<< Пред. стр. 2 (из 43) След. >>
вкусовые качества различных блюд и т.п. Ноесли в животной душе это вызвано природой,
то у разумной души это проистекает из того,
что она предрасположена (к этому)
созерцанием идей, возвышающихся над приро-
дой, и знает: все, что близко к Первому
Объекту любви, то более стройно и
соразмерно, а то, что следует
непосредственно за Ним, достигает большей
степени единства и связанных с ним качеств,
таких как гармония и согласованность; тогда
как, напротив, что удалено от Него, то
ближе к множественности и связанным с нею
____________________
* Укия - 25,500 г.
9
качествам, таким как дисгармония и
несогласованность, как это разъяснили
метафизики. Всегда, когда разумная душа
достигает обладания чем-то стройным, она
созерцает это нетерпеливым взором.
Поскольку эти предпосылки установлены, мы
говорим; одно из свойств разумного
(существа) - то, что оно любит красивую
внешность у людей, и это иногда
рассматривается как изящество и молодость.
Такое свойство либо присуще (одной только)
животной силе, либо (является результатом)
соучастия (разумной и животной сил). Если
бы оно было присуще (только) животной силе,
то разумные люди не считали бы это
изяществом и молодостью. Ибо истинно, что
когда человек испытывает устремления,
(свойственные) животной (душе), по-
животному, он впадает в порок и вредит
разумной душе. Это не присуще разумной
душе, ибо принадлежностями ее работы
являются вечные умопостигаемые предметы, а
не преходящие чувственно воспринимаемые
единичные вещи. Этот (вид любви),
следовательно, вытекает из соучастия
(упомянутых двух сил).
Это можно объяснить и другим способом:
если человек любит прекрасный образ ради
животного удовольствия, то заслуживает
порицания, даже осуждения и обвинения в
грехе; таковы, например, те, кто предаются
содомскому греху и вообще порочные люди. Но
если человек любит миловидный образ умозри-
тельно, то, как мы уже объяснили, это
следует считать средством возвышения и
приближения к благу, поскольку он
испытывает более близкое воздействие
Первоисточника (всякого) Влияния и Чистого
10
Объекта любви, и более подобен возвышенным,
благородным вещам. А это делает его
достойным того, чтобы быть изящным и мило
молодым. По этой причине не бывает так,
чтобы сердца проницательных людей из числа
тех, что обладают острым умом и философским
мышлением и не следуют за теми, кто
выдвигает жадные и скупые требования, не
были заняты тем или иным прекрасным
человеческим образом. Ибо человек, имея
нечто сверх того совершенства, которое
свойственно человечеству (поскольку он
существует, обладая совершенством
гармоничного облика, приобретенного из
стройности и гармоничности природы и из
проявления божественного воздействия),
более всего достоин получения того, что
скрыто в плоде сердца и составляет чистоту
любви. Поэтому и говорит пророк - да
благословит его Аллах и да приветствует!- :
"Ищи удовлетворения твоих потребностей у
обладающих прекрасным лицом", - желая этим
сказать, что красивый образ бывает только
при хорошем природном составе и что
совершенная гармония и состав придают
(человеку) приятные черты и милые качества.
Иногда, однако, случается, что человек с
безобразным обликом прекрасен по своим
внутренним качествам. Для этого возможны
два объяснения: либо безобразие облика
вызвано не внутренним недостатком в
гармонии первоначального (природного)
состава, а какой-то внешней, привходящей
порчей; либо же красота черт вызвана не
природой, а привычкой. Равным образом
бывает так, что человек с красивым обликом
безобразен чертами (своего характера).
Этому также можно дать два объяснения: либо
11
уродство в чертах (характера) возникает
привходящим образом вместе с чем-то,
привходящим в природу после закрепления
состава, либо оно возникает из-за сильной
привычки.
Любовь к прекрасному облику
сопровождается тремя желаниями: 1) обнять,
2) целовать и 3) сочетаться.
Что касается третьего желания, то при его
(появлении) выясняется, что присуще только
живой душе, что доля ее в этом велика и что
она выступает здесь не как средство, а как
участница, более того - как (участница),
пользующаяся (средством). Дело это
отвратительно, но и разумная любовь может
не быть чистой, если животная сила ей
всецело не подчиняется. Поэтому в желании
сочетаться лучше подозревать любящего,
который соблазняет предмет своей любви ради
одного этого, если только его потребность
не носит разумного характера, т.е. если он
не помышляет о воспроизведении себе
подобного. А это* невозможно для мужчины:
для женщины же, которой это запрещено
шариатом, это мерзко. Поэтому такой вид
любви допустим и может быть одобрен только
в отношении мужчины, который сочетается со
своей женой или невольницей.
Что касается объятий и поцелуев, то сами
по себе они не заслуживают осуждения, если
их цель состоит в сближении и соединении,
поскольку душа желает достичь объекта своей
любви присущими ей чувствами осязания и
зрения. Поэтому она получает наслаждение от
объятия, стремится к тому, чтобы дыхание
начала психической деятельности, каковым
____________________
* Т.е. воспроизведение потомства.
12
является сердце, слилось со сходным
дыханием в объекте любви и поэтому желает
целовать его. Однако объятия и поцелуи
акцидентально вызывают такие порочные
страсти, которых следует остерегаться, если
только нет уверенности в том, что те, кто
ими охвачены, (способны) подавить их и быть
вне подозрения. Поэтому нельзя упрекать,
когда целуют детей, хотя в принципе это
может быть подвергнуто такому же
подозрению, поскольку цель поцелуев -
сближение и соединение, но (в данном)
случае они не (сопровождаются) порочными и
греховными (помыслами). Кто исполнен такой
любви, тот молод и изящен, а (сама) эта
любовь - изящество и молодость.
13
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
О СУПРУЖЕСТВЕ И ПОХОТИ*
Глава IV
Естественное благо супружества. Всякий союз
по природе своей избегает обманывающего
участника. Какая супружеская
целомудренность является истинной.
Девственность и целомудренность не истинны,
если они не
основаны на истинной вере
Соединение мужчины и женщины для рождения
детей - это естественное благо супружества.
Но этим благом дурно пользуется тот, кто
использует его животным образом, так, что
стремление его направлено на удовлетворение
жажды телесных наслаждений, а не желании
продолжения рода.
У некоторых животных, не имеющих разума,
а также у многих птиц наблюдается нечто
похожее на супружеский союз: и брачное
искусство гнездования, и поочередное
сидение на яйцах, и поиск пищи; при этом
очевидно, что когда они спариваются, они,
скорее всего, занимаются делом продолжения
рода, а не удовлетворяют свою похоть.
____________________
* Перевод Е.Антоновой.
14
Из этих двух дел подобным человеческому в
животном является то, которое в человеке
подобно животному, то есть дело продолжения
рода.
Я уже сказал, что к природе супружества
относится то, что мужчина и женщина
соединяются в союз ради рождения потомства,
при этом они не обманывают друг друга, так
как любой союз по определению не имеет
целью обман союзников. Этим очевиднейшим
благом супружества обладают даже люди,
которые не являются приверженцами Христовой
веры; однако пользуясь этим благом не на
основе истинной веры, они устремляются ко
злу и греху.
Следовательно, только супружеский союз и
причем союз только приверженцев Христовой
веры обращает на пользу благочестия ту
низменную похоть, посредством которой плоть
страстно желает противного духу (Галат., V,
17).
Ибо только приверженцы Христовой веры
имеют изначальное намерение таким образом
воспроизвести себя в потомстве, дабы
рождающиеся в их роду сыновья возродились
бы сыновьями Бога.
Вот почему те, которые рожают сыновей не
с тем стремлением, той волей, той целью,
чтобы они из плоти первого человека
превратились в плоть Христову, а именно
родители, не придерживающиеся истинной веры
и кичащиеся своим неверующим в Христа
потомством, лишены подлинной супружеской
целомудренности, даже если они состоят в
брачном союзе и совокупляются с целью
рождения детей.
Ибо коль скоро целомудренность есть
добродетель, по отношению к которой
15
противоположностью, то есть пороком, явля-
ется распутство, и все добродетели, даже
те, которые осуществляются посредством
тела, пребывают в душе; то каким образом
истинный разум может признать целомудренным
тело, если и самый дух, заключенный в нем,
хотя и происходит от истинного Бога,
предается разврату, отрицая своего Творца!
Этот разврат порицается в священном
псалме, где сказано: "Ибо вот удаляющие
себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого
отступающего от Тебя" (Псалм. XXII, 27).
Следовательно, целомудренность,
супружеская ли, вдовья ли, девичья ли,
может быть названа истинной только тогда,
когда она происходит от истинной веры.
Ибо, коль скоро, согласно правильному
рассуждению, священная девственность
предшествует супружеству, то разве найдется
какой-нибудь христианин, который, будучи в
трезвом уме, не отдаст предпочтение
правоверным христианским девушкам,
готовящимся вступить в брак, не только
перед весталками, но также и перед
девственницами-еретичками?
Вот до какой степени сильна вера, о
которой Апостол говорит: "Все, что не по
вере, грех" (Рим., XIV, 23), и о которой
также в послании к Евреям имеются такие
слова: "Без веры угодить Богу невозможно"
(Евр., XI, 6).