<< Пред. стр. 39 (из 43) След. >>
и с философско-теологической точки зрения.Идеи этого Отца Церкви определяли развитие
западной мысли вплоть до XIII века, однако
и впоследствии, в том числе и в XX веке,
они не потеряли своего значения.
Августин родился в городе Тагасте, в
африканской провинции Нумидия, 13 ноября
354 г. н.э. Отец его, обедневший римский
патриций, был язычником; мать, Моника,
христианкой (впоследствии она была
канонизирована католической церковью).
Около 365 г. Августин отправился в город
Медавра, где получил образование в области
латинской литературы и грамматики. В
370 г., когда умер его отец, Августин начал
изучение риторики в Карфагене, крупном
торговом и административном центре того
времени.
Большое впечатление на молодого Августина
произвел трактат римского оратора и
писателя 1 в. н.э. Цицерона "Гортензий"
(ныне утраченный), побудивший его
усомниться в значимости мирских,
чувственных удовольствий и благ и об-
ратиться к занятиям философией.
Первоначально Августина не удовлетворили
280
алогичные, с его точки зрения, идеи
христианства и он обратился к манихейству.
Это религиозно-философское учение,
возникшее в III в.н.э. и получившее распро-
странение от Китая до Испании,
провозгласило существование двух мировых
первоначал: бытия и небытия, добра и зла,
света и тьмы, между которыми идет по-
стоянная борьба. Неутихающая эта борьба
происходит и в человеке, ибо душа его
причастна светлому первоначалу, а тело -
темному. Манихейское учение оказалось
привлекательным в глазах Августина, потому
что давало понятный ответ на вопрос о
происхождении зла в мире и человеке, в то
время как христианство, провозглашая
благого Бога в качестве единственного
Творца всего существующего, не могло, по
тогдашнему мнению Августина, логично
объяснить, что же является источником зла.
В 374 году Августин открыл в Карфагене
риторическую школу. В 383 г. он переезжает
в Рим, где продолжает преподавание
риторики. Постепенно происходит
разочарование в манихействе, в рамках
которого Августин не мог разрешить ряд
проблем, например, вопросы критерия
достоверности человеческого мышления,
источника непрекращающейся борьбы благого и
злого первоначал и др. Углубившись в
занятия философией, Августин примыкает к
скептицизму.
В 384 г. он переезжает в Медиолан, где
под влиянием известного христианского
епископа Амвросия Медиоланского, а также в
результате изучения неоплатонических
сочинений, изменяет свое негативное
отношение к христианству. Он начинает снова
281
читать Новый Завет, и особенно впечатляют
его послания апостола Павла. В 386 г.
Августин обращается в христианство, а в
387 г. принимает крещение. Через год он
покинул Италию, возвращается в своей родной
город Тагаст, где основал небольшую
монашескую общину. Августин занимается как
литературной, так и церковной
деятельностью, пишет сочинения против своих
прежних союзников - скептиков и манихеев. В
396 г. его избирают епископом Гиппона, и он
остается на этом посту до самой смерти в
430 г.
Последние тридцать лет своей жизни
Августин руководит борьбой против ересей
донатистов и пелагиан. Донатисты не
признавали таинства, совершаемые
священниками, изменившими христианству в
период гонений, и даже образовали свою
самостоятельную церковь. Пелагиане отрицали
передачу по наследству первородного греха,
главным для достижения спасения считали не
благодать Бога, а нравственные усилия
самого человека, его нравственный выбор.
Среди антипелагианских сочинений
Августина - и трактат "О супружестве и
похоти", написанный в 420 году. Он посвящен
вопросу о первородном грехе и таинстве
брака. Постановка и решение Августином
проблем сущности брака, условий его
подлинности, возможности расторжения,
многоженства и многомужия, соотношения
духовного и плотского в супружестве, - во
многом определили содержание представлений
о браке и сексуальных отношениях в западно-
европейской христианской культурной
традиции.
282
ШАРЛЬ ФУРЬЕ
Знаменитый французский социалист-утопист
Шарль Фурье (1772-1837) пережил буквально
второе рождение, когда в 1967 году в
издательстве "Антропос" в Париже увидел
свет седьмой том его полного собрания
сочинений. В нем, почти через полтора века
со времени написания, был опубликован
"Новый любовный мир", который Фурьеристы
держали все это время под спудом. Еще в
1950 году считалось, что рукопись погибла в
1940 году, во время пожара в библиотеке
Эколь Нормаль, куда она была передана
вместе с архивом Виктора Консидерана. Редко
книги имеют более удивительную судьбу.
Ученики и последователи Фурье сознательно
препятствовали напечатанию этой книги,
полагая, что оно может скомпрометировать
все социетарное учение; они считали новое
устройство любовного мира или
необязательным приложением или даже вовсе
враждебным основному корпусу работ фурье.
Хотя с точки зрения здравого смысла эпохи
это объяснимо, такая политика еще раз
характеризует учеников фурье как его
"антиподов" и "буржуазных доктринеров"
(Маркс и Энгельс).
Между тем для самого французского
социалиста эта теория имеет не меньшее
значение, чем "Новый промышленный и
общественный мир" и другие экономико-
социальные работы. Фурье всегда настаивал
на абсолютной оригинальности своего
подхода, именуя себя, как известно,
изобретателем. Свое рафинированное
искусство грезить он полностью реализовывал
в текстах, независимо от их социальной
283
осуществимости или утопичности: в текстах
грезы уже реализованы, хотя и одновременно
ускользают от цензуры здравого смысла,
которой их подвергали Консидеран, Мирон и
другие фурьеристы, как теоретики, так и
практики (устроители ассоциаций по методу
гармонии, как они ее понимали).
Итак, после смерти Фурье рукопись "Нового
любовного мира" была в прямом смысле на сто
тридцать лет предана "грызущей критике
мышей". Нечасто встречается текст с таким
обилием многоточий, объясняемых не цензурой
(подготовленное Симиной Дебу-Олешкевич
издание 1967 года является во многих
отношениях образцовым), а состоянием
рукописи, дошедшей до нас в испорченном
виде.
Фурье считал, что знание законов
"притяжения по страсти" даст ему, в числе
прочего, возможности впервые упорядочить
любовные отношения людей, дав полный выход
каждой страсти. Хотя страсти, по Фурье,
имеют одинаковую для всех времен и народов
природу, но от среды и воспитания, а также
от организации общества зависят формы их
проявления. Основная идея его неизменна:
цивилизация подавляет и извращает страсти
человека и только при будущем строе
гармонии они получат законченную
материальную реализацию. Для этого нужны:
ликвидация семьи как хозяйственной единицы,
свобода любви и социализация сферы
обслуживания. Это создаст условия
материальной реализации влечений, без
которых невозможна гармония любовного мира,
в особенности мира "идеалистических"
влечений, который Фурье страстно защищает
284
(тут и селадонизм, и эротика трудовых
операций, и чистая небесная любовь).
Все нельзя сводить только к социальному
содержанию текстов Фурье, к проблеме их
общественной реализуемости-нереализуемости.
Главное, что как тексты они уже реализованы
в акте письма одного из крупнейших
писателей. И это особенно хорошо видно на
примере "Нового любовного мира",
представшего нам через сто пятьдесят лет -
реализованной грезой.
ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ
Немецкий писатель, филолог, критик,
философ культуры. Родился 10.ОЗ.1772 года в
Ганновере. Учился в университетах
Геттингена и Лейпцига. Приват-доцент в
Берлине и Йене. В Йене вместе с братом
А.В.Шлегелем издавал программный журнал
романтической школы "Атенеум". С 1802 г.
приват-доцент в Париже. В 1808 г. обратился
в католичество, поступил на австрийскую
государственную службу. Принимал участие в
работе Венского конгресса. В 1820-1823 гг.
издавал консервативно-католический журнал
"Конкордия", из-за чего поссорился с
братом. Умер 11.01.1829 г. в Дрездене.
Основные произведения Шлегеля: "Об
изучении греческой поэзии" (1798), "История
поэзии греков и римлян" (1798), "Фрагменты"
(1797-1800), "Люцинда" (1799), "Аларкон"
(трагедия) (1802), "О языке и мудрости
индийцев" (1808), "История древней и новой
литературы" (1815), "Лекции о философии
жизни" (1828), "Лекции о философии истории"
(1828).
285
Будучи одним из теоретиков йенского
кружка романтиков, Шлегель отстаивал
ценность нового, романтического искусства,
в противовес античному, считая идеалом
"универсальную поэзию", стремящуюся к
бесконечному целому универсума,
незавершенную и незавершимую, сливающую в
себе воедино поэзию, философию, науку и
религию; в связи с этим говорил о "новой
мифологии". Центральным понятием его
эстетики было понятие иронии, выражающей
эту незавершенность и динамизм мира,
способствующей постоянному самовозвышению
творца над конечностью своего Я,
изображаемого предмета и поэтических
средств. Как философ исходил из учения
И.Г.Фихте, толкуя его в смысле эстетически
окрашенного пантеизма.
Роман о любви "Люцинда", из которого взят
публикуемый отрывок, замышлялся автором как
манифест нового, эмансипированного
представления об отношениях мужчины и
женщины. Современники же восприняли его
скорее как манифест неприличного,
аморального воззрения. То есть освобождение
любви от ветхого бремени предрассудков
бюргерская Германия закономерно сочла
освобождением человека от морали вообще.
Оно и понятно - для бюргеров всех времен и
народов совокупность традиций, привычек,
стереотипов общения, предрассудков и есть
мораль. Роман для своего жанра невелик, и
для исчерпывающего понимания взглядов
Шлегеля лучше было бы представить здесь его
целиком. Однако это противоречило бы нашему
жанру - жанру антологии. Философия любви
Шлегеля, с характерным для нее влиянием
Платона и Фихте, нам кажется, достаточно
286
представлена нашими выдержками из
"Люцинды". Заметим только, что эта фи-
лософия любви была шагом вперед даже по
сравнению с "Брачным правом" философского
авторитета Шлегеля - Иоганна Готлиба Фихте.
Те самые предрассудки, с которыми боролись
романтики, - не воскресли ли они позже в
половой морали Шопенгауэра? По нашему
мнению, думать так - значит неправедно
упрощать намерения и идеи последнего.
1. "Люцинда" (1799) представляет собой по
композиции аналог "Новой Элоизы" Руссо и
рассказывает от лица молодого человека о
его любовном романе. Размышляя о нем,
молодой человек приходит к некоторым
метафизическим прозрениям о природе любви,
которые мы и приводим в книге.
2. Диотима - персонаж "Пира" Платона, -
рассказывает Сократу о подлинной природе
любви и о нескольких ступенях на пути
любящего восхождения к идеальному миру и,
соответственно, идеальной любви. Шлегель
предлагает свой вариант платонической