<< Пред. стр. 154 (из 787) След. >>
менее 20 метров на всем ее протяжении, однако вход в реку был никак не ширеметров 12, а далее попадались участки шириной метров по 10. Лишь отчасти это
несоответствие можно объяснить малой водой.
Всего по реке прошли 4 километра и 6 препятствий. Неплохо поскакали по
камням. Встали в 19.00 на отличной стоянке с невероятным количеством брусники.
Вечером забацали большой костер. К полуночи похолодало до +4(!). За день
спустились примерно на 3.5 метра (озеро Поньгома - 103 м, наша стоянка,
ориентировочно, 99.5 м над уровнем моря). Всего прошли 13 км.
Теперь, конкретно о пройденных препятствиях. Во избежание путаницы при
перекрестных ссылках мы вводим общую нумерацию всех препятствий, независимо
от их сложности. Подчеркнем, что наш список несовершенен и наверняка содержит
ряд небольших ошибок. Во-первых, как мы уже говорили, иногда про какой-нибудь
перекатик мы могли попросту позабыть к концу ходового дня. Во-вторых, не
всегда можно было с уверенностью сказать, являются ли, скажем, две шиверы на
расстоянии 50 метров друг от друга двумя самостоятельными единицами или нет.
В-третьих, небольшие препятствия могут попросту отсутствовать при большем
уровне воды в реке, чем был у нас. Так что простите, если что.
Итак, перекат N1 знаменует собой начало реки. Немного камушков. Далее
следует шивера N2, начинающаяся от разрушенной плотины. Проход по главной
струе, плавно поворачивающей направо. Параметры - порядка 100м на 70см. Затем
плес, по окончании которого расположен перекат N3. Много подводных камней,
течения почти нет. Далее следует небольшая, но веселая шивера N4, которую
пересекает мост. При входе курс на крупный камень посреди главной струи,
прямо перед ним резко повернуть направо, оставив по правому борту два
подводных камушка. Важно избежать навала левым бортом на означенный выше
валун. Разумно поставить туда сигнальщика. Далее поворот налево и проход по
центру под мостом. Около 50м на 50см. Следующая шивера (N5) чуть посерьезней
и предполагает у экипажей хорошую реакцию и умение маневрировать. Много
камней, два крутых поворота, проход сначала у правого, затем у левого берега.
Длина порога примерно 150м, сброс высоты - около 1 метра. Шивера N6 попроще,
проход по главной струе. Река после нее на какое-то время успокаивается.
Ширина реки на этом участке немногим более 10 метров, глубина - свыше 2
метров. На левом берегу несколько хороших мест для стоянок.
При аккуратном предварительном просмотре все эти шиверы можно пройти чисто,
в противном случае можно запросто вылететь на мель или поцарапаться. Лишь на
шивере N5 одна из наших байдарок села на камни посреди порога. Ни одно из
судов не получило повреждений.
Наиболее сложное препятствие - шивера N5.
Температура утром +14, днем +17, ночью +10. Ветер восточный. Практически
весь день небо затянуто облаками, изредка выглядывает солнце и становится
жарко. Вышли в 12.50,встали в 20.00. Прошли 21 км, 13 препятствий. Спустились
на 13 метров (уровень Вокшозера - 87 м). Прошли два озера (Номоозеро и
Кокорино), встали на острове в водах третьего - Вокшозера. Все байдарки,
кроме Денисовской, получили небольшие повреждения. Больше всего пострадал
Тимофей: место соединения одной из верхних пар стрингеров среднего отсека уже
было сломано в одном из прошлых походов. При сборке на место сломанной втулки
была вставлена деревянная заглушка и сегодня на одном из порогов при ударе
бортом о камень она сломалась. Острый край стрингера проделал в шкуре
небольшую дырочку. Вставили новую заглушку - попрочнее и подлиннее. Дырку
заклеили.
При выходе в Вокшозеро на правом берегу стоит зажатый в скале большой
деревянный крест. Высадились, но к сожалению, никаких объяснений его
присутствия не обнаружили. Берег высокий, красивый, но сильно замусорен
остатками как-то по-варварски проведенного лесоповала. Особенно странно,
что валка леса производилась практически у реки - прибрежные леса Топозера
и Поньгомы официально вырубке не подлежат. Один из островов на Вокшозере
нам очень понравился и мы остановились на ночь на нем.
Теперь о порогах. Шивера N7 проста, N8 также несложна, но существенно
длиннее (около 300 метров). Далее следует еще одна шиверка (N9), проход по
главной струе. Простая, в конце камни. Далее река вливается в длинное и
узкое Номоозеро (чуть длиннее 4 километров, не шире 500 метров). На выходе
из него - шивера N10 на месте разрушенной плотины. Короткая и прямая с
четкой и мощной главной струей. Следом идет N11 - длинная шивера с сильным
течением. Много камней. Вход слева в узкий коридор между валунами. Общий
перепад высот у этих двух подряд идущих шивер - около 3 метров.
Затем река выводит в озеро Кокорино. Через короткое время озеро
раздваивается. Важно не повернуть направо. Общее направление - примерно на
восток. Река вытекает из озера на север из дальнего восточного угла. На
южном берегу озера - остатки нежилой деревни Кокорино.
Сначала Поньгома течет строго на север, затем резко поворачивает на восток.
На этом участке река широкая, местами до 30 метров, спокойная. В русле
попадаются подводные камни. Байдарка Туза села прямо посреди реки на большой
покатый валун. Глубина реки значительная и слезть с камня оказалось непросто.
Было очень весело. Антон зазевался и также наехал на камень.
Еще некоторое время все спокойно, а затем из-за поворота показывается
довольно серьезная шивера (N12). Спад около 1.5 метров, сильное течение,
обилие камней. Проход ближе к левому берегу. Желателен предварительный
просмотр. Далее следует несложная шивера N13 с небольшим количеством камней.
После нее река спокойно течет, сильно петляя, по болоту. На пути встречаются
несложные перекаты (N14, N15).
Далее Поньгома принимает довольно полноводный правый приток, что однако не
сильно сказывается на параметрах самой реки. Высота над уровнем моря - 90м.
Шивера N16 не представляет интереса - немного камней со средним течением.
Спад около 70 см. Метров через 300 расположен довольно мощный, но несложный
порожек N17. Сброс воды порядка 1 метра. Шивера N18 проста. Наконец, шивера
N19 представляет известный интерес. В русле очень много камней, посредине
остров. Русло расширяется и течения почти нет. Спад уровня - 70 см или около
того. Проход возможен в притирку к левому берегу. Далее необходима довольно
умелая лавировка. Байдарка Сашка, неточно выполнив поворот на последнем
участке шиверы, была вынуждена пройти последний уступчик задом наперед.
На данном препятствии этот маневр не представлял опасности для судна и его
экипажа. Далее река еще некоторое время петляет в болотистых берегах и,
наконец, вливается в относительно большое Вокшозеро. На всем (довольно
длинном) участке от Кокорино до Вокшозера нет ни одного подходящего места
для стоянки. Поэтому для прохождения этого участка пути необходимо обладать
достаточным запасом времени.
Препятствия N8, N10, N11, N12, N19 мы рекомендуем заранее просматривать,
во избежание неприятных проводок. Большинство шивер требует достаточно
точной лавировки, но на этом участке пути ошибки пока еще наказываются не
очень жестоко. Потом будет хуже.
Наиболее сложные препятствия: N8, N11, N12, N17, N19.
Температура воздуха утром +14, днем +17, ночью +8. Ветер неопределенный.
Утром небо затянуто тучами, к вечеру становится ясно. Дневка. Собираем
чернику и бруснику. Вечером Сашок и Туз плавали ловить рыбу. Полный ноль,
даже не клюет. Тимофей мыл голову, хотя вода уже холодная (+14). Брем
искупался. Вечером сделали большой костер. Наблюдали полнолуние в подзорную
трубу. Звездное небо потрясающее. Количество видимых, даже невооруженным
глазом, небесных объектов не поддается учету. Как-то незаметно ночи стали
по-настоящему темными и в час ночи уже полная темень.
Температура днем - около +17. Ветер юго-восточный, переходит на южный.
Утром и вечером ясно, днем легкие кучевые облака. Вышли в 13.10, оставив
Тимофея заклеивать незамеченную дырочку. Пристали к нежилой деревне
Вокшозеро на северном берегу. Все поросло гигантским цветущим иван-чаем
высотой свыше полутора метров! Очень красиво, но легко заблудиться. Зарослей
малины, характерных для большинства заброшенных деревней в этих краях, не
обнаружили. Дома разрушены почти до основания, электричества нет. Поплыли
дальше. Еще километра два идем по озеру на восток, далее ищем исток реки.
С удивлением находим его ориентированным на северо-запад! Найденная нами
протока в озеро Волина Ламбина широкая и очень мелкая. Местами заросла.
Временами приходится всему экипажу вылезать из байдарки и делать проводку.
Длина протоки около 500 метров. Пересекли озеро. Время от времени слышим шум
машин на недалекой уже Мурманской трассе.
Сразу на выходе из озера начинаются шиверы. Всего прошли их 7 штук
(N20-N26). Идут практически без перерыва. Последняя из них расположена на
месте старого моста. От моста остались лишь заросшие сосенками и березками
опоры на берегу. Для шивер N20-N26 характерны частые разделения главной струи,
обилие камней и отмелей, чередование бурных и почти спокойных участков. Общая
длина этой группы препятствий около 2 километров, перепад высот - 8 метров.
Несмотря на достаточно крутое падение все эти шиверы достаточно просты.
Полностью избежать проводок при малой воде практически невозможно. По
окончании этой полосы препятствий - плес.
На левом высоком берегу реки в самом начале плеса расположена отличная
обустроенная стоянка. Было решено остановиться здесь на обед, немного
подклеиться и подождать Тимофея с Серегой. На часах - 16.00. Вышли на крутой
берег поросший сосенками и принялись за дело. У Туза - одна маленькая
дырочка, байдарка Сашка получила царапину длиной около 4 см. Клеимся. Оля и
Саня готовят еду. Брем с Антоном заготавливают дрова. Буквально в десятке
метров от стоянки обнаружена БАНЯ! Срублена 9 августа 1994 года, как
явствует из надписи на притолоке (то есть всего 11 дней назад!). Постаралась
группа из Воронежа в количестве 6 человек. Такую удачу, приплывшую прямо к
нам в руки, мы упустить никак не могли. Было решено баньку эту после трапезы
как следует протопить.
Прямо к моменту готовности еды подоспел Тимофей. Поели все вместе. Вид со
стоянки бесподобный! Внизу - река, с шумом выбегающая из-за крутого поворота,
вокруг - отличный чистый соснячок, на противоположном (тоже крутом) берегу
вьется тропинка, по ней топает какая-то загадочная пешая группа с большими
рюкзаками, а сверху яркое голубое небо с небольшими кучевыми облачками. Плюс
ко всему этому - удобные скамеечки, сидя на которых особенно приятно
наблюдать всю эту лепоту.
В 19.00 принялись готовиться к протопке. Хороший сосновый сухостой мы
нашли у болота в 50 метрах вглубь от берега. Там же обнаружили неплохую
лесную дорогу, по которой до трассы Петербург-Мурманск оказалось около
километра. Распилив бревна и начав топить, прогулялись к мосту. В 1.00
приступили к развлечениям. Попарились как следует: баня сложена как надо,
река под берегом весьма глубока, а кроме того, воронежцы устроили грамотную
тарзанку. За что им отдельное спасибо. В 4 утра пошли баиньки.
Итак, за сегодня прошли 11 км, спустились на 8 м (сейчас мы на высоте
около 79 м).
Наутро проснулись уже днем. Слишком уж сладко спится после баньки.
С байдарочными попонами ничего не произошло (мы ими прикрыли дымоход, когда
кончили топить баню и выволокли все угли). Парус оставили у бани (он
прикрывал ее вход, когда мы парились). Ритуально сожгли так и не прикленные
к парусу обертки от Пикника, всего штук 30 (вся поверхность паруса давно уже
была полностью инкрустирована). Может этот парус еще кому-нибудь послужит.
Температура воздуха +17, днем пасмурно, к вечеру прояснилось. Очень много
комаров и мошки. Особенно на порогах. Вышли очень поздно. Почти сразу после
выхода на крутом повороте влево, а затем вправо перед автомобильным мостом
расположена шивера N27. Несложная, но быстрая, проход по главной струе у
самого левого берега. Под мостом река слегка замусорена металлоломом. Затем -
несложная шивера N28 прямо под ЛЭП. Потом - еще две, также не заслуживающие
особого упоминания - N29 и N30.
Однако вскоре, за резким поворотом налево, нас поджидал уже серьезный порог
(N31), под названием "Падун". Это порог в классическом понимании этого слова.
Антон и Сашок обнеслись по левому берегу, Туз, выгрузив народ, провел на
чалке, случайно зайдя в воду по пояс, а Тимофей прошел порог на пустой
байдарке. Однако воды очень мало и его "Таймень" все-таки немного поцарапался
дном о каменный уступ. Параметры порога: примерно 80м на 1.5м, главный уступ -
около 80см. На основном участке порога проход по центру, в русле отсутствуют
острые камни; в конце - шивера. В более высокую воду - однозначно проходим.
Рекомендуется высокая положительная скорость.
Метров через 300 еще один серьезный порог (N32) - "Стол". В малую воду
непроходим. Проходимость в более высокую - также весьма сомнительна.
Расположен на очень крутом повороте налево. Уступы размещаются под углом
друг к другу, немного напоминая винтовую лестницу. Длина порога - менее
50 метров, сброс - около 1 метра. Обнос по левому берегу, длина обноса -
метров 10 (настолько крутой поворот у реки). Место очень красивое.
Далее следует шивера N33, переходящая в длинную и довольно трудную шиверу
N34 с несколькими крупными уступами, один из которых, расположенный посредине
порога, образует мощный косой слив. Длина порога - около 500 метров, перепад
высот оценить тяжело, в связи с большой протяженностью препятствия. Здесь
байдарка Сашка крупно продралась - длина царапины около 8 см. Далее с
минимальными перерывами следуют шиверы N35 и N36, обе несложные, последняя
очень мелкая.
Затем река успокаивается, но удобного места для аварийной стоянки на берегу
не видно - всюду болото. Впрочем, злополучную царапину удается заткнуть и
мы продолжаем путь вперед. Правда, время от времени Сашок бросает грести
и активно черпается маленьким тазиком (такая у него миска). Берега становятся
все хуже. Наконец, мы через заросли выходим в озеро Большое Рогозеро. При
выходе река дробится на рукава , но заблудиться невозможно. Примерно в
километре прямо по курсу виднеется твердая земля на узком и длинном мысу,
где мы и останавливаемся на ремонт и на ночь, в связи с поздним временем.
Осмотрели байдарки: у Туза небольшая дырка на носу, у Антона две маленькие
дырочки по второму стрингеру, у Тимофея маленькая царапина под кильсоном.
Что у Сашка - напоминать не надо. По традиции развели большой костер, на
котором и сушились.
К нашему всеобщему сожалению, у Тимофея промок фотоаппарат с черно-белой
пленкой. На ней было абсолютное большинство кадров, касающихся речной части
нашего похода (Антон потратил почти всю пленку на Топозере). У Саньки
промокли игральные карты. Сожгли.
Прошли 10 км, 10 препятствий (из них 1 порог обнесен, 1 пройден не всеми),
спустились на 15 метров (уровень Рогозера 64 метра).
Наиболее сложные препятствия - N31, N32 и N34.
Отличная погода: температура воздуха +19, ясно, ветра почти нет. Короче,
опять разморило. Многие купаются, хотя вода холодная, около +15. Пример
показала всем Санька. Загораем, собираем чернику (остатки сладки) и бруснику.
Очень ягодное место. Хотели сначала устроить дневку, но все-таки победила
идея проплыть не торопясь чуточку вперед.
Вышли в 16.30, проплыли Малое Рогозеро и вошли в реку. Прошли 6 препятствий,
все несложные. Никто повреждений не получил. Встали в 19.00. Прошли 9 км,
из них 5 км по озерам. Спустились на 3 метра (стоим на высоте 61м над уровнем
моря).
Наиболее сложное из сегодняшних препятствий - небольшой порог N37.
Расположен прямо на выходе из Малого Рогозера, короткий и мощный. Две
ступеньки. Река и главная струя (проход по ней) плавно поворачивают налево.
Длина - метров 60, перепад высот - около метра. Далее следуют перекаты
N38 и N39. Затем три несложные шиверки (NN40-42). Течение несильное, много
камней. За маленькой шиверой (или даже перекатом) N42 на правом высоком
берегу отличная стоянка (здесь мы и расположились).
На Рогозере встретились с группой из Питера. На одном катамаране сидят
пятеро взрослых (и двое детей). Вышли 8 августа из Княжой (на Ковдозере).
Топозеро преодолели за один день на моторе (2 лошадиные силы, 20 литров
на 100 км, висит сзади). Они встали на Малом Рогозере, а мы прошли дальше.
Вообще, странные люди. Тимофей, правда, считает, что классные.
Вечером сделали хороший костер из сосны диаметром 32 см у основания.
Воздух днем прогрелся до +22. Жарко. Поздно вечером +6. Утром и вечером
ясно. Днем - легкие кучевые облака. Никто не клеился. Поначалу. Но потом
Антон нашел в кустах кусок резины и решил приклеить его себе на нос.
В 11.00 мимо нас проплыли, помахав ручкой, знакомые уже нам катамаранщики.
Мы же выплыли в 12.30, оставив Антона сушиться. Через два часа он нас догнал.
Доплыли до разрушенного моста лесовозной дороги на Кузему. У моста
отсутствует центральный пролет. Перед мостом начинается длинный и бурный
порог, известный как "Роман-Порог". Встали на левом берегу на стандартной
стоянке у начала обносной тропы в 16.30. Катамаранщики же встали сразу после
выхода из порога.
Прошли 13 км, 13 препятствий, перепад высоты составил 12 метров (встали
на высоте 49м). Все препятствия NN43-55 несложны. Все они представляют из
себя мелкие шиверы с несильным течением, кроме N45 и N51, которые, скорее,
являются перекатами. Зачастую приходилось прибегать к проводке. В большинстве
случаев нет выраженной главной струи, она дробится на несколько более слабых.
Наиболее серьезная шивера из вышеперечисленных - N55. Длина - несколько сот
метров, перепад - метра полтора.
Часто на мелководье мы ленились вылезать из байдарок. В результате, каждая
байдарка, кроме Денисовской, получила по несколько мелких дырочек. Ничего
страшного, но все-таки неприятно. У Денисовской же байдарки отклеилась
проклейка по одному из стрингеров. Будем переклеивать. На стоянке нашли
сломанный кильсон от "Тайменя".
Вечером прогулялись по тропинке вдоль Роман-Порога - длинный оказался,
однако. Обноситься далеко, а придется - очень много камней, прихотливое
течение, один из уступов находится слишком неглубоко под струей. Кроме
прочего, катамаранщики также предпочли обнестись.
На обратном пути Туз с Антоном явно что-то задумали: внимательно
просматривали, а Антон, к тому же, еще и фотографировал порог. На берегах
реки очень много на редкость крупной черники. Над бурлящей на пороге водой
роится мошка.
Ночь опять ясная и холодная. От холода прячутся все насекомые. По-прежнему
ярко светит почти полная луна. Повинуясь гигантомании Туза сделали
суперкостер из восьмиметрового ствола, диаметр основания которого составил
45 см.
Антон с Олей, когда догоняли основную группу, видели оленя прямо у воды.
Кроме того, нам посчастливилось встретиться с парочкой тетеревов, вылетевших