<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. Прогнозирование спроса на рабочую силу в зависимости от изменений экономической конъюнктуры с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что падение производства в различных отраслях, как правило, не сопровождается пропорциональным вытеснением занятых. Регрессионные процессы сказываются не только на уровне безработицы, сколько на производительности труда, что обесценивает применение этого подхода.
 3. Построение сложных поведенческих моделей, позволяющих имитировать функционирование экономической системы в зависимости от рассматриваемых сценариев развития, дает возможность определить дальнейший ход событий лишь на качественном уровне.
 4. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является подход, в соответствии с которым следует учитывать основные факторы (факторный метод), влияющие на спрос и предложение труда. В качестве одного из них можно рассматривать демографическую ситуацию в стране. Другим фактором является возрастающая интенсивность миграционного потока на территории. Анализ возможностей взаимозамещения и переподготовки работников разных профессий также позволяет оценить вероятные "выбросы" рабочей силы. Аналогичные оценки можно получить в результате анализа процесса концентрации трудовых ресурсов по видам производственных объектов и по видам их деятельности.
 Наличие информации о протекании этих процессов и представление о дальнейшей экономической политики правительства позволяет с помощью синтеза простейших эвристических (вопросы-ответы) и количественных процедур более объективно определить возможный уровень безработицы. Несмотря на некоторую методическую "размытость" данный подход является по существу единственно приемлемым для переходного периода, позволет оценить максимальный и минимальный уровень предполагаемого высвобождения работников.
 Другим вариантом анализа с построением перспективной модели поведения субъектов может выступать так называемый анализ временных рядов [14, С.61-63]. Его концепция исходит из того, что прогноз является искусстом предвидения поведения покупателей и продавцов на рынке в определенных условиях. Отсюда самым надежным источником информации выступают сами покупатели и продавцы. Их мнение о будущем поведении на рынке труда при определенных заданных условиях оценивается по шкале вероятного поведения.
 Таблица 9
 Шкала вероятного поведения
 Характеристики Оценка субъекта Баллы Возможности нет 0.00 Очень небольшая
 возможность 0.10 Небольшая
 возможность 0.20 Некоторая
 возможность 0.30 Средняя возможность 0.40 Довольно хорошая возможность 0.50 Прекрасная
 возможность 0.60 Вероятно 0.70 Очень вероятно 0.80 Временной ряд показателей нескольких аналогичных шкал позволяет провести анализ по четырем основным компонентам.
 1. Первая компонента - ТРЕНДа (Т) - отражает основные тенденции в демографических процессах, инвестиционной деятельности, сопросождающейся изменениями занятости и т.д.
 2. Второй показатель - ЦИКЛ (С) - улавливает колебания объемов спроса и предложения рабочей силы, что особенно интересно для среднесрочного прогноза.
 3. Показатель регулярно повторяющихся колебаний в течение года (например, в уровнях безработицы по месяцам года) - СЕЗОННОСТЬ (S) - интересен для краткосрочного прогноза.
 4. Показатель нерегулярных событий - ОТКЛОНЕНИЕ (Е) - описывает различные отклонения от нормальной ситуации.
 Анализ временных рядов включает методы разложения первоначальных временных показателей, например, предложения рабочей силы (П) на компоненты Т, С, S, и Е. Согласно одной модели эти компоненты находятся между собой в линейной зависимости (П = Т + С + S + Е), согласно другой - они влияют друг на друга мультипликативно (П = ТхСхSхЕ). Мультипликативная модель наилучшим образом показывает влияние циклического и сезонного характера на уровень предложения.
 Методология разложения временных рядов подробно рассматривается в статистике. Следует учитывать, однако, что все компоненты подвержены изменениям. Поэтому чисто механическая экстраполяция прошлых тенденций на будущее может не подтвериться. Для того, чтобы избежать подобных негативных последствий, следует к математическим интерпретациям анализа дополнительно привлекать социально-экономические логические построения.
 Влияние нерегулярных событий можно учесть путем разработки трех вариантов прогнозов - оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного. Разница между минимальным и максимальным значениями П покажет реальность наиболее вероятного прогноза.
 Метод анализа временных рядов может дополняться экспотенциональным сглаживанием:
 Qt+1 = aQ1 + (1 - a) Q1 ,
 где:
 Qt+1 - прогнозируемый объем предложения рабочей силы на перспективу;
 a - коэфициент сглаживания (0 ? a ? 1);
 Qt - объем предложения в текущем периоде;
 Q1 - сглаживаемый объем предложения.
 Так, если коэффициент сглаживания будет 0.4, то в текущем периоде объем предложения рабочей силы составит 50000 чел., сглаженное предложение - 40000 чел. Тогда прогнозируемое предложение составит:
 0.4(50000) + 0.6 (40000) = 44000 чел.
 Другими словами, прогнозируемый объем предложения всегда находится в интервале между объемом предложения в текущем периоде и сглаженным объемом (или совпадает с одним из них). Относительное влияние текущего сглаженного объема сбыта на прогнозируемый объем зависит от коэффициента сглаживания. По каждой категории предложения определяются начальный прогнозируемый объем и коэффициент сглаживания. Последний может быть получен анализом проб и ошибок при оценке средних значений и поиском значения, которое наилучшим образом соответствует предложению в прошлом периоде. Полученные результаты будут иметь меньшую степень достоверности в том случае, если появятся новые неучтенные факторы.
 Вслед за проведенным анализом формируются соответствующие целевые маркетинговые программы (в форме разработки программ содействия занятости населения, программ социальной помощи и т.п.). Целесообразно дополнять эти программы системами поддержки принятых решений, в которых делегируются меры ответственности исполнителей, определяются источники и устанавливаются размеры финансовых средств, формы и сроки контроля за ходом исполнения. Необходимо также отслеживать ход выполнения прогнозов, внося коррективы в разработанные программы.
 Трудности при разработке прогнозов развития ситуаций на рынке труда в России связаны, прежде всего, с особенностями переходного периода, который иногда ставит перед процессом прогнозирования непреодолимые барьеры. Именно этим объясняется, по-видимому, появление в печати большого числа прогнозных оценок, многие из которых прямо противоречат друг другу. Начиная с 1992 г. нередко наблюдалось сильное завышение прогнозных оценок числа безработных. На этом фоне прогнозы числа безработных, разрабатываемые Минтрудом, были самыми низкими. Как показала жизнь, они в наибольшей степени соответствовали реалиям: если прогнозы Минэкономики в 2-10 раз превышали фактические показатели, погрешность прогнозов Минтруда составляла от 16.7-33.3% в 1992 г. до 4-8% в 1995 г.
 
 
 ГЛАВА 4. Управление маркетингом рабочей силы
 4.1. Процесс управления маркетингом рабочей силы
 Управление маркетингом рабочей силы - это ведущая область хозяйственного управления на рынке труда, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическую рабочую силу, а также с доведением этого товара до конечного потребителя (предприятия, фирмы) или посредника (учреждения профессиональной подготовки, служба занятости населения) с тем, чтобы обеспечить удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах.
 Процесс управления маркетингом включает в себя следующие этапы:
 1. Анализ рыночных возможностей, который предполагает:
 а) маркетинговые исследования и сбор маркетинговой информации;
 б) анализ среды маркетинга, возможности субъекта рынка труда;
 в) анализ потребителей рабочей силы.
 2. Отбор целевых рынков рабочей силы, который предполагает следующую последовательность:
 а) замеры и прогнозирование спроса на конкретную рабочую силу;
 б) сегментирование рынка рабочей силы;
 в) отбор целевых сегментов рынка;
 г) позиционирование товара "рабочая сила" на рынке.
 3. Разработка комплекса маркетинга (маркетинг-микс):
 а) разработка товара "рабочая сила";
 б) определение стоимости конкретной рабочей силы;
 в) разработка системы распределения рабочей силы и коммуникаций (реклама, стимулирование занятости, организация благоприятного общественного мнения, личные контакты);
 г) обеспечение персоналом (отбор персонала для профессионального выполнения функций маркетинга; обучение профессионалов и остального персонала субъекта рынка труда; организация труда персонала и управление им; стимулирование по результатам выполнения маркетинговых функций).
 4. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Осуществляются через систему маркетинговой информации, систему планирования (разработка стратегических планов, планов маркетинга); организационную структуру, систему маркетингового контроля (замеры результатов, анализ результатов, проведение корректирующих действий (рис.23.)).
 Для того чтобы улучшить маркетинговую деятельность и обеспечить свое долговременное устойчивое положение на рынке труда, участники маркетинга должны располагать обратными связями (информацией о неконтролируемой окружающей среде, результатах проводимых действий и их эффективности). В этих целях изучаются степень удовлетворенности нанимателей, тенденции в конкуренции, осуществляется наблюдение за состоянием экономики, изучение независимых средств массовой информации. На основе обобщений и анализа полученной информации возможно адаптировать принятую стратегию маркетинга к окружающей среде, одновременно используя свои отличительные преимущества (высокий уровень квалификации, профессионализма, оплаты, условий труда и т.п.). Для долгосрочного успеха должны постоянно изыскиваться новые реальные возможности, которые соответствуют выбранному плану маркетинга, а также необходимо реагировать на изменения через пересмотр маркетинговой стратегии. С позиции такого подхода осуществляется управление маркетингом рабочей силы.
 Рис.23. Взаимосвязь между планированием, организацией маркетинга и системой контроля
 Процесс управления маркетингом - это процесс двусторонний, основой которого являются отношения субъекта и объекта рынка труда.
 В процессе управления орган управления получает информацию о состоянии управляемого объекта. Эта информация воспринимается управляющим органом, и на ее основе вырабатывается управленческое решение. Исходя из последнего осуществляется управляющее воздействие на объект управления для перевода в требуемое состояние.
 Неотъемлемым свойством управления, без которого невозможно целенаправленное поведение системы, является беспрерывная циркуляция информации между системой в целом, ее подсистемами и внешней средой. Подсистемы и регуляторы образуют замкнутую систему, по которой циркулируют три потока информации: информационно-анализирующий, информационно-командный, аналитико-командный. Функционирование этих потоков призвано свести до минимума затраты и потери маркетинговой деятельности на рынке труда (рис.24.).
 Информационно-аналитический канал связи - это канал сбора первичной информации о наличной и перспективной потребности в рабочей силе, о наличной и перспективной потребности в труде трудоспособных граждан общества, о состоянии эффективности и тенденциях развития управляющего объекта, накопление этой информации и переработка ее в форму, удобную для использования органами, принимающими решение.
 Информационно-командный канал связи - это канал доведения принятых решений, а также любого другого вида вторичной информации, полученной в результате переработки первичных данных в информационно-анализирующей подсистеме, до исполнителя.
 Аналитико-командный канал связи - это канал накапливания информации, фиксации целевых программ управления, нахождение оптимального варианта решения.
 Рис.24. Модель управления маркетингом рабочей силы
 Циркуляция потоков информации осуществляется с помощью пяти регуляторов: Р0 - входной контроль, определяет существующую и вводимую материально-техническую структуру общественного производства; Р1 - входной контроль, определяет требования рынка к потребительской стоимости товара "рабочая сила"; Р2 - промежуточный контроль, предъявляет требования к общей программе маркетинговой деятельности в контексте профессионально-квалификационной характеристики; Р3 - выходной контроль, предъявляет требования к уровню соответствия наличной структуры совокупной рабочей силы к уровню соответствия наличной структуры совокупной рабочей силы к требуемой для удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах; Р4 - промежуточный контроль, предъявляет требования к общей программе деятельности в контексте психомотивационного механизма профессиональной деятельности носителя рабочей силы.
 Под механизмом управления маркетингом рабочей силы следует понимать построенную в соответствии с требованиями законов рыночной экономики и закрепленную нормативно-методическими актами систему методов, органов и функций деятельности на рынке труда по формированию рациональной структуры занятости для удовлетворения рыночной потребности в высококачественных товарах [28].
 Способы осуществления маркетинговой деятельности или методы управления можно классифицировать по признакам их содержания и механизмам воздействия на объект управления:
 а) экономические;
 б) социально-психологические;
 в) организационно-административные.
 В системе методов управления маркетингом рабочей силы основное место занимают экономические, основанные на учете действия социально-экономическихх законов рыночного производства и обращения. Усиление экономических методов диктуется расширением самостоятельности субъектов управления, рыночными интересами в улучшении хозяйственных результатов.
 К социально-экономическим методам относятся средства воздействия на социально-психологические отношения между объектом и субъектом управления маркетингом: формирование эффективной мотивации к труду, приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда, использование социально-экономического принуждения к высокопроизводительному труду, формирование трудовых коллективов по принципу "команд" с учетом психомотивационного механизма профессиональной деятельности каждого члена, развитие традиций, способствующих сплочению коллектива и т.п.
 Наряду с экономическими, социально-психологическими методами в управлении маркетингом используются методы организационно-административного характера. Они предполагают прямое воздействие на управляемый объект, выступают в качестве государственной директивы и имеют обязательную силу для исполнения. Основным содержанием этих методов является координация усилий субъектов управления в достижении цели.
 Важное место в механизме управления маркетингом рабочей силы занимают функциональные подсистемы. Их можно разделить на основные и обеспечивающие.
 Основные подсистемы, направленные на реализацию конкретных задач маркетинговой деятельности на рынке труда, включают общие и специфические функции управления.
 Общие функции управления характерны для любого вида управленческой деятельности и включают:
 а) планирование - установление цели, подцелей управленческого воздействия, определение этапов их реализации, исполнителей, ресурсов;
 б) организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и взаимодействий;
 в) координация - регулирование, корректирование, активизация воздействия органов управления;
 г) контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности;
 д) - обработка и осмысление информации для понимания диалектического развития объекта управления;
 е) - прогноз - возможная оценка явлений и процессов, характерных для объекта управления.
 Специфические функции управления представляют виды маркетинговой деятельности на рынке труда, каждый из которых является объектом общих функций.
 1. Функции конъюнктурных исследований рынка труда:
 * изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, адаптация к нему, соответствующая перестройка занятости;
 * разработка стратегии управления человеческими ресурсами с учетом перспективы удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах;
 * разработка прогноза развития малого и среднего бизнеса в регионе;
 * прогнозирование, перспективное и текущее планирование потребности в рабочей силе определенного качества;
 * анализ и прогноз развития структуры, емкости рынка труда;
 * анализ предложения рабочей силы в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационных разрезах;
 * анализ конкурентов по формированию определенного качества рабочей силы;
 * анализ и конструирование мотивационной части хозяйственного механизма регионов, предприятий, участие в разработке систем социального обеспечения, социальной защиты трудоспособных граждан общества с низкой конкурентоспособностью;
 * комплектование штатов предприятий, организаций желаемой рабочей силой с учетом интересов региона, перераспределение трудовых ресурсов;
 * выявление возможностей трудоустройства подростков, пенсионеров, инвалидов, женщин, воспитывающих детей;
 * выявление возможностей повышения конкурентоспособности носителей рабочей силы с учетом интересов ее потребителей;
 * стимулирования создания рабочих мест и участков с режимом неполного рабочего дня (недели), развитие надомного труда;
 * организация и консультативная помощь предприятиям, организациям во внедрении маркетинговых подходов в управление.
 2. Функции исследования потенциала сегментов рынка труда:
 * анализ возможностей формирования рабочей силы определенного качества;
 * определение уровней формирования потребительной стоимости рабочей силы с учетом потребительского спроса на нее;
 * трансформация системы подготовки с учетом требований рынка к потребительной стоимости рабочей силы;
 3. Функция профессиональной ориентации:
 * профессиональное просвещение трудоспособных граждан общества как условие непосредственного подведения их к выбору и овладению профессией, по которой существует рыночная потребность;
 * осуществление переориентации высвобождаемых работников и безработных граждан на виды трудовой деятельности с учетом рыночной потребности в них и интересов этих групп;
 * проведение социологических исследований в области профориентации.
 4. Функция обеспечения мобильности рабочей силы:
 * методическое руководство по расстановке кадров в регионе с учетом рыночной потребности в рабочей силе;
 * учет причин движения трудовых ресурсов в регионе;
 * внедрение нетрадиционных форм организации распределения, перераспределения и использования трудовых ресурсов;
 * изучение текущих проблем кадров, внурифирменных перемещений;
 * оценка и планирование качества трудовой жизни в регионе, на предприятии;
 * формирование кадрового резерва в целях рационального перераспределения и использования работников.
 В качестве обеспечивающих функций системы управления маркетингом рабочей силы выступают следующие функции:
 * кадровое обеспечение, представленное совокупностью действий по подготовке, переподготовке, повышению квалификации, подбору и расстановке кадров в рассматриваемой системе;
 * научно-методическое обеспечение, включающее повышение уровня обоснования различных форм и направлений маркетинговой деятельности на рынке труда, проведение исследований по проблемам маркетинга;
 * правовое обеспечение, связанное с организационно-правовым оформлением системы;
 * финансовое обеспечение.
 На уровне региона маркетинговой деятельностью должны заниматься подразделения, занятые постоянным сбором информации о рынке труда, конкурентах на нем, ее обработкой, выработкой стратегии, принятием решения и контролем за их исполнением. Следует выделить ряд звеньев организационной структуры рассматриваемой системы:
 * подразделение по обработке и анализу информации о спросе и предложении рабочей силы, выработка стратегических альтернатив удовлетворения потребительского спроса на рабочую силу - частные службы содействия занятости отдельным категориям трудоспособных граждан;
 * подразделения по планированию и проведению маркетинговых исследований на рынке труда - управление трудовыми ресурсами при мэрии региона;
 * органы, принимающие стратегии по формированию потребительской стоимости товара рабочая сила, удовлетворяющей спрос потребителей - комитет по образованию, центр по профориентации молодежи;
 * подразделения осуществляющие реализацию маркетинговой стратегии на рынке труда - учреждения профессиональной подготовки, предприятия и организации различных форм собственности;
 * подразделения по сбору информации о ситуации на рынке и тенденциях ее развития, о желаниях и предпочтениях потребителей рабочей силы по поводу уровней формирования потребительной ее стоимости - Государственная служба занятости.
 В настоящее время в регионах отсутствует орган, способный эффективно управлять системой маркетинга рабочей силы. В принципе таким звеном могла бы стать Государственная служба занятости. Но пока еще не переключено ее внимание на потребителя, к спросу на товар "рабочая сила", в соответствии с которым должно и происходить уравновешивание спроса и предложения на рынке труда. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удавалось плохо и в условиях экстенсивной экономики, а сейчас когда прибыль является критерием эффективности соединения рабочей силы с капиталом, становится невозможным.
 Причиной подобной ситуации - не столько тяжелый груз старых стереотипов накопления живого труда в производстве, сколько отсутствие знаний о содержании, необходимости и возможности маркетинговой деятельности на рынке труда, формах и перспективах.
 Для преодоления барьеров в реализации важнейшего принципа рынка - исходить в решении социально-экономических задач от потребителя рабочей силы, необходимо создание такой организационной структуры региональной системы управления маркетингом рабочей силы, которая позволила бы реализовать следующие требования:
 а) максимальная привязка организационной структуры управления к функциям маркетинга;
 б) максимальное регламентирование функций управления, их последовательностей в цепи между звеньями, уровнями управления;
 в) информационное сопровождение процессов управления, заинтересованность субъектов управления в информационном обмене;
 г) подчинение функционирования всей системы достижению такой структуры совокупной рабочей силы, соединение которой с капиталом позволило бы удовлетворить потребности каждого участника деятельности.
 Реализация указанных требований возможна в условиях матричной организационной структуры управления. Существующая линейно-функциональная структура - это наследие административно-командной системы. Для нее характерно ярко выраженное преобладание отношений административного подчинения, которые пронизывают по вертикали все ступени иерархии управления - сверху донизу. Эта система управления оставляет мало места для развития самостоятельных горизонтальных связей между субъектами управления. Узкая ведомственность противодействует развитию кооперации, прямых связей в системе; порождает перегородки между звеньями, а вместе с ними и незаинтересованность развития единой информационной сети. Формально каждая управленческая операция нуждается в одобрении сверху, чтобы не нарушить единство от намеченных центром целей. В этом проявляется доминирование вертикали над горизонталью.
 Матричная организационная структура формируется путем слияния линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой строится управление по отдельным сегментам рынка труда. В соответствии с программно-целевой организуется управление маркетинговыми стратегиями. В этом случае организационная структура опирается на сеть горизонтальных договорных отношений - отношений равного партнерства, обоюдной выгоды и взаимной ответственности.
 Рассмотренная структура механизма управления маркетингом рабочей силы представляет собой наиболее общую концепцию. Разработка конкретных подсистем управления для каждого уровня и субъекта рынка труда представляет сложную и самостоятельную проблему.
 4.2. Управление маркетингом рабочей силы на предприятии
 Рассмотрим содержание механизма управления маркетингом рабочей силы на предприятии [28].
 Маркетинговая деятельность предприятия на рынке труда - не самоцель. Оно заинтересовано в увеличении своей прибыли через повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. А это требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника, с точки зрения, его профессиональных знаний, умений, навыков, потребностей и способностей к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется капитал и прочие ресурсы.
 Пора признать, что затраты на рабочую силу, на повышение ее потенциала не менее значимы, чем средства на основные фонды, так как труд людей в конечном счете определяет прибыльность предприятия, его успех на рынке. Значение маркетинговой деятельности предприятий на рынке труда обусловленно объективной необходимостью рационально распределять трудоспособных индивидов по рабочим местам, обеспечивать наиболее благоприятные условия для всестороннего раскрытия природных дарований работника и совершенствования технологии и техники с целью повышения эффективности производства, конкурентоспособности предприятия.
 Сложившаяся на предприятии структура управления персоналом не отвечает концепции маркетинга рабочей силы. Необходима новая структура с центром маркетинговых исследований на рынке труда, сосредоточением всех полномочий в сфере управления персоналом в единой службе с подчинением по соответствующим вопросам управленческого персонала линейных производственных звеньев (рис.25.).
 Функциональным звеном в центре маркетинговых исследований должен стать отдел маркетинга рабочей силы на который следует возложить задачу двоякого рода: во-первых, служить совещательным и исполнительным органом в системе управления персоналом на предприятии, обеспечивать изучение вопросов, находящихся в его компетенции, вырабатывать научно-обоснованные рекомендации и методы решения проблем маркетинговых подходов на рынке труда; во-вторых, являться звеном в системе региональной системы управления маркетингом рабочей силы, участвовать в исследованиях в данной области на региональном и отраслевом уровнях, добиваться учета результатов при принятии решений.
 Рис.25. Организационные взаимосвязи при выработке стратегии маркетинга рабочей силы на предприятии
 В компетенцию отдела маркетинга рабочей силы на предприятии должны входить следующие специальные функции:
 * изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, адаптация к удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах, соответствующая переструктуризация рабочей силы;
 * наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описания работ, тестирования и интервьюирования работников;
 * расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам: управление адаптацией, закреплением, ротацией и внутрифирменными перемещениями кадров, формирование стабильного и гибкого трудового коллектива;
 * планирование деловой карьеры, оценка человеческого капитала работника и уровня его использования на данном рабочем месте с применением соответствующих методик и технических средств, аттестация специалистов, формирование резерва на выдвижение, профессионально-квалификационное продвижение;
 * сотрудничество с субъектами региональной системы управления маркетингом рабочей силы на взаимовыгодных условиях.
 Основные методы управления на предприятии можно классифицировать следующим образом:
 * экономические - приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда в форме стимулирования наиболее способных работников к конкретному виду профессиональной деятельности, отказ от принципа "дешевой рабочей силы" в организации трудовых процессов;
 * социально-психологические - формирование персонала по принципу "команд" с учетом типа профессиональной личности работника и особенностей интерперсональной среды;
 * организационно-административные - методы, обеспечивающие ее единство в требованиях к объектам управления (прямые административные указания, нормативное регулирование, выработка стандартных процедур административного воздействия).
 * Учитывая возможности предприятий, не всегда есть необходимость создавать комплектную систему управления маркетингом рабочей силы, достаточно сосредоточить маркетинговые функции в одном подразделении системы управления персоналом.
 Итак, управление маркетингом рабочей силы - это система действий, включающих исследование, анализ, планирование, осуществление программ, предназначенных для изучения потребительского спроса на рабочую силу и создания оперативного управления формированием и распределением соответствующего товара, который удовлетворяет более качественно потребителей, что гарантирует достижение целей соответствующего субъекта.
 4.3. Государственное регулирование маркетингом рабочей силы
 Государственное регулирование маркетингом рабочей силы должно быть ориентировано на обеспечение рациональной занятости и снижение безработицы.
 Рыночный механизм сам, естественным образом, должен воспроизводить рациональную структуру производства, а значит и занятости. Но если исходить только из естественного процесса, то к рациональной структуре занятости населения можно прийти лишь с большими издержками через много лет. В этом заключается противоречие между, с одной стороны, формированием рациональной структуры производства и занятости, а с другой - экономическим механизмом рыночной экономики. Вмешательство государства в экономику с целью разрешения этого противоречия, просто необходимо.
 В принципе любое участие государства в хозяйственной жизни, по сути дела, означает, то или иное воздействие государства на соотношение и структуру спроса и предложения. Исходя из этого можно выделить следующие основные направления воздействия:
 1. Воздействие на формирование спроса на рабочую силу: сохранение рабочих мест; создание новых рабочих мест; организация оплачиваемых общественных работ; создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала.
 2. Воздействие на формирование предложения рабочей силы: обучение и переобучение работников; развитие самозанятости; регулирование рабочего времени; регулирование миграционных потоков.
 3. Сбалансированное воздействие на спрос и предложение рабочей силы.
 Реализация каждого направления воздействия и мероприятия требует создание механизма регулирования маркетингом рабочей силы на федеральном уровне.
 Регулирование маркетингом рабочей силы на уровне государства может быть возложено на федеральную службу занятости, при которой должна быть создана организационная структура, выполняющая маркетинговые функции:
 * изучение и прогнозирование конъюнктуры рынков труда;
 * прогнозирование формирования трудового потенциала, числа рабочих мест и потребностей в них различных категорий населения, а также уровня и структуры занятости населения, его миграции;
 * планирование потребности и использования рабочей силы в народном хозяйстве в увязке с размещением и развитием производительных сил;
 * регулирование формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов;
 * отслеживание в динамике тенденций изменения стоимости и цены рабочей силы;
 * регулирование системой стимулирования занятости;
 * формирование информационной системы маркетинга рабочей силы на федеральном уровне с подключением информационных систем региональных структур;
 * исследование и прогнозирование международного рынка труда и разработка предложений по интеграции.
 Осуществление перечисленных функций должно обеспечить согласование на федеральном уровне основных направлений по регулированию рынка труда с другими программами социального и экономического развития. Это позволит:
 1) разрабатывать и осуществлять государственную политику занятости населения во взаимодействии с инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политикой;
 2) учреждениям профессионального образования повысить эффективность оказания образовательных услуг;
 3) создать экономические и социальные условия для усиления мотивов и стимулов высокопродуктивного труда: налоговое регулирование фондов и индивидуальных размеров оплаты труда работников;
 4) совершенствовать законодательную базу в сфере труда и занятости;
 5) развивать социальное партнерство государства с профсоюзами и другими представительными организациями трудящихся (наемных работников), предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и его оплаты, введения системы генерального и отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров.
 6) обеспечивать социальную защиту населения на основе государственных гарантий инвалидам и другим социально уязвимым категориям лиц, правильное определение и установление минимального потребительского бюджета, прожиточного уровня.
 
 
 ГЛАВА 5. Международный маркетинг рабочей силы
 5.1. Международный рынок труда и тенденции его развития
 Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
 Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.
 Формирование международного рыка труда - свидетельство того что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются прежде всего совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области:
 * условий труда, способа найма и увольнений работников;
 * оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;
 * предоставление отпусков, свободных от работы дней;
 * продолжительность рабочего времени;
 * предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.
 Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.
 Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.
 Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.
 Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом:
 * по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
 * по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
 * по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
 * по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.
 Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.
 Исследуя кадры потенциальной международной миграции исследователи пришли к выводу, что они представлены в целом более молодыми, профессионально подготовленными, экономически активными, но социально обделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.
 Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической ситуации в стране (табл.10). Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в условиях насыщенного потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в ситуации же острого дефицита потребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные последствия рассматриваемого явления.
 Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
 Таблица 10
 Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы
  Позитивные Негативные Страна-экспортер рабочей силы 1. Приобретение работником новой квалификации 1. Потеря квалифицированной рабочей силы 2. Сокращение дефицита платежного баланса 2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу 3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда 3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление 4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства 4. Рост инфляции Страна-импортер рабочей силы 1. Облегчение структуры региональных сдвигов 1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии 2. Содействие вертикальной мобильности местных работников 2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы 3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы 3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей 4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям 5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников По всем признакам формирующийся международный рынок рабочей силы имеет явно сегментированный характер. Иначе говоря, в рамках этого рынка образуются несколько частных, относительно автономных рынков рабочей силы со своими закономерностями движения рабочей силы. Такая сегментация рабочей силы отражает как сложившееся международное разделение труда, так и особенности в квалификации рабочей силы и предъявляемого на нее спроса. Сегментирование международного рынка труда исключает единообразие в составе рабочей силы, выступающей на этом рынке. Однако это вовсе не исключает формирования у этих рабочих специфических черт и особенностей, отличающих их в целом от рабочих, выступающих только на национальных рынках труда. Достаточно сказать, что у этой категории рабочих заметно ослабляются национальные привязанности, они более мобильны и обладают большими способностями приспосабливаться к требованиям нанимателей. Такие способности присуще, например, рабочим из азиатских стран, выезжающим за границу.
 Структуру современного международного рынка труда можно представить следующим образом [24, c. 23]:
 Таблица 11
 Сегменты международного рынка труда
 
  Покупатели рабочей силы ТНК Средние и мелкие предприятия развитых стран Предприниматели развивающихся стран Международные организации Продавцы рабочей силы Привилегированные работники х х Информационные работники, программисты и др. х х Специалисты средней квалификации х х х Высококвалифицированные группы рабочих Сингапура, Гонконга, Тайваня х х Ученые, научные работники х х Рабочая сила, поставляемая районами с низким уровнем развития х х х "Экспортные рабочие" стран Азии х Нелегальные рабочии х х Женская рабочая сила (молодые незамужние женщины) х х х Экологические "беженцы" х Рабочие мигранты х х Международный рынок труда - это сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового хозяйства и мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу. Прежде всего международная рабочая сила может различаться в зависимости от характера сфер международной деятельности. Таковыми могут быть:
 * межнациональные политические организации;
 * межнациональные общественные организации;
 * международные общественные организации;
 * международные экономические структуры.
 Исходя из этих критериев международная рабочая сила подразделяется на:
 * персонал ООН и ее более 44 специализированных учреждений;
 * персонал, занятый в органах межстранового и регионального управления (Европейский парламент, Общий рынок и т. д.);
 * персонал, занятый вообще в системе мирового хозяйства.
 В свою очередь международная рабочая сила, занятая в различных структурах мирового хозяйства, подразделяется на:
 * работников совместных предприятий;
 * работников, занятых в главных и вспомогательных подразделениях ТНК;
 * работников, занятых в региональных экономических структурах.
 Возможны также и другие критерии дифференциации международной рабочей силы, а именно: место работника в системе общественного разделения труда, его отношение к собственности, уровень заработной платы и др.
 По их месту в организации труда, международные работники подразделяются, например, на:
 * управленческий персонал высшего звена;
 * управленческий персонал среднего звена;
 * управленческий персонал низшего звена;
 * конторский персонал, специалисты различного профиля.
 Возможна более детальная дифференциация международной рабочей силы по уровню квалификации и образования, полу, возрасту, национальной принадлежности.
 К основным группам относятся также специалисты, связанные с современной техникой и информационной технологией, а также управляющие и специалисты по рыночной экономике (маркетингу, торговых и финансовых бирж, банков и т. д.). Спрос на этих специалистов предъявляют главным образом развитые страны, сумевшие создать несравненно лучшие условия для творческой деятельности благодаря огромным расходам на НИОКР, наличию многочисленных научно-исследовательских институтов и учебных заведений, широко используемых для выполнения всякого рода международных экономических, социальных и экологических программ. В этих странах созданы относительно благоприятные условия оплаты труда, обеспечены возможности для повышения профессионального, культурного уровня, есть цивилизованные условия жизни для семьи и получения образования детьми.
 Другими словами, международный рынок труда - это сложный социальный механизм, охватывающий различные сферы жизнедеятельности людей, социальных групп и общественных классов, наконец, общества в целом. Приведенное деление лишь подтверждает это. Но в любом случае в международной рабочей силе всегда можно выделить наиболее крупные, базовые ее сегменты. Это прежде всего те категории работников, которые имеют постоянную работу в межстрановых хозяйственных структурах, а также те работники, которые включившись в миграционные потоки, выступают по существу в качестве резерва международного рынка труда, либо же они заняты поиском работы на международном рынке труда и национальных рынках рабочей силы различных стран.
 Разумеется, международный рынок рабочей силы остается сферой купли-продажи рабочей силы, аналогичной другим сферам рыночных отношений. Вместе с тем международный рынок есть результат общих усилий международного сообщества по снижению ее стоимости, выработки более эффективных путей воспроизводства рабочей силы.
 На международном рынке рабочей силы к живому труду предъявляются самые высокие требования, особенно к его общеобразовательной и специальной подготовке и квалификации, поскольку действующие на этом рынке условия найма обусловлены интересами повышения общего уровня наукоемкости мирового общественного производства на базе использования творческого созидательного потенциала современного работника.
 Возникает новое понимание трудового потенциала общества - не как массы находящегося в его распоряжении труда, не как общей численности трудовых ресурсов мирового хозяйства. Речь идет о новых измерителях развития трудового потенциала личности, включенной в мирохозяйственные отношения. Теперь главным критерием является качество труда, определяемое квалификацией и способностями работника, его отношением к труду, уровнем его социального и экономического мышления. Говоря о важнейших качественных характеристиках международной рабочей силы, и прежде всего о ее профессионально-квалификационной структуре, надо учитывать следующие возможные моменты. Качество рабочей силы, выступающей на международном рынке включает в себя такие характеристики, которые в меньшей мере присутствуют в характеристиках национальных отрядов рабочей силы, а именно, освоение международного опыта, национальных особенностей, значение культуры международного общения и т.д.
 Всеобщая отличительная черта международной рабочей силы - это функциональные особенности труда международных работников, обусловленные их включенностью в международные, политические, экономические и общественные структуры, их тесная связь с мировой экономикой, общечеловеческими социальными задачами развития человечества в целом.
 Здесь следует учитывать и другой важный момент. В последние годы многие страны, независимо от уровня их экономического развития, столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Во многом это объясняется значительными изменениями в требованиях, предъявляемых ныне к содержанию и объему профессиональных знаний многих инженерно-технических работников в связи с бурным развитием микроэлектроники, информационной технологии в целом.
 Дефицит персонала нужной квалификации покрывается сегодня за счет найма специалистов на временной основе из других стран, активизации территориальной мобильности квалифицированной рабочей силы, диверсификации условий найма, и организация труда этих категорий работников.
 В процессе формирования международного рынка труда участвуют не только политические, социально-экономические, но и социально-психологические и идеологические факторы (состояние общественного массового сознания, влияние на него различных идеологий, предрассудков и т. п.). Например, сегодня дальнейшее развитие международного рынка труда натолкнулось на такие препятствия, как усиление негативного отношения общественного сознания к представителям других народов, что, естественно, сдерживает свободное перемещение трудовых ресурсов, препятствует его территориальной мобильности.
 В составе международной рабочей силы формируется особый слой работников неквалифицированного труда, который становится объектом эксплуатации со стороны различных международных структур. Западные страны с их растущим богатством как магнит притягивают малоимущии слои из Африки, Азии, Латинской Америки, из стран СНГ, ибо в развитых странах у этих людей могут быть лучшие экономические перспективы, чем дома. В то же время использование иностранной рабочей силы - важное условие развития экономики западных стран. Развитые страны поощряют приток иностранных работников, чтобы поддержать свой экономический рост, компенсировать низкий уровень рождаемости. Вместе с тем они встревожены усилением нестабильности социального климата в их странах из-за конфликтов, связанных с расовыми и религиозными различиями пришлых работников и местного населения.
 К основным тенденциям развития современного международного рынка труда можно отнести следующие процессы:
 * рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;
 * повышаются входные барьеры проникновения на международный рынок рабочей силы;
 * усиливается конкуренция между продавцами рабочей силы;
 * продолжает существовать дискриминация мигрантов;
 * активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.
 Таким образом, становление и развитие международного рынка рабочей силы - процесс сложный и многообразный. Ему обычно предшествуют, с одной стороны, постепенное образование региональных рынков труда, с другой стороны, - формирование отдельных специализированных сегментов мирового рынка труда, в которых выступают специфические виды рабочей силы - мигранты, высококвалифицированные специалисты информатизированной экономики и т. д. Но, главное, международный рынок формирует и шлифует особый тип универсальной и гибкой рабочей силы, сферой приложения которой становится уже все мировое хозяйство. Эта рабочая сила выступает как бы двойственным образом: в качестве носителя общечеловеческих норм жизни и носителя национальных культур и традиций.
 Если же говорить о России, то проблема занятости не может решаться в отрыве от общемировых процессов труда. Вхождение России в мировой рынок может смягчить удары безработицы в России. Кроме того, обмен трудовыми ресурсами России с другими странами мира может стать эффективным способом подъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако, присоединение к мировому рынку труда потребует преодолеть своего рода "барьер вхождения", чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на мировом рынке труда. Но для этого придется сформировать полноценный рынок труда в пределах самой России, который обеспечит необходимую мобильность рабочей силы.
 5.2 Конкурентоспособность российской рабочей силы
 Как ни горько приходится признать: процесс воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. И выражается это не только в повсеместном падении рождаемости, но в крайне низкой заработной плате, не дающей адекватной отдачи за работу. Быть может, самый тяжелый из всех кризисов, поразивших нашу экономику, - кризис профессиональный. Можно в конце концов занять деньги, купить технологию, даже справиться со стихийными бедствиями. Но, чтобы вырастить здоровых грамотных работников, нужна вековая традиция. Невозможность нормально питаться, одеваться, отдыхать, развиваться, наряду с технологической отсталостью привела к падению производительности, интенсивности и качества труда. Одним из эффективных путей "прорыва" может стать экспорт нашей рабочей силы в другие страны.
 Главный "плюс" состоит в том, что постоянный поток выезжающих и возвращающихся позволит пропустить наших людей, причем наиболее активную часть, через зарубежные рынки труда. Опыт государств, давно экспортирующих рабочую силу показывает, что человек, вернувшийся из-за рубежа, обычно уже по-другому смотрит на условия труда, на уровень заработной платы, на профессиональные возможности, на свою карьеру. Он знает себе цену и подыскивает удовлетворяющую его работу.
 Экспорт рабочей силы - общепринятое и широко распространенное явление в нынешней мировой практике, один из наиболее действенных факторов формирования мирового рынка труда. Обычно трудовая миграция за пределы страны развивается на основе:
 * межправительственных соглашений;
 * индивидуальной инициативы самого работника;
 * рекомендаций посреднических коммерческих фирм;
 * нелегальных каналов.
 Однако, процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей - организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические последствия. И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из России принимает все более широкие масштабы. Так, по оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 5 млн. российских граждан захотят выехать на работу за рубеж. Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным центром восточноевропейской эмиграции, в том числе - из России.
 Выбор места работы и проживания - право каждого человека. Однако причина выезда во многих случаях такова, что сами страны не могут подчас найти своим талантливым специалистам соответствующего применения. Их знания остаются нередко невостребованными, и они вынуждены менять страну своего проживания. В то самое время, в целом ряде случаев выезд работников за границу объясняется чисто экономическими причинами. Расчеты экономистов показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, технику бытового и производственного назначения. Многие государства-экспортеры рабочей силы вошли в группу среднеразвитых стран именно благодаря вывозу рабочей силы (Египет, Турция, Пакистан и др.). Более того, за счет эмиграции людей страна получает дополнительную выгоду, так как при этом в какой-то мере решается проблема занятости, безработицы, осуществляется экономия на затратах на подготовку и переподготовку персонала, повышения квалификации работников.
 Сегодня для граждан России западные страны остаются самым привлекательным для проживания и трудоустройства. Однако, существующее в этих странах законодательство неохотно дает всем иностранцам, в том числе и россиянам, право на жительство и на работу. Такое право пока предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым, артистам и отдельным спортсменам. Представители таких профессий, как программисты, электронщики, врачи, работники культуры и искусства способны, как правило, выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда. Немаловажную роль здесь играет отсутствие у значительной части российской рабочей силы профессиональной подготовки международного уровня, навыков конкурентной борьбы и, как это не печально, мешает также неудовлетворительное состояние здоровья. Предпочтение пока отдается тем категориям работников, которые обладают опытом работы в совместных предприятиях и международных организациях, или же приглашаются жители приграничных районов, близкие по своему духу и поведению жителям приглашающей страны. Например, Финляндия охотнее приглашает на работу жителей приграничных с ней районов - Мурманской, Архангельской областей, а также Карелии.
 Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.
 В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.
 Конкуренцию на мировом рынке выдерживают лишь наиболее квалифицированная часть выходцев из России: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу неконкурентноспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится невладение английским языком (в Индии, например, даже грузчик обязан знать английский язык). Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения. Для России таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других, не менее трудных барьерах.
 К кандидатам на временную работу, например, в Германии в целях повышения профессиональной квалификации и языковых знаний предъявляются следующие требования: законченная профессиональная подготовка или сопоставимые профессиональные навыки, опыт работы по специальности не менее двух лет, возраст не моложе 18 и не старше 40 лет, здоровье, отвечающее известным медицинским требованиям. Необходимо достаточное знание немецкого языка. В настоящее время требуются: инженеры-строители и рабочие-строители всех специальностей, работники гостинично-ресторанного хозяйства, медицинские сестры, пекари. Периодически возникает потребность в привлечении на работу инженеров-компьютерщиков, программистов, электронщиков, радиоинженеров.
 Процесс трудовой эмиграции из России будет очевидно развиваться по нарастающей линии, и важно, чтобы это развитие происходило в цивилизованных формах, на основе международных норм права и межгосударственных соглашений.
 Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы и т. д. То есть, необходимо использование методологии маркетинга в управлении процессами трудовой миграции.
 Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться.
 
 
 ГЛАВА 6. Экономическая эффективность маркетинга рабочей силы
 6.1. Методологические подходы к оценке эффективности маркетинга рабочей силы
 Наиболее общей экономической категорией, характеризующей маркетинговую деятельность на рынке труда, является полученная предприятием прибыль. Именно на уровне предприятия происходит потребление рабочей силы и выявляются результаты маркетинговой политики всех субъектов рынка рабочей силы.
 Способность предприятия в условиях рынка обеспечить устойчивое получение прибыли на основе высокой доходности труда персонала характеризуют факторы экономической результативности труда, которые могут быть сведены в три группы. К первой группе относятся факторы, характеризующие продукт труда (объем и качество производимых товаров, работ и услуг), ко второй группе - факторы, характеризующие количественный и качественный состав персонала, степень его занятости и уровень оплаты труда; третья группа факторов характеризует структуру и уровень затрат, образующих себестоимость продукции (работ и услуг), в сопоставленными с уровнем рыночных цен. Системный анализ всех этих факторов в их взаимосвязи должен служить основой формирования механизма повышения уровня экономических результатов совокупного труда предприятия как это показано на рис.26.
 Рис.26. Механизм повышения уровня экономических результатов совокупного труда персонала предприятия
 Продукт труда следует рассматривать с объемной и качественной точек зрения. В современной экономической науке и практике общепринятой единицей измерения объема производства на макроуровне является валовой внутренний продукт (ВВП), определяемый как разница между выпуском и промежуточным потреблением, т.е. как добавленная стоимость, которая рассчитывается путем суммирования первичных доходов предприятий в результате их производственной деятельности. Иначе говоря, продукт труда персонала предприятия, с точки зрения, объема произведенной продукции (работ, услуг) является составной частью ВВП, который исключает повторный счет результатов производства при их интеграции по уровням. На основе добавленной стоимости рассчитывается прибыль путем вычитания возмещенных затрат, связанных с покупкой материалов, товаров и услуг, оплатой труда наемных работников и налогообложением доходов.
 Персонал, его занятость и оплата труда. Эта группа взаимосвязанных факторов функционально обусловлена объемными и качественными характеристиками продукта труда. На практике же здесь нет прямой пропорциональности, так как в последние годы темп спада промышленного производства опережая снижение численности работающих почти в 5 раз, а в целом ВВП в 8 раз. Такое положение свидетельствует об искусственном сохранении персонала с помощью административных отпусков, введения различных форм неполной занятости и других мер, что формально означает снижение эффективности труда, так как на одного оставшегося работника приходится все меньше выработки. А это приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, снижается уровень оплаты труда, поскольку объем реализованной продукции сокращается гораздо больше, чем численность персонала, что предопределяется снижением доходности их труда. Во-вторых, снижение эффективности труда приводит к увеличению себестоимости продукции, что при минимально необходимом уровне рентабельности вызывает рост цен на предлагаемые товары и снижение платежеспособного спроса на них.
 Себестоимость продукции и цена товара. Экономические результаты труда всего персонала предприятия в процессе производства продукции (работ, услуг) находят непосредственное отражение в структуре и уровне затрат, образующих ее себестоимость, а за пределами предприятия - в уровне цены товара, по которой продукция реализуется на рынке. Обе эти категории взаимосвязаны.
 На основе анализа наиболее общего показателя, характеризующего экономические результаты совокупного труда работников предприятия, т.е. прибыли, можно установить ряд частных критериев, раскрывающих полученные результаты с точки зрения интересов работника, предприятия и общества. К числу таких критериев относятся: уровень оплаты труда и доходов работников; уровень занятости персонала, эффективность и доходность труда, уровень рентабельности предприятия, степень экономической свободы предприятия; динамика потребительского спроса и его удовлетворения; уровень занятости трудоспособного населения, уровень безработицы; показатели развития трудового потенциала и др.
 Все эти критерии в их совокупности и взаимосвязи формируются в определенной степени под воздействием общей экономической ситуации, характеризуемой уровнем налогообложения, инфляции, безработицы. В частности, рамки экономической свободы предприятия ограничены той частью прибыли, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов и других отчислений, размеры которых установлены органами исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях. При чрезмерно высоких налогах предприятия не в состоянии выделить средства на развитие производства. Как известно, до определенного уровня рост налогообложения способствует накоплению средств для роста ВВП, но дальнейший рост налогов приводит к обратным результатам.
 На основе обобщения теоретических взглядов западных экономистов в работе [38] графически представлены взаимосвязи между процентом (т.е. процентной ставкой на капитал), доходом, безработицей и инфляцией в современных экономических системах (рис.27.).
 На первом графике - графике ИС (инвестиций и сбережений) показаны точки равновесия инвестиций (И) при различном проценте и сбережениях (С) и различном уровне дохода. Чем ниже процент, тем больше инвестиций и тем выше доход. Чем выше доход, тем больше сбережений для инвестирования финансовых средств. Крутизна негативного наклона кривой ИС зависит от чувствительности расходования капиталовложений к изменению процента на капитал и фондоотдачи. Равновесие рынка капитала или поднимающегося кверху графика ЛК (функции предпочтительной ликвидности, т.е. превращаемости в наличные деньги) достигается графиком спроса на капитал (К) при различных уровнях процентной ставки и располагаемыми денежными средствами при различных уровнях дохода и данном положении денег со стороны финансовых органов. С повышением уровня дохода растет занятость (график II), с ростом безработицы доход снижается (график III), снижается и уровень инфляции (график IY).
 Рис.27. Взаимосвязи между процентной ставкой на капитал, доходом, безработицей и инфляцией в современных экономических системах
 6.2. Оценка эффективности маркетинга рабочей силы
 Под общим критерием эффективности управления маркетингом рабочей силы подразумевается получение заданного результата (В) при минимальных затратах (З). Под заданным результатом маркетинговой деятельности (В) понимается такая мера развития совокупной рабочей силы, соединение которой с капиталом обеспечит более полное удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах, а следовательно, максимизацию прибыли. Созидательная сила комбинированной способности к труду тем сильнее, чем "технологичнее" взаимосвязи, соединяющие индивидуальные рабочие силы со средствами производства (С), чем более развита система разделения и кооперации труда:
 
 где:
 С - совокупная производственная мощность, определяемая суммой производственных отраслей отдельных звеньев экономики и отражает рациональность и эффективность структуры хозяйствования, специализации и кооперации труда;
 Рmj - количество единиц j-тых специализированных рабочих мест;
 Пmj - производственная мощность (проектная) j-того рабочего места;
 В - совокупная производительная сила труда, отражающая возможную плодотворность живого труда при данном уровне развития производительных сил;
 Пci - производительная сила труда работника i-той специальности;
 Чi - численность работников i-той специализации;
 m - число специализаций;
 n - количество типов рабочих мест.
 В соответствии с вышеприведенным критерием эффективности, заданную структуру занятости населения необходимо сформировать с минимальными затратами (З) и потерями (П). Следовательно, критерий эффективности управления может быть выражен целевой функцией:
 min(П + З)
 Оценка эффективности управления маркетингом рабочей силы, таким образом, сводится к определению и количественному сопоставлению различных затрат и потерь, обусловленных просчетами в управлении.
 К затратам мы относим расходы на разработку и функционирование рассматриваемой системы управления. Их можно определить с помощью формулы приведенных затрат:
 З = Зт + 0.1 А Зед + ЕнЗед
 где:
 Зт - текущие (эксплуатационные) затраты для осуществления управленческой деятельности; включая затраты на маркетинговую деятельность-3м.
 3м. = 3с.м. + 3м.и. + 3м.п. + 3р. + 3с.т. + 3пр.
 где:
 3с.м. - затраты на функционирование структурымаркетинговой службы;
 3м.и. - затраты на маркетинговые исследования;
 3м.п. - затраты на реализацию маркетинговых программ;
 3р. - затраты на рекламу;

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу