<< Пред. стр. 157 (из 787) След. >>
здоровенной глыбы.Через ~5км после впадения р.Егут начинается наиболее
отвратная часть реки - Егут по ширине в этом месте равен
Поньгоме, но она становится не вдвое глубже, а вчетверо шире.
Воды, соответственно, нет совсем, стоянок - тоже. Стояли у
"моста" из бетонных труб (слева, 70 м по тропе [болото] от реки
и будет около зимника вполне приличное место - во всяком
случае, лучше тут точно нет. Кстати, эта тропа ведет к дер.
Кузема, всего километров 5.) Дальше по карте нарисовано нечто,
подписанное скопом "пороги". Стоит ли их осматривать -
сомнительно. Все они представляют собой здоровые сливы, с
"обязательной программой". Резко отличается пор.Мостовой (хмм..
надеюсь, это он. "Группам с недостаточным опытом рекомендуется
обнос" - щасс... полкилометра сплошных болотных кустов :) -
ориентиром является тот самый мост, приехавший сверху и
валяющийся посреди, на острове. Река переливается через
огромный выход гранита. Увы - при немеряной ширине, большая
часть этой штуковины сухая, вода пробивается по краям. Справа
виднеется водопадик (острые зубья отбивают охоту знакомиться с
ним поближе), слева - две ступеньки (между которыми еще надо
увернуться от негостеприимного булыжника) сразу после второй
надо резко отгрестись вправо (я предпочел не рисковать и
затолкал своего бегемота в стоячую воду под левым берегом,
чтобы зайти поакуратнее). А вот дальше - кажется, что дальше
традиционный уходящий за поворот гадкий финиш. Поэтому, увидев
за порогом линию ЛЭП - не поленитесь, дойдите до _самого_
конца. И посреди этого шкуродера обнаружится почти метровая
ступень, сверху абсолютно невидимая, да еще и подходы к ней
богато нафаршированы камнями. Я увидел куда влетел только
тогда, когда вылез из байды, чтобы снять ее с этих камней.
Оказалось, что назад утащить ее я уже не могу, вперед и справа
- сплошные камни, а слева - оно. И развернуться в одиночку я
уже не успеваю, влечу туда бортом. В результате перечень моих
маразмов пополнился перлом "упал на байду" - оттащить ее куда
надо я с помощью девушки-матроса сумел, а вот удержать там -
нет.
Далее уже видно железнодорожный мост, (кто раскатал губы -
закатайте обратно, до станции Поньгома отсюда дальше, чем до
Куземы, да еще и ничего там теперь не останавливается) под
которым опять порожек (ура - не надо продираться по кустам,
можно вылезти на мост и все с него увидеть. В частности, то,
что можно было и не лазить). Оба сомнительных участка
проходятся чуть левее центра, ну а дальше - как обычно...
бэээ...
[И вовсе он не "длинный", товарищ Шилов, метров 200]. "За
ним - несколько перекатов" (все оттуда же). Один из этих
"перекатов" - весьма хитрый порог, предусматривающий три
способа прохождения:
1) халявный - сползти на брюхе по абсолютно гладкому
гранитному желобу, после чего впереди будет небольшой чистый
сливчик, где воды вполне хватит, или
2) совсем халявщики могут до сливчика свернуть вправо - в
узенькую протоку, почти без течения, обходящую вообще почти
весь порог (местные ее что-ли прорыли?). Где и будут наказаны -
оттуда очень неудобно заходить в "обязательную часть". :)
3)... ну, по струе, конечно. Под п.б., ступень, обливники
ниже ступени, треугольная глыба, на которую изрядно наваливает
(одна из наших трех байдарок почти поздоровалась с этой штукой,
другая смачно налетела на что-то из "подарков" ниже ступени) и
которую надо оставить слева, чтобы правильно вписаться в
здоровенный слив (если он покажется не вполне приятным, можно
попробовать еще убраться резко вправо, в халявный вариант #1 )
Ну вот - почти и все. Перед носом - мост автодороги
Поньгома-Кузема (выглядит так, как будто ему сто лет, и все сто
лет он не ремонтировался). Чалиться лучше справа. Автобуса нет
и не будет. Будет - Морской порог. Чрезвычайно фотогеничен
из-за небольшой бочки посреди гранитной "трубы" с быстротоком.
Проходить лучше в полный прилив - дальше предстоит еще
продираться через "обязаловку" (держаться п.б.), причем с
"техногенным мусором", метров 400 до самого моря. В отлив,
скорее всего, там не пролезть вовсе. На сей раз
двухкилометровки врут - дер.Поньгома + какие-то дачи тянется аж
от предыдущего порога и до самого моря, т.е. не рассчитывайте
тут стоять.
Гмм... Вот и все. Как и не ходил никуда. Остается
напомнить традиционное пожелание не лезть в Березовую губу в
отлив, кстати, мы дошли по речке до автомоста и пока
разбирались, поступило аж два предложения нас подвезти на
станцию. Чего и всем желаю, чем таскаться полтора километра по
болоту от всеобщего места разборки.
Резюм:
Все было бы хорошо, если бы налили еще сантиметров 20
воды. Т.е. речка для июньского похода, от моста Питер-Мурманск
до Куземы (и забрасываться, видимо, лучше оттуда). Я бы не
сильно рассчитывал пройти ее в "спортивном" темпе за два дня
(если, конечно, идти на обычной байде), из-за того что
"ступеньки" полностью закрывают обзор и по большой воде
придется почти каждый порог осматривать с берега ("осмотр
порогов после прохождения" для этой реки явно чреват глупыми
неприятностями), но неделя с парой дневок - более чем
достаточно.
===============================================================
FILE: ponxgoma2.txt
Поньгома
---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:
С небольшими Inline-картинками. 300 Kb¦ponxgoma2.txt_with-icons.html
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 1300 Kb¦ponxgoma2.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------
Река ПОНЬГОМА
от оз. Лулло до Белого моря.
Краткое техническое описание.
й А.М. Афиногенов. 1996.
Химический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, (095) 9393223, Е-mail:
afin@radio.chem.msu.ru
Описываемый маршрут (110 км, около 2-х недель с дорогой и дневками)
обладает целым рядом достоинств, которые делают его весьма подходящим для
семейного сплава. Следует отметить простоту заброски, возможность аварийной
эвакуации на полпути (по трассе Санкт-Петербург -- Мурманск), относительную
"незатоптанность" (народу на порядок меньше, чем на Воньге или
Охте), практическое отсутствие местного населения (редкие рыбаки и охотники),
отличные оборудованные места для дневок, надежную рыбалку и, наконец, грибы-ягоды.
Кроме того, существенным представляется и разнообразие маршрута: здесь
и уютные живописные озера, и речные порожистые отрезки, и короткие удобные
волоки и даже небольшой переход по морю. К недостаткам маршрута можно отнести
отсутствие порогов IV--V категории сложности; в спортивном отношении этот
маршрут -- твердая "двойка", к сожалению, не более того. Прежде
чем сделать свой выбор, необходимо постараться узнать уровень воды текущего
сезона в Карелии (что несложно сделать при нынешнем развитии информационного
обеспечения) и, в случае маловодного года, отложить путешествие до лучших
времен.
ДОРОГА (от Москвы)
Туда: Ленинградский вокзал, поезд No112 ск. Москва -- Мурманск,
отправление 1.19 ежедневно. Ст. Кемь -- прибытие 1.13, стоянка 18 мин (1996
г.). Автотранспорт: звонить заранее (автоматической связи нет, нужно заказывать
разговор) в г. Кемь 2-18-07 (Сазонкин Евгений) или 2-09-36 (Воробьев Вячеслав).
Вас встретят у поезда и отвезут на вахтовом автобусе до оз. Лулло (около
90 км, 50 тыс. руб. с человека (1996 г.)). Существует более продолжительный
(на 35--40 км, 3--4 дня) вариант маршрута, начинающийся от оз. Шомбозеро.
До него от Кеми около 120--130 км, те же водители отвезут и туда, если у
группы оформлено разрешение на въезд в погранзону. Стоимость заброски в
этом случае, по-видимому, будет несколько выше.
Обратно: ст. Кузема: поезд No343 пасс. Мурманск -- Москва, приб.
23.55 ежедневно, стоянка 2 мин. Прибытие в Москву -- 4.22 (1996 г.).
ПОЯСНЕНИЯ
Приведено техническое ходовое время для группы из 12 человек (6 байдарок),
состоявшей из участников с разным опытом и двоих 11-летних детей. Техническое
ходовое время включает в себя перекуры, ожидания, осмотр порогов, при общем
неторопливом темпе сплава. Сохранена нумерация порогов отчета No1994 ЦМТБ,
что вызвало необходимость присвоения некоторым порогам номеров с индексом
"а". Приведенное описание относится к уровню воды "выше
среднего" (по мнению участников, подтвержденному местными жителями).
КРАТКАЯ ЛОЦИЯ
По Калевальской трассе -- около 1.5 часов и еще 0.5 часа по хорошей грунтовке
(всего около 90 км) до так называемой "Базы отдыха гидростроителей
Белопорожской ГЭС" (несколько сарайчиков, легковых машин и мотоциклов
под охраной сторожа) на ЮВ берегу оз. Лулло (на 2-х километровой карте
на этом месте обозначен летний домик).
Оз. Лулло -- плотина No1 (23 км, 9.5 х.ч.) (через оз. Варозеро
маршрут удлиняется на 3.5--4 км (на 2.5 х.ч.)
По оз. Лулло на СЗ 45 мин (3 км) до поворота за мыс, и еще 20 мин (1
км) на ССВ до начала протоки. Протока сильно замаскирована камышами и обнаруживается
только за 50--70 м, можно рекомендовать прием "упреждения азимута".
Подъем по протоке -- 40 мин (1--1.5 км). Ширина 4--6 м, глубина не более
40 см. До 1-ой и после 3-ей плотин -- на веслах. В середине проводка: мелкие
перекаты и три плотины (точнее, остатки старых мельничных плотин).
По оз. Вотани (Вотина) до протоки из оз.Цени (Цеппи) -- около часа (5
км). На полпути, на правом по ходу берегу озера (на траверзе мыса, разделяющего
оз. Вотани и оз. Кайанперя) -- хорошая оборудованная стоянка.
Вид со стоянки на оз. Вотани ¦ kartinki/ponxgoma2/sundown.jpg
Протока из оз. Цени обнаруживается без труда. Подъем по ней -- 10 мин
(500 м) на веслах (слабое встречное течение, глубоко, ширина 5--10 м).
По оз. Цени -- около 30 мин (2--2.5 км) до траверза домика-дачи (на последнем
слева по ходу мысу озера). В 500 м на СВ от мыса с домиком-дачей (и в 700--800
м правее протоки из оз. Кивиярви, находящейся в СЗ заливе) на северном
берегу оз. Цени -- волок в оз. Кивиярви. Волок I: 300--400 м по тропе
вверх и вниз через гору; около 2-х техн. часов.
Другой вариант волока I: идти от мыса с домиком-дачей
в СЗ угол озера Цени к обозначенной на карте протоке (500--600 м). По протоке
можно подняться около 100 м (узко, кусты, но глубоко) до старой заросшей
песчаной дороги (далее протока непроходима). Выгрузиться на правый по ходу
берег, отойти от протоки по дороге на 50 м и повернуть налево на тропу,
идущую вдоль протоки к озеру (300 м). Вариант по расстоянию и временным
затратам аналогичен основному, в целом менее удобен, но без подъема и спуска.
(От ред.: 100 м по протоке можно пройти только на КНБ или "Егере".
Каркасную байдарку заклинивает уже на 50 м).
По оз. Кивиярви около 1.5 км на ССЗ -- к северному берегу восточной (широкой)
части озера. В ЮВ части озера -- хорошие стоянки, пляжи.
Начало волока в оз. Поньгома обнаруживается без труда. Через 250--300
м сыроватая широкая тропа, плавно поднимающаяся в северном направлении,
пересекает хорошую грунтовку, проходящую по водоразделу. После пересечения
тропа становится грунтовой дорогой, которая через 500 м выводит мимо сарая
(обозначенного на карте) на песчаный берег оз. Поньгома. Волок II:
до 800 м; около 2-х техн. часов.
Другой вариант волока II (через оз. Варозеро (Вуаръярви)):
начало волока на северном берегу западной (узкой) части оз. Кивиярви. Вверх
в гору около 150--200 м до новой лесовозной дороги. Далее -- еще столько
же вверх по старой дороге до перевала. Отсюда -- вниз, напрямик к озеру
(150 м). Всего около 500 м; 2 техн. часа. До протоки в оз. Поньгома -- 1.5
км. Начало протоки в заливе восточного берега, напротив гряды-отмели, которая
является оконечностью полуострова западного берега. В северном заливе оз.
Варозеро -- отличное место стоянки на каменном мысу. Длина протоки 1.5 км,
ширина 2--3 м, глубина 1 м. Иногда затопленные коряги, камни. Один за другим
-- два обноса (два моста и еще один). Береговые заросли внезапно заканчиваются
и протока выходит в песчаную бухту оз. Поньгома, примерно в 1 км западнее
окончания прямого волока из оз. Кивиярви. Всего по протоке -- 2 техн. часа.
Оз. Варозеро редко посещается, на нем хорошая рыбалка. Если есть время,
имеет смысл пройти через него.
По озеру Поньгома -- около 1.5 часов (7 км) до плотины No1. Идти на С,
затем повернуть на В вдоль правого по ходу берега. В районе поворота, на
первом острове -- хорошая стоянка. После островов придерживаться правого
берега. Курс -- ЮВ.
Плотина No1 -- выход в оз. Вокшозеро (20 км, 8.5 х.ч.)
Плотина No1. Простой невысокий слив. Сходу. Через 100 м после плотины
--
Порог No1 (Кат. сл. -- Iа, длина -- 50--70 м). Обход камня в середине. Сходу.
Через 15 мин плеса --
Порог No2 (Iа, 50 м). Мелкий. Сходу. Через 100 м --
Порог No3 (Iа, 50 м). Слив между камней, мелкий заход. Сходу. Через порог
перекинут авт. мост. Через 100 м --
Порог No4 (Iб, 100--150 м). Небыстрый, неширокий. В середине -- ряж. Начало
-- левее центра, перед поворотом реки влево уходить под правый берег, далее
-- по основной струе. Можно осмотреть. Через 5 мин плеса --
Порог No5 (Iб, 100 м). Шиверистого типа, мелковатый. Можно осмотреть.
Через 10 мин плеса --
Порог No6 (Iб, 200 м). Мелководная, небыстрая шивера-змея. Сходу. Сразу
--
Порог No7 (Iб, 100 м). Помощнее и поглубже предыдущих. Зигзаги из стороны
в сторону. Струи чистые. Сходу. Через 10 мин -- оз. Номозеро. На всем описанном
отрезке реки есть стоянки. По оз. Номозеро до плотины No2 -- 50 мин (4.5
км) в ЮВВ направлении. В первой половине озера -- три мыса по правому берегу.
На всех трех -- отличные оборудованные стоянки.
Плотина No2. Простой глубокий слив. Сходу. Через 50 м --
Порог No8 (Iа, 50 м). Мелкая шиверка с грядками. Идти лучше по одному.
Сходу. Через 200 м --
Порог No9 (Iб, 250 м). Шиверистого типа. Большую часть (прямую) идти
вплотную к левому берегу (узкая струя), затем вираж вправо и выход влево.
Можно осмотреть.
Через 10 мин -- оз. Кокорино. По озеру 20 мин (2 км). Курс -- на стоянку
(левый берег). Справа на мысу -- старообрядческое кладбище. Исток р. Поньгома
-- сразу за стоянкой (поворот налево). В течение 15 мин (до 10-го порога):
два переката, озеровидное расширение (на левом берегу стоянка), река уходит
вправо.
Порог No10 (Iб, 100 м). Мощнее предыдущих. Вход и средняя часть просты,
выход -- вираж в струе с обходом трех камней (слева, справа и опять слева).
Струя упирается в большой камень. Лучше осмотреть. Через 15 мин спокойной
воды --
Порог No11 (Iа, 50 м). Ближе к перекату. Несложный, сходу. Через 15 мин
(перекаты, острова) --
р. Кадиречка (крупный правый приток). Через 15 мин --
Порог No12 (Iа, 50 м). Несложный, небыстрый. Сходу. Через 10 мин (4 переката)
--