<< Пред. стр. 1 (из 43) След. >>
Российская Академия наукИнститут философии
Центр этических исследований
ТPАКТАТЫ О ЛЮБВИ
Москва
1994
ББК 87.7
Т-65
Составитель:
кандидат философских наук О.П.Зубец
Рецензенты:
кандидаты
филос.наук: М.В.Колтыпина,Н.М.Смирно
ва,
Б.О.Николаичев
Т-65 Трактаты о любви: Сб. текстов -
М., 1994. - 187 с.
Книга "Трактаты о любви" - это
сборник классических философских
текстов, объединенных общей темой.
Выбор работ определялся как их
содержанием, так и тем,
публиковались ли они ранее на
русском языке и насколько доступны
эти публикации, если они были.
Большинство текстов публикуется
впервые. В книгу вошли произведения
Ибн-Сины, Августина, Ш.Фурье,
Ф.Шлегеля, Новалиса, Шопенгауэра,
Г.Зиммеля, М.Шелера, С.Франка,
М.Унамуно, П.Тиллиха, Ж.Батая.
Переводы снабжены примечаниями и
вводными статьями. Книга
предназначена, в первую очередь,
философам.
О.П.Зубец,
составитель 1994
ISBN 5-201-01859-9 ИФРАН, 1994
------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
Ибн Сина
Трактакт о любви верховного шейха, да
святится душа его!..................3
Аврелий Августин
О супружестве и похоти..................9
Шарль Фурье
Новый любовный мир.....................21
Фридрих Шлегель
Из "Люцинды"...........................33
Новалис
Афоризмы...............................37
Артур Шопенгауэр
Метафизика половой любви...............40
Георг Зиммель
Фрагмент о любви.......................66
Макс Шелер
Ordo amoris............................77
С.Л.Франк
С нами бог............................101
М.де Унамуно
Любовь, боль, сострадание и личность
129
Пауль Тиллих
Любовь, сила и справедливость.........147
Жорж Батай
Аллилуйя. Катехизис Диануса...........158
ПРИМЕЧАНИЯ.............................173
------------------------------------
ИБН СИНА (АВИЦЕННА)
ТРАКТАКТ О ЛЮБВИ ВЕРХОВНОГО ШЕЙХА,
ДА СВЯТИТСЯ ДУША ЕГО!*
О любви тех, кто отличается
изяществом и молодостью, к красивым
образам
Рассмотрению предмета этой главы мы
должны предпослать введение из четырех
пунктов:
1. Когда к одной из сил души
присоединяется другая, более высокая в
отношении благородства, она вступает в
связь с последней, и (в результате этой
связи низшая сила) повышает свои блеск и
красоту, так что ее действия превосходят
тот уровень, на котором они находились бы,
если бы эта сила оставалась одна, либо в
числе, либо в совершенстве знания, в
тонкости охвата и стремления к достижению
цели. Ибо высшая сила поддерживает и
укрепляет низшую и, отводя от нее
опасности, заставляет ее повысить свое
превосходство и совершенство; и она
помогает ей разными способами, доставляя ей
красоту и благородство. Так, чувственная
сила животного помогает растительной силе,
____________________
* Печатается по кн.: Серебряков С.Б.
Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви.
Тбилиси: Мецниереба, 1976.
5
а сила гнева отвращает от предметов,
могущих принести ущерб его материи, - (во
всяком случае до тех пор, пока) не настанет
естественное (время) его гибели, - и
(вообще) от всяких бедствий. (Еще один
пример:) разумная (сила души) помогает
животной (силе) в достижении ее целей,
повышая ее качество и благородство путем
использования ее помощи в своих
(собственных) целях. Именно по этой причине
часто оказывается, что силы ощущения и
желания у человека переступают в своих
действиях свойственную им ступень, так что
иногда они преследуют в своих действиях
цели, которые достигаются лишь чисто
разумной силой.
Точно также обстоит дело и с воображающей
силой: разумная сила иногда использует ее,
опираясь на ее помощь, при том или ином
способе достижения своей цели, а
воображающая сила, пользуясь тем, что
разумная сила обращается к ней, крепнет и
смелеет настолько, что ей кажется, будто
она достигла этой цели независимо от
разумной силы. Более того, она восстает
против разумной силы, украшается ее чертами
и признаками, претендует на то, на что
(может) претендовать (лишь) разумная сила,
и воображает, будто достигла того, что
созерцает умопостигаемые предметы,
приносящие покой душе и уму*. (Во всем этом
она действует) как дурной раб, к которому
господин обратился за помощью в одном
многополезном для него деле, и который
____________________
* "Успокоение души", по определению ряда
средневековых мусульманских мыслителей,
есть цель рационального познания.
6
возомнил, будто достиг желаемого независимо
от своего господина, что господин
неспособен этого сделать и что, мало того,
он сам является господином, хотя на самом
деле данного господином задания он вовсе не
выполнял, о чем ему ничего неведомо. Подо-
бное положение имеет место в силе желания у
человека, что и служит одной из причин
(его) порчи. Но это необходимо в (общем)
порядке, в коем ищут блага, и в этом
(порядке) не было бы мудрости, если бы
великое благо оставалось из-за вредоносного
действия незначительного по сравнению с ним
зла.
2. Животная душа в человеке может
отдельно (сама по себе) совершать и
претерпевать действия, такие как ощущение,
воображение, половое сношение,
агрессивность и воинственность. Однако
вследствие того, что (животная душа
человека) обретает некоторое благородство
из-за соседства с душой разумной, она
выполняет такие действия более благородно и
утонченно, и поэтому в предметах
чувственного восприятия ее привлекает то,
что обладает лучшей природной смесью и
более правильным и соразмерным строением, -
то, на что другие животные не обращают
внимания, не говоря о том, что они ими не
интересуются.
Человек применяет также силу воображения
к изящным и прекрасным вещам так, что
(действие его воображения) почти
уподобляется (действию) чистого разума.
Равным образом в действиях, вызванных
(силой) гнева, чтобы угодить обладателям
красоты, совершенства, гармонии и
очарования, он пускается на всевозможные
7
уловки, облегчающие ему достижение
превосходства и победы.
Иногда (человеческие действия) явно
основаны на соучастии разумной и животной
(души), как это (бывает), например, когда
разумная сила (человека) использует его
силу ощущения, чтобы путем индукции вывести
универсалии из единичных предметов. Точно
так же в своих размышлениях он обращается к
силе воображения, достигая таким путем
своей цели в отношении умопостигаемых
предметов. Равным образом он заставляет
стремящуюся силу вопреки ее собственной
цели, состоящей в удовольствии, подражать
Первопричине в сохранении видов, и особенно
лучшего из них - вида человеческого, как он
заставляет ее (стремиться) к еде и питью не
как попало, а наилучшим образом, и не ради
одного только удовольствия, а для того,
чтобы помочь природе, призванной сохранить
особь лучшего вида, т.е. человеческий
индивид. Равным образом он поднимает силу
гнева на сражение с богатырями или на
битву, чтобы отогнать (врага) от
добродетельного города или благочестивого
народа. От него могут исходить и действия,
проистекающие из недр его разумной силы,
такие, как созерцание умопостигаемых
предметов, стремление к (возвышенным)
целям, любовь к будущей жизни и соседству
Милостивого (Аллаха).
3. В каждом из божественных постановлений
есть некое благо, и к каждому из этих благ
стремятся. Однако мирские блага таковы, что
выбор их может повредить более возвышенному
благу. Так, общепризнано, что следует
избегать простого и беспорядочного
наслаждения жизнью (хотя само по себе оно
8
может быть желательно), ибо оно может
повредить чему-то еще более желательному, а
именно - обилию богатств или достатку. Вот
другой пример, взятый из (науки) о пользе
для тел: желательно и полезно выпить укию*
опиума, чтобы прекратить кровотечение из
носу, но от этого следует отказаться из-за
вреда, который это нанесет чему-то более
желательному, а именно здоровью и вообще
жизни. Таким же образом вещи, присущие
животной душе, когда они обнаруживаются в
избытке у неразумного животного, считаются
не злом, а скорее достоинством его сил; но
ввиду зла, причиняемого ими разумной силе,
как мы на то указывали в трактате,
озаглавленном "Подарок" ("ат-Тухфа"), они
рассматриваются у человека как недостаток.
И следует отворачиваться и бежать от них.
4. Как разумная, так и животная душа, -
последняя по причине близости к первой, -
всегда любят то, что стройно, гармонично и
соразмерно, как, например, гармоничные
звуки, хорошо сочетающиеся друг с другом
<< Пред. стр. 1 (из 43) След. >>