<< Пред. стр. 115 (из 787) След. >>
Из Нижнего Машозера - малозаметный выход сразу слева.За Нижнем Машозером на учаске 6км расположены пороги Лебяжий,
Кривой (Все это в районе моста),
и сложный Корбопорог.
Длина 1 км, повороты, узкое многоводное место с ряжевыми стенками,
опасные камни. Проход в два приема.
На выходе из Корбозера - плотина. Пуск воды каждые 48 часов.
Лучше всего сплавляться через 15-16 часов после полного
открытия плотины.
IMHO, пуск воды непрерывный, поскольку плотина разрушена.
После плотины на 6-ти км участке будет 4-8 (в
зависимости от уровня воды) порогов, наиболее опасны Черный
(через 1км), Стоостровский (через 2км) и Медвежий (через 3км).
Ниже Медвежьего - пара перекатов, затем - плес (оз. Луголамбина)
После озера Нижняя Луголамбина начинается паралельная реке
протока Мельничный ручей.
По карте Деккалручей. Южнее реки. Длина 7 км. Практически непрерывные
шкуродеры. Проводка.
Идти лучше по реке. На следующих
10км 7 крупных порогов. Наиболее сложные последние два - Кривой
(400м) и Падун (600м).
Кривой - резкие повороты в разные стороны.
Падун - 2 слива. Правый водопадный непроходимый (?); левый - узкий с
большим уклоном и мощным потоком.
После Падуна - порог Березовый (150м). Волны до 1,5м.
Через 500м после порога шоссе Ленинград - Мурманск. Можно
продолжить маршрут по реке Выг на станцию Тунгуда или Идель. На
этом учаске еще три порога (сложный - последний, Банный, около
400м. На 7 км - суммарное падение 20 м !
===============================================================
FILE: tunguda1.txt
Тунгуда
---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 700 Kb¦tunguda1.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------
Date: 2 Aug 97
From: Alexey Slavnov (alexey@slavnov.msk.ru)¦ mailto:alexey@slavnov.msk.ru
Москва-Надвойцы-Пертозеро-Тунгуда-Тунгудское озеро-
-Тунгуда-Беломор канал-ст. Тунгуда-Москва.
19.07.97 - 1.08.97. Руководитель Славнов Н. А.
Река доволно болотистая. Все пороги не выше двойки.
Правда много рыбы, в основном щуки. Хорошо подходит для детских
походов и просто начинающих водников, также для человека первый
раз севшего в каяк. На плотинах хорошо отрабатывать основные
приемы.
Заброска
От ст. Надвойцы на машине до Пертозера(можно от Кочкомы,
но там хуже с машинами) примерно 70км. Самый ранний, 344 поезд
приезжает в Надвойцы около 15 час. Т.е. в Пертозере реально
быть в 17-18 час. Лучше собраться и отплыть, встать можно через
10-30 мин.
Лоция
Дальше лучше в первый день не идти начинаются болота и
встать негде. Река в начале очень мелкая, узкая и сильно
петляет. До Кодярви идти 2-3 часа в зависимости от группы.
Один каяк проходит это расстояние за 1.5 часа. Но прочие суда
по узкому руслу идут существенно медленнее.
После Кодярви река становится шире и практически не течет.
Через 1.5-2 часа мост. Здесь болото отступает и есть место для
стоянки. Далее ПБ становиться высоким и остается таким еще 30
мин., после чего опять болота.
Через 3 часа озеро Круглое, есть стоянки на ЛБ. После
Круглого до оз. Келеварака стоянок нет, идти около часа, чуть
меньше. От озера до Тунгудского идти где-то 1.5 часа, есть одна
очень мелкая шивера, возможна необходимость в проводке судов.
фото. Тунгуд-озеро ¦ kartinki/tunguda/Tun_oz.jpg
На Тунгудском озере много стоянок, лучшие на ЛБ. Песчаные
пляжи, скалы и т.д. На выходе из озера старая плотина с чистым
сливом. За которой маленькая шиверка.
фото. Плотина ¦ kartinki/tunguda/Plot1.jpg
До Косьмюсозера стоянки плохие, река течет слабо. В Новом
Машозере есть магазин. Там же начинается порог Мельничный,
около 1.5км длиной б/п.
фото. Плотина ¦ kartinki/tunguda/Plot2.jpg
Через час начинаются стоянки на ЛБ. На выходе из Машозера
плотина, идти в центр. Сразу за плотиной порог, похож на
Мельничный, но короче. Дальше опять болота. Встречаются
перекаты, но ничего серьезного до пор. Корбо-Кошки. К-К можно
идти сходу чуть правее центра. За порогом стоянка на ЛБ.
Ориентир перед порогом - длинная плавующая ряжевая стенка вдоль
ЛБ.
фото. Корбо-Кошки ¦ kartinki/tunguda/K-kos1.jpg
фото. Корбо-Кошки ¦ kartinki/tunguda/K-kos2.jpg
После К-К болота, стоянок нет. На выходе из Корбоярви
плотина, проход по левой протоке.
За плотиной порог Тимонин, с воды виден плохо, можно б/п,
но велика вероятность посадить дыру. После Тимонина перекатик,
за которым стоянка на ЛБ. От этой стоянки до ответвления
Деккалручья идти 3-4 часа. Все пороги можно идти сходу. Стоянки
на этом участке редки и плохо видны с воды.
После раздвоения реки начинаются пороги и перекаты, со
стоянками по-прежнему туго. Через час высокий обрывистый ЛБ со
стоянкой, после нее шивера, за которой начинается порог Кривой,
можно сходу, но лучше посмотреть. После Кривого короткий порог
с приличным уклоном, за которым начинается шивера перед
Падуном.
Шивера длинная и не понятно когда чалиться для просмотра.
В большую воду на судах типа Таймень можно не успеть
зачалиться. На Падуне посреди реки скала, делящая реку на две
протоки, проходимая левая: чистый слив около 1 метра с
недержащей бочкой. Если не успел зачалиться, то лучше идти
сходу точно по центру левой протоки.
фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun1.jpg
фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun2.jpg
фото. Падун ¦ kartinki/tunguda/Padun3.jpg
За Падуном стоянка на ЛБ. После Падуна через 15 мин мост,
на котором можно закончить маршрут, поймав маштну. От моста до
канала чуть больше часа ходу с порогами, все б/п. Попадаются
довольно интересные. По каналу можно идти на север до
ст.Тунгуда около часа, можно на юг до Идели 3-4 часа.
Выброска
Идель станция побольше и там есть билетная касса и
останавливаются почти все поезда, но возможны конфликты с
местным населением. В Тунгуде ночных поездов в сторону Москвы
нет, зато в 10-02 останавливается 181 поезд, куда можно сесть
без проблем без билета.
Alexey Slavnov
===============================================================
FILE: tunguda2.txt
ТунгудА ты моя ТунгудА
From: BoKonsI
Date: 16 апреля 1998
Хоть оттуда плыви, хоть туда...
---------------------------------------------------------------
Самиздат палит ПРО свет 1997.
Тунгудский дневник.
---------------------------------------------------------------
Откуда взялась эта речка
Речка эта взялась из описаний на туристском сервере
Максима Мошкова в Интернете и того же самого на faq-сервере
Жени Пасынкова в ФИДО. Отчеты, которые там были до настоящего
времени, весьма скупы, строги и неоднозначны. Кроме того, их
было всего два - за 1975 и 1994 годы. Собрались мы куда-нибудь
и решили - туда.
Правда, поначалу нас несколько шокировало начало маршрута,
то есть, заброска: судя по описанию, надо было шариться по
каким-то лесным дорогам, поворачивая направо и налево чуть ли
не через каждый километр. Но карта дала свое и мы поняли, что
не так страшно то, что написано как то, что на самом деле :).
Сели мы и поехали. Но об этом дальше.
Участники и руководители (или о том, кто и как ездил).
Участники - 5 байдарок разных типов.
Руководители:
Коломенский Дима
(по совместительству фотограф
и штурман, он же лоцман, кацман
и шкипер) Таймень-2
Румянцева Полина
Лукин Леша
(по профессии рем-мужик, к тому
же рыбак) Борхвардт-2
Сербина Яна
Смуров Дима
(фотограф, неплохой рыбак поневоле,
ставший впоследствии финансистом) Катран
Смурова Таня
(она же раскладчик и начпрод)
Лукин Юра (рыбак как и всякий Таймень-2
Лукин (он же Каяк-2)
Болтов Костя (просто рыбак и писатель) Тритон-2
Пушкарева Кира (доктор, она же лекарь)
Описание того, что с нами было
СБОРЫ
подходят к концу, а в голове как всегда стучит...
мысль:"Кто там?!" Да нет, конечно, не "кто там", а извечный
риторический вопрос:"А все ли я забыл?"... То есть, "Ничего ли
не взял?"... А! Вот:"Все ли я взял, чтобы ничего не
забыть?"(Как оказалось, все. Кроме пляжных тапочек, дождевика и
запасного спиннинга)
ВОКЗАЛ
Сели... усе.Правда, вместо намеченных 13:30 собрались
около 14:00. Однако, это только подстегнуло нас, и после
недолгих препирательств решили-таки взвесить наш багаж - на
всякий случай, чтобы потом не носиться вдоль всего поезда,
когда дотошный проводник захочет поднять и измерить наши баулы.
Две тетушки, что обвешивали ;) багажи, скептически осмотрев
наши тюки и осведомившись, сколько нас, выразили сомнение в
наших способностях влезть в поезд с такими котомками, а также
спросили тоном значительного (болезного) материнства: "сынки, а
вы хоть раз ездили в поездах-то?". Ну, тут мы конечно скромно
потупились, дабы дамы наконец-то могли взяться за дело. Когда
контрольные замеры были подведены, оказалось, что едем мы не то
чтобы путешествовать, а толлько чтобы успеть поесть все, что у
нас с собой было - мужицкие рюкзаки потянули под 50 кил (и за,
рекорд - 52кг), а дамские - около 30-ти. Короче, каждому
носителю заплечного мешка было придано еще килограмм по 5-7
дополнительного груза. Хочется верить, что это были продукты в
лице икры красной, черной, а также заморской баклажанной, а не
какие-нибудь заурядные черствые баранки или сухари системы
"кирпич".
Совет дня - для тех, кому попадутся дотошные контромеры:
(ПОМНИТЕ? НОРМА БАГАЖА НА Ж.Д. - 36кг НА НОС! :) на весах
работает антигравитатор по типу аэрофлотовского, если
поддерживать рюкзак (чтобы не падал с весов :) ручкой так
нежно, немного вверх. Правда, если накануне был трудный и
обильный вечер, это может сильно влиять на длительность
поцедуры, периодически сбивая прицел то в +, то в -
незадачливому контромеру :).
Взвесившись, побежали к начальнику вокзала ставить печать.
Начальника, как водится, не оказалось, так что мы остались без
штампов, зато с бумажками о том, что контрольный замер
произведен и вес нашей тары соответствует норме, т.е. 36кг на
нос ;).
К поезду подошли (нет, не в темноте) за 10 минут до
отправления. Так как наши мудрые товарищи взяли билеты в разные
вагоны (количеством три), то основная толпа побежала заселять
3-й и 4-й, а одинокий я, дабы не ходить далеко, сел в первый
попавшийся :) от Питера 16-й вагон, занял последнюю, около
туалета, боковую полку, закинул с помощью подвернувшегося
попутчика рюкзачо-О-к, и стал собираться с силами в трудный и
нелегкий путь из вагона 16-го почти в самый нос поезда. Прошел
ровно час, когда пришла пора есть и, собравшись с мысленными
силами, я пошел разыскивать отбившихся от стаи товарищей.
Мы ели. И пили тоже мы. Вначале даже больше пили. Правда,
оказалось, что некоторые товарищи начали пить задолго до этого.
Но тут пить было совсем не вредно - было душно и совсем
не-чайно. Посему пили в основном из полуторалитрушек и прочих
пластиковых емкостей. Где-то через час снова разбрелись по
своим закуткам, якобы поспать, но спать не хотелось - душно. А
надо. Ночь перед отъездом как всегда выдалась бурной, и сборы
закончились только часам к четырем утра. Вроде, на 10
договорились "поужинать".
Жуткое дело , если с вами в вагоне везут животных или
мальньких детей. Над ними измываются как могут, мучают
по-всякому, а они, по простоте душевной, терпят и покорно
сносят все все эти издевательства, только иногда ка-ак
взгавкнут, или взвизгнут, или заскулят жалобно так, а то и
просто заплачут на худой конец... или на весь вагон... жалобно
так, с надрывом...
16-му вагону посвящается.
Славлю билеты, которые есть,
Но трижды - которые были!