<< Пред.           стр. 1 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 Российская Академия наук
 
 Институт философии
 
 Центр этических исследований
 
 
 
 ТPАКТАТЫ О ЛЮБВИ
 
 
 
 
 
 
 Москва
 1994
  ББК 87.7
  Т-65
 
 
 
  Составитель:
  кандидат философских наук О.П.Зубец
 
 
 
  Рецензенты:
  кандидаты
  филос.наук: М.В.Колтыпина,Н.М.Смирно
  ва,
  Б.О.Николаичев
 
 
 
 
 Т-65 Трактаты о любви: Сб. текстов -
  М., 1994. - 187 с.
 
  Книга "Трактаты о любви" - это
  сборник классических философских
  текстов, объединенных общей темой.
  Выбор работ определялся как их
  содержанием, так и тем,
  публиковались ли они ранее на
  русском языке и насколько доступны
  эти публикации, если они были.
  Большинство текстов публикуется
  впервые. В книгу вошли произведения
  Ибн-Сины, Августина, Ш.Фурье,
  Ф.Шлегеля, Новалиса, Шопенгауэра,
  Г.Зиммеля, М.Шелера, С.Франка,
  М.Унамуно, П.Тиллиха, Ж.Батая.
  Переводы снабжены примечаниями и
  вводными статьями. Книга
  предназначена, в первую очередь,
  философам.
 
 
 
 
  О.П.Зубец,
 составитель 1994
  ISBN 5-201-01859-9 ИФРАН, 1994
 
 
 ------------------------------------
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 Ибн Сина
  Трактакт о любви верховного шейха, да
  святится душа его!..................3
 
 Аврелий Августин
  О супружестве и похоти..................9
 
 Шарль Фурье
  Новый любовный мир.....................21
 
 Фридрих Шлегель
  Из "Люцинды"...........................33
 
 Новалис
  Афоризмы...............................37
 
 Артур Шопенгауэр
  Метафизика половой любви...............40
 
 Георг Зиммель
  Фрагмент о любви.......................66
 
 Макс Шелер
  Ordo amoris............................77
 
 С.Л.Франк
  С нами бог............................101
 
 М.де Унамуно
  Любовь, боль, сострадание и личность
  129
 Пауль Тиллих
  Любовь, сила и справедливость.........147
 
 Жорж Батай
  Аллилуйя. Катехизис Диануса...........158
 
 ПРИМЕЧАНИЯ.............................173
 
 
 ------------------------------------
 
  ИБН СИНА (АВИЦЕННА)
 
 
 
  ТРАКТАКТ О ЛЮБВИ ВЕРХОВНОГО ШЕЙХА,
  ДА СВЯТИТСЯ ДУША ЕГО!*
 
 
  О любви тех, кто отличается
  изяществом и молодостью, к красивым
  образам
 
  Рассмотрению предмета этой главы мы
 должны предпослать введение из четырех
 пунктов:
  1. Когда к одной из сил души
 присоединяется другая, более высокая в
 отношении благородства, она вступает в
 связь с последней, и (в результате этой
 связи низшая сила) повышает свои блеск и
 красоту, так что ее действия превосходят
 тот уровень, на котором они находились бы,
 если бы эта сила оставалась одна, либо в
 числе, либо в совершенстве знания, в
 тонкости охвата и стремления к достижению
 цели. Ибо высшая сила поддерживает и
 укрепляет низшую и, отводя от нее
 опасности, заставляет ее повысить свое
 превосходство и совершенство; и она
 помогает ей разными способами, доставляя ей
 красоту и благородство. Так, чувственная
 сила животного помогает растительной силе,
 ____________________
 * Печатается по кн.: Серебряков С.Б.
  Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви.
  Тбилиси: Мецниереба, 1976.
 
  5
 
 а сила гнева отвращает от предметов,
 могущих принести ущерб его материи, - (во
 всяком случае до тех пор, пока) не настанет
 естественное (время) его гибели, - и
 (вообще) от всяких бедствий. (Еще один
 пример:) разумная (сила души) помогает
 животной (силе) в достижении ее целей,
 повышая ее качество и благородство путем
 использования ее помощи в своих
 (собственных) целях. Именно по этой причине
 часто оказывается, что силы ощущения и
 желания у человека переступают в своих
 действиях свойственную им ступень, так что
 иногда они преследуют в своих действиях
 цели, которые достигаются лишь чисто
 разумной силой.
  Точно также обстоит дело и с воображающей
 силой: разумная сила иногда использует ее,
 опираясь на ее помощь, при том или ином
 способе достижения своей цели, а
 воображающая сила, пользуясь тем, что
 разумная сила обращается к ней, крепнет и
 смелеет настолько, что ей кажется, будто
 она достигла этой цели независимо от
 разумной силы. Более того, она восстает
 против разумной силы, украшается ее чертами
 и признаками, претендует на то, на что
 (может) претендовать (лишь) разумная сила,
 и воображает, будто достигла того, что
 созерцает умопостигаемые предметы,
 приносящие покой душе и уму*. (Во всем этом
 она действует) как дурной раб, к которому
 господин обратился за помощью в одном
 многополезном для него деле, и который
 ____________________
 * "Успокоение души", по определению ряда
  средневековых мусульманских мыслителей,
  есть цель рационального познания.
 
 6
 
 возомнил, будто достиг желаемого независимо
 от своего господина, что господин
 неспособен этого сделать и что, мало того,
 он сам является господином, хотя на самом
 деле данного господином задания он вовсе не
 выполнял, о чем ему ничего неведомо. Подо-
 бное положение имеет место в силе желания у
 человека, что и служит одной из причин
 (его) порчи. Но это необходимо в (общем)
 порядке, в коем ищут блага, и в этом
 (порядке) не было бы мудрости, если бы
 великое благо оставалось из-за вредоносного
 действия незначительного по сравнению с ним
 зла.
  2. Животная душа в человеке может
 отдельно (сама по себе) совершать и
 претерпевать действия, такие как ощущение,
 воображение, половое сношение,
 агрессивность и воинственность. Однако
 вследствие того, что (животная душа
 человека) обретает некоторое благородство
 из-за соседства с душой разумной, она
 выполняет такие действия более благородно и
 утонченно, и поэтому в предметах
 чувственного восприятия ее привлекает то,
 что обладает лучшей природной смесью и
 более правильным и соразмерным строением, -
 то, на что другие животные не обращают
 внимания, не говоря о том, что они ими не
 интересуются.
  Человек применяет также силу воображения
 к изящным и прекрасным вещам так, что
 (действие его воображения) почти
 уподобляется (действию) чистого разума.
 Равным образом в действиях, вызванных
 (силой) гнева, чтобы угодить обладателям
 красоты, совершенства, гармонии и
 очарования, он пускается на всевозможные
 
  7
 
 уловки, облегчающие ему достижение
 превосходства и победы.
  Иногда (человеческие действия) явно
 основаны на соучастии разумной и животной
 (души), как это (бывает), например, когда
 разумная сила (человека) использует его
 силу ощущения, чтобы путем индукции вывести
 универсалии из единичных предметов. Точно
 так же в своих размышлениях он обращается к
 силе воображения, достигая таким путем
 своей цели в отношении умопостигаемых
 предметов. Равным образом он заставляет
 стремящуюся силу вопреки ее собственной
 цели, состоящей в удовольствии, подражать
 Первопричине в сохранении видов, и особенно
 лучшего из них - вида человеческого, как он
 заставляет ее (стремиться) к еде и питью не
 как попало, а наилучшим образом, и не ради
 одного только удовольствия, а для того,
 чтобы помочь природе, призванной сохранить
 особь лучшего вида, т.е. человеческий
 индивид. Равным образом он поднимает силу
 гнева на сражение с богатырями или на
 битву, чтобы отогнать (врага) от
 добродетельного города или благочестивого
 народа. От него могут исходить и действия,
 проистекающие из недр его разумной силы,
 такие, как созерцание умопостигаемых
 предметов, стремление к (возвышенным)
 целям, любовь к будущей жизни и соседству
 Милостивого (Аллаха).
  3. В каждом из божественных постановлений
 есть некое благо, и к каждому из этих благ
 стремятся. Однако мирские блага таковы, что
 выбор их может повредить более возвышенному
 благу. Так, общепризнано, что следует
 избегать простого и беспорядочного
 наслаждения жизнью (хотя само по себе оно
 
 8
 
 может быть желательно), ибо оно может
 повредить чему-то еще более желательному, а
 именно - обилию богатств или достатку. Вот
 другой пример, взятый из (науки) о пользе
 для тел: желательно и полезно выпить укию*
 опиума, чтобы прекратить кровотечение из
 носу, но от этого следует отказаться из-за
 вреда, который это нанесет чему-то более
 желательному, а именно здоровью и вообще
 жизни. Таким же образом вещи, присущие
 животной душе, когда они обнаруживаются в
 избытке у неразумного животного, считаются
 не злом, а скорее достоинством его сил; но
 ввиду зла, причиняемого ими разумной силе,
 как мы на то указывали в трактате,
 озаглавленном "Подарок" ("ат-Тухфа"), они
 рассматриваются у человека как недостаток.
 И следует отворачиваться и бежать от них.
  4. Как разумная, так и животная душа, -
 последняя по причине близости к первой, -
 всегда любят то, что стройно, гармонично и
 соразмерно, как, например, гармоничные
 звуки, хорошо сочетающиеся друг с другом

<< Пред.           стр. 1 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу