<< Пред. стр. 41 (из 43) След. >>
294
21. Следующие затем рассуждения о
значении всего здесь изложенного для
метафизики Шопенгауэра предполагают у
читающего весьма детальное знание самой его
метафизики Воли. А этого мы от читателя
данной антологии требовать не можем.
Поэтому считаем допустимым не приводить
здесь заключительного фрагмента
"Метафизики".
МИГЕЛЬ ДЕ УНАМУНО
(1864-1936)
Ииспанский писатель и философ автор,
многочисленных новелл и драм, стихотворений
и литературно-философских эссе*, один из
самых блестящих представителей испанской
интеллигенции начала века. В философской
лирике Унамуно нашли яркое выражение
идейные веяния, характерные для
западноевропейской мысли XX столетия; в ней
предвосхищены все основные темы
экзистенциализма несколько позднее
оформившегося в отдельную философскую
____________________
* Некоторые произведения Унамуно можно
прочесть в русском переводе. См.: Унамуно
М.де. Избранное: В 2 т. Л., 1981. О
философских взглядах Унамуно
см.: Зыкова А.Б. Экзистенцианализм в
Испании // Современный экзистенцианализм.
М., 1966: Тертерян И.А. Мигель де Уна-
муно // Испытание историей: Очерки
испанской литературы XX века. М.,
1973: Силюнас В.Ю. Человек играющий и
человек бунтующий: Проблема творчества и
культуры в произведениях Мигеля де.
295
школу. В то же время она носит глубоко
личный, исповедальный характер.
Эссе "О трагическом чувстве жизни у людей
и народов", отрывок из которого мы
предлагаем Вашему вниманию, вышло в свет в
1912 г. Это самое знаменитое эссе Унамуно.
На его страницах философ размышляет о
смысле человеческого существования о смерти
и бессмертии, о Боге и истинной вере, о
христианстве, об исторических судьбах
Испании и западной цивилизации. Эти
размышления окрашены в трагические тона.
Философствование Унамуно носит характер во-
прошания о смысле бытия перед лицом
неотвратимой смерти, его мысль, ни в чем не
находящая твердой опоры, балансирует у
самого края бездны "ничто", в которой
растворяются все человеческие ценности и
смыслы, а добро и зло cливаются в
неразличимость. В эссе "О трагическом
чувстве жизни..." находит блестящее ху-
дожественное выражение духовная драма
интеллектуала, идущего по пути полного
мучительных сомнений поиска веры, когда все
устоявшиеся традиционные ценности и смыслы
обезличились и утратили смысл, когда, по
выражению Ницше, "бог умер". Глубоко личная
духовная драма Унамуно воплотила в себе
духовную драму европейского человека
ХХ века, отразила так называемый
всеевропейский экзистенциальный кризис.
Однако в самой неразрешимости всякого
кардинального человеческого вопроса (т.е.
вопроса не о том, как и почему, а о том, дж
чего) - а только такие вопросы, по мнению
Унамуно, и должны интересовать философию -
он открывает беспредельный духовный
потенциал. Поэтому Унамуно любит парадоксы.
296
Пребывать в парадоксе и значит для него
жить; жизнь сознания замирает там, где есть
лишь однозначная и несомненная фактичность.
Парадокс любви, с которого начинается
данный отрывок, поистине трагическое
противоречие между совершенством личности и
деторождением, в котором личность как бы
распадается и безличный род торжествует над
личностью, служит животворным источником
той великолепной мифологической картины
живой, чувствующей и населенной живыми
душами Вселенной, которую он перед нами
рисует. Унамуновский трагизм исполнен
поэтому надежды и творческого энтузиазма
духа.
Нельзя не обратить внимания на то, что
любовь - и именно индивидуальная
человеческая любовь - представлена здесь
как некий универсальный метафизический
принцип, принцип единства мира, его
постижения и приобщения человека к мировому
целому. Полагая в основу мира чувство, т.е.
начало иррациональное, Унамуно во многом
опирается на идеи, развивавшиеся в русле
европейской "философии жизни" и восходящие
к А.Шопенгауэру. Однако вместе с тем он
отходит от пан-психизма "философии жизни",
трактуя это начало не как безличное,
бессмысленное природное влечение, а
персоналистически. Поэтому и путь освобо-
ждения от родового влечения (для которого
индивид - лишь средство для продолжения
рода) он, в отличие от Шопенгауэра, видит
не в аскетизме, а в индивидуальном
религиозном опыте, преобразующем телесную
любовь в любовь духовную, наделяющем
человеческим смыслом и любовь и мир в
целом. Унамуно и Хосе Ортеги-и-
297
Гассета//Западное искусство ХХ века. М.,
1978; Кутлунин А.Г., Малышев М.А. О
трагическом чувстве жизни в философии
Мигеля де Унамуно//Вопр.философии. 1981, И
10; Малышев М.А. Антиномия веры и разума в
философии Мигеля де Унамуно//филос. науки.
198а, и 3; Гараджа Е.В. М.Унамуно об
"агонии" христианства. //Историко-
философский ежегодник. М., 19а9.
Нельзя не обратить внимания также и на
то, что религиозное решение Унамуно не
является прямым продолжением христианской
традиции, которая никогда не придавала
любви между мужчиной и женщиной того
универсального метафизического смысла,
который придает ей Унамуно. В рамках
последней имело место лишь ее оправдание
необходимостью продолжения рода. Именно
личный характер любви, на который может не
обращать внимания теоцентризм, является
наиболее существенным для
антропоцентричной, или даже скорее персона-
центричной философии Унамуно. Противоречие
между родовым и личностным в человеке
мыслится здесь как фундаментальное
противоречие человеческого существования,
которое может быть снято лишь в абстракции,
но подлинная философия, согласно Унамуно,
не должна ставить перед собой такую задачу,
ибо не абстрактная идея, не объективность,
а непосредственный жизненный опыт кон-
кретного сознания, опыт трагической
противоречивости человеческого бытия
("трагическое чувство жизни") является для
испанского мыслителя подлинным и
единственным источником смысла, который, с
его точки зрения, не может быть привнесен в
человеческую жизнь извне, а создается
298
каждый раз заново в процессе самой
человеческой жизни.
1. Пер. И.Бунина. (Джордж Гордон Байрон.
Избранное. М., 1986. с. 127).
2. Сестры, в то же самое время, Любовь и
Смерть.
Судьбу породили (итал.).
3. Смерть маленького сына - трагический
эпизод жизни самого Унамуно, сыгравший
значительную роль в его духовной биографии.
Этим событием означен поворот Унамуно к
религиозно-философским исканиям. В этой
связи биографами введен термин "религиозный
кризис 1897 г.
4. Мы не желаем ничего такого, чего бы
прежде не знали (лат.).
5. Тот страждет высшей мукой,
Кто радостные помнит времена
В несчастии
(пер. М.Лозинского. Данте Алигьери.
Божественная комедия. М., 1982. С. 40).
6. Здесь Унамуно фактически применяет
принцип магического восприятия мира simila
similibus(подобное подобным), т.е. делает
то, что традиционно для философа считалось
зазорным: он вместо того, чтобы идя по пути
рациональных умозаключений, постигать
Истину, начинает мифологизировать. Но
делает он это абсолютно сознательно. В
предыдущей главе этого же самого эссе он
пишет: "Я не хочу никого обманывать и
выдавать за философию то, что, возможно, не
что иное, как поэзия или фантасмагория,
мифология, во всяком случае. Божественный
Платон в своем диалоге Fedon, обсудив
вопрос о бессмертии души - бессмертии
299
идеальном, то есть призрачном, - начал
мифологизировать о жизни иной, говоря, что
следует также и мифологизировать. Так
давайте же мифологизировать" (Del
sehtimiento tragico de la vida madua, 1971.
Р. 98). Согласно Унамуно, вопрос о
бессмертии души - а именно его он считает
главным вопросом всякой философии - по
самой своей природе не может быть разрешен
рационально и лишь воображение, в отличие
от разума не дающее никаких однозначных
ответов на него, может питать надежду,
веру, а значит поддерживать жизнь сознания.
7. Джамбаттиста Вико (1668-1744) -
итальянский философ, один из осно-
воположников историзма.
8. Инстинктом одушевления (итал.).
9. Новая наука (итал.) - "Основания новой
науки об общей природе наций" (1725) -
знаменитое произведение Вико, в котором
исторический процесс представлен как
объективный и носящий провиденциальный
характер, а история каждого народа - как
проходящая три фазы: божественная эпоха
(теократия), героическая (аристократия) и
человеческая (демократия).
10. Они представляют себе и вместе с тем
верят (Тацит. Анналы. V. 10).
11. Огюст Конт (1798-1857) - французский
философ, один из основоположников
позитивизма и буржуазной социологии.
Выдвинул теорию стадий интеллектуальной
эволюции человечества (теологической,
метафизической и позитивной, или научной).
12. Фалес из Милета (ок. 625 - ок. 547
до н.э.) древнегреческий философ,
родоначальник античной философии. Возводил
300
все многообразие вещей к единой первостихии
- воде.
13. Ксенофонт (ок. 430 - 355 или
354 до н.э.) - древнегреческий писатель и
историк. Основное историческое произведение
"Греческая история".
14. Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.) -
древнегреческий философ, выдвинувший учение
о неразрушимых элементах - "семенах" вещей
и движущем принципе мирового порядка -
"нусе", организующем элементы.
15. Согласно Унамуно, в основании всей
человеческой истории лежит фундаментальное
и не подлежащее диалектическому снятию
противоречие разума и жизни, рационального
и иррационального, поэтому история
представляется ему не как непрерывная
восходящая линия прогресса, а как пульсация
в некоем едином ритме, заданном этим
фундаментальным противоречием: эпохи
возобладавшего рационализма сменяются
эпохами иррационализма и мистики и вместе с
тем нет ни чисто рационалистических, ни
чисто мистических эпох, всякий рационализм
чреват иррационализмом, а материализм -
спиритуализмом и наоборот.
16. "Tворческая эволюция" - произведение
французского философа-интуитивиста
А.Бергсона (1859-1941), в котором подлинная
и первоначальная реальность представлена
как метафизически-космический процесс,
"витальный порыв", "творческая эволюция";
ее структура -"длительность", постигаемая
только посредством интуиции,
противопоставляемой Бергсоном интеллекту.
17. Джордж Беркли (1685-1753) -
английский философ, представитель
субъективного идеализма. В "Трактате о
301
началах человеческого знания" (1710)
утверждал, что внешний мир не существует
независимо от восприятия: бытие вещей
состоит в их воспринимаемости.
18. Артур Шопенгауэр (1788-1860) -
немецкий философ-иррационалист. В своем
главном сочинении "Мир как воля и
представление" утверждает, что сущностью
мира является неразумная воля, слепое и
бессмысленное влечение к жизни. Путь