<< Пред.           стр. 10 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 К какому типу учащегося вы себя относите?
 В кабинете у гипнолога
 Говард Гарднер, профессор Гарвардского университета, развил теорию сложной структуры интеллекта. Он считает, что существует наиболее приемлемый тип обучения для каждого ребенка, и учитель должен использовать именно этот тип, чтобы ребенок мог добиться наилучших для него результатов. Не нужно заставлять подвижного и активного ребенка слушать лекцию, не нужно показывать фильм ребенку, который лучше всего обучается через общение. Доктор Гарднер категоризовал детей в соответствии с их стилем обучения.
 Гипнотическое внушение для вашего стиля обучения
 Ваш гипнолог должен составить внушение в соответствии с вашим типом обучения. В этом разделе вы прочтете о трех моих клиентах, у каждого из которых был свой собственный стиль обучения. Гипнотические внушения для них были написаны в соответствии с их стилем; ваши внушения должны быть подобраны так, чтобы они подходили именно вам.
 Глава 11 > Учиться, учиться и еще раз учиться...
 Обучающийся кинестетически
 Если вы предпочитаете активное обучение, но вынуждены сидеть в большой переполненной аудитории и слушать пространные речи профессора, гипноз может помочь вам ускорить время, создавая интересные образы.
 Мириам - игрок женской баскетбольной команды. Она яркая и энергичная девочка, и ей тяжело заниматься в классе всемирной истории. Через 15 минут истекает тот предел времени, когда она в состоянии сидеть спокойно, тогда как лекция длится два часа. Во время гипноза я попросила Мириам представить себя сидящей на лекции и затем дала ей следующее гипнотическое внушение:
 > В то время, когда вы пытаетесь сосредоточиться на лекции, медленно подвигайте правой ногой вперед и назад. После каждого движения вам будет казаться, что вы шли пешком в течение одной минуты. Проделав количество движений, соответствующее 10-минутной прогулке, вы перестанете шевелить ногой и будете готовы впитывать информацию, которую предлагает вам лектор. > Когда вы будете слушать лекторшу, вам будет приятен тон ее голоса. Вас так заинтересует тема и материал лекции, что время пролетит незаметно.
 Мириам приходит ко мне на сеанс в начале каждого нового семестра в школе, и мы вместе разрабатываем стратегию предстоящей учебы. Последний раз, когда я ее видела, она рассказала мне, что, покидая аудиторию, она воскликнула: "Как, неужели лекция так быстро закончилась?". Оглянувшись, она увидела уставших, скучающих студентов, медленно плетущихся из аудитории. Это привело ее в замешательство.
 Будьте внимательны
 Директор Гарвардского университета Дерек Бук был уверен, что жертвы, на которые идут родители, чтобы отправить своих детей в престижные университеты, будут оправданы. Он говорил: "Если вы думаете, что образование слишком дорого стоит, попробуйте прожить в невежестве".
 Образное обучение
 Мистер Дэниел пришел в мой кабинет, потому что к 20 годам он еще не смог получить водительские права. Он рассказал, что он хороший водитель и сдал экзамен по вождению, но у него проблема с письменным тестом. Ему легче давалось образное обучение, поэтому я дала ему следующее внушение: "Читая каждый вопрос, вы будете представлять в уме картинку. Изучая эту картинку, вы быстро найдете ответ".
  Гипноз
 169
 Часть 3 > Обновленный человек
 Речевое обучение
 Боб и Вера пришли ко мне на консультацию перед женитьбой своего сына. Его невеста была из семьи танцоров. Во время празднования свадьбы Боб и Вера должны были танцевать вместе с семьей невесты в центре зала перед всеми гостями - таков обычай, это главный свадебный танец. Семья невесты прислала им видеокассету с танцевальными движениями. Вера, посмотрев кассету, стала легко повторять движения. Бобу было труднее. "Я воспринимаю слова, а не картинки", - жаловался он за несколько дней до свадьбы. Следующее гипнотическое внушение помогло Бобу: "Просматривая кассету, ты будешь быстро и естественно рассказывать себе все, что видишь. Твои слова направят твои движения".
 Тесты и экзамены
 "Я люблю школу. Я знаю свои обязанности. Но у меня совсем не получается писать тесты и сдавать экзамены. Если бы не было этих экзаменов, я бы хорошо учился". Вы узнаете свою проблему? Гипноз может помочь вам
 > Учиться более эффективно.
 >• Сохранять спокойствие перед экзаменами.
 >• Помнить весь необходимый материал, который может пригодиться на экзаменах.
 > Сохранять спокойствие во время экзаменов.
 Учеба
 Гипноз способен помочь вам помнить обо всем изученном вами материале. Самая главная хитрость: главное, вы должны, во-первых, учиться. Организуйте свой учебный процесс в соответствии с вашим характерным стилем, и вы сможете изучать гораздо больше материала в меньшие сроки. Вы знаете, что нужно делать: прогуляйтесь, нарисуйте диаграмму, поговорите с кем-нибудь о проблеме, послушайте музыку, занимайтесь учебой с приятелем, сделайте краткие записи, запритесь в своей комнате и никого туда не пускайте. Используйте все возможные способы, чтобы вам было удобно учиться, чтобы это соответствовало вашему стилю учебы.
 Приготовьте себе место для учебы. Соберите весь необходимый инвентарь, а также решите наперед, нужно ли вам отключить телефон, выключить телевизор, завести какую-нибудь музыку или приготовить небольшой продуктовый запас, - в общем, предусмотрите все, что может претендовать на ваше внимание во время занятий. Вам решать, где ваша учеба будет продуктивней: на полу, сидя на стуле или лежа в кровати. После того как вы разберетесь со всем вышеперечисленным, запланируйте себе реальные временные рамки, в течение ко-
 170
 Глава 11 > Учиться, учиться и еще раз учиться...
 Интересные подробности
 Новый материал лучше всего укладывается в голове, если: 1) вы его повторяете и 2) вам интересно и нужно его учить. Ежедневно вы смотрите на большое количество автомобильных номеров, на самом деле не замечая букв и цифр, обозначенных на них, но если вас вознаградят за нахождение определенной комбинации, вы будете внимательно вглядываться в номерной знак каждой проезжающей машины. Думайте об оценках как о вознаграждении за учебу.
 торых вы будете заниматься определенным куском работы, и, конечно, наметьте перерыв. Вы можете отметить на листе бумаги время, выделенное вами для учебы, и время для отдыха. Теперь вы полностью готовы. Либо с помощью гипнолога, либо прочитав главы 24 "Вызывайте гипнотическое состояние самостоятельно" и 25 "Вы пишете свой сценарий", самостоятельно примените гипноз с простым внушением: "Вы всегда будете следовать своему учебному плану".
 Все это проделать вполне реально и просто!
 Когда вы закончите учебу, проверьте себя. Представьте себе, что вы учитель, и задайте себе вопросы по пройденному материалу, чтобы проверить, как вы его усвоили. Вы можете отвечать вслух, письменно или зарисовывая диаграммы - в зависимости от вашего характерного стиля (но даже если вы музыкальны, пропевать ответ не следует, так же, как и танцевать, если вы спортивны).
 Сохраняем спокойствие
 Вы поучились, вы сами проверяли себя, а теперь пришло время для большой проверки -для экзаменов или тестирования. Вы сильно нервничаете? Или вы спокойно можете проспать всю ночь перед экзаменами? Способны ли вы утром позавтракать? Начиная экзаменационную работу, будете ли вы спокойны или зажаты и закомплексованны?
 Некоторые студенты хорошо учатся и прекрасно знают материал, но плохо пишут тесты из-за боязни таких проверок. У вас есть шанс выйти из числа таких студентов. Гипноз в состоянии освободить вас от этого страха. Следующие внушения я использую для учеников, боящихся экзаменов:
 > Перед вами будет находиться один лист бумаги, на котором вы отразите некоторую информацию, которая напомнит о вашей хорошей подготовке и знании материала.
 > Вы спокойно заснете, зная, что этот листик близко. > Когда вы утром проснетесь, вы с легкостью вспомните все, что написа-i но на этом листочке.
 > Ваши чувства спокойствия и своей компетенции будут возрастать каждую минуту.
 171
 Часть 3 >• Обновленный человек
 > >
 >
 > >
  Вы знаете все, что вам необходимо знать. Вы будете спокойны и собраны, идя на экзамен. Вы будете терпеливо ждать начала тестирования. Как только начнется тестирование, вы заметите, что вам очень уютно и что вы полностью готовы к экзамену
  У вас очень хорошая память, вы можете извлечь из нее все, что вам необходимо.
  Правильные ответы сами приходят вам на ум.
  Вы будете работать организованно, последовательно отвечая на каждый вопрос. > Вы будете понятно изъясняться, так, что любой, проверяющий вашу
 работу, поймет, что вы хотели сказать. > Закончив отвечать на вопросы, вы один раз проверите свои ответы и
 потом, в хорошем расположении духа, уйдете с экзамена. >• Вы будете гордиться собой, потому что сделали все, зависящее от вас. Эти внушения хорошо работают для всех стадий и возрастов - для подростков и старшеклассников, для юношей, учащихся в колледжах, для студентов медицинских институтов и до смерти испуганной мамаши, вернувшейся к учебе, чтобы получить свой диплом, когда она стала уже бабушкой.
 Группа студентов медицинского вуза была обучена самогипнозу для того, чтобы справляться со стрессом в течение первого года обучения. Другую группу на том же курсе обучили техникам релаксации, но не самому гипнозу. В конце семестра каждый студент заполнил опросник, и оказалось, что группа, которую обучали гипнозу,
 > Испытывала меньшую тревогу в течение всего семестра.
 > Была менее чувствительна к стрессу.
 > Студенты спали лучше, чем студенты другой группы.
 Гипноз часто дает побочный эффект, помогая вам быстро и легко уснуть.
 Группа докторов посетила гипнолога своей больницы. Каждый из них считался знающим человеком, однако все они провалились на экзамене по своей специальности. Все они хотели пройти гипноз перед тем, как будут пересдавать тест; они были уверены, что не сдали его из-за сильного волнения.
 Гипнолог использовал технику Стейна "сжатый кулак", и это очень помогло многим из докторов сдать экзамен Ниже я подробно
 Будьте внимательны
 Несмотря на то, что современные педагоги стремятся учить детей, доставляя им радость, это не всегда получается. В 1828 году эссеист X Л Менкен писал: "Школьные дни - это самые несчастные дни человеческого бытия. Они наполнены скучными, бессмысленными занятиями".
 172
 Глава 11
  Учиться, учиться и еще раз учиться...
 приведу все этапы этой техники, так что вы сами сможете ее использовать. Но сначала вы, наверное, захотите познакомиться с техниками самогипноза, описанными в главах 24, 25. Если вы нервничаете перед тестом - эта техника для вас!
 1. Перед гипнозом сожмите кулаки правой и левой рук.
 2. Войдите в гипнотическое состояние.
 3. Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя уверенно и расслабленно, и сожмите руку в кулак.
 4. Вы услышите внушение, что, когда бы вы ни сжали правую руку в кулак, вы будете переживать те же хорошие чувства.
 5. Повторите третий этап.
 6. Вспомните волнение, чувство неуверенности в себе, появлявшееся у вас во время экзаменов.
 7. Все эти негативные чувства поместите в вашу левую руку. Сожмите эту руку в кулак.
 8. Повторите третий этап и еще крепче и сильнее сожмите правую руку.
 9. Сожмите слабой левой ладонью сильный, крепкий кулак правой руки. С силой стукните правым кулаком левую ладонь.
 10. Неуверенность в себе и волнения были потеснены уверенностью в себе, спокойствием и расслабленностью.
 11. Именно это чувство будет появляться у вас в ситуациях экзамена. Если вы захотите подбодрить себя перед или во время теста, все, что вам
 нужно, - это вложить ваш правый кулак в левую ладонь, и вы будете чувствовать себя так же комфортно, как и сейчас.
 Одноклассники
 Некоторые люди могут спокойно говорить как с равными себе, так и с начальством. Они легко ведут разговор и легко выражают свои мысли. Увы, многие другие зрелые, сильные, здоровые, устойчивые люди - как дети, так и взрослые - с трудом высказываются, не находясь в кругу своих близких друзей.
 Кто больше получил
 Миссис Винтере посещала курсы по кулинарии. В течение многих лет каждый, кто пробовал ее стряпню, говорил, что ей следовало бы стать профессиональным поваром. И, наконец, когда ей исполнилось пятьдесят, она почти заканчивала кулинарную школу. Фак-
 Интересные подробности
 Если вы легко отвлекаетесь, выполняя тестовое задание, попробуйте фокус с резинкой. Завяжите резинку вокруг запястья, и как только вы заметите, что погружаетесь в пространные размышления, ударьте себя резинкой, чтобы вернуться к реальности
 173
 Часть 3 > Обновленный человек
 тически оставалось учиться всего один семестр, и поэтому она пришла в мой кабинет. У нее была проблема с кондитерскими изделиями.
 На самом деле миссис Винтере печет великолепные изделия, и выпечка, которой она меня угощает, всегда имеет необыкновенный, восхитительный вкус. Ее смущали ребята, которые с ней учились. Миссис Винтере никогда не умела общаться с чужими людьми. Все студенты использовали собственную амуницию, и миссис Винтере пользовалась чудесными приборами, которые она приобрела во Франции в последнюю поездку. На прошлой неделе, во время экзамена, она не смогла найти свою безупречно острую стальную терку. И ей пришлось воспользоваться чужой. А потом она увидела свою терку на столе у Джоя.
 Вы или я тут же закричали или отобрали бы свою собственность у Джоя, сделали бы хоть что-то, но не миссис Винтере. Она смутилась и в буквальном смысле слова потеряла дар речи. Ее проблема заключалась в том, что она не умела говорить в свою защиту. Она думала, что, в конце концов, могла и ошибиться: может быть, это была вовсе не ее терка. Она боялась, что покажется грубой, и поэтому, возможно, не хотела ничего говорить Джою. Она считала, что, если она станет высказываться публично, все обратят на нее внимание, а это, возможно, вовсе не стоит того. Таким образом, никаких проблем с обучением у нее не было, кроме того, что она стеснялась проявлять себя в общении и ей было трудно выражать свои мысли.
 Миссис Винтере понадобилось несколько сеансов гипноза. На первом сеансе я внушила ей, что она ничем не хуже, чем кто-либо другой в этом классе, и так же, как все, имеет право на успех. На втором сеансе мы проигрывали роли, спрашивая Джоя, какие вещи принадлежали ему, а какие нет. На последнем сеансе я предложила ей представить себя принятой на работу на должность шеф-повара.
 Если у вас есть трудности с публичными высказываниями, вам будет полезно следующее внушение: вы ничуть не хуже, чем другие люди в этом классе; в этом классе все равны.
 Если вам трудно попросить что-то у определенного человека, попробуйте проиграть эту ситуацию. Пусть ваш гипнолог играет роль другого человека. Когда я играла роль Джоя, я сделала несколько злобных замечаний, которые сначала огорчили миссис Винтере. Постепенно она научилась отвечать мне на оскорбления. Например, играя Джоя, я сказала:
 >- Да кого вы из себя строите, какое мне дело до ваших шикарных приборов.
 > Уберите руки, я работаю с этими приборами.
 > Спокойно, леди, держите себя в руках.
 Будучи погруженной в транс, миссис Винтере смогла адекватно отреагировать. Она репетировала свой ответ. Когда она, в конце концов, обратилась к Джою с вопросом, он оказался гораздо милее, чем я его изображала, так что ей было легко. Она вела себя уверенно и твердо, и четко произнесла: "Это - моя вещь. Никогда больше не берите ее".
 174
 Глава 11 > Учиться, учиться и еще раз учиться...
 Нам приходилось повторять эту фразу снова и снова, потому что она постоянно добавляла одну или две фразы в конце, и у нее получалось: "Никогда больше не берите ее, ладно?" или "Никогда больше не берите это, если это вас, конечно, не затруднит". Мы справились с ее проблемами, она окончила кулинарные курсы и отблагодарила меня большим количеством всяких вкусных вещей.
 Перестаньте меня дразнить!
 Рональд учится в шестом классе, его постоянно дразнят сверстники, а учителя, кажется, бессильны что-либо с этим сделать. Родители привели его ко мне, ошибочно полагая, что я могла научить его гипнотизировать других людей так, чтобы они относились к нему хорошо. Я объяснила им, что гипноз учит людей владеть собой, а не другими. И они согласились попробовать один сеанс гипноза. Рональду помогли следующие внушения:
 > Когда ребята скажут тебе что-то обидное, ты не будешь на это реагировать. Ты будешь вести себя так, как будто не слышал их, и продолжишь делать то, чем занимался до этого. > Каждый раз, когда у тебя получится игнорировать дразнилки, ты
 будешь гордиться собой. > У тебя хватит смелости поговорить с некоторыми ребятами из твоего класса. Посмотрев на них внимательней, ты заметишь, что один или даже два твоих одноклассника могут стать тебе хорошими друзьями. Как вы прочитаете в главе 16 "Дети и гипноз", процедура гипноза проходит для детей очень интересно и весело. Встречаются учителя, грубо критикующие ребенка, и школьные программы, которые не годятся детям, но даже в этих условиях некоторые учащиеся адаптируются к учебному процессу. Это те немногие чувствительные ребята, которые могут получить поддержку с помощью гипноза.
 Гипноз может сделать посещение школы более приятным, предоставляя детям защиту от скуки, от вредных влияний или от чего бы то ни было, что ребенку трудно перенести. Иногда в своем внушении я просто обращаюсь к здравому смыслу.
 Интересные подробности
 Гарольд Тейлор, в тридцать лет ставший президентом колледжа Сарры Лавренс, говорил: "Образовательная система превратилась в набор программ-насмешек, в которой призы достаются наиболее предприимчивым, восприимчивым и хорошо информированным ребятам, которые первыми поднимают руку". Гипноз может помочь робким ребятам, которые не умеют себя показать, получить внимание учителя, которое им так необходимо. J
 175
 Часть 3 > Обновленный человек
 Прогулка пешком
 Девушка Джона послала его ко мне, так как была сильно расстроена тем, что он бросал колледж. Какие у него были на это причины? Он не набрал достаточного количества очков, поэтому у него не было места в парковке рядом с колледжем. Ему пришлось бы идти пешком (он не может позволить себе два раза в день брать такси), несмотря на то, что там очень хорошая дорога, это целых три мили. С согласия Джона я переформулировала его проблему:
 >• У тебя есть редкая возможность укрепить икроножные мышцы.
 >• У тебя есть шанс гулять по шесть миль в день, не занимаясь тасканием тяжестей и не оплачивая членский взнос в клуб здоровья.
 > Прогулка - это потрясающая зарядка. Ты будешь гордиться тем, как выглядишь.
 > После этих прогулок в колледж ты заметишь, что стал более проворным, чем во время поездок на машине.
 Сначала я пыталась убедить Джона без гипноза, что прогулки будут доставлять ему удовольствие, но это не изменило его мнения. Пять минут в трансе - и он сию же минуту был готов к пешим переходам.
 Молчаливый человек
 Родители привели Келли ко мне лись, что за все годы обучения
 Гипнословарь
 Дети, которые имеют нормальные речевые способности, но отказываются издавать какие-либо звуки, кроме как во время пребывания с определенными людьми, как правило, с членами семьи, страдают от избирательной задержки речи. Это одна из крайних степеней застенчивости, сохраняющаяся на протяжении многих лет.
 в кабинет, так как учителя постоянно жалова-в школе она никогда не участвовала в работе класса, хотя дома девочка вела себя очень хорошо. У нее был диагноз "избирательная задержка речи" - она разговаривала только при определенных обстоятельствах. Родители на протяжении многих лет водили дочь к психотерапевту, что помогло ей поднять самооценку, но ничего не сделало с ее молчаливостью в школе. В таких случаях гипноз может хорошо помочь человеку.
 Это интересное состояние недавно было определено психиатрами как психическое расстройство, и оно вполне успешно подвергается лечению гипнозом. Келли, как и другие люди с аналогичными расстройствами, пользовалась жестами, чтобы объясняться в школе. Келли понадобилось три сеанса, чтобы достичь желаемого результата: говорить, как все другие дети в ее пятом классе.
 176
 Глава 11 > Учиться, учиться и еще раз учиться...
 На нашем первом сеансе больше говорила я, а Келли только кивала. Я говорила о том, каково это - чувствовать свою индивидуальность, отличающуюся от других, я говорила с ней про ее общение с мамой и папой, о том, как это ей нравится, как это весело и хорошо. Еще я завела разговор о ее единственном друге, которого она очень любит, но не разговаривает с ним. Она говорила с Робином, но только когда они были у нее дома. Она не разговаривала в гостях у Робина и не говорила с ним в школе. Я сказала Келли, что она очень сильная девочка; я знаю не так много людей, которые приняли обет молчания. Я похвалила ее за настойчивость.
 Келли вошла в легкий транс, и я попросила ее представить себя в школе. Я придумывала ситуации, в которых учитель задавал вопрос, и никто, кроме Келли, не знал ответа. Я похвалила ее за то, что она сохраняла молчание, хотя могла получить поощрение за знание правильного ответа. В то время, когда она представляла свой образ в классе, я попросила ее вообразить, что у нее пропал дар речи, и она уже никогда не сможет высказываться в классе, она больше не имеет над этим контроля. Я попросила ее прочувствовать переживания, которые появились бы у нее, если бы она знала все ответы, но никогда бы не смогла их произнести.
 Затем я попросила ее мысленно вернуться в обычное состояние, в котором она, в принципе, могла говорить, но не хотела. Дальше мы проработали много сценариев, в которых Келли не могла высказывать свои мысли, иногда по собственному выбору, иногда потому, что просто не могла произнести вслух.
 Первый сеанс я закончила тем, что попросила Келли представить, что в класс пришла новая девочка, которая тоже не могла общаться с чужими людьми. Я попросила Келли прислушаться к чувствам, которые она испытывала к этой девочке. Перед завершением сеанса я дала возможность Келли еще побыть в трансе и насладиться этим опытом, потом я сказала, чтобы она готовилась к следующему сеансу.
 Я никогда не давала Келли внушения - "говори!". Ни со мной, ни с учительницей, ни со школьными друзьями. Изменение при-вычки может быть очень продолжительным < процессом, кроме того, это имеет смысл только, если перемены исходят от самого человека, а не от меня или кого-нибудь другого.
 Двумя неделями позже, на втором сеансе, мама Келли сообщила об изменении, про-
 Интерссные подробности
 Ваш гипнолог может рассматривать негативные ситуации и находить в них какую-либо позитивную сторону. Из человека, ставшего жертвой болезни, вы можете превратиться в человека, контролирующего себя. Это может произойти в процессе предварительного общения, даже до формальной гипнотической индукции.
 177
 Часть 3 > Обновленный человек
 Будьте внимательны
 Помните, что ваш гипнолог должен иметь терпение. Если у вас есть проблемы, с которыми вы живете уже не один год, ничего удивительного нет в том, что на представление себя в ситуации, где вы совершаете действия, которые вам нужно выработать, уходит больше пятнадцати минут. Очень часто действительно получается так, что "тише едешь - дальше будешь".
 изошедшем в домашнем поведении дочери. Она рассказала, что Келли стала более открыта, стала чаще и продолжительней встречаться глазами с людьми, а также стремилась больше общаться. Кроме того, она добавила, что Робин рассказал, как она несколько раз обращалась к нему в школе по различным поводам.
 Келли была полна энтузиазма приступить к сеансу гипноза, но первым делом я завела разговор о Робине. Я предложила Келли, чтобы она представила, что Робин вдруг перестал говорить, находясь в школе, и им обоим пришлось общаться жестами. Девочка засмеялась. Когда она вошла в транс, я попросила ее увидеть, что молчаливая девочка стала часто находиться возле Робина. Затем я попросила
 \______________________у ее поменяться местами с той девочкой, но со
 своими речевыми способностями. Все это заняло некоторое время, так как иногда галлюцинации не так просто создать. В конце концов она кивнула, когда услышала свою речь, обращенную к Робину в классе.
 После этого я попросила Келли выбрать трех ребят из класса, с которыми она могла бы поговорить о домашнем задании, о задачках или о новой однокласснице. Это заняло не меньше десяти минут, после чего Келли кивнула головой в знак того, что она поговорила с этими ребятами. Я поздравила ее и поблагодарила за то, что она попыталась изменить свою молчаливую позицию. Постгипнотические внушения Келли были следующими: >• Теперь, когда ты знаешь, что можешь говорить с этими тремя ребятами и с Робином, пожалуйста, будь очень осторожна. Не говори больше ни с кем в школе, так как это будет очень неожиданно, если ты вдруг начнешь со всеми болтать.
 >• Теперь ты знаешь, что свободно можешь участвовать в дискуссиях, которые возникают в классе. Но, я думаю, это очень сильно может шокировать учительницу. Лучше всего, если в первое время ты будешь обращаться только к ней или если рядом будет немного одноклассников. > На тебе лежит немалая ответственность. Если ты решишь говорить с людьми, это очень хорошо, но пусть это будет только со мной и никак не за обедом. Ребята будут просто шокированы. Все присутствующие в кафетерии будут ошеломлены. Пожалуйста, оставайся молчаливой во время обеда.
 178
 Глава 11 > Учиться, учиться и еще раз учиться...
 Перед третьим сеансом, который планировалось провести через месяц, мне позвонила мама Келли - с ней связывалась учительница, которая рассказала, что девочка стала общаться. Она стала принимать участие в классных мероприятиях и сошлась с некоторыми девочками из класса.
 В назначенный день я услышала, как Келли вошла в комнату для ожидания и поздоровалась с Дженни - моей секретаршей. Когда Келли увидела меня, она улыбнулась и скромно сказала: "Привет". Мы начали сеанс, я надеялась, что она даст мне какой-нибудь самоотчет. Мне было любопытно, и я вслух поинтересовалась, как изменилась ее жизнь, но Келли просто ответила: "Я разговариваю". Я спросила, помог ли ей образ новой девочки измениться. (Я думаю, так и было. Девочки ее возраста готовы сделать многое ради друзей, могут даже участвовать в соревнованиях ради дружбы.) Она вздрогнула и сказала: "Я не знаю". Это была достаточно мудрая фраза для человека, который так долго молчал, но все-таки заговорил.
 На нашем последнем сеансе я поддерживала Келли в состоянии гипнотического транса столько, сколько ей требовалось, чтобы представить себя способной говорить все время школьных занятий, а потом и при некоторых других обстоятельствах. В итоге наша работа была успешно завершена, и ее избирательная задержка речи исчезла.
 Учимся говорить с учителями
 Люди, имеющие власть, иногда превращают нас в детей. Некоторые учащиеся столбенеют из-за страха перед разговором с учителем, деканом или директором. Другие пугаются, когда им нужно что-то спросить у человека, имеющего власть: "Почему вы сняли за этот ответ десять очков? ", или "Можно я принесу свою работу не в понедельник, а во вторник?", или "Я думаю, вы забыли обсудить вчерашнее задание".
 У детей, которых учили бояться людей, обладающих властью, с возрастом этот нелепый страх остается. Необходимо различать уважение, которое вполне соответствует этим ситуациям, и страх, который совершенно неуместен. Ко мне обращались родители, которые были не в состоянии заступиться за собственного ребенка, потому что одна мысль, что им придется оказывать сопротивление учителю, повергала их в ужас. Возможно, что ваше мнение будет сильно отличаться, но защита своей стороны или прав вашего ребенка не обязательно предполагает противоборство.
 Гипнословарь
 Уважение - это высшее проявление внимания и заботы в отношении к человеку. Страх - это чувство беспокойства и тревоги, которое вызвано ожиданием опасности.
 179
 Часть 3 > Обновленный человек
 Ролевая игра - очень полезная гипнотическая техника, которая может хорошо помочь людям, боящимся контактов с власть имущими. Иногда ролевая игра очень хорошо работает даже без гипноза, но многие люди достигают гораздо больших результатов, если игра подкрепляется гипнозом. Перед вами два разных вида ролевой игры, нацеленной на разговор с авторитетными персонами. Попробуйте обе возможности.
 Ролевая игра №1
 Ситуация: вы (или ваш ребенок) купили в дорогом магазине новую рубашку. Вы надели ее в первый раз и обнаружили, что один карман разорван. Очевидно, что он был поврежден с самого начала, но в магазине вы этого не заметили. Вы хотите обменять эту рубашку на другую, вы возвращаетесь в магазин, подходите к отделу обслуживания и ждете своей очереди.
 Менеджер: "Почему вы принесли это обратно?"
 Вы: "Посмотрите на карман. Он порван".
 Менеджер: "Что вы хотите?"
 Вы: "Я хочу получить такую же рубашку, но целую".
 Менеджер: "Никаких проблем, я сейчас вам ее принесу".
 Вы получили то, что хотели.
 Ролевая игра №2
 Ситуация: теперь представьте себе, что вы посетили другой магазин, по соседству, владелец которого оказался брюзгой, грубияном, к тому же у него был не самый удачный день.
 Владелец: "Почему вы принесли это обратно?"
 Вы: "Карман порван".
 Владелец: "Это не моя вина, деньги я вам не верну, возможно, вы порвали его сами".
 Вы: "Сэр, я не рвал ее".
 Владелец: "Вы что, думаете, что можете приносить мне свои рваные вещи, а получать взамен новые?"
 Вы: "Пожалуйста, разрешите взять мне другую рубашку взамен этой. Спасибо".
 Обыграйте второй тип обмена, находясь под гипнозом. Это хороший тренинг для вас, повышающий вашу настойчивость.
 > Вежливо формулируйте ваши послания ("Сэр, я ее не рвал"), спокойно, беззлобно, не защищаясь.
 >• Вам необходимо иметь готовые решения ("Пожалуйста, разрешите мне поменять это") в таком виде, чтобы другому человеку было бы легко сделать то, что вы хотите.
 180
 Глава 11
  Учиться, учиться и еще раз учиться...
 Успех в школе зависит в той же мере от навыков общения, как и от навыков учебы. К счастью, и тот, и другой навык можно усовершенствовать в себе при помощи гипноза.
 Минимум, который вам необходимо знать
 Каждый из нас имеет свой стиль обучения. Определение вашего стиля поможет вам преуспеть в занятиях.
 Некоторые сообразительные люди плохо справляются с экзаменами, так как испытывают беспокойство. Гипноз может избавить вас от боязни экзаменов. Общение с одноклассниками и учителями - это необходимый навык для успешной учебы и работы. Этому можно научиться, а гипноз всегда может помочь вам.
 
 ТГ"
 Глава 12
 Работа в радость
 >
 В этой главе:
  Как получить и сохранить работу.
  Как представить свое дело другим людям.
  Как наслаждаться работой.
  Вы и ваши коллеги.
 Вы работаете, потому что вы обязаны работать? Или вы работаете потому, что любите свое дело? Жизнь кажется невероятно интересной, если каждое утро вы не можете дождаться, когда начнется рабочий день; день проходит очень продуктивно; вы возвращаетесь домой, переживая прошедшее, и с нетерпением ждете завтрашнего дня.
 Если вам не хватает такой жизни, вам может помочь гипноз, незначительная перемена в вашем отношении к работе, небольшая перемена в поведении, и вы тоже сможете сказать: "Я не могу поверить, что мне платят за такое приятное времяпрепровождение". Эта идея не нова, "нет ничего лучше для человека, чем умение радоваться своей работе" (Библия, Экклезиаст 3:22).
 Как устроиться на работу?
 Чтобы хорошо чувствовать себя на работе, вам нужно найти работу, подходящую для вас. Вы должны хорошо знать себя, свои способности и умения, свои предпочтения и индивидуальный стиль:
 183
 Часть 3 > Обновленный человек
 >• Вы предпочитаете быть лидером или последователем?
 >- Вы лучше чувствуете себя, работая в помещении или на улице?
 > Вы предпочитаете работать в группе или самостоятельно?
 > Вы любите планировать и организовывать или действовать по заданному
 плану?
 > Вы хотели бы, чтобы у вас были друзья и возможность общаться на работе, или вы предпочли бы выполнить свою работу и идти домой? > Вы предпочитаете разнообразие в работе или стабильную определенность?
 > Вам нравится работать дома или вы предпочли бы уходить из дома? > Вы предпочитаете гибкий или жесткий график работы? >• Вы можете начать работать при маленькой зарплате, которая в перспективе может сильно увеличиться?
 Задайте себе все эти вопросы до того, как решите пойти наниматься на работу. Не стремитесь устроиться на место, которое вам не подходит. Каждая компания имеет свою корпоративную культуру, каждый офис пропитан соответствующей атмосферой. Эта культура не изменится, вы не сможете их переделать под себя. Найдите такую рабочую обстановку, которая будет подходить вашим требованиям и сочетаться с вашим характером.
 Если вы работаете в большой компании, но вам не нравится ваша работа, поговорите с сотрудниками кадрового агентства. Дайте им знать, чего вы ищите Если вы ценный работник, они будут в вас очень заинтересованы и быстро найдут варианты.
 Перед собеседованием подготовьте о себе хорошую информацию, независимо от того, хотите ли вы занять другую должность в той ^ ^ компании, в которой работаете, или же вы
 устраиваетесь на работу в новую организацию. Узнайте все об этой вакансии и обоснуйте, почему вы именно тот человек, который должен занять эту должность. Перед собеседованием попробуйте обыграть свою роль. Попросите кого-нибудь - друга, члена семьи, гипнолога - задать вам следующие вопросы: > Зачем вам нужна эта работа? > Есть ли у вас соответствующие навыки? > Почему вас не устраивает ваше прошлое рабочее место? > Каких успехов вы хотите добиться в ближайшие два года? >• В чем ваши сильные стороны?
 Гипнословарь
 Нормы поведения, привычки служащих и руководства, правила и обычаи организации образуют корпоративную культуру Эта культура определяет систему требований и ожиданий в поведении и работе персонала
 184
 Глава 12 >• Работа в радость
 > В чем ваши слабые стороны? Что вы будете делать, если они вам будут существенно мешать в работе?
 Потренируйтесь отвечать на эти вопросы, подумайте, какие еще вопросы вам могут задать. Отвечайте на все вопросы уверенно, ясно и с улыбкой. Без лишних жестов, не проглатывая слова, не вставляя таких комментариев, как "вы знаете, что я имею в виду". Это будет генеральной репетицией предстоящего мероприятия. Пожалуйста, не отпускайте никаких шуточек во время собеседования и не принижайте никого, даже если ваш бывший начальник очень неприятная особа и не знает, как руководить компанией.
 Когда вы будете проговаривать необходимые фразы, пожалуйста, обратите внимание на слова, которые вы используете. Вместо фраз типа "Я был", "Я делал", - употребляйте те слова, которые отражают содержание вашей активности: "анализировать", "учить", "писать", "организовывать", "координировать". Приведенная группа слов динамична, в отличие от первоначальных фраз, которые подразумевают статичность. Это может пойти вам на пользу, ваш образ будет связан со значением этих энергичных, могущественных слов.
 Запишите на магнитофон репетицию беседы, потом прослушайте, отмечая моменты, которые вам будут резать слух. Измените то, что вам не понравится, и снова запишите беседу на магнитофон.
 Используйте самогипноз (см главы 24 "Вызывайте гипнотическое состояние самостоятельно" и 25 "Вы пишете свой сценарий"), чтобы погрузиться в \ легкий транс, а затем представить себя в следующих ситуациях:
 1. По дороге на собеседование.
 2. Встреча глазами с оппонентом.
 3. Пожатие рук
 4. Вы рассказываете четко и ясно о себе.
 5. Вы отвечаете на все вопросы.
 6. Вы владеете собой.
 После этого сделайте себе следующее внушение: я буду спокоен перед собе-'{седованием, во время и после него. И я получу работу, если буду соответство-\ вать требованиям.
 Гипноз поможет вам оставаться спокойным и собранным во время собесе-|дования. Очень важно пребывать в этом же уравновешенном состоянии и после собеседования, так как постоянные звонки возможному работодателю могут испортить вам даже удачно завершившееся собеседование. Было бы правильно, если бы вы отправили письмо менеджеру по персоналу, проводившему |г с вами собеседование, отблагодарив его за то, что он уделил вам время.
 Если вы согласны со следующими утверждениями, вам скорее нужно обра-| титься к гипнотерапевту, чем к самогипнозу: >- Я никогда не получу работу. > Никто не собирается нанимать меня.
 185
 Часть 3 > Обновленный человек
 > Я чересчур__________________. (Заполните пропуск любыми словами,
 которые вы обычно используете, чтсэбы принизить себя.)
 > Я не заслуживаю высокооплачиваемой работы.
 Я считаю, что вам необходимо пойти к гипнотерапевту, а не заниматься этим самостоятельно, так как если у вас ессть такие проблемы, возможно, кроме гипноза вам пошло бы на пользу пройтги курс психотерапии.
 Гипнотерапевт может помочь вам повысить уверенность в себе. Конечно, он тоже не волшебник. Если существует к;акое-то обоснование вашему пессимистическому настроению, значит, приняло время изменить что-то в своей жизни. Будьте честны с самим собой в tomi, кто вы есть и на что вы способны. Лучше признаться в том, что вы чего-то не :знаете, возможно, кто-то сможет вас научить или поможет вам научиться это!му самостоятельно. Если вы будете притворяться, что вы знаете все, вы никог/да ничему не научитесь.
 Есть одна история про такого притворяющегося человека, который организовал великолепный офис, и в первый день, когда у него еще не было клиентов, в приемную вошел человек. Желая произвести на него впечатление, мистер Хотшот взял трубку телефона и стал громжо разговаривать о сделках, о слиянии предприятий и о приобретении ценных бумаг. В конце концов он повесил трубку и обратился к своему гостю: "Могу ли я быть вам чем-нибудь полезен? ". "Да - ответил этот человек, - я здесь, чтсобы установить вам телефон".
 В кабинете у пипнолога
 Марк обратился к гипнологу с целью повысить уверенность в себе. Он сказал, что недостаточность этого качества препятствовала его продвижению по служебной лестнице. Сослуживцы заняли более высокие посты после последней переквалификации. Марк хотел, чтобы его скромность и нерешительность в разговорре сменились уверенностью и способностью активно общаться с коллегами. Перед тем каж приступить к гипнозу, я попросила его показать мне диплом и свидетельства, подтверждззющие его квалификацию. В них ничего не говорилось о его поведении и индивидуальном сттиле, но было множество замечаний о частых опозданиях на работу, отказах использовать новые технологии и оборудование, о его медлительности. Неуверенность в себе сидела в ннем очень крепко и глубоко; его работа просто не требовала от него иных качеств.
 Глава 12 > Работа в радость
 Вы устроились на работу, как ее сохранить?
 Гипноз поможет вам получить работу, а затем откроет дорогу к тому, чтобы ее сохранить, изучить новые способы работы и все прочее, что вам необходимо. Гипнотерапия может помочь понять, почему вы не способны держать себя и свою работу в руках, а гипнотическое внушение поможет вам выйти из замкнутого круга.
 Если вы служите на подходящей для вас должности в хорошей компании, при этом вы работаете не меньше и не больше остальных, возможная причина вашего шаткого положения - это ваша недостаточная обученность и недополучение некоторых специальных навыков. Ваш руководитель не может читать мысли. Вы сами должны узнавать о курсах переподготовки специалистов и о различных тренингах, призванных повысить вашу квалификацию и профессионализм. Кроме того, вам следует довести сведения о таких мероприятиях до начальства и уметь убедить их, что это нужно и вам, и им. Гипноз поможет вам развить уверенность в себе, а вместе с этим и способность убеждения.
 Чтобы помочь клиентам приобрести уверенность, соответствующую их рабочему месту, я провожу как минимум одну встречу, чтобы точно выяснить требования, которые предъявляются к ним, и их способность общаться с людьми. Мы применяем ролевую игру. На следующем сеансе я предлагаю таким клиентам следующие внушения, чтобы развить их способность хорошо говорить:
 > Вы будете точно знать, что сказать.
 > Вы будете точно знать, с кем об этом говорить.
 Вы начальник? Менеджер? Генеральный директор? Исполнительный ди-эектор? Главный бухгалтер? Ваших рабочих совершенно не будет интересо-ать, насколько вы осведомлены об их работе, пока они не почувствуют, что для вас это важно. Проявите интерес к работе ваших служащих и их идеям насчет рабочего дня и условий работы. По данным Департамента труда США, наиболее частая причина того, что люди уходят с работы, - это ощущение ненужности и того, что человека не понимают.
 Дон - владелец небольшой фабрики - был настолько не в курсе того, что ' делают подчиненные, что однажды пострадал от этого незнания. Как-то вечером молодой администратор фирмы застал его с листом бумаги в руках, стоящим перед бумагорезательной машиной, беспомощно взирая на нее.
 "Вы не могли бы мне помочь? - спросил Дон. - Я не знаю, как заставить эту машину работать, а мой секретарь попросил выходной на этот день".
 "Нет проблем", - сказал молодой администратор, включая машину и вкладывая в нее бумагу.
 "Спасибо, спасибо, - благодарил Дон. - Мне нужна только одна копия".
 Гипноз может развить ваши способности понимать других и сопереживать им. Эти качества помогут вам получать большую отдачу от рабочих. Когда вы
 187
 Часть 3 > Обновленный человек
 можете чувствовать то, что чувствуют ваши служащие, вы больше не воспринимаетесь как соперник - вы в одной команде. Во время гипноза вам может быть дана установка посмотреть на рабочих с другой точки зрения, увидеть в них людей, которые стараются для вашего же блага. Это поможет вам показать свою заинтересованность и понимание, что будет мотивировать людей лучше работать.
 Кроме того, это будет хорошим примером. Моделировать поведение и отношения с помощью личного примера - это прекрасный способ вдохновить служащих выполнять свои обязанности лучшим образом. Год назад я была консультантом в летнем лагере. Владелец лагеря - хорошо известный педагог и психиатр - патрулировал территорию, собирая разбросанный мусор. На вторую неделю нашего пребывания в лагере все мы и учащиеся колледжа очень увлеклись этим и все время наклонялись, чтобы поднять одну-другую обертку. На третью неделю жители нашего лагеря просто перестали мусорить, а если какой-то предмет начинал парить над землей, за ним немедленно объявляли охоту. Заметьте, никто никогда не произносил ни слова про мусор, беспорядок или что-нибудь подобное.
 Карл хотел набраться храбрости, чтобы противостоять своему боссу, который постоянно кричал и ругался. Мы отрабатывали всего одно предложение: "Пожалуйста, не надо со мной разговаривать в подобной манере".
 Оказалось, что Карл был готов сказать эти слова даже без поддержки гипноза, - и он действительно сделал это. Он позвонил мне через несколько дней и рассказал, что его босс был ошеломлен: "Я кричу на всех. Вы не можете это
 переносить?". Карл сказал: "Нет, я не могу этого больше терпеть". Начальник согласился прекратить кричать, и он до сих пор держит свое слово. Прямое обращение может быть очень простым и очень действенным.
 Гипнословарь
 Способ обучения, при котором люди формируют соответствующее поведение путем наблюдения за кем-нибудь, а затем повторения действий этого человека, называется моделированием Когда кто-то прививает себе новый способ поведения, чтобы научить других, он занимается моделированием.
 Публичные выступления
 Политики и торговые агенты могут обратиться к помощи гипноза, чтобы оставаться "на высоте" в течение выступления, чтобы их речь была яркой и впечатляющей Люди помогающих профессий, как правило, наоборот, хотят успокоительного эффекта от гипноза, придания голосу мягкости и умиротворяющего воздействия. Всем, кто работает с людьми, общается с ними или выступает где-либо, нужны помощь и поддержка.
 188
 Глава 12 > Работа в радость
 Наиболее эффективные гипнотические сценарии, которые я предлагаю лю-ррм, выступающим на собраниях или проводящим презентации, следующие:
 Сценарий № 1
 Пожалуйста, представьте себя сидящим за столом переговоров. Кроме себя вы видите еще нескольких людей. Они смотрят на вас и ждут, когда вы начнете свою речь. Пожалуйста, посмотрите на себя Вам нравится, как вы выглядите. Вы создаете впечатление уверенного в себе человека. Вы спокойны. Теперь понаблюдайте за тем, как вы начинаете вести беседу. Вы точно выражаете свои мысли. Вы ясно изъясняетесь. Послушайте, как вы рассказываете о своих идеях. Вы Победитель! В течение всей встречи вы чувствуете себя совершенно спокойно и уравновешенно.
 Сценарий № 2
 Представьте себя готовящимся выступать перед большой аудиторией. Пожалуйста, смотрите, как вы идете по направлению к сцене. Отметьте, что ваши шаги легки. Вы чувствуете себя в безопасности. Вы чувствуете себя комфортно. Вы хорошо подготовлены. Вы глубоко знаете проблему; вы выполнили свое домашнее задание. Приближаясь к трибуне, вы чувствуете себя все более умиротворенным. Вы рады использовать эту возможность обратиться к аудитории. Следите за собой и слушайте, как вы говорите. Вы говорите все, что нужно сказать. Вы говорите хорошо, спокойно и расслабленно. Вы получаете удовольствие. Вы продолжаете рассказывать легко и искренне. Вы говорите понятно. Вы думаете о том, о чем рассказываете, а не о себе. Ваше выступление - это все, что имеет значение в данный момент. Когда вы смотрите в аудиторию, то видите, что все внимательно слушают ваши идеи. Вы великолепный оратор: спокойный, невозмутимый, собранный и интересный для слушателей.
 Сценарий № 3
 Теперь вам будет легко устанавливать связь с аудиторией Вам будет нравиться выступать перед людьми. Вы хороший оратор. Вы ясно и понятно излагаете свои идеи. Вы совсем не нервничаете. Наоборот, вы спокойны и легко сосредотачиваетесь. Вы хорошо проводите время. Вы великолепный оратор. Вы не будете упускать возможность поделиться своими идеями с другими, возможность поговорить перед аудиторией.
 Вам удается выступление, когда вы хорошо знаете материал и так же хорошо знаете аудиторию. Чтобы мои клиенты это усвоили, я рассказываю Ам о человеке, который звонит домой своей жене, и его домработница сообщает ему, II что жена принимает посетителя у себя в спальне.
 В
 189
 Часть 3 > Обновленный человек
 "Кто он?" - спрашивает обезумевший муж.
 "Ее обычный гость, навещающий ее по вторникам", -отвечает домработница.
 "О, нет! И сколько это уже продолжается?" - спрашийет муж.
 "Около шести месяцев по вторникам. Гость, который п>иходит к ней в четверг, стал появляться только последние несколько недель"
 "Я не могу этого перенести. Вы знаете, где я храню cboi пистолет?"
 "Да, сэр, я знаю".
 "Идите, достаньте его, пройдите в спальню и застрелит? их обоих".
 "Выуверены, сэр?"
 "Да, я подожду, пока вы это сделаете, после вернитесь t телефону".
 Через несколько напряженных минут домработница возвращается к телефону:
 "Все кончено, что мне сделать с пистолетом?"
 "Выйдите на задний двор и выбросите его в бассейн".
 "В бассейн? ? ? Но у нас нет бассейна".
 "Что? Это 769-4...?"
 Наслаждайтесь собственной работой
 Вы скромный? Скромность сильно отличается от недостатка уверенности в себе. Возможно, что у вас есть оба этих качества, но это крайне необычно. Некоторые люди скромны, у некоторых нет уверенности в себе, у некоторых есть обе эти характеристики, а у некоторых нет ни одной. Робость - это врожденное свойство, с которым вы можете работать и его преодолеть, если вы этого хотите. Некоторые люди принимают свою скромность, й у них нет никаких проблем с тем, что они ведут себя застенчиво. Быть сдержанным - это вполне цивилизованный вид поведения. Хотя иногда вы можете стесняться попросить о чем-то, в чем нуждаетесь. В этом случае включите следующие установки в текст вашего гипнотического внушения, чтобы преодолеть стеснительность:
 > Говорите "привет" по крайней мере одному человеку в день.
 >• Улыбайтесь и кивайте как минимум двум людям в день.
 > Делайте людям комплименты в чем-то, что вам в них нравится.
 > Каждый день спрашивайте незнакомца: "Который час?".
 > И один раз в неделю спрашивайте незнакомца, как пройти.
 Выполнять задание второй раз всегда оказывается легче, чем первый. Выполняйте пять установок, которые я вам только что дала, и через несколько месяцев они станут для вас естественными.
 Вам не хватает уверенности в себе? Уровень вашей уверенности может подниматься и опускаться в зависимости от вашего окружения и условий, в которых вы в каждый конкретный момент находитесь. Обучение новым навыкам
 190
 Глава 12 > Работа в радость
 Будьте внимательны
 Иногда сложности при выполнении какого-то дела впервые возникают при неспособности сделать его хорошо, и вы чувствуете себя новичком. Если из-за несдачи экзамена на водительские права вы будете чувствовать себя дискомфортно, вы скорее потратите деньги на школу вождения, чем на гипнолога или психотерапевта. После того как вы получите уроки вождения, чувство неуверенности у вас исчезнет. Если нет, это уже значит, что нужно искать помощь где-то еще.
 увеличивает уверенность в себе. Гипноз может помочь вам приобрести новые умения. Также вы можете использовать гипноз, чтобы развить мотивацию ходить на курсы, выполнять необходимые задания и учиться, учиться, учиться. Старайтесь все, что вы делаете, делать с усердием. И у вас повысится уверенность в себе.

<< Пред.           стр. 10 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу