<< Пред.           стр. 33 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 Господь является в окружении ангелов, то Он
 предстает не как сопровождаемый толпою, а
 как одно-единое бытие в ангельской форме.
 Поэтому в Слове Господом зовется один
 ангел, и точно также зовется целое
 ангельское сообщество: Михаил, Гавриил и
 Рафаил - не что иное, как ангельские
 сообщества, названные так по обязанностям,
 ими выполняемым".
  Быть может, мы живем и любим, то есть
 страдаем и сострадаем, в этой Великой
 Личности, объемлющей все личности, всех
 нас, страдающих и сострадающих, и все
 существа, которые борются, чтобы
 персонализироваться, обрести сознание своей
 боли и своей ограниченности? Не являемся ли
 мы идеями этого тотального Великого
 Сознания, которое, мысля наше существова-
 ние, наделяет нас существованием? А
 существовать, не значит ли для нас быть
 воспринимаемым и ощущаемым Богом? А ниже
 все тот же провидец говорит в свойственной
 
 236
 
 ему фантасмагорической манере, что каждый
 ангел, каждое сообщество ангелов и все
 небо, созерцаемое сообща, предстает в
 человеческой форме, и что в силу этой его
 человеческой формы Господь правит им как
 одним единым человеком.
  "Бог не мыслит, но творит; он не
 существует, но вечен", - пишет Киркекор25
 (Afsluttende uvidenskabel efterskrift); но
 может быть правильнее будет сказать вместе
 с Мадзини26", этим мистиком итальянского
 города, что "Бог велик потому, что он мыс-
 лит, творя" (Ai giovani d'Jtalia), ибо в
 Нем мыслить значит творить и наделять
 существованием то, что он мыслит как суще-
 ствующее, одним только этим мышлением;
 невозможным же будет то, что немыслимо для
 Бога. Не сказано ли в Писании, что Бог
 творит единым словом своим, то есть своим
 мышлением, и что этим самым Словом
 сделалось все сущее? И забывает ли Бог то,
 что однажды помыслил? Не продолжают ли
 существовать в Высшем Сознании все мысли,
 которые однажды в нем возникли? Если сам Он
 вечен, то не становится ли в Нем вечным
 всякое существование?
  Наше страстное желание спасти сознание,
 придать личный и человеческий смысл
 Вселенной и существованию таково, что даже
 в самом мучительном и душераздирающем
 самопожертвовании мы бы вняли, если бы нам
 сказали, что наше сознание, хотя и
 исчезает, то для того лишь, чтобы обогатить
 бесконечное и вечное Сознание, что души
 наши питают Универсальную Душу. Вот именно,
 я обогащаю Бога, ибо до моего существования
 он не мыслил меня существующим, потому что
 я - еще один, еще один, хотя и среди
 
  237
 
 несметных, ибо, будучи и впрямь живым,
 страдающим, любящим, я остаюсь в его лоне.
 Эта чудовищная жажда дать смысл Вселенной,
 наделить ее сознанием и сделать ее
 личностью и есть то, что ведет нас к вере в
 Бога, к желанию, чтобы Бог был, одним
 словом, к творению Бога. Да, именно к
 творению Бога! И, думается, это не должно
 возмутить даже самого благоверного теиста.
 Ибо верить в Бога и значит в определенной
 мере творить его, хотя прежде Он творит
 нас. Он - тот, кто в нас постоянно творит
 сам себя.
  Мы создаем Бога, чтобы спасти Вселенную
 от ничто, ибо то, что не есть сознание и
 сознание вечное, сознающее свою вечность и
 вечно сознающее, есть не более чем
 видимость. Поистине реально только то, что
 чувствует, страдает, сострадает, любит и
 жалеет, то есть сознание; субстанциально
 только сознание. И Бог нам нужен для того,
 чтобы спасти сознание; не для того, чтобы
 постичь существование, а для того, чтобы
 пережить его; не для того, чтобы знать,
 почему и как нечто существует, но чтобы по-
 чувствовать, для чего оно существует.
 Любовь - бессмыслица, если Бога нет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 238
 
 
 
  ПАУЛЬ ТИЛЛИХ
 
 
 
  ЛЮБОВЬ, СИЛА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
  ИХ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ
  В СФЕРЕ ЭТИКИ*
 
 
 
  I. Проблемы, затруднения, метод.
  Существенные
  проблемы любви, силы и справедливости
 
  Несмотря на то, что словом "любить"
 нередко злоупотребляют и в литературе, и в
 обыденной жизни, оно отнюдь не потеряло
 заложенной в нем эмоциональной силы. Когда
 бы мы его ни слышали, оно вызывает у нас
 душевное волнение, чувство счастья, тепла,
 внутренней удовлетворенности. Это слово
 напоминает о прошлом, когда мы были
 влюблены или любимы, сопутствует нам в
 настоящем, позволяет надеяться на будущее.
 Согласно распространенному мнению, слово
 "любовь" обозначает некое эмоциональное
 состояние, которое не поддается строгому
 определению. Точно описать любовь во всех
 ее качествах и проявлениях представляется
 невозможным, не имея особого дара,
 проявляющегося лишь при определенных
 условиях, дара, который не зависит от
 ____________________
 * Tillich P. Love, Power and Justice.
  Ontological analysis and ethical
  applications.
 
  239
 
 сознательного намерения, исходит ли оно из-
 нутри или навязано извне. Но тогда любовь
 остается в сфере аффектов и мы
 рассматриваем ее в качестве одного из них,
 то есть так, как это имело место, например,
 у Спинозы. Однако знаменательно, что
 Спиноза, доходя до конечных выводов о
 природе божественной субстанции и множестве
 способов, которыми человек к ней причастен,
 говорит об интеллектуальной любви человека
 к Богу, как о любви, которой Бог любит
 самого себя1. Иными словами, он возводит
 любовь из эмоциональной сферы в онтологи-
 ческую. Как известно, от Эмпедокла и
 Платона до Августина и Пико делла
 Мирандолы, Гегеля и Шеллинга,
 экзистенциализма и глубинной психологии,
 любовь занимала одно из центральных мест в
 онтологии.
  Кроме эмоциональной и онтологической
 существует еще этическая интерпретация
 любви. В Священном Писании слово "любовь"
 сочетается с императивом "ты должен".
 Первая Заповедь требует от каждого
 абсолютной любви к Богу и ближнему в меру
 своего естественного самоутверждения"2.
 Если любовь - чувство, то можно ли его
 требовать от кого бы то ни было?
 Безусловно, нет, и это верно также в
 отношении себя самого. При попытке вызвать
 в себе какое-либо чувство, мы получим нечто
 искусственное, нечто такое, что несет в
 себе характерные черты других чувств,
 подавленных в ходе этой попытки. Намеренно
 вызванное раскаяние таит в себе искаженный
 образ самодовольства. Намеренно вызванная
 любовь являет искаженный облик безразличия
 или враждебности. Это означает, что чувство
 
 240
 
 любви не подвластно никакому приказанию.
 Если любовь - не эмоция, а что-то иное, то
 Первая Заповедь бессмысленна. В основе
 любви должно быть нечто такое, благодаря
 чему была бы оправдана как этическая, так и
 онтологическая ее интерпретация. И вполне
 возможно, что этическая природа любви
 зависит от онтологической, а онтологическая
 природа любви получает свои определения из
 ее этического характера. Но если все это
 соответствует действительности (что мы и
 попытаемся показать), то возникает вопрос,
 как названные интерпретации любви
 согласуются с тем фактом, что любовь -
 самое страстное из человеческих чувств. Тем
 не менее, ответить на этот вопрос
 невозможно, не осветив другого круга
 проблем, которые являются для нас в высшей
 степени важными, и не только потому, что
 они важны сами по себе, но также и в силу
 того, что за последние десятилетия стали
 объектом пристального интереса этики и
 теологии. Это вопрос, касающийся качеств
 любви. В публичных дискуссиях, которые ве-
 дутся главным образом по поводу различий
 между эроcом и агапе3 (любовь земная и
 небесная в ренессансной символике),
 качества любви именуются типами любви. Те,
 кто занимают крайнюю позицию в данном
 вопросе, считают недопустимым использовать
 одно и то же слово "любовь" применительно к
 ее противоположным типам. Но в процессе
 подготовки этих лекций я уяснил себе, что
 правильнее будет говорить не о типах, а о
 модификациях любви, поскольку различные ее
 качества с большей или меньшей силой
 присутствуют в каждом акте любви. При таком
 понимании различия между качествами любви
 
  241
 
 не теряют своей значимости. Если, как я
 предлагаю, различать в ней либидо, филию,
 эрос, агапе, то неизбежно возникает вопрос,
 как они соотносятся друг с другом. Как
 можно говорить о любви без понимания ее
 модификации? Какое качество любви адекватно
 Первой Заповеди? И какое качество любви
 соответствует ее эмоциональной стороне?
 Слово "любовь" используется также, когда
 говорится о любви к себе. Каким образом
 последняя соотносится с качествами любви,
 ее онтологическим и этическим характером?
 Прежде всего необходимо выяснить, является
 ли любовь к себе значимым понятием.
 Учитывая, что любовь предполагает разде-
 ленность между ее субъектом и объектом,
 следует установить, существует ли эта
 разделенность в структуре самосознания. Я
 серьезно сомневаюсь в правомерности
 употребления термина "любовь к себе", если
 только он не используется в метафорическом
 смысле (с. 3-6).
 
 
  II. Бытие и любовь
 
 
  Онтология любви
 
  Все проблемы, касающиеся соотношения
 любви, силы и справедливости - как
 индивидуальные, так и социальные - ока-
 зываются неразрешимыми, если любовь в самой
 своей основе рассматривается как эмоция.
 Тогда любовь становится сентиментальным
 дополнением к силе и справедливости, и в
 конечном счете не способна изменить ни
 законы справедливости, ни структуру силы.
 
 242
 
 Большая часть ошибок, свойственных
 образованию, социальной этике и
 политической теории, обусловлены непони-
 манием онтологической природы любви.
 Напротив, если имеет место понимание
 последней, то обнаруживается основополага-
 ющее единство любви с силой и
 справедливостью, а также условный характер
 противоречий между ними.
  Жизнь - это актуальное бытие, а любовь -
 движущая сила жизни. В этих двух положениях
 выражена онтологическая природа любви. Без
 любви бытие не становится актуальным. Она
 побуждает все, что есть, стать большим, чем
 оно есть. Жизнь обретает свою природу в
 человеческом опыте любви. Любовь есть по-
 буждение к единению разделенного.
 Воссоединению предшествует разделенность
 того, что по сути гармонирует друг с дру-
 гом. Следовательно, ошибочно приписывать
 разделению такую же онтологическую
 первичность, как и воссоединению. Всякая
 разделенность предполагает изначальное
 единство. Единство включает в себя и
 разделенность, точно также, как бытие
 охватывает самое себя и небытие. Не
 объединить того, что по сути своей
 раздельно. Объединение двух вещей
 невозможно представить себе без их

<< Пред.           стр. 33 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу