<< Пред.           стр. 156 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 P.S. Первого правильно ответившего на все вопросы ожидает приз.
 
 
 

Отзывы и вопросы направляйте по адресу vokati@cityline.ru


 
 

...продолжение следует...


 ===============================================================
  FILE: pongoma.txt
  Поньгома
 
  From: Alexey Slavnov (alexey@slavnov.msk.ru)
 
  Москва-Кемь-автомобильный мост -- железнодорожный мост --
 Кузема-Москва
 
  Заброска от Кеми на машине(на счет машины можно
 договориться из Москвы по тел. 8-15-20936, спросить Вячеслава,
 ул. Гидростроителей 13-7).
 
  Фактически, это поход выходного дня, протяженностью ~80
 км.
  Состав: 5 каяков(3 полиэтилена, 2 КНК), руководитель
 Малышев А.П.
  Длительность Москва-Москва 11.06.97-19.06.97
 
  Через 15-20 мин. после моста мелкая шивера (не путать с
 порогом "падун"),
  после шиверы 5-10 мин. порог "падун". Ничего особенного из
 себя не представляет, узкий пологий слив, проход слева от
 центра, достаточно мелко, особенно, на выходе. Просмотр по
 левому берегу, перед порогом хорошая стоянка на л.б.
  Далее через 20-30 мин. порог "стол", просмотр по л.б., в
 большую воду слева слив ~1м. с плоской бочкой, возможен проход
 по центру. В малую воду неинтересен и для судов типа "Таймень"
 непроходим без ущерба для шкуры. Сразу за порогом хорошая
 стоянка на л.б.
  После "стола" не сложная но интерес ная шивера, через
 30-40 мин. озеро, перетекающее в следующее озеро, движение
 вдоль п.б. На выходе из озера порог,
  далее идут однотипные пороги, чередующиеся с плесами.
  Через 2-2.5 ч. порог "Роман" просмотр п л.б. Ориентир -
 стоянка с баней на л.б. далее виден разрушенный мост.
  Через 20-30 мин. порог "Корней" с воды плохо виден и
 слышен. Просмотр по п.б. Порог расположен после плеса за
 правым поворотом реки, с воды видно падение реки. Состоит из 2
 ступеней: 1-я мелкая, 2-я прямой слив без препятствий.
  Далее пороги, плесы и ничего интересного.
  Стоянки на маршруте есть в достаточном кол-ве, но на всех
 за дровами надо ходить в лес. Рыбы мало, если не сказать хуже.
 
 
  Поньгомский
 
 
  Ст.Лоухи - пос.Кестеньга - оз.Топозеро - волок на
 оз.Левицкое - озера Поньгома - Вокшоезро - р.Поньгома -
 ст.Кузема. Протяженность - 260 км. Продолжительность - 18 дней.
 Категория сложности - III.
  Этот популярный маршрут еначинается от Топозера, имеющего
 площадь 986 кв км, длину 75,3 км, ширину 30,3 км, длину береговой
 линии 545 км и 144 острова площадью 63 кв км. Озеро освобождается
 от льда в мае, иногда в июне. Контраст между огромным и
 просторным Топозером и зажатой в лесных массивах порожистой рекой
 Поньгомой, вытьекающей из одноименного озера, делают маршрут
 особенно привлекательным. Следует иметь в виду, что на
 северо-восточном побережье Топозера и близлежащих островах могут
 сохраниться со времен Отечественной войны неразминированные
 участки, и двигаться придерживаясь юго-западного побережья, где,
 кстати, больше живописных островов. В районе амршрута много рыбы
 - хариус, сиг, елец, окунь, щука, плотва, а также северной ягоды
 - морошки, брусники, голубики и черники. На беергах Топозера и на
 островах легко найти место, удобное для ночлега. Серьезный
 недостаток озера - постоянное сильное волнение, обусловленное его
 большой площадью и северными ветрами.
  Из наиболее удаленной на юго-восток части Топозера
 начинается волок около 500 м на озеро Левицкое, соединенное с
 озером Поньгома, откуда вытекает одноименная река. Всего на ней
 до 56 порогов (в сухое лето, при малой воде). Первые 40 порогов
 сравнительно несложные, за исключением непроходимых Падуна (23-й
 от озера Поньгома) и Столпорога (24-й). Длина Падуна около 70 м,
 на сливе река сужается до 8 м. При надежной страховке байдарки
 здесь можно провести вдоль самого берега. Столпорог, находящийся
 в 500 м за Падуном, обносят левым берегом по хорошей тропе длиной
 10 м.
  Последние 16-17 порогов наиболее сложны. Открывает эту
 цепочку 42-й по счету Романпорог. Отличительные признаки его -
 мост над ним и ледорез на входе в порог. При длине 500 м перепад
 уровней достигает 8 м. При малом и даже среднем уровне воды порог
 непроходим и обносится левым берегом по тропе. Все следующие
 пороги требуют повышенного внимания и высокой техничности при
 прохождении.
  Среди них выделяется Корнейпорог, главный слив которого
 обракзованный наклонной каменной плитой поперек русла, достигает
 перепада 5 м при длине 20 м; общая длина порога около 90 м. При
 подходе порог почти не виден, видны только гребни первого слива и
 за ними низко стоящие деревья, да слышен сильный шум. Причаливать
 надо к правому берегу и проводить суда (большую часть порога)
 вдоль правого берега. Главный слив обносится, но при высокой воде
 можно и через него сплавить байдарки у самого правого берега,
 страхуя их на длинной веревке.
  Для большинства поньгомских порогов характерны один, чаще
 два слива и мелкое каменистое русло на выходе из порога.
  После впадения правого притока - реки Егут Поньгома
 становится значительно многоводней.
  Завершить маршрут можно при пересечении реки с железной
 дорогой, вдоль которой пройти на север около 3 км до станции
 Кузема. Можно также идти по Поньгоме щдо устья (10 км), затем по
 Белому морю добраться до устья Березовки (12 км). По ее правому
 берегу идет тропа длиной 800 м до станции Кузема.
 
 Литература:
  1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
 ===============================================================
  FILE: ponxgoma.txt
  Поньгома
 
 
 
  Date: 05 Aug 97
  From: Alex.Korchmar@p100.f28.n5020.z2.fidonet.org ¦ mailto:Alex.Korchmar@p100.f28.n5020.z2.fidonet.org
 
  Итак, чорт меня занес именно туда, куда я ходить
 совершенно не собирался. Вкратце - мое мнение слегка
 изменилось: на эту реку есть смысл ходить - но _в_июне_ и не на
 каркасной байде. Прекрасная тренировочная речка на 3-4 ходовых
 дня получится (от автомоста). С "Тайменем" делать там
 совершенно нечего. (А уж на тройке я вообще больше никуда не
 пойду! :)
 
  Заброска
 
  Заброска: от Лоухов ходит автобус на Кестеньгу (в 7 утра,
 а 112-й поезд приходит туда аж полпятого). Дальше (до
 Софпорога) несколько сложнее и там погранзастава (со всеми
 вытекающими). В общем, доехать не проблема. IMHO, не проблема и
 обойтись без Топозера вовсе, забросившись от Куземы в любую
 точку на реке - по словам местных, в той же Куземе "60
 водителей" и возить им совершенно нечего.
 
  Топозеро
 
  У нас на все Топозеро ушло четыре ходовых дня - при
 абсолютно штилевой погоде. Вообще - озеро здоровенное и
 спрятаться от ветра там негде - в менее удачное время можно
 надолго застрять. Кстати, на северо-восточном берегу наблюдался
 (17-18 июля) неслабый лесной пожар, не факт, что погас. Для
 любителей лазить на топ-знаки - на о-ве Тараскин вышка изрядно
 гнилая, лезть выше первой площадки нам не захотелось, с нее вид
 хреновый, т.е. никакого. Вышка на г. Ярушвара (всей "горы" - 20
 метров), напротив о-ва Хамегеншари, растет под углом 25
 градусов и тоже восторгов не вызвала.
 
  Так, что у нас дальше... дальше протока в оз. Левицкое.
 Нет ее. Совсем нет. Даже следов не осталось. Есть явно
 искусственный канал, экономящий метров 300, но часть его
 придется все едино обнести. Дальше он упирается в насыпь, где и
 кончается (впечатление такое, что строили дорогу, но именно на
 этом месте обломились :) с противоположной стороны этой
 псевдо-дороги идет тропа (болото, бурелом, кусты - метров
 700-800). В сырую погоду стоит плюнуть на этот "канал" -
 добавится еще крюк, но хоть по хорошей дороге... (справа, там
 видно, главное с нее вовремя влево свернуть) На той стороне
 волока есть стояночка, но комарятник там :( Из Левицкого в оз.
 Поньгома ручеек есть, узенький и с кучей кирпичей, но вполне
 проходибелен. Где стоять - там есть, с избытком.
  Село Левицкое (видимо, в качестве издевательства, на одной
 из наших карт обозваное "базой отдыха") выглядит примерно как
 после падения ядреной бомбы где-нибудь неподалеку. (По слухам,
 последней в нем жила воинская часть, и, видно, при отбытии -
 оторвались... ) Естественно, никто там не живет. От места
 впадения ручья в озеро Поньгома до этой "достопримечательности"
 по дороге идти минут 20-30.
 
  До Номоозера река - сплошной шкуродер - штуки четыре
 шкуродерных переката, в том, что следующим за мостом, меня
 изрядно приложило бортом об камень посреди реки - девать там
 байду было совершенно некуда. (Мост, кстати, замечателен
 отсутствием соответствующей ему дороги. Просто вот сам по себе
 мост. Зимник там, что ли? Тогда зачем мост нужен? ;-) Со
 стоянками в Номоозере так: первый мыс справа - замечателен, но
 муравьев там - выше крыши (наши дамы дружно отказались там
 становиться), второй - без муравьев, и без стоянки, третий -
 муравьев чуть поменьше, стоянка сильно похуже. Ах, да - кроме
 муравьев есть еще какие-то куницеобразные звери (горностаи?),
 тырят рыбу и чихать на людей хотели.
 
 
  За Номоозером (пилить - не перепилить :) несколько
 перекатиков (как обычно, шкуродерной консистенции), оз.Кокорино
 (пляжик там такой, справа, симпатичный), дальше река сильно
 петляет, снова целая куча перекатов, после впадения правого
 притока количество воды в реке увеличивается, но она все еще
 остается преимущественно шкуродерной.
 
  Вокшозеро - одно из наиболее красивых в этих местах.
 Стоянка есть сразу в месте впадения реки, справа, но нам она
 чем-то не приглянулась; стояли на южном берегу, за проливом в
 восточную часть озера (кстати, найти его без карты было бы
 непросто, он очень узкий. Ориентир - двуглавая горка на В., к
 северу от нее три залива (средний - меньше), самый северный
 "залив" и является проливом). Стояночки там очень симпатичные
 ("бараньи лбы" на этом берегу видны еще из пролива, в них и
 надо целиться).
  За крайним из этих камней начинается просека (обозначена
 на двухкилометровке), через ~3км и четыре болота выводящая к
 геодезической вышке весьма впечатляющих размеров - ярусов
 шесть. К сожалению, со второй площадки кто-то уже кувырнулся
 (судя по характерному отсутствию именно средней части этой
 площадки - мы вяло поискали у основания вышки скелет нашего
 предшественника, но не обнаружили) но и с первой панорама
 открывается неплохая, ее почти не портит даже безобразный
 лесоповал непосредственно вокруг вышки.
  Между Вокшозером и Волиналамбина - узкая протока (а не
 пролив, как изображено на карте), желательно успеть увидеть
 загораживающий ее мысочек до запиливания в глухой залив на
 В-Ю-В. Волиналамбина ничем не примечательна.
  Перекатики, затем левый поворот и первый приличный порожек
 на этой реке (и, кажется, единственный, где я сумел ни разу ни
 за что не зацепиться) - то ли недостроенный, то ли давно смытый
 мост(с двух сторон подходит дорога, а посередине ничего нет).
 Вход и прохождение - по л.б., на выходе надо успеть вправо,
 т.к. там предусмотрен "сюрприз" в виде каменной гряды поперек
 реки. Если знать о ее наличии, то можно ничего не осматривать.
 Следующий порожек (или вторая ступень этого?) - громадный
 камень-остров посреди реки, более ничем не замечателен.
  Далее за динным плесом перекатик, и еще один, в начале
 которого на л.б. валяются шкура и ржавые кости Салюта (Люди!
 ЧТО и ГДЕ можно было тут с ним такого сделать, чтоб пришлось
 выбросить?) За мостом автотрассы Питер-Мурманск довольно близко
 находится пресловутый пор.Падун. Мы его обнесли, и, кажется,
 зря. Верхняя часть представляет собой примерно полуметровый
 водопадный слив, а в том месте, где хотелось бы с него с'ехать,
 подложена еще одна здоровенная глыба. Но струя там столь
 слабая, что, наверное, можно было бы продраться через слив под
 л.б. без особого ущерба.
  Дальше небольшой плес и "непроходимый" Стол-порог. Слева -
 водопадик, справа - небольшая ступенька и через 5 м - еще косая
 плита; посередине - торчат острые камни. Попытка спрыгнуть с
 его левой, водопадной части, привела к мертвому застреванию
 байды прямо посреди этого "водопада" - нос на камне уже под
 сливом, хвост наверху и никакого желания оттуда убраться. Без
 посторонней помощи сидел бы товарисч там до следующей весны :)
 В такую воду прекрасно проходится справа - почти по центру, на
 два-три метра правее места, где выступает куча булыжников;
 нижних камней бояться не стоит - течения под сливом практически
 нет. Попытка все же кильнуться в этом месте была сделана, но я
 слишком поздно увидел, что залез слишком влево от сбойки струй
 (в которой и хотел искупаться :) и она не удалась. В более
 приличную воду, вероятно, можно будет спокойно прыгать слева, а
 вот справа станет уже не так приятно.
  Дальше за левым поворотом еще один порог, на сей раз
 длинющий: шкуродерная шивера, слив в гранитных "воротах"
 (чью-то кружку под этим сливом я выловил, кому ее не хватает -
 может забрать нашу, лежит на стоянке выше порога :) и еще раз
 шкуродер, на сей раз уже совершенно отвратный. Стоянки есть по
 п.б. на Падуне, на Столе, за Столом, перед следующим и в его
 конце (эта - самая симпатичная, но с воды впечатления не
 производит- кажется, что там болото); а вот дальше - сорок
 минут стоячей воды в болотных гадких берегах до Рогозера.
 (направо, пересечь большой залив, сразу за ним - точно на Ю
 пойдет протока во вторую часть озера) Исток реки - порог с
 кучей кирипичей на входе, левым поворотом и сливом ~40 см.
 Проходится под п.б., т.к. посреди слива торчит здоровый острый
 камень, собственно, к правому берегу в любом случае попадешь,
 главное, как раз, все же успеть повернуть :)
  Далее - тьма-тьмущая шкуродеров.
  Ориентиром Роман-порога служит мост" (А.Шилов, "На
 байдарках по карелии") Средняя часть моста теперь служит
 "ориентиром" посреди порога Мостовой (эк, удачненько :),
 километрах в пятнадцати ниже по течению. "На память" остался
 ледорез, возможно, пригодный и для резания байдарок, но не в
 эту воду (обходить справа, почти прижимаясь к нему). Дальше -
 узость, оставшаяся от моста, затем ступенька, настолько мелкая,
 что байдарку пришлось сваливать с нее на руках (большая часть
 воды уходит в каменную кашу справа) Смотреть его желательно до
 конца, поскольку главная дрянь как раз дальше - естественно, мы
 это сделать не потрудились - я знал лишь о ее наличии,
 поскольку дошел только до ступеньки, остальные "узнали" в
 процессе прохождения, т.к. поленились дойти за мост, а река
 слегка поворачивает влево. Следующий порог - снова слив с
 гранитной плиты, изрядно разогнавшуюся там байду выносит прямо
 на острые камни (увы, но девать ее там некуда; большая часть
 прочих порогов будет такими же - сперва все очень прилично, а
 потом ты на большой скорости с треском влетаешь на совсем
 мелкое место, тянущееся еще метров 50-70)
  Далее - непременная куча шукродеров и Корней-порог. Этот
 явно не для каркасной байды (для катамаранов вопрос его
 прохождения решен окончательно, но вот как те мужики влезли со
 своим монстром в верхнюю часть реки, для меня - загадка). В его
 начале по п.б. стоянка, но сильно загаженная. Вообще, со
 стоянками на этом участке туговато, а дальше будет и совсем
 плохо. Мы стояли выше Корнея, слегка зайдя вверх по левому
 притоку. Следующий порог представляет собой здоровый слив с
 непременным финишем в куче мелких камней (дальше я уже не буду
 упоминать эту обязательную программу), заход на 2-3 м правее

<< Пред.           стр. 156 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу