<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  МАРКЕТИНГ И ИНТРАПРЕНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов
 
 Становление и развитие рыночной экономики в нашей стране объективно требует ускоренного создания и внедрения принципиально новых форм и методов управления на всех ее уровнях и, в первую очередь, на уровне основных производственных звеньев-предприятий (фирм). Эти формы и методы управления должны быть адекватными главным принципам функционирования рыночной экономики, обладать высокой степенью "реакции" на изменения внешней среды, базироваться на рыночной философии хозяйствования (маркетинге) и прогрессивных направлениях организации предпринимательской деятельности.
 Недостаточное осмысление и проработка теоретической и методологической базы в реализации решений указанной проблемы приводит к усилению кризисных явлений в отечественной экономике, к сдерживанию внедрения прогрессивных инновационных процессов в ее реструктуризации и выхода на уровень развитых стран. И здесь особое место занимают процессы, связанные с развитием системы предпринимательства, являющейся приоритетной в рыночной экономике и способствующей быстрому ее росту.
 В России возрождение предпринимательства после 70-летнего запрещения началось в 90-е годы, когда страна стала переходить от социалистической, плановой командно-административной экономики к рыночной. Основной формой развитая предпринимательства стало создание мелких предприятий. В 1997 году их количество составило около 1 млн. Это в 3-5 раз меньше, чем в промышленно развитых странах. При этом, работают в сфере малого бизнеса чуть более 13 % от занятых в народном хозяйстве. Вместе с тем, обеспечить интенсивное развитие в стране малого предпринимательства только за счет развитая инициативной деятельности отдельных граждан не удается, так как стоящие перед ними кредитно-финансовые и организационные проблемы на сегодняшний день трудно разрешимы.
 Наряду с малым, в стране существует и в той ли иной мере развивается крупное и среднее предпринимательство, которое базируется в основном на приватизированных в последние годы госпредприятиях, превратившихся в основной своей массе в различного вида АО. Изменение форм собственности мало повлияло на эффективность конверсии, структурной перестройки, низкой конкурентоспособности, отсутствие средств. Наряду с внешними проблемами низкая эффективность многих традиционных предприятий вызвана: их большой фондоемкостью, устаревшей техникой, технологическим и организационным консерватизмом, раздробленность. собственности, снижающейся заинтересованностью и ответственностью менеджеров.
 особенности развитая отечественной экономики и ее переходного периода вызывают необходимость применения наиболее профессиональных форм предпринимательства, адекватно характерных одному этапу и, в первую очередь, такой ее формы, как интрапренерство, представляющее собой инициативную, новаторскую деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей предприятия и личности (предпринимателя). Эта форма развивается на действующей производственно-хозяйственной единице, на основе создания духовных, организационных и экономических условий для возникновения предпринимательских идей и их реализации в интересах автора и предприятия. В условиях переходной экономики (доставшейся от социализма чрезмерной концентрации и специализации производства, низкой загрузки производственных мощностей, необходимости конверсии и т.п.) интрапренерство играет неоспоримо важную роль в выводе из экономического кризиса и повышении эффективности народного хозяйства. Оно создает условия для эффективного использования резервов предприятия и его динамического развития на основе нововведений.
 Все выше сказанное свидетельствует о том, что существует объективная потребность в понимании и изучении сущности, роли предпринимательства для российской экономики и, в первую очередь, таких ее наиболее прогрессивных форм, как интрапренерство, с целью применения их в практике деятельности отечественных производственно-хозяйственных структур.
 Данное пособие является важным дополняющим источником к уже имеющейся учебной литературе, рекомендуемой для подготовки экономистов по специальности "Маркетинг", а также может быть использовано при подготовке специалистов иных экономических специальностей. Оно состоит из трех разделов, в которых раскрывается сущность и экономико-организационные основы интрапренерства, его задачи и роль в развитии предпринимательства; методы и форма организации интрапренерства в организационно-производственных структурах; вопросы эффективности интрапренерства; основы формирования механизма интрапренерства, включая обоснование выбора соответствующей маркетинговой концепции и иллюстрацию практической апробации данной системы.
 При подготовке данного учебного пособия использован опыт зарубежных стран по развитию предпринимательства и организации интрапренерства в структурных образованиях рыночной экономики, а также результаты научных исследований авторов по указанной проблеме.
 Оглавление
 ГЛАВА I. Экономико-организационные основы интрапренерства в условиях переходной экономики России
 1.1. Тенденции развития предпринимательства в условиях переходной экономики России
 1.2. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства
 1.3. Сущность и роль интрапренерства в развитии предпринимательства
 
 ГЛАВА II. Становление и развитие итнрапренерства в организационно-производственных структурах
 2.1. Основные положения системного подхода к исследованию интрапренерства
 2.2. Системный анализ процесса становления интрапренерства
 2.3. Методы и формы организации интрапренерства
 2.4. Эффективность интрапренерства и выбор оптимальной программы его становления
 
 ГЛАВА III. Основы формирования механизма интрапренерства
 3.1. Маркетинговая концепция формирования интрапренерства в системе предпринимательства
 3.2. Методические основы анализа ресурсной базы интрапренерства и выбора предпочтительного направления его развития
 3.3. Апробация методических положений по формированию интрапренерства в организационно-производственных структурах
 Приложения
 Приложение 1 Малый и средний бизнес в европейской экономике
 Приложение 2 Как используются резервы предприятия
 Приложение 3 Предпринимательство
 Приложение 4 Классификация внутрипроизводственных резервов
 Приложение 5 Методы поиска предпринимательской идеи
 Приложение 6 Характер и состояние предпринимательской деятельности на предприятии НА КАМАЗ
 Литература
 1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач.- Новосибирск: Наука, 1986.
 2. Аллэ М. Единственный критерий истины - согласие с опытом (Интервью с Нобелевским лауреатом)- МЗМО ? 11, 1989.
 3. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства - СПб: 1995.
 4. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства - СПб.: 1995.
 5. Благов Э.И. Предпринимательство в Российской экономике - СПб:1995.
 6. Бляхман Л.С. Предпринимательство - основа социально-экономического развития общества (Вестник СПб Университета Серия 5 "Экономика", 1992).
 7. Берг Г. Создать свою фирму. - М.: Дело ЛТД, 1994.
 8. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. - М.: Наука, 1978.
 9. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
 10. Гэлбрайт Д.К. Экономическая теория и цели общества. - М.: Экономика", 1988.
 11. Инвестиционное проектирование: Практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов. - М.: Минстатинформ, 1995.
 12. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. - СПб: СПбГИЭА,1992.
 13. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.
 14. Кейнс Д.М. Избранные произведения. - М.: 1993.
 15. Крутик А.Б., Пименова А.А. Введение в предпринимательство. - СПб.:Изд. "Политехника", 1995.
 16. Кабаков В.С., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства. - СПб.: СПбГИЭА, 1996.
 17. Кларк Дж.Б. Распределение богатства. - М.: 1934.
 18. Кунц Г. О'Доннел С.Управление: системный и ситуационный анализ управленческий функций. - М.: Прогресс, 1991.
 19. Сиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: "Дело", 1994.
 20. Муравьев А.И. Проблемы измерения, оценки и планирования повышения эффективности производства.- 1984.
 21. Малые предприятия н РСФСР. Пакет документов. - М.: "Паритет", 1991.
 22. Мир управления проектами. Основы, методы, организация, применение /Под ред. Х. Релика, Х. Шелля - М.: Аякс, 1994.
 23. Маршалл А.Принципы экономической науки. - М.: Экономика,1990.
 24. Порховник Ю.М., Лисицина Е.Б. Инвестиционный менеджмент. - СПб.: СПбГЕМ, 1996.
 25. Предпринимательство в конца 20 века. - М., 1992.
 26. Пособие по проведению технико-промышленных исследований.-М.: ЮНИДО, 1978.
 27. Развитие малого бизнеса в России, состояние проблемы, перспективы. Сборник международной конференции "Малый бизнес в России". - СПб, 1994.
 28. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: Экономика,1992.
 29. Разумов Н. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. - М.: Наука, 1989.
 30. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. - М.: Экономика, 1988.
 31. Рикардо Д. Собрание сочинений. - СПб.: 1908.
 32. Смолл М., Маккензи Р. Как стать предприимчивым и богатым. - М.: Молодая гвардия, 1991.
 33. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.
 34. Системный анализ в экономике и организации производства /Под общей редакцией С.А. Вацева и В.И. Войсовой/ - Л.: Политехника, 1991.
 35. Томилов В.В., Крупанин А.А. Зкономико-организационные основы предпринимательства. - СПб.: СПбУМ, 1996.
 36. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство.- СПб.: СПбУМ, 1994.
 37. Хизрич М., Питерс Т. Предпринимательство (выпуски 1-5). - М.: Прогресс-Университет, 1991.
 38. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: "Международные отношения", 1993.
 39. Хайне П. Экономический образ мышления. М.: И. "Дело", 1993.
 40. Черников Г.П. Предприниматель - кто он? - М.: Международные отношения, 1992.
 41. Шумперт И. Теория экономического развития. - М.: 1982.
 42. Экономико-математические методы и модели планирования и управления. - М.: Знание, 1983.
 
 
 
 
 ГЛАВА I. Экономико-организационные основы интрапренерства
 1.1. Тенденции развития предпринимательства в условиях переходной экономики России
 Развитие предпринимательства в постсоветской России началось с его легализации Законом СССР "О кооперации" в 1986 году, который создал ограниченные возможности для предпринимательства. На его базе стали интенсивно создаваться кооперативы. Предполагалось, что законом воспользуются студенты и пенсионеры для оказания услуг в сфере быта, но в большей степени им воспользовались работники сферы быта и представители теневой экономики.
 В августе 1990 года было принято постановление СМ СССР ? 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", которое разрешило юридическим и физическим лицам создавать частные предприятия с использованием надомного труда. Льготы для малых предприятий, вводимые этим постановлением послужили поводом: для переоформления кооперативов в малые предприятия; для создания государственными органами, государственными предприятиями и частными лицами малых предприятий.
 Российский закон 1991 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности" снял последние препятствия на пути предпринимательской деятельности в России.
 Создание юридической основы способствовало активному развитию предпринимательства в стране (см. рис. 1.1) [27] .
 Предпринимательская деятельность реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу ПЕ. В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий МП. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития в следствии:
 организационно-технологической мобильности;
 высокого темпа внедрения инноваций;
 активной конкурентной политики;
 отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкого управленческого аппарата;
 создания новых рабочих мест;
 быстрой реакции на потребности рынка;
 возможности государства получать доход от их налогообложения.
 
 а) Динамика количества МП в России (всего МП (тыс.))
 
 Рис. 1.1. Развитие малого предпринимательства в России (1991-1996 гг.)
 Интересы государства, создающего условия для создания и работы малых предприятий были сформулированы в постановлении СМ СССР ? 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" следующим образом: "Развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала". В постановлении ? 790 предусматривается содействие малым предприятиям в материально-техническом обеспечении, выделении земельных участков, передаче свободных производственных мощностей, законсервированных, недостроенных объектов и сооружений (в первую очередь занятым производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению) [21].
 Организационная схема создания действующих в настоящее время МП приводится на рис.1.2.
 Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:
 1. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры.
 2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство).
 Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства.
 Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.
 
 Рис. 1.2. Организационные схемы возникновения МП
 На основе анкетирования были определены основные трудности на пути развития индивидуального предпринимательства в России. Была разработана специальная анкета и опрошено около пятидесяти предпринимателей. (см. табл. 1.1):
 отсутствие стартового капитала (71%);
 налоговая политика государства (64%);
 отсутствие поддержки государством (67%);
 трудности в обеспечении помещением (63%).
 
 Таблица 1.1 Основные проблемы на пути развития индивидуального предпринимательства
 N Проблемы Ответы (в %) 1. Отсутствие, труднодоступность стартового капитала 71 2. Трудности со строительством или получением
 помещения 63 3. Отсутствие единомышленников, команды 36 4. Большая ответственность, боязнь риска,
 незащищенность 34 5. Налоговая политика государства 64 6. Сложность регистрации 11 7. Дороговизна сырья, ресурсов, техники 42 8. Отсутствие опыта, знаний 28 9. Отсутствие поддержки 67 Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса.
 Участниками процесса развития предпринимательства являются: государство, руководители государственных предприятий, персонал государственных предприятий, персонал предпринимательской единицы. Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на рис.1.3.
 Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:
 Повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей.
 Создание новых рабочих мест.
 Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества.
 Повышение благосостояния населения.
 Целью предприятия является:
 Получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства.
 Создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах.
 Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей. Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей.
 Цели предпринимательской единицы и предпринимателя идентичны:
 1. Экономическая эффективность бизнеса.
 2. Социальное положение, престиж и т.п.
 Цели персонала предпринимательской единицы:
 1. Экономическое благополучие.
 2. Сохранение рабочих мест.
 
 Рис.1.3. Цели развития предпринимательства в России
 Развитие предпринимательства в определенной степени позволило реализовать поставленные цели.
 В настоящее время в России около 900 тыс. МП. Развитие МП позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости для 15 млн. человек и довести долю малых и средних предприятий (МСП) во внутреннем валовом продукте до 10%. Причем отдача вкладываемых средств в МСП вдвое выше, чем в целом по российской экономике [3, 27].
 В то же время, если сравнивать возможности и достижения МП в мире и в России, очевидно, что возможности реализованы явно недостаточно [38]:
 так в Германии на 1000 жителей 37 МСП, в США - 74 МСП, а в России - 6 МСП;
 доля МСП в общей численности занятости в Германии 46%, в США - 54%, в России - 10%;
 доля МСП в Германии - 53%, в США - 51%, в России - 11%.
 Опрос, проведенный на ряде предприятий показал, что для успешного развития предпринимательства необходимы: стабильное экономическое и политическое положение в стране и регионах; доступность финансовых ресурсов.
 Многие малые и средние предприятия создают новые предпринимательские единицы. Рассматривая состояние развития предпринимательства на предприятиях следует отметить следующие характерные тенденции:
 финансовые ресурсы используются для развития производства;
 новые предпринимательские единицы создаются в основном частными лицами (при участии руководства предприятий);
 кадры недостаточно подготовлены к новым условиям работы, а четкой системы выдвижения, отбора, стимулирование инициативы и новых идей нет.
 Анализируя деятельность традиционных предприятий, государственных и крупных АООТ, можно выделить три типа их деятельности:
 Стабильная деятельность по выпуску традиционной продукции. Причем руководство этих предприятий в той или иной мере заключается в повышении организационно-технического уровня производства, в поиске новых рынков сбыта, новых возможностей повышения эффективности производства. Руководство этих предприятий проявляет предприимчивость и новаторство.
 Предприятия выпускают традиционную продукцию, не конкурентную, не пользующуюся спросом. Руководство распродает всевозможные ресурсы предприятия. Это не предпринимательство, это коммерциализация ресурсов.
 Предприятия (с разным успехом) производят и реализуют традиционную для себя продукцию. Руководство этих предприятий предпринимает усилия по поиску и реализации предпринимательских идей, создающих дополнительные возможности для выживания и развития своего предприятия, то есть занимается предпринимательством.
 Предпосылками для развития предпринимательства предприятий являются:
 наличие неиспользованных производственных мощностей;
 наличие неиспользуемых материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, отходов и т.п.);
 наличие на части крупных предприятий множества мелких производственных структур, выпускающих продукцию общемашиностроительного применения;
 потребность в изготовлении комплектующих изделий;
 потребность в послепродажном обслуживании своей продукции;
 потребность в диверсификации производства с целью увеличения конкурентных позиций предприятия.
 Основные направления развития предпринимательства представлены на рис.1.4.
 Во-первых, это создание новых малых предприятий на базе своих финансовых и прочих ресурсов: дочерних предприятий, филиалов, совместных предприятий, юридически самостоятельных предприятий.
 Во-вторых, создание малых предприятий путем выделения отдельных производственных подразделений: участков, цехов, филиалов и т.п.
 Анализируя развитие предпринимательства и создание МСП, необходимо отметить некоторую особенность в их создании и функционировании.
 Когда мы анализируем развитие предпринимательства в России, мы должны к нему относить только тот вид деятельности, который соответствует базовым, видовым признакам.
 Не все вновь созданные малые и средние предприятия отвечают этим признакам. Это определяется следующими особенностями их создания и функционирования:
 
 Рис. 1.4. Основные направления развития предпринимательства предприятий
 1. Нельзя считать синонимом малое предпринимательство и малое предприятие. Необходимо помнить, что согласно Российскому законодательству (постановление ? 790) понятие малое характеризует только масштаб предприятия, и часть из них являются государственными и муниципальными предприятиями.
 2. Создание МП государственными предприятиями часто осуществляется для ухода от налогообложения, для использования налоговых льгот, предоставляемых МП и, наконец, как "крыша" для руководства крупных государственных структур, получивших возможность осуществлять через них не только реальные, но и фиктивные сделки. Создание рядом руководителей государственных предприятий малых предприятий для удовлетворения своих личных, корыстных целей являются следствием разсогласованности целей государства и целей руководителя. Эта разсогласованность вызвана критическим положением ряда отраслей народного хозяйства, сложностью вхождения в рыночную экономику крупных государственных предприятий, недостатками в управлении народным хозяйством, низкой корпоративной моралью.
 "На среднестатистическом предприятии в автономном режиме ворует каждое подразделение, получившее свободу в период увлечения так называемыми "холлингами", что в переводе с директорского сленга начала 90-х годов означало "спасайся кто как может, а я ни за что не отвечаю". В рамках акции всеобщего спасения цехам и отделам давалась самостоятельность, степень которой определяла фантазия директора" [1].
 Рассмотрим более подробно особенности процесса предпринимательства предприятий.
 Можно выделить в качестве типичных их три разновидности:
 Руководство предприятия создает МП для получения базовым предприятием дополнительных средств на развитие, повышение заработной платы персоналу и т.п. Свои личные интересы он связывает с процветанием своего базового предприятия. Результатом этой деятельности может быть:
 а) эффективно действующее МП, которое часть своей прибыли передает предприятию-учредителю:
 б) низкоэффективное МП.
 Руководство предприятия создает МП с целью своего личного обогащения и перекачивает в него или через него производственные ресурсы и производственную продукцию, то есть предприятие становится донором МП.
 Результатом этого процесса является все ухудшающееся экономическое положение базового предприятия, а его руководители обогащаются за счет деятельности МП.
 Руководство предприятия создает МП для решения проблемы базового предприятия. Свои интересы он также связывает с базовым предприятием. МП после создания становится все более эгоистично, принимает все доступные меры для получения максимальной самостоятельности и добивается ее.
 Очевидно, что МП, образованные по 1-й и 3-й схемам, являются предпринимательскими единицами, хотя МП, действующее по 3-й схеме проигнорировало интересы одного из учредителей МП, МП образованное по 2-й схеме нельзя назвать ПЕ, так как по своей сути оно занимается криминальной деятельностью.
 На основе анкетного опроса были изучены проблемы развития предпринимательства предприятий. Было опрошено 20 руководителей МП (см. табл. 1.2). По их мнению основными проблемами развития предпринимательства предприятий являются:
 ограничение деятельности предприятия - 63%;
 налоговая политика государства - 60%;
 эгоизм предпринимательских структур - 54%.
 
 Таблица 1.2 Основные проблемы на пути развития предпринимательства предприятий
 N Проблемы Ответы (в %) 1. Трудности финансовые 32 2. Трудности в обеспечении ресурсами 28 3. Ограниченная свобода деятельности инициатора и реализатора предпринимательской идеи 63 4. Эгоистическая политика предприятия-учредителя 52 5. Эгоистическая политика руководителей предпринимательских структур 54 6. Налоговая политика государства 60 7. Низкая экономическая эффективность 37 На основе априорного анализа основных тенденций развития предпринимательства предприятий можно выделить его отрицательные и положительные стороны.
 Отрицательными являются:
 Создание организационно-экономических возможностей для эгоистически криминального подхода руководства базового предприятия к созданию и использованию МП.
 Плохое использование предпринимательских возможностей предприятия для его эффективного развития.
 Отсутствие научно-методической базы, дающей рекомендации по обоснованию путей, методов и возможностей предпринимательства предприятий в современных российских условиях.
 Преимуществом предпринимательства предприятий является:
 Введение в экономический оборот ранее не использовавшихся или использовавшихся плохо ресурсов (отходов) базовых предприятий.
 Получение средств базовыми предприятиями от создания ими МП для решения своих экономических проблем, инновационной деятельности и развития (наряду с обычным вкладом МП в экономику страны).
 
 
 1.2. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства
 Сложности на пути интенсивного развития предпринимательства в России объясняются не только неблагоприятными условиями внешней среды, но и определенным недопониманием всех возможностей предпринимательской деятельности. Это вызвано отсутствием собственного опыта и определенной трудностью восприятия мирового опыта, слабо адаптированного к конкретным условиям современной российской экономики.
 В то же время следует признать, что среди ученых и практиков, занимающихся проблемами предпринимательства, существуют определенные противоречия в отдельных взглядах и подходах к этому вопросу.
 Многие директора предприятий и менеджеры крупных акционерных обществ считают себя предпринимателями, хотя их деятельность в значительной степени контролируется собственниками средств производства.
 Многие считают, что предпринимательская деятельность в полной мере осуществляется в рамках мелкого бизнеса предпринимателем, который является собственником и менеджером своего предприятия. Существует так же мнение, что "предприниматель - это самостоятельно в интересах дела действующий управленец" [5].
 Так, в настоящее время, существуют два принципиальных и в какой-то мере противоречивых взгляда на предпринимательство. Согласно первому взгляду предпринимательство "...представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли; осуществляется гражданами на свой страх и риск и под имущественную ответственность в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия" [6, С.26].
 Согласно Закону РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане РФ и других государств и объединения граждан (партнеры).
 В то же время в отдельных работах встречается понятие "внутреннее предпринимательство", предпринимательство в рамках действующих предприятий и т.п. Так Хоскинг в книге "Курс предпринимательства" дает следующее определение предпринимательской деятельности: "...это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями и организациями..." [117].
 Для лучшего понимания сущности предпринимательства, сферы его действия и возможностей проведем комплексный анализ развития системы взглядов на его сущность и роль в экономике с позиций политэкономических, теории управления и социально-психологических аспектов.
 Концептуально базовые вопросы предпринимательской деятельности были рассмотрены в трудах А. Смита [33], Д. Рикардо [31], фон Тюнена [26], М. Вебера [9], И. Шумпетра [41], Дж. М. Кейнса. [14], Дж.V. Гэлбрайта [10] и др.
 А. Смит и Д. Рикардо, основатели науки политэкономии, одними из первых использовали понятие "предприниматель". Они рассматривают предпринимателя прежде всего как носителя рациональности.
 А. Смит в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) дал характеристику предпринимателя и его роль в экономике, как реализатора рискованных коммерческих идей. По Смиту предприниматель сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Его прибыль - это компенсация собственника за риск. А. Смит относился скептически к предпринимательской деятельности управляющих: "От директоров акционерных компаний, которые заведуют в большей степени чужими деньгами, чем собственными, нельзя ожидать такой неусыпной осторожности, какую участники частного торгового товарищества проявляют в управлении своим капиталом. Поэтому небрежность и расточительность должна всегда в большей или меньшей степени проявляться в управлении такой компанией).
 Р. Катильон одним из первых в 18 веке стал рассматривать предпринимателя как личность, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределенности. Он считал, что доход предпринимателя - это плата за риск.
 Известный французский экономист Ж.Б. Сей, автор шести томного "Курса политэкономии", вышедшего в 1829-30 годах, показал активную роль предпринимателя в создании продукта. Он считал, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции. Для Сея предприниматель - это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения [5].
 Немецкий ученый 19 века фон Тюнен обосновал специфику деятельности предпринимателя, его функциональной роли, в отличие от управляющего или капиталиста-собственника. У государственного служащего доход гарантирован, а у предпринимателя - нет. Поэтому его риск должен компенсироваться большим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство [26].
 Американский экономист Дж. Б. Кларк, работавший на рубеже 19-20 веков, утверждал, что одним из четырех базовых факторов производства является деятельность предпринимателя (наряду с капиталом, средствами производства и землей, трудом рабочих). Он считал, что основной функцией предпринимателя является координация [17].
 По мнению американского экономиста Ф. Нейта, менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными и он готов к ошибке и личной ответственности [26].
 Немецкий ученый, экономист и философ Вебер М. видел в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п. Вебер М. считал, что в основе предпринимательства лежит рациональная этика протестанизма. Он доказывал, что мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя [9].
 Основы современного понимания предпринимательства заложил И. Шумперт [41]. В книге "Теория экономического развития", вышедшей в 1912 году, он показывает ключевую роль предпринимателя в экономическом развитии общества. Он считает, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. Главное "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". И. Шумперт считает, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Им может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности.
 Мы считаем, что почти вековой опыт экономического развития, налаженный после выхода книги Шумперта показывает, что инновационная деятельность сама по себе является основой предпринимательства, но без свободы в своих действиях и полной ответственности за ее результаты предпринимательство невозможно.
 Существенный вклад в современное представление о предпринимательстве внес Дж.М. Кейнс. Он трактует понятие "предприниматель" как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное "... не рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумптера, сколько набор определенных психологических качеств" [14]. К основным предпринимательским качествам Кейнс относит: умение соотнести потребления и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. В качестве основных мотивов предпринимательской деятельности он рассматривает: стремление к лучшему, стремление к независимости, желание оставить наследникам состояние.
 Взгляды Ф.А. фон Хайека, лауреата Нобелевской премии, послужили основой современного этапа развития рыночной экономики. Он считал, что необходимо для поддержания рыночного порядка соблюдение двух правил: отказ от присвоения чужой собственности и выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств. Конкуренция рассматривается как процесс поиска нового в условиях неопределенности, в центре которого стоит предприниматель. Ф.А. фон Хайек стоял на либеральных позициях, согласно которым функции государства в экономике ограничиваются до минимума. Основой развития экономики являются рыночные отношения и предпринимательская деятельность [40].
 Лауреат Нобелевской премии по экономике 1988 года М. Аллэ доказывает, что только рыночная организация хозяйства на принципах конкуренции с ведущей ролью предпринимателей может быть экономически эффективна [2].
 В 80-е годы нашего столетия наблюдалось интенсивное развитие малого предпринимательства. Так в начале века в США было всего 300 мелких фирм, в середине 60-х было 5 млн, в 1980 - 13 млн, а в 1990 - уже 20 млн. Этот феномен малого бизнеса заставил по новому взглянуть на возможности предпринимательства и его роль в развитии экономики страны [29].
 Современное воззрение на роль предпринимательства и малого бизнеса в развитии народного хозяйства и общества в целом даются в переведенных на русский язык трудах Г. Берга [7], Р. Хизрица, М. Питерса [37], М. Смолла и Р. Маккензи [32], А. Хоскинга [38], Хайне П. [39] и др.
 Так, работы Г. Берга, М. Смолла и Маккензи являются типичными книгами, в которых даются советы и рекомендации начинающему предпринимателю.
 В работе А. Хоскинга "Курс предпринимательства" дается последовательное изложение теории предпринимательства, анализируется Среда предпринимательства и механизм бизнеса. Большое значение он придает вопросам взаимоотношений предприниматель - общество - государство.
 Особый интерес представляет книга Р. Хизрица и М. Питерса "Предпринимательство". Это энциклопедическое изложение всех вопросов предпринимательства, рассмотрение в комплексе теоретических и практических аспектов создания, функционирования и развития предпринимательских единиц. Авторы рассматривают опыт развития предпринимательства в США и дают его теоретическое осмысление. Особый интерес вызывает описание и осмысливание авторами проблемы внутреннего предпринимательства. Более подробно этот вопрос рассматривается в соответствующем разделе.
 В 90-е годы появился ряд работ российских авторов, посвященных проблемам развития предпринимательства и малого бизнеса в России и адаптации мирового опыта в этой области к Российским условиям. Это работы Багиева Г.Л. [4], Богачева В.И. [3], Кабакова В.С. [16], Крутика А.Б. и Пименовой А.А. [15], Крупанина А.А. [12], Томилова В.В. [35, 36], Черникова В.В. [40].
 В работах Багиева Г.Л. и Томилова В.В. предпринимательская деятельность рассматривается "...как процесс, осуществляемый частными лицами, предпринимателями или организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, продаже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги..." [4]. Они отмечают, что предпринимательская деятельность на любом иерархическом уровне осуществляется в тесной взаимосвязи с культурной средой, которая складывается из внешней культуры общества и внутренней культуры бизнес-партнеров, рассматривают взаимосвязь предпринимательства и корпоративной культуры, показывают механизм влияния культуры на предпринимательский успех.
 Современная корпоративная культура направлена на создание условий на предприятии для самореализации их сотрудников, для творческого инициативного труда. Формирование этих условий создает предпосылки для предпринимательской деятельности.
 Так, Богачев В.Р., Кабаков В.С., Ходачек Л. рассматривают вопросы формирования стратегии предпринимательства. Они считают, что "...предпринимательскую деятельность можно понимать как инициативную самостоятельную деятельность собственника (полного или частичного), направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность" и далее "...предпринимательство имеет существенное отличие от хозяйственной деятельности в бюджетных организациях, осуществляемой строго по заданиям, нормативам, с постоянной отчетностью и контролем собственником" [3].
 В работе Крупанина А.А. "Основы предпринимательства" особое внимание уделяется роли личности в предпринимательстве, анализу взаимосвязи предпринимательских возможностей человека со стратегией и тактикой предпринимательства.
 Анализ состояния научно-методологической базы развития предпринимательства показал:
 На различных этапах развития общества представления о сущности предпринимательства и его роли в развитии народного хозяйства менялись в соответствии с господствующими производственными отношениями, состоянием экономики, политическим строем и т.п.
 Основой, субъектом предпринимательской деятельности является человек, который по своей инициативе ищет и реализует новые возможности для производства новых товаров и услуг и действует самостоятельно на свой страх и риск.
 Методологическая база для развития предпринимательства должна учитывать временные и региональные особенности среды, в которой оно развивается, и давать рекомендации, обеспечивающие наилучшие возможности развития и использования предпринимательского потенциала личности.
 Формы использования предпринимательского потенциала могут быть разнообразными: индивидуальное предпринимательство, партнерское и в рамках предприятий. Важно только то, чтобы они предоставили условия для творчества индивидуума, носителя и реализатора предпринимательской идеи.
 В условиях переходной экономики России необходима теоретико-методологическая проработка проблем выбора наиболее целесообразных путей и методов развития предпринимательства, учитывающих особые внешние условия и существующую реальность.
 
 
 1.3. Сущность и роль интрапренерства в развитии предпринимательства
 В 80-е годы появился ряд работ по теории и практике предпринимательства, в которых в качестве нового направления выделяется так называемое интрапренерство. Авторы, отмечающие это явление, считают, что "интрапренерство стало движущей силой революционных изменений в американской системе менеджмента и экономического мышления" [37].
 Рассмотрим, в чем сущность этого направления предпринимательства, в чем его новизна и почему возник к нему интерес?
 Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующей организации или так называемое внутреннее предпринимательство.
 Интрапренерство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей, выделяются ресурсы для их реализации и оказывается всесторонняя помощь для реализации этой идея и ее практического использования. Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.
 Особенности внутреннего предпринимательства - интрапренерства представлены в таблице 1.3.
 Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:
 активизации и использования творческого потенциала сотрудников;
 повышения эффективности использования ресурсов предприятия;
 быстрой реакции на изменения потребностей рынка;
 быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т.п.);
 создания основы для дальнейшего развития производства.
 Для того, чтобы более четко понимать особенности интрапренерства, введены два базовых понятия:
 1. Традиционное предприятие (фирма, организация), которое работает в устойчивом режиме, в установившихся управленческих и организационно-производственных структурах и консервативно относится ко всем возможным изменениям.
 2. Предприятие предпринимательского типа, которое работает на принципах интрапренерства, то есть активно идет на реализацию всех возможных предпринимательских идей.
 Интрапренер - это человек инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
 Принципиальным отличием традиционного предприятия от предприятия предпринимательского типа является:
 отношение к новым идеям и возможностям;
 организационные возможности для реализации возникающих предпринимательских идей;
 наличие воли и целеустремленности для участия в реализации предпринимательских идей.
 Таблица 1.3 Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предпринимательской структуры
 N Стадии жизнедеятельности Взаимоотношения предприятия-учредителя и предпринимательской структуры 1. На стадии зарождения предпринимательской идеи (ПИ). Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала. 2. На стадии реализации ПИ, создание предпринимательских хозяйственных структур. Предприятие и автор ПИ становятся партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия-учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур. 3. На стадии устойчивой работы, прибыльности. Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды. 4. На стадии затухания. Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации. Возникновение интрапренерства было обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества. Соответствующие предпосылки показаны на рис. 1.5. В социальной среде произошло удовлетворение базовых потребностей человека, связанных с его выживанием и физической безопасностью. Доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека. Люди все больше стремятся к самостоятельной деятельности, к самовыражению. Они хотят реализовать эти желания, получить больше самостоятельности на своей работе в рамках ее организационной структуры. Недооценка этих желаний приводит к снижению интереса к работе, к снижению производительности, к уходу с работы в поисках возможности для самореализации и творчества. Следует отметить, что такое настроение свойственно наиболее способным и перспективным сотрудникам [28].
 Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция ускорения научно-технического прогресса, появление новых технологий. Чтобы получить конкурентные преимущества на перспективу, надо их быстро внедрять, но это часто вступает в противоречие с текущими задачами, решаемыми на предприятии.
 В крупных организациях (фирмах, предприятиях), работающих достаточно стабильно и успешно, развивается консерватизм, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, игнорируются инициативы, особенно не связанные непосредственно с основной деятельностью. Отмечено, что даже развитие вспомогательных сфер деятельности происходит медленно и трудно.
 В мире все большую активность набирает процесс развития малого бизнеса. Так в США в 1985 году было создано 700 тысяч новых предприятий по сравнению с 200 тысячами в 1965 году. Их организационная гибкость и мобильность позволяет им успешно конкурировать с традиционными крупными предприятиями. Это заставляет крупные компании искать возможности для динамичного развития. И они видят их в развитии предпринимательства в своих организациях [37].
 Развитие малого бизнеса стало источником еще одной проблемы для крупных компаний. Он стал переманивать к себе наиболее инициативных талантливых сотрудников, стремящихся к самостоятельной карьере.
 Реализация возможностей интрапренерства в действующий предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивать свою конкурентоспособность.
 Американские авторы считают, что развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие компании. Оно позволяет преодолеть барьеры на пути ее гибкого роста.
 Интрапренерство, или внутренне предпринимательство предприятия вступает в определенное противоречие с классическими определениями предпринимательства как инициативной деятельности граждан, направленной на получение прибыли, действующих на свой страх и риск под свою имущественную ответственность, определенную организационно-правовой формой предприятия [12].
 Проанализируем это противоречие, рассмотрим содержание понятия предпринимательства с позиции экономики, управления, социологии и психологии.
 С точки зрения политической экономии предприниматель - это тот, кто на основе своих финансовых, организационных и прочих возможностей соединяет средства труда, труд, материалы для создания продукта, обладающего платежеспособным спросом. Он выполняет функции формирования и развития капитала. Его деятельность направлена на личное обогащение, субъективно и объективно способствует развитию всего народного хозяйства, созданию новых рабочих мест.
 
 Рис. 1.5. Предпосылки, обуславливающие потребность в развитии интрапренерства
 Базовым, основополагающим элементом предпринимательства является инициативный творческий труд человека, новатора, свобода в выборе направлений и методов своей деятельности, несущего полную ответственность за результаты своего труда и самостоятельно распоряжающегося его результатами.
 В предпринимательстве целесообразно рассматривать два элемента:
 новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию;
 действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.
 Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках производственно-хозяйственной структуры. Субъектом новаторской деятельности является человек, выдвигающий новые идеи, который выступает с инициативой выпуска нового товара, с инициативой по реализации новых решений, новых подходов и т.п.
 Новаторство возможно тогда, когда люди имеют возможности для творчества и реализации своих идей и планов. Работа в рамках традиционного предприятия требует от людей, независимо от их должности, выполнения определенного круга обязанностей, связанных с выпуском традиционной продукции. Очевидно, что в этих условиях возможности для творческого труда, новаторства и инициативы ограничены.
 С позиции управления предпринимательство заключается в деятельности по подбору и интеграции всех видов ресурсов, по координации всех усилий по созданию организационных, производственных структур, необходимых для успешной реализации выдвинутой предпринимательской идеи.
 Очевидно, что осуществление функции управления в предпринимательстве возможно тогда, когда субъект предпринимательства сможет самостоятельно распоряжаться всеми необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, человеческими). Оптимально, когда ресурсы являются собственностью предпринимателя. Очевидно, что так же имеется возможность осуществления предпринимателем функции управления с некоторым ограничением, при передаче ему ресурсов в хозяйственное ведение на определенных условиях (что и происходит при внутреннем предпринимательстве).
 Организационной основой развития предпринимательства является:
 гибкая производственная и управленческая структура предприятия, легко трансформирующаяся с учетом новых задач и подходов;
 кадровая политика, политика направленная на формирование персонала предприятия, обладающего большим творческим потенциалом;
 система мотивации, направленная на стимулирование новаторства, творчества.
 Организационно-экономические условия развития интрапренерства представлены на рис.1.6.
 Так как основой предпринимательства является система ценностей, дух, стиль отношений, организационная культура, то наверное надо рассматривать в сравнении культуру традиционного предприятия и культуру предприятия предпринимательского типа (см. табл. 1.4). Культура традиционного предприятия характеризуется проявлением консерватизма и его поощрением. Любые рискованные решения откладываются для тщательной проработки на основе детального изучения и сбора большого объема фактических данных. При этом каждый руководитель старается не брать на себя окончательное решение вопроса. Для осуществления крупномасштабных проектов требуется значительное количество согласований и виз, и этим уничтожается персональная ответственность за его судьбу.
 Персонал традиционной фирмы руководствуется принципами:
 жди сверху (от начальника) инструкции и добросовестно, безошибочно следуй ее положениям;
 не проявляй инициативы, не переступай должностных рамок;
 прежде чем принять решение, заручись согласием и одобрением начальства.
 Традиционные компании имеют, как правило, жесткую иерархическую структуру управления, действующую на основе четкого иерархического соподчинения, громоздкой системы отчетности, набора инструкций, всесторонне регламентирующих жизнедеятельность (производственный процесс) в организации, системы контроля, реагирующей на отклонения от сложившегося порядка регламента, инструкции и системы наказания за эти отклонения.
 На предприятиях предпринимательского типа пропагандируют, поощряют выдвижение идей, предложений, поиск новых решений, экспериментирование, независимо от основной сферы деятельности. Создается атмосфера поиска, готовности принятия на себя ответственности и возможности превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца компании, партнера по бизнеса.
 Горизонтальная гибкая разветвленная структура фирмы позволяет разрабатывать общие целевые установки, сплачивающие людей, позволяющие им сочетать свои интересы с интересами фирмы.
 
 Рис.1.6. Организационно-экономические условия интрапренерства
 Таблица 1.4. Особенности организационной культуры традиционных и предпринимательских предприятий
 Элементы
 организационной культуры
 Характеристика организационных культур Традиционные предприятия Предприятия предпринимательского типа Ценности и цели Консерватизм, сохранение стабильности Новаторство, поиск новых возможностей Основные мотивации руководства персоналом Власть, сохранение работы, вознаграждение за рутинный труд, четкая перспектива Самовыражение, творчество, стремление к риску, независимость, стремление к богатству через новаторскую деятельность Система управления Иерархическая, жестко структурированная, многоступенчатая Горизонтальная, линейная, матричная, способствующая взаимодействию отделов, подразделений Стиль управления Бюрократический, командно-административный, жестко регламентирующий деятельность персонала Либеральный, создающий возможности творческого поиска и т.п. Взаимоотношения персонала На основе конкуренции и соперничества На основе взаимодействия и взаимопомощи для достижения общих целей Характер планирования карьеры Долгосрочное продвижение по служебной лестнице Достижение успеха и высоких должностей за счет творчества и реализации нововведений Требования к сотрудникам Дисциплина, субординация, высокий профессионализм Инициативность, ответственность, широкая эрудиция, профессионализм Система вознаграждения за труд Поощрение выполнения заданий, планов, распоряжений, стимулирование жесткой дисциплины и исполнительства Поощрение инициативы творчества, выдвижения новых идей, подходов, решений С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность есть средство реализации потребностей личности, ее мотивов самореализации, независимости, стремления к богатству, к престижной работе, к видному положению в обществе. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены. На действующем предприятии для человека-предпринимателя могут быть созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его ключевых потребностей.
 Особые условия предпринимательской деятельности в рамках существующей компании предъявляют определенные требования к личности интрапренерства (см. рис. 1.7).
 
 Рис. 1.7. Требования к качествам интрапренера
 Совокупность предпринимательских качеств должна способствовать: появлению новых идей, новых подходов, решений; организации и проведению работ по реализации внесенных предложений; эффективному управлению производственной базой, реализующей данную идею.

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу