<< Пред.           стр. 179 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 границу.
  Война, рассчитанная Сталиным на две-три недели, продлилась 105
 дней. Уже в декабре 1939 года СССР как агрессор был исключен из
 Лиги наций.
  Основа укреплений финско-советской гранцы - линия Маннергейма,
 названная так по линии ее создателя, одного из самых талантливых
 военачальников и военных инженеров Европы.
  Кроме того, тактика финской армии была приспособлена к
 вооруженной борьбе именно на такой территоррии: дикие леса, озера,
 бездорожье; имели финны и многочисленные прекрасно выученные
 лыжные отряды. Красная армия, наступавшая крупными соединениями,
 утяжеленными к тому же боевой техникой, была менее мобильна и не
 имела хорошо обученных лыжников, поэтому наши потери в финской
 войне были неоправданно высокими - более 72 тыс. человек (для
 сравнения: вооруженные силы Германии, оккупировав почти всю
 Западную и Центральную Европу, потеряли убитыми 40,5 человек). Но
 высоки были и потери финнов, поэтому они начали мирные
 переговоры, и 12 марта 1940 года война была закончена и к СССР
 отошли Карельский перешеек, Выборг и все побережье Ладожского
 озера, а также часть полуостровов Рыбачий и Средний на Баренцевом
 море.
  Все это было для нас только строками из трудов историков, пока
 нам не довелось увидеть эту же войну глазами финнов в музее
 русско-финской войны, расположенном на территории, включающей в
 себя небольшой участок сохранившихся укреплений линии Маннергейма.
  Комплекс музея занимает площадь 60 га, на его территории
 воссоздан участок русско-финской границы 30-х годов ХХ в.
  Музей организован на средства ветеранов и спонсоров,
 государственной поддержкой не пользуется. При нем существует клуб
 ветеранов с кафе, библиотекой и кружками.
  Интерес для российских туристов состоит в том, что они
 попадают как бы по другую сторону линии фронта - Советский Союз в
 контексте экспозиции музея представлен агрессором, против
 которого отчаянно сражались финские патриоты.
  В музее бережно сохраняются даже самые незначительные
 реликвии, относящиеся к периоду Зимней войны: это фотографии,
 карты, личные вещи бойцов, снаряды, каски, кружки... В отдельных
 залах воссозданы интерьеры финских землянок с прекрасно
 выполненными муляжами. Это было нам особенно интересно, потому
 что на нашей территории недалеко от старой дороги, идущей левым
 берегом Пяльвозера (участок маршрута II к.с. по р.Суна) мы нашли
 такую же финскую землянку. В музее нам показали видеофильм,
 составленный из воспоминаний ветеранов этой войны.
  Через переводчика мы общались с некоторыми из ветеранов,
 бывшими в это время в музее. Из их рассказов мы узнали, как
 отходили следом за своими войсками целые деревни в глубь
 территории Финляндии, как принимали участие в партизанской войне
 и женщины, и маленькие дети, как лечили и выхаживали они раненных
 бойцов. Странное чувство испытывали при этом мы: наверное, так же
 неуютно и смущенно чувствуют себя граждане Германии в
 мемориальных комплексах Освенцима или Сталинграда. Но наших
 финских собеседников это нисколько не смущало.
  Для финнов эти события - не более чем исторические факты,
 поэтому к группе российских школьников отношение было
 доброжелательным, без предубеждения. При прощании мы сошлись на
 том, что война - недопустимый способ решения конфликтов между
 двумя странами.
 
  Использованные материалы: 1. Вторая мировая война. Итоги и
  уроки. М:Военное изд-во, 1984
  2. Материалы музея русско-финской
  войны (Финляндия)
  3. Видеофильм "Зимняя война".
  (Собственность музея русско-
  финской войны - Финляндия)
 
  Над составлением работали:
  Санталов Алексей,
  Пилипчук Алексей
 
 ===============================================================
  FILE: eesti.txt
  Горячие Эстонские Речки
 
 
 
 
  Обзор Антона Тилипмана.
 
 Предуведомление
  Я не Юрин, а Северное побережье Эстонии это Вам не
 Южное побережье Турции, однако для адекватного восприятия местных
 названий настоятельно рекомендую использовать именно Турецкую
 кодировку.
 
 "Эстонские сплавные речки? А такие вообще бывают?" - спросите
 Вы, а я совсем и не обижусь, потому что даже эстонцы не знают,
 что они в их стране есть. Из водных видов спорта у них
 популярен лишь виндсерфинг, да еще катание на бревнах по
 болотам - это такая возрождающаяся традиция. Поэтому информации
 - полный ноль, что и побудило меня написать пару слов.
 
  Общая информация
  Ниже перечислены реки Эстонии, впадающие в Финский залив
 Балтийского моря и пригодные для сплава в половодье и после
 него. Для указанных рек характерно крутое падение - до 12 м/км
 включительно. Это связано с тем, что северный берег Эстонии
 приподнят над уровнем моря на высоту 25-30 метров и достаточно
 резко обрывается в оное. Речки пропиливают глубокие и узкие
 долины, часты выходы твердых пород - в основном известняков.
 Отсюда и порожистый характер этих рек. Часты водопады, высота
 которых достигает порой 10-15 метров. Это водопады в прямом
 смысле этого слова - вода не прыгает по камням, а именно
 падает. Русла рек каменистые, в обилии валуны всевозможных
 размеров и, что хуже, обломки известняковых плит с довольно
 острыми краями. Завалы практически отсутствуют, что связано с
 исключительно чутким отношением местного населения к своей
 природе - часто лес можно принять за хорошо ухоженный парк.
 Минимально количество техногенного мусора. В связи с близостью
 теплого Балтийского моря половодье проходит достаточно рано -
 примерно в те же сроки, что и в Московской области и
 существенно раньше, чем на Валдае; но довольно сильно растянуто
 по времени, поскольку реки имеют не только снеговое, но и
 озерно-болотное питание.
 
  Ночевки
  Мест для стоянок, по разным причинам, совсем немного. Две
 из рассматриваемых рек протекают по территории национального
 парка, берега остальных довольно плотно заселены. Но сплавные
 участки рек невелики и во многих деревушках и хуторах можно
 вписаться на "фермы". Это не значит что Вам придется спать на
 сеновале или чистить конюшни - ферма это обычный (по тамошним
 меркам) деревенский дом со всеми удобствами (или с большинством
 из них). Часто с сауной, а иногда и с русской банькой. В целом,
 ферма - это деревенский вариант хостела, но немного
 покомфортней. Хостелы также есть, как правило в городах или
 пригородах. Должен предупредить, что два хостела в Таллинне на
 поверку оказались самыми натуральными Борделями, впрочем если
 место есть, то Вас впишут и без предоставления дополнительных
 услуг. Цены на ночлег колеблются от 4 до 16$. Адреса борделей
 приводить не буду, чтобы избежать обвинений в рекламе заведений
 ;)
 
  Теперь о речках.
 
 
  Пуртсе (Purtse)
  - заброска от ж.д. станции Пюсси (Pьssi) или от моста
 шоссе СПб-Таллинн (М11) (в Эстонии имеет номер 1). Полноводная
 речка с уклоном до 7 м/км. На указанном участке протекает, в
 основном, по открытой местности. Крутые высокие берега. Справа
 от устья пляж. Длина сплавного участка реки 15 и 4 км
 соответственно.
 
  Пада (Pada)
  заброска от моста шоссе М11 близ одноименной деревни.
 Проходима лишь в половодье. До моря около 20 км, средний уклон
 около 2.5 м/км. Берега, в основном, покрыты лесом.
 
  Кунда (Kunda)
  одна из самых полноводных в Эстонии речек. Заброска
 опять-таки от соответствующего моста. Длина участка реки от
 моста до моря около 25 км, перепад высот - 50 метров, из
 которых половина приходится на последние 2 км. К сожалению, в
 устье находится довольно крупный одноименный город с большим
 цементным заводом. Условия сплава по городу мне неизвестны.
 Долина реки глубокая. Местность по берегам ближе к морю
 становится открытой.
 
  Лобу (Loobu)
  проходима лишь в половодье. Заброска от моста шоссе М11.
 До моря около 25 км, перепад высот - 60 метров. Протекает по
 территории национального парка Lahemaa, отличные сосновые леса
 по берегам. Уклон до 5 м/км.
 
  Валгейыги (Valgejхgi)
  (в переводе Белая река) - довольно большая речка. В
 очередной раз упоминая про мост и про шоссе чувствую себя
 Якубовичем, объявляющим рекламную паузу в "Поле Чудес". На
 25-километровом отрезке до впадения в море падает примерно на
 60 метров. Как и Лобу протекает по территории национального
 парка. В отличие от прочих речек участок основного падения
 приходится не на последние километры перед морем, а напротив,
 расположен неподалеку от моста. Не влетите случайно в водопад
 Ныммевески (Nхmmeveski) километрах в 7 от начала пути! Он
 небольшой - чуть больше метра. Главное не вляпаться в узкий
 котел по центру реки. Русло загромождено валунами и здоровыми
 глыбами известняка. По берегам отличный лесок.
 
  Ягала (Jдgala)
  - заброска от станции Аэгвийду (Aegviidu) до моста
 неподалеку от плотины на реке Содла (Soodla). По Содле идти до
 Ягалы около 12 км. Далее по Ягале до моря еще около 25 км.
 Берега, в целом, лесистые, относительно ненаселенные. Внимание:
 2 водопада! Один - в каньоне у деревни Ягала, другой -
 незадолго до устья, высотой 8 метров. Будьте бдительны!
 Впадающий за несколько километров до второго водопада крупный
 левый приток Йыеляхтме (Jхelдhtme) на протяжении 2 км течет под
 землей. От устья притока до места его выхода из под земли около
 3км. Перепад высот на рассматриваемом участке - 50 метров.
 Уклон до 5 м/км.
 
  Пирита (Pirita)
  - течет по плотно заселенной местности, впадает в море в
 черте Таллинна. Условия сплава неизвестны. Интерес может
 представлять участок от моста Старо-Нарвского шоссе до лодочной
 станции у моря (6 км), находящийся целиком в черте города,
 перепад высот 25 метров. Средний уклон, соответственно, 4
 м/км.
 
  Кейла (Keila)
  - заброска через деревушку Кейла-Йоа (Keila-Joa), в
 переводе Кейла-водопад. Водопад высотой 6 метров расположен
 чуть ниже автомобильного моста. Пожалуйста, не влетайте в него
 - костей точно не соберете! Сплавной участок - от подножия
 водопада (старт у левого берега) до моря. Длина около 1.5 км,
 перепад высот около 14 метров, то есть уклон до 10 м/км. Речка
 весьма полноводна. Водопад, мягко говоря, внушителен. В русле
 валуны и здоровые обломки известняковых плит. В устье
 заброшенный погранпост (сейчас не стремно), вышка и окопы.
 Песчаный пляж.
 
  The end!
 
  P.S. О забросках.
  Писанина надоела, поэтому буду предельно короток. Речки
 недлинные. Места для стоянок редкие. С общественным транспортом
 напряги (любой ленивый там имеет машину, в связи с отсутствием
 собственной автоиндустрии). Автостопщики вызывают неприятие
 (даже если мыть голову под водопадом ;) Аренда автомобилей -
 дороже чем в Москве. Если ехать на своем - нужен экологический
 сертификат. Поэтому ставку надо делать все же на общественный
 транспорт, но заблаговременно переписывать ВСЕ расписания во
 ВСЕХ местах, через которые проезжаете. Для сплавного средства,
 соответственно, критично время сборки/разборки.
 
 С удовольствием приму Ваши отзывы,
 
 А.Т.
 
 
http://www.user.cityline.ru/~vokati
 ===============================================================
  FILE: tumcha.txt
  Тумча-92
 
  26 ИЮЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ. 1992 год
 
  Встреча на вокзале: Илья Ларин, Петя, Юра, Андей +
 Стелла с Володей Староверовым. Недокупленный раскладочный чай
 восполнили в тройном количестве. Вместо некупленного 1 kg шоко-
 лада купили 3.30 kg халвы и сгущеного кофе. Поезд Петрозаводскн
 Кандалакша в 15:58 скорый. Шитье катамарана мной, Ильей и Юрой.
 Володя режет ухи, а Стелла их прижигает. Зануда проводница.
 Время в пути 15 часов.
 
  27 ИЮЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК.
 
  Кандалакша в 6:30. Уезжаем поездом 9:25 до Ковдора
 (вместо 18:40 в Алакурти). Так можно заброситься выше по тече-
 нию. По дороге в поезде переписываю лоцию параллельной группы.
 Ковдор 12:30. Илюша, Петя и Юра пошли в комендатуру оформлять
 документы, так в группе появляются два Староверовых - Володя и
 Илья. Все остальные ждут примерно до 12:40 на автобусной оста-
 новке у вокзала. Пыльно и холодно. Зато ребята заказали отдель-
 ный автобус до самой речки по 35 р. Выехали в 16:30. Все сидят!
 Доехали до КП. Пограничник позвонил начальству, выяснилось, что
 за КП Тумчи нет, а где она, никто не знает (байка про бывшего
 начальника гарнизона, не отдавшего единственную точную карту
 окрестностей). Едем больше часа вдоль следовой полосы. Две реч-
 ки, текущие в Финляндию. Наконец, Тумча. Разворот автобуса на
 следовой полосе. Начало стапеля. Из-за дождя пришлось ночевать.
 Раз семь приходили пограничники, проверяли, не случилось ли с
 нами чего.
 
  28 ИЮЛЯ, ВТОРНИК.
 
  Проснулись в 12:00. Дежурные Петя и Андрей. Манка. Про-
 должение степеля. Обед с жутким количеством грибов, в 18:45
 вышли. Крокодил - Стелла и Володя, рама вровень с водой - плы-
 вут по жуткой траектории, зависимость движения от гребли они за
 время сплава понять не смогли. Муравей спускает, но держится
 лучше: иногда нам с Юрой удавалось проплыть метров 50 по пря-
 мой. В 19:30 байдарка и Тима уплыли вперед. Илюша захотел поси-
 деть на Муравье и меня без юбки выгнали в каяк. Стало холодно,
 пришлось грести. В результате я оторвалась от катов, встретила
 каяк и двушку группы, стоявшей перед нами, и тут впереди что-то
 зашумело. Просмотрела: маленький перекат. После уговоров каяке-
 ра, который согласился меня подстраховать, поплыла, перед пере-
 катом налетела на зуб - в каяке вода. "Каяк - не женская заба-
 ва." Две дыры по 3 см и штук 5 мелких пробоин. Хорошо, что с
 собой аптечка с лейкопластырем. При дальнейшем сплаве перед
 каждым шумящим перекатом чалилась и просматривала, параллельно
 собирая грибы. В 21:40 меня догнали Стелла с Володей. В 22:10
 доплыла до стоянки с костром и канами над ним. Петя, Андрей и
 Тима приплыли в 9:00. Чистка грибов (два кана, так как в один
 все не помещается). Спор, надо ли портить вермишель засыпанием
 в кан с грибами. Пока варились первые два кана, Илья с Юрой
 набрали грибов еще. Общественное порицание. Блины с черничным
 вареньем.
 
  29 ИЮЛЯ, СРЕДА.
 
  Подъем дежурных (Стелла и Володя) то ли в 9:00, то ли в
 10:00. Дождь. Перенос костра. Подъем в 12:00. Артек с черникой.
 Пытаюсь сделать сметану.
  Дождь. Стелла начала сушить грибы. Илюша захотел поиг-
 рать в медведей, но стал играть на гитаре.
 
 
  4 АВГУСТА, ВТОРНИК.

<< Пред.           стр. 179 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу