<< Пред.           стр. 98 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 немного, несмотря на самый комариный сезон, и это еще одно
 достоинство маршрута: большинство стоянок на нем расположены на
 сухих, хорошо продуваемых холмах, мысах или скальных выходах.
 
 Ходовое время до оз.Кипозеро 2-3 часа. Выход из этого озера
 простой - из длинного восточного залива, постепенно
 переходящего в русло реки. Отсюда начинается содержательная
 часть маршрута.
 
 Шиверы Шуи достаточно однотипны и имеют примерно одинаковую
 сложность: мелководье, сложная лавировка между камней. На этом
 фоне выделяются пять крупных локальных порогов. Первый из них
 носит название "Белая Лошадь". Это миниатюрный каньончик длиной
 около 200 м, в котором, однако, есть все, что должно быть в
 типичном саянском каньоне: входной порог со сливом высотой
 около 0,8 м, скальные стенки высотой до 2-3 м, крутые повороты
 с прижимами. Хотя все это выглядит игрушечным, из-за небольших
 размеров требуется весьма точно управлять лодкой, чтобы вписать
 ее в требуемую линию движения. Входной слив перегорожен крупным
 камнем, который по малой воде и делает его непроходимым. Однако
 в начале июня воды вполне достаточно, чтобы обойти этот камень
 справа или слева.
 
 Перед порогом река разделяется на две протоки, причем левая
 отходит практически под прямым углом; в начале этой протоки
 маленький островок. От правой протоки вскоре отделяется еще
 одна, центральная, и после их слияния начинается порог.
 Ориентиром может служить также предыдущий, весьма простой,
 порог "Чайник": сужение русла до 10 м, небольшой слив, за ним
 "труба" с небольшими валами. Перед этим порогом хорошая стоянка
 на левом берегу, но она, к сожалению, несколько неуместна. На
 самой "Белой лошади" также есть хорошие места для стоянки на
 левом берегу. Сплав от Кипозера до "Белой Лошади" занимает
 один день.
 
 Примерно через 2 км после этого порога река пересекает трассу
 С.-Петербург-Мурманск. Однако пройти по заболоченному берегу от
 моста до порога весьма сложно, поэтому такой вариант начала
 сплава нецелесообразен. Кроме того, при таком варианте терялся
 бы ряд интересных шивер выше этого порога.
 
 Следующий участок шивер также занимает около 1 дня сплава и
 заканчивается самым красивым и фотогеничным порогом на всем
 маршруте - "Сосновым" (иногда его почему-то называют "Еловый",
 хотя берег здесь порос именно соснами). Это крутопадающая горка
 с общим перепадом около 3,5 м, заканчивающаяся в озероподобном
 расширении русла. В озере, прямо напротив горки, лежит большая
 плоская плита, вероятно, специально предназначенная для того,
 чтобы водрузить на нее штатив с фотоаппаратом. По высокой воде
 пройти порог достаточно легко, последовательно отражаясь от
 отбойных валов, однако при малой воде он может оказаться
 непроходимым.
 
 Этому порогу предшествует длинный, запутанный порог "Слива",
 образованный несколькими каменными грядами. Через 200 м после
 него вправо отходит узкая протока, а в левой, основной, протоке
 - прямой участок быстротока с маленькими валами.
 Непосредственно после их слияния следует причалить к правому
 берегу (фактически - к берегу правой протоки) для обработки
 "Соснового". Здесь же, на правом берегу, хорошее место для
 стоянки.
 
 Несколько простых перекатов отделяют этот порог от следующего -
 "Московского". Порог выдает себя скальными выходами в русле и
 сильным гулом и представляет слив-горку высотой около 1,4 м,
 расположенную ближе к левому берегу. Просмотр порога по этому
 берегу. За порогом река разливается по широкой мелководной
 шивере, некоторые удобные проходы в которой могут быть
 перекрыты бревнами после весеннего паводка.
 
 На правом повороте после этого порога расположена следующая
 шивера, а через 3-4 км спокойной воды - порог "Предбанник",
 который служит ориентиром самого серьезного препятствия -
 "Пуло-порога". "Предбанник" также расположен на правом повороте
 и содержит 4 слива высотой около полуметра на участке длиной
 300 м. За ним следует прямой участок длиной 300-400 м, на
 котором необходимо причалить к левому берегу; в конце этого
 участка, за крутым левым поворотом, и находится "Пуло-порог". С
 наплыва он не виден и плохо слышен.
 
 "Пуло-порог" расположен непосредственно за поворотом и состоит
 из двух ступеней. Первая - чистый слив высотой менее 1 м - сама
 по себе была бы, безусловно, проходима. Однако вторая ступень -
 отвесный водопадный слив высотой несколько менее 2 м -
 заканчивается падением на острые каменные зубья, а бассейн под
 сливом выглядит недостаточно глубоким. Именно поэтому для
 данного порога, в отличие от всех остальных, рекомендуется
 обнос при любом уровне воды. На пороге хорошая стоянка. Сплав
 от "Соснового" до "Пуло-порога", включая прохождение
 "Московского", занимает около полудня.
 
 После "Пуло-порога" Шуя успокаивается. На последующем участке
 длиной порядка 10 км имеется только одна шивера. В конце этого
 участка речку пересекает лесовозная дорога, слева впадает
 крупный приток Олонга, и в 1 км ниже него расположен последний
 порог - "Падун". Довольно широкое здесь русло реки перегорожено
 здесь почти от берега до берега широкими, отполированными водой
 скальными плитами. Проходы в этих плитах расположены у разных
 берегов, и поток причудливо петляет между ними. Сложность
 представляет только слив через вторую плиту - горка высотой
 около 1,4 м.
 
 За "Падуном" следует последний каскад шивер, после которого
 река успокаивается окончательно. Через несколько километров она
 пересекает железную дорогу, а затем входит в пос.Шуерецкое.
 Поселок довольно длинный, но местные жители охотно подскажут
 вам, где находится станция. В поселке река разливается по
 широкому руслу с крупными камнями, которое ниже поселка
 переходит в залив Белого Моря. Ходовое время от пор."Падун" до
 станции составляет около 2 часов.
 
 От ст.Шуерецкая начинается самая сложная часть маршрута -
 дорога домой. В начале июня многие жители Кольского
 полуострова едут в отпуска, отправляют на юг детей, и поезда
 заполнены сверх всякого предела уже от самого Мурманска. К тому
 же скорые поезда на этой маленькой станции не останавливаются.
 Поэтому следует пользоваться любой возможностью, чтобы уехать
 каким-нибудь местным поездом до Петрозаводска, откуда поездов
 больше, либо до Санкт-Петербурга. (Знатоки железнодорожных
 расписаний могут предложить и другие варианты). Однако этот
 опыт также можно считать весьма полезным, если рассматривать
 поход на Шую как подготовку к большому походу.
 
 
 
 ===============================================================
  FILE: sewshuya.txt
  Северная Щуя. Конспект отчета 5043. 
 
   Заброска.  До ст. Сосновец поездами с Ленинградского вокзала
 (Мурманск, Никель, Апатиты; в пути около 26 часов). Далее попутка
 или автобус(9:45) до пос. Лехта (на берегу Шуеозера).
   Выезд.  С ж/д станции в пос. Шуерецкое. От реки 0.5км, поезда
 ночные. Промежуточный выезд с автомоста посередине маршрута.
 
  Северная Шуя
 
 From Alex Tutubalin
 Date 2 Aug 1996 23:36:01 +0400
 Сегодня вернулся с Сев. Шуи. Последние новости таковы:
 
  Заброска
 
  Мы заплатили водиле за заброску до Лехты 150 тыс. руб.
 Стандартная такса до Лехты или моста - 120-150 тыс, если ехать
 из Беломорска - 170-200 тыс. На Охту/Тунгуду -- соответсвенно
 (Охта - 350-400, Тунгуда -- не знаю точно). Если группа
 небольшая, то можно ехать автобусом Беломорск-Летний
 (отправление в 18:00 из Беломорска, в Сосновце он примерно в
 18:30). Билет Сосновец-Лехта порядка 10 тыс. Есть автобус
 Беломорск-Тунгуда (из Беломорска в 18:15).
 
  На месте
 
  Я на Сев. Шуе впервые, но если сравнивать с описаниями, то
 воды _очень_ много. Хотя байдарки на первом порожистом участке
 (Кипозеро- мост Ленинград-Мурманск) сильно страдают (по
 рассказам. У нас был "Егерь" и катамаран-двойка). Грибов
 немного, хотя должно быть больше (погода с 20-го июля теплая),
 черника пока только на самых теплых местах, рыбы навалом (BTW,
 как в этих краях ловят хариуса ? Местные говорили что его очень
 много, но обычними хариусными методами не удалось поймать
 ничего, только щуки).
 
  Выброска
  В Шуерецком касса работает через день (по четным числам ???).
 31-го июля и 1-го августа не работала. Мы выезжали через
 Беломорск, поездом Кемь-Маленга. В Шуерецком он в 18:13. Если
 хочется попасть в Беломорске в магазин, то лучше ехать на 185-м
 Ленинград-Мурманск (общий вагон - сразу за тепловозом). Выезд
 из Шуерецкого в 17:07, приезжает в Беломорск в 17:46.
 
 P.S. Речка забавная. Мне _очень_ понравилось, хотя воды могло
 быть и еще побольше. Мы пару раз садились прямо на гребне
 сливов (правда мой кат сидит _глубже_ байдарки).
 
  Лоция
 
 ----------------------------------------------------------------
  Участок |Длина|Падение|Ходовое|Пор. смотреть
  | км | м |время,ч| всего|>3кс
 ----------------------------------------------------------------
 Шуезеро - Кипозеро | 40 | 1.5 | 9 | 0 | 0
 Кипозеро - автомост | 24 | 28 | 12 | 6 | 0
 Автомост - пор. Сосновый | 21 | 38 | 7 | 3 | 0
 Пор. Сосновый - пос.Шуерецкое| 37 | 37 | 11 | 6 | 4
 ----------------------------------------------------------------
 
   Маршрут.  Номера препятствий по отчету 5043. Номера пре-
 пятствий, требующих осмотра, выделены жирным шрифтом. Пре-
 пятствия выше 3к.с. кроме этого выделены подчеркнутым курсивом.
 
  Стапель на берегу Шуеозера. По озеру курс СВ, затем по
 ПБ, всего около 2 часов. Далее плес (20 мин) с местами для стоя-
 нок. (После до самого Кипозера мест нет). Еще через 20 мин узкая
 протока, затем, через 15 мин - обнос низкого моста по ПБ.
  П1, П2 - перекаты.
  Через час заброшенный деревянный мост, еще через 20 мин -
 Кускозеро. Обход острова справа, выход на севере с камнями. Че-
 рез 40 мин
  П3 - проводка на мелком перекате.
  Через 1. 5 часа плеса - Кипозеро. Стоянка есть на остро-
 ве. Выход - в узком ЮВ заливе в 15 мин от острова. В протоке
 между озерами -
  П4 - шивера. Струя слева, осмотр справа.
  П5-П7 - перекаты.
  П8 - пор. "Бутылочное горло"(III). Просмотр по ПБ. Заход у
 ЛБ. Выход справа вдоль скалы, уходить от левых камней. Есть сто-
 янка. Сажает на камни во втором сливе. Через 500м -
  П9-П13 - перекаты.
  Через 4 км -
  П14 - пор. "Темный", мелко.
  П15-П17 - перекаты. После последнего короткого сразу -
  П18 - пор. "Софринский"(III). Проход первого слива у ПБ,
 чалка для просмотра, четкий заход из-под ПБ во 2ой слив и точ-
 ный переход в 3ий. Через 100м -
 
  П19 - шивера "Змея".
  П20-П22 - перекаты.
  П23 - пор. "Чайник"(III), осмотр ПБ.
  В левой протоке при раздвоении -
  П24 - пор. "Белая лошадь"(III). В четвертом сливе надо
 вдоль правой скалы. Есть стоянка и возможность тренировки.
  Через 1. 5км - автомост. Еще 3км - плесы.
  П25-П40 - перекаты и шиверы. Начался горелый лес.
  П41 - пор. "Директор", осмотр слева, заход у ЛБ.
  Плес 4км, остров, справа от него -
  П42 - перекат и через 10 мин -
  П43 - пор. "Слива"(III) - двойной слив 1. 2м с обливняком
 на выходе. Заход и выход справа.
  П44 - шивера и пор. "Ремиз". На очередном левом повороте
 изгородь камней - проход у ПБ.
  П45 - шивера, 2 поворота, после правого чалка влево для
 осмотра
  П46 - пор. "Банзай(III). По струе. Кончается горелый
 лес. Через 200м чалка к острову для осмотра
  П47 -  пор. "Сосновый" - обнос по ПБ.
  П48-П49 - перекаты.
  Плес 6км, затем гул от
  П50 -  пор. "Московский" - обнос падуна слева, в выходной
 шивере успеть уйти справа налево, т. к. в центре камни.
  П51 - шивера. Через полчаса -
  П52 - пор. "Предбанник"(III). Заход справа, справа от кам-
 ня - бочка - идти по ее центру, уходя далее вправо от зуба.
  Через 300м - чалка слева для обноса
  П53 -  "Пуло-порог". Есть стоянка. Через 20мин -
  П54 - шивера "Гордеев порог" - по струе.
  Плес 8км, ЛЭП, затем
  П55 -  пор. "Большой падун". Обнос справа по лесной дороге.
  Через пару км -
  П56 - пор. "Зигзаг"(III).
  П57-П62 - перекаты и шиверы. Мост. Через 5км -
  П63 - пор. "Морской" - прямо в поселке.
  Через 400м - чалка вправо в заводь за поссоветом и антистапель.
 ===============================================================
  FILE: sevshuya.txt
  Река Северная Шуя.
 
 
  Нитка маршрута: г. Москва - ст. Сосновец (Октябрьская
 железная дорога) - пос. Лехта - оз. Шуеозеро - р. Шуя - пос.
 Шуерецкое.
  Заброска: от станции Сосновец до поселка Лехта рейсовым
 автобусом или попуткой.
  Выброска: от реки до железнодорожной станции 500 м.
  Длина реки Шуи - 120 км; падение 104 м; скорость течения на
 плесах - 0,5-1 км/ч; ширина реки - 20-80 м. Большинство
 препятствий реки сосредоточено в среднем течении.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ:
 
  ЛОЦИЯ
 
  I. Оз. Шуеозеро - оз. Верхнее Кикозеро. Длина участка - 40 км,
  падение 1,5 м. Исток Шуи - в северной части Шуеозера. Озеро
  надо пересечь в северо-восточном направлении и двигаться
  вдоль правого берега. Путь по озеру до реки Шуи - 2 часа. В
  течение первых 20 минут сплава по реке можно найти стоянку,
  далее на участке хороших стоянок нет. Через 40 минут сплава
  от озера - плес. Еще через 15 минут - низкий мост (обнос по
  правому берегу).
 
  01 - 02. Несложные перекаты. Через 35 минут справа впадает
  протока из озера Гнилого (Грязного). После нее
  через 15 минут - заброшенный деревянный мост. Еще
  через 20 минут - озеро Кускозеро. Остров на
  Кускозере надо обойти справа. Выход из озера -
  строго на севере. На выходе камни.
  03. Мелкий перекат через 40 минут после Кускозера.
  Через 1 час 30 минут - озеро Верхнее Кикозеро. Есть
  Хорошая стоянка на острове. На противоположном
  берегу - изба. Выход из озера - в узком
  юго-восточном заливе (15 минут сплава от острова).
 
  II. Оз. Верхнее Кикозеро - мост автодороги "Ленинград-Мурманск".
  Длина участка - 24 км, перепад - 28 м.
 
  04. Длинная шивера в протоке между Верхним и Нижним
  Кикозером. Осмотр по правому берегу. Основная струя
  - у левого берега. Далее - Нижнее Кикозеро, где

<< Пред.           стр. 98 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу