<< Пред. стр. 150 (из 787) След. >>
27.08Дневка. Весь день идет дождь. Ходим по палаткам, играем в
карты, поедаем продукты. К вечеру дождь практически
прекращается, Валя с Зоей выходят на свою последнюю (в походе)
рыбалку. Ловят с берега на удочку, рыбы на удивление получается
приличное количество. День завершается жарехой.
28.08
Последний переход. С утра опять моросит дождь, кое-как
собираемся и плывем. На воде дождь усиливается. Проплываем
мимо стоянки на камне и сворачиваем на лево в Калгу. Река
петляет среди болотистых берегов. Дальнейшее прохождение реки
помнится смутно, были какие-то пороги, но ничего серьезного по
сравнению с последним порогом не было. С начала мы доплыли до
короткого и красивого порога. Мощная струя течет с хорошим
уклоном, с воды порог вообще не видно. Слева высокий берег, на
котором стоянка. Мы поднялись на нее там стоит группа. Дед,
который там за главного, сказал нам что все предыдущие пороги -
ерунда (2-2+) и этот в том числе, а впереди нас ждет
"офицерский" довольно серьезный порог.
Вскоре мы доплыли до высоковольтной линии над рекой, сразу
за которой должен был быть порог, и действительно за поворотом
шумело очень хорошо, мы зачалились на левом берегу перед
поворотом и пошли смотреть. Первое впечатление - надо обносить,
после основного слива в основной струе много беспорядочно
натыканных камней. Смотрели долго, обсуждали. Решили все-таки
попробовать на разгруженных двойках. Решили не заниматься
слаломом, а после основного слива уйти с основной струи под
правый берег. На Т-2 и "шестисотом" прокатились мы с Андреем,
оба раза садились на камень, но не фатально. Посмотрев на нас
Валя и Воскобо тоже решили плыть на Т-3, в результате прошли
чисто, лучше всех. Но это было еще не все, дальше за левым
поворотом нас ждала вторая ступень в виде длинной шиверы.
Ничего серьезного, можно лишь подумать над заходом. Валя с
Вовой решили попробовать зайти ближе к правому берегу между
двух камней, но не тут-то было между ними оказался третий,
которого с берега не было видно. Валя выскочил на находившийся
рядом камень, после чего лодка сошла с камня, и Воскобо
продолжил путь один, больше мы его не видели (шутка). Вале
пришлось несколько раз бросать спас-конец. Ефимовы зашли под
левым берегом - удачно. Мы с Настей пошли так же, но на заходе
лодку повело в сторону и уходя от одного камня мы сели на
другой, на котором нас развернуло на 360°, дальше все хорошо
шлось под левым берегом, в конце сместились в центр во
избежании каких-то камней. На этом пороги закончились. Через
некоторое время доплыли до моста и встали за ним на левом
берегу.
Вечером сходили в Калголакшу, попытались договориться о
машине, поскольку автобус должен был быть только послезавтра.
Какой-то пьяный мужик обещал взять нас, если проснется завтра
утром. Поздно вечером мимо нас по дороге от поселка и сразу
обратно проехала какая-то техника. Мы насторожились и решили
ночью подежурить по очереди, а заодно собрать байды.
29.08.
День перед отъездом. Утром за нами никто конечно же не
приехал. Днем погода как назло улучшилась отдыхали, купались,
стреляли из пистолета. Валя с Андреем сходили в Калголакшу
купили билеты на автобус, принесли от туда молока и сушек. В
поселке они устроили небольшой бартер, поменяли литр спирта на
два ведра малосольной рыбы сига и трески. Доедали ее аж в
Черноголовке.
30.08.
The End. Встали рано. Собирали вещи, слегка позавтракали и
стали ждать автобус. Когда он подъехал, все вещи были уже на
мосту. Быстро грузимся и едем.
===============================================================
FILE: ivina.txt
По реке Ивине - Ивинскому разливу и реке Свири от поселка Ладва
до города Подпорожья.
Протяженность - 110 км. Число ходовых дней - 4 - 5.
Сезонность - 10 мая - 15 июня.
Ивина образуется от слияния двух речек - Шапши и Таржеполки
и впадает в северную губу Ивинского разлива. Длина Ивины - 44 км,
уклон - 1,49 м/км. Дно песчаное, на порогах каменистое, ширина -
до 16 м. Берега покрыты смешанным лесом, в районе деревень -
открытые.
Подъезд к началу маршрута - от станции Ладва железнодорожной
линии Ленинград-Петрозаводск, откуда попутным транспортом можно
добраться до поселка Ладва (15 км). Он раскинулся по обоим
берегам на 5 км. Собирать байдарки и становиться на воду следует
ниже последних домов, после чего идти вниз по течению. Сразу
после моста - первый порог (400 м). Ниже еще два, менее сложных,
разделенных короткими плесами (100 и 150 м). Затем длинный плес,
а в 5 км ниже устья правого притока реки Пай сложный порог -
Вороний (200 м), с крутым поворотом и косыми стоячими волнами.
Берега Ивины то обрывистые, то пологие, лесистые. Местами река
разливается. Посреди плеса встречаются небольшие островки, густо
заросшие кустарником. До устья еще три несложных порога по 70 -
100 м.
Ивинские пороги проходимы только в высокую воду. Опытная
группа в половодье может начать маршрут непосредственно от
станции Ладва, при этом длина пути увеличится на 13 км. Группы,
желающие пройти этот маршрут в конце апреля - начале мая, должны
до выезда уточнить, прошел ли ледоход по Ивине и очистился ли от
льда Ивинский разлив.
Выйдя в Ивинский разлив, образовавшийся после постройки
плотины Верхнесврской ГЭС, нужно идти вдоль западного берега на
юг. Условия плавания здесь озерные. Усложняются они оставшимися в
зоне затопления деревьями у берегов. В устьях речек, впадающих в
разлив, хорошо ловиться рыба. В юго-западной оконечности
Ивинского разлива Свирь входит в коренные берега.
Дальнейший путь следует держать по Свири, где идти лучше по
краю фарватера, не заходя в него. Недалеко от плотины
Верхнесврской ГЭС появятся грузовые причалы и рейды. Здесь
маршрут заканчивается. Выходить надо на левый берег, где
расположена основная часть города Подпорожья.
Первое поселение у верхнесвирских порогов возникло в начале
XVII века. По приказу Петра I сюда были переведены крестьяне из
Новгородской губернии для проводки судов через пороги.
В 1932 году здесь началось строительство Верхнесвирской ГЭС.
Война прервала строительство, и станция вступила в строй только в
1951 году. Одновременно стал быстро расти поселок. В нем начали
создавать крупные промышленные предприятия. В 1956 году поселок
был преобразован в город. Теперь Подпорожье - крупный
промышленный центр области. Город застроен новыми
благоустроенными домами.
Этот маршрут не может быть категорийным из-за
недостаточности километража, хотя препятствия здесь довольно
сложны.
Маршрут можно изменить, если, выйдя в Ивинский разлив,
повернуть на восток. Дойдя до большого залива, пересекать его
можно только при устойчивой, тихой погоде. Разлившееся вдоль
Свири водохранилище на 213-м км от устья заметно суживается, и
река почти входит в свои прежние берега. На 214-м км на правом
берегу расположена пристань Красный Бор, а нп противоположном -
деревня Карнаволок. Отсюда до Онежского озера остается всего 6
км. На прямом участке Свири вдоль обоих ее берегов находится
Карнаволокский рейд для судов и гонок (составы из плотов леса для
буксировки). Здесь переформировываются озерные гонки для
дальнейшей отправки по реке.
В истоке Свири расположен поселок Вознесенье, где маршрут
заканчивается. В прошлом это был крупный перевалочный пункт с
озерных судов на речные. После создания глубоководного
Волго-Балтийского пути, по которому проходят суда типа
"река-море", он частично потерял свое значение. Однако все же
остается важным промежуточным портом. Вознесенье связано
автобусным сообщением: с левого берега - с городами Вытегрой и
Подпорожьем, а с правого - с Петрозаводском.
Литература:
1) Л. Плечко "Водные маршруты Ленинградской области", Л.,
Лениздат, 1987 г.
===============================================================
FILE: laya.txt
По реке Лае.
Протяженность - 150 км. Число ходовых дней - 8 - 10.
Сезонность - июль - август. Категория сложности - II.
Маршрут проходит по северо-западу Архангельской области. Лая
(длина 171 км) вытекает из Лайских озер и впадает в крайний левый
рукав дельты Северной Двины. Русло реки извилистое, течение
быстрое, на ряде участков пороги. Высокие берега, поросшие
хвойным лесом, местами сменяются болотистыми низинами. Лес
изобилует ягодами и грибами, в старицах, озерах и устьях притоков
хорошо ловиться рыба. Лучший вид транспорта для спуска по Лае -
плот на камерах или, в крайнем случае, из бревен. Поскольку Лая
временами мелка, узка и извилиста, плоты надо делать на 2
человека (салики).
Подъезд к началу маршрута - от станции Ломовое
железнодорожной линии Обозерская-Архангельск. От станции,
предварительно расспросив местных жителей, идти на запад 20 - 23
км по заброшенной лесовозной дороге к бывшему Лайскому
лесопункту. Дорога идет по пересеченной местности с моховыми
болотами в низинах. Выйдя к бывшему поселку лесорубов на берегу
Нижне-Лайского озера, надо остановиться на дневку.
Нижне-Лайское озеро вытянуто с юга на запад на 2 км; берега
приподнятые, холмистые, за исключением северной части - низкой,
заболоченной. Между Нижне-Лайским и Средне-Лайским озерами 1,5
км. Средне-Лайское своими очертаниями напоминает полумесяц,
обращенный выпуклой стороной к востоку. Длина озера 4 км. В конце
его, в месте впадения Лаи, - разрушенные бараки. Отсюда до истока
реки 16 км, но она узкая, изобилует завалами, и начинать поход
выше не стоит.
Первые 3 км от Нижне-Лайского озера Лая течет в широкой
долине. Пойма заболочена, заросла осокой, встречаются старицы.
После устья правого притока - Северки Лая подходит к высоким
лесистым берегам. Здесь больше сухостоя и удобных мест для
постройки плотов, чем в районе поселка, но это увеличит путь еще
на 3 - 4 км. Ниже долина опять расширяется, берега понижаются,
много болот. Пойма покрыта лесом и кустарником. В русле несложные
порожки и перекаты. Удобное место для ночлега у второго
брошенного поселка лесорубов - в 16 км от устья Северки.
За поселком количество перекатов и порожков возрастает, они
становятся сложнее. На этом участке Лая пересекает ряд каменных
гряд, идущих одна за другой с небольшими разрывами. Трудность их
преодоления в том, что проходы в камнях расположены у разных
берегов и на коротком участке. Надо успеть перейти на другую
сторону, избежав прижима. Наиболее сложный порог - возле устья
правого притока - Крассы. Здесь начинается самый трудный и
красивый участок реки. До впадения левого притока - Большой
Урзуги Лая на протяжении 10 км течет в узком каньоне, среди
высоких берегов из красноватого песчаника, покрытых хвойным
лесом. Цепь порогов на этом отрезке реки проходится после
просмотра.
Приняв Большую Урзугу Лая делается шире, полноводнее. Меньше
порогов, перекатов, и они проще. Узкая полоса лугов по берегам
тянется с небольшими перерывами почти до устья. В 7 км ниже устья
Большой Урзуги в Лаю впадает правый приток Шухта. Около ее устья
длинный (1,5 км) перекат, а в 1 км от него - короткий порог.
Далее идут длинные спокойные плесы, изредка попадаются острова.
Проходить их надо придерживаясь правого берега. Здесь река
извилистая, течет среди холмистой равнины, несколько раз меняя
направление с северо-востока на северо-запад, и наконец
поворачивает на север. В 20 км за устьем Шухты последний
несложный порожистый участок протяженностью 5 км. Дальше Лая
спокойно течет среди невысоких луговых берегов.
Маршрут можно закончить у железнодорожного моста, откуда 1,5
км до станции Лайская железнодорожной линии
Исакогорка-Северодвинск. Идти надо по полотну в сторону
Северодвинска. На станции есть магазин. В 8 км ниже, на правом
берегу, село Лайское, около него река мелкая, песчаными косами.
После впадения правого притока - Литы в русле Лаи появляются
острова, а в пойме - озера-старицы. По мере приближения к устью
берега понижаются. В устье Лаи, в поселке Лайский Док, маршрут
заканчивается. От поселка можно доехать на катере до
Архангельска.
Литература:
1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
===============================================================
FILE: ponxgoma94.txt
Поньгома, 1994
(c) А.Тилипман.
Ver.1.0
Оригинал приведенного ниже отчета хранится в библиотеке МГЦТК.
В электронной версии фотографии пока недоступны.
ОТЧЕТ О ПОХОДЕ
[Маршрут][График движения][Статистика][Топозеро][р.Поньгома][Дневник][Резюме][Конкурс!]
Район проведения: Северная Карелия;
Время проведения: 1994 год, конец июля - август;
Километраж: 237 км (на байдарках);
Категория сложности: 2-ая (с элементами третьей);
п.Кестеньга -
оз.Топозеро:
(о.Жилой - о.Тараскин - оз.Левицкое -
оз.Поньгома:
(через р.Поньгома:
(оз.Номоозеро - оз.Кокорино - оз.Вокшозеро -
дер.Вокшозеро (нежил.) - Мост Мурманского шоссе -
пор.Падун - пор.Стол - оз. Бол. и Мал. Рогозеро -
Роман-Порог - пор.Корней) -
Мост Мурманской Ж.Д.
Группа: 1/4-205
Руководитель: Антон Тилипман
Контактные
телефоны
(в Москве): 596-0-695
212-0246
28.07 3км п.Кестеньга - п-ов Нячякка +25 Ясно
29.07 Дневка +20 Переменно
30.07 13км п-ов Нячякка - протока +18 Пасмурно, дождь
31.07 21км протока - волок (1км) - о.Ерасимшуарет +22 Переменно
1.08 9км о.Ерасимшуарет - о.Жилой (вода +17) +23 Ясно
2.08 Дневка поиски монастыря (5км) (вода +20) +28 Ясно
3.08 9км о.Жилой - о.Тараскин (вода +20) +29 Ясно
4.08 Дневка пешая рад. на вышку (3км) (вода +22) +31.5 Мелкие облака
5.08 10км о.Тараскин - о.Хирвашшари +27 Крупные кучевые
6.08 Дневка +23 Переменно., гроза
7.08 21км о.Хирвашшари - Юношгуба +21 Ясно
8.08 12км о.Алешари (проводка) - 9.08 15км Вахта - Шолопово - 10.08 8км Волок - оз.Левицкое - оз.Поньгома +26 Мелкие кучевые
11.08 Дневка (в 4 утра +5) +18 Переменно
12.08 Дневка пешая радиалка в 13.08 15км 14.08 Дневка +16 Пасмурно, дожди
15.08 Дневка проводы Денисом +16 Пасмурно, морось
16.08 Дневка встреча, день рождения Тимофея +16 Переменно, морось
17.08 13км Трифон-Варака - р.Поньгома (ночью +4) +20 Переменно
18.08 21км оз.Кокорино - оз.Вокшозеро (ночью +10) +17 Переменно
19.08 Дневка +17 Мелкие кучевые
20.08 11км оз.Вокшозеро - баня (перед трассой) +17 Мелкие кучевые
21.08 10км Трасса М-18 - оз. Бол.Рогозеро +17 Переменно
22.08 9км Бол. - Мал. Рогозеро - р. Поньгома +19 Ясно