<< Пред.           стр. 158 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 

Порог No13 (Iб, 70 м). Два поворота, камень на выходе. Лучше осмотреть.
 Через 5 мин (2 переката, шиверка) --


 
 

Порог No14 (Iб, 50 м). На выходе, поперек правой чистой струи -- срубленное
 дерево. Уход влево, места для маневра достаточно. Лучше осмотреть. Через
 5 мин --


 
 

Порог No15 (Iб, 50 м). Заход слева, поворот вправо. Глубоко. Сходу. Через
 5 мин --


 
 

Порог No16 (Iа, 70 м). Вдоль левого берега вплотную по дуге. Остров у
 порога. Через 5 мин сплава -- оз. Вокшозеро. На правом берегу у выхода в
 озеро -- хорошая стоянка.


 
 

Выход в оз.Вокшозеро -- порог No17 (8 км, 1.5 х.ч.)


 
 

По озеру -- 40 мин на СВВ до д. Вокшозеро (2 полуразрушенных дома), далее
 около 10 мин в том же направлении вдоль левого берега залива до протоки
 в оз. Волина Ламбина. По протоке -- 5 мин (широкий медленный мелкий перекат).
 По оз. Волина Ламбина -- 20 мин на СВ и В до порога No17 (на озере есть стоянки).
 


 
 Стоянка на острове на оз. Вокшозеро ¦ kartinki/ponxgoma2/sauna.jpg portret
 
 

Вне всяких сомнений, красивейшее оз. Вокшозеро не следует проходить
 напрямик. Отличные оборудованные стоянки с банями и пляжами -- в СЗ части
 озера, как на материке, так и на островах. Прекрасная стоянка в западной
 части самого крупного острова озера (крюк по озеру 3.5--4 км). Несколько
 дальше -- редко посещаемые стоянки на каменных мысах оз. Сухое (крюк -- до
 15 км).


 
 

Порог No17 -- выход в оз. Бол. Рогозеро (10 км, 8.5 х.ч.)


 
 

Порог No17 (IIа, 300 м). Длинная, глубокая шивера. Сначала по прямой,
 далее повороты влево и вправо. На выходе -- грядка (обход слева). Можно
 сходу. Через 3 мин --


 
 

Порог No18 (IIб, 400 м). Первая часть: поворот влево-вправо, далее по
 прямой. Длина 200--250 м, четыре гряды (стояки 0.5--0.7 м). Небольшая пауза
 у острова, расположенного у левого берега. Вторая часть (длина 150--200
 м): после паузы -- резкий поворот вправо. На повороте -- уход из основной
 струи к правому берегу. После поворота реки влево -- возвращение в центр.
 2-ую часть лучше осмотреть. Через 100--150 м --


 
 

Порог No19 ("У гранитной скалы") (IIа, 50 м). Поворот влево,
 мелкий заход. Слив 0.8--1 м правее центра. Через порог когда-то был переброшен
 мост. Лучше осмотреть, особенно заход. Через 100 м (омут) --


 
 

Порог No20 (Iб, 100 м). Первый слив у левого берега; остров-камень, расположенный
 ниже, тоже лучше обходить слева (глубже). Сходу. Через 5 мин --


 
 

Порог No21 (Iб, 200 м). Шиверистого типа, выход -- левее (мелковато).
 Сходу. Через 100 м --


 
 

Автомобильный мост трассы Санкт-Петербург -- Мурманск. Через 6 мин --
 


 
 

Порог No22 (Iб, 100--150 м). Шивера с поворотом налево. Выход мелковат,
 в струе -- камни. Сходу. За порогм -- ЛЭП. Через 5 мин плеса --


 
 

Порог No23 (п. Падун, п. Падун Верхний) (IIIа, 50 м). Двойной слив примерно
 по 1 м каждый. Первый -- вал через плиту, второй -- вал через зубья с "лункой",
 ниже -- еще два слива (небольших). Все -- практически по прямой. Осмотр обязателен,
 желателен сигнальщик. Проходится чисто, без цепляния камней, полными экипажами
 (при упомянутом уровне воды). На левом берегу перед порогом -- хорошая стоянка.
 Через 10 мин плеса --


 
 Порог Падун ¦ kartinki/ponxgoma2/padun.jpg
 
 

Порог No24 (п. Стол) (IIIб, 20--25 м). В центре -- косой крученый вал между
 камней, через 5 м -- грядка, перед которой нужно успеть уйти влево. Бочка
 умеренная, есть время увернуть. Общий перепад -- под 2 м. Можно пройти по
 обливной плите у скалы левого берега с ударом кормой (КНБ, одному). Осмотр
 обязателен, желательна страховка. Сразу за порогом -- отличное место стоянки
 (Л). Через 5 мин плеса --


 
 Порог Стол ¦ kartinki/ponxgoma2/stol.jpg
 
 

Порог No25 (IIIа, 500 м). Первая часть -- глубокая шивера 200--250 м с
 отдельными малозаметными подводными камнями. Линия движения сложная. Осмотр
 по правому берегу. Вторая часть отделена от первой мелковатой паузой, в
 которой можно причалить и осмотреть продолжение (по правому берегу). Длина
 150 м, глубоко. Линия движения проще, малозаметных камней в фарватере нет.
 Хорош косой слив у плиты на левом повороте в начале 2-ой части. После прижима
 к плите левого берега в конце -- уходить резко вправо для причаливания и
 осмотра 3-ей части порога. Третья часть (длина 150 м) мелковата, в струе
 камни. В основном -- вдоль правого берега. Весь порог можно идти сходу,
 но все же лучше осмотреть 2-ую часть. Через 150 м --


 
 

Порог No26 (Iб, 150 м). Глубокая шивера, хорошо просматриваемая с воды.
 Сходу. Через 150 м --


 
 

Порог No27 (Iа, 100 м). Мелковатая небыстрая шивера. Сходу. Через 30--40
 мин спокойного сплава начинается дельта (острова, протоки). Еще через 5
 мин -- выход в оз. Бол. Рогозеро.


 
 

Выход в оз. Бол. Рогозеро -- порог No28 (4 км, 1 х.ч.)


 
 

Для выхода в оз. Мал. Рогозеро -- держаться правого берега, островок
 в начале короткой протоки обходить справа. На оз. Бол. Рогозеро -- отличное
 место стоянки на песчаной косе напротив устья р. Поньгома (крюк -- до 2
 км). Исток р. Поньгома (28-ой порог) -- в южной части оз. Мал. Рогозеро.
 


 
 

Порог No28 -- устье р. Егут (20 км, 9.5 х.ч.)


 
 

Порог No28 (Iб, 100 м). Поворот влево, прижим, камни в струе. Лучше осмотреть.
 Через 25 мин (2 переката) --


 
 

Порог No29 (Iб, 150 м). Левая протока у острова и продолжение на повороте
 налево. Сходу. Сразу --


 
 

Порог No30 (Iб, 100 м). Мощный слив, струя чистая. Сходу. Сразу --


 
 

Порог No30а (Iа, 100 м). Порожек-слив у правого берега и выходная грядка
 (обход слева). Сходу. За порожком -- отличная стоянка на высоком правом
 берегу. Сразу --


 
 

Порог No31 (Iа, 100 м). Левая протока у острова. Сходу. Через 10--15 мин
 --


 
 

Порог No32 (Iб, 100 м). Сходу. Через 5 мин -- мелковатый перекат и через
 100--150 м после него --


 
 

Порог No33 (Iб, 150--200 м). Сходу. Через 100--150 м --


 
 

Порог No33а (Iб, 100 м). Мелковатый. Сходу. Через 10 мин (два переката,
 каменные "лбы" справа, порожек-перекат) --


 
 

Порог No34 (Iа, 100 м). Сходу. После резкого поворота вправо --


 
 

Порог No35 (Iб, 150 м). В русле -- камни. Сходу. Через 150 м --


 
 

Порог No36 (Iб, 150 м). Поворот направо-налево. Сходу. Сразу --


 
 

Порог No37 (Iб, 100 м). Довольно мощный, особенно в конце. Сходу. Через
 30 мин (2 переката) --


 
 

Порог No38 (Iб, 150 м). Резкий поворот влево. В основной струе кое-где
 камни. Желателен осмотр. Через 10 мин перекат и за ним --


 
 

Порог No39 (Iа, 100 м). Небыстрый, сходу. На левом берегу -- стоянки.
 Через 5 мин --


 
 

Порог No39а (Iб, 100 м). Довольно мощный. Сходу. Через 5 мин --


 
 

Порог No40 (Iб, 150 м). У двух островов. Средней мощности. Сходу. Через
 15 мин (три небольших переката) --


 
 

Порог No41 (Iб, 250 м). Длинная мелковатая шивера. Много камней в струе.
 Сходу. Через 10 мин плеса --


 
 

Порог No42 (п. Роман-порог) (IIIб, 400 м). Перед порогом -- стоянка (Л),
 осмотр по этому же берегу. Первая часть Роман-порога (100--150 м) -- практически
 по прямой, с виражом возле ледолома (справа). Причаливание -- после остатков
 моста к левому берегу. Далее (200 м) -- 4--5 мелковатых сливов через гряды
 камней, поворот влево и две обходимые довольно мощные бочки (справа и слева).
 Перед бочками, на левом повороте -- узкий фарватер. Шаг в сторону --  href=kartinki/ponxgoma2/roman.jpg">посадка на камни.
 Необходимо хорошо осмотреть и запомнить линию движения. Далее
 (100 м) -- мелкая шивера и не менее мелкий выход-слив. Интересный в техническом
 отношении порог, хотя и мелковат для неразгруженных "Тайменей".
 Через 5--7 мин --


 
 ВаРоман-пороге ¦ kartinki/ponxgoma2/roman.jpg
 
 

Порог No43 (IIа, 300 м). Глубоко, прямые чистые струи. Стояки 0.6--0.7
 м. Сходу. Сразу -- 2 переката, за ними --


 
 

Порог No44 (IIа, 100 м). Мощный слив на левом повороте. Сходу. Сразу
 -- 2 переката. Через 20 мин сплава после Роман-порога --


 
 

Порог No45 (п. Корней-порог) (Длина 90 м). В отчете No2800 ЦМТБ Корней-порог
 квалифицирован как IIIа, что, наверное, справедливо для высокой воды. При
 любом более низком уровне воды этот порог, по-видимому, непроходим для
 байдарок. Виной тому -- начальная часть (20--30 м), представляющая собой
 мощный поток через хаотическое нагромождение мелкосидящих валунов при полном
 отсутствии свободы маневра. После краткой паузы (5--10 м) -- мощный слив
 1.5--2 м с камнями в струе. При желании можно провести по правой протоке
 до паузы и пройти только слив (КНБ). Обнос-проводка всего порога также
 вдоль правого берега. Сразу за порогом -- мелковатая выходная шивера (100--150
 м). Через 10 мин --


 
 Корней-порог ¦ kartinki/ponxgoma2/kornei.jpg
 
 

Порог No46 (Iб, 300 м). Глубокая шивера. Сходу. Сразу, за поворотом начинается
 


 
 

Порог No47 (IIб, 350 м). Первая часть -- шивера длиной около 100 м. Сходу.
 Дальше лучше осмотреть по левому берегу. Слив в середине порога и довольно
 мощная шивера (250 м). Сразу --


 
 

Порог No48 (Iб, 100 м). Короткая шивера-слив. Сходу. Через 5 мин --


 
 

Порог No49 (Iа, 100 м). Плита в центре. Похож на предыдущий. Сходу. Через
 10--15 мин -- р. Егут (крупный правый приток).


 
 

Устье р. Егут -- выход в Белое море (18 км, 10 х.ч.)


 
 

За устьем -- 30-ти минутный плес (3--4 небольших переката), и --


 
 

Порог No50 (Iб, 70--80 м). Довольно мощный. Поворот вправо-влево. Глубокий.
 Сходу. Почти сразу --


 
 

Порог No51 (Iа, 100 м). Мелкая шивера. Сразу --


 
 

Порог No52 (Iб, 1000 м). Цепочка из 6--7 мелких шивер. Течение несильное.
 Сходу. Через 30 мин -- Полуразрушенная переправа через реку (бетонные кольца).
 Через 15--20 мин --


 
 

Порог No53 (IIа, 150 м). Левая протока у острова, прижим к левому скальному
 берегу на повороте, мелкий выходной перекат. Сходу. Правая протока -- проще,
 но мельче. Через 7 мин -- остатки лесобиржи (Л). Еще через 7 мин --


 
 

Порог No54 (IIа, 300 м). Первая часть (100 м) -- мелковатая шивера с крупными
 камнями. Вторая часть -- 100-метровая шивера с бочкой в конце. После паузы
 -- третья часть (100 м) -- крупные мелководные плиты, перегораживающие почти
 всю реку. Заход по центру или левее центра, выход -- правее мелководных
 плит. Лучше осмотреть. За порогом справа -- хорошее место стоянки. Сразу
 --


 
 

Порог No55 (Iб, 100 м). Струи между плитами, выход -- справа у каменного
 островка. Похож на 54-ый, но проще. Можно сходу. Через 5 мин сплава (остров,
 ЛЭП) --


 
 

Порог No56 (IIа, 150 м). Левая протока -- глубокая, правая -- мелкая. Косой
 слив, виражи в струе от камней. Довольно сложный. Можно сходу. Через 200--250
 м --


 
 

Порог No57 ((В кн. А.Жукова "На байдарках по Карелии" -- порог
 "Мостовой"), IIб, 500 м). Осмотр -- по левому берегу, неплохая
 стоянка -- перед порогом на правом берегу. Первая часть (100--150 м) -- вираж
 по дуге вдоль левого берега (ширина струи 2--4 м), мелковато, приличное
 течение. На левом берегу в середине участка -- остатки моста, снесенного
 паводком откуда-то сверху. Вторая часть (350--400 м) -- длинная и мелкая
 шивера. Вначале -- правее центра, в середине лавировка в мелководье и уход
 под левый берег. Выход -- у левого берега. Осмотр второй части (шиверы)
 малополезен. За порогом -- ЛЭП. Через 200--300 м -- Железнодорожный мост и
 под ним --


 
 Порог No57 (Мостовой) ¦ kartinki/ponxgoma2/most.jpg
 
 

Порог No58 (IIа, 250-300 м). Шивера. Поначалу глубоко, чем дальше -- тем
 мельче. Все видно с воды. Сходу. В течение 20 мин --


 
 

Порог No59 (Iа, 100 м) и


 
 

Порог No60 (Iа, 100 м) -- глубокие шиверы, хорошо просматриваемые с воды.
 Сходу. Сразу за 60-м порогом --


 
 

Порог No61 (IIа, 200--250 м). Справа -- остров. Глубокая входная часть,
 пауза. Бурный выход по струе: центр -- вправо -- влево. В конце мелко. Можно
 сходу. Через 20 мин (перекат, лодочная переправа (трос)) --


 
 

Порог No62 (Iа, 100 м). Глубокий, небыстрый. Сходу. Сразу --


 
 

Порог No63 (Iб, 100 м). Глубокий. Сложный фарватер (слева и справа).
 Сходу. Через 5 мин --


 
 

Порог No64 (IIа, 150 м). Первая часть: заход по струе, бочка на повороте
 вправо, у плиты. Выход вправо. Вторая часть: вираж мимо каменного "лба"
 (П), выход -- в центре. Неглубоко. Лучше осмотреть. Через 3 минуты (ЛЭП,
 хлипкий деревянный авт. мост) --


 
 

Порог No65 (п. Падун, п. Падун Нижний, (В кн. А.Жукова "На байдарках
 по Карелии" -- порог "Морской")) (IIа, 100 м). Первая часть
 (длина 15 м) -- живописный пологий мощный слив из 2 частей в скальных берегах,
 падение 1.5 м. Вторая часть -- две мелковатые шиверы. По правому берегу
 -- большая д. Поньгома.


 
 Порог Падун Нижний ¦ kartinki/ponxgoma2/padun_n1.jpg
 
 

Через 100--150 м перекатов (прохождение которых сильно зависит от фазы
 прилива-отлива) -- выход в Белое море. До выхода в море необходимо запастись
 пресной водой.


 
 

Выход в Белое море -- устье р. Березовая (7 км, 1.5 х.ч.)
 


 
 

Прохождение морской части маршрута сильно зависит от погоды, которая,
 как правило, в конце июля -- начале августа благоприятствует. Лучшее всего
 подгадать под вечерний прилив.


 
 

При благоприятных условиях время максимума прилива несложно
 оценить заранее (например, за поздним ужином). Если появление Луны в кульминации
 (самой высокой точке над данным пунктом земной поверхности) было отмечено,
 скажем, в час ночи, то максимум прилива следует ожидать около 3 часов (1+2)
 и около 15 часов (1+2+12).


 
 

Держаться левого по ходу берега губы Домашняя, длинный
 узкий скалистый остров
обходить слева. Курс на СЗЗ и З. На море даже
 при отсутствии ветра -- зыбь.


 
 Упомянутый остров в губе Домашняя ¦ kartinki/ponxgoma2/whitesea.jpg
 
 

На левом по ходу берегу, рядом с устьем р. Березовая, -- характерное
 грязноватое место сборов. В лес в южном направлении поднимается широкая
 тропа, через 400--500 м выводящая к "старой дороге". По ней --
 200--300 м направо, до "новой дороги". Здесь -- опять направо и

<< Пред.           стр. 158 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу