.
  6. Чем выше срок службы основного капитала, тем при прочих равных условиях ниже норма амортизации.
  2. Выберите правильный ответ
  1. Цена земли зависит от: а) величины ежегодной ренты; 6) ставки банковского процента; в) величины альтернативного дохода покупателя земли; г) верно все указанное.
  2. Чистая экономическая рента: а) это дифференциальная рента, получаемая собственниками земли; б) это весь объем ренты, получаемой собственниками земли; в) это разница между всем объемом ренты, получаемой собственниками земли, и объемом дифференциальной ренты; г) все указанное неверно.
  3. Если государство устанавливает фиксированный ypoвень ренты, отличный от равновесного: а) экономическая рента снижается; б) экономическая рента воз-растает; в) экономическая рента остается неизменной; г) ответ зависит от элас-тичности спроса на землю
  4.В противоположность предложению зданий и сооружений, предложение зем-ли: а) абсолютно эластично; б) абсолютно неэластично; в) относительно элас-тично; г) относительно неэластично;
  5.Если арендная плата составляет 1000 руб., а ставка процента -5% годовых, при какой цене участка земли его покупка будет выгодна для фермера?
  а) не более 20 000 руб.; б) не более 50 000 руб.; в) не более 10 000 руб.; г) не более 100 000 руб.;
  6. Собственники невозобновляемого естественного ресурса получают дифференциальную ренту, если: а) ресурс неисчерпаем; б) качество ресурса раз-лично на различных участках; в) качество ресурса одинаково на всех участках; г) предложение ресурса абсолютно эластично.
  7. Ставка ссудного процента не зависит oт: а) срока предоставления ссуды; б) величины ссуды; в) рискованности проекта; г) все перечисленное неверно.
  8. Стоимость капитальных фондов компании составляет 10 млн. руб. Полезный срок службы основного капитала - 10 лет. Если компания применяет метод ускоренной амортизации, в первый год сумма амортизации составит: а) 1 млн. руб.; б) свыше 1 млн. руб. в) 2 млн. долл.; г) данных недостаточно.
  9. Пусть номинальная ставка процента составляет 20% в месяц, а месячный темп инфляции - 15%. Реальная ставка процента равна: а) приблизительно 4,3%;
 б) приблизительно 6,8%; в) приблизительно 5 %; г) данных недостаточно.
  10. Что из нижеперечисленного приведет к сокращению спроса на землю?
 а) падение урожайности; б) увеличение ставки ссудного процента; в) понижение ставки ссудного процента; г) неверен ни один из ответов;
  3. На основании данных таблицы рассчитайте дифференциальную ренту для лучшего и среднего участка
 Участки Затраты капита-ла,
 (С+V) Норма прибыли, % Получено продукции, ц Индивидуальная цена производства Рыночная цена Дифф. рента Всего урожая 1 ц. Всего урожая 1 ц. Худший Средний Лучший
 Макроэкономика
 Тема 7. Национальная экономика: результаты и их измерение (8 час.)
  Основные вопросы темы
 1. Национальная экономика, ее основные цели и структура.
 2. Система макроэкономических пропорций. Проблемы сбалансированности национальной экономики.
 3. Предмет макроэкономики и его отличия от предмета микроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Основные макроэкономические индикаторы. Моделирование экономики в целом.
 4. Система взаимосвязей на макроуровне на примере схемы кругооборота доходов и продуктов в простой экономической системе.
 5. Валовой национальный продукт и подходы к его измерению. Валовой внутренний продукт, его формы. Система национальных счетов. Международные сопоставления. Определение ОУЦ в экономике. Индексы цен. Уровень цен и реальный ВНП. Национальное богатство: структура и способы увеличения.
 Темы докладов (рефератов)
  1. Переход России на систему национальных счетов
  2. Динамика основных макроэкономических показателей в переходной экономике России
 Контрольные вопросы
 1. Чем отличаются предметы микро- и макроэкономики? Какие специфические методы используются для анализа макроэкономических процессов?
 2. Каковы основные субъекты макроэкономики? Какова роль государства в модели кругооборота доходов и продуктов?
 3. Чем различаются основные макроэкономические показатели?
 4. Каковы особенности исчисления ВВП и ВНП?
 5. Какое практическое значение имеют показатели номинального и реального ВНП?
 6. Какие явления ведут к "провалам" или фиаско государства?
 7. Каковы основные цели и сферы государственного воздействия на экономические процессы?
 8. Какие из инструментов государственного регулирования Вы считаете наиболее эффективными?
 Задание для самостоятельной работы
  1. Упражнения
  1. В таблице 1 представлены данные, характеризующие величину номинально-го ВНП России за три года
 Таблица 1.
 Год Номинальный ВНП Индекс уровня цен Реальный ВНП 1929 104 121 ?
  1933 56 91 ?
  1939 91 100 ?
  Вопросы: а) Какой год из трех является базовым? б) Как изменился уровень цен в период с 1929 по 1933 гг.? в) Как изменился уровень цен в период с 1933 по 1939гг.? г) Рассчитайте реальный ВНП для каждого года и укажите, в каком случае Вы использовали дефлятор и инфлятор ВНП. 3. По данным таблицы 2 рассчитайте: а) Объем ВНП по потоку доходов. б) Объем ВНП по потоку расходов. в) Объем ЧНП. г) Объем НД
 Таблица 2
 Счет Млрд.$ Расчет ВНП по доходам Расчет ВНП по расходам ЧНП НД Процент за кредит 12 Валовые частные инвестиции 55 Зарплата и жалованье 218 Прибыль корпораций 113 Косвенные налоги, неналоговые обязате-льства и трансфертные платежи выпла-чиваемые частными предпринимателями 22 Рентные платежи владельцам арендуемого имущества 20 Налоги на прибыль корпораций 50 Чистый экспорт товаров и услуг 9 Государственные закупки товаров и
 услуг 90 Чистые частные инвестиции 45 Доходы от собственности 21 Чистые субсидии государственным предприятиям 2 Трансфертные платежи населению 23 Потребительские расходы 260
 Тема 8. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая нестабильность (20 час.)
 Основные вопросы темы
 1. Необходимость общей модели. Понятие совокупного проса и предложения Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие и его основные признаки.
 2. Совокупное потребление, совокупное сбережение и их функции.
 3. Инвестиции и их влияние на объем национального производства. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
 4. Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская.
 5. Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность.
 6. Механизм распространения циклических колебаний: эффект мультипликатора- акселератора.
 7. Макроэкономическая нестабильность и безработица. Безработица, ее определение и измерение. Причины и виды безработицы. Экономические издержки безработицы. Закон Оукена. Понятие "естественный уровень безработицы". Особенности российской безработицы.
 8. Роль государства в регулировании экономических циклов: стабилизационная политика.
 9. Определение инфляции. Открытая и подавленная формы инфляции. Измерение инфляции.
 10. Инфляция и номинальные цены. Инфляционные ожидания. Эффект Фишера.
 11. Причины инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Монетарные и немонетарные теории инфляции.
 12. Социально-экономические последствия инфляции
 13. Инфляция и безработица. Кривая Филипса. Теория естественного уровня
 Темы докладов (рефератов)
 1. Инвестиционный климат в России
 2. Безработица в России
 3. Инфляция и безработица
 4. Инфляционные процессы в России
 5. Длинные циклы Н.Д. Кондратьева
 Контрольные вопросы
  1. Какие ценовые факторы определяют совокупный спрос? Какой вид имеет кривая совокупного предложения и почему?
  2. В чем суть классического и кейнсианского подхода к регулированию национального производства?
  3. Какую роль играет предельная склонность к потреблению? Что произойдет в экономике, если сбережения окажутся меньше инвестиционных расходов?Каков экономический смысл мультипликатора?
  4. Каковы причины и последствия цикличности экономического развития?
  5. Каковы причины и экономические издержки безработицы. Какая из форм безработицы преобладает в России?
  6. Чем отличается инфляция спроса от инфляции предложения? Каковы типы и последствия инфляции?
  7. Что должно предпринимать правительство для сдерживания темпов роста цен? Каковы особенности инфляционных процессов в России?
  Задания для самостоятельной работы
  1. Что такое совокупный спрос? Под влиянием каких факторов он формируется? Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер? Ожидается дальнейший рост цен, как это повлияет на совокупный спрос?
  2. Что такое совокупное предложение? Начертите кривую совокупного предложения. Из каких отрезков состоит эта кривая? Охарактеризуйте их.
  3. При каких условиях достигается общее рыночное равновесие?
  Совокупный спрос (млрд. руб.) Уровень цен
  (индекс цен) Совокупное предложе-ние (млрд. руб.) 100 300 400 200 250 400 300 200 300 400 150 200 400 150 100 На основании этих данных постройте графики. Каковы будут равновесный уровень цен и равновесный ВНП? Если покупатели готовы приобрести дополнительно товаров на 200 млрд. руб., каковы будут новые равновесный уровень цен и равновесный ВНП?
  4. Какое влияние окажут следующие факторы на равновесный уровень цен и равновесный объем ВНП: ожидание спада производства; повышение налога на прибыль; увеличение производительности труда; рост цен на импортные товары.
  5. Что происходит с ценами, если совокупный спрос увеличивается / сокращается, когда экономика находится на: горизонтальном отрезке AS; промежуточном отрезке AS; вертикальном отрезке AS. Что такое эффект "храповика"? Когда он возникает и как проявляется при нарушении равновесия AD и AS ?
  6. Каковы последствия изменения совокупного предложения при неизменном совокупном спросе? Что такое стагфляция?
  7. На какие части распадается располагаемый доход? Какие взаимосвязи отражают графики потребления и сбережений? Как меняются абсолютная и относительная (доля в доходе) величины потребления (сбережений) по мере роста дохода?
  8. Как повлияет на уровень потребления следующее: падение курса акций; сокращение финансирования образования; сокращение уровня цен; снижение подоходного налога; окончание выплат за купленный в рассрочку дом?
  9. Что характеризуют и как исчисляются АРС, APS, МРС MPS? Чему равна сумма значений предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережениям?
  Доход,
  ден. ед. 240 260 280 300 320 340 360
  380 400 Сбережения,
  ден. ед. -4 0 4 8 12 16 20
  24 28 На основании приведенных данных рассчитайте для каждого уровня дохода величину С, АРС, APS, MPC и MPS.
  10. Какие из перечисленных ниже факторов непосредственно влияют на принятие решений об инвестировании? а) повышение законодательно устанавливаемого минимума уставного капитала; б) повышение налога на прибыль; в) ожидание увеличения спроса на продукцию; г)появление новых технологий; д) рост процентной ставки.
  11. Как изменение инвестиций влияет на величину ВНП? Объясните суть мультипликационного эффекта. Чему равен мультипликатор инвестиций? Инвестиции увеличились на 15 млрд. руб., предельная склонность к сбережениям - 0,2. Что произойдет с ВНП?
  12. Потребление составляет 600 трлн. руб., инвестиции - 100, предельная склонность к сбережениям - 0,2. Чему равен равновесный ВНП? Как изменится ВНП, если инвестиции сократятся на 50?
  13. Что такое рецессионный и инфляционный разрывы?
 Тесты
  1. Составляющими совокупного спроса являются: а) государственные расходы, чистый экспорт, сбережения; б) сбережения, инвестиции, чистый экспорт; в) потребление, инвестиции, государственные расходы, чистый экспорт; г) потребление и сбережение.
  2. Увеличение совокупного спроса связано с ростом: а) процентной ставки; б) ожи-даемой прибыли от инвестиций; в) налога на добавленную стоимость; г) совокупного предложения.
  3. Классический отрезок совокупного предложения характеризуется: а) достижением полной занятости; б) возможностью роста объема производства; в) неизменностью цен; г) высоким уровнем безработицы.
  4. Нарушения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения вследствие роста совокупного спроса на промежуточном отрезке приведет к: а) росту цен и объема производства; б) росту цен при неизменном объеме производства; в) росту производства при неизменных ценах; г) сокращению безработицы.
  5. Эффект "храповика" означает, что при уменьшении спроса на: а) классическом отрезке цены упадут; б) кейнсианском отрезке цены не изменятся; в) классическом отрезке цены не изменятся; г) промежуточном отрезке цены упадут.
  6. Если экономика находится в состоянии стагфляции, то: а) объем производства и цены растут; б) объем производства растет, а цены падают; в) объем производства и цены падают; г) объем производства падает, а цены растут.
  7. Кривая потребления графически, как правило: а) совпадает с биссектрисой; б) выше биссектрисы; в) ниже биссектрисы; г) пересекает биссектрису.
  8. Если объем располагаемого дохода увеличится, то: а) средняя склонность к потреблению повысится, а к сбережению упадет; б) средняя склонность к потреблению упадет, а к сбережению повысится; в) средняя склонность к потреблению и к сбережению упадут; г) средняя склонность к потреблению и к сбережению повысятся.
  9. Объем инвестиционных расходов уменьшится, если реальная ставка процента:
  а) возрастет; б) уменьшится; в) ожидаемая норма прибыли увеличится; г) ожидаемая норма прибыли снизится.
  10. Какое из перечисленных отношений выражает обратную зависимость? а) между потребительскими расходами и располагаемым доходом; б) между инвестиционными расходами и уровнем процентной ставки; в) между сбережениями и уровнем проце-нтной ставки; г) между инвестициями и национальным доходом.
  11. Макроравновесие в модели "сбережения-инвестиции" достигается, если инвестиции: а) равны сбережениям; б) больше сбережений; в) равны потреблению; г) меньше сбережений.
  12. Если объем равновесного ВНП оказывается больше его потенциального уровня, то: а) уровень безработицы повысится; б) появляется рецессионный разрыв; в) автоматически увеличивается совокупное предложение; г) появляется инфляционный разрыв.
 Тема 9. Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства
 (15 час.)
 Основные вопросы темы
 1. Происхождение, сущность и функции денег. Исторические формы денег. Понятие и типы денежных систем.
 2. Сущность, формы и функции кредита. Структура современной кредитно-денежной системы. Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты.
 3. Понятие банковского (денежного) мультипликатора. Необходимость контроля за денежной массой.
 4. Понятие спроса и предложения на деньги. Денежный рынок и ставка процента. Равновесие денежного рынка. Теория трансакционного спроса на деньги. Портфельные теории спроса на деньги.
 5. Понятие и цели кредитно-денежной политики Центрального банка. Основные инструменты кредитно-денежной политики: операции на открытых рынках, учетная ставка, нормы обязательных резервов. Эффективность кредитно-денежной политики: взгляд кейнсианцев и монетаристов. Особенности современной кредитно-денежной политики России.
 Темы докладов (рефератов)
 1. Исторические формы денег
 2. Центральный банк России и его функции
 3. Особенности современной денежно-кредитной политики России
 4. Золото в денежной системе
 5. Процесс становления банковской системы России
 Контрольные вопросы и задания
  1. Когда и почему возникли деньги, каковы их функции в современной экономике и каковы основные формы денег?
  2. Как измеряется денежная масса, что из себя представляют денежные агрегаты М1, М2, М3.
  3. Что такое спрос на деньги? Какими функциями денег он обусловлен? Какие существуют виды спроса на деньги? От чего зависит деловой спрос на деньги? Что означает предпочтение ликвидности? От чего зависит спрос на деньги как запасную стоимость?
  4. Что собой представляет денежный рынок? В чем его отличие от товарных рынков? Какую форму имеет кривая предложения денег? Зависит ли предложение денег от спроса на них? Может ли кривая предложения денег быть горизонтальной?
  5. Что из себя представляет коммерческий банк, каковы принципы его функционирования и почему он способен "создавать деньги".
  6. Предположим, что каждый рубль, предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза в год. Номинальный ВНП составляет 2000 млрд. руб. Предложение денег составляет 580 млрд. руб. Существует следующая зависимость спроса на деньги как запасную стоимость от ставки процента:
  Ставка процента, % 16 14 12 10 Спрос на деньги как запасную стоимость, млрд. руб. 20 40 60 80 Определите: а) величину спроса на деньги для сделок; б) величину спроса на деньги как запасную стоимость; в) общий спрос на деньги; г) равновесную ставку процента.
  7. Что произойдет с равновесной ставкой, если предложение денег выросло до 600 млрд. руб.; сократилось до 540 млрд. руб.
  8. Определите, как изменится общий спрос на деньги при каждом уровне процентной ставки и равновесная ставка, если объем номинального ВНП увеличится на 80 млрд. руб.; сократится на 120 млрд. руб.
  9. Каков механизм восстановления равновесия на денежном рынке, если фактическая ставка ссудного процента выше (ниже) равновесной? Что произойдет с кривой спроса на деньги при увеличении (падении) цен, росте (снижении) реальных доходов?
  10. Как отразится на денежном рынке увеличение (сокращение) предложения денег? Как отреагируют хозяйственные агенты на это изменение? Какова связь между спросом на деньги и инфляцией? Объясните.
  11. Что представляет собой денежно-кредитная (монетарная) политика правительства? Каковы основные, принципиальные положения монетарной политики? Что является объектом государственного регулирования при проведении монетарной политики?
  12. Если центральный банк стремится к сокращению (увеличению) предложения денег, как он должен изменить а) учетную ставку и б) норматив обязательных резервов?
  13. Какие достоинства монетарной политики Вы видите? Что снижает действенность денежно-кредитной политики государства?
  14. Определите основные направления и инструменты денежно-кредитной политики, которую Вы бы выбрали, если в национальной экономике страны наблюдаются: а) высокий уровень инфляции; б) падение уровня производства; в) падение курса национальной валюты; г) рост безработицы.
 Тесты
  1. Спрос на деньги находится: а) в прямой зависимости от величины номинального ВНП; б) в обратной зависимости от величины номинального ВНП; в) в прямой зависимости от уровня банковского процента; г) в обратной зависимости от уровня банковского процента.
  2. Если номинальный объем ВНП сократится, то: а) вырастет спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги; б) сократится спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги; в) сократиться спрос на деньги для сделок, но вырастет общий спрос на деньги; г) спрос на деньги для сделок и общий спрос на деньги останутся неизменными.
  3. Изменение уровня процентной ставки отразится на: а) деловом спросе на деньги; б) спросе на деньги как запасную стоимость; в) на совокупном спросе на деньги; г) не отразится на спросе на деньги.
  4. Равновесная ставка процента упадет, если: а) реальный ВНП сократится; б) цены товаров возрастут; в) цены товаров упадут; г) предложение денег увеличится.
  5. Спрос на деньги для сделок изменяется следующим образом: а) возрастает при увеличении процентной ставки; б) возрастает при снижении процентной ставки; в) снижается по мере роста номинального ВНП; г) снижается при уменьшении номинального ВНП.
  6. Спрос на деньги как запасную стоимость изменяется следующим образом: а) возрастает при увеличении процентной ставки; б) возрастает при снижении процентной ставки; в) снижается по мере роста номинального ВНП; г) снижается при уменьшении номинального ВНП
  7. Если процентная ставка законодательно будет установлена ниже ее равновесного уровня, то: а) объем спроса на деньги будет больше, чем предложение денег; б) объем спроса на деньги будет меньше, чем предложение денег; в) объем спроса на деньги будет возрастать, а предложение сокращаться; г) объем предложения денег будет возрастать, а объем спроса сокращаться.
  8. Предложение денег увеличивается, если: а) растут государственные закупки товаров и услуг; б) центральный банк покупает у населения ГЦБ; в) население покупает облигации частных компаний; г) корпорации продают свои акции населению и используют полученные деньги для вложений в банк.
  9. Какая из операций центрального банка увеличивает количество денег в обращении? а) повышение нормы обязательных резервов; б) продажа ГЦБ населению и банкам; г) повышение учетной ставки; д) покупка ГЦБ на открытом рынке.
  10. Какая из операций центрального банка сократит количество денег в обращении?
  а) уменьшение нормы обязательных резервов; б) покупка ГЦБ у населения и банков; в) снижение учетной ставки; г) продажа ГЦБ банкам.
  11. Если центральный банк повышает учетную ставку, то это приводит к: а) снижению общей величины резервов коммерческих банков; б) увеличению сбережений населения; в) увеличению общей величины резервов коммерческих банков; г) увеличению ссуд, предоставляемых центральным банком коммерческим банкам.
  12. Если центральный банк стремится увеличить объем ВНП, он должен предпринять меры, направленные на: а) увеличение доступности кредита; б) увеличение средств на текущих счетах предприятий; в) увеличение банковских резервов; г) повышение процентных ставок с тем, чтобы сделать кредиты более привлекательными для владельцев наличных денег.
 Тема 10. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика (21 час.)
 Основные вопросы темы
 1. Понятие финансовой системы, принципы ее построения и структура.
 2. Бюджетная система Российской федерации. Процедура и особенности принятия бюджета в российской экономике. Основные параметры бюджета.
 3. Налоги как элемент фискальной политики. Налоговая система и ее функции в рыночной экономике. Структура российской налоговой системы и принципы налогообложения. Налоговая политика и теория " Экономики предложения". Кривая Лаффера.
 4. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы.
 5. Мультипликатор сбалансированного бюджета.Проблема сбалансированности государственного бюджета.
 6. Государственный долг и его экономические последствия. Теория эквивалентности Рикардо-Барро.
 Темы докладов (рефератов)
 1. Динамика основных показателей госбюджета Российской Федерации
 2. Налоговая реформа в России
 
  Контрольные вопросы и задания
  1. Что такое налоги и какие функции они выполняют? 2. Каковы основные теоретические принципы налогообложения? Что представляет собой и как реализуется на практике принцип справедливости и равенства налогообложения?
  3. Какие элементы включает в себя налоговая система страны? В чем отличия прямых и косвенных налогов? Укажите, в каком случае возможно переложение части налогового бремени на других лиц: а) акцизы; б) подоходный налог с физических лиц; в) налог на добавленную стоимость; г) дорожный налог; д) налог на прибыль; е) налог на недвижимость.
  4. При доходе в 200 тыс. руб. налог составляет 25 тыс., при доходе в 250 тыс. - 37,5 тыс. Чему равна средняя налоговая ставка при каждом уровне дохода? Какой это вид налога - пропорциональный, прогрессивный или регрессивный?
  5. Какую зависимость характеризует кривая Лаффера?
  6. Охарактеризуйте действующую налоговую систему России. Каковы основные направления развития налоговой системы России?
  7. Что такое государственный бюджет? Какова его структура? Как могут строиться взаимоотношения между центральным и территориальным бюджетами? В чем суть принципа фискального федерализма?
  8. Охарактеризуйте основные виды государственных расходов. Обсудите тезис "увеличение или уменьшение государственных расходов обычно вызывают снижение или рост частных расходов". При каких условиях это положение верно? Почему?
  9. Сопоставьте бюджеты СССР 1985 г. и федеральный бюджет России 2003 г. Какие изменения произошли в доходной и расходной частях бюджета? Как изменился бюджетный баланс?
  10. Правительственные расходы составляют 150 ден. ед., ставка подоходного налога - 0,2. ВНП (доход) равен 1000 ден. ед. Чему равно бюджетное сальдо? Каково было бы состояние бюджета, если бы: а)правительственные расходы возросли до 250 ден. ед.;
  б)ставка налога упала бы до 0,15; в) произошло и то, и другое?
  11. Что такое "бюджет полной занятости"? Для каких целей он используется? Что такое циклический дефицит? Предположим, что ВНП страны составил 60 трлн. руб., ВНП при полной занятости - 100 трлн. руб. Государственные расходы равны 20 трлн. руб., а действующая ставка подоходного налога - 25%. Определите дефицит (излишек) государственного бюджета: а) фактический, б) структурный, в) циклический.
  12. Какие методы финансирования бюджетного дефицита Вы знаете? Каковы краткосрочные и долгосрочные последствия тех или иных методов финансирования бюджетных дефицитов? Каковы причины и динамика бюджетного дефицита в России? Следует ли бороться с бюджетным дефицитом России? Если да, то как?
  13. Что такое государственный долг? Как он возникает? В чем отличия государственного кредита от частного? Каковы цели займов со стороны частного сектора и со стороны государства? Каковы источники погашения частного и государственного кредита? Обсудите тезис: "сумма государственного долга равна сумме будущих налогов".
  14. Какие виды государственных ценных бумаг Вы знаете? Охарактеризуйте их. От чего зависит структура всей массы государственных ценных бумаг?
  15. Что такое внешний долг? Кто является держателями внешнего долга? Каковы последствия наличия внешнего долга? Каковы источники погашения внешнего долга? В чем специфика внешнего долга России?
 Те с т ы
  1. К косвенным налогам относится: а) подоходный налог с физических лиц; б) налог на прибыль предприятий; в) налог на добавленную стоимость; г) налог на имущество.
  2. К прямым налогам относится: а) налог на добавленную стоимость; б)акцизы; в) таможенные пошлины; г) налог на операции с ценными бумагами.
  3. Доходы государственного бюджета могут формироваться за счет: а) налоговых поступлений; б) займов; в) эмиссии денег; г) процентов, выплачиваемых по государственному долгу.
  4. Дефицит государственного бюджета образуется тогда, когда: а) сумма долгов государству превышает размеры его долга; б) государственные расходы больше налоговых поступлений; в) при данных налоговых поступлениях расходы государства уменьшаются; г) при данных расходах сумма налоговых поступлений сокращается.
  5. Разграничение общего дефицита бюджета на структурный и циклический необходимо для того, чтобы: а) определить источники финансирования бюджетного дефицита; б) выявить роль государственного бюджета в структурной перестройке; в) отделить расходы по обслуживанию государственного долга от других государственных расходов; г) выявить влияние фискальной политики на состояние бюджета.
  6. Бюджетный дефицит может привести к инфляции, когда он финансируется за счет: а) продажи ГЦБ частному сектору; б) продажи ГЦБ коммерческим банкам; в) займов в центральном банке; г) увеличения налогов.
  7. Эффект вытеснения имеет своим последствием: а) сокращение частных инвестиций; б) увеличение процентной ставки; в) сокращение темпов роста производства в будущем; г) все ответы неверны.
  8. Государственный долг - это сумма предшествующих: а) государственных расходов; б) бюджетных дефицитов; в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков; г) расходов на оборону.
  9. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг? а) сокращению производственных возможностей национальной экономики; б) снижению уровня жизни; в) перераспределению национального богатства между членами общества; г) все предыдущие ответы верны.
 Тема 11. Экономический рост ( 6 час.)
 Контрольные вопросы и задания
 1. Что означает экономический рост? Какими показателями он характеризуется? Какие типы экономического роста Вы знаете?
 2. Какие факторы влияют на экономический рост? Рассмотрите роль факторов предложения в экономическом росте. Охарактеризуйте модель Кобба-Дугласа.
 3. Рассмотрите кейнсианскую модель экономического роста. Что в ней определяет экономический рост? Какая разница между автономными и производными инвестициями?
 4. Объясните действие механизма мультипликатора-акселератора.
 5. Что понимается под новым качеством экономического роста? Какова связь между структурой производства и темпами экономического роста?
 6. Что означает цикличность экономического развития? Из каких фаз состоит классический экономический цикл? Опишите каждую фазу цикла. Какая фаза является определяющей в экономическом цикле? Каков механизм перехода от одной фазы цикла к другой? Как можно объяснить причины циклического развития?
 7. Как различаются циклы по срокам? Объясните долгосрочные колебания в экономике. Как объясняются среднесрочные циклы? Чем они обусловлены?
 8. Как вы можете охарактеризовать причины современного экономического кризиса в России?
 Тесты
  1. Экономический рост может быть проиллюстрирован: а) сдвигом кривой производственных возможностей влево; б) сдвигом кривой производственных возможностей вправо; в) движением по кривой производственных возможностей;
  г) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.
  2. Количественно экономический рост находит свое отражение в повышении: а) располагаемого дохода; б) покупательной способности денег; в) массы денег в обращении; г) реального ВНП.
  3. Какой показатель позволяет судить о том, приводит ли экономический рост к улучшению благосостояния? а) номинальный ВНП; б) реальный ВНП на душу населения; в) номинальный ВНП на душу населения; г) реальный ВНП.
  4. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах - это: а) увеличение объема рабочего времени; б) технологические изменения в производстве; в) увеличение объема применяемого капитала; г) реализация фискальной политики, способствующей экономическому росту.
  5. Экономический рост в соответствии с кейнсианскими взглядами связан с факторами: а) внеэкономическими; б) распределения; в) совокупного спроса; г) совокупного предложения.
  6. Значение какого показателя падает на фазе подъема и растет на фазе кризиса: а) объем товарных запасов; б) объем ВНП; в) курс ценных бумаг; г) уровень безработицы.
  7. На фазе подъема: а) снижаются инвестиции; б) сокращаются налоговые поступления; в) увеличивается спрос на труд; г) увеличивается объем национального производства.
  8. В период кризиса растут: а) расходы потребителей; б) уровень заработной платы; в) процентная ставка; г) безработица.
  9. Самое сильное влияние на ход экономического цикла оказывает динамика: а) инвестиций в прирост товарных запасов; б) инвестиций в производство капитальных благ; в) потребительских расходов; г) государственных расходов.
  10. Для преодоления кризиса государство должно: а) увеличивать массу денег в обращении; б) сокращать массу денег в обращении; в) увеличивать налоги; г) снижать налоги.
 Тема 12-14. Экономические воззрения в традиционных обществах, современная западная и экономическая мысль в России (30 час.)
 Темы докладов
 1. Первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия).
 2. Экономическое учение К.Маркса
 3. Маржинализм как переоценка ценностей классической политической экономии (К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф.Визер, У.С.Джевонс, Л.М. Вальрас)
 4. Второй этап "маржинальной революции" и возникновение неоклассической экономической теории: "кембриджская" (А.Маршалл), "американская" (Дж. Б. Кларк) и "лозаннская" (В.Парето)
 5. "Век Кейнсианства". Период господства кейнсианской теории (40-е - первая половина 1970-х гг).
 6. Неокейнсианство: теория экономического роста Р. Харрода, неокейнсианская теория цикла Э. Хансен.
 7. Новый этап развития неоклассической экономической доктрины:
  - монетаристская теория в ретроспективе;
  - Милтон Фридмен: данные биографии;
  - экономическая политика монетаризма;
  - монетаризм и Россия
 8. Зарождение американского институционализма ( Л. Хайлбронер, Т. Веблен, Дж. Коммонс,У.К.Митчелл)
 9. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена
 10. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
 11. И.Т.Посошков "Скудность и богатсво"
 12. "Длинные циклы" И.Н.Кондратьева
 13. Особенности развития экономической науки в России: научный вклад А.Я. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства.
 14. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
 Курсовая работа
  Для написания курсовой работы студенты могут использовать методические указания, разработанные на кафедре экономической теории и правоведения "Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей всех форм обучения" Сост. П.Н Нейман.- Иркутск: изд-во ИрГТУ.-2001.
 
 
 
 Библиографический список
 1. Вэриант Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для вузов. Пер. с англ. Под ред. Н.Л. Фролова.- М. ЮНИТИ, 1998.
 2. Гугасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория- М. Инфра-М, 2000.
 3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.- С.Пб, 1992.
 4. Долан Э.Дж. и др. Макроэкономика.- С-П, 1992.
 5. История экономических учений: (современный этап) /Под ред. А.Г. Худокормова.- М.:ИНФРА-М, 1998.
 6. Курс экономической теории/ под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: "АСА", 2002.
 7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика, Макроэкономика. Основы национальной экономики /Под ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. Ломоносова. - М: Дело и Сервис, 2001.
 8. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.
 9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992.
 10. Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний: учеб. пособие. - М. Международные отношения, 1999.
 11. Микро-, макроэкономика. Практикум, С.- Петербург оркестр, 1994.
 12. Мэнкью н.Г. Принципы экономикс. - СПб: Питер, 2000.
 13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.- М.: Изд-во НОРМА, 2000.
 14. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 1992.
 15. Райхмен Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. - М.: Наука, 1995.
 16. Самуэльсон П. Экономика. М.: МГТ "Алгон", 1992, Т 1,2.
 17. Современная экономика: многоуровневое учебное пособие. Под. Ред. О.Ю. Мамедова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
 18. Сорвина Г.Н. Экономическая мысль 20-го столетия: страницы истории. - М.: Дело, 2000. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: Дело, 2000.
 19. Фишер С., Дорнбуш р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.
 20. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.
 21. Экономика и бизнес (история и практика предпринимательства). Под ред. В.Д. Камаева.- М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1993.
 22. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под ред. А.С. Булатова. - М.: Бек, 1999.
 23. Экономическая история национальной экономики и мирового хозяйства: Политическая экономия. Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. - М.: ЮНИТИ, 1998.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу