<< Пред.           стр. 160 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 по берегам бревнами. Порог Березовый - короткий (около 150 м) и,
 благодаря руслостеснительной ряжевой дамбе, многоводный. Опасны в
 нем стоячие волны высотой до 1,5 м и бревна, усложняющие
 обстановку на воде.
  Примерно в 500 м от Березового, на 11-м км от устья, Тунгуду
 пересекает автострада Ленинград-Мурманск. Отсюда начинаетс
 плесовый участок реки, используемый как молехранилище. Здесь и
 нужно завершить путешествие. По шоссе часто ходят автомашины, и
 добраться до ближайших станций Тунгуды, Идели и Кочкомы несложно.
 Если путешествие заканчивется в конце августа, когда лесосплав на
 Тунгуде полностью прошел, можно выйти в реку Выг и по ней на
 станцию Тунгуда или Идель. На этом последнем участке (окоо 10 км)
 встретятся еще 3 порога (наиболее значительный последний -
 Банный, около 400 м). По сложности Банный аналогичен Березовому,
 но из-за отсутствия сплавного леса обстановка здесь проще. При
 разведке порога обратить внимание на чистоту ряжевых дамб, у
 которых могут еще остаться застрявшие бревна.
 
 Литература:
  1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
 ===============================================================
  FILE: segozero.txt
  Сегозеро
 
 
  Ст.Медвежья гора - пос.Мяндусельга - оз.Семчезеро -
 р.Поруста - озера Поруста - Эникозеро - Селецкое - р.Лужма -
 пос.Паданы - оз.Сегозеро - р.Сегежа - оз.Линдозеро - ст.Сегежа.
 Протяженность - 216 км. Продолжительность - 16 дней. Категория
 сложности - III.
  Подъезд к началу маршрута - озеру Семчезеро от поселка
 Мяндусельга на автомашине (50 км)Ю
  Основные реки Лужма и Сегежа - сплавные, что существенно
 усложняет маршрут. Лесосплав по Лужме заканчивается в начале
 июля, по Сегеже - в начале августа. На маршруте ловятся хариус,
 щука, плотва, окунь, много грибов, черники, брусники. Подъезды
 удобные. Сегозеро освобождается ото льда в начале мая, замерзает
 в ноябре-декабре.
  Верхняя половина реки Лужмы представляет собой порожистый
 участок с редкими плесами. Здесь около 10 порогов (в зависимости
 от уровня воды): Оянишко, Кирпа, Котомка, Островские, Пушкари и
 др. Опасны ряжевые дамбы (их на Лужме 13), окоол которых могут
 быть малозаметные в потоке застрявшие бревна. На последнем
 километре Лужмы - стометровый Мельничный порог. На реке нередки
 молехранилища, сортировочные и сплоточные рейды; их в ряде
 случаев рекомендуется обнести.
  Сегозеро лучше обойти вдоль западного и северного берегов,
 где много островов. Интересно побывать в поселке Паданы.
  На реке Сегеже (длина около 35 км) пороги расположены в
 верховье - на протяжении 4 км и в низовье - примерно с 6-го по
 11-й км (от устья реки). Особенно сложны пороги Попов и Кривой.
  В городе Сегеже обелиск в честь народных героев, павших в
 боях в 1919 году.
 
 Литература:
  1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
 ===============================================================
  FILE: lajmola.txt
  Лаймола, Укса
 
 From: Алексей Ветрюк alexey@utsfond.spb.su ¦ mailto:alexey@utsfond.spb.su
 Newsgroups: relcom.rec.tourism
 
 Ходил в начале мая на Лаймолу (юг карелии, впадает в Ладогу).
 Ощущения незабываемые!!! Воды очень много, речка вскрылась
 1-2 мая (мы были с 6 по 10), но на порогах остались наледи по краям
 !!!!!ОЧЕНЬ ОПАСНО!!!!!!!
 
 Вода и пороги.
 Могу порекомендовать Лаймолу и Уксу (параллельна речка) в мае для
 любителей очень острых ошушений и красивой природы, посмотреть есть что,
 убиться тоже есть где. Мы обнесли на Лаймоле в вернем течении 4 порога, а
 в нижнее так вообще не поехали, не смотря на значительный опыт и хорощее
 снаряжение( не хотелось зря рисковать байдарками и головами).
 
 Дополнительные комментарии - Валентин Юрин
  Я был на Уксу прошлым летом, в начале июня. К словам Алексея
  Ветрука могу добавить...
 
  1. Вообще
 
 Речки очень похожи по всем параметрам, но Лаймола сложнее
 
  2. Ледовая обстановка
 
  Лед сходит в первых числах мая, по многим описаниям и по
 нашему опыту т.е. стоит появляться на реках числа с 4-5 мая.
 Выехать до первомайских праздников - почти точно угодить во
 льды и ждать пока растаят. Наибольшей проблемой являются озера
 со слабым течением или вообше без оного. Можно пробираться
 вдоль берега, если есть дророжка воды, а она обычно есть, т.к.
 вода поднимается при таяньи. Если попадете в лед не
 отчаивайтесь, он может растаять дня за 2 (полностью).
  Ледовые наледи на порогах могут оставаться и дольше, это
 большая опасность, лед режет шкуру (даже совтранс с пеной) как
 бритва, течение имеет тенденцию затягивать под наледи байду,
 бр-р-р очень неприятно.
 
  3. Погода
 
  С погодой как обычно - т.е. как повезет. Нам повезло!!! Небо -
 ни облачка все 6 дней. Днем +30С, чуть дальше от воды, уже
 жарко невыносимо, можно ходить голым, за пол дня сгореть и
 купаться с превеликим удовольствием.
  Ночью... Ночью очень холодно -10С -15С, точно не знаю, но
 очень холодно. За ночь горячий котелок с чаем промерзает до
 дна. Один раз встали в 6 утра, руки примерзали (буквально) к
 палочкам от юрты.
 
  4. Вода
 
  Воды много, очень много, так много, что можно даже испугаться,
 даже утонуть можно.
  Если вы видели эти речки летом, то можно умножать колличество
 воды на 4, а лучше на 8, ...
  Пороги становятся более сложными, на 1 точно, и количество их
 увеличивается. Летом эти речки и пороги не опасны, так
 шкуродер. Весной спасжилет и каска - норма жизни, вернее
 выживания. Можно неожиданно влететь в порог с самыми разными
 последствиями. Всего на Лаймоле весной - порогов 10, куда мы
 не пошли и не пойдем ни за что. А не Уксе - где то 6, но из них
 три и летом неходимы.
  Более подробная информация о порогах есть в описаниях,
 например в Питерском турклубе, только на самом деле, половину
 порогов там забыли, особенно в верхней части, куда торопились,
 что-ли? На Уксу есть один порог Сари-коски чуть выше
 автотрассы Питкяранта-Петрозаводск и 5 падунов на последних 15
 км.
 
 From: Валентин Юрин:
 
  Мы заезжали на падуны снизу. 1-4 падуны высотой порядка 2 м,
 все проходятся. Пятый - в одной протоке маловодный водопадный
 слив 3 м, в другой крутопадающая шивера длиной около 200 м. Мы
 его не проходили исключительно потому, что он находится
 фактически в черте пос.Уксу, и ночевать нам там не хотелось, а
 чтобы успеть на сегодняшний поезд, надо было уже сматываться.
 
  За год до нас наши знакомые плыли сверху и Сари-Коски прошли
 тоже без проблем. Есть еще несколько простых шивер, все
 остальное - абсолютно гладкая гребля, по крайней мере, в июне.
 Встретили группу финнов, которые повадились кататься там на
 лодках для скоростного сплава и всю Уксу (около 100 км)
 пробегают за день.
 
 Одновременно с нами 1 байдарка ходила Лаймолу от автотрассы до
 низу и не нашла там абсолютно ничего.
 
 
  5. Заезд
 
 Заезд - ЖОПА!!!
 На речки можно попасть только из погранзоны или на половину
 маршрута с автомобильной дороги. Заезжать с дороги не советую,
 особенно в праздники. Автобусы там принципиально не ездят
 Местные мужики празднуют и их просто не уболтать, кого-то куда-то
 вести, даже за деньги, даже за большие....
 Цены на перевозки - Питер/3, Москва/5 + водка (ну это святое)
 
 Проблемы возникают со стороны Питера. Если ехать из Москвы, то
 прямые вагоны Москва-Питкяранта не заходят ни в какую
 погранзону. Вечером садишься, утром приезжаешь - удобнее, чем в
 Лосево.
 
 С железной дорогой проще. Выписываете всем командировочные
 удостоверения ( не забудте поспорта....
 
 И Вы -
 !!!Экспедиция ларька МММ по закупке у местных медведей кроликов!!!
  или
 !!!New Васюки экологически-венерологическая бригада!!!
 
 Только Вам придеся обЪяснять тупому сержанту, что это значит.
 С Питера ездют паравозы с Финляндского вокзала.
 Или обратно из Петрозаводска.
 
  6. Отъезд
 
 Отъезд нормальный, но неприятный. Вы попадаете на железную
 дорогу до Питкяранты, поезд в цивилизацию ходил вечером, часов
 в 6. Но едет он долго, достает...
 
 Москвичам хуже с обратным отъездом. На маленьких станциях типа
 Уксу поезд хочет - останавливается, не хочет - не
 останавливается, поэтому надежнее сделать крюк до Питкяранты и
 садиться там. Автобусы ходят регулярно, в т.ч. и по выходным
 (насчет праздников не знаю), но машину поймать действительно
 немного сложновато. Там народ не жадный, и деньгами их
 соблазнить трудно. Но если по пути - подвезут.
 
 
  7. Снова вообще
 
 Всем желаю туда попасть, и весной тоже, если ни кто не пострадает,
 не пожалеете. Можно еэдить и с мальчиками и с девочками, только не
 менее двух двоек, а лучше еще и с катамораном, а еще лучше
 с двумя ( так для страховки)
 
 RGDS
 Алексей Ветрюк
 ===============================================================
  FILE: lojmola.txt
  Лоция реки Лоймола
 
  Вскоре за ст.Лоймола - чистый, широкий перекат, за ним - 3-4 км
 стоячей воды, потом - цепь из 10-12 шивер на протяжении 12км, особенно
 хороши третья и последняя, уже за мостом. Некоторые шиверы
 труднопроходимы из-за малой воды. 6 км ниже моста - небольшое озеро,
 там можно найти место для стоянки.
  От этого озера до оз. Кирпиярви - около 8 км. Ниже озера - 3
 небольших переката, за третьим - порог Веер. - горка длиной порядка 2м,
 в середине - отвесный слив высотой 0.5м, правее него - зуб с
 характерным веером брызг. За порогом - неприятная мелкая шивера, потом
 - локальное озерцо, вскоре после него - вход в оз. Кирпиярви.
  Озеро Кирпиярви примерно 3 км в длину. Неплохая стоянка - на
 полуострове около входа в реку.
  Озеро Кирпиярви - оз. Сароярви, примерно 8 км. На выходе из озера
 - мостик; далее - два переката, шивера, еще 3 переката и пор. Ядрена
 Вошь (Кривая Бочка).. Порог представляет собой горку с большой бочкой.
 За порогом - 2 мелких, полунепроходимых переката, после - еще 2-4
 переката, за ними - порог Раякоски.. Ориентир - в реке эффектные скалы
 с трехметровыми трещинами. Крутая шивера со стояком и одним
 непроходимым выходом. По правому берегу - остатки ряжевой стенки. От
 порога Раякоски до оз. Сароярви около 3км.
  Длина оз. Сароярви - около 3 км. На выходе из озера - мостик и
 перекат.
  Оз. Сароярви - оз. Орасоярви, 9 км. Вскоре после выхода - длинная
 шивера, переходящая в перекат с чистыми проходами. После плеса,
 примерно в 1.5 км ниже озера, на прямом участке реки - пор.Цис..
 Шиверный заход с камнем в струе; слив порядка 0.5м рядом с огромным
 булыжником, с небольшой бочкой, далее - резкий поворот по крутой
 шивере. Ниже порога - примерно 4 переката, с более или менее чистыми
 проходами, за ними - короткий мощный порог, который сверху
 определяется как шивера. Вскоре за этим порогом, примерно в 3 км ниже
 пор. Цис - порог Табун., длина - 250 м, перепад - 8 м. Крутая шивера,
 далее - каньон, 2 мощных слива с бочками, потом - поворот, шивера, на
 выходе - два длинных булдыгана. Сразу за Табуном - озерцо и резкий
 поворот влево. На повороте - Пр.51, мощная шивера. Далее - Пр52 -
 шивера длиной 300м под высокой скалой на пр/берегу, много камней. За
 шиверой - л/поворот, эффектные скалы по пр/берегу. Пр51-53 -
 полноводные перекаты. Пр56 - сужение и небольшой слив.
  Оз. Орасоярви - длина порядка 10 км. После сужения и моста(?)
 лучше брать левее.
  Оз.Орасоярви - мост у с. Келатсельга, 16 км. После оз. Орасоярви
 - около 12 км стоячей воды, места плохие, болота, мелколесье. В 2 км
 ниже последнего озера - пр57, Осиновый каньон.. Длина - около 1 км.
 Начинается перекатом с ряжевой стенкой посередине, который перерастает
 в шиверу и входит в каньон. На левом повороте - прижим под скалу,
 слева - улов. Далее - пологий основной слив с прижимными бочками и 150
 м выходной шиверы, далее - длинный выходной перекат. От порога до
 автомобильного моста - примерно 4 км. За порогом - средние шиверы Пр58
 и Пр59, последняя - со сливом. Пр60 - шивера, начинающаяся перекатом,
 который за левым поворотом переходит в шиверу. За большим камнем на
 л/повороте - небольшой слив с валом. Под мостом - перекат Пр,61.
 
  Лоция нижней части реки Уукса
 
  ПОРОГ МОСТОВОЙ. Ориентиры : на крутом правом повороте реки
 внезапно начинается быстроток, впереди по левому берегу видна дорога.
 Чалка - к левому берегу. Порог начинается быстротоком с касательным
 прижимом к плите левого берега, за ним - большой левый карман с
 уловом, река делает зигзагообразный поворот и уходит под мост. За
 мостом - очень пологий слив с довольно мощной бочкой, за ней - стоячие
 валы и левый прижим в карман; после этого струя уходит вправо через
 перекат, река сильно расширяется. Проходится по центру, по возможности
 уходя от карманов. Чалка на левый берег после порога затруднена
 перекатом.
  Через 200 м после порога - длинная, около 300м, шивера ЛЕСТНИЦА.
  0ч 25 мин сплава от Мостового - впадение небольшого правого
 притока с быстрым течением, через 5 мин - локальная гряда через всю
 реку.
  0ч 45 мин сплава от Мостового - река разливается среди островов,
 поросших лиственным лесом, течения почти нет.
  1ч 35 мин сплава от Мостового - залитый водой перекат.
  2ч 20 мин сплава от Мостового - деревянный мост, пролеты забиты
 деревьями. Чалка - на левый берег у самого моста, обнос - по мосту на
 правый берег.
  ПОРОГ БЛЮДЦЕ - расположен в 50 м за мостом. Слив через всю реку,
 копия Лестницы на Мсте. После участка ровной воды по центру - пологий
 двухступенчатый слив, ограниченный обливными камнями, ближе к берегам
 - бочки. Высота слива примерно 1.3 - 1.5 м.
  0 ч 50 мин от пор.Блюдце - затопленный короткий перекат.
  2 ч 10 мин от пор.Блюдце - ЛОСОСЕВАЯ ШИВЕРА. Орнентир - на правом
 повороте виден песчаный обрыв на левом берегу с соснами на нем. Длина
 около 700 м, несколько поворотов в узком русле, на заходе - левый
 прижим на древесные стволы. Валы до 0.8м. На выходе - лобовой навал на
 маленький каменистый островок с двумя кустами, необходимо вовремя уйти
 вправо.
  2 ч 25 мин от пор.Блюдце - мелкая шивера над затопленным
 перекатом.
  2 ч 40 мин от пор.Блюдце - выход на пор. Розовый Слон.
  Пор. РОЗОВЫЙ СЛОН. Идентифицируется только по сильному шуму воды
 после левого поворота. Представляет собой очень мощный слив в левой
 трети реки между островом и левым берегом. В правой протоке - очень
 пологий мелководный слив по наклонной плите с последующим лобовым
 навалом на скалу из розового гранита, похожую на плывущего слона.
 Слева - слив высотой примерно 2.5 м, водопадный у левого берега и
 более пологий у острова; язык слива по диагонали разрезан
 винтообразным валом, отходящим от левого берега. В языке слива у
 острова - прижим в карман. После слива у левого берега - котел, улова

<< Пред.           стр. 160 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу