<< Пред.           стр. 39 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 и с философско-теологической точки зрения.
 Идеи этого Отца Церкви определяли развитие
 западной мысли вплоть до XIII века, однако
 и впоследствии, в том числе и в XX веке,
 они не потеряли своего значения.
  Августин родился в городе Тагасте, в
 африканской провинции Нумидия, 13 ноября
 354 г. н.э. Отец его, обедневший римский
 патриций, был язычником; мать, Моника,
 христианкой (впоследствии она была
 канонизирована католической церковью).
 Около 365 г. Августин отправился в город
 Медавра, где получил образование в области
 латинской литературы и грамматики. В
 370 г., когда умер его отец, Августин начал
 изучение риторики в Карфагене, крупном
 торговом и административном центре того
 времени.
  Большое впечатление на молодого Августина
 произвел трактат римского оратора и
 писателя 1 в. н.э. Цицерона "Гортензий"
 (ныне утраченный), побудивший его
 усомниться в значимости мирских,
 чувственных удовольствий и благ и об-
 ратиться к занятиям философией.
 Первоначально Августина не удовлетворили
 
 280
 
 алогичные, с его точки зрения, идеи
 христианства и он обратился к манихейству.
 Это религиозно-философское учение,
 возникшее в III в.н.э. и получившее распро-
 странение от Китая до Испании,
 провозгласило существование двух мировых
 первоначал: бытия и небытия, добра и зла,
 света и тьмы, между которыми идет по-
 стоянная борьба. Неутихающая эта борьба
 происходит и в человеке, ибо душа его
 причастна светлому первоначалу, а тело -
 темному. Манихейское учение оказалось
 привлекательным в глазах Августина, потому
 что давало понятный ответ на вопрос о
 происхождении зла в мире и человеке, в то
 время как христианство, провозглашая
 благого Бога в качестве единственного
 Творца всего существующего, не могло, по
 тогдашнему мнению Августина, логично
 объяснить, что же является источником зла.
  В 374 году Августин открыл в Карфагене
 риторическую школу. В 383 г. он переезжает
 в Рим, где продолжает преподавание
 риторики. Постепенно происходит
 разочарование в манихействе, в рамках
 которого Августин не мог разрешить ряд
 проблем, например, вопросы критерия
 достоверности человеческого мышления,
 источника непрекращающейся борьбы благого и
 злого первоначал и др. Углубившись в
 занятия философией, Августин примыкает к
 скептицизму.
  В 384 г. он переезжает в Медиолан, где
 под влиянием известного христианского
 епископа Амвросия Медиоланского, а также в
 результате изучения неоплатонических
 сочинений, изменяет свое негативное
 отношение к христианству. Он начинает снова
 
  281
 
 читать Новый Завет, и особенно впечатляют
 его послания апостола Павла. В 386 г.
 Августин обращается в христианство, а в
 387 г. принимает крещение. Через год он
 покинул Италию, возвращается в своей родной
 город Тагаст, где основал небольшую
 монашескую общину. Августин занимается как
 литературной, так и церковной
 деятельностью, пишет сочинения против своих
 прежних союзников - скептиков и манихеев. В
 396 г. его избирают епископом Гиппона, и он
 остается на этом посту до самой смерти в
 430 г.
  Последние тридцать лет своей жизни
 Августин руководит борьбой против ересей
 донатистов и пелагиан. Донатисты не
 признавали таинства, совершаемые
 священниками, изменившими христианству в
 период гонений, и даже образовали свою
 самостоятельную церковь. Пелагиане отрицали
 передачу по наследству первородного греха,
 главным для достижения спасения считали не
 благодать Бога, а нравственные усилия
 самого человека, его нравственный выбор.
  Среди антипелагианских сочинений
 Августина - и трактат "О супружестве и
 похоти", написанный в 420 году. Он посвящен
 вопросу о первородном грехе и таинстве
 брака. Постановка и решение Августином
 проблем сущности брака, условий его
 подлинности, возможности расторжения,
 многоженства и многомужия, соотношения
 духовного и плотского в супружестве, - во
 многом определили содержание представлений
 о браке и сексуальных отношениях в западно-
 европейской христианской культурной
 традиции.
 
 
 282
 
  ШАРЛЬ ФУРЬЕ
 
  Знаменитый французский социалист-утопист
 Шарль Фурье (1772-1837) пережил буквально
 второе рождение, когда в 1967 году в
 издательстве "Антропос" в Париже увидел
 свет седьмой том его полного собрания
 сочинений. В нем, почти через полтора века
 со времени написания, был опубликован
 "Новый любовный мир", который Фурьеристы
 держали все это время под спудом. Еще в
 1950 году считалось, что рукопись погибла в
 1940 году, во время пожара в библиотеке
 Эколь Нормаль, куда она была передана
 вместе с архивом Виктора Консидерана. Редко
 книги имеют более удивительную судьбу.
  Ученики и последователи Фурье сознательно
 препятствовали напечатанию этой книги,
 полагая, что оно может скомпрометировать
 все социетарное учение; они считали новое
 устройство любовного мира или
 необязательным приложением или даже вовсе
 враждебным основному корпусу работ фурье.
 Хотя с точки зрения здравого смысла эпохи
 это объяснимо, такая политика еще раз
 характеризует учеников фурье как его
 "антиподов" и "буржуазных доктринеров"
 (Маркс и Энгельс).
  Между тем для самого французского
 социалиста эта теория имеет не меньшее
 значение, чем "Новый промышленный и
 общественный мир" и другие экономико-
 социальные работы. Фурье всегда настаивал
 на абсолютной оригинальности своего
 подхода, именуя себя, как известно,
 изобретателем. Свое рафинированное
 искусство грезить он полностью реализовывал
 в текстах, независимо от их социальной
 
  283
 
 осуществимости или утопичности: в текстах
 грезы уже реализованы, хотя и одновременно
 ускользают от цензуры здравого смысла,
 которой их подвергали Консидеран, Мирон и
 другие фурьеристы, как теоретики, так и
 практики (устроители ассоциаций по методу
 гармонии, как они ее понимали).
  Итак, после смерти Фурье рукопись "Нового
 любовного мира" была в прямом смысле на сто
 тридцать лет предана "грызущей критике
 мышей". Нечасто встречается текст с таким
 обилием многоточий, объясняемых не цензурой
 (подготовленное Симиной Дебу-Олешкевич
 издание 1967 года является во многих
 отношениях образцовым), а состоянием
 рукописи, дошедшей до нас в испорченном
 виде.
  Фурье считал, что знание законов
 "притяжения по страсти" даст ему, в числе
 прочего, возможности впервые упорядочить
 любовные отношения людей, дав полный выход
 каждой страсти. Хотя страсти, по Фурье,
 имеют одинаковую для всех времен и народов
 природу, но от среды и воспитания, а также
 от организации общества зависят формы их
 проявления. Основная идея его неизменна:
 цивилизация подавляет и извращает страсти
 человека и только при будущем строе
 гармонии они получат законченную
 материальную реализацию. Для этого нужны:
 ликвидация семьи как хозяйственной единицы,
 свобода любви и социализация сферы
 обслуживания. Это создаст условия
 материальной реализации влечений, без
 которых невозможна гармония любовного мира,
 в особенности мира "идеалистических"
 влечений, который Фурье страстно защищает
 
 
 284
 
 (тут и селадонизм, и эротика трудовых
 операций, и чистая небесная любовь).
  Все нельзя сводить только к социальному
 содержанию текстов Фурье, к проблеме их
 общественной реализуемости-нереализуемости.
 Главное, что как тексты они уже реализованы
 в акте письма одного из крупнейших
 писателей. И это особенно хорошо видно на
 примере "Нового любовного мира",
 представшего нам через сто пятьдесят лет -
 реализованной грезой.
 
 
  ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ
 
  Немецкий писатель, филолог, критик,
 философ культуры. Родился 10.ОЗ.1772 года в
 Ганновере. Учился в университетах
 Геттингена и Лейпцига. Приват-доцент в
 Берлине и Йене. В Йене вместе с братом
 А.В.Шлегелем издавал программный журнал
 романтической школы "Атенеум". С 1802 г.
 приват-доцент в Париже. В 1808 г. обратился
 в католичество, поступил на австрийскую
 государственную службу. Принимал участие в
 работе Венского конгресса. В 1820-1823 гг.
 издавал консервативно-католический журнал
 "Конкордия", из-за чего поссорился с
 братом. Умер 11.01.1829 г. в Дрездене.
  Основные произведения Шлегеля: "Об
 изучении греческой поэзии" (1798), "История
 поэзии греков и римлян" (1798), "Фрагменты"
 (1797-1800), "Люцинда" (1799), "Аларкон"
 (трагедия) (1802), "О языке и мудрости
 индийцев" (1808), "История древней и новой
 литературы" (1815), "Лекции о философии
 жизни" (1828), "Лекции о философии истории"
 (1828).
 
  285
 
  Будучи одним из теоретиков йенского
 кружка романтиков, Шлегель отстаивал
 ценность нового, романтического искусства,
 в противовес античному, считая идеалом
 "универсальную поэзию", стремящуюся к
 бесконечному целому универсума,
 незавершенную и незавершимую, сливающую в
 себе воедино поэзию, философию, науку и
 религию; в связи с этим говорил о "новой
 мифологии". Центральным понятием его
 эстетики было понятие иронии, выражающей
 эту незавершенность и динамизм мира,
 способствующей постоянному самовозвышению
 творца над конечностью своего Я,
 изображаемого предмета и поэтических
 средств. Как философ исходил из учения
 И.Г.Фихте, толкуя его в смысле эстетически
 окрашенного пантеизма.
  Роман о любви "Люцинда", из которого взят
 публикуемый отрывок, замышлялся автором как
 манифест нового, эмансипированного
 представления об отношениях мужчины и
 женщины. Современники же восприняли его
 скорее как манифест неприличного,
 аморального воззрения. То есть освобождение
 любви от ветхого бремени предрассудков
 бюргерская Германия закономерно сочла
 освобождением человека от морали вообще.
 Оно и понятно - для бюргеров всех времен и
 народов совокупность традиций, привычек,
 стереотипов общения, предрассудков и есть
 мораль. Роман для своего жанра невелик, и
 для исчерпывающего понимания взглядов
 Шлегеля лучше было бы представить здесь его
 целиком. Однако это противоречило бы нашему
 жанру - жанру антологии. Философия любви
 Шлегеля, с характерным для нее влиянием
 Платона и Фихте, нам кажется, достаточно
 
 286
 
 представлена нашими выдержками из
 "Люцинды". Заметим только, что эта фи-
 лософия любви была шагом вперед даже по
 сравнению с "Брачным правом" философского
 авторитета Шлегеля - Иоганна Готлиба Фихте.
 Те самые предрассудки, с которыми боролись
 романтики, - не воскресли ли они позже в
 половой морали Шопенгауэра? По нашему
 мнению, думать так - значит неправедно
 упрощать намерения и идеи последнего.
 
 
  1. "Люцинда" (1799) представляет собой по
 композиции аналог "Новой Элоизы" Руссо и
 рассказывает от лица молодого человека о
 его любовном романе. Размышляя о нем,
 молодой человек приходит к некоторым
 метафизическим прозрениям о природе любви,
 которые мы и приводим в книге.
  2. Диотима - персонаж "Пира" Платона, -
 рассказывает Сократу о подлинной природе
 любви и о нескольких ступенях на пути
 любящего восхождения к идеальному миру и,
 соответственно, идеальной любви. Шлегель
 предлагает свой вариант платонической

<< Пред.           стр. 39 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу