<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Технологии маркетинга универсальны для многих сфер человеческой деятельности, в частности, для системы здравоохранения, активно использующей в современных условиях развития общества экономические рычаги управления отраслью. В тоже время, отраслевая и профессиональная специфика деятельности накладывает свой отпечаток на технологию маркетинга: не меняя его сущности вносит и сохраняет специфичность поведения системы в конкретный социально-экономической структуре. В полной мере этим условиям отвечает логика сохранения архитектоники модели маркетинговой системы и законов взаимосвязей элементов, ее составляющих, с трансформацией этих элементов в характеристики, описывающие частную систему маркетинга медицинских услуг.
 Подобные соотношения категорий медицинской деятельности с элементами и характеристиками модели маркетинговой системы услуг представляются следующим образом (таблица 2):
 
 Таблица 2.
 Элементы и характеристики модели маркетинговой системы услуг Элементы и характеристики
 Медицинской деятельности маркетинговой (рыночной) системы здравоохранения Фактор внешней среды Медико-социальная проблема Нужда Отсутствие нормы, здоровья
 (характеризуется болезнью) Потребность Необходимость (потребность)
 в медицинской помощи Спрос Востребование (покупка)
 медицинской процедуры Предложение Врачебные медицинские
 рекомендации Деятельность Виды врачебной деятельности Квалификация Уровень профессиональной врачебной подготовленности Потребитель Пациент (клиент) Производитель Врач Сделка Целевая функция взаимоотношения врача и пациента (цель) Услуга Медицинская услуга Стандарт Медицинский стандарт Экономическая группа Медико-экономическая группа (МЭС) Потребительская группа Клинико-диагностическая группа (КДГ) Профессиональная группа Медико-профессиональная группа (МПГ) Стоимость услуги Стоимость
 медицинской процедуры Случай обслуживания Случай медицинского обслуживания (СПО - случай поликлинического обслуживания, СГО - случай госпитального обслуживания) Процедура Медицинская процедура Эффективность Результат достижения цели Рассматривая модель маркетинговой системы как базисную, сохраняя логику связей элементов ее составляющих, используя полученные приведенные соотношения элементов и характеристик - перейдем к построению формализованной модели медицинской деятельности маркетинговой системы.
 Адаптация модели системы маркетинга услуг к частным специфическим условиям системы здравоохранения, сохраняет основополагающие соотношения элементов и категорий и позволяет получить условную модель медицинской деятельности системы рыночных отношений (Рис.27).
 
 Рис.27. Модель медицинской деятельности маркетинговой системы здравоохранения
 
 Предложенный методологический подход нахождения соответствия между фундаментальными элементами концептуальной модели системы маркетинга и элементами, характеризующими конкретную социально - экономическую структуру, функционирующую в поле рыночных отношений, позволяет в прикладном плане реализовать вскрытые закономерности системного взаимодействия этих элементов, которыми определена частная маркетинговая структура.
 Изучение и анализ функциональной зависимости элементов, полученной модели медицинской деятельности маркетинговой системы, позволяет выделить в ней характерные уровни и описать специфичность взаимодействия ее составляющих.
 
 Глава 2. Стандартизация как метод управления маркетинговыми системами.
 Уровни стандартизации в модели маркетинга
 
 Цель изложения
 Вскрыть сущность стандартизации, как одного из основных методов управления маркетинговыми системами. Выделить и охарактеризовать условные уровни стандартизации в модели системы маркетинга медицинских услуг.
 
 Теоретическая часть
 В реализации системы специфических методов и приемов прикладного значения, при помощи которых на практике обеспечивается защита интересов потребителя услуг, достигается их необходимый объем и соответствующее современному уровню развития общества качество - особое место отведено стандартизации.
 Учитывая объективность экономических законов при управлении отраслью либо учреждением, предоставляющими услуги в поле рыночных отношений, к основным задачам системы стандартизации можно отнести следующие: 1) достижение и поддерживание соответствующего современным реалиям, уровня производства и предоставления конкретного вида услуг; 2) постоянное динамическое повышение качества предлагаемых услуг; 3) обеспечение надлежащего качества предоставляемых населению услуг.
 Противоречия и сложности государственного управления и регулирования деятельности маркетинговых структур административными методами, особенно на региональном и учрежденческом уровнях, в определенной степени разрешимы при реализации задач стандартизации.
 Организация системы стандартизации предполагает решение основных задач в рамках определенных направлений:
 научно-методологического обоснования стандартизации как системы;
 нормативного обеспечения системы стандартизации;
 организационно-технических мероприятий.
 В настоящее время не вызывает сомнения исследователей, что стандартизация это многоуровневая система, которая должна отвечать и подчиняться определенным принципам.
 В ряде прочих проблем стандартизации, исследователями недостаточно полно раскрыта сущность функциональной и параметрической взаимосвязи стандартизируемых элементов рыночных системы, измеряемых параметров ее элементов, и, наконец, их оптимально очерченного соответствия.
 По нашему мнению, недостаточно вооружить практиков управления социально-экономическими системами, законодательно утвержденными нормативными документами по стандартизации, недостаточно обеспечить прикладную деятельность в рамках принятых стандартов - необходимо в многообразии и множестве возможных сочетаний параметрических характеристик, реализованных стандартов, вскрыть уровни их оптимального соответствия с точки зрения целесообразности, эффективности, экономичности.
 Актуальность реализации заявленного методологического подхода в немалой степени связана с тем, что в частности, производитель и потребитель услуг, становятся субъектами рыночных отношений, а деятельность в таких взаимоотношениях приобретает ярко выраженную маркетинговую сущность. Именно высокая степень формализации экономических составляющих маркетинговых систем трактует адекватную степень формализации и других элементов рыночной системы на любом из ее структурных уровней. Возникает насущная необходимость наличия однозначно описанных и однозначно измеряемых параметров, как самих стандартизированных элементов системы, так и состояний, характеризующих функции этих элементов.
 При таком подходе возможна реализация управленческих функций не только в плане соблюдения параметров, установленных стандартом, но на уровне системы в целом, на уровне учреждения либо на уровне конкретного случая взаимоотношений производителя и потребителя, и может быть обеспечена оптимальными средствами и технологиями конкретная целевая функция системы (стандарт цели).
 Объективность предлагаемого методологического подхода к проблеме стандартизации, в частности, медицинской деятельности в маркетинговых системах здравоохранения, вытекает из логического предположения, что все элементы социально-экономических систем рыночных отношений находятся в определенной закономерно-универсальной зависимости и такая система в целом может быть представлена и описана определенной моделью.
 Принимая открытую и описанную модель медицинской деятельности в поле маркетинга медицинских услуг как форму и инструмент в поисках метода системного подхода, в частности, к экспертизе качества медицинской помощи (КМП), удается снять определенные противоречия при решении вопросов стандартизации в здравоохранении. Модель позволяет выделить условные уровни стандартизации (рис.28).
 Так, исследование модели помогает обозначить конкретные точки в системе предоставления соответствующих услуг в приложениях, к которым обеспечивается доказательное применение конкретного вида стандартизации.
 Как видно из анализа модели уровень лицензирования и аккредитации определяет направление стандартизации и экспертной оценки услуги по материальной и кадровой структуре ее оказания (медицинская услуга, медицинский технологический стандарт, потребность в медицинской помощи и ее возможное обеспечение кадрами - профессиональная группа, материалами - диагностическая группа, финансовыми ресурсами - экономическая группа).
 Уровень личностных (деонтологических) характеристик в частности предопределяет стандартизацию и форму экспертизы по степени удовлетворенности клиентов и, что не мало важно, удовлетворенности производителя услуг своей деятельностью. В рамках этого уровня реализуется возможность описания морально-этических характеристик и требований предъявляемых к субъектам маркетинговых отношений.
 Экономический уровень соответствует оценке качества по оптимуму стоимостных характеристик проведенных процедур, адекватных потребной услуги.
 Технологический уровень в некотором роде предопределяет подход к стандартизации и экспертизе по степени и соответствию технологии труда определенным стандартам.
 Наконец уровень результативности наряду с поиском объективных характеристик качества предоставленных услуг не исключает прием, принятый именоваться "экспертным методом".
 Отдельному изучению подлежат характеристики условно обозначенного проблемного уровня. Факторы внешней среды, в частности, медико-социальные проблемы, являющиеся основополагающим в порождении человеческих нужд и потребностей в равной степени должны рассматриваться как равноправные объекты стандартизации наряду с прочими составляющими системы.
 Таким образом, адаптируя полученную модель к системе здравоохранения и проведя соответствующий анализ, наряду с логическим соотношением элементов модели, удается выделить семь условных уровней стандартизации деятельности в поле рыночных отношений:
 проблемный;
 лицензионный;
 аккредитационный;
 личностных отношений (деонтологический);
 экономический;
 технологический;
 результативности.
 Наполнение всех составляющих элементов модели разработанными и принятыми классификационными параметрами, нормативно предписанными в соответствии со стандартами, соотнесение их с реальными уровнями и между собой в принципе позволяют получить интегрированные характеристики выполнения "целевого стандарта" производственной деятельности.
 Предлагаемый методологический подход, кроме того, позволяет разработать высоко формализованные, относительно однозначные критерии и требования к условиям и методам предоставления процедур по удовлетворению спроса на услугу; в принципе приближает к обеспечению метрологического контроля квалиметрическими методами; помогает нахождению объективного механизма оценки эффективности функционирования маркетинговых систем услуг.
 Наконец, сопряжение данной модели системы маркетинга услуг либо ее отдельных блоков с методами передовых компьютерных технологий, в частности современными средствами имитационного моделирования, в принципе позволяют обеспечить поиск наиболее оптимальных моделей системы, в которых достигается научно обоснованное оптимальное соотношений параметров различных элементов и различных параметров стандартизации.
 
 Глава 3. Уровни правовой оценки взаимоотношений субъектов маркетинга на примере системы здравоохранения
 
 Цель изложения
 Показать использование концептуальной модели маркетинговой системы в выделении определенных уровней правовой оценки деятельности в поле рыночных отношений, очертить некоторые характеристики таких оценок и возможные точки их приложения.
 
 Теоретическая часть
 Правовое регулирование производственной деятельности в маркетинговых структурах является одной из актуальных задач, решение которой позволит обеспечить адекватное управление социально-экономическими системами рыночных отношений.
 В сфере экономических проблем здравоохранения научные исследования последних лет, пройдя путь акцентирования внимания на маркетинговой (рыночной) деятельности лечебных учреждений, закономерно начинают дополняться исследованиями, характеризующими морально-этические, личностные, деонтологические взаимоотношения пациента и врача.
 В поставленной проблеме рационально выделить три условных направления в подходах к проводимым исследованиям.
 Первое - рассмотрение проблем в сфере, очерченной категориями "гражданин-пациент". Реализация данного направления представлена в работах, вскрывающих суть концептуальных подходов и прикладного опыта к созданию моделей защиты прав граждан Российской Федерации в области здравоохранения и в частности прав застрахованных.
 Второе - направление исследований во главе угла ставящих категории "гражданин-врач". Это проблемы гражданского и уголовного законодательства, которыми очерчивается определенная ответственность профессиональной медицинской деятельности.
 И, наконец, третье направление, рассматривающее проблемы взаимоотношений пациента и медицинского работника, в частности врача. Именно суть последнего направления во все периоды функционирования отечественного здравоохранения имела преимущественное значение. И вопросам этических и правовых норм этих взаимоотношений всегда отдавалось предпочтение.
 Внесение в отечественную систему здравоохранения элементов рыночных (маркетинговых) отношений, в частности введение обязательного медицинского страхования (ОМС), закономерно дополнили характеристики взаимоотношений врача и пациента такими понятиями как производитель медицинских услуг и потребитель медицинской помощи. Таким образом, морально-этические взаимоотношения врача и пациента наполнились правовыми отношениями производителя и потребителя. Степень соотношения комплекса характеристик этих качественно новых взаимоотношений настолько расплывчата и научно не определена, что позволяет с одной стороны неправомерно превозносить роль рыночных взаимоотношений врача и пациента, с другой - принижать ту сторону взаимоотношений, в которых не присутствует элемент экономической, маркетинговой целесообразности.
 Закономерное дополнение и изменение характеристик, определяющих традиционные взаимоотношения врача и пациента, требуют определенной правовой регламентации медицинской деятельности в системе маркетинга медицинских услуг.
 Как было указано выше, врач, как субъект системы маркетинга медицинских услуг характеризуется определенными элементами среди которых индивидуальные человеческие качества врача и пациента являются составляющими. Понятно, что личностные качества оказывают определенное влияние на функционирование маркетинговой системы медицинских услуг.
 К элементам, характеризующим врача как субъекта маркетинговой системы медицинских услуг, отнесены следующие:
 цель врачебной деятельности;
 медико-профессиональная группа;
 заработная плата;
 расценка врачебного труда;
 медицинский стандарт;
 медицинская процедура;
 медико-диагностическая группа;
 случай медицинского обслуживания.
 Рассматривая врача, в качестве субъекта системы маркетинга медицинских услуг, правомерно его профессиональные действия и личностные поступки во взаимоотношениях с пациентом связать с а) предложениями медицинских услуг, б) определенной врачебно-профессиональной квалификацией и в) конкретной деятельностью.
 Именно предложения, квалификация и деятельность в маркетинговой системе медицинских услуг могут являться условными разграничителями в оценках правовых отношений между врачом и пациентом.
 Врачебные предложения в предоставлении медицинских услуг регламентируются системой лицензирования, стандартизации и аккредитации.
 Врачебные квалификационные характеристики и, в определенной степени, социально-психологические и морально-этические аспекты, также могут быть определенны относительно четкими правовыми и юридическими понятиями и терминами, а, следовательно, и правомерно оцениваться.
 Наконец, в медицинской деятельности, которая, являясь в своем роде производной от предложений, адекватных потребностям пациента и соответствующей врачебной квалификации, могут быть даны объективные определения таким понятиям, как "врачебная ошибка", "неблагоприятный исход", "несчастный случай", "ятрогения", т.е. определены четкие разграничения виновных и естественных рисков.
 Интегрируя вышеприведенное в модели маркетинговой системы услуг, выделяются условные уровни правовой оценки предложений, взаимоотношений и деятельности в системе удовлетворения потребностей и спроса (рис. 29).
 
 Область правовых оценок рекомендаций медицинской помощи включает в себя установления степени соответствия между состоянием пациента и отнесением его к соответствующей медико-диагностической группе; рекомендуемыми медицинскими услугами и адекватными медицинским стандартом; рекомендациями медицинской помощи в рамках профессиональной группы, регламентированной соответствующей степенью системы аккредитации.
 Область правовых оценок врачебной квалификации включает соответствие целевых установок пациента и врача по предоставлению медицинских услуг квалификационной категории и уровню адекватного вознаграждения.
 Область правовых оценок врачебной деятельности - это соответствие технологий предоставления медицинских процедур в наборе конкретных единиц врачебного труда с конкретным случаем обслуживания и адекватного вознаграждения.
 Правовая оценка врачебной деятельности на любом из выделенных уровней (рекомендаций, квалификации, деятельности) прежде всего, сводится к установлению некоторых определенных, с точки зрения законодательства, критериев.
 Модель маркетинговой системы медицинских услуг позволяет выработать критерии в применении к формализованным элементом маркетинговой системы, с определенной степенью ранжировать эти критерии внутри каждого из элементов и соотнести их друг с другом.
 Таким образом, имея определенный эталон данных элементов, законодательно очерченный, возможно соотнести его с фактическими врачебными предложениями либо действиями и определить степень соответствия их выполнения.
 Заключая настоящую главу, сделаем вывод, что рассмотрение и использование концептуальной модели маркетинга методологически позволяет свести в логическую систему возможные характеристики правовой оценки производственной деятельности с поле рыночных отношений.
 Глава 4. Концепция моделирования финансовой сферы маркетинговых систем
 Цель изложения
 Изучить и представить на примере системы здравоохранения движение финансовых потоков в модели маркетинга, охарактеризовать формы и методы оплаты услуг и оценки труда производителя, вскрыть экономическую сущность соотношения спроса и предложений.
 
 Теоретическая часть
 Изучение экономической эффективности систем здравоохранения, поиск моделей оптимального функционирования лечебных учреждений - является одной из актуальных проблем социально-гигиенических исследований.
 Усложняет решение очерченной задачи условие объективного ограничения финансовых возможностей государства и населения, а так же жесткие требования рационального расходования ограниченных финансовых средств.
 Нахождение, научное обоснование и применение наиболее оптимальных моделей оплаты медицинской помощи, в частности, разработка и апробация критериев и способов сочетания методов оплаты врачебного труда в соответствии с критериями качества медицинской помощи и состояния здоровья населения - крайне актуальная задача оптимизации функционирования систем медицинского страхования с точки зрения экономики.
 Решение данной проблемы находится на острие исследований в области социально-гигиенической науки не только в России, но и в ряде стран, казалось с традиционно экономически устойчивыми системами здравоохранения. Спектр внимания в решении обозначенной проблемы все более переносятся с общегосударственного уровня на уровень конкретного лечебного учреждения, что позволяет, с одной стороны, решить проблему экономичного использования средств в конкретном медицинском учреждении, с другой - найти то общее, что объединяет деятельность всех лечебных учреждений на пути экономически оптимального функционирования. Вместе с тем, подобный подход вовсе не исключает поиска моделей оптимального функционирования здравоохранения, как социально - экономической системы в целом.
 Исследования показывают, что в поле рыночных отношений существует довольно широкий спектр способов оплаты услуг и оценки врачебного труда. Выбор из них оптимальных - довольно не простая задача, как может показаться на первый взгляд.
 Экономической сущностью, объединяющей все без исключения современные системы здравоохранения, функционирующие на основах медицинского страхования населения, являются технологии, основанные на маркетинговых отношениях. Именно это положение необходимо учитывать при поиске оптимальных способов оплаты медицинских услуг, финансирования лечебных учреждений, стоимости врачебного труда и, в частности, при исследовании уровней и движений финансовых потоков в системах здравоохранения.
 Открытая и описанная модель рыночной (маркетинговой) системы здравоохранения наряду с выявлением некоторых закономерностей социально - экономических структур типа "спрос - предложение", позволяет осмыслить методологические подходы, концептуально обосновать точки приложения способов оплаты медицинской помощи и врачебного труда.
 На рисунке 30 приведен фрагмент модели маркетинговой системы медицинских услуг с категориями и характеристиками, описывающими прикладную сторону медицинской деятельности.
 Характеристиками элементов модели и вскрытием некоторых закономерностей их взаимосвязей представляется возможным системно описать определенные финансово-экономические функция маркетинговой системы медицинских услуг.
 Рис.30. Фрагмент модели медицинской деятельности маркетинговой системы с элементами, характеризующими финансово-экономические функции
 Тонированными желтым цветом элементами на рисунке модели диалектически объединены и разграничены функции оплаты за медицинскую помощь и собственно оплата медицинского (врачебного) труда.
 Финансовый поток оплаты за медицинскую помощь является входящим в маркетинговую систему. Этот поток формируют элементы левой половины модели.
 Финансовое покрытие издержек медицинской деятельности (возмещение расходов), в частности оплата врачебного труда, в модели маркетинговой системы характеризуется исходящим финансовым потоком, который логически описывается элементами правой половины модели.
 Подобный подход позволяет соотнести входящий и исходящий финансовые потоки, т.е. объективно охарактеризовать экономическую рентабельность маркетинговых систем медицинских услуг, тем самым дистанцируясь от других возможных и не менее существенных характеристик целесообразности предоставления медицинской помощи.
 Два финансовых потока на уровне пациента и врача детерминированы осевыми элементами модели: цель, случай медицинского обслуживания, медицинские технологии, эффективность. Остальные логические пары элементов двух потоков связаны между собой опосредованно.
 Учитывая изложенное, сделаем предположение, что именно в поле целевой функции медицинской помощи, случая медицинского обслуживания, медицинских технологий и эффективности представляется возможным описать и корректно соотнести финансовые характеристики пациента и врача. По всей вероятности, именно эти элементы характеризуют диалектическое единство и функционально соотносят оплату медицинской услуги, финансовые интересы врача и качество медицинской помощи.
 Исследование элементов модели и их взаимосвязей позволяет выделить и последовательно описать все возможные способы оплаты в системах здравоохранения рыночных отношений.
 В маркетинговой системе медицинских услуг приоритетность расчета за предоставленную медицинскую помощь по фактору целевой функции характеризует гонорарный способ оплаты. Так за одну и ту же медицинскую процедуру (к примеру, врачебную консультацию) при гонорарном способе оплате может быть заплачена разная сумма. Гонорарный способ реализуется на уровне пациента и врача, как субъектов маркетинговой системы при осуществлении сделки либо после удовлетворения спроса. Гонорарный способ лишь относительно характеризует стоимостные затраты предоставленной медицинской помощи. Способ этот в большей степени несет в себе индивидуальные, личностные взаимоотношения пациента и врача. Уровень средств передаваемых и получаемых при гонорарном способе в определенной степени зависит от благосостояния пациента, его индивидуальности. При гонорарном способе оплаты критерии эффективности в большей степени окрашены субъективными характеристиками. В гонорарном способе расчета помимо чисто маркетинговых функций заключены и могут быть реализованы другие формы взаимоотношений: обмен, благотворительность и пр.
 Приоритетность принципа оплаты по конечному результату характеризуется в модели маркетинговой системы медицинских услуг категорией эффективность. Данный элемент непосредственно соотносит в модели медицинскую процедуру с единицей врачебного труда, вторично этими элементами связан с финансовыми характеристиками: стоимостью медицинской процедуры и расценкой труда. Именно эта специфичность (опосредованная связь со стоимостными характеристиками) при многообразии целей медицинских услуг не позволяет получить четких общепризнанных и согласованных критериев экономической эффективности предоставления медицинской помощи.
 Исследование модели позволяет предположить, что поиск оплаты медицинской помощи в поле рыночных отношений может быть осуществлен по фактору использования медицинских технологий.
 И, наконец, в случае медицинского обслуживания, концентрируются целевые и субъективные интересы пациента и врача, соотносятся в спросе на медицинскую услугу и во врачебной деятельности стоимостные характеристики процедуры и врачебного труда. Случай медицинского обслуживания несет в себе медицинскую процедуру и единицу врачебного труда. Адекватность технологий позволяет оценить эффективность медицинской помощи в конкретном случае обслуживания.
 Рассмотрим по отдельности характеристики входящего и исходящего финансовых потоков в маркетинговой системе медицинских услуг.
 Уровень входящего финансового потока в маркетинговую систему медицинских услуг характеризуется категориями: а) уровень благосостояния пациента, б) спрос на медицинскую услугу, в) медицинские технологии.
 Исследование модели показывает, что система стремится к предоставлению эффективных медицинских технологий, соответствующих определенному уровню благосостояния пациента. Именно спрос на медицинскую услугу диалектически уравновешивает экономические характеристики, заключенные в элементах маркетинговой системы "благосостояние" и "технология оказания медицинской помощи".
 Медицинские технологии являются прямой функцией благосостояния.
 Подобная закономерность позволяет заключить, что существует множество уровней модели маркетинговой системы по удовлетворению одного и того же вида спроса и целевого его удовлетворения адекватными, но различными технологиями, разными видами врачебной деятельности, специалистами различной квалификации. Понятно, что в таких системах порядок финансовых потоков будет разным и, при всех равных составляющих, эффективность будет определяться экономические характеристики
 В модели маркетинговой системы уровень входящего финансового потока по степени оплаты за предоставленную медицинскую помощь характеризуется следующими категориями:
 уровнем платежеспособности,
 рангом медико-экономической группы,
 числом медицинских процедур,
 числом случаев медицинского обслуживания,
 числом единиц врачебного труда,
 критериями эффективности оказания медицинской помощи,
 личностно-индивидуальными качествами пациента.
 
 Приоритетное использование того либо иного элемента в поисках оптимизации оплаты медицинской помощи может обозначить соответствующий способ оплаты медицинской помощи в маркетинговой системе медицинских услуг.
 Уровень платежеспособности в частном случае может характеризоваться, так называемыми, подушевыми нормативами финансирования здравоохранения. Подушевое финансирование по сути своей не относится к классическим способом оплаты в системах рыночного функционирования. В лучшем случае, с помощью этой характеристики устанавливается мера платежеспособности в определенной системе здравоохранения. Подушевой норматив позволяет ввести в любую из систем взаимоотношений пациента и врача своего рода ограничения (лимит) возможного поступающего финансового потока. В маркетинговой системе медицинских услуг прикладное использование подушевого норматива, по сути, ограничивает самоорганизацию этой системы.
 Способ оплаты по медико-экономическим группам в принципе адекватен способу оплаты по установленным тарифам медицинских услуг в соответствии с клинико-статистическими группами, связанными с денежным выражением себестоимости затрат материальных и трудовых ресурсов. В прикладном плане данный способ оплаты реализован на базе широко известных диагностически связанных групп, в частности ARG.
 Исследования показывают, что динамический спрос на медицинскую услугу и тариф, характеризующий экономическую группу, находятся в обратной зависимости. К тому же жесткая привязка диагностически связанных групп к медицинскому стандарту делают экономическую группу, как категорию маркетинговой системы, "консервативным" элементом.
 Способ оплаты медицинской помощи по числу процедур в поле маркетинга является наиболее корректным с точки зрения прикладной простоты расчета и контроля экономических затрат. Именно вид, число и стоимость медицинских процедур являются прямыми характеристиками спроса. Но прямая линейная зависимость этого способа оплаты от стоимости медицинской процедуры и оплаты врачебного труда делает его интенсивным, крайне затратным и, по сути, экономически не рентабельным.
 Оплата по числу единиц врачебного труда является своеобразной разновидностью способа оплаты по числу медицинских процедур. В частности, единицей врачебного труда в амбулаторно-поликлиническом учреждении являться обобщенное врачебное посещение, включающее в себя набор определенных процедур. Подобный подход, а следовательно и логика аналогичных достоинств и недостатков присуща способу оплаты медицинской стационарной помощи по числу койко-дней. Эти способы оплаты заключают в себе недостатки, присущие способу оплаты по числу медицинских процедур.
 Наконец, пациент как субъект маркетинговой системы вправе реализовать индивидуальный способ оплаты востребованной медицинской помощи, лишь условно связывая сумму платежа с затратами.
 В исходящем финансовом потоке модели нами исследуется категория заработная плата, т.е. вознаграждение врача. В модели маркетинговой системы ее описывают три основные характеристики: а) квалификация врача, б) врачебная деятельность, в) медицинские технологии.
 В модели элемент врачебная деятельность уравновешивает квалификацию и технологию предоставления медицинской помощи. Увеличение доли заработной платы в объеме финансовых издержек характеризуется увеличением "веса" квалификации соответственно технологиям, и наоборот - простота технологий требует меньшей квалификации, а следовательно и меньших затрат на их использование и соответственно формирует меньшую долю заработной платы.
 В маркетинговой системе категория заработная плата характеризуется и в принципе может быть установлена по следующим элементам:
 уровню врачебной квалификации,
 уровню профессиональной группы,
 единицам врачебного труда,
 числу случаев медицинского обслуживания,
 числу предоставленных медицинских процедур,
 критериям эффективности оказания медицинской помощи,
 личностно-индивидуальным качествам врача.
 Как показывает исследование модели, при оплате труда по расценкам и числу врачебных единиц система стремится либо к увеличению единиц врачебного труда с уменьшением числа медицинских процедур, либо при оптимальном количестве единиц врачебного труда - к увеличению числа медицинских процедур с большей стоимостью.
 Противоречие между медицинскими процедурами и единицами врачебного труда в определенной степени снимается в случае обслуживания, который с одной стороны характеризуется выполнением целевой функции, с другой - степенью эффективности медицинской помощи.
 Соотнесение результатов исследования и испытаний построенной модели системы маркетинга медицинских услуг с реальной деятельностью лечебно - профилактических учреждений, функционирующих в условиях обязательного медицинского страхования, не выявило принципиальных противоречий.
 Так в практике введенных в России моделей обязательного медицинского страхования преимущественный способ оплаты поликлинической помощи - оплата за отдельные услуги (посещения), стационарной - по числу выполненных лечебно-профилактическим учреждением койко-дней, т.е. медицинские учреждения в условиях рынка и не сформированной системы ограничений вполне логично избирают интенсивный способ заработка.
 Представленный опыт моделирования финансовой сферы в маркетинговой системе медицинских услуг позволяет заключить, что в условиях рынка существует относительно широкий спектр способов оплаты медицинской помощи и денежной оценки врачебного труда.
 Приоритетный выбор одного из способов оплаты услуг либо оценки труда производителя в маркетинговых системах зависит от конкретной цели, которая ставится при управлении такими системами.
 По всей видимости, в маркетинговых системах услуг проблема детерминированных связей экономических показателей деятельности производителя за предоставленные процедуры, а так же оптимизация их соотношений, может быть успешно решена только на системной уровне.
 Решению данной задачи, в методологическом плане системного подхода, помогает использование концептуальной модели маркетинга.
 Раздел III ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА УСЛУГ
 Глава 1. Блок-схемы имитационной модели и алгоритм взаимодействия элементов маркетинговой системы услуг
 Цель изложения
 Представление и совершенствование навыков формализации производственной деятельности, как одного из методов на пути моделирования маркетинговой системы услуг. Логика построения блок-схем имитационной модели маркетинговой системы услуг.
 
 Теоретическая часть
 Обеспечение методологических подходов поиска и применения современных форм и методов формализации производственной деятельности, построение и изучение возможных моделей маркетинга не должны заслонять от исследователей приоритетной сущности любой деятельности - взаимоотношений потребителя и производителя.
 Изменения, происходящие в отраслевых системах, внедрение методов и форм рыночных отношений в сферу традиционного предоставления услуг по-новому вскрывают проблему морально-этических и нравственных характеристик производственной деятельности.
 Исследования ряда авторов показывают, что при выборе отечественными производителями методов предоставления потребительских услуг приоритет отдается факторам, характеризующим опыт и квалификацию производителя услуг, характер и межличностные отношения с клиентом, удовлетворенность своим трудом и желание помочь клиенту. Как не парадоксально, в большей степени подобный подход взаимоотношений производителя и клиента присущ административно-управленческим системам в силу отсутствия в этих системах каких-либо других маркетинговых составляющих. Производитель и потребитель в этих системах по сути своей не имеют ярко очерченных специфических характеристик рынка.
 В поле рыночных отношений производитель и потребитель начинают характеризоваться как субъекты маркетинговой системы. Эти специфические характеристики новых взаимоотношений лишь дополняют личностную морально-этическую и нравственную сущность каждого, а индивидуальные человеческие качества субъектов системы становятся составляющими элементами маркетинговой системы могут быть описаны формализованными характеристиками.
 Производитель, как субъект маркетинговой системы услуг, может быть описан следующими характеристиками (рис.31):
 Рис.31. Элементы, характеризующие производителя, как субъекта маркетинговой системы
 Вместе с тем, производителя на рынке медицинских услуг характеризуют предложения, соответствующие стандарту, квалификация и конкретная деятельность. Профессиональной специфической деятельностью производителя услуг, как субъекта маркетинговой системы, является определение "скрытых потребностей" клиента и перевод их в соответствующий спрос.
 Потребитель, приобретая статус клиента, как субъект системы, также начинает характеризоваться определенными свойствами и параметрами маркетинга (рис.32).
 
 Рис.32. Элементы, характеризующие клиента, как субъекта маркетинговой системы
 Определяющую роль, в возможности приобретения клиентом данных характеристик и получения статуса субъекта маркетинговой системы услуг, играют его потребности и спрос на соответствующие услугам процедуры с уровнем его благосостоянием.
 Априорно взаимоотношения производителя и клиента в поле потребности и предложения услуг, т.е. потенциального удовлетворения спроса, предопределяет потребительская группа.
 Именно эта группа очерчивает те предполагаемые взаимодействия производителя и клиента, которые при практической реализации в виде случая обслуживания обеспечивают (уравновешивают) целевую потребность клиента и целевое предложение производителя (рис.33).
 Рис.33. Элементы, характеризующие потребительскую группу
 В потребительской группе приведенные элементы маркетинга услуг своеобразно формализуют характеристику "нужда", придавая ей конкретное осязаемое значение.
 Прикладная реализация предоставления услуги (продажа процедуры соответствующей услуге и спросу) осуществляется в поле случая обслуживания.
 Случай обслуживания характеризуется вполне конкретным взаимодействием производителя услуги и клиента (субъектов маркетинговой системы) и параметрами с высокой степенью формализации, за исключением элемента эффективность (рис.34).
 Рис.34. Элементы, характеризующие случай обслуживания
 Случай обслуживания соотносит спрос клиента на маркетинговую процедуру с производственной деятельностью.
 В случае обслуживания заключена одна из основополагающих характеристик маркетинга - удовлетворение нужды. В случае маркетингового обслуживания заключена целевая функция производительного труда в рамках конкретной сделки.
 Случай маркетингового обслуживания дискретен по существу и по времени. В случае маркетингового обслуживания отображен квантовый характер маркетинговой системы.
 "Жизнеспособность" маркетинга услуг определяется своеобразным "пульсирующим" состоянием системы. Динамика этой "пульсации", ее частота и амплитуда характеризуют специфику конкретной системы спроса и удовлетворения.
 Под частотой (квантовостью) маркетинговой системы, прежде всего, следует понимать число случаев маркетингового обслуживания, которые обеспечиваются деятельностью производителя маркетинговой системы в единицу времени; под амплитудой маркетинговой системы - временной промежуток взаимной деятельности всех элементов маркетинговой системы от момента возникновения условной единицы спроса до удовлетворения нужды.
 Так, например, годовое число клиентов от начала обслуживания до окончания, равное числу случаев маркетингового обслуживания, характеризует частоту (квантовость) конкретной маркетинговой системы услуг. Средняя длительность одного случая маркетингового обслуживания характеризует амплитуду маркетинговой системы.
 По данным признакам возможно ранжирование деятельности различных производителей и различных учреждений, а также отслеживание динамики маркетинговой "жизнедеятельности" каждой конкретной структуры.
 Используя логику соотношений элементов маркетинговой системы услуг и параметров, характеризующих маркетинговую деятельность производителя в условиях рыночной системы, в рамках имитационной модели маркетинга находим расположение фундаментальных характеристик такой деятельности. Узловые точки имитационной модели мнемонически обозначены буквами латинского алфавита слева направо и сверху вниз.
 Следует повторить, что в девяти точках мест предикатов помещены следующие элементы: С) нужда (состояние) клиента, F) потребность в услуге, H) рекомендации производителя услуг, K) благосостояние клиента, M) цель обслуживания (сделка), O) квалификационный уровень производителя, R) востребование процедуры, T) деятельность производителя, W) результат (эффективность) предоставления услуги.
 В шестнадцати точках мест категорий расположены следующие элементы: A) социальная проблема, B) услуга, D) стандарт, E) экономическая группа, G) потребительская группа, I) профессиональная группа, J) платежеспособность клиента, L) клиент, N) производитель, P) заработная плата производителя, Q) стоимость процедуры, S) случай маркетингового обслуживания, U) расценка труда, V) процедура, X) единица труда, Y) эффективность предоставления услуги.
 Рассмотрим некоторые основные логические связки этих элементов.
 Целевая потребность клиента в определенной услуге и целевая потребность производителя продать процедуру, адекватную услуге, являются составляющими пускового механизма функционирования маркетинговой системы услуг.
 Целевой подход в системе предоставления услуг обеспечивает дифференцирование потребностей клиента и деятельности производителя по определенным видам, что в свою очередь позволяет конкретно соотнести их. Целевой подход в характеристиках предоставлении услуг переориентирует внимание с количественных показателей оценки деятельности производителя таких услуг на оценку по конечному результату. Выполнение определенной цели обеспечивает функционирование маркетинговой системы услуг.
 Именно, первоначально разрозненные целевые потребности клиента и производителя в поле маркетинговой системы уравновешиваются и являются мотивацией сделки, т.е. маркетинговых взаимоотношений производителя и клиента (блок-схема 1).
 
 Блок-схема 1. Мотивация взаимоотношений клиента и производителя
 Принципиальным моментом необходимости покупки услуги клиентом, как субъектом маркетинговой системы, является соотнесение его потребностей в конкретном целевом получении такой услуги и возможностей реализовать соответствующий спрос данных потребностей. Известно, что потребности клиента в том либо ином виде услуги, порождаются соответствующими состояниями.
 Потребности эти выступают в форме осознанных либо неосознанных состояний. Последние характеризуются, как "скрытые потребности".
 Необходимость клиента в услуги в рамках маркетинговой системы - это всегда конкретная потребность в соответствующей конкретной процедуре.
 
 Прикладная реализация потребной услуги находит свое воплощение в конкретной процедуре, соответствующей спросу клиента. В принципе, одной и той же услуге в поле маркетинговых взаимоотношений может соответствовать множество адекватных процедур, спрос на которые обеспечивается уровнем благосостояния клиента и некоторыми другими его характеристиками (блок-схема 2).
 
 Блок-схема 2. Соотношение потребности и спроса
 Разнообразие услуг и описание их специфичности обеспечивается определенными эталонами- стандартами.
 Формирование технологических стандартов производственной деятельности на уровне конкретного учреждения является актуальной задачей как теоретического так и прикладного значения.
 Предложения производителя в предоставлении услуг разумно осуществлять в соответствии с определенным, заранее установленным и принятым порядком - технологическим стандартом. Услуги и стандарт формируются в соответствии с социальными проблемами и потребительскими нуждами.
 Услуга и ее стандартная характеристика соотносят потребность с определенным видом конкретной деятельности и предложений по ее осуществлению (блок-схема 3).
 
 Блок-схема 3. Взаимосвязь потребностей в услуге с предложением соответствующего стандарта
 Множество и разнообразие услуг, их форма и специфичность, структурная индивидуальность и свойства, а также множество и разнообразие соответствующих стандартов методологически подводят исследователей и практиков к формированию укрупненных ассоциаций этих элементов.
 Определенный тождественный комплекс услуг и характерные параметры соответствующего стандарта, их условное групповое ранжирование позволяют формировать потребительские группы (блок-схема 4).
 
 Блок-схема 4. Формирование потребительской группы
 В потребительской группе помимо прочих составляющих, которыми она характеризуется, соотносятся целевые интересы клиента и производителя, как субъектов маркетинговой системы, услуга, соответствующая потребность в услуге и технологический стандарт, адекватный конкретному предложению в возможном удовлетворении этих потребностей.
 Целевые потребности клиента в конкретной услуге диалектически уравновешиваются целевыми предложениями производителя в соответствии с определенным стандартом.
 В свою очередь прикладное обеспечение предложений производителя соответствующего стандарта подкреплено определенным видом конкретной производственной деятельности.
 Деятельность эта в системе маркетинга услуг структурируется и каждая условная ее единица наполняется конкретным экономическим параметром, т.е. соотносится с денежным выражением (блок-схема 5).
 
 Блок-схема 5. Характеристика деятельности производителя услуг
 
 Клиент по своим потребностям в определенной услуге соотносится с определенной потребительской группой.
 В системе маркетинга услуг потребительские группы, характеризуются, помимо профессиональных отраслевых параметров производственной деятельности, некоторыми специфическими характеристиками экономической направленности, присущими любой системе маркетинга. Подобным параметром может являться фиксированная стоимостная характеристика услуги. Ранжирование медицинских услуг по соответствующим стоимостным параметрам позволяет формировать экономические группы.
 Таким образом, потребности клиента в системе маркетинга услуг уравновешиваются его отнесением к потребительской и экономической группам (блок-схема 6).
 
 Блок-схема 6. Характеристики потребности в маркетинговой системе
 
 
 В свою очередь, предложения производителя услуг соответствующего медицинского стандарта, сконцентрированные в определенной потребительской группе соотносятся, с одной стороны, с личностной индивидуальностью производителя, с другой - с его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками и опытом. Именно эти характеристики позволяют отнести производителя, как субъекта маркетинговой системы услуг, к определенной профессиональной группе и обеспечить соответствие этой группы с конкретной потребительской группой.
 Формирование предложений производителя в маркетинговой системе услуг представлено блок-схемой 7.
 
 Блок-схема 7. Характеристика предложения по выполнению стандарта
 
 Таким образом, потребности клиента и предложения производителя по удовлетворению этих определенных потребностей находятся в диалектическом единстве и противоречии.
 Специфика производительной деятельности заключается в выявлении истинных потребностей клиента в конкретном виде услуг. В этом смысле клиент и производитель в поле маркетинговых отношений становятся "компаньонами". Предложения по предоставление услуг, а следовательно обеспечение потенциального спроса, должны заключать в себе определенную степень открытости и доверия. В этом смысле из возможных моделей взаимоотношения производителя и клиента в рамках маркетинговой системы услуг преимущественными являются интерпретационная и информационная модели, ибо мнение клиента, как субъекта маркетинговой системы, потребителя услуг является предпочтительным.
 Интегрируя все элементы, характеризующие состояние клиента, его потребности как субъекта маркетинговой системы услуг; вскрыв их диалектические взаимосвязи с предложениями производителя, представляемыми в соответствии с определенным стандартом, профессиональным уровнем и личностными качествами производителя услуг, получаем принципиальную схему единства потребностей и предложений (блок-схема 8).
 
 Блок-схема 8. Соответствие потребностей и предложений по их удовлетворению
 Рассмотрев соотношение элементов маркетинговой системы услуг, которыми предопределяется прикладное удовлетворение потребностей, переходим к описанию взаимоотношений элементов, характеризующих систему спроса и деятельности.
 Конкретные взаимоотношения производителя услуг и клиента реализуются в форме случая обслуживания. Именно данная категория наиболее точно характеризует контакт производителя и клиента, как субъектов маркетинговой системы услуг.
 Случай обслуживания предопределяется потребительской группой, представленной в блоке "потребность - предложение".
 Случай обслуживания является фундаментальным элементом функционирующей маркетинговой системы. Исключение этого элемента из системы лишает взаимоотношения клиента и производителя их прикладной практической сущности.
 Целевые функции клиента в реализации определенных потребностей и целевая заинтересованность производителя в адекватных видах деятельности соотносятся в форме и содержании случая обслуживания (блок-схема 9).
 
 Блок-схема 9. Соотношение потребительской группы и случая обслуживания
 В случае обслуживания укладываются в конкретные временные сроки объемы услуг, и обеспечивается одна из форм оплаты производственной деятельности по стандарту услуг за конкретного клиента.
 В случае обслуживания реализуется разнообразие целей обращения клиентов, а следовательно, разнообразие видов услуг и их наборов. Посещение клиента, являющееся функцией деятельности производителя в административно-управленческой системе здравоохранения, в случае обслуживания становится, наряду с другими параметрами, лишь одной из его характеристик. По сути своей посещение - это всего лишь факт прямого контакта клиента с производителем услуг. За этим фактом не обязательно должна быть скрыта деятельность по удовлетворению спроса. В целях полноценного выполнения (фактической продажи) услуги случай обслуживания наполняется определенным содержанием, выступающим в роли процедуры, в которых услуга реализуется как товар.
 Помимо прочего, случай обслуживания связывает спрос клиента и деятельность производителя, подобно тому, как потребительская группа уравновешивает потребности клиента и предложения производителя (блок-схема 10).
 
 
 Блок-схема 10. Соответствие потребностей и спроса предложениям и удовлетворению
 Реализованный случай обслуживания в рамках соответствующего спроса наполнен взаимоотношениями производителя и клиента в форме определенных действий - процедур.
 Выделение элемента "процедура" в системе маркетинга является отображением закономерного механизма, уравновешивающего все составляющие маркетинговой системы услуг.
 Процедуры являются прикладной реализацией услуги в соответствии со спросом клиента, который детерминирован его конкретной платежеспособностью.
 Процедуры могут разниться конкретными материальными и экономическими параметрами, характеризоваться определенными специфическими свойствами, но являться отображением услуги одного и того же вида.
 Спрос на процедуру в системе рыночных отношений находится в прямой зависимости от стоимости этой процедуры (блок-схема 11).
 
 Блок-схема 11. Соотношение случая обслуживания и стоимостных характеристик процедуры
 Таким образом, в части маркетинговой системы услуг, в которой представлены элементы, характеризующие клиента, в соответствующем равновесии и взаимосвязи находятся следующие пары этих элементов: потребность и спрос, услуга и процедура, потребительская группа и случай обслуживания, экономическая группа и стоимость процедуры.
 Первые элементы этих пар характеризуют элементы, являющиеся априорными характеристиками маркетинговой системы, вторые - выступая в роли своеобразных функций первых, несут в себе прикладное значение.
 Система потребности и спроса клиента связана с системой производителя услуг элементом сделки (цели) (блок-схема 12).
 
 Блок-схема 12. Характеристики потребностей и спроса клиента
 В случае обслуживания спрос клиента на конкретные процедуры обеспечивается конкретными действиями производителя в рамках определенных технологий.
 Деятельность в системе маркетинга услуг характеризуется единицами труда и стоимостными параметрами этих единиц. Эта деятельность в немалой степени зависит от личностных, морально-этических принципов производителя, его жизненного и профессионального опыта. Именно таким образом в каждом конкретном случае обслуживания сочетаются и уравновешиваются личностные характеристики производителя, его конкретные действия, которые описываются условными единицами труда и экономическими параметрами этих действий - стоимостью единицы производственного труда. Эти соотношения представлены блок-схемой 13.
 
 Блок-схема 13. Соотношение случая обслуживания и характеристик деятельности производителя услуг
 
 Деятельность производителя услуг - особый вид человеческой деятельности, обусловленный профессиональными особенностями. Предложения и рекомендации, конкретные формализованные действия производителя, соответствующие определенным стандартам, сочетаются с такими понятиями человеческих взаимоотношений, как чуткое, гуманное, бережное отношение к клиенту. Производственная этика является одной из характеристик деятельности.
 Производитель как личность соотносит в себе предложения и деятельность, которые в свою очередь характеризуются соотношениями следующих пар элементов маркетинговой системы: стандартом и единицей труда, потребительской группой и случаем обслуживания, профессиональной группой и стоимостью труда. Система предложений и деятельности связана с системой клиента элементом сделки (цели) (блок-схема 14).
 
 Блок-схема 14. Характеристики предложений и деятельности
 Таким образом, рассмотрев соотношения элементов маркетинговой системы потребностей и спроса клиента, предложений и деятельности производителя, аналогично блок-схеме 8 (соответствие потребностей и предложений по их удовлетворению), получаем блок-схему системы, в которой логически посредством связей соответствующих элементов соотнесены спрос клиента и деятельность производителя.
 Иными словами, получаем фрагмент модели маркетинговой системы услуг, в которой отображено прикладное обеспечение потребностей - удовлетворения спроса (блок-схема 15).
 
 
 Блок-схема 15. Прикладное обеспечение удовлетворения спроса
 Представленные и рассмотренные логические связки, с одной стороны, позволяют условно дифференцировать такой вид человеческой деятельности, как предоставление услуг, с другой - обеспечивают интеграцию элементов разумно формализованной деятельности производителя в поле маркетинговых взаимоотношений.
 Глава 2. Основы структурного моделирования маркетинговой системы медицинских услуг
 Цель изложения.
 Представление основ структурного моделирования, применяемого в построении основополагающих агрегатов, соответствующих основным блок-схемам маркетинговой системы.
 
 Теоретическая часть.
 Перспективное использовании пакетов прикладных компьютерных программ класса систем ситуационного моделирования требует теоретического обоснования моделей, формализации элементов и разработки алгоритма взаимосвязей, составляющих маркетинговую систему медицинских услуг.
 Ситуационное моделирование является эффективным инструментом управления и планирования, средством экспертного анализа ситуации и начинает широко применяться для планирования социальной сферы и медицинских услуг. Представляется возможным достаточно точно и однозначно описать моделируемый объект, если известны его структурные элементы и взаимосвязи между ними.
 Маркетинговая система услуг и ее отдельные архитектонические компоненты позволяют в принципе адаптировать формализованную систему к методам моделирования. Модель маркетинговой системы является общей структурной схемой, отражающей общую логику моделирования. Процесс структурного моделирования заключается в соответствующем расположении структурных элементов, установление логики направления потоков и взаимосвязей сети.
 В построение блоков сети используются структурные типовые элементы пакета: а)" конверторы ", б)" потоки ", в)" накопители ", г)" распределители ", д)" конвейеры ", ж) " печи ".
 Данные структурными блоками передаются при помощи стрелок - "коннекторов". Коннектор обычно сопряжен с "конвертором", в который вносится та или иная формула. В этом случае коннектор обеспечивает не только передачу, но и преобразование данных. Например, коннектор может нести данные о доли заработной платы в структуре стоимости медицинского тарифа.
 "Поток" служит для перемещения и передачи "материала" маркетинговой системы (медицинских процедур, финансовых ресурсов, клиентов, единиц труда производителя, случаев медицинского обслуживания и проч.) между блоками. Вход и выход из блока - всегда поток. В потоке "материал" также может претерпеть требуемые преобразования (для этого в него вводятся формулы).
 Суть функции "накопитель" отражена в его названии. "Материал" поступает в него из потока, хранится, затем выводится. К примеру, "накопление" процедур в случае медицинского обслуживание, "выведение" патологических состояний, накопление финансовых ресурсов и пр. Сроки и количество хранимого "материала" определяется режимом входа и выхода.
 "Конвейер" получает материал из потока, хранит его в течение определенного времени (т.е. пока он находится на "ленте" конвейера), затем выгружает. Например, в процессе врачебной деятельности производится оказание медицинской помощи параллельно нескольким клиентам, либо клиент в период случая медицинского обслуживания получает определенный набор медицинских процедур. В системе может устанавливаться время работы конвейера, его максимальная загрузка, а также ограничение по темпам загрузки (в случае необходимости).
 В процессе моделирования особая роль отводится блоку "распределитель" (или "queu" - очередь). Он способен сформировать последовательность дискретных сигналов, олицетворяющих либо отдельные объекты, либо "порции" какого-либо материала. Порядок входа и выхода определяется принципом FIFO - объект первым поступившим в систему первым ее покидает. Важнейшей особенностью элемента "распределитель" в том, что он способен направлять избыточное количество "материала" недогруженным либо "свободным" объектам в соответствии с установленной очередностью.
 Самый сложный структурный типовой элемент - "печь". Он предусматривает различные режимы и сроки "переработки" поступивших в него объектов и порций "материала". Элемент "печь" предназначен для обработки дискретных данных.
 С помощью потоков структурные блоки объединяются в типовые агрегаты, обладающие новыми свойствами. Блоки могут иметь по несколько "входящих" и "выходящих" потоков. В модели предусматривается очередность их "включения". Допускается режим встречного течения потоков.
 Описанным в настоящем главе структурным типовым элементам, используемым при ситуационном моделировании, соответствуют практически все составляющие элементы, категории и их взаимоотношения в модели маркетинговой системы услуг.
 В связи с тем, что абсолютное большинство пакетов прикладных программ, используемых методы ситуационного моделирования, являются оригинальными и в настоящее время не адаптированы к русской орфографии, возникает насущная потребность, соотнести категории и понятия маркетинговой системы медицинских услуг с терминами, позволяющими относительно просто осуществлять моделирование с использованием этих пакетов прикладных компьютерных программ.

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу