<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 годовая прибыль предприятия [Эп( t)];
 динамика спроса на продукцию предприятия за последний год
 D С(t)=С(t)-C(t0)
 загруженность или степень использования производственной мощности предприятия, то есть ее резервов [D ПМ< (t)].
 Рассмотрим возможные результаты деятельности предприятия по критерию прибыльности:
 когда годовая прибыль базового предприятиям в данное время [Эп(t)] соответствует или больше среднеотраслевой нормы прибыли, то есть , то главная проблема предприятия - выживаемость;
 когда доходность предприятия ниже среднеотраслевой и имеет тенденцию к снижению, то есть , то необходима деятельность по повышению эффективности предприятия;
 когда динамика доходности предприятия отрицательная, т.е. D ЭП(t)=ЭП(tП) - ЭП(t0)? 0 то это свидетельствует о неблагоприятной тенденции экономического развития предприятия.
 Положительная динамика спроса на продукцию предприятия, т. е. D С(t)? 0 свидетельствует об отсутствии на предприятии необходимости в новых видах деятельности, а отрицательная свидетельствует о потребности обновления продукции.
 Недозагруженность производственных мощностей, т. е. D ПМ? 0 говорит о недостаточно эффективной деятельности предприятия и о возможности предпринимательской деятельности.
 Критериальные показатели для выбора целей развития интрапренерства показаны в табл. 3.2.
 
 Таблица 3.2. Критериальные показатели для выбора целей развития интрапренерства
 Условн.
 обозн. Разновидности
 критериев Цели интрапренерства выживание перспектива развития получение
 доп.прибыли ЭП Величина годовой прибыли предприятия D D С(t) Динамика изменения спроса на продукцию предприятия D С(t)? 0 D С(t)R max D С(t)? 0 D ПМ Загруженность или степень использования производственных мощностей D ПМ D ПМ> 0 D ПМ? 0 В зависимости от результатов деятельности базового предприятия и внешних условий формируются цели и задачи маркетинга:
 если экономические результаты плохие, то главное - это выживаемость предприятия;
 если наблюдаются тенденции снижения спроса и за счет старения продукции и потери конкурентного преимущества, то главная задача - создание перспективной продукции;
 если экономические результаты удовлетворительны, но есть не использованы ресурсы, то главное - получить дополнительный эффект за их счет.
 Основными задачами маркетинга являются:
 В 1-м случае:
 поиск потребителей для коммерциализации всех ресурсов;
 поиск быстро реализуемой предпринимательской идеи (желательно базирующейся на ресурсах предприятия);
 Во 2-м случае:
 поиск предпринимательской идеи, базирующейся на новой технологии и реализующей потенциальный спрос соответствующей продукции;
 В 3-м случае:
 поиск наилучшего направления использования ресурсов с позиции удовлетворения существующего потенциального спроса.
 Исходя из главных на данный момент задач конкретного предприятия, ставшего на путь интрапренерства, выделяются первостепенные направления маркетинговой деятельности.
 
 
 3.2. Методические основы анализа ресурсной базы интрапренерства и выбора предпочтительного направления его развития
 Современная ситуация в экономике России привела к недозагрузке производственных мощностей многих предприятий. Их отдельные структурные подразделения полностью или частично исключены из производственно-хозяйственной деятельности. Это не внутрипроизводственные резервы, а внепроизводственные. Именно они в современных условиях могут рассматриваться в качестве материальной основы для предпринимательской деятельности (рис. 3.3).
 
 Рис.3.3. Источники предпринимательских ресурсов базового предприятия
 При анализе внутренней среды необходимо совместить поиск внепроизводственных резервов с внутрипроизводственными [87].
 Выявление этих резервов позволяет сконцентрировать производственный процесс, а ряд ведущих производственных подразделений можно высвободить для коммерциализации или развития предпринимательства.
 Рассмотрим методы исследования внутренней среды маркетинга, то есть анализа производственно-хозяйственной деятельности с целью выявления его резервов, когда изучаются резервы производственной мощности, площадей, оборудования, сырья, трудовых ресурсов (см. рис. 3.4).
 В экономической науке проблемы оптимального использования производственных ресурсов рассматриваются довольно подробно. Причем особое внимание уделяется внутрипроизводственным резервам, связанным прежде всего с интенсификацией производственного процесса. Их классификация по В.Ф. Литвицкому представлена в приложении 4. Резервы в этой классификации распределяются по группам (номера 1,2, 3 и т. д), по видам (1.1, 1.2, 1.3 и т. д.) и по факторам использования (1.1.2, 1.1.3, и т. д.). Она может быть использована при выявлении резервов предприятия на начальной стадии развития интрапренерства.
 Особое место во внутрипроизводственных резервах занимают резервы использования основных фондов. Они представляют различные технические, экономические и организационные возможности лучшего использования оборудования и производственных площадей. Формирование этих резервов возможно за счет лучшего использования оборудования, его модернизации и обновления, рационализации планировки, совершенствования вспомогательного обслуживания и т. д.
 Поиск резервов производства должен вестись как в целом, так и по всем структурным подразделениям, службам и отделам предприятия. В качестве показателей, свидетельствующих о наличии резервов можно назвать:
 КМ? 1 - коэффициент, показывающий отношение всего объема выпуска
 товарной продукции к среднегодовой мощности;
 КС? 2 - средний коэффициент сменности работы производственных подразделений;
 КР.В.? 1 - средний коэффициент использования рабочего времени;
 КИР? 1 - коэффициент соответствия расчетного количества рабочих, необходимых для выполнения годовой программы, фактическому;
 КИО? 1 - коэффициент использования оборудования - соотношение расчетного количества технологического оборудования к фактическому;
 КИС? 1- степень соответствия количества имеющихся рабочих мест и практически работающих;
 КИС? 1 - коэффициент использования сырья, равный отношению количества технологических и прочих отходов, материалов к использованному в продукции.
 
 Рис.3.4. Виды резервов базового предприятия, создающие материальные возможности предпринимательства
 По доступности можно выделить три уровня резервов:
 1-й - Имеющиеся в наличии свободные резервы: свободные площади, неиспользуемое оборудование, неиспользованное сырье, рабочие, находящиеся в отпуске без содержания, нереализованные, невостребованные изобретения, рационализаторские предложения и т. п.
 2-й - Плохо используемые площади, оборудование и т. п.
 З-й - Неинтенсивно используемые вещественные элементы производственного процесса.
 Для реализации резервов 1-го уровня нужно провести их инвентаризацию и проявить инициативу по их использованию в предпринимательстве.
 Для реализации резервов 2-го уровня надо: проанализировать степень загрузки производственных мощностей, степень неиспользования имеющихся ресурсов; перегруппировать работы так, чтобы за счет полной загрузки отдельных структурных подразделений, единиц оборудования и т. п. высвободить другие вещественные элементы производственного процесса для их использования в предпринимательской деятельности.
 Для реализации резервов 3-го уровня надо проанализировать степень интенсивности использования производственных мощностей, оборудования и ресурсов и внедрить комплекс мероприятий по повышению эффективности производственного процесса. Это поможет высвободить часть производственных площадей, оборудования, ресурсов и работников, которые могут быть использованы в предпринимательстве.
 Возможность использования выявленных ресурсов в качестве материальной основы для развития предпринимательства может быть установлена исходя из средних показателей типичного малого предприятия: количество рабочих - около 20 чел.; производственная площадь - около 100 м2; количество оборудования - около 10 ед. [12]. На рис. 3.5 представлен логический алгоритм анализа резервов производственных площадей.
 Алгоритм включает в себя следующие процедуры:
 1. Инвентаризация всех площадей предприятия и установление свободных от выполнения производственной программы.
 Анализ наличия свободных площадей:
 да, при наличии свободных площадей переход к процедуре 2;
 нет, при отсутствии свободных площадей переход к процедуре 3.
 2. Изучение характера и степени использования помещений производственных подразделений (по времени).
 2а. Анализ возможности уплотнения и формирования резервов:
 да, есть возможность - переход к процедуре 4;
 нет, - переход к процедуре 3
 3. Оценка степени интенсивности использования площадей и оборудования.
 За. Анализ возможности высвобождения площади за счет интенсификации использования производственных мощностей:
 да, переход к процедуре 4;
 нет, резерв данного рода отсутствует.
 4. Перераспределение загрузки оборудования и площадей.
 
 Рис.3.5. Алгоритм анализа резервов производственных площадей
 4а. Анализируется возможность высвобождения площадей за счет перегруппировки, перезагрузки:
 да, - переход к процедуре 5;
 нет, внутрипроизводственные резервы не могут быть использованы.
 5. Определяется общий резерв площадей и возможность их передачи для предпринимательской деятельности.
 При анализе резервов сырья выясняют наличие всех видов производственных отходов (металла, дерева, пластмасс и т. п.) на всех этапах технологического процесса (обрезки на заготовительном участке, стружки, опилки на участках металлообработки и т. п.). Кроме этого в качестве резервов сырья могут быть использованы бракованные изделия.
 Анализ резервов сырья необходимо проводить в следующей последовательности:
 1. Уточняется номенклатура отходов, они классифицируются по химическому составу, по размеру, физическому состоянию и т. п.
 2. Рассчитывается годовое количество отходов сырья, соответствующее годовой производственной программе.
 3. Уточняется наличие и количество отходов, скопившихся на предприятии за прошлые годы.
 4. Составляется ведомость резервов сырья с данными по его видам, годовым запасам, общему количеству.
 Результатом анализа всех ресурсов является реестр предпринимательских ресурсов, сгруппированных по уровню готовности к реализации:
 1. Свободные ресурсы, готовые к реализации.
 2. Ресурсы, которые можно высвободить за счет несложных организационных мероприятий (по организации труда, производства и управления).
 3. Ресурсы, которые можно высвободить за счет сложных органи-зационно-технических мероприятий.
 Выбор предпочтительных направлений предпринимательской деятельности связан с вопросом наиболее полного и эффективного использования выявленных выше резервов предприятия. Для этого следует прежде всего провести анализ значимости выявленных материальных ресурсов предпринимательства. Значимость характеризуется кортежем параметров:
 
 где:
 ЗPJ - значимость j-ого ресурса;
 Цpj - цена j-ого ресурса;
 Ppj - реализуемость j-ого ресурса;
 Bpj - применимость j-ого ресурса в предпринимательстве.
 Цена j-го ресурса (Црj) определяется с одной стороны его балансовой стоимостью, с другой - рыночной, сложившейся на данный период.
 В зависимости от цены ресурсов на основе рейтинга устанавливается относительная ценностная значимость каждого. Для приведения к единой размерности с другими показателями, необходимо сгруппировать ресурсы по 3-м категориям ценности:
 1-я - не выше балансовой стоимости; (или ресурс минимальной стоимости);
 2-я - превышающая балансовую стоимость в 2-3 раза (ресурс средней сменности);
 3-я - превышающая балансовую стоимость в 10 и более раз (ресурс максимальной стоимости).
 Реализуемость так же можно оценить по 3-м категориям:
 1-я - отсутствие спроса на данный ресурс;
 2-я - ограниченный спрос на данный ресурс;
 3-я - повышенный спрос на данный ресурс.
 Для ее изучения применяются стандартные методы анализа спроса, достаточно детально проработанные в теории и на практике современного маркетинга.
 Применимость ресурсов в предпринимательской деятельности обусловлена специфическими качественными характеристиками, ограничивающими возможность их использования, определенной спецификой производственно-хозяйственной деятельности. Так при выполнении различных видов работ предъявляются разные конструктивные (санитарные, противопожарные и т. п.) требования к помещениям. Очевидно, что в каждом конкретном случае площадь может подходить для определенного рода работ или не подходить. Для анализа применимости площадей можно оценить их по 3-м категориям:
 1-я - площади, которые можно использовать для выполнения ограниченного круга специфических работ (темные, низкие, с минимальной нагрузкой на перекрытия и т. д.).
 2-я - площади, имеющие определенные ограничения;
 3-я - площади не имевшие ограничений ни для какого вида деятельности;
 Применимость оборудования определяется степенью его специализации.
 1-я - высокоспециализированное оборудование, предназначенное для выполнения определенной работы;
 2-я - специализированное в определенном диапазоне (переналаживающееся);
 3-я - универсальное, используемое для выполнения широкого круга работ.
 Применимость сырья так же определяется степенью его специфичности:
 1-я - используется только для изготовления определенной продукции;
 2-я - используется для изготовления продукции определенного вида (назначения);
 3-я - широко используется для изготовления множества видов продукции.
 Если поиск предпринимательской идеи базируется на первоочередном использовании имеющихся материальных ресурсов предпринимательства, то чем выше применяемость ресурса, тем больше базирующихся на его использовании предпринимательских идей, тем больше значимость данного ресурса.
 Общая оценка значимости ресурса определяется по формуле:
 Озрj = Оцj + Орj + Олj
 где:
 Озрj -суммарная оценка значимости j -ого ресурса;
 Оцj - рейтинговая оценка ценовой значимости;
 Орj - - категория реализуемости j'-ого ресурса;
 Олj - категория применимости j -ого ресурса.
 Оценка значимости используется для целенаправленного перебора возможных предпринимательских идей от Озрj R max в сторону его уменьшения.
 При выборе предпочтительных предпринимательских идей надо учитывать следующие требования:
 1.Пригодность идеи для достижения главной цели развития предпринимательства.
 2. Реализуемость предпринимательской деятельности с максимальным использованием имеющихся материальных ресурсов.
 3. Максимальная эффективность будущей предпринимательской деятельности.
 Отбор предпринимательских идей с точки зрения достижения цели
 интрапренерства осуществляется следующим образом:
 если цель базового предприятия - выживаемость, то, очевидно, необходимо выбирать предпринимательские идеи, которые за короткое время дадут максимальный экономический эффект, то есть D ЭR max, при (t1-t0) R min;
 если целью является получение дополнительного экономического эффекта, то очевидно отбираются предпринимательские идеи, дающие наибольший экономический эффект за 3 года;
 если целью является создание технологического и продуктового задела на перспективу, то отбираются предпринимательские идеи, основанные на новой технологии, новых изобретениях, которые в перспективе могут стать основой для эффективной деятельности как базовой, так и предпринимательской структур, то есть интрапренерство в целом: ЭИ(t) R max.
 При выборе предпринимательской идеи для перспективного развития предприятия необходимо решать вопрос об эффективности инвестиций в тот или иной перспективный бизнес. При этом необходимо проанализировать перспективы и тенденции: роста рынка, баланса спроса и предложения в данной отрасли, ценовую политику, возможные затраты, будущую рыночную долю предприятия, конкурентноспособность производства, эффективность в данной области, факторы окружающей среды будущего бизнеса.
 При выборе перспективных направлений предпринимательской деятельности в качестве оценки сектора бизнеса можно воспользоваться показателями скорости роста рынка (по методу компании "Шелл"). Система оценки приводится в таблице 3.3.
 
 Таблица 3.3
 Скорость роста сектора Рейтинг Характер 0-3 * минимальный 3-5 ** ниже среднего 5-7 *** средний 7-10 **** выше среднего 10 и выше ***** максимальный Для оценки реализуемости предпринимательских идей можно использовать их разбивку по категориям:
 1-я категория - при реализации данных предпринимательских идей материальные ресурсы базового предприятия не могут быть использованы;
 2-я категория- при реализации данных предпринимательских идей материальные ресурсы используются частично (около 50% от требуемых).
 3-я категория- реализация данных предпринимательских идей на 80-100% базируется на использовании имеющихся материальных ресурсов.
 Поиск предпринимательских идей ведется на основе сбора и анализа научно-технической информации, анализа неудовлетворенного и потенциального спроса населения, анализа возможных путей изменения параметров выпускаемых изделий. Методы генерации, анализа, поиска предпринимательских идей достаточно разнообразны и описаны в специальной литературе (см. приложение 5) [1].
 На рис. 3.7 дается укрупненный алгоритм выбора предпочтительных предпринимательских идей. Этот выбор происходит следующим образом:
 1. Формируется базовый массив возможных предпринимательских идей.
 1а. Анализируется их соответствие с целью базового предприятия:
 да, - имеются предпринимательские идеи, соответствующие поставленным целям - переход к процедуре 2;
 нет, т. е. такие предпринимательские идеи отсутствуют - возврат к процедуре 1.
 2. Анализируется возможность реализации отобранных предпринимательских идей.
 2а. - да, реализуются предпринимательские идеи;
 - нет, - возврат к процедуре 1.
 
 Рис. 3.7. Укрупненный алгоритм выбора предпочтительной предпринимательской идеи
 
 
 3.3. Апробация методических положений по формированию интрапренерства в организационно-производственных структурах
 Апробация методических положений проводится следующим образом:
 выбирается базовое предприятие для становления интрапренерства;
 проводится анализ проблем, стоящих перед предприятием;
 анализируется наличие на предприятии предпосылок для развития предпринимательства;
 анализируется ресурсная база для предпринимательства;
 выбирается наиболее предпочтительная предпринимательская идея;
 обосновываются параметры создаваемой предпринимательской структуры;
 рассчитывается эффективность предпринимательства, сформированного на основе принципов интрапренерства.
 В качестве базового предприятия выбран Нальчинский автоцентр "КАМАЗ". Он образован в 1979г.,с ноября работал на условиях аренды, а с июня 1993г. преобразован в товарищество с ограниченной ответственностью, с уставным фондом в 8500 тыс. руб., из них вклад автоцентра КАМАЗ - Набережные Челны - 51%, а вклад физических лиц - 49%.
 Предметом деятельности ТОО является снабжения запасными частями для КАМАЗов потребителей на территории Кабрадино-Балкарской республики, комплектация предпродажная подготовка и реализация автомобилей КАМАЗ.
 Основные ТЭПы Нальчинского автоцентра (НА) КАМАЗ на 1995 год приводятся в таблице 3.4.
 Уменьшение платежеспособного спроса на продукцию завода КАМАЗ и ее низкая рентабельность побудила руководство (НА) КАМАЗ к предпринимательской деятельности (см. Приложение 6).
 
 Таблица 3.4.
 N Показатели Количество 1. Объем товарной продукции 6.601.858 тыс.руб. в том числе:
 реализовано 83 а/м КАМАЗ
 5923.477 тыс. руб за. частей 678 381 тыс. руб. 2. Численность работающих 68 чел. в том числе:
 ИТР
 16 чел. Рабочих основных 16 чел. Рабочих вспомогательных 36 чел. 3. Выработка на 1 основной работе 412616 4. Кол-во единиц осн.оборудования 17 в том числе:
 автомашины
 10 станки 4 спец. оборудование 3 5. Коэффициент сменности 1 6. Фонд времени одного рабочего - плановый 2004 ч.чел. -фактически 1924 ч. чел. 7. Общая площадь территории предприятия 30139 м2 в том числе:
 - производственная 1500 м2 - складская 1980 м2 - прочая 24620 м2 -площаль топливо-заправочных станций 72 м2
 
 Рис.3.8. Структура базового предприятия О.О.О. "НА КАМАЗ"
 В 1992 году создается малое частное предприятие Лазран" его учредитель директор "НА КАМАЗ". Согласно Уставу данное предприятие должно осуществлять следующие виды деятельности:
 ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей;
 коммерческая посредническая деятельностью
 В 1994 году образуется малое предприятие - ликеро-водочный завод "Тлехаз". Это муниципальное предприятие, изданное по инициативе "НА КАМАЗ" осуществляет свою деятельность на основе аренды у малого предприятия "ЛВТ" (ранее называвшееся "Лазран") помещения, транспорта и разливочных линий.
 Результаты производственно-хозяйственной деятельности всех трех предприятий за 1995 г. следующие
 прибыль "НА КАМАЗ" - 40679 тыс. руб. прибыль "ЛВТ" - 57.646 тыс. руб. прибыль "Тлехаз" - 1284.140 тыс. руб. В 1996 г. экономическое положение "НА КАМАЗ" обострилось, с февраля включительно его деятельность была приостановлена в связи с отсутствием поставок комплектующих изделий и запчастей и общем снижении платежеспособного спроса.
 Анализ сложившейся практики предпринимательства на базе действующего предприятия показывает:
 в качестве предпринимателя выступает директор предприятия;
 личные интересы предпринимателя связаны прежде всего с деятельность вновь создаваемых предприятий;
 базовое предприятие получает некоторую выгоду от коммерциализация отдельных ресурсов (как правило в виде арендной платы), но не решает свои проблемы. Рассмотренная выше предпринимательская деятельность "НА КАМАЗ" в целом соответствует практике становления на многих предприятиях России.
 Анализ результатов деятельности "НА КАМАЗ" показал, что у предприятия нет прибыли, нет спроса на его продукцию и производственные мощности не загружены. Это определяет главную проблему предприятия и цель интрапренерства - выживание. Необходимо найти предпринимательскую идею, базирующуюся на ресурсах предприятия и обеспечивающую выпуск товаров и услуг, пользующихся платежеспособным спросом.
 Анализ использования ресурсов базового предприятия проводится с целью выявления резервов, которые возможно использовать для предпринимательской деятельности.
 Проанализируем использование технического оборудования на предприятии. Согласно отчетным данным коэффициент сменности составляет g =1. Количество целодневных простоев составляет три месяца и соответственно КИЦО =0,77. По данным фотографии рабочего дня потери на рабочем месте, связанные с хождением, перекурами и т.п. составляют > 19% (от сменного времени) и соответственно КИС=0,81.
 Данные по анализу резервов технологического оборудования приводятся в таблице 3.6.
 Расчеты показывают что при эффективном использовании имеющегося оборудования можно оставить для существующей производственной программы 3 ед. оборудования (2,4 по расчету), а 4 единицы использовать в предпринимательской структуре.
 Данные анализа использования площадей приводятся в таблице 3.6. Расчеты показывают, что площади земельного участка, площади предприятия в целом используются не рационально. Производственная площадь примерно соответствует отраслевым нормативам удельной площади, приходящейся на одного рабочего. В то же время введение двухсменной работы позволит высвободить 750 м2 производственных площадей, которые можно использовать в предпринимательстве.
 
 Таблица 3.6. Анализ использования площадей базового предприятия (ООО "НА-КАМАЗ")
 Показатели Условн.
 обознач. Количественная характеристика Площадь земельного участка, занимаемого предприятием Пу 35000 м2 Площадь предприятия ПП 30000 м2 Площадь производственная ППР 1500 м2 Площадь складская Пск 1980 м2 Площадь прочая (хранение машин, выставочная и т.п.) ППР 24630 м2 Коэффициент использования земельного участка КУ 0,86 Коэффициент промышленного использования площадей КП 0,12 Производственная площадь, приходящаяся на 1 рабочего ПУД 28м2 Резервы земельного участка D ПУ 5000 м2 Резервы площадей, не используемых по производственному профилю D ППР 24620 м2 Производственная площадь, для выполнения программ (при ее эффективном использовании, 2-х сменной работе) ППРЭ 750 м2 Резервная производственная площадь D ППР 750 м2 Имеются резервы земельного участка, предприятия (D ПУ=5000 м2).
 Данные анализа использования персонала приводятся в таблице 3.7.
 Расчеты показывают, что при отсутствии целодневных простоев (доп. отпуска) и рациональном использовании сменного времени программу предприятия за 1995 год можно было бы выполнить силами 32 человек, а 20 рабочих можно было использовать в предпринимательских структурах.
 Таблица 3.7. Анализ использования персонала базового предприятия (ООО "НА-КАМАЗ")
 Показатели Условн.
 обознач. Количество Персонал предприятия (всего) NП 68 чел. ИТР NП 16 Основные рабочие NОР 16 Вспомогательные рабочие NВР 36 Коэффициент, учитывающий целодневные простои (отпуск за свой счет и т.д.) КПЦ 0,77 Коэффициент полезного использования рабочего времени смены КИВ 0,81 Фактические трудозатраты на выполнение программы ТФ 59922 чел.час. Количество рабочих, необходимых для выполнения программы (при КИУ=1 и КИВ=1) NH 32 xtk/ Количество рабочих, которое можно высвободить для использования в предпринимательских структурах D P 20 чел. Таблица 3.8. Предпринимательские ресурсы базового предприятия (ООО "НА-КАМАЗ")
 Виды ресурсов Количество Технологическое оборудование 4 станка Транспорт (автомашины) 4 ед. площади:
 - производственные
 750 м2 - прочие площади 24620 м2 - площади участка 5000 м2 Рабочие 20 чел. в том числе высококвалифицированные специалисты 10 чел. Автомобили 5 ед. Цена ресурсов устанавливается на основе их рыночном стоимости на данный период. На основе сложившейся практики цена площади принимается на основе арендной оплаты (от 1 года до 5 лет). В Нальчике стоимость годовой аренды 1 м2 составляет > 55 тыс. руб. (> 10$) Рыночная стоимость станков (токарных, фрезерных, шлифовальных), возрастал, а в течение 10 лет и колеблется от 10000 тыс. руб. до 30000 тыс. руб.
 Рыночная стоимость автомобиля КАМАЗ (прошедшего кап. ремонт) составляет от 20000 до 40000 тыс. руб.
 Цена ресурсов определяется по формуле:
 Цpj=Уцj? Nj
 где:
 Уцj - удельная цена единицы j-ого ресурса
 Nj - количество j-ого ресурса.
 Результаты расчета цен ресурсов и обоснование их ценовых категорий приводятся в таблице 3. 9.
 
 Таблица 3.9. Ценностная характеристика предпринимательских ресурсов базового предприятия (ООО "НА-КАМАЗ")
 Вид ресурса Количество Уд. цена (тыс. руб.) Общая цена (тыс. руб.) Категория Площадь производственная 750 м2 55 41250 1,5 Станки 4 ед. 20000 80000 2 Автомобили 5 30000 150000 3 Трудовые ресурсы 10 3000 30000 1 Реализуемость (РРО) характеризуется рыночным спросом на данный вид ресурсов. На основе экспертного анализа (опроса специалистов) установлено
 повышенный спрос на производственные помещения (3-я категория);
 отсутствие спроса на имеющиеся станки (1-я категория);
 отсутствие спроса на автомобили (1-я категория)
 ограниченный спрос на высококвалифицированных станочников и автослесарей (2-я категория);
 Применимость ресурсов (Врj) обусловлена их специфическими качествами, определяющими широту их использования. Рассматриваемые производственные площади "НА-КАМАЗ" не имеют ограничения для их производственного использования (3-я категория применимости).
 Станочное оборудование может использоваться для выполнения широкой гаммы работ связанных с металлообработкой и авторемонтом (3-я категория применимости), автомобили относятся к тем же категориям применимости, трудовые ресурсы - высококвалифицированные станочники необходимые для выполнения определенных видов работ относятся к 2-й категории применимости.
 Результаты оценки значимости ресурсов базового предприятия приводятся в таблице 3.10.
 
 Таблица 3.10. Оценка значимости ресурсов базового предприятия (ООО "НА-КАМАЗ")
 Ресурсы рек оценки Суммарная оценка ОЦ ОР ОП (ОЗР) Площадь 25 3 3 8,5 Станки 32 1 3 6 Трудовые ресурсы 1 2 2 5 Автомобили 3 1 2 6 Оценка значимости показывает, что при предварительном отборе наиболее предпочтительны предпринимательские идеи, которые предусматривают использование площадей, на втором месте - предусматривающие использование оборудования и на третьем месте, используемые трудовые ресурсы. Наиболее предпочтительна предпринимательская идея, в котором используются все ресурсы базового предприятия (т.е. )
 Предприятие "НА-КАМАЗ" организовывалось с целью сервисного обслуживания автомобилей КАМАЗов в данном регионе. С точки зрения совладельца ООО "НА-КАМАЗ" главного предприятия КАМАЗ предпринимательская деятельность должна соответствовать созданию предприятия и обеспечивать его выживание и развитие.
 Этому требованию соответствует предпринимательская идея:
 - создание малого предприятия по восстановлению деталей грузовых и легковых автомобилей (в том числе иномарок). Для изучения спроса на данный вид услуг проведено маркетинговое исследование: опрошены владельцы грузового и легкового автотранспорта (более 20 тыс. человек) (см. таблицу 3.11)
 
 Таблица 3.11. Вопросник для маркетингового исследования рынка восстановленных деталей автомобилей КАМАЗ (пример заполнения)
 
 Предприятие: Нальчикское стройуправление ? 5
 Вопрос Ответ Сколько автомобилей КАМАЗ в Вашей организации? 20 Какой средний возраст Ваших автомобилей 10 лет Имеете ли Вы проблемы с ремонтом автомобиля и обеспечением зап. частями - отсутствие необходимой номенклатуры частично - дороговизна зап. частей да - прочие проблемы - Заинтересованы ли Вы в восстановлении негодных зап. частей? да Какие детали в каком количестве Вы хотели бы восстанавливать? - коленвал номен- -распредвал клату- - остов вращения ру -корпуса прила- -прочие гаем Готовы ли Вы встать на абонентное обслуживание обменным фондом зап. частей и да Результаты обследования подтвердили заинтересованность потребителей в данном виде услуг: около 70% опрошенных пожелали стать на абонентное обслуживание с тем, чтобы сдавать изношенные детали в обмен на восстановленные. Примерно 30% опрошенных проявили заинтересованность в создании обменного фонда агрегатов и их кап. ремонте (детали ходовой части), 20% - в ремонте электрооборудования. Часть опрошенных (> 40% выразило опасения в качестве ремонта и высказалось о необходимости ввести гарантию качества и жесткие экономические санкции в случае ее нарушения.
 Анализ результатов деятельности "НА-КАМАЗ" показал наличие предпосылок для развития предпринимательства. Из множества возможных в принципе предпринимательских идей (от создания совместного предприятия по сборке джипов до создания завода по изготовлению пива и разливу минеральных вод) была одобрена в качестве перспективной идея создания предприятия по восстановлению деталей автомобиля КРАЗ-МАЗ. Ее преимуществом является:
 1. Соответствие основным целям базового предприятия.
 2. Реализуемость за счет материальных ресурсов базового предприятия.
 3. Наличие спроса на продукцию, получаемую при реализации предпринимательской идеи и тенденции увеличения рынка.
 Для реализации выдвинутой предпринимательской идеи предлагается создать по инициативе и при ведущем участии "НА-КАМАЗ" (базовое предприятие) малое предприятие под названием "Реставратор". Методом создания малого предприятия "Реставратор" является образование предпринимательской структуры на основе предпринимательских ресурсов базового предприятия: площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов.
 Рекомендуемая форма существования малого предприятия "Реставратор" характеризуется:
 1. Организационно-правовой формой в виде общества с ограниченностью ответственностью.
 2. Специализацией по выполнению работ технологически и предметно связанной со специализацией базового предприятия, дополняющей и расширяющей его функции и возможности.
 3. По масштабам соответствующим классификационным признакам малого предприятия.
 Выбор в качестве организационно-правовой формы ООО объясняется тем, что самостоятельно базовое предприятие не имеет необходимых финансовых ресурсов для создания на нем предпринимательской структуры. В качестве партнеров привлекаются:
 инвестор, готовый внести необходимый капитал,
 интерпренер, специалист в данной области, технолог, который должен быть совладельцем для повышения мотивированности, целеустремленности, ответственности при реализации данной предпринимательской идеи.
 Специализация создаваемого предприятия обусловлена: целями базового предприятия: (выживанием и развитием), возможностями использования специализированного оборудования и специалистов в данной отрасли, возможностью использовать связи, каналы сбыта и знания ситуации в области автотранспорта и т.д.
 Связь между базовым предприятием и создаваемой предпринимательской структурой: (юридическая, организационная, управленческая, экономическая) представлена на рис. 3.9.
 Вклад партнеров в создание ООО "Реставратор" представлен в таблице 3.12.
 
 Таблица 3.12. Финансовые ресурсы создаваемой предпринимательской структуры (ООО "Реставратор")
 Взносы учредителя % Сумма )
 тыс. руб.) Форма взноса НА-КАМАЗ 60 233.750 стоимость ресурсов Интрапренер, автор предпр. идеи 10 38.958 стоимость интрапренерства Партнер (инвестор) 30 116.000 денежный взнос
 (инвестиции) ИТОГО 100 389.508 Сумма взноса "НА-КАМАЗ" складывается из стоимости передаваемых ресурсов: арендной платы за помещение за три года; стоимости четырех станков и одного автомобиля.
 Взнос интрапренера - автора идеи, специалиста в области технологии восстановления деталей оценивается учредителем в 10%, что составляет в денежном исчислении 389,580 тыс. руб. Партнер-инвестор вносит реальные деньги на счет ООО в размере своего пая - 30%, что составляет 116,000 тыс. руб.
 Основные ТЭПы ООО "Реставрация" представлены в таблице 3.13.
 
 Таблица 3.13. Технико-экономические показатели создаваемой предпринимательской структуры (ООО "Реставратор")
 N Показатели Размерность Количественная характеристика 1. Годовая программа предприятия комплект деталей 1960 2. Трудоемкость годовой программы предприятия н.час. 59200 3. Количество работающих (всего) чел. 50 в том числе
 ИТР
 чел. 8 основные рабочие чел. 32 вспомогательные рабочие чел. 10 Площадь м2 7500 в том числе складская м2 500 4. Оборудование технологические ед. 16 стенды, верстаки и т.д. ед. 10 Транспорт-автомашины ед. 1
 
 Рис. 3.9. Связи базового предприятия "НА-КАМАЗ" с предпринимательскими структурами
 Для создания ООО "Реставратор" необходимо:
 1. Создать на базовом предприятий условия для формирования предпринимательской структуры на принципах интрапренерства.
 2. Разработать бизнес-документы и проект предприятия.
 3. Реализовать мепроприятия и проектные рекомендации по созданию ООО "Реставратор"; создать условия для формирования предпринимательской структуры, включающие в себя:
 - введение 2-х сменной работы на базовом предприятии;
 - перепланировку и концентрацию однотипных работ;
 - высвобождение ресурсов предпринимательской деятельности.
 Основные параметры создаваемой предпринимательской структуры были установлены выше.
 Производственный процесс по восстановлению деталей включает следующие основные виды работ: разборку узла (агрегата), мойку, дефектовку деталей, механобработку, ножевку, обработку поверхности после ножовки, контроль качества.
 Снабженческо-бытовую функцию по абонементному обслуживанию клиентов, по сбору изношенных деталей для восстановления выполняет снабженческо-сбытовой отдел ООО и базовое предприятие (через свою клиентуру) на коммерческой основе.
 В соответствии с технологией восстановления автомобильных деталей необходимо дополнительное, технологическое оборудование: крупношлифовальный и фрезерный станки (2 ед.), комплект аппаратуры установки под слоем флюса, контрольно-дефектолочное оборудование и стенды для разборки узлов и агрегатов автомашин (4 ед.).
 Затраты на становление интрапренерства "НА-КАМАЗ" включают:
 Затраты на создание условия для развития интрапренерства.
 Затраты - стоимость ресурсов базовоо предприятия, вовлеченные в предпринимательство.
 Дополнительные затраты, необходимые для создания предпринимельских структур.
 Расчет затрат на создание предпринимательской структуры приводится в табл. 3.14.
 
 Таблица 3.14. Затраты на создание предпринимательской структуры (ООО "Реставратор")
 Виды затрат Количество (тыс. руб.) А. Стоимость передаваемых ресурсов Стоимость 4- станков 80000 Стоимость площади 133780 Стоимость автомашин 30000 ИТОГО 243750 Б. Дополнительные затраты на создание Покупка 2-х станков 100000 Покупка контрольно-дефектовочного оборудования 50000 Покупка стендов 60000 Перепланировка, монтаж оборудования, косметический ремонт помещений 40000 ИТОГО 250000 Всего затрат 493750 В. Затраты на создание на базовом предприятии условий для интрапренерства 80000 ИТОГО 573750 Затраты на создание условии для предпринимательской деятельности включают оплату работ по:
 разработке меропритий по интенсификации производственного процесса и перевода базового производства на 2 - х сменную работу;
 перепланировку производственных помещений;
 маркетинговое исследование перспективности предлагаемых предпринимательских идей.
 В расчетах этих затрат использованы расценк, действующие на данный период в КБР.
 Планируемые годовые результаты функционирования предпринимательской структуры ООО "Реставратор" представлены в таблице 3.15. Расчет себестоимости базируется на обосновании годового фонда заработной платы. Для предприятий подобных создаваемому доля заработной платы в себестоимости составляет от 20? 30% В планируемую цену автокомплекта восстанавливаемых деталей закладывается прибыль в 50%. Цена комплекта восстановленных деталей на одну автомашину составляет 2259 тыс. руб., что на 30-40% меньше, чем цена новых.
 
 Таблица 3.15. Результаты функционирования предпринимательской структуры ООО "Реставратор" (планируемые на 1 год)
 Показатели Годовая производственная программа (в автокомплектах деталей) 1960 Цена одного автокомплекта (тыс. руб.) 2259 Выручка годовая (тыс. руб.) 4500000 Себестоимость продукции 2400000 НДС (20%, в тыс. руб.) 90000 Прибыль (тыс. руб.) 1200000 Налог на прибыль (13%, в тыс. руб.) 156000 Чистая прибыль (тыс. руб.) 104400 Анализ экономической эффективности от развития предпринимательства на принципах интерпренерства проводится на основе методических рекомендаций, представленных в разделе 2.4. Показатели ожидаемого годового экономического эффекта интрапренерства приводятся в таблице 3.16.
 
 Таблица 3.16. Годовой экономический эффект интрапренерства
 Показатели Условн.
 обозн. Численное значение (тыс. руб.) Экономический эффект от деятельности предпринимательской структуры 1044000 Чистая прибыль, остающаяся у предпринимательской структуры 417600 Экономический эффект, получаемый базовым предприятием
 - от предпринимательской структуры
 

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу