<< Пред.           стр. 109 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 105км
 Небольшой порожек N15, за ним русло реки резко расширяется.
 Проход совершенно безопасен.
 107км
 Перекат, протяженностью около 100м, с большим обливником по
 центру русла. Ширина реки за перекатом до 120м, берега заболо-
 ченные.
 108км
 Порог N16. Русло широкое, много мелких островков, подводных и
 обливных камней во всех протоках. Наибольшую опасность предс-
 тавляет собой каменная обливная плита по центру русла сразу
 после первых валов порога, так как именно на нее ведет сильная
 основная струя. Пропороли 6 экипаж на камне за обливной пли-
 той. Ремонт по выходе из порога.
 
  Схема порога
 
 112км
 Первое после Линдозера подходящее место для ночлега и даже
 дневки: удобная песчаная бухта по левому берегу, на берегу
 сосновый бор, основная растительность - черника и голубика,
 очень много грибов.
 115км
 Каскад из двух порогов N17 и N18 по 300 м каждый; между ними
 около 500м. Основная струя проходит под левым берегом и выно-
 сит на россыпь обливных камней. Миновали благополучно.
 
  Схема каскада
 
 116км
 Правый приток - река Черенга.
 118км
 Порог N19 на крутом изгибе реки, по всему руслу множество под-
 водных и обливных камней. Оптимальный вариант прохода - под
 правым берегом.
 
  Схема порога
 
 119-120км
 За уловом справа на очень крутом повороте порог, (N20), на
 глаз перепад не менее трех метров. Протяженность порога около
 1500м. На всем протяжении большие валы (до 1,5м). На самом уз-
 ком месте реки (ширина 25-30м) - одна за другой две бочки; ос-
 новная струя выносит именно на них. Между бочками и левым бе-
 регом россыпь обливных камней. Оптимальный вариант прохода:
 пересекая слив в бочке, пройти между ними и камнями у правого
 берега, а затем выход на середину реки, проход по основной
 струе. Так и проходили все экипажи.
 
  Схема порога
 
 121км
 Перекат с камнями по всему руслу. Проход безопасен.
 123-126км
 Порог N21. Русло реки резко сужается, затем расширяется за
 счет каменистого улова под правым берегом. По центру русла два
 острова , от них к правому берегу идет сплошная россыпь кам-
 ней. В правой протоке порог, в левой мелкий перекат. По выходе
 из порога резкий правый поворот, ширина русла до 45м, посере-
 дине большой лесистый остров, в обеих протоках перекаты и
 протяженный перекат за островом. Прошли без происшествий.
 
  Схема порога
 
 
 131км
 Большой лесистый остров, за ним порог N22 с четко выраженной
 основной струей и бочкой под правым берегом. Проход безопасен.
 Гораздо опаснее перекат за порогом: он очень мелкий, множество
 острых камней по всему руслу. Прошли без происшествий.
 
  Схема порога
 
 133км
 Порог N23 - каскад из двух небольших порогов с перекатом между
 ними. Сразу за этим порогом русло Суны расширяется до 300 м;
 течение спокойное.
 139км
 На самом широком месте Суны из воды торчит старая свая, рядом
 бревна, камни. Пейзаж больше похож на уральский, чем на ка-
 рельский: большие обливные платформы под берегами, скалы с
 соснами, скалистые островки.
 142км
 Левый приток - река Семча. Суна в этом месте делает крутой
 правый поворот, на котором несколько маленьких островков, по-
 росших елками. Течение незаметно, так что здесь легко сбится с
 курса: принять поворот за устье Семчи.
 144км
 Суна втекает в озеро Сухое, на дальнем берегу его слева - де-
 ревня Койкары. Оптимальный вариант подхода к ней - идти по ле-
 вой протоке между берегом и большим лесистым островом.
 150км
 Деревня Койкары по левому берегу.
 160км Суну перекрывает большая плотина.
 
  КОНЕЦ МАРШРУТА
 
  ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
 
  Маршрут соответствует 2 категории сложности, вполне дос-
 тупен подготовленным группам, не требует особого снаряжения.
  Наиболее сложны для прохождения пороги N3, N5, N10, N16,
 N21. Здесь обязательна страховка с берега (см. схемы в разделе
 "Лоция маршрута"). Особенно опасен порог N10. В центре его по
 основной струе прикрытая высокими бурунами "бочки" гряда об-
 ливников, один из которых очень высок - настоящая скала.
  Самое удобное время для прохождения маршрута, видимо,
 июль: вода еще не обнажает мелкие перекаты, уже достаточно
 тепло, много грибов и ягод. Правда, грибы мы и в июне собирали
 ежедневно, а вот черника была еще зеленая.
  Подъезд к месту старта очень удобен (см. раздел "Общее
 описание маршрута"). Заканчивать маршрут удобно у плотины в
 Гирвасе, но здесь надо учесть, что рейсовые автобусы ходят не-
 регулярно (нет бензина, нет водителей), поэтому, возможно, для
 выезда в Петрозаводск придется воспользоваться попутным транс-
 портом.
 ===============================================================
  FILE: suna3.txt
  Василий Воробьев. Суна со всех сторон
 
 ---------------------------------------------------------------
  Date: 17 Jun 1998
  From: Vasily Vorobyev (vvs@titan.sbor.ru)
 ---------------------------------------------------------------
 
  Взгляд с носа
 
  А нам было негде. Ну, знаете, как у интеллигентов бывает -
 в Эрмитаже, конечно, диванчики удобные и картины можно
 эротичные подобрать, но уж больно бабки завистливые... Короче,
 до весны терпели, и он мне говорит: я тебя покатаю! Тот "форд"
 назывался "Таймень-... ". Я, в целом, лес и речку люблю, опять
 же в палатке хоть лечь надолго можно, но байду увидела вблизи
 (то есть под собой) впервые. Была еще мысль в сборах про тушь
 водостойкую... А на дворе - поздний май и второе половодье на
 Суне. То есть - случайное, в честь нашей встречи. Но- это я все
 теперь, - а тогда смотрю как он что-то на что-то натягивает( ну
 то есть шкуру на каркас ), курю "MORE" сухие, птички поют, и
 спрашиваю: " А зачем же на веслах на каждом по две лопасти? Так
 же тебе грести неудобно будет! (Лодки-то по ЦПКИО помню, не
 впервой кататься! ). Выясняю, что одно весло мне, и дуюсь -
 катать же звали!
 
  Сноска1: не дуйтесь! Потом за это весло драться будете!
 
  Ну, короче, пытается он меня галантно за руку на нос
 усадить... Ничего подобного, даже фартуком самодельным накрыл и
 объяснил, как весло держат. Мне правда показалось тесновато и
 как-то очень близко вода, ну, думаю: "Не дурак ведь!. На пару
 первых порогов меня по берегу отправил. Дорога высоко, реки не
 видно, закат красивый. Поскольку я до этого порогов не видала,
 иду по берегу до указанного озерца, на воду не смотрю, а стоило
 бы... Но у меня все это чисто женское: "Ну не дурак ведь! ".
 Река шумит, воплей не слышно, только вижу, внизу порога весло у
 него над головой - торжествует то есть, что прошел. Ну, мужики
 есть мужики, опять же если ты - по берегу и его видишь.
 Подсаживаюсь - а под попой мокро. И прохладно, поскольку идем
 следом за льдом. Нет, думаю, этот спорт - не для меня - чисто
 женское, то есть. Но молчу интеллигентно.
 
  Ссылка2 - после 1-ого оверкиля мысль о мокрой попе
 внезапно покидает навсегда.
 
  Первая стоянка, осуществляются мечты, и рыбу я ловить
 умею, а он- готовить, даже мокрое над костром быстро высохло,
 красота кругом! Ладно, вроде катает. Только зачем весло-то
 второе таскаем? Я - это чисто женское - люблю порядок. Раз уж
 взяли - давай мне, говорю наутро, весло, и скажи, как им
 махать. Наутро я много чего могу ляпнуть из остаточных чувств.
 Помахала им, видно, удачно, потому как на берег меня он,
 смотрю, не высаживает, а тихо - так катает по порожкам и
 порогам. Я все о своем: "Не дурак же! ". Суну я потом такой
 большой не видала. Говорят, и не бывает ее такой большой. Но я
 - то, повторяю, впервые и, повторяю, катаюсь!
 
  Сноска3: когда катают, надо визжать.
 
  Мужики же любят, когда мы повизгиваем. А теперь-то уже и
 не пойму никогда, почему не визжала. Верила, наверно, очень. Мы
 к той бочке и подошли. Визжи я давно, мы бы в нее в тех
 фартуках, вернее, без тех фартуков не полезли. То есть, он
 хотел меня расшевелить до визга. Он на носу никогда не сидел.
 
  Сноска 4: загребной рулевому не товарищ.
 
  И вот стоим мы в бочке. Я жду, когда кончится вода над
 головой и опять мне приходит в голову мысль, что этот спорт не
 для меня, потому что я так долго не дышать не могу, но,
 понимая, что на меня смотрят сзади, интеллигентно пытаюсь
 поправить (пока все еще думая "Ну не дурак же! ) волосы - вода
 с головы схлынула. Но, оказалось, что в лодку. Остойчивость я
 писала раньше через "у", по сему пытаюсь изогнувшись в талии -
 это чисто женское - поставить лодку как положено - к воде дном,
 к небу мной. А он мне говорит: "Выходим", и руку, прошу
 заметить не подает. Успела я еще ехидно намекая, что мол не
 долго мы нынче катались, спросить "Уже?!! ",
  ну и выныриваю себе как бы к берегу, хотя сносит. Барахло
 с лодкой, разумеется - не мои уж теперь проблемы - это чисто
 женское, ан мимо плывет весло. Только я за него... (см.
 Сноску1), а Он как - то не ласково так: "Это мое весло! " Я
 знаю, что он - не жадный, и говорю, что, мол, мое-таки! Вон -
 говорит, твое плывет- ну то есть натурально еще метров
 несколько по порогу за веслом... Хоть я порядок и люблю, но
 повернула к берегу - все-таки катать собирался, мог бы второе и
 не брать. Не от страха, а просто рыболовные снасти у нас в
 биксе лежали. Такой блестящий, новый, стальной и красивый. Там
 ВСЕ снасти лежали. Поскольку я рыбу хорошо ловлю, на продуктах
 мы сэкономили - взяли червей, они, правда, тоже в биксе лежали.
 И он на биксе сидел. И пока он сидел, бикс, конечно, никуда
 деться не мог. А тут я в раздумьях за веслом плыть или к берегу
 вижу бикс. Он скачет на гребешках и сияет стальными боками,
 пуская зайчики над каждой бочкой. Я поняла, что буду выглядеть
 на этом отрезке гораздо бледнее бикса и повернула к берегу. Тем
 более, что Он байду уже оседлал и понесся следом за биксом и
 моим веслом. Ну, думаю, "Не дурак ведь! ". Так вот мысль о
 мокрой попе и проходит (см. Сноску3) - она сливается с фоном
 после киля. Он вернулся с байдой, частью (лучшей) барахла и
 слегка виноватым видом - не смог догнать бикс. Мы еще до конца
 похода смотрели в кустах - не блеснет ли? Не блеснул. Не
 блеснили больше и мы.
 
  Вывод1: биксы тонут.
 
  Я знаю травы, но они растут позднее, когда тепло. Молодые
 побеги рябины с "НЗ - шными" кубиками, и даже высохло все! Он
 сказал, что со мной лодка не такая, как без меня, потому все
 так вышло, а он раньше никогда и не килялся. И мне даже было
 приятно - это чисто женское - что я вот какая, что со мной все
 по-другому... Наутро как "Отче наш"-"Ну не дурак же ведь! ",
 сажусь кататься. Весло (свое) скотчем пометила, держу крепче и
 ближе к себе. И почему-то ну очень много очень быстро текущей и
 шумящей воды впереди, он говорит "Как - то я не узнаю порог"
 
  Сноска 5: не верьте, если говорят обратное -
 выпендриваются.
 
  "Причаливаем". Я послушная - это чисто женское. Хватаюсь
 за торчащие из воды кусты, - но он же интеллигент! Он эстет и
 читал книги, там пишут, что причаливать надо задом к
 направлению течения реки. Я (последний раз на маршруте) думаю:
 "Ну не дурак же" и отпускаю кусты. В порог мы так задом и
 вошли. Говорят, есть такой способ прохождения, но у нас он не
 получился.
 
  Сноска6: с той Суны у меня так и не прошел комплекс: я
 спокойно иду в порог только, когда вижу конец. Это - чисто
 женское. И ненавижу что бы то ни было задом.
 
  Вынырнув под перевернутую байду я отдышалась и нырнула
 снова, незаметно для него, скорей от невозможности подать знак,
 чем из вредности. И как-то гетры начало смывать, я за них
 хваталась под водой, вобщем, замешкалась. Когда наконец, снова
 вынырнула, вижу - по манере торчания над водой - он не доволен.
 Тогда я закатила скандал и, обидевшись, шла по берегу довольно
 долго, так как кататься не получилось. Чем хороши реки,
 удаленные от населенных пунктов - бездорожьем по берегу - в
 смысле пришлось мириться, садиться в лодку и грести. И больше
 не было уже ничего интересного, то есть чисто женского. Он,
 правда, поскольку, уже не катал, пытался хоть командовать, ну
 типа "левым-правым" в порогах, как более опытный и Мужик. Или
 наоборот - как Мужик опытный. Наутро я, бывало, слушалась - еще
 что-то чисто женское осталось, но в порогах он всегда путал
 левое с правым (интеллигент же, знаете, нож ручкой вперед... ).
 Опять же на нос-то сам посадил - пока сообразит, я уже в бочке
 и само собой ориентируюсь быстрее. Притерлись, так и ходим.
 Бикс (новый) привязываем к стрингеру. Только Он, как и все
 мужики, любит оригинальные позы. Например, предлагает сделать
 траверс струи посреди порога. Я, хоть и без комплексов, не
 всегда соглашаюсь - ну чисто по-женски. Тогда скандалим, а в
 общем ничего получается. Вместо того, чтобы комнату снять,
 байду новую купили. Экипаж родился. Ой, девочки, не садитесь
 кататься в "Таймень" - засосет!
 
 
 
  Взгляд с кормы
 
  Автор не рекомендует
  использовать данное описание
  в качестве лоции.
 
  Как-то так получилось, что три года ходил я на двойке
 один. Даже правильнее сказать не три года, а всегда. Вообще-то
 на эту иглу я сел случайно, а сопротивлялся долго. А все первый
 "байдарочный поход". Собрался на работе народ расслабиться на
 природе. Я только поступил. Для антуража в профкоме байды есть.
 Не так далеко пара озер и между ними протока километра три. В
 общем маршрут. Для меня прогуляться пару десятков километров по
 лесу -- разминка. Однако привык, чтоб лыжи были легкие и с
 собой, ну пара упаковок аскорбинки максимум. Поэтому вид
 платформы, скрытой под горой рюкзаков, мне сразу не понравился.
 И дальше все суета -- быстрей забрось, еще быстрей скинь. А
 потом это слово... - волок. Мне взвалили тройку Таймень на
 спину и рюкзак на грудь. Сказали иди по шпалам, скоро поворот
 налево, а там и озеро недалеко. Может там и был поворот, да
 только у меня глаза не настолько вылезли, чтоб за габарит
 рюкзака перед мордой. В общем, когда они меня хватились, в
 догон послали и настигли, к водному туризму я относился крайне
 отрицательно. Настолько, что когда в процессе "освоения"

<< Пред.           стр. 109 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу