<< Пред.           стр. 99 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  надо свернуть в левый залив и выходить из него
  влево же.
  05. Перекат (300 м).
  06. Перекат (600 м). Бревна, камни, на выходе слив 0,3
  м.
  07. Перекат.
  08. Порог "Бутылочное горло". Просмотр по правому
  берегу. На заходе у левого берега бревна. Порог
  начинается на правом повороте и представляет собой
  2 слива (второй - со сложным заходом).
  09. Перекат через 500 м после 8.
  10. Остров. Проход справа.
  11. Крутой перекат (с поворотом направо).
  13. Перекат (50 м). Через 1 км хорошая стоянка. Через 3
  км после левого и правого поворотов - 14.
  14. Порог "Темный". Две протоки, порог в левой,
  начинается перекатом.
  15. Перекат (500 м).
  16. Перекат (300 м).
  17. Перекат и сразу за ним 18.
  18. Порог "Софринский". Четыре гряды образуют сливы по
  0,5 м. Осмотр с правого берега. Возможна чалка
  после первого слива.
  19. Через 100 м после 18 - шивера "Змея".
  20. Перекат (50 м).
  21. Перекат (100 м).
  22. Перекат (150 м) и сразу за ним - 23.
  23. Порог "Чайник". Длина 200 м. Осмотр по правому
  берегу. В пороге резкое сужение, слив.
  24. Порог "Белая Лошадь" - через несколько сот метров
  после 23. Расположен в левой протоке. Длина порога
  - 300 м. Четыре слива. Правая протока раздваивается
  еще раз и все три впадают в озеровидное расширение.
  Через 1,5 км - мост "Ленинград-Мурманск".
 
 III. Мост автодороги "Ленинград-Мурманск" - пор. Сосновый. Длина
  участка - 21 км, перепад - 38 м. За мостом плес 3 км, и
  далее до 41 все препятствия можно идти без просмотра.
 
  25 - 32. Перекаты различной сложности.
  33. Слив (0,3 м).
  34. Шивера (400 м).
  35. Перекат. С этого места на 15 км тянется горелый
  лес.
  36. Шивера (500 м). Мощнее 34. Через 300 м реку
  пересекает пологий водоскат.
  37 - 40. Перекаты.
  41. Порог "Директор". Перепад 1 м. Осмотр по левому
  берегу. Время сплава от моста (начало участка III)
  до порога - 1 час 50 минут. Далее 4 км плес, затем
  остров. В правой протоке - 42.
  42. Перекат.
  43. Через 5-10 минут после 42 - порог "Слива" и сразу
  за правым поворотом - 44.
  44. Порог "Ремиз". Длина порога - 200 м, проход у
  правого берега.
  45. Шивера (300 м).
  46. Порог "Банзай". Обязателен просмотр. За порогом
  кончается горелый лес. Через 200 м вправо уходит
  протока.
 
  IV. Пор. Сосновый - пос. Шуерецкое. Длина участка - 37 км,
  перепад - 37 м.
 
  47. Сразу после острова - порог "Сосновый". На 50 м
  река падает на 4-5 м крутой горкой с поворотом
  влево. Мощная струя, камни.
  48. Водоскат.
  49. Перекат и далее 6 км плес (40 минут сплава).
  50. Порог "Московский". Начинается на правом повороте.
  Осмлтр по левому берегу. Вначале падун высотой 2 м.
  Дальше шивера (400 м).
  51. Шивера (200 м). Без просмотра. В 25 минутах сплава
  от 50 - препятствие 52.
  52. Порог "Предбанник" (400 м). В пороге мощные валы,
  камни. Выход мелкий. Просмотр обязателен. Через 300
  м чалка к левому берегу для осмотра (и обноса) 53.
  53. Пуло-порог. Начало - слив 1 м. Далее река разбита
  на 2 протоки: слева водопад (2,5 м) и далее шивера;
  справа водопада нет. Через 3 км (20 минут сплава) -
  препятствие 54.
  54. Шивера (200 м) - Гордеев порог. Без просмотра. За
  шиверой плес 8 км. Вскоре после моста лесовозной
  трассы слева впадает река Олонга. Недалеко от места
  впадения над рекой проходит ЛЭП. Через 1 км после
  Олонги - препятствие 55.
  55. Порог "Большой Падун". Обнос по правому берегу (400
  м). Через 15 минут - препятствие 56.
  56. Порог "Зигзаг" (по местному - Щелиный) - 150 м.
  Проход справа, осмотр и страховка по левому берегу.
  57 - 58. Перекаты.
  59 - 60. Шиверы с валами (Пустынные пороги).
  61 - 62. Шиверы (без разведки).
  63. Порог "Морской". Проход слева от островка,
  прижимаясь к нему. Через 300-400 м чалка вправо
  после здания сельсовета. До станции вверх по улице
  - 300 м.
 
 Литература:
  1) Отчет N 5043, ЦБМГТК.
 ===============================================================
  FILE: sewshu2.txt
  Шуя Беломорская. Технический отчет
 
 ---------------------------------------------------------------------
  *** О Т Ч Е Т ***
 ---------------------------------------------------------------------
 
  о водном путешествии III категории сложности по р.Северная Шуя
  (взято из материалов гр.Кириллова А.С., 1990 г., 22.07-5.08,
  откорректировано по материалам Коснырева Н.Н., 1993 г., 7.08-25.08;
  Баранова Б.Б.(2:5056/7.21), 1994 г., 6.08-25.08)
 
 
 
  МАРШРУТ
  МАРШРУТ: ст.Беломорск - пос.Лехта - оз.Шуеозеро - р.Шуя - ст.Шу-
 ерецкая.
 
  ПОДЪЕЗД
  ПОДЪЕЗД: до ст.Беломорск лучше всего и дешевле добираться через
 Вологду. На ст.Волховстрой - проблема с билетами на Мурманск.
  Поезд N 174 "Вологда-Мурманск" отправляется в 14.00. Все поезда,
 проходящие через Киров в сторону Вологды, прибывают туда после 14.00.
 Поэтому дешевле доехать на поезде N 193 "Нижний Тагил-Ленинград" (не-
 четные дни) или на поезде N 179 "Ижевск-Ленинград" (четные дни). От-
 правление из Кирова в 7.55; прибытие в Вологду в 20.45. Заночевать
 можно на вокзале - в зале ожидания места более чем достаточно. Билеты
 на поезд N 174 "Вологда-Мурманск" можно купить вечером, на ст.Бело-
 морск поезд прибывает в 12.29.
  ст.Беломорск - пос.Лехта (машина).
  К вологодскому поезду всегда приходит машина (полукрытый грузо-
 вой ГАЗ). Водителя зовут Черемухин Леонид, если его нет - можно поз-
 вонить ему по тел.2-13-14, либо сходить домой по адресу: ул.Воронина
 д.2 кв.62. Заброска до Лехты - 50000 (1994 г.), до Охты - 150000 не-
 зависимо от количества группы. Заброска до Лехты - 1 час.
  Рейсовый автобус "Беломорск-Н.Машозеро" отправляется от ж/д вок-
 зала около 9 часов, но группой выехать на нем - проблема.
 
 
 
  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
 ---------------------------------------------------------------------
 ****** ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ******
 ---------------------------------------------------------------------
 
  Рекомендуется ознакомиться с отчетом N 5043 Московского клуба
 туристов. Замечания к нему:
  1) лоция почти точна, но на прилагаемой карте пороги указаны не-
 точно;
  2) сухие места для ночевок от Шуеозера до В.Кипозера встречаются
 через 1-3 км;
  3) почти все перекаты есть на деле пороги II-III к.с. шиверисто-
 го типа;
  4) длина порогов указана неточно;
  5) ряд порогов пропущен (напр.41а).
 
  ВЕСЬ МАРШРУТ МОЖНО РАЗБИТЬ НА 4 УЧАСТКА:
  1 - озерный - 40 км, падение 1,5 м;
  2 - до моста трассы Ленинград-Мурманск - 24 км, падение 28,0 м;
  3 - до пор.N 47 "Сосновый" - 21 км, падение 38,0 м;
  4 - до ст.Шуерецкая - 37 км, падение 37,0 м.
  Таким образом, общая длина примерно 120 км.
 
  1 УЧАСТОК: Шуеозеро - В.Кипозеро
 
  Собираться лучше всего на лесной поляне по правую сторону от до-
 роги в 200 м не доезжая пос.Лехта. Отсюда до истока Шуи в тихую пого-
 ду 2 часа ходу строго на север. Много островов. Исток является про-
 должением длинного сужающегося залива. Ориентир - высокий открытый
 берег, виден издали. В истоке и ниже есть сухие места, пригодные для
 ночевки. Далее отсчет времени с момента выхода в исток.
  40 мин -- озеровидное расширение русла. После него река несколь-
  ко сот метров "фильтруется" через болото (здесь можно
  встретить плавающие острова). Есть узкая, нечетко вид-
  ная протока шириной около 1 м и длиной 20-30 м. Далее
  ширина русла быстро восстанавливается.
  55 мин -- п.1 - низкий полуразрушенный мост. Обнос.
  п.2 - порог с узкой струей среди камней.
  1 ч.15 мин -- хорошее место для стоянки на правом берегу. На ле-
  вом - остатки моста.
  1 ч.30 мин -- справа протока из Гнилого озера. По малой воде
  возможен небольшой волок через болотистый участок.
  1 ч.45 мин -- высокий деревянный мост, дорога действующая на Бе-
  ломорск. Отсюда до В.Кипозера хороших стоянок нет,
  кругом одна болотина.
  2 ч.05 мин -- Кузькозеро. Остров лучше обходить справа, пересечь
  озеро и, повернув налево, идти к продолжению реки.
  Выход широк, найти легко. При обходе острова слева
  можно далеко уйти по узкому искусственному каналу,
  приняв его за русло реки.
  2 ч.45 мин -- п.3 - мелкий порог под полусгоревшим мостом. Мост
  надстроен, сделаны настилы для прохода транспорта,
  слева очень низко, проход только справа. Валуны
  около и после моста. Идти можно, но узко, а струя
  очень сильная, поэтому лучше сделать проводку под
  мостом. По большой воде нужна разведка ! Опасно !
  3 ч.25 мин -- В.Кипозеро. Высокая гряда по правому берегу, кото-
  рую огибает река, начинается перед озером. На озе-
  ре останавливается много групп, поэтому могут быть
  трудности со стоянками. Чтобы не плутать, при вхо-
  де в озеро нужно идти вправо полукругом в сторону
  домика, т.е. не огибая остров. Вокруг избушки лес
  загажен, поэтому лучше идти дальше, можно до п.4
  на выходе из озера, где тоже есть высокие сухие
  места. На озере можно встать на острове или дальше
  домика у устья речки. Хорошая стоянка напротив из-
  бушки на правом берегу озера (обилие черники).
 
  2 УЧАСТОК: В.Кипозеро - мост Ленинград-Мурманск
 
  Краткая характеристика участка: обилие мелких порогов и провод-
 ки. Даже в сливах самых крупных п.п.8, 14, 23, 24 - мелко и чистые
 проходы очень узки.
  п.4 - мелкая шивера на выходе из В.Кипозера длиной около 50 м.
 Перед порогом на левом берегу отличная стоянка, есть хорошая баня. На
 правом берегу тоже неплохая стоянка. После порога проходим через Н.
 Кипозеро, идти вдоль левого берега (в озеро не заходить !). До п.5
 1 час ходового времени.
  п.5 - мелкий порог длиной 200 м, заваленный бревнами. По малой
 воде - проводка. До п.6 5 минут хода.
  п.6 - длинный (до 500 м) мелкий порог с большими камнями. По ма-
 лой воде - проводка. Сразу п.7.
  п.7 - серия коротких порожков (3 порожка). По малой воде местами
 проводка. До п.8 5 минут хода.
  п.8 - пор.Бутылочное Горло. Длина 50 м. Начинается на правом по-
 вороте реки. Справа - каменные плиты и сразу же слив с 1 м. В послед-
 нем сливе - зуб в струе. В конце порога - гряда камней. Весьма мелко.
 До п.9 5 минут хода.
  п.п.9-13 - порожки различной длины. п.10 - идти правой протокой,
 в левой - обилие камней. Через 1 км - красивые скалы по обоим бере-
 гам. Через 3 км - пор.Темный.
  п.14 - пор.Темный. Начинается короткой мелкой шиверой, затем ре-
 ка делится надвое: в основной струе (левой) после короткой мощной ши-
 веры за правым поворотом - метровый слив, далее опять шивера; спра-
 ва - узко, непроходимо. Осмотр возможен по обоим берегам.
  Далее короткий плес, за которым начинается каскад порогов, тяну-
 щихся почти подряд до моста Ленинград-Мурманск.
  п.п.15-17 - шиверы различной длины.
  п.18 - пор.Сооринский. Длина 150 м. Начинается за правым поворо-
 том. Скальные ступени по 0,5 м с узкой струей и обильной каменной га-
 достью. Осмотр по правому берегу.
  п.19 - шивера Змея. Узкий фарватер в каменной каше.
  п.п.20-22 - различные порожки.
  п.23 - пор.Чайник. Длина 80 м. Начинается за левым поворотом ре-
 ки. Вначале большой, но мелкий косой слив в сужении до 6 м, затем
 мелкий шиверистый выход. Осмотр по левому берегу. Отличная стоянка на
 левом берегу.
  Через несколько сот метров река разбивается на несколько проток.
 Проходима только левая с маленьким островом посередине. Очень живо-
 писна. В этой протоке п.24. Если в левую протоку не заходить, а идти
 дальше, то на пути встретится дерево с табличкой "Водопад". В среднюю
 воду эта протока непроходима. В конце протоки - валуны, с которых во-
 да падает с 1,5 м, а далее много камней в русле.
  п.24 - пор.Белая Лошадь. Длина 300 м, перепад воды 7-10 м. Порог
 представляет собой 2 слива в неглубоком узком каменном каньоне, а на
 выходе шивера с обилием камней в русле. В средней части порога прижим
 в скалу. Порог красив, но в среднюю воду последний слив плохо прохо-
 дим, да и остальные мелковаты. Осмотр порога и обнос возможен по обо-
 им берегам. От порога до моста Ленинград-Мурманск около 1 км плеса.
 
  3 УЧАСТОК: мост Ленинград-Мурманск - пор.Сосновый
 
  На этом участке п.п.41 и 43 - классические пороги с мощными сли-
 вами. Их и п.46 следует просматривать ! Быть внимательными на шиверах
 п.п.34 и 36 ! Остальные препятствия можно идти сходу по главной
 струе. На участке лесоповала в 15 км трудно найти место для ночевки.
  За мостом плес 3 км, далее п.25.
  п.25 - порожек, 50 м.
  п.26 - порог, 80 м, хорошая стоянка.
  п.27 - порожек, 25 м. Далее плес 3-4 км.
  п.п.28-32 - пороги, 25-100 м. После п.30 - отличная стоянка на
 правом берегу, внизу неплохая баня. Напротив п.31 очень много черни-
 ки.
  п.33 - одиночный слив, 0,5 м. Далее начинается так называемый
 "Горелый лес", в действительности - лесоповал, поросший молодняком.
 Плес 2-3 км.
  п.34 - шивера III к.с., 400 м. ВНИМАНИЕ !!!
  п.35 - порожек, 35 м.
  п.36 - шивера II к.с., 500 м. ВНИМАНИЕ !!!
  п.п.37-40 - пороги и порожки, 25-100 м.
  п.41 - пор.Директор, двойной слив с общим перепадом около 1 м.
 На правом берегу два вагончика. По порогу проходит брод автодороги.
 Ориентир: плита посреди реки. Проход порога слева от плиты. Далее
 плес 1-2 км.
  п.41а - короткий порожек. Далее плес 2-3 км.
  п.42 - порожек, в правой протоке остров с остатками моста. Далее
 плес около 1 км, а затем препятствия идут подряд с короткими плесами.
  п.43 - пор.Слива, короткий, с общим падением более 1 м. Начина-
 ется с разрушенной плотины (останки ее видны в малую воду). На выхо-
 де - шиверка. В последнем сливе лучше прижаться правым бортом к глы-
 бе, лежащей в струе, иначе цепляешься за подводные камни. Осмотр по-
 рога по правому берегу. На правом берегу есть стоянка (лесоповал еще
 не кончился) - место плохое, но переночевать можно.
  п.44 - шивера Ремиз. Длина 200 м. Начинается сразу за правым по-
 воротом реки. Максимальное падение на выходе.
  п.45 - простая шивера-зигзаг. Перед левым поворотом чалиться к
 левому берегу для осмотра шиверы.
  п.46 - пор.Банзай, два пологих слива в неглубоком каньоне с при-
 жимом к правому берегу. Следует обратить внимание на выход, где струя

<< Пред.           стр. 99 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу