<< Пред. стр. 100 (из 787) След. >>
сильно бьет в выступ правого берега. С правого берега острые камни,обращенные в струю, и сильный напор воды.
4 УЧАСТОК: пор.Сосновый - ст.Шуерецкая
п.47 - пор.Сосновый. Длина 50 м, падение 4-5 м ! Перед порогом
короткий плес. Возможность пройти на фабричной байдарке очень пробле-
матична ! Обнос по правому берегу. На катамаранах проход строго по
середине по основной струе, на выходе встречает гряда камней. Отлич-
ная стоянка на правом берегу - островок сосен среди лесоповала, очень
живописно. Напротив - большой залив. Можно делать дневку.
п.п.48,49 - короткие порожки рядом с п.47. Далее плес 6 км. Гул
задолго возвещает о приближении к п.50.
п.50 - пор.Московский (падун с 2-х метров), за ним 400 м хорошей
шиверы. Осмотр порога по левому берегу. Порог проходить ближе к левой
стороне реки. При необходимости - обнос по левому берегу. На левом
берегу при необходимости можно переночевать - место сухое, высокое.
Дневку здесь делать не стоит, однако есть рядом клюквенное болото
(информация к размышлению). Далее идет плес длиной 1км.
п.51 - хорошая шивера ! Затем 1,5 км плеса.
п.52 - пор.Предбанник. Длина 200 м. Осмотр порога по левому ска-
листому берегу. Порог представляет собой извилистую струю со множест-
вом обливников, в начале порога несколько сливов, в конце - шивера.
Сливы мелковаты, просвечивают подводные клыки. Идти порог, придержи-
ваясь правого берега. На правом повороте реки - большой камень, прой-
ти рядом с ним, иначе далее может выбросить на каменную отмель. Порог
на пустых байдарках можно и пройти, и пропороться; как повезет ! На
скальных выступах левого берега можно найти небольшие вкрапления гра-
ната, однако лучше пройти до п.53, где выходов граната гораздо боль-
ше. За порогом 300 м плеса (небольшое озеро), затем на левом повороте
п.53.
п.53 - пор.Пулопорог. Река разбивается на две протоки: в левой
протоке водопад в 2,5 м, правая протока проходима для байдарок. Если
порог проходить по водопаду, то идти по центру, так как у слива ближе
к левому берегу имеется полуобливник, за который цепляется катамаран
и потом его трудно выправить. На пороге нужны сигнальщики и искусст-
венные яркие ориентиры, а также обязательна страховка с берега и с
воды. При необходимости п.п.52-53 можно сразу обнести по левому бере-
гу. На пороге имеется выход граната, но мелкого. Для сувениров вполне
достаточно. Выходы граната на левом берегу до водопада и на острове.
Дневку здесь делать не стоит, место очень низкое на левом берегу,
дров нет, приходится их возить с правого берега с Предбанника. Грибов
и ягод тоже нет поблизости. Далее идет плес 3 км.
На всех мощных порогах (п.п.47, 50, 52, 53) есть высокие места
для ночлега, но они изрядно загажены.
п.54 - шивера 100 м. На входном сужении мощная струя с большим
камнем в центре, далее несколько гряд камней.
После 8 км плеса - высокий мост с остатками рельс УЖД, устье ле-
вого притока - р.Олонги. Если делать связку с р.Олонга - нужно оста-
навливаться у моста на правом берегу и готовиться к основательной
заброске, а именно, полностью разбирать катамараны и байдарки. Нужно
все упаковывать, иначе группа выбьется из сил. Нужна карта двухкило-
метровка данного района. За устьем р.Олонги Шуя "удваивается". Ниже
устья в 800 м - п.55.
п.55 - пор.Большой Падун. Это красивейший и сложнейший порог.
Проход по порогу возможен на всех видах судов, но нужна хорошая тех-
ническая подготовка. В начале порога у правого берега небольшой слив.
Затем нужно уйти резко влево, но не увлекаться. На байдарках прохо-
дить порог лучше на отрицаловке, так как сразу же по окончании пере-
гораживающей реку плиты нужно повернуть вправо на 90 градусов. Если
здесь зазеваться, то катамаран и, особенно, байдарку выносит на высо-
кие обливники. Здесь байдарку ожидает или оверкиль, или пропоротое
днище. Ориентир: бревно около плиты, но с воды его плохо видно, да и
вода имеет очень мощный напор. Сразу же встречают обливники и полуза-
тонувшее бревно. Во вторую ступень порога заход ближе к левому берегу.
На пороге нужны сигнальщики и искусственные яркие ориентиры, а также
страховка с берега и с воды обязательна. При необходимости обнос по
правому берегу 100 м. Затем озеро. Через 1,5 км - п.56. До ст.Шуерец-
кая - 6 км, если сниматься с этого порога, то можно сделать стоянку
на правом берегу. Дневку делать не стоит, ягод нет.
п.56 - пор.Зигзаг. Длина 150 м. За шиверистым входом следует
слив высотой 0,7 м, далее крутой поворот налево в сильном сужении с
большим прижимом, в конце которого струя бьет прямо в выступ правого
берега ! Далее шивера 100 м, обнос удобнее по правому берегу, осмотр
по левому берегу. Есть стоянка на левом берегу, но если сниматься с
этого порога (до ст.Шуерецкая 4 км), то нужно останавливаться на пра-
вом берегу, где стоянка плохая.
п.п.57-62 - шиверы различной сложности и длины, разделенные ко-
роткими плесами. Общая длина этого участка 4 км.
От последней шиверы 4 км чистой воды до д.Шуерецкая. На этом
участке ж/д мост, далее заброшенный поселок на левом берегу (это быв-
ший кирпичный завод). Минуя ж/д мост и пройдя бывший кирпичный завод
можно встать на высокой насыпи около деревянных быков бывшего моста.
Ориентир этой насыпи: два деревянных дома на высоком правом берегу на
повороте реки. Это окраина с.Шуерецкое. Отсюда до станции 2 км и мес-
то хорошее, но мало дров, поэтому дрова заготовить нужно после порога
Зигзаг. В Шуерецком есть почта - работает с 9 часов кроме субботы и
воскресенья. Выехать со ст.Шуерецкая можно без проблем - многие поез-
да из Мурманска здесь останавливаются.
Если идти дальше - встретится высокий шоссейный мост. В деревне
последний п.63.
п.63 - набитый камнями порог длиной 100 м.
Так же можно пройти до моря, до него 5 км. В районе дельты есть
бывшее месторождение граната, но точное его расположение нужно узнать
у местных жителей или в музее.
ОТЪЕЗД
Схема - станция Шуерецкая ¦ kartinki/karty/sewshu2.gif
ОТЪЕЗД: касса на ст.Шуерецкая работает по нечетным дням. Вокзал
на ночь запирается - переночевать нельзя, да собственно и негде, зала
ожидания практически нет. В четный день можно уехать только до Бело-
морска поездом N 601 "Кемь-Маленга" (17.59; стоянка 6 мин; 18.05),
билеты продают прямо в поезде.
До ст.Волховстрой-I можно выехать поездом N 185 "Мурманск-Ле-
нинград" (16.42; стоянка 2 мин; 16.44), прибытие в Волховстрой-I в
11.45. До Кирова удобнее всего и дешевле выехать поездом N 194 "Ле-
нинград-Нижний Тагил" (отправление 18.07, прибытие в Киров в 17.44).
При отсутствии билетов на поезд N 185 можно добраться до ст.Вол-
ховстрой-II поездами: N 343 "Мурманск-Москва" (0.54; стоянка 2 мин;
0.56); N 181 "Мурманск-Москва" (7.44; стоянка 2 мин; 7.46); N 373
"Апатиты-Москва" (11.41; стоянка 2 мин; 11.43). До ст.Волховстрой-I
ходит рейсовый городской автобус.
При необходимости можно выбраться и через Вологду поездом N 173
"Мурманск-Вологда" (6.50; стоянка 2 мин; 6.52), прибытие в Вологду в
5.50. Однако, все поезда на Киров проходят ночью - придется ждать
сутки. На Киров удобнее всего и дешевле выехать поездом N 194 "Ленин-
град-Нижний Тагил" (отправление в 4.35, прибытие в Киров в 17.44).
Волок на р.Олонга и сплав до устья
В начале волока насыпь высокая, но через 1 км низкая и поросшая
кустарником. По пути встречается множество мостов и мостиков, на 8 км
не менее 7 мостов. Один из них взорван, он представляет собой трудно-
проходимое препятствие. Возможна заброска через автостраду Ленинград-
Мурманск, но тогда нужно исключить из маршрута Пулопорог и ряд других
порогов, или через Шуерецкое, но сложная заброска по железной дороге
до автострады Ленинград-Мурманск, а затем на р.Олонгу.
п.64 - пор.Ступенька. Шум воды слышен с УЖД. Сделали просеку до
реки, но порог проходить не стали, так как в малую воду порог непро-
ходим даже для катамарана. После 3 км плеса - п.65.
п.65 - пор.Подкова, представляет собой извилистое русло со слож-
нейшими препятствиями. Для прохождения порога нужна определенная так-
тическая и техническая подготовка, так как на среднем участке встре-
чаются каменные плиты посреди реки, поэтому нужно уверенно маневриро-
вать между ними. В конце порога встречает каменная плита-отбойник.
Нужно проходить ближе к левому берегу, при этом резко на 90 градусов
уходить влево, почти перед самым камнем. После этого камня вода более
спокойная и через полтора часа - река Шуя.
===============================================================
FILE: sig.txt
Р. Сиг. Сев. Карелия
Ходил в 1990 г.
Полный отчет (со схемами) ищите у Жени Пасынкова (2:5030/395)
С уважением, Иван
Internet: ivan@peipk.energo.ru
Fidonet: 2:5030/395.10 AKA /254.10
р. Сиг - Белое море
===================
~II- к.с. 55+75=130 км 4+4=8 дней (без дневок)
Сведения 1990 г (р. Сиг),
1990-92, 96 гг (Белое море),
1996 (Калкалакша и состояние автодорог)
1990-91 (заброска)
1. Общая информация
Р. Сиг - маловодная речка в Северной Карелии, впадает в
Калгалакшскую губу Белого моря. Протяженность речки - около 55 км,
средний уклон - 0.85 м/км. Средняя ширина вне плесов в верхней
части - 10-14 м, в нижней - 12-17 м. Протекает через 7 небольших
озер. Дно илистое, под слоем ила - камни, на порогах и перекатах -
каменистое. Берега в основном низкие, сырые, но не топкие, на
крупных порогах - валуны, в нескольких местах - скалы. По берегам
растет смешанный сырой таежный лес, часто заболоченный, попадаются
ельники. Много старых вырубок и гарей.
Местность практически ненаселенная; кроме полужилй дер.
Ундукса на железной дороге других населенных пунктов нет.
Посещаемость речки и озер местными жителями невелика, можно лишь
случайно встретить охотника или рыболова. Туристов практически нет
(по следам не более 1 группы в сезон). Мест для стоянки вне озер
очень мало (почти все стоянки указаны). Речку пересекают в двух
местах проселочные дороги, доступные автотранспорту. По одной даже
иногда ездят.
Препятствия - завалы, пороги, перекаты и шкуродеры (всего
порядка 55 препятствий). Перекаты и шкуродеры при низкой воде
обычно требуют проводки, при высокой - проходимы. Пороги
проводятся, при высокой воде можно попробовать некоторые из них
пройти. Большинство завалов можно разобрать или провести байдарки
у берега. Ниже в описании упомянуты лишь основные препятствия.
На озерах и в нижней части речки - хорошая рыбалка (лещ,
плотва, окунь, щука; про семгу - не знаю). На море можно пробовать
ловить морскую рыбу (треска, сиг) на морского червя.
Морской переход (75 км до ст. Кузема) требует подготовки и
возможен только при устойчивой хорошей погоде, которая держится в
этом районе с конца июня по ~25 июля. Маршрут на Кузему пролегает
на юг сначала под прикрытием Оленьего острова, затем вдоль
Карельского берега Белого моря. Стоянки на островах и берегу
найти не проблема. Дров также достаточно (плавник).
Значительная трудность может возникнуть при поиске пресной
воды в сухое лето. Источники на берегу редки, заход за водой в
устья рек требует времени и сил на подъем против течения. Реально
пресную воду можно набрать в лужах или болотцах на камнях.
Несмотря на темно-коричневый цвет, после фильтрования и кипячения
такая вода вполне пригодна для питья и приготовления пищи.
Приливы на Белом море правильные, с периодом 12 часов 25
минут. Высота прилива - 1-1.5 м
Карта побережья необходима! Обычная "гражданская"
двухкилометровка имеет много неточностей и искажений - следует это
учитывать.
2. Заброска
Доехать до ст. Кузема или Кемь и пересесть на почтово-багажный
поезд СПб-Мурманск ("Веселый"), на котором ехать до ст. Ундукса
(не до станции Сиг, там речка Ундукса!). Это 39 км от Куземы в
направлении Мурманска. Ст. Ундукса в справочниках нет, билеты
брать до Энгозера.
Остановка в Ундуксе - по требованию (предупредить машиниста).
Чтобы избежать лишнего ожидания при пересадке, нужно
оказаться в Куземе не позднее 9:00 (в Кеми - 7:00). Это
обеспечивает скорый поезд СПб-Мурманск, отходящий из СПб около
15:00 (пересадка в Куземе примерно в 7 утра)
Внимание! Расписание изменилось, сведения устарели! [И.К. 1996]
Подъезд со стороны Энгозера на встречном почтово-багажном
поезде неэффективен, т.к. поезда встречаются в Кеми или Куземе.
От станции Ундукса идти назад по ж.д. полотну до моста через
р. Сиг (~1.5 км). Осторожно - интенсивное движение поездов! Можно
попытаться договориться с машинистом почтово-багажного поезда и
сойти непосредственно у моста. В 1990 и 91 гг лишняя остановка
обошлась в 0.5 кг вареной колбасы.
Место для сборки байдарок - небольщая ровная поляна на правом
берегу ниже ж.д. моста у самой насыпи (PIC1.GIF). При спуске на
воду будьте осторожны - в воде у берега валяется железо. В случае
необходимости встать можно на сереном берегу.
Вероятно, от станции до речки есть более короткий путь
через деревню, но мне от неизвестен.
3. Речка Сиг
Собравшись, плыть по озеру на восток, за мысом повернуть
налево (на север). Через 1.5-2 км - первый шкуродер. За первый
переход (9 препятствий, в основном шкуродеры) нужно дойти до
небольшого озера. Берега озера низкие, болотистые. Практически
единственное место стоянки - на восточном берегу, где посреди
болота имеется более-менее сухая приподнятость (1.5 м выше уровня
воды). Можно попробовать встать у истока речки из озера на правом
берегу на холме. Ориентир - остатки какой-то странной конструкции
типа веранды.
Идти дальше рекомендуется утром, т.к. следующий участок
изобилует препятствиями (18 шт). Выход из озера - в северном
заливчике.
Речку пересекает линия связи, за ней - деревянный мост.
Дорога действующая на лесоразработки южнее Сигорецких озер. На
север выводит к дороге Калгалакша/Гридино-Энгозеро. В 1996 г.
лесозаготовки приостановлены и лесовозы не ходят. На карте дороги
и моста нет.
Двухступенчатый S-образный порог, правый берег образуют скалы
высотой 10-15 м. При высокой воде порог можно пройти с просмотром.
Сверху со скал - красивый вид. При необходимости на скале можно
найти относительно ровное сухое место для лагеря на небольшую
группу.
Ниже - серия порожков, перекатов и шкуродеров. Далее -
красивый и сложный порог, начинающийся с мощных валунов,
перегораживающих речку. Крутой слив с прижимом, за сливом много
камней. При высокой воде это, скорее всего, IV или непроход.
Короткий обнос прямо через валуны, ниже - слалом. При низкой воде
можно попробовать рискнуть и провестись через слив. На правом
берегу у порога - скалы высотой до 10 м. При необходимости на
скале можно найти ровное место для 1-2 палаток.
После порога - почти 3 км спокойной воды (мелкий перекат не
считается). Перед впадением в озеро речка делится на 4-5 проток.
В месте разветвления - мощный многолетний завал 50 м длины и до 3
м в высоту (PIC2.GIF). Обнос по левому берегу через заболоченную
тайгу в левую протоку (120-150 м). До озера - всего около 300 м,
однако загружать веши не следует, т.к. поперек протоки в
нескольких местах лежат толстые бревна - еще 1-2 коротких обноса.
Озеро (условное название Лещевое; на карте название не
подписано, местные не знают) имеет в поперечнике около 1 км.
Хорошая стоянка - на камне на противоположном (восточном) берегу.
На северном берегу озера - триангуляционный знак.
Выход из озера - в длинном узком заливе, отходящем от северо-
восточной части озера. Переход до следующего озера длинный, но
нетрудный (7 препятствий). Под разрушенной деревянной переправой
(бывший мост?) - узкий порог в окружении больших камней. Проводка.
В высокую воду можно пройти после просмотра.
Ниже каменных препятствий речка спокойно течет через темный
еловый лес. Мне эти места очень понравились! Берега приподняты на
1-1.5 м, но в 5 -7 м от воды - сырая тайга. Путь перегораживает
завал. Может потребоваться короткий обнос по левому берегу. В 1990
г нам удалось, вытащив несколько бревен, провести байдарки под
берегом слева. Ниже до озера препятствий нет.
Следующее озеро соединено протоками с тремя другими озерами.
Все вместе озера называются Сигорецкими и очень интересны по очер-
таниям (PIC3.GIF). На карте озера показаны не совсем верно.
Первое Сигорецкое озеро мелкое, глубина не больше 2 м, под
поверхностью воды много камней. Мы стояли на северном берегу
напротив двух небольших островов. Возможны и другие места стоянки.
На протоке во второе Сигорецкое озеро - два порога, первый -
трехступенчатый, второй - двухступенчатый. Проход из второго в
третье Сигорецкое озеро - в южном заливчике. Препятствий нет.
Третье Сигорецкое озеро - самое большое, есть несколько