<< Пред.           стр. 115 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  Из Нижнего Машозера - малозаметный выход сразу слева.
 
 За Нижнем Машозером на учаске 6км расположены пороги Лебяжий,
 Кривой (Все это в районе моста),
 
  и сложный Корбопорог.
  Длина 1 км, повороты, узкое многоводное место с ряжевыми стенками,
 опасные камни. Проход в два приема.
 
 
  На выходе из Корбозера - плотина. Пуск воды каждые 48 часов.
 Лучше всего сплавляться через 15-16 часов после полного
 открытия плотины.
  IMHO, пуск воды непрерывный, поскольку плотина разрушена.
 
  После плотины на 6-ти км участке будет 4-8 (в
 зависимости от уровня воды) порогов, наиболее опасны Черный
 (через 1км), Стоостровский (через 2км) и Медвежий (через 3км).
 
  Ниже Медвежьего - пара перекатов, затем - плес (оз. Луголамбина)
 
  После озера Нижняя Луголамбина начинается паралельная реке
 протока Мельничный ручей.
  По карте Деккалручей. Южнее реки. Длина 7 км. Практически непрерывные
 шкуродеры. Проводка.
 
  Идти лучше по реке. На следующих
 10км 7 крупных порогов. Наиболее сложные последние два - Кривой
 (400м) и Падун (600м).
  Кривой - резкие повороты в разные стороны.
  Падун - 2 слива. Правый водопадный непроходимый (?); левый - узкий с
 большим уклоном и мощным потоком.
 
  После Падуна - порог Березовый (150м). Волны до 1,5м.
 Через 500м после порога шоссе Ленинград - Мурманск. Можно
 продолжить маршрут по реке Выг на станцию Тунгуда или Идель. На
 этом учаске еще три порога (сложный - последний, Банный, около
 400м. На 7 км - суммарное падение 20 м !
 ===============================================================
  FILE: tunguda1.txt
  Тунгуда
 
 ---------------------------------------------------------------
 Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
 то можете получить более красивые версии этого же документа:
  С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 700 Kb¦tunguda1.txt_with-big-pictures.html
 ---------------------------------------------------------------
 
  Date: 2 Aug 97
  From: Alexey Slavnov (alexey@slavnov.msk.ru)¦ mailto:alexey@slavnov.msk.ru
 
  Москва-Надвойцы-Пертозеро-Тунгуда-Тунгудское озеро-
  -Тунгуда-Беломор канал-ст. Тунгуда-Москва.
  19.07.97 - 1.08.97. Руководитель Славнов Н. А.
 
  Река доволно болотистая. Все пороги не выше двойки.
 Правда много рыбы, в основном щуки. Хорошо подходит для детских
 походов и просто начинающих водников, также для человека первый
 раз севшего в каяк. На плотинах хорошо отрабатывать основные
 приемы.
 
  Заброска
 
  От ст. Надвойцы на машине до Пертозера(можно от Кочкомы,
 но там хуже с машинами) примерно 70км. Самый ранний, 344 поезд
 приезжает в Надвойцы около 15 час. Т.е. в Пертозере реально
 быть в 17-18 час. Лучше собраться и отплыть, встать можно через
 10-30 мин.
 
  Лоция
 
  Дальше лучше в первый день не идти начинаются болота и
 встать негде. Река в начале очень мелкая, узкая и сильно
 петляет. До Кодярви идти 2-3 часа в зависимости от группы.
 Один каяк проходит это расстояние за 1.5 часа. Но прочие суда
 по узкому руслу идут существенно медленнее.
 
  После Кодярви река становится шире и практически не течет.
 Через 1.5-2 часа мост. Здесь болото отступает и есть место для
 стоянки. Далее ПБ становиться высоким и остается таким еще 30
 мин., после чего опять болота.
  Через 3 часа озеро Круглое, есть стоянки на ЛБ. После
 Круглого до оз. Келеварака стоянок нет, идти около часа, чуть
 меньше. От озера до Тунгудского идти где-то 1.5 часа, есть одна
 очень мелкая шивера, возможна необходимость в проводке судов.
 
 фото. Тунгуд-озеро ¦ kartinki/tunguda/Tun_oz.jpg
 
  На Тунгудском озере много стоянок, лучшие на ЛБ. Песчаные
 пляжи, скалы и т.д. На выходе из озера старая плотина с чистым
 сливом. За которой маленькая шиверка.
 
 фото. Плотина ¦ kartinki/tunguda/Plot1.jpg
 
  До Косьмюсозера стоянки плохие, река течет слабо. В Новом
 Машозере есть магазин. Там же начинается порог Мельничный,
 около 1.5км длиной б/п.
 
 фото. Плотина ¦ kartinki/tunguda/Plot2.jpg
 
  Через час начинаются стоянки на ЛБ. На выходе из Машозера
 плотина, идти в центр. Сразу за плотиной порог, похож на
 Мельничный, но короче. Дальше опять болота. Встречаются
 перекаты, но ничего серьезного до пор. Корбо-Кошки. К-К можно
 идти сходу чуть правее центра. За порогом стоянка на ЛБ.
 Ориентир перед порогом - длинная плавующая ряжевая стенка вдоль
 ЛБ.
 
 фото. Корбо-Кошки ¦ kartinki/tunguda/K-kos1.jpg
 
 фото. Корбо-Кошки ¦ kartinki/tunguda/K-kos2.jpg
 
  После К-К болота, стоянок нет. На выходе из Корбоярви
 плотина, проход по левой протоке.
 
  За плотиной порог Тимонин, с воды виден плохо, можно б/п,
 но велика вероятность посадить дыру. После Тимонина перекатик,
 за которым стоянка на ЛБ. От этой стоянки до ответвления
 Деккалручья идти 3-4 часа. Все пороги можно идти сходу. Стоянки
 на этом участке редки и плохо видны с воды.
  После раздвоения реки начинаются пороги и перекаты, со
 стоянками по-прежнему туго. Через час высокий обрывистый ЛБ со
 стоянкой, после нее шивера, за которой начинается порог Кривой,
 можно сходу, но лучше посмотреть. После Кривого короткий порог
 с приличным уклоном, за которым начинается шивера перед
 Падуном.
  Шивера длинная и не понятно когда чалиться для просмотра.
 В большую воду на судах типа Таймень можно не успеть
 зачалиться. На Падуне посреди реки скала, делящая реку на две
 протоки, проходимая левая: чистый слив около 1 метра с
 недержащей бочкой. Если не успел зачалиться, то лучше идти
 сходу точно по центру левой протоки.
 
 фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun1.jpg
 
 фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun2.jpg
 
 фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun3.jpg
 
  За Падуном стоянка на ЛБ. После Падуна через 15 мин мост,
 на котором можно закончить маршрут, поймав маштну. От моста до
 канала чуть больше часа ходу с порогами, все б/п. Попадаются
 довольно интересные. По каналу можно идти на север до
 ст.Тунгуда около часа, можно на юг до Идели 3-4 часа.
 
  Выброска
 
  Идель станция побольше и там есть билетная касса и
 останавливаются почти все поезда, но возможны конфликты с
 местным населением. В Тунгуде ночных поездов в сторону Москвы
 нет, зато в 10-02 останавливается 181 поезд, куда можно сесть
 без проблем без билета.
 
  Alexey Slavnov
 
 ===============================================================
  FILE: tunguda2.txt
  ТунгудА ты моя ТунгудА
 
  From: BoKonsI
  Date: 16 апреля 1998
 
  Хоть оттуда плыви, хоть туда...
 
 ---------------------------------------------------------------
 Самиздат палит ПРО свет 1997.
 Тунгудский дневник.
 ---------------------------------------------------------------
 
  Откуда взялась эта речка
 
  Речка эта взялась из описаний на туристском сервере
 Максима Мошкова в Интернете и того же самого на faq-сервере
 Жени Пасынкова в ФИДО. Отчеты, которые там были до настоящего
 времени, весьма скупы, строги и неоднозначны. Кроме того, их
 было всего два - за 1975 и 1994 годы. Собрались мы куда-нибудь
 и решили - туда.
  Правда, поначалу нас несколько шокировало начало маршрута,
 то есть, заброска: судя по описанию, надо было шариться по
 каким-то лесным дорогам, поворачивая направо и налево чуть ли
 не через каждый километр. Но карта дала свое и мы поняли, что
 не так страшно то, что написано как то, что на самом деле :).
 Сели мы и поехали. Но об этом дальше.
 
 
  Участники и руководители (или о том, кто и как ездил).
 
 Участники - 5 байдарок разных типов.
 
 Руководители:
 
  Коломенский Дима
  (по совместительству фотограф
  и штурман, он же лоцман, кацман
  и шкипер) Таймень-2
  Румянцева Полина
 
  Лукин Леша
  (по профессии рем-мужик, к тому
  же рыбак) Борхвардт-2
  Сербина Яна
 
  Смуров Дима
  (фотограф, неплохой рыбак поневоле,
  ставший впоследствии финансистом) Катран
  Смурова Таня
  (она же раскладчик и начпрод)
 
  Лукин Юра (рыбак как и всякий Таймень-2
  Лукин (он же Каяк-2)
 
 
  Болтов Костя (просто рыбак и писатель) Тритон-2
  Пушкарева Кира (доктор, она же лекарь)
 
 
  Описание того, что с нами было
 
 
  СБОРЫ
 
  подходят к концу, а в голове как всегда стучит...
 мысль:"Кто там?!" Да нет, конечно, не "кто там", а извечный
 риторический вопрос:"А все ли я забыл?"... То есть, "Ничего ли
 не взял?"... А! Вот:"Все ли я взял, чтобы ничего не
 забыть?"(Как оказалось, все. Кроме пляжных тапочек, дождевика и
 запасного спиннинга)
 
 
  ВОКЗАЛ
 
  Сели... усе.Правда, вместо намеченных 13:30 собрались
 около 14:00. Однако, это только подстегнуло нас, и после
 недолгих препирательств решили-таки взвесить наш багаж - на
 всякий случай, чтобы потом не носиться вдоль всего поезда,
 когда дотошный проводник захочет поднять и измерить наши баулы.
 Две тетушки, что обвешивали ;) багажи, скептически осмотрев
 наши тюки и осведомившись, сколько нас, выразили сомнение в
 наших способностях влезть в поезд с такими котомками, а также
 спросили тоном значительного (болезного) материнства: "сынки, а
 вы хоть раз ездили в поездах-то?". Ну, тут мы конечно скромно
 потупились, дабы дамы наконец-то могли взяться за дело. Когда
 контрольные замеры были подведены, оказалось, что едем мы не то
 чтобы путешествовать, а толлько чтобы успеть поесть все, что у
 нас с собой было - мужицкие рюкзаки потянули под 50 кил (и за,
 рекорд - 52кг), а дамские - около 30-ти. Короче, каждому
 носителю заплечного мешка было придано еще килограмм по 5-7
 дополнительного груза. Хочется верить, что это были продукты в
 лице икры красной, черной, а также заморской баклажанной, а не
 какие-нибудь заурядные черствые баранки или сухари системы
 "кирпич".
 
  Совет дня - для тех, кому попадутся дотошные контромеры:
 (ПОМНИТЕ? НОРМА БАГАЖА НА Ж.Д. - 36кг НА НОС! :) на весах
 работает антигравитатор по типу аэрофлотовского, если
 поддерживать рюкзак (чтобы не падал с весов :) ручкой так
 нежно, немного вверх. Правда, если накануне был трудный и
 обильный вечер, это может сильно влиять на длительность
 поцедуры, периодически сбивая прицел то в +, то в -
 незадачливому контромеру :).
  Взвесившись, побежали к начальнику вокзала ставить печать.
 Начальника, как водится, не оказалось, так что мы остались без
 штампов, зато с бумажками о том, что контрольный замер
 произведен и вес нашей тары соответствует норме, т.е. 36кг на
 нос ;).
 
  К поезду подошли (нет, не в темноте) за 10 минут до
 отправления. Так как наши мудрые товарищи взяли билеты в разные
 вагоны (количеством три), то основная толпа побежала заселять
 3-й и 4-й, а одинокий я, дабы не ходить далеко, сел в первый
 попавшийся :) от Питера 16-й вагон, занял последнюю, около
 туалета, боковую полку, закинул с помощью подвернувшегося
 попутчика рюкзачо-О-к, и стал собираться с силами в трудный и
 нелегкий путь из вагона 16-го почти в самый нос поезда. Прошел
 ровно час, когда пришла пора есть и, собравшись с мысленными
 силами, я пошел разыскивать отбившихся от стаи товарищей.
  Мы ели. И пили тоже мы. Вначале даже больше пили. Правда,
 оказалось, что некоторые товарищи начали пить задолго до этого.
 Но тут пить было совсем не вредно - было душно и совсем
 не-чайно. Посему пили в основном из полуторалитрушек и прочих
 пластиковых емкостей. Где-то через час снова разбрелись по
 своим закуткам, якобы поспать, но спать не хотелось - душно. А
 надо. Ночь перед отъездом как всегда выдалась бурной, и сборы
 закончились только часам к четырем утра. Вроде, на 10
 договорились "поужинать".
 
  Жуткое дело , если с вами в вагоне везут животных или
 мальньких детей. Над ними измываются как могут, мучают
 по-всякому, а они, по простоте душевной, терпят и покорно
 сносят все все эти издевательства, только иногда ка-ак
 взгавкнут, или взвизгнут, или заскулят жалобно так, а то и
 просто заплачут на худой конец... или на весь вагон... жалобно
 так, с надрывом...
 
 
  16-му вагону посвящается.
 
  Славлю билеты, которые есть,
  Но трижды - которые были!
 

<< Пред.           стр. 115 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу