<< Пред.           стр. 19 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

  133
 
 новые и новые надежды и предчувствия
 сопровождают его. Итак, существует
 позитивно-ценностная и негативно-ценностная
 безграничность любви, переживаемая нами как
 потенция, а соответственно - и
 безграничность устремления, строящегося на
 акте любви. Что касается устремления, то
 существует решительное различие между
 неистовой, в муках рожденной "волей"
 Шопенгауэра и блаженным, ориентированным на
 Бога "вечным устремлением" у Лейбница, Гёте
 - Фауста, И.Г.Фихте.
  Такая сущностно бесконечная любовь
 (Lieben) - как бы ни была она преломлена,
 стеснена и партикуляризирована видовой
 организацией своих носителей - требует для
 своего удовлетворения бесконечного блага.
 Итак, уже из-за этой сущностной особенности
 всякой любви (Lieben) в основе тезиса об
 ordo amoris лежит предмет идеи Бога (если
 подходить с этой формальной стороны к обоим
 предикатам: благу и бесконечной форме
 бытия). "Inquietum cor nostrum donec
 requiescat in te"*. Бог и только Бог может
 быть вершиной ступенчатого пирамидального
 строения царства того, что достойно любви,
 - истоком и целью целого одновременно.
  Итак, где бы человек - как отдельный
 человек или как союз - ни считал себя
 достигнувшим абсолютно последнего
 исполнения и удовлетворения своего
 любовного порыва неким конечным благом, там
 речь всегда идет об иллюзии, о стагнации
 его нравственно-духовного развития, о
 ____________________
 * Неспокойно сердце наше, покуда не
  успокоится в тебе (лат). Августин.
  Вступление к "Исповеди" - Примеч. пер.
 
 134
 
 сковывании импульсом влечения, точнее, о
 том, что функция импульсов влечения
 возбуждать любовь и ограничивать объект
 любви превращается в функцию сковывающую и
 сдерживающую. Чтобы обозначить эту самую
 общую форму развала и хаотичности
 (verwirrung) в ordo amoris, к которой в
 известном смысле можно свести все особенные
 формы беспорядочности, мы намерены
 воспользоваться одним старым выражением.
 Когда о человеке говорят, что он
 увлекается, то это в высшей степени
 пластично характеризует и то, как он,
 пренебрегая своим руководящим личностным
 центром, зачарован и заморочен каким-либо
 конечным благом, и то, что поведение его
 сумасбродно. И мы станем говорить об
 абсолютном увлечении, если человек
 обнаруживает на месте абсолюта в своем
 фактическом ценностном сознании, месте,
 необходимо наличествующем у каждого (и
 потому не обязательно знаемом также и
 дискурсивно или в силу еще какой-то
 рефлексии) ценность некоего конечного блага
 или рода благ, а такое благо,
 абсолютизированное ослеплением, мы будем
 называть (формальным) кумиром. (Процесс со-
 творения кумира будет занимать нас позже,
 равно как и процесс выздоровления при
 разбиении кумиров и ослаблении увлечения).
 И напротив, об относительном увлечении мы
 станем говорить, если человек, сообразно
 свойственной ему фактической структуре
 любви (Lieben), а также способу
 предпочтения одних ценностей и небрежения
 другими, нарушает объективную субординацию
 достойного любви.
 
 
  135
 
  Но увлечением и (следующей отсюда)
 беспорядочностью в ordo amoris не может
 называться всего лишь фактическая огра-
 ниченность доступных для одного субъекта -
 в силу определяющих его сущность потенций
 любви - частей и областей царства
 ценностей, не говоря уже об одной только
 (сколь угодно значительной) ограниченности
 фактических вещественных благ, которые
 выступают в качестве примеров доступной для
 него ценностной сферы. Ибо для конечных
 существ естественна - и только у самого
 Бога ее нет - какая-то не более чем
 ограниченность ценностного мира и мира
 любви, ограниченность, которая, правда,
 последовательно убывает на все более
 высоких ступенях иерархии воспринимающих
 ценности существ - от червя до Бога. Ведь к
 сущности самого реального (Sachlich)
 царства ценностей относится и то, что
 царство достойного любви может быть отобра-
 жено в духе (и тем самым могут быть также
 познаны и обусловлены вещи и события как
 носители достойного любви) только в
 безграничной полноте разнородных духовных
 индивидов (Individuen von Geistern), а в
 пределах человеческого духа
 (Menschengeister) - лишь различными и даже
 неравноценными индивидами (отдельными
 индивидами и союзами), семьями, народами,
 нациями и культурными кругами. Равным
 образом относится к этой сущности и форма
 протекания этого отображения во времени в
 уникальной истории самого этоса. И к тому
 же, само собой, только дополнение к нему в
 форме синхронной (в сообществе) и
 последовательной (исторически) совместной
 любви к сферам ценностей, упорядоченным
 
 136
 
 согласно ordo amoris, способно исполнить
 уникальное совокупное предназначение ин-
 дивида, называемого "человечеством". Только
 если любовь, не достигая конститутивных
 пределов, ограничивается частью сущностно
 достижимого для субъекта, то это-то и
 представляет беспорядочность, конечная
 причина которой оказывается затем в видах
 увлечений. И постольку, конечно, существует
 вина человека в том, что в сердце его -
 вакуум любви, причем вина как ин-
 дивидуальная, так и наследственная, и вина
 союза; как трагическая и судьбическая, так
 и в обычном смысле слова "свободно" со-
 деянная. Сущностной безграничности самой
 любви конститутивная ограниченность сфер
 любви не наносит никакого ущерба. Ибо как
 раз тогда, когда более или менее осознанно
 замечают безграничное, но "пустое" поле
 того, что достойно любви - как бы позади
 данного субъекту как достойное любви - в
 настоящий момент или как в принципе
 достижимое, - тогда в переживании об-
 наруживается именно эта сущностная
 безграничность. Напротив, увлечение
 наличествует лишь там, где это пустое поле,
 этот "вид", открывающийся надежде,
 предчувствию, вере, где метафизическая
 перспектива любви отсутствует в
 переживании; и наоборот: в усиливающемся
 осознании пустоты дает себя знать именно
 начинающееся ослабление увлечения.
  Итак, то единство царства, о котором мы
 говорили, заключено в иной плоскости.
 Объективно оно состоит в единстве законов
 его ступенчатого строения, как в
 направлении достойных любви объектов более
 низкого, так и более высокого порядков; оно
 
  137
 
 состоит в том, что ступенчатое строение
 этого царства, остающееся постоянным на
 каждой фазе этого бесконечного процесса,
 строго - сообразно сущностным ценностям -
 подчинено законам. А на стороне
 человеческой личности единство состоит в
 присущей актам и потенциям любви
 законосообразности разумного предпочтения
 одних ценностей и достоинств и небрежения
 другими. Через эти ценности и достоинства
 акт любви направляется на вещи, в которых
 они являются нашей душе.
  Ибо то, что мы называем "душой" (Gemut)
 или, образно говоря, "сердцем" человека, -
 это не хаос слепых эмоций, якобы только
 соединяющихся и разъдиняющихся с другими
 так называемыми психическими данностями по
 каким-то каузальным правилам. Она сама есть
 расчлененное отражение космоса всего, что
 может быть достойно любви - и потому она
 есть также микрокосмос мира ценностей, "Le
 coeur a ses raisons"*.
  Возникли целые школы, которые полагали
 задачей философии "соединить притязания
 рассудка с притязаниями сердца и души в
 едином мировоззрении", или же школы,
 которые иллюзионистически намерены
 обосновать религию целиком на "сердечных
 стремлениях", "нравственных требованиях",
 "чувстве зависимости" или иных такого же
 рода состояниях. Все мужественные
 мыслители, все подлинные и последовательные
 рационалисты с достойной решительностью
 отвергали такие иллюзионистские
 представления, будь они даже выражены в
 ____________________
 * У сердца свои доводы (фр.) - формула
  Паскаля.
 
 138
 
 самой тонкой форме. "К черту душу и
 сердце", - говорили они, - если речь идет
 об истине и действительности!". Но разве в
 этом смысл слов Паскаля? Нет. Смысл их - в
 прямо противоположном.
  У сердца в его собственной сфере имеется
 строгий аналог логики, отнюдь не
 заимствуемый им из логики рассудка. В него
 - как об этом учит уже учение древних homos
 agraphos** - вписаны законы,
 соответствующие плану, по которому мир
 выстроен как ценностный мир. Оно способно
 любить и ненавидеть слепо и рассудительно -
 так же, как слепо и рассудительно мы можем
 судить о чем-либо.
  После того как о той же самой веши
 высказался рассудок, у "сердца" своих
 доводов нет, а впрочем, есть еще: нет
 "доводов", которые суть совсем не доводы, а
 объективные определения, подлинная
 "необходимость", а есть лишь soi-disant*
 доводы, то есть мотивы, желания! Но
 ударение в высказывании Паскаля сделано на
 "ses" и "raisons". У сердца - свои доводы:
 "свои", о которых рассудок ничего не знает
 и никогда ничего знать не способен; и у
 него есть "доводы", т.е. реальное и
 очевидное понимание фактов, к которым слеп
 всякий рассудок - так же "слеп", как cлепой
 - к цвету, как глухой - к звуку.
  В этом выражении Паскаля высказано
 понимание глубиннейшего смысла - понимание,
 которое в настоящее время лишь очень
 медленно освобождается от хлама
 недоразумений. Есть ordre du coeur, Logique
 ____________________
 ** Неписаный закон (греч.).
 * Якобы (фр.).
 
  139
 
 du coeur, mathematique du coeur**, которая
 столь же строга, столь же объективна, столь
 же абсолютна и непреложна, как правила и
 выводы дедуктивной логики. Образное
 выражение "сердце" отнюдь не означает - в
 противоположность тому, что думаете, с
 одной стороны, вы, филистеры, а с другой -
 вы, романтики, - местопребывания
 беспорядочных состояний, неясного и
 неопределенного бурления или каких бы там
 ни было могучих сил, которые, согласно
 закону причинности (или же нет), кидают
 человека то туда, то сюда. Это не какая-то
 фактичность наличных состояний, немым
 образом связанная с человеческим Я, но
 воплощение хорошо сориентированных актов,
 функций, несущих в себе строгую
 самостоятельную законосообразность,
 независимую от психологической организации
 человека и работающую точно, пунктуально,
 тщательно. В ее функциях перед нами
 выступает строго объективная сфера фактов,
 самая объективная, самая фундаментальная
 изо всех, какие только возможны. Даже если
 бы в мироздании прекратилось существование
 homo sapiens, она все равно пребывала бы,
 подобно истине выражения 2 х 2 = 4 - нет,
 еще более независимо от человека, чем
 значимость этого выражения!
  И если видеть это разучились не только
 тот или другой человек, но целые эпохи,
 рассматривавшие всю эмоциональную жизнь как
 немую, субъективную фактичность
 человеческих состояний, без обосновывающего
 объективную необходимость значения, без
 ____________________
 ** Строй срердца, логика сердца, математика
  сердца (фр.).
 
 140
 
 смысла и направления, - то это не следствие
 какого-то естественного устройства, но вина
 людей и эпох - всеобщая неряшливость в
 делах чувств, в делах любви и ненависти,
 отсутствие серьезности по отношению к
 глубинам жизни и обстоятельств, а по
 контрасту с этим - забавная
 сверхсерьезность и комическая озабоченность
 теми вещами, справиться с которыми мы
 технически можем при помощи шутки. Если,
 глядя на небо, вы сказали: "Ах, эти искорки

<< Пред.           стр. 19 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу