<< Пред.           стр. 161 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 под отвесной стенкой, несильный лобовой навал. В 10 м от слива стоит
 розовый камень - "слоненок", после него река успокаивается и сильно
 разливается. На обеих берегах - стоянки. Просмотр для прохождения - по
 левому берегу, обнос - по правому.
  Проходили слив в правой трети, там, где винтарь практически
 сливается с бочкой у подошвы слива, отгребаясь от правого кармана.
  Пор. МЕЛЬНИЦА. Расположен в 200 м от пор. Розовый Слон за большим
 плесом со стоячей водой. У правого берега видны остатки каменной
 плотины со срубом наверху. Чалка и просмотр - на правый берег перед
 плотиной. Порог представляет собой слив высотой 1.8 - 2 м, у левого
 берега непосредственно перед сливом - стоячие валы и левый прижим, по
 центру - подводный зуб, за ним, в сливе - обливной шар. Проходили
 порог под самым правым берегом.
  0 ч 30 мин от Мельницы - выход на пор. Каньон.
  Пор. КАНЬОН. Ориентиры : видна скала на правом берегу и заход в
 мелковдную правую протоку, слышен сильный шум. Чалка - на левый берег.
 Начинается стометровой мелкой шиверой в неглубоком каньоне, на выходе
 из него - слив 2м, изломанный тремя языками. В правом языке по
 диагонали лежит столетнее дерево, центральный - маловодный, с
 локальным уловом, довольно крутой. Между ними - пенный котел. Левый
 язык - пологий, у левого берега засорен обливными валунами, за ним -
 клиновидная бочка. За сливом, у левого берега - плита, пригодная для
 страховки и зачалки. Проходил по центру левого языка.
  0 ч 10 мин от каньона - затопленный перекат.
  0 ч 20 мин от Каньона - выход на пор. Храмина.
  Пор. ХРАМИНА - самый сильный на реке. Шум слышен за ближайшим
 левым поворотом реки, впереди - прямой участок быстротока, переходящий
 в шиверу. Чалка возможна на любой берег. Порог назван по циклопической
 кладке бывшей ГЭС из гранитных блоков, расположенной на правом берегу.
 Просмотр и страховку лучше проводить по левому берегу, он невысокий и
 позволяет более реально оценить мощность порога, чем отвесный правый.
  Длина порога около 300м. Начинается стометровой разгонной
 шиверой, пересеченной мелководной грядой. Вода прявляет тенденцию к
 уходу вправо. В 10 м от гряды - метровый слив через всю реку, за ним -
 стоячие валы. Справа начинается отвесная стенка, на которую идет
 длительный навал. На небольшом левом повороте - мощный слив высотой не
 менее 2 м, водопадный под правым берегом, за ним - мощный котел. По
 центру реки сразу за сливом - большой обливной шар с бочкой за ним,
 вода преимущественно сваливает с него вправо, левее шара - пологий
 язык с отходящей от него продольной бочкой. В 15 м за сливом - куча
 надводных камней по центру, от нее к отвесной скале правого берега
 отходит вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная
 струя. Слева от кучи - маловодная, но проходимая дорожка через слив
 высотой 0.8 м. Далее начинается шивера, русло делится вдоль цепочкой
 островов, попасть из одной части в другую довольно затруднительно.
  Проходили порог, прижимаясь к левому берегу, основной слив
 проходили по левому языку, уходя в проход левее центральной кучи
 камней.
  На правом берегу - множество кострищ, подходит дорога со станции
 Ууксу; с реки иногда слышен шум автомобилей.
  Сразу за порогом начинается шивера длиной около 1.5 км.
  0 ч 35 мин от пор. Храмина - затопленный перекат.
  0 ч 45 мин от пор. Храмина - шивера длиной 200 м, валы до 1 м. На
 выходе часть воды уходит в боковые протоки. Сразу за ней, после улова
 - вторая шивера, на заходе - каменистый перекат, проход справа. Над
 шиверой натянут высокий трос. На выходе - разлив, справа за деревьями
 видна мачта ЛЭП, через реку идут провода.
  На правом берегу видна наклонная плита, на которую можно
 зачалиться для разборки. Примерно здесь начинается пос. Ууксу, до
 станции - немного более 1 км по шоссе. Желающим сплавиться до
 Ладожского озера лучше держаться левого берега и заранее просмотреть
 обнос. Река делится на две равнозначные протоки: в левой, по сведениям
 предидущей группы - непроходимый водопад; в правой, возле остатков
 бывшей ГЭС - порог, в нашу воду оцениваемый 5 к.с., а в обычную воду
 непроходимый. Ориентир захода в порог - бетонный "дзот", торчащий из
 правого берега примерно в 200 м ниже плиты. Обнос по правому берегу
 вдоль реки очень труден, а шоссе вскоре несколько отходит от реки.
 Просмотр порога - по остаткам плотины ГЭС высотой 10-12м с дороги,
 идущей по правому берегу. Наша группа этот порог не шла.
 
 ===============================================================
  FILE: uksunjoki.txt
  Уксунйоки
 
 А так же Лаймоланйоки, Тулемайоки
 
 From: Woldemar Tyunkov 2:5030/168.5 06 Jul 95
 
  Это реки в Южной Карелии, впадающие в северо-восточную часть
 Ладоги.
 
  По Уксунйоки ходил два раза - на катамаране (половину реки
 начиная от моста на 43 км) и байде (всю реку от п.Райканкоски
 до п.Укса). Категория I-II с элементами V. Длина 100 км 3-4
 дня. Населенка вдоль реки отсутствует полностью.
  Сезоность реки первая половина мая, в это время ее ширина от
 15 до 50 метров. Завалов нет, только ~30-35 км остатки моста с
 набившимися между сваями бревнами и на ~55 км сломаный
 деревяный мост у начала порога (отличное место для стоянки).
 Сложность порогов возрастает равномерно, и кончается река 4
 падунами, сложность которых тоже нарастает от 1 к 4. Есть 5
 падун в п.Укса, но похоже еще не родился тот водник, который
 рискнет его пройти. Падуны естественно-исскуственые - скальные
 сбросы с разрушеными мельницами или плотинами. 1 падун - 2
 слива по 1-1.5 м высотой разделенных островом, до и после слива
 река спокойная. 2 падун - разрушеная мельница в 150 м от
 первого, 1 слив высотой ~2 метра, после слива река опять же
 спокойная. 3 падун через 3 км после второго (самое красивое
 место на реке, стоянка на скале над падуном) 1 слив 2-2.5 метра
 высотой в скальных воротах, перед сливом порог 200 м, после
 слива мощнейшая бочка дальше спокойное течение. 4 падун через 3
 км после третьего (разрущенная электростанция) 1 слив 4 м
 высотой после него "шивера" 2 км. На майских она представляет
 собой порог с метровыми валами на последних 500 метрах. Идя на
 байдах обнесли все 4 падуна, хотя первый ходим по левому сливу,
 но есть шанс сломать байду.
  Всего на реке около 17 порогов (включая падуны) длиной от 50 м
 до 2 км. Все пороги очень удобные в отношении организации
 страховки и зачаливания до и после порога.
  Из порогов внимательного осмотра требует 7 порог "Плиты" с
 тремя сливами (на майских его прошел только 1 экипаж (успешно)
 два остальных обнесли) и порог под мостом (действующим) на 43
 км (был обнесен всеми, хотя за год до этого мы прошли его на
 катамаране).
  На катамаране мы прошли первые два падуна (при прохождении
 второго 3 из 4 человек команды были смыты, хотя катамаран не
 перевернулся), оставшиеся два благополучно обнесли.
  Я бы с удовольствием еще раз туда съездил. Про Лоймаланйоки
 ничего не знаю. По Тулемайоки ходил один знакомый каякер -
 сказал что круто, из этого надо делать соответствующие
 выводы...
 
  From: Валентин Юрин. 1995
 
 Недавно (7 июня) вернулся с речки Уксун-Йоки. Это Юго-Западная
 Карелия - район, мало известный туристам; он популярен,
 насколько я знаю, только у туристов Санкт-Петербурга, поэтому
 стоит рассказать о нем подробнее.
 
 Уксун-Йоки (она же Ууксу) впадает в _Ладожское_ озеро с
 северо-востока. Маршрут начинается от станции Райконкоски
 (линия Петрозаводск - Суоярви - Санкт-Петербург) и
 заканчивается на ст.Ууксу (линия Лодейное Поле - Питкяранта -
 Янисьярви). Вдоль обоих железных дорог идут автотрассы с
 автобусныым сообщением, еще одна пересекает речку посередине.
 
 По словам людей, которые были там в прошлом году и которым я
 вполне доверяю, на протяжении ~100 км препятствий нет:
 спокойная вода, болота, озероподобные разливы. Много капитально
 оборудованных стоянок, на которых летом подолгу стоят семейные
 туристы.
 
 Бурная вода - последние ~15 км. Здесь расположены 4 падуна,
 проходимых в мае-начале июня; высота каждого порядка 2 м,
 причем сливы типично карельского типа: вода падает прямо под
 огромное улово ниже порога и образует невзрачную на вид, но
 очень глубокую и жесткую бочку. После 4 падуна несколько шивер.
 В начале поселка Уксу - пятый падун: в одной протоке мощная
 крутопадающая шивера длиной ~200 м, в другой - слив 2,5-3 м,
 проходимый только по паводку. Но этот порог требует серьезной
 обработки и, как минимум, одной ночевки в черте поселка, чего
 не очень хочется. Поэтому мы его не проходили, а разобрались и
 уехали. Вообще же в правой протоке - той, в которой шивера -
 можно поставить неслабую слаломную трассу, по крайней мере, в
 июне. Место весьма удобное.
 
 По некоторым сведениям, вдоль речки можно было заехать снизу по
 лесной дороге правого берега до первого падуна. Это часто
 делали туристы из СПб, и именно это мы намеревались сделать. Но
 сведения оказались устаревшими: хотя сами лесные дороги были
 проходимы, вероятно, даже для "Нивы", мостики через ручьи были
 размыты или разобраны. Поплутав по этим дорогам, мы в конце
 концов вылезли у ближайшего к реке мостика и пешком через ~0,5
 км вышли к ней возле 4 падуна. Отсюда вверх до 1 падуна шли
 около 2 часов по хорошей дороге.
 
 Интересна и печальна (но для туристов, наоборот, отрадна)
 история этих мест. На падунах раньше стояли небольшие ГЭС,
 построенные, вероятно, еще до 1917 года. Они давали ток
 окрестным хуторам. В конце 50х - начале 60х годов в ходе
 компании по "ликвидации неперспективных населенных пунктов" и
 "укрупнению" хутора были уничтожены, а ГЭС взорваны -
 специально для того, чтобы люди там больше не жили, а жили в
 больших поселках под надзором партийно-государственных
 чиновников. Глядя на огромные гранитные глыбы, из которых
 когда-то были построены плотины этих ГЭС, можно только
 удивляться и мастерству строителей, и целеустремленности
 саперов (точнее, тех, кто отдавал приказы): взрывали их, как и
 храм Христа Спасителя в Москве, не с первой попытки... Таким
 образом, весьма обширная территория Европейской России была
 искусственно децивилизована, и теперь там бывают только редкие
 рыбаки да туристы.
 
 До 1940 года по Уксуну проходила советско-финская граница, и на
 правом (бывшем финском) берегу видны остатки линии Маннергейма:
 окопы, доты, колючая проволока. Завалив ее трупами, советские
 войска все-таки сумели отнять у финнов эту землю. Отняли и
 разорили.
 
 Достоинство этого района - в его доступности. От Москвы до него
 одна ночь езды, от Петербурга - и того меньше. Из обоих городов
 ходят беспересадочные вагоны до Питкяранты. Московские
 перецепляются к местному поезду в Лодейном Поле. Можно ездить
 хоть на выходные. Из Петербурга ехать еще ближе, но ,увы, через
 погранзону. Развитая сеть хороших дорог, автобусное сообщение.
 Правда, начало маршрутов (участок Суоярви - Янисьярви) раньше
 попадало в погранзону и, возможно, попадает до сих пор (точно
 не знаю). В Питкяранте погранзоны нет. Уезжать обратно лучше не
 из пос.Уксун, а из Питкяранты, до которой около получаса
 автобусом, потому что в последнее время машинисты взяли в
 привычку проскакивать мелкие станции без остановки (да и кассы
 там нет).
 
 Существенных недостатков у маршрута два. Во-первых, все падуны
 сложны, опасны и не годятся для катания и тренировок.
 Во-вторых, очень много комаров.
 
 
 Валентин Юрин Каякеры не тонут!
 
 ===============================================================
  FILE: uksunjoki2.txt
  Ууксунйоки
 
 
 
  московская городская станция юных туристов
 
  ОТЧЕТ
 
  о водном (катамараны, каяки) походе по маршруту:
  Москва -- С.Петербург -- г.Приозерск -- ст.Райконкоски --р.УУКСУНЙОКИ
  (р.Ууксун) ст.Ууксу -- г.Питкяранта --р.ЛОЙМАЛАЙОКИ (р.Лоймала) --
  р.ТУЛЕЙМАЙОКИ (р.Тулема) --п.Салми -- г.Сортавала -- острова ВАЛААМ,
 ПУТСАРИ --г.Сортавала -- г.С.Петербург -- ст.Гаврилово - оз.Сиясари -
  ст.Лейпясуе - г.Выборг -- г.С.Петербург -- г.Москва
 
  2 категория сложности (с элементами 3 кат.сл.)
 
  июнь - июль 1994 г.
 
  Клуб "АЗИМУТ" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы
  Руководитель похода: Жиряков С.В.
  тел.: 167-98-55
 
  Отчет использовать:
 ..................................................................
 ........
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 
  1. Справочные сведения о походе
  1.1. Паспорт маршрута
  1.2. Состав группы
  1.3. Некоторые замечания
 
  2. Цели и задачи похода
 
  3. Характеристика района похода
  3.1. Обзор района похода
  3.2. Погодные условия и водная обстановка
  в июне-июле 1994 г.
  3.3. Под'ездные пути, населенные пункты на маршруте
 
  4. Техническое описание маршрута и лоция реки
  4.1. График движения (Таблица дневных переходов)
  4.2. Сплав по р.Ууксун
  4.3. Сплав по р.Лоймала, Тулема
  4.4. Экскурсионно-познавательная часть маршрута
  4.4.1 Посещение островов Валаам, Путсари
  4.4.2 Пеший поход по линии Маннергейма
  4.4.3 Посещение г.Выборг.
 
  5. Выводы и рекомендации
 
  6. Приложение
  6.1. Картографический материал
  6.2. Сведения о материальном оснащении группы.
  6.2.1 Средства сплава
  6.2.2 Состапв специального снаряжения
 
  1. Справочные сведения о походе
 
 
  1.1. Паспорт маршрута
 
  Организация, проводящая поход - Детский турклуб "Азимут"
 ДТДиМ Восточного округа г. Москвы
 
  Вид туризма - водный
 
  Район путешествия - Южная Карелия
 
  Категория сложности - вторая с эл.третьей к.с.
 
  Нитка маршрута: Москва - С.Петербург - г.Приозерск -
  ст.Райконкоски - р.Ууксунйоки (р.Ууксун) - ст.Ууксу -
  г.Питкяранта - р.Лоймалайоки (р.Лоймала) - р. Тулеймайоки
  (р.Тулема) - п.Салми - г.Сортавала - острова Валаам, Путсари -
  г.Сортавала - г.С.Петербург - ст.Гаврилово - оз.Сиясари -
  ст.Лейпясуе - г.Выборг - г.С.Петербург - г.Москва.
 
  Средства сплава - Два четырехместных катамарана, каркасно-надувной
  каяк, пластиковый каяк
 
  Протяженность маршрута:
  сплав по р.Ууксун : 102 + 2П = 104 км
  сплав по рр. Лоймала, Тулема: 53 + 2П = 55 км
  посещение островов Валаам, Путсари 12 км
  пеший поход по линии Маннергейма 22 км

<< Пред.           стр. 161 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу