<< Пред.           стр. 150 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  27.08
  Дневка. Весь день идет дождь. Ходим по палаткам, играем в
 карты, поедаем продукты. К вечеру дождь практически
 прекращается, Валя с Зоей выходят на свою последнюю (в походе)
 рыбалку. Ловят с берега на удочку, рыбы на удивление получается
 приличное количество. День завершается жарехой.
 
  28.08
  Последний переход. С утра опять моросит дождь, кое-как
 собираемся и плывем. На воде дождь усиливается. Проплываем
 мимо стоянки на камне и сворачиваем на лево в Калгу. Река
 петляет среди болотистых берегов. Дальнейшее прохождение реки
 помнится смутно, были какие-то пороги, но ничего серьезного по
 сравнению с последним порогом не было. С начала мы доплыли до
 короткого и красивого порога. Мощная струя течет с хорошим
 уклоном, с воды порог вообще не видно. Слева высокий берег, на
 котором стоянка. Мы поднялись на нее там стоит группа. Дед,
 который там за главного, сказал нам что все предыдущие пороги -
 ерунда (2-2+) и этот в том числе, а впереди нас ждет
 "офицерский" довольно серьезный порог.
  Вскоре мы доплыли до высоковольтной линии над рекой, сразу
 за которой должен был быть порог, и действительно за поворотом
 шумело очень хорошо, мы зачалились на левом берегу перед
 поворотом и пошли смотреть. Первое впечатление - надо обносить,
 после основного слива в основной струе много беспорядочно
 натыканных камней. Смотрели долго, обсуждали. Решили все-таки
 попробовать на разгруженных двойках. Решили не заниматься
 слаломом, а после основного слива уйти с основной струи под
 правый берег. На Т-2 и "шестисотом" прокатились мы с Андреем,
 оба раза садились на камень, но не фатально. Посмотрев на нас
 Валя и Воскобо тоже решили плыть на Т-3, в результате прошли
 чисто, лучше всех. Но это было еще не все, дальше за левым
 поворотом нас ждала вторая ступень в виде длинной шиверы.
 Ничего серьезного, можно лишь подумать над заходом. Валя с
 Вовой решили попробовать зайти ближе к правому берегу между
 двух камней, но не тут-то было между ними оказался третий,
 которого с берега не было видно. Валя выскочил на находившийся
 рядом камень, после чего лодка сошла с камня, и Воскобо
 продолжил путь один, больше мы его не видели (шутка). Вале
 пришлось несколько раз бросать спас-конец. Ефимовы зашли под
 левым берегом - удачно. Мы с Настей пошли так же, но на заходе
 лодку повело в сторону и уходя от одного камня мы сели на
 другой, на котором нас развернуло на 360°, дальше все хорошо
 шлось под левым берегом, в конце сместились в центр во
 избежании каких-то камней. На этом пороги закончились. Через
 некоторое время доплыли до моста и встали за ним на левом
 берегу.
  Вечером сходили в Калголакшу, попытались договориться о
 машине, поскольку автобус должен был быть только послезавтра.
 Какой-то пьяный мужик обещал взять нас, если проснется завтра
 утром. Поздно вечером мимо нас по дороге от поселка и сразу
 обратно проехала какая-то техника. Мы насторожились и решили
 ночью подежурить по очереди, а заодно собрать байды.
 
  29.08.
  День перед отъездом. Утром за нами никто конечно же не
 приехал. Днем погода как назло улучшилась отдыхали, купались,
 стреляли из пистолета. Валя с Андреем сходили в Калголакшу
 купили билеты на автобус, принесли от туда молока и сушек. В
 поселке они устроили небольшой бартер, поменяли литр спирта на
 два ведра малосольной рыбы сига и трески. Доедали ее аж в
 Черноголовке.
 
  30.08.
  The End. Встали рано. Собирали вещи, слегка позавтракали и
 стали ждать автобус. Когда он подъехал, все вещи были уже на
 мосту. Быстро грузимся и едем.
 ===============================================================
  FILE: ivina.txt
  По реке Ивине - Ивинскому разливу и реке Свири от поселка Ладва
 
  до города Подпорожья.
 
  Протяженность - 110 км. Число ходовых дней - 4 - 5.
 Сезонность - 10 мая - 15 июня.
  Ивина образуется от слияния двух речек - Шапши и Таржеполки
 и впадает в северную губу Ивинского разлива. Длина Ивины - 44 км,
 уклон - 1,49 м/км. Дно песчаное, на порогах каменистое, ширина -
 до 16 м. Берега покрыты смешанным лесом, в районе деревень -
 открытые.
  Подъезд к началу маршрута - от станции Ладва железнодорожной
 линии Ленинград-Петрозаводск, откуда попутным транспортом можно
 добраться до поселка Ладва (15 км). Он раскинулся по обоим
 берегам на 5 км. Собирать байдарки и становиться на воду следует
 ниже последних домов, после чего идти вниз по течению. Сразу
 после моста - первый порог (400 м). Ниже еще два, менее сложных,
 разделенных короткими плесами (100 и 150 м). Затем длинный плес,
 а в 5 км ниже устья правого притока реки Пай сложный порог -
 Вороний (200 м), с крутым поворотом и косыми стоячими волнами.
 Берега Ивины то обрывистые, то пологие, лесистые. Местами река
 разливается. Посреди плеса встречаются небольшие островки, густо
 заросшие кустарником. До устья еще три несложных порога по 70 -
 100 м.
  Ивинские пороги проходимы только в высокую воду. Опытная
 группа в половодье может начать маршрут непосредственно от
 станции Ладва, при этом длина пути увеличится на 13 км. Группы,
 желающие пройти этот маршрут в конце апреля - начале мая, должны
 до выезда уточнить, прошел ли ледоход по Ивине и очистился ли от
 льда Ивинский разлив.
  Выйдя в Ивинский разлив, образовавшийся после постройки
 плотины Верхнесврской ГЭС, нужно идти вдоль западного берега на
 юг. Условия плавания здесь озерные. Усложняются они оставшимися в
 зоне затопления деревьями у берегов. В устьях речек, впадающих в
 разлив, хорошо ловиться рыба. В юго-западной оконечности
 Ивинского разлива Свирь входит в коренные берега.
  Дальнейший путь следует держать по Свири, где идти лучше по
 краю фарватера, не заходя в него. Недалеко от плотины
 Верхнесврской ГЭС появятся грузовые причалы и рейды. Здесь
 маршрут заканчивается. Выходить надо на левый берег, где
 расположена основная часть города Подпорожья.
  Первое поселение у верхнесвирских порогов возникло в начале
 XVII века. По приказу Петра I сюда были переведены крестьяне из
 Новгородской губернии для проводки судов через пороги.
  В 1932 году здесь началось строительство Верхнесвирской ГЭС.
 Война прервала строительство, и станция вступила в строй только в
 1951 году. Одновременно стал быстро расти поселок. В нем начали
 создавать крупные промышленные предприятия. В 1956 году поселок
 был преобразован в город. Теперь Подпорожье - крупный
 промышленный центр области. Город застроен новыми
 благоустроенными домами.
  Этот маршрут не может быть категорийным из-за
 недостаточности километража, хотя препятствия здесь довольно
 сложны.
  Маршрут можно изменить, если, выйдя в Ивинский разлив,
 повернуть на восток. Дойдя до большого залива, пересекать его
 можно только при устойчивой, тихой погоде. Разлившееся вдоль
 Свири водохранилище на 213-м км от устья заметно суживается, и
 река почти входит в свои прежние берега. На 214-м км на правом
 берегу расположена пристань Красный Бор, а нп противоположном -
 деревня Карнаволок. Отсюда до Онежского озера остается всего 6
 км. На прямом участке Свири вдоль обоих ее берегов находится
 Карнаволокский рейд для судов и гонок (составы из плотов леса для
 буксировки). Здесь переформировываются озерные гонки для
 дальнейшей отправки по реке.
  В истоке Свири расположен поселок Вознесенье, где маршрут
 заканчивается. В прошлом это был крупный перевалочный пункт с
 озерных судов на речные. После создания глубоководного
 Волго-Балтийского пути, по которому проходят суда типа
 "река-море", он частично потерял свое значение. Однако все же
 остается важным промежуточным портом. Вознесенье связано
 автобусным сообщением: с левого берега - с городами Вытегрой и
 Подпорожьем, а с правого - с Петрозаводском.
 
 Литература:
  1) Л. Плечко "Водные маршруты Ленинградской области", Л.,
 Лениздат, 1987 г.
 ===============================================================
  FILE: laya.txt
  По реке Лае.
 
 
  Протяженность - 150 км. Число ходовых дней - 8 - 10.
 Сезонность - июль - август. Категория сложности - II.
  Маршрут проходит по северо-западу Архангельской области. Лая
 (длина 171 км) вытекает из Лайских озер и впадает в крайний левый
 рукав дельты Северной Двины. Русло реки извилистое, течение
 быстрое, на ряде участков пороги. Высокие берега, поросшие
 хвойным лесом, местами сменяются болотистыми низинами. Лес
 изобилует ягодами и грибами, в старицах, озерах и устьях притоков
 хорошо ловиться рыба. Лучший вид транспорта для спуска по Лае -
 плот на камерах или, в крайнем случае, из бревен. Поскольку Лая
 временами мелка, узка и извилиста, плоты надо делать на 2
 человека (салики).
  Подъезд к началу маршрута - от станции Ломовое
 железнодорожной линии Обозерская-Архангельск. От станции,
 предварительно расспросив местных жителей, идти на запад 20 - 23
 км по заброшенной лесовозной дороге к бывшему Лайскому
 лесопункту. Дорога идет по пересеченной местности с моховыми
 болотами в низинах. Выйдя к бывшему поселку лесорубов на берегу
 Нижне-Лайского озера, надо остановиться на дневку.
  Нижне-Лайское озеро вытянуто с юга на запад на 2 км; берега
 приподнятые, холмистые, за исключением северной части - низкой,
 заболоченной. Между Нижне-Лайским и Средне-Лайским озерами 1,5
 км. Средне-Лайское своими очертаниями напоминает полумесяц,
 обращенный выпуклой стороной к востоку. Длина озера 4 км. В конце
 его, в месте впадения Лаи, - разрушенные бараки. Отсюда до истока
 реки 16 км, но она узкая, изобилует завалами, и начинать поход
 выше не стоит.
  Первые 3 км от Нижне-Лайского озера Лая течет в широкой
 долине. Пойма заболочена, заросла осокой, встречаются старицы.
 После устья правого притока - Северки Лая подходит к высоким
 лесистым берегам. Здесь больше сухостоя и удобных мест для
 постройки плотов, чем в районе поселка, но это увеличит путь еще
 на 3 - 4 км. Ниже долина опять расширяется, берега понижаются,
 много болот. Пойма покрыта лесом и кустарником. В русле несложные
 порожки и перекаты. Удобное место для ночлега у второго
 брошенного поселка лесорубов - в 16 км от устья Северки.
  За поселком количество перекатов и порожков возрастает, они
 становятся сложнее. На этом участке Лая пересекает ряд каменных
 гряд, идущих одна за другой с небольшими разрывами. Трудность их
 преодоления в том, что проходы в камнях расположены у разных
 берегов и на коротком участке. Надо успеть перейти на другую
 сторону, избежав прижима. Наиболее сложный порог - возле устья
 правого притока - Крассы. Здесь начинается самый трудный и
 красивый участок реки. До впадения левого притока - Большой
 Урзуги Лая на протяжении 10 км течет в узком каньоне, среди
 высоких берегов из красноватого песчаника, покрытых хвойным
 лесом. Цепь порогов на этом отрезке реки проходится после
 просмотра.
  Приняв Большую Урзугу Лая делается шире, полноводнее. Меньше
 порогов, перекатов, и они проще. Узкая полоса лугов по берегам
 тянется с небольшими перерывами почти до устья. В 7 км ниже устья
 Большой Урзуги в Лаю впадает правый приток Шухта. Около ее устья
 длинный (1,5 км) перекат, а в 1 км от него - короткий порог.
 Далее идут длинные спокойные плесы, изредка попадаются острова.
 Проходить их надо придерживаясь правого берега. Здесь река
 извилистая, течет среди холмистой равнины, несколько раз меняя
 направление с северо-востока на северо-запад, и наконец
 поворачивает на север. В 20 км за устьем Шухты последний
 несложный порожистый участок протяженностью 5 км. Дальше Лая
 спокойно течет среди невысоких луговых берегов.
  Маршрут можно закончить у железнодорожного моста, откуда 1,5
 км до станции Лайская железнодорожной линии
 Исакогорка-Северодвинск. Идти надо по полотну в сторону
 Северодвинска. На станции есть магазин. В 8 км ниже, на правом
 берегу, село Лайское, около него река мелкая, песчаными косами.
 После впадения правого притока - Литы в русле Лаи появляются
 острова, а в пойме - озера-старицы. По мере приближения к устью
 берега понижаются. В устье Лаи, в поселке Лайский Док, маршрут
 заканчивается. От поселка можно доехать на катере до
 Архангельска.
 
 Литература:
  1) Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР.
 Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
 ===============================================================
  FILE: ponxgoma94.txt
  Поньгома, 1994
 
 
 
 
 

(c) А.Тилипман.
 Ver.1.0


 
 

Оригинал приведенного ниже отчета хранится в библиотеке МГЦТК.
 В электронной версии фотографии пока недоступны.


 
 

ОТЧЕТ О ПОХОДЕ
 
[Маршрут][График движения][Статистика][Топозеро][р.Поньгома][Дневник][Резюме][Конкурс!]


 
 

Район проведения: Северная Карелия;
  Время проведения: 1994 год, конец июля - август;
  Километраж: 237 км (на байдарках);
  Категория сложности: 2-ая (с элементами третьей);
 
 

по маршруту:


 
 

п.Кестеньга -
  оз.Топозеро:
  (о.Жилой - о.Тараскин - оз.Левицкое -
  оз.Поньгома:
  (через р.Поньгома:
  (оз.Номоозеро - оз.Кокорино - оз.Вокшозеро -
  дер.Вокшозеро (нежил.) - Мост Мурманского шоссе -
  пор.Падун - пор.Стол - оз. Бол. и Мал. Рогозеро -
  Роман-Порог - пор.Корней) -
  Мост Мурманской Ж.Д.
 
 
 Группа: 1/4-205
 Руководитель: Антон Тилипман
 
 
Контактные
 телефоны
 (в Москве): 596-0-695
  212-0246
 
 
 
 

1. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПО МАРШРУТУ


 
 

28.07 3км п.Кестеньга - п-ов Нячякка +25 Ясно
 
29.07 Дневка +20 Переменно
 
30.07 13км п-ов Нячякка - протока +18 Пасмурно, дождь
 31.07 21км протока - волок (1км) - о.Ерасимшуарет +22 Переменно
 
1.08 9км о.Ерасимшуарет - о.Жилой (вода +17) +23 Ясно
 
2.08 Дневка поиски монастыря (5км) (вода +20) +28 Ясно
 
3.08 9км о.Жилой - о.Тараскин (вода +20) +29 Ясно
 
4.08 Дневка пешая рад. на вышку (3км) (вода +22) +31.5 Мелкие облака
 
5.08 10км о.Тараскин - о.Хирвашшари +27 Крупные кучевые
 
6.08 Дневка +23 Переменно., гроза
 
7.08 21км о.Хирвашшари - Юношгуба +21 Ясно
 
8.08 12км о.Алешари (проводка) - 9.08 15км Вахта - Шолопово - 10.08 8км Волок - оз.Левицкое - оз.Поньгома +26 Мелкие кучевые
 
11.08 Дневка (в 4 утра +5) +18 Переменно
 
12.08 Дневка пешая радиалка в 13.08 15км 14.08 Дневка +16 Пасмурно, дожди
 15.08 Дневка проводы Денисом +16 Пасмурно, морось
 16.08 Дневка встреча, день рождения Тимофея +16 Переменно, морось
 17.08 13км Трифон-Варака - р.Поньгома (ночью +4) +20 Переменно
 
18.08 21км оз.Кокорино - оз.Вокшозеро (ночью +10) +17 Переменно
 
19.08 Дневка +17 Мелкие кучевые
 
20.08 11км оз.Вокшозеро - баня (перед трассой) +17 Мелкие кучевые
 
21.08 10км Трасса М-18 - оз. Бол.Рогозеро +17 Переменно
 
22.08 9км Бол. - Мал. Рогозеро - р. Поньгома +19 Ясно

<< Пред.           стр. 150 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу