<< Пред.           стр. 42 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 освобождения индивидуальности видит в
 сострадании, бескорыстном эстетическом
 созерцании, аскетизме, которые достигаются
 в состоянии, близком буддийской нирване.
  19. Эдуард Гартман (1842-1906) - немецкий
 философ-идеалист, сторонник пан-психизма.
 Основой сущего считал абсолютно
 бессознательное духовное начало - мировую
 волю ("Философия бессознательного"). В
 этике вслед за Шопенгауэром разрабатывал
 концепцию пессимизма.
  20. Вовне (лат.).
  21. Косвенная цитата из Нового завета
 (Деяния 17, 28).
  22. Эмануэль Сведенборг (1688-1772) -
 шведский философ, создатель теософского
 учения о "потусторонней жизни" и о
 поведении бесплотных духов.
  23. Унамуно воспроизводит здесь тезис
 Гельвеция о том, что голод и любовь правят
 миром.
  24. Сёрен Киркегор (1813-1855) - датский
 теолог, философ-иррационалист, предтеча
 экзистенциализма. Оказал значительное
 влияние на Унамуно.
  25. Джузеппе Мадзини (1788-1848) -
 итальянский писатель, основатель тайного
 общества "Молодая Италия". Борьбу за
 
 302
 
 национальное освобождение Италии считал
 религиозным долгом каждого итальянца. В
 1848 г. провозгласил Римскую республику и
 был одним из ее триумвиров, вместе с
 Армелини и Саффи.
 
 
  ПАУЛЬ ТИЛЛИХ
 
  В философской деятельности видного
 представителя протестантского религиозного
 модернизма П.Тиллиха (1876-1965),
 значительное место занимали вопросы
 культуры и морали. Его воззрения на
 проблему любви наиболее полно изложены в
 лекциях, прочитанных в Йельском
 университете*.
  Читая эту работу Тиллиха, мы
 обнаруживаем, что множество нитей связывают
 его взгляды с широко известными концепциями
 любви. Из биографии философа известно, что
 и сам он испытал многообразие и
 противоречивость этого чувства**. Однако
 его концепция привлекает к себе не столько
 эрудицией или живой глубиной чувств,
 сколько своеобразием последовательно
 проведенной философской точки зрения.
  Для Тиллиха любовь - онтологическая
 проблема, поскольку источником любви
 выступает Бог, который есть бытие как
 таковое. Обоснование Тиллихом религиозно-
 идеалистического подхода к данной теме не
 ____________________
 * Tillich P. Love, Power and Justice.
  Ontological analysys and ethical
  applications. N.Y.: Gallary Book, 1960.
 ** May R. Reminiscenses of Friendship
  Harper Row. N.Y., 1973. P.49-67.
 
  303
 
 должно заслонять от нас действительного
 содержания его исследования. Утверждение
 онтологического характера любви открывает
 возможность ее сущностного анализа,
 отвлекающегося от случайного и
 поверхностного. Тиллих стремится сочетать
 объективность философского исследования
 любви с описанием ее реального
 человеческого опыта. Понимание онтологии
 прежде всего как онтологии человеческого
 бытия обнаруживает тесную связь Тиллиха с
 традицией экзистенциалистской философии.
  В философской и научно-популярной
 литературе часто говорится о величии любви
 как чувства, преодолевающего все преграды и
 возвышающего человека. Однако в жизни она
 существует не только как глубокая страсть,
 но и как прочная привязанность,
 пронизывающая собой всю структуру
 межличностных отношений. Согласно взглядам
 Тиллиха, любовь обнаруживает разнообразие
 своих качеств в бесконечном множестве
 конкретных ситуаций, оставаясь единой по
 своей природе.
  Характерный для П.Тиллиха дух
 систематизма и идеалистической диалектики
 сближает его воззрения с немецкой
 классической философией. Агапе, боже-
 ственная любовь, примиряет и опосредствует
 противоречия земного опыта любви. Будучи
 философом ХХ века и понимая неизбывный
 трагизм человеческого существования, он
 видит их примирение лишь в Царстве Божием,
 то есть не в действительности, а в
 мысленном идеале. В настоящую публикацию
 входит фрагмент, в котором рассматривается
 сущность высшего качества любви, непосред-
 ственно связанного с Богом. Хотя эта
 
 304
 
 сторона концепции Тиллиха и неприемлема для
 атеистического сознания, его мысли
 позволяют глубже и полнее осознать реальные
 противоречия любви и тем будут интересны
 читателю.
  Онтологическое понимание любви лежит и в
 основе этики Тиллиха, выступающей
 продолжением христианской традиции. Он
 глубоко убежден в исключительной моральной
 ценности любви в меняющемся мире, где
 нравственные нормы обнаруживают свой
 относительный характер. П.Тиллих пишет:
 "Только любовь может меняться в
 соответствии с конкретными требованиями
 всякой индивидуальной и социальной
 ситуации, не теряя при этом своего вечного
 характера, а также непреходящего
 достоинства и безусловной ценности"*.
 
 
  1. См.: Спиноза Б. Этика. М.;Л., 1932.
 С. 216.
  2. См.: Мр. 12, 29-З1; Левит 19, 18;
 Второзак. 6, 4-5.
  3. Для обозначения качеств любви П.Тиллих
 использует древнегреческие слова-синонимы,
 обозначающие различные оттенки любви.
  Эпифюмия - вожделение, чувственное
 влечение, страстное желание, томление. В
 русск.церковном переводе Библии это слово
 переводится как "похоть", в латинском
 переводе Библии - concupiscetntia. П.Тиллих
 использует его как синоним латинского слова
 "либидо" и рассматривает как "vital drive"
 ____________________
 * Tillich P. The protestant Era.
  Chicago: The Univ. of Press, 1963.
  P. 155.
 
  305
 
 (Tillich P. A history of Christian thought
 from it's Judaic and Hellenistic Origins to
 Existenzialism. N.Y., 1968. P. 497).
  Эрос - стихийная, страстная любовь, часто
 включающая момент преклонения перед
 объектом любви. Эрос - бог любви в
 древнегреческой мифологии. П.Тиллих
 рассматривает эрос как творческую любовь к
 добру, истине и красоте, осуществляющую
 себя прежде всего в сфере культуры (ibid).
  Филия - любовь - дружба, предполагающая
 глубокую приязнь, близость и простоту в
 отношениях. Древнегреческое слово (друг)
 происходит от местоимения "свой". П.Тиллих
 также трактует это качество любви (ibid).
  Агапе - впервые широко используется в
 Новом Завете с целью избежать употребления
 слова "эрос". Оно применялось для
 обозначения общей трапезы у ранних
 христиан. Агапе - это христианская любовь к
 "ближнему". По мнению Тиллиха, в ее основе
 - благосклонное отношение к личности,
 опирающееся на принцип справедливости
 (ibid).
  4. См., например: Кьеркегор С.
 Наслаждение и долг. 1894. С. 296.
  5. См.: Фрейд З. Избранное. Лондон, 1969.
 Т. 1. С. 25, 48-49, 74-75. Тиллих
 обоснованно критикует теорию либидо Фрейда
 за натурализм. Однако сам Фрейд считал
 вопрос о природе первичных побуждений более
 сложным, чем это представляется П.Тиллиху.
 Взгляды З. Фрейда на указанную проблему в
 работе "По ту сторону принципа наслаждения"
 (Там же. С. 23-75).
  6. Действительно, С.Кьеркегор не
 утверждал, что эстетическая, этическая и
 религиозная стадии должны последовательно
 
 306
 
 сменять друг друга в развитии личности.
 Личность сама выбирает какое начало в ее
 жизни является господствующим - этическое,
 эстетическое или религиозное. Кроме того,
 выбрав, например, этическое начало, человек
 может сохранить для себя относительную
 значимость эстетического. См., например:
 Кьеркегор С. Наслаждение и долг. С. 248-
 249.
  7. Аристотель. Никомахова
 этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4.
 М., 1984. С. 229-231.
  8. Здесь под глубинной психологией
 П.Тиллих имеет в виду прежде всего идеи
 З.Фрейда и его последователей. Из всех
 представителей этой школы ему наиболее
 близки были воззрения К.-Г.Юнга.
  9. Здесь и далее П.Тиллих развивает свою
 концепцию любви с точки зрения христианской
 эсхатологии, то есть конечных судеб
 человечества и души каждого отдельного
 человека. Согласно этим воззрениям, в конце
 истории после Страшного Суда в новом
 творении Бога на земле возникает невидимое
 до тех пор Царство Божие (см. Мф. 6, 10;
 16, 28; Мр. 9.1; Лк. 9,27 и т.д.). С жизнью
 вечной П.Тиллих связывает окончательное
 преодоление отчуждения человека от Бога и
 от своей собственной сущности, и,
 следовательно, примирение противоречий
 любви. Однако, согласно Тиллиху, человек
 сохраняет связь с основой своего бытия и в
 земной жизни и частично реализует в ней
 свое вечное предназначение. Это
 соответствует другому аспекту евангельского
 понимания Царства Божия: "как
 наличествующего в нас самих в настоящем"
 (См. : МР. 17, 21).
 
  307
 
  10. Платон. Пир // Платон. Соч.: В З т.
 Т. 2. М., 1970. С. 133-134, 136-143.
  11. См.: Fromm E. Escape from Freedom.
 Dicus boors. 1965. P. 180.
 
 
  ЖОРЖ БАТАЙ
 
  Экономист, философ, но также специалист
 по архивам и нумизматике, палеоисторик,
 этнолог, но также эротический автор и
 редактор журналов, сюрреалист и поклонник
 де Сада - это еще далеко не все, что можно
 сказать о Жорже Батае (1897-1962).
 Ускользать от определения относится,
 пожалуй, к сущности того, что делал этот
 человек. Уклоняясь от определения, он
 постоянно ускользал также от отождествления
 с тем, что он делал, от авторства как
 маски, прирастание которой делает писателем
 или философом, экономистом или архивари-
 усом. Главное здесь: не быть тем, другим и
 третьим - одновременно.
  В основе творчества Батая лежит
 "инцестуозное" прочтение Гегеля и Ницше
 (одного как другого и наоборот). Господин,
 по Гегелю, - тот, кто рискует жизнью; это
 такое для-себя, которое не привязывается к
 конкретному здесь-бытию, хотя остается
 привязанным к истории, труду, к тем, кто
 трудится и производит смысл. Самосознание
 господина остается продуктом его признания
 в движении истории и опосредования
 произведенными Другим вещами. По замечанию
 Жака Деррида, "сохранять жизнь,
 поддерживать себя в ней, работать, от-
 кладывать удовольствие... относиться к
 смерти с уважением в тот самый момент,
 
 308
 
 когда ей надо заглянуть в лицо - таково
 рабское условие господства и истории,
 которую оно делает возможным"*. Этому миру
 внеположна только абстрактная негативность
 непосредственной смерти.
  Здесь, в этом пункте, Батай делает свой
 основной философский ход (ход, который,
 правда, катапультирует его за пределы
 философии): он объявляет абсолютную
 негативность смерти, экстаза, желания без
 цели, эроса и т.д. чистой позитивностью до
 представления или суверенностью.
 Суверенность, утверждает он, внеположна
 знанию как миру опосредования и
 воспризнания.
  Суверенность опирается на чистую
 случайность, это философия без оснований, а
 почему бы в таком случае не эротическая
 литература (Батай с гордостью называл себя
 "порнографом") или не экономика чрезмерных
 трат (потлач)?
  Эти предварительные замечания нужны для
 объяснения того, чем предлагаемый здесь

<< Пред.           стр. 42 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу