<< Пред.           стр. 157 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 здоровенной глыбы.
  Через ~5км после впадения р.Егут начинается наиболее
 отвратная часть реки - Егут по ширине в этом месте равен
 Поньгоме, но она становится не вдвое глубже, а вчетверо шире.
 Воды, соответственно, нет совсем, стоянок - тоже. Стояли у
 "моста" из бетонных труб (слева, 70 м по тропе [болото] от реки
 и будет около зимника вполне приличное место - во всяком
 случае, лучше тут точно нет. Кстати, эта тропа ведет к дер.
 Кузема, всего километров 5.) Дальше по карте нарисовано нечто,
 подписанное скопом "пороги". Стоит ли их осматривать -
 сомнительно. Все они представляют собой здоровые сливы, с
 "обязательной программой". Резко отличается пор.Мостовой (хмм..
 надеюсь, это он. "Группам с недостаточным опытом рекомендуется
 обнос" - щасс... полкилометра сплошных болотных кустов :) -
 ориентиром является тот самый мост, приехавший сверху и
 валяющийся посреди, на острове. Река переливается через
 огромный выход гранита. Увы - при немеряной ширине, большая
 часть этой штуковины сухая, вода пробивается по краям. Справа
 виднеется водопадик (острые зубья отбивают охоту знакомиться с
 ним поближе), слева - две ступеньки (между которыми еще надо
 увернуться от негостеприимного булыжника) сразу после второй
 надо резко отгрестись вправо (я предпочел не рисковать и
 затолкал своего бегемота в стоячую воду под левым берегом,
 чтобы зайти поакуратнее). А вот дальше - кажется, что дальше
 традиционный уходящий за поворот гадкий финиш. Поэтому, увидев
 за порогом линию ЛЭП - не поленитесь, дойдите до _самого_
 конца. И посреди этого шкуродера обнаружится почти метровая
 ступень, сверху абсолютно невидимая, да еще и подходы к ней
 богато нафаршированы камнями. Я увидел куда влетел только
 тогда, когда вылез из байды, чтобы снять ее с этих камней.
 Оказалось, что назад утащить ее я уже не могу, вперед и справа
 - сплошные камни, а слева - оно. И развернуться в одиночку я
 уже не успеваю, влечу туда бортом. В результате перечень моих
 маразмов пополнился перлом "упал на байду" - оттащить ее куда
 надо я с помощью девушки-матроса сумел, а вот удержать там -
 нет.
  Далее уже видно железнодорожный мост, (кто раскатал губы -
 закатайте обратно, до станции Поньгома отсюда дальше, чем до
 Куземы, да еще и ничего там теперь не останавливается) под
 которым опять порожек (ура - не надо продираться по кустам,
 можно вылезти на мост и все с него увидеть. В частности, то,
 что можно было и не лазить). Оба сомнительных участка
 проходятся чуть левее центра, ну а дальше - как обычно...
 бэээ...
  [И вовсе он не "длинный", товарищ Шилов, метров 200]. "За
 ним - несколько перекатов" (все оттуда же). Один из этих
 "перекатов" - весьма хитрый порог, предусматривающий три
 способа прохождения:
  1) халявный - сползти на брюхе по абсолютно гладкому
 гранитному желобу, после чего впереди будет небольшой чистый
 сливчик, где воды вполне хватит, или
  2) совсем халявщики могут до сливчика свернуть вправо - в
 узенькую протоку, почти без течения, обходящую вообще почти
 весь порог (местные ее что-ли прорыли?). Где и будут наказаны -
 оттуда очень неудобно заходить в "обязательную часть". :)
  3)... ну, по струе, конечно. Под п.б., ступень, обливники
 ниже ступени, треугольная глыба, на которую изрядно наваливает
 (одна из наших трех байдарок почти поздоровалась с этой штукой,
 другая смачно налетела на что-то из "подарков" ниже ступени) и
 которую надо оставить слева, чтобы правильно вписаться в
 здоровенный слив (если он покажется не вполне приятным, можно
 попробовать еще убраться резко вправо, в халявный вариант #1 )
 
  Ну вот - почти и все. Перед носом - мост автодороги
 Поньгома-Кузема (выглядит так, как будто ему сто лет, и все сто
 лет он не ремонтировался). Чалиться лучше справа. Автобуса нет
 и не будет. Будет - Морской порог. Чрезвычайно фотогеничен
 из-за небольшой бочки посреди гранитной "трубы" с быстротоком.
 Проходить лучше в полный прилив - дальше предстоит еще
 продираться через "обязаловку" (держаться п.б.), причем с
 "техногенным мусором", метров 400 до самого моря. В отлив,
 скорее всего, там не пролезть вовсе. На сей раз
 двухкилометровки врут - дер.Поньгома + какие-то дачи тянется аж
 от предыдущего порога и до самого моря, т.е. не рассчитывайте
 тут стоять.
 
  Гмм... Вот и все. Как и не ходил никуда. Остается
 напомнить традиционное пожелание не лезть в Березовую губу в
 отлив, кстати, мы дошли по речке до автомоста и пока
 разбирались, поступило аж два предложения нас подвезти на
 станцию. Чего и всем желаю, чем таскаться полтора километра по
 болоту от всеобщего места разборки.
 
  Резюм:
 
  Все было бы хорошо, если бы налили еще сантиметров 20
 воды. Т.е. речка для июньского похода, от моста Питер-Мурманск
 до Куземы (и забрасываться, видимо, лучше оттуда). Я бы не
 сильно рассчитывал пройти ее в "спортивном" темпе за два дня
 (если, конечно, идти на обычной байде), из-за того что
 "ступеньки" полностью закрывают обзор и по большой воде
 придется почти каждый порог осматривать с берега ("осмотр
 порогов после прохождения" для этой реки явно чреват глупыми
 неприятностями), но неделя с парой дневок - более чем
 достаточно.
 
 ===============================================================
  FILE: ponxgoma2.txt
  Поньгома
 
 
 
 ---------------------------------------------------------------
 Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
 то можете получить более красивые версии этого же документа:
 
  С небольшими Inline-картинками. 300 Kb¦ponxgoma2.txt_with-icons.html
  С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 1300 Kb¦ponxgoma2.txt_with-big-pictures.html
 ---------------------------------------------------------------
 
 
 

Река ПОНЬГОМА


 
 

от оз. Лулло до Белого моря.


 
 

Краткое техническое описание.


 
 

й А.М. Афиногенов. 1996.


 
 

Химический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, (095) 9393223, Е-mail:
 afin@radio.chem.msu.ru


 
 


 



 
 

Описываемый маршрут (110 км, около 2-х недель с дорогой и дневками)
 обладает целым рядом достоинств, которые делают его весьма подходящим для
 семейного сплава. Следует отметить простоту заброски, возможность аварийной
 эвакуации на полпути (по трассе Санкт-Петербург -- Мурманск), относительную
 "незатоптанность" (народу на порядок меньше, чем на Воньге или
 Охте), практическое отсутствие местного населения (редкие рыбаки и охотники),
 отличные оборудованные места для дневок, надежную рыбалку и, наконец, грибы-ягоды.
 Кроме того, существенным представляется и разнообразие маршрута: здесь
 и уютные живописные озера, и речные порожистые отрезки, и короткие удобные
 волоки и даже небольшой переход по морю. К недостаткам маршрута можно отнести
 отсутствие порогов IV--V категории сложности; в спортивном отношении этот
 маршрут -- твердая "двойка", к сожалению, не более того. Прежде
 чем сделать свой выбор, необходимо постараться узнать уровень воды текущего
 сезона в Карелии (что несложно сделать при нынешнем развитии информационного
 обеспечения) и, в случае маловодного года, отложить путешествие до лучших
 времен.


 
  ДОРОГА (от Москвы)
 
 

Туда: Ленинградский вокзал, поезд No112 ск. Москва -- Мурманск,
 отправление 1.19 ежедневно. Ст. Кемь -- прибытие 1.13, стоянка 18 мин (1996
 г.). Автотранспорт: звонить заранее (автоматической связи нет, нужно заказывать
 разговор) в г. Кемь 2-18-07 (Сазонкин Евгений) или 2-09-36 (Воробьев Вячеслав).
 Вас встретят у поезда и отвезут на вахтовом автобусе до оз. Лулло (около
 90 км, 50 тыс. руб. с человека (1996 г.)). Существует более продолжительный
 (на 35--40 км, 3--4 дня) вариант маршрута, начинающийся от оз. Шомбозеро.
 До него от Кеми около 120--130 км, те же водители отвезут и туда, если у
 группы оформлено разрешение на въезд в погранзону. Стоимость заброски в
 этом случае, по-видимому, будет несколько выше.


 
 

Обратно: ст. Кузема: поезд No343 пасс. Мурманск -- Москва, приб.
 23.55 ежедневно, стоянка 2 мин. Прибытие в Москву -- 4.22 (1996 г.).


 
  ПОЯСНЕНИЯ
 
 

Приведено техническое ходовое время для группы из 12 человек (6 байдарок),
 состоявшей из участников с разным опытом и двоих 11-летних детей. Техническое
 ходовое время включает в себя перекуры, ожидания, осмотр порогов, при общем
 неторопливом темпе сплава. Сохранена нумерация порогов отчета No1994 ЦМТБ,
 что вызвало необходимость присвоения некоторым порогам номеров с индексом
 "а". Приведенное описание относится к уровню воды "выше
 среднего" (по мнению участников, подтвержденному местными жителями).
 


 
  КРАТКАЯ ЛОЦИЯ
 
 

По Калевальской трассе -- около 1.5 часов и еще 0.5 часа по хорошей грунтовке
 (всего около 90 км) до так называемой "Базы отдыха гидростроителей
 Белопорожской ГЭС" (несколько сарайчиков, легковых машин и мотоциклов
 под охраной сторожа) на ЮВ берегу оз. Лулло (на 2-х километровой карте
 на этом месте обозначен летний домик).


 
 

Оз. Лулло -- плотина No1 (23 км, 9.5 х.ч.) (через оз. Варозеро
 маршрут удлиняется на 3.5--4 км (на 2.5 х.ч.)


 
 

По оз. Лулло на СЗ 45 мин (3 км) до поворота за мыс, и еще 20 мин (1
 км) на ССВ до начала протоки. Протока сильно замаскирована камышами и обнаруживается
 только за 50--70 м, можно рекомендовать прием "упреждения азимута".
 


 
 

Подъем по протоке -- 40 мин (1--1.5 км). Ширина 4--6 м, глубина не более
 40 см. До 1-ой и после 3-ей плотин -- на веслах. В середине проводка: мелкие
 перекаты и три плотины (точнее, остатки старых мельничных плотин).


 
 

По оз. Вотани (Вотина) до протоки из оз.Цени (Цеппи) -- около часа (5
 км). На полпути, на правом по ходу берегу озера (на траверзе мыса, разделяющего
 оз. Вотани и оз. Кайанперя) -- хорошая оборудованная стоянка.


 
 Вид со стоянки на оз. Вотани ¦ kartinki/ponxgoma2/sundown.jpg
 
 

Протока из оз. Цени обнаруживается без труда. Подъем по ней -- 10 мин
 (500 м) на веслах (слабое встречное течение, глубоко, ширина 5--10 м).


 
 

По оз. Цени -- около 30 мин (2--2.5 км) до траверза домика-дачи (на последнем
 слева по ходу мысу озера). В 500 м на СВ от мыса с домиком-дачей (и в 700--800
 м правее протоки из оз. Кивиярви, находящейся в СЗ заливе) на северном
 берегу оз. Цени -- волок в оз. Кивиярви. Волок I: 300--400 м по тропе
 вверх и вниз через гору; около 2-х техн. часов.


 
 

Другой вариант волока I: идти от мыса с домиком-дачей
 в СЗ угол озера Цени к обозначенной на карте протоке (500--600 м). По протоке
 можно подняться около 100 м (узко, кусты, но глубоко) до старой заросшей
 песчаной дороги (далее протока непроходима). Выгрузиться на правый по ходу
 берег, отойти от протоки по дороге на 50 м и повернуть налево на тропу,
 идущую вдоль протоки к озеру (300 м). Вариант по расстоянию и временным
 затратам аналогичен основному, в целом менее удобен, но без подъема и спуска.
 (От ред.: 100 м по протоке можно пройти только на КНБ или "Егере".
 Каркасную байдарку заклинивает уже на 50 м)
.


 
 

По оз. Кивиярви около 1.5 км на ССЗ -- к северному берегу восточной (широкой)
 части озера. В ЮВ части озера -- хорошие стоянки, пляжи.


 
 

Начало волока в оз. Поньгома обнаруживается без труда. Через 250--300
 м сыроватая широкая тропа, плавно поднимающаяся в северном направлении,
 пересекает хорошую грунтовку, проходящую по водоразделу. После пересечения
 тропа становится грунтовой дорогой, которая через 500 м выводит мимо сарая
 (обозначенного на карте) на песчаный берег оз. Поньгома. Волок II:
 до 800 м; около 2-х техн. часов.


 
 

Другой вариант волока II (через оз. Варозеро (Вуаръярви)):
 начало волока на северном берегу западной (узкой) части оз. Кивиярви. Вверх
 в гору около 150--200 м до новой лесовозной дороги. Далее -- еще столько
 же вверх по старой дороге до перевала. Отсюда -- вниз, напрямик к озеру
 (150 м). Всего около 500 м; 2 техн. часа. До протоки в оз. Поньгома -- 1.5
 км. Начало протоки в заливе восточного берега, напротив гряды-отмели, которая
 является оконечностью полуострова западного берега. В северном заливе оз.
 Варозеро -- отличное место стоянки на каменном мысу. Длина протоки 1.5 км,
 ширина 2--3 м, глубина 1 м. Иногда затопленные коряги, камни. Один за другим
 -- два обноса (два моста и еще один). Береговые заросли внезапно заканчиваются
 и протока выходит в песчаную бухту оз. Поньгома, примерно в 1 км западнее
 окончания прямого волока из оз. Кивиярви. Всего по протоке -- 2 техн. часа.
 Оз. Варозеро редко посещается, на нем хорошая рыбалка. Если есть время,
 имеет смысл пройти через него.


 
 

По озеру Поньгома -- около 1.5 часов (7 км) до плотины No1. Идти на С,
 затем повернуть на В вдоль правого по ходу берега. В районе поворота, на
 первом острове -- хорошая стоянка. После островов придерживаться правого
 берега. Курс -- ЮВ.


 
 

Плотина No1 -- выход в оз. Вокшозеро (20 км, 8.5 х.ч.)


 
 

Плотина No1. Простой невысокий слив. Сходу. Через 100 м после плотины
 --


 
 

Порог No1 (Кат. сл. -- Iа, длина -- 50--70 м). Обход камня в середине. Сходу.
 Через 15 мин плеса --


 
 

Порог No2 (Iа, 50 м). Мелкий. Сходу. Через 100 м --


 
 

Порог No3 (Iа, 50 м). Слив между камней, мелкий заход. Сходу. Через порог
 перекинут авт. мост. Через 100 м --


 
 

Порог No4 (Iб, 100--150 м). Небыстрый, неширокий. В середине -- ряж. Начало
 -- левее центра, перед поворотом реки влево уходить под правый берег, далее
 -- по основной струе. Можно осмотреть. Через 5 мин плеса --


 
 

Порог No5 (Iб, 100 м). Шиверистого типа, мелковатый. Можно осмотреть.
 Через 10 мин плеса --


 
 

Порог No6 (Iб, 200 м). Мелководная, небыстрая шивера-змея. Сходу. Сразу
 --


 
 

Порог No7 (Iб, 100 м). Помощнее и поглубже предыдущих. Зигзаги из стороны
 в сторону. Струи чистые. Сходу. Через 10 мин -- оз. Номозеро. На всем описанном
 отрезке реки есть стоянки. По оз. Номозеро до плотины No2 -- 50 мин (4.5
 км) в ЮВВ направлении. В первой половине озера -- три мыса по правому берегу.
 На всех трех -- отличные оборудованные стоянки.


 
 

Плотина No2. Простой глубокий слив. Сходу. Через 50 м --


 
 

Порог No8 (Iа, 50 м). Мелкая шиверка с грядками. Идти лучше по одному.
 Сходу. Через 200 м --


 
 

Порог No9 (Iб, 250 м). Шиверистого типа. Большую часть (прямую) идти
 вплотную к левому берегу (узкая струя), затем вираж вправо и выход влево.
 Можно осмотреть.


 
 

Через 10 мин -- оз. Кокорино. По озеру 20 мин (2 км). Курс -- на стоянку
 (левый берег). Справа на мысу -- старообрядческое кладбище. Исток р. Поньгома
 -- сразу за стоянкой (поворот налево). В течение 15 мин (до 10-го порога):
 два переката, озеровидное расширение (на левом берегу стоянка), река уходит
 вправо.


 
 

Порог No10 (Iб, 100 м). Мощнее предыдущих. Вход и средняя часть просты,
 выход -- вираж в струе с обходом трех камней (слева, справа и опять слева).
 Струя упирается в большой камень. Лучше осмотреть. Через 15 мин спокойной
 воды --


 
 

Порог No11 (Iа, 50 м). Ближе к перекату. Несложный, сходу. Через 15 мин
 (перекаты, острова) --


 
 

р. Кадиречка (крупный правый приток). Через 15 мин --


 
 

Порог No12 (Iа, 50 м). Несложный, небыстрый. Сходу. Через 10 мин (4 переката)
 --


<< Пред.           стр. 157 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу