<< Пред. стр. 161 (из 787) След. >>
под отвесной стенкой, несильный лобовой навал. В 10 м от слива стоитрозовый камень - "слоненок", после него река успокаивается и сильно
разливается. На обеих берегах - стоянки. Просмотр для прохождения - по
левому берегу, обнос - по правому.
Проходили слив в правой трети, там, где винтарь практически
сливается с бочкой у подошвы слива, отгребаясь от правого кармана.
Пор. МЕЛЬНИЦА. Расположен в 200 м от пор. Розовый Слон за большим
плесом со стоячей водой. У правого берега видны остатки каменной
плотины со срубом наверху. Чалка и просмотр - на правый берег перед
плотиной. Порог представляет собой слив высотой 1.8 - 2 м, у левого
берега непосредственно перед сливом - стоячие валы и левый прижим, по
центру - подводный зуб, за ним, в сливе - обливной шар. Проходили
порог под самым правым берегом.
0 ч 30 мин от Мельницы - выход на пор. Каньон.
Пор. КАНЬОН. Ориентиры : видна скала на правом берегу и заход в
мелковдную правую протоку, слышен сильный шум. Чалка - на левый берег.
Начинается стометровой мелкой шиверой в неглубоком каньоне, на выходе
из него - слив 2м, изломанный тремя языками. В правом языке по
диагонали лежит столетнее дерево, центральный - маловодный, с
локальным уловом, довольно крутой. Между ними - пенный котел. Левый
язык - пологий, у левого берега засорен обливными валунами, за ним -
клиновидная бочка. За сливом, у левого берега - плита, пригодная для
страховки и зачалки. Проходил по центру левого языка.
0 ч 10 мин от каньона - затопленный перекат.
0 ч 20 мин от Каньона - выход на пор. Храмина.
Пор. ХРАМИНА - самый сильный на реке. Шум слышен за ближайшим
левым поворотом реки, впереди - прямой участок быстротока, переходящий
в шиверу. Чалка возможна на любой берег. Порог назван по циклопической
кладке бывшей ГЭС из гранитных блоков, расположенной на правом берегу.
Просмотр и страховку лучше проводить по левому берегу, он невысокий и
позволяет более реально оценить мощность порога, чем отвесный правый.
Длина порога около 300м. Начинается стометровой разгонной
шиверой, пересеченной мелководной грядой. Вода прявляет тенденцию к
уходу вправо. В 10 м от гряды - метровый слив через всю реку, за ним -
стоячие валы. Справа начинается отвесная стенка, на которую идет
длительный навал. На небольшом левом повороте - мощный слив высотой не
менее 2 м, водопадный под правым берегом, за ним - мощный котел. По
центру реки сразу за сливом - большой обливной шар с бочкой за ним,
вода преимущественно сваливает с него вправо, левее шара - пологий
язык с отходящей от него продольной бочкой. В 15 м за сливом - куча
надводных камней по центру, от нее к отвесной скале правого берега
отходит вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная
струя. Слева от кучи - маловодная, но проходимая дорожка через слив
высотой 0.8 м. Далее начинается шивера, русло делится вдоль цепочкой
островов, попасть из одной части в другую довольно затруднительно.
Проходили порог, прижимаясь к левому берегу, основной слив
проходили по левому языку, уходя в проход левее центральной кучи
камней.
На правом берегу - множество кострищ, подходит дорога со станции
Ууксу; с реки иногда слышен шум автомобилей.
Сразу за порогом начинается шивера длиной около 1.5 км.
0 ч 35 мин от пор. Храмина - затопленный перекат.
0 ч 45 мин от пор. Храмина - шивера длиной 200 м, валы до 1 м. На
выходе часть воды уходит в боковые протоки. Сразу за ней, после улова
- вторая шивера, на заходе - каменистый перекат, проход справа. Над
шиверой натянут высокий трос. На выходе - разлив, справа за деревьями
видна мачта ЛЭП, через реку идут провода.
На правом берегу видна наклонная плита, на которую можно
зачалиться для разборки. Примерно здесь начинается пос. Ууксу, до
станции - немного более 1 км по шоссе. Желающим сплавиться до
Ладожского озера лучше держаться левого берега и заранее просмотреть
обнос. Река делится на две равнозначные протоки: в левой, по сведениям
предидущей группы - непроходимый водопад; в правой, возле остатков
бывшей ГЭС - порог, в нашу воду оцениваемый 5 к.с., а в обычную воду
непроходимый. Ориентир захода в порог - бетонный "дзот", торчащий из
правого берега примерно в 200 м ниже плиты. Обнос по правому берегу
вдоль реки очень труден, а шоссе вскоре несколько отходит от реки.
Просмотр порога - по остаткам плотины ГЭС высотой 10-12м с дороги,
идущей по правому берегу. Наша группа этот порог не шла.
===============================================================
FILE: uksunjoki.txt
Уксунйоки
А так же Лаймоланйоки, Тулемайоки
From: Woldemar Tyunkov 2:5030/168.5 06 Jul 95
Это реки в Южной Карелии, впадающие в северо-восточную часть
Ладоги.
По Уксунйоки ходил два раза - на катамаране (половину реки
начиная от моста на 43 км) и байде (всю реку от п.Райканкоски
до п.Укса). Категория I-II с элементами V. Длина 100 км 3-4
дня. Населенка вдоль реки отсутствует полностью.
Сезоность реки первая половина мая, в это время ее ширина от
15 до 50 метров. Завалов нет, только ~30-35 км остатки моста с
набившимися между сваями бревнами и на ~55 км сломаный
деревяный мост у начала порога (отличное место для стоянки).
Сложность порогов возрастает равномерно, и кончается река 4
падунами, сложность которых тоже нарастает от 1 к 4. Есть 5
падун в п.Укса, но похоже еще не родился тот водник, который
рискнет его пройти. Падуны естественно-исскуственые - скальные
сбросы с разрушеными мельницами или плотинами. 1 падун - 2
слива по 1-1.5 м высотой разделенных островом, до и после слива
река спокойная. 2 падун - разрушеная мельница в 150 м от
первого, 1 слив высотой ~2 метра, после слива река опять же
спокойная. 3 падун через 3 км после второго (самое красивое
место на реке, стоянка на скале над падуном) 1 слив 2-2.5 метра
высотой в скальных воротах, перед сливом порог 200 м, после
слива мощнейшая бочка дальше спокойное течение. 4 падун через 3
км после третьего (разрущенная электростанция) 1 слив 4 м
высотой после него "шивера" 2 км. На майских она представляет
собой порог с метровыми валами на последних 500 метрах. Идя на
байдах обнесли все 4 падуна, хотя первый ходим по левому сливу,
но есть шанс сломать байду.
Всего на реке около 17 порогов (включая падуны) длиной от 50 м
до 2 км. Все пороги очень удобные в отношении организации
страховки и зачаливания до и после порога.
Из порогов внимательного осмотра требует 7 порог "Плиты" с
тремя сливами (на майских его прошел только 1 экипаж (успешно)
два остальных обнесли) и порог под мостом (действующим) на 43
км (был обнесен всеми, хотя за год до этого мы прошли его на
катамаране).
На катамаране мы прошли первые два падуна (при прохождении
второго 3 из 4 человек команды были смыты, хотя катамаран не
перевернулся), оставшиеся два благополучно обнесли.
Я бы с удовольствием еще раз туда съездил. Про Лоймаланйоки
ничего не знаю. По Тулемайоки ходил один знакомый каякер -
сказал что круто, из этого надо делать соответствующие
выводы...
From: Валентин Юрин. 1995
Недавно (7 июня) вернулся с речки Уксун-Йоки. Это Юго-Западная
Карелия - район, мало известный туристам; он популярен,
насколько я знаю, только у туристов Санкт-Петербурга, поэтому
стоит рассказать о нем подробнее.
Уксун-Йоки (она же Ууксу) впадает в _Ладожское_ озеро с
северо-востока. Маршрут начинается от станции Райконкоски
(линия Петрозаводск - Суоярви - Санкт-Петербург) и
заканчивается на ст.Ууксу (линия Лодейное Поле - Питкяранта -
Янисьярви). Вдоль обоих железных дорог идут автотрассы с
автобусныым сообщением, еще одна пересекает речку посередине.
По словам людей, которые были там в прошлом году и которым я
вполне доверяю, на протяжении ~100 км препятствий нет:
спокойная вода, болота, озероподобные разливы. Много капитально
оборудованных стоянок, на которых летом подолгу стоят семейные
туристы.
Бурная вода - последние ~15 км. Здесь расположены 4 падуна,
проходимых в мае-начале июня; высота каждого порядка 2 м,
причем сливы типично карельского типа: вода падает прямо под
огромное улово ниже порога и образует невзрачную на вид, но
очень глубокую и жесткую бочку. После 4 падуна несколько шивер.
В начале поселка Уксу - пятый падун: в одной протоке мощная
крутопадающая шивера длиной ~200 м, в другой - слив 2,5-3 м,
проходимый только по паводку. Но этот порог требует серьезной
обработки и, как минимум, одной ночевки в черте поселка, чего
не очень хочется. Поэтому мы его не проходили, а разобрались и
уехали. Вообще же в правой протоке - той, в которой шивера -
можно поставить неслабую слаломную трассу, по крайней мере, в
июне. Место весьма удобное.
По некоторым сведениям, вдоль речки можно было заехать снизу по
лесной дороге правого берега до первого падуна. Это часто
делали туристы из СПб, и именно это мы намеревались сделать. Но
сведения оказались устаревшими: хотя сами лесные дороги были
проходимы, вероятно, даже для "Нивы", мостики через ручьи были
размыты или разобраны. Поплутав по этим дорогам, мы в конце
концов вылезли у ближайшего к реке мостика и пешком через ~0,5
км вышли к ней возле 4 падуна. Отсюда вверх до 1 падуна шли
около 2 часов по хорошей дороге.
Интересна и печальна (но для туристов, наоборот, отрадна)
история этих мест. На падунах раньше стояли небольшие ГЭС,
построенные, вероятно, еще до 1917 года. Они давали ток
окрестным хуторам. В конце 50х - начале 60х годов в ходе
компании по "ликвидации неперспективных населенных пунктов" и
"укрупнению" хутора были уничтожены, а ГЭС взорваны -
специально для того, чтобы люди там больше не жили, а жили в
больших поселках под надзором партийно-государственных
чиновников. Глядя на огромные гранитные глыбы, из которых
когда-то были построены плотины этих ГЭС, можно только
удивляться и мастерству строителей, и целеустремленности
саперов (точнее, тех, кто отдавал приказы): взрывали их, как и
храм Христа Спасителя в Москве, не с первой попытки... Таким
образом, весьма обширная территория Европейской России была
искусственно децивилизована, и теперь там бывают только редкие
рыбаки да туристы.
До 1940 года по Уксуну проходила советско-финская граница, и на
правом (бывшем финском) берегу видны остатки линии Маннергейма:
окопы, доты, колючая проволока. Завалив ее трупами, советские
войска все-таки сумели отнять у финнов эту землю. Отняли и
разорили.
Достоинство этого района - в его доступности. От Москвы до него
одна ночь езды, от Петербурга - и того меньше. Из обоих городов
ходят беспересадочные вагоны до Питкяранты. Московские
перецепляются к местному поезду в Лодейном Поле. Можно ездить
хоть на выходные. Из Петербурга ехать еще ближе, но ,увы, через
погранзону. Развитая сеть хороших дорог, автобусное сообщение.
Правда, начало маршрутов (участок Суоярви - Янисьярви) раньше
попадало в погранзону и, возможно, попадает до сих пор (точно
не знаю). В Питкяранте погранзоны нет. Уезжать обратно лучше не
из пос.Уксун, а из Питкяранты, до которой около получаса
автобусом, потому что в последнее время машинисты взяли в
привычку проскакивать мелкие станции без остановки (да и кассы
там нет).
Существенных недостатков у маршрута два. Во-первых, все падуны
сложны, опасны и не годятся для катания и тренировок.
Во-вторых, очень много комаров.
Валентин Юрин
===============================================================
FILE: uksunjoki2.txt
Ууксунйоки
московская городская станция юных туристов
ОТЧЕТ
о водном (катамараны, каяки) походе по маршруту:
Москва -- С.Петербург -- г.Приозерск -- ст.Райконкоски --р.УУКСУНЙОКИ
(р.Ууксун) ст.Ууксу -- г.Питкяранта --р.ЛОЙМАЛАЙОКИ (р.Лоймала) --
р.ТУЛЕЙМАЙОКИ (р.Тулема) --п.Салми -- г.Сортавала -- острова ВАЛААМ,
ПУТСАРИ --г.Сортавала -- г.С.Петербург -- ст.Гаврилово - оз.Сиясари -
ст.Лейпясуе - г.Выборг -- г.С.Петербург -- г.Москва
2 категория сложности (с элементами 3 кат.сл.)
июнь - июль 1994 г.
Клуб "АЗИМУТ" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы
Руководитель похода: Жиряков С.В.
тел.: 167-98-55
Отчет использовать:
..................................................................
........
СОДЕРЖАНИЕ
1. Справочные сведения о походе
1.1. Паспорт маршрута
1.2. Состав группы
1.3. Некоторые замечания
2. Цели и задачи похода
3. Характеристика района похода
3.1. Обзор района похода
3.2. Погодные условия и водная обстановка
в июне-июле 1994 г.
3.3. Под'ездные пути, населенные пункты на маршруте
4. Техническое описание маршрута и лоция реки
4.1. График движения (Таблица дневных переходов)
4.2. Сплав по р.Ууксун
4.3. Сплав по р.Лоймала, Тулема
4.4. Экскурсионно-познавательная часть маршрута
4.4.1 Посещение островов Валаам, Путсари
4.4.2 Пеший поход по линии Маннергейма
4.4.3 Посещение г.Выборг.
5. Выводы и рекомендации
6. Приложение
6.1. Картографический материал
6.2. Сведения о материальном оснащении группы.
6.2.1 Средства сплава
6.2.2 Состапв специального снаряжения
1. Справочные сведения о походе
1.1. Паспорт маршрута
Организация, проводящая поход - Детский турклуб "Азимут"
ДТДиМ Восточного округа г. Москвы
Вид туризма - водный
Район путешествия - Южная Карелия
Категория сложности - вторая с эл.третьей к.с.
Нитка маршрута: Москва - С.Петербург - г.Приозерск -
ст.Райконкоски - р.Ууксунйоки (р.Ууксун) - ст.Ууксу -
г.Питкяранта - р.Лоймалайоки (р.Лоймала) - р. Тулеймайоки
(р.Тулема) - п.Салми - г.Сортавала - острова Валаам, Путсари -
г.Сортавала - г.С.Петербург - ст.Гаврилово - оз.Сиясари -
ст.Лейпясуе - г.Выборг - г.С.Петербург - г.Москва.
Средства сплава - Два четырехместных катамарана, каркасно-надувной
каяк, пластиковый каяк
Протяженность маршрута:
сплав по р.Ууксун : 102 + 2П = 104 км
сплав по рр. Лоймала, Тулема: 53 + 2П = 55 км
посещение островов Валаам, Путсари 12 км
пеший поход по линии Маннергейма 22 км