<< Пред.           стр. 178 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  течением (до 2.0). Посередине порога висячий мост,
  перед ним по левому берегу есть улово, откуда и
  производится страховка.
 
  38 км Участок гладкой спокойной воды.
 
  50 км Ширина русла 45-60 м. По берегам преимущественно хвойные леса.
  На 50 км есть хорошо оборудованное место для стоянки на
  правом берегу.
 
  51 км Большой однопролетный бетонный автомобильный мост.
 
 52-60 км Участок гладкой воды. Течение 0.4. Есть небольшие островки.
 
  61 км ПОРОГ N7 Нааракоски. Протяженность 300 м, перепад 1 м,
  категория сложности II. Порог удобно просматривать
  с правого берега. Четыре небольших островка делят
  русло надвое. Во всех протоках невысокие (до 0.8 м)
  валы. Камней мало, в основном под берегами.
  Основная струя проходит у правого берега. Проход по
  ней несложен. Единственный сложный элемент здесь -
  небольшая, но жесткая бочка в правой протоке.
 
  64 км ПОРОГ N8 Кяпикоски (Еловая шишка). Протяженность 700 м,
  перепад 3.5 м, категория сложности IV.
  Самый сложный порог на Лиексе. Расположен на резком
  зигзагообразном (право-лево) повороте реки. Ширина
  русла ~40 м. По всему порогу - множество камней и
  каменистых островков. Скорость течения до 1.8.
  Первая часть порога - множество мелких бочек, валы
  до 1.5 м.
  После нее небольшой участок гладкой воды с уловом
  под правым берегом. От улова идет сплошная
  каменистая гряда к одному из островков на левом
  повороте. С этого островка удобно просмотреть
  вторую часть порога. Это две мощных жестких бочки.
  Их можно миновать, обойдя слева, но этот маневр
  крайне сложен, так как требует пересечения основной
  струи на очень коротком участке. Оптимальнее идти
  через бочки и далее через валы за ними на гладкую
  воду.
 
 65-73 км Русло расширяется, течение становится все спокойнее. Все чаще
  появляются в русле острова.
 
  74 км ПОРОГ N9 Саарикоски (Островной). Протяженность 420 м,
  перепад 0.8, категория сложности II. Посередине
  русла большой лесистый остров, левая протока забита
  камнями. Проход этой протокой возможен при
  лавировании на отрицательной скорости. Правая
  протока шире, свободна от камней и представляет
  собой череду валов высотой до 1 м; посередине
  порога есть небольшая бочка. Проход без просмотра
  несложен.
 
 75-85 км Русло становится все шире - почти постоянно не менее 60 м.
  Река петляет. Берега низкие, леса главным образом смешанные.
  На 79 км есть хорошее место для стоянки на высоком правом
  берегу.
 
  86 км ПОРОГ N10 Кокосенкоски (Поплавок). Протяженность 200 м,
  перепад 0.4, категория сложности I. Череда
  невысоких валов в обеих протоках, образованных
  большим лесистым островом посередине русла. Проход
  без просмотра.
 
  88 км Деревня Панкаярви по правому берегу.
 
 89-92 км Плывем по озеру Лонтта. Озеро неглубокое, вытянутое с СЗ на
  ЮВ. Береговая линия ровная, местами берега заболочены. Плыть
  придерживаясь правого берега.
 
 93-96 км Плывем по озеру Лехтоселке, береговая линия сильно изрезана,
  множество мелких и крупных островов - каменистых и лесистых.
  По-прежнему придерживаемся правого берега.
 
 97-105км Система озер Панкаярви - Нисканселкя. По-прежнему сильно
  изрезана береговая линия, острова, плавни. На 100 км траверс
  под левый берег. На 104 км вплываем в устье реки Лиекса.
  Перед г. Панкакоски заканчиваем маршрут.
 
  Лоцию составили
  Прудников Андрей,
  Айбатулин Равиль.
 
  42: ПОРОГИ НА РЕКЕ ЛИЕКСА
 
 +----------+-----------------------+---------------+----------+-------+
 |N порога | Название порога | Протяженность | Перепад | КС |
 | | | в метрах | в метрах | |
 +----------+-----------------------+---------------+----------+-------+
 | 1. | Паасикоски | 500 | 0.4 | I |
 | 2. | Хаапавитья | 1200 | 6.1 | III |
 | 3. | Неитикоски | 200 | 1.0 | III |
 | 4. | Каттилакоски | 150 | 1.4 | II |
 | 5. | Мурроокоски | 300 | 2.6 | III |
 | 6. | Сиикакоски | 1300 | 4.1 | II |
 | 7. | Нааракоски | 300 | 1.0 | II |
 | 8. | Кяпикоски | 700 | 3.5 | IV |
 | 9. | Саарикоски | 420 | 0.8 | II |
 | 10. | Кокосенкоски | 200 | 0.4 | I |
 +----------+-----------------------+---------------+----------+-------+
 
 
  4 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МАРШРУТА
 
 
 
  ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ ЙОЭНСУУ И ЛИЕКСА
 
  Фирма "Спутник Плюс" организовала для нашей группы автобусные
 экскурсии по городам Лиекса и Йоэнсуу.
  ЛИЕКСА - небольшой (7000 жителей) и очень чистый городок, главные
 достопримечательности которого - водонапорная башня XIX в., на которую
 теперь водят экскурсии, и новое здание костела, построенное в этом
 году на месте сгоревшего. Жители города гордятся этим костелом, т.к.
 его проектировал тот же архитектор, по проекту которого построен
 Президентский дворец в Хельсинки. В этом костеле прекрасный орган.
  С прошлого года жители городка устраивают у себя неделю духовой
 музыки для любительских оркестров Европы. На один из таких концертов
 попали и мы. Его давал любительский оркестр из Нидерландов, по случаю
 хорошей погоды - на открытом воздухе, на ступенях универмага
 "Остерман" - самого большого в Лиексе.
 
  ЙОЭНСУУ. По финским масштабам очень большой (60000 жителей) -
 четвертый в Финляндии город. Здесь есть университет, именно он
 определяет жизнь города. Есть здесь и свои национальные проблемы: в
 Йоэнсуу в последние годы обосновались беженцы из Сомали и выехавшие на
 постоянное жительство в Финляндию из Карелии карелы и ингерманландцы.
 Отношения и с той, и с другой колонией у жителей города (не у всех, а
 в основном у студентов) довольно натянутые, с сомалийцами дело
 доходило и до открытых столкновений.
  В Йоэнсуу нас возили в один из оздоровительных центров с прекрасным
 бассейном, в котором был даже зал с гидромассажем, залами для
 спортивной и атлетической гимнастики, бильярдными и сауной.
 
  5.2 ЭКСКУРСИЯ В ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
 
  Финляндия - страна молодая, ее история не насчитывает и века,
 однако ко всему, что имеет к ней отношение, финны относятся очень
 бережно.
  Этнографический музей, который мы осматривали в течение двух часов
 и никак не хотели уходить оттуда, - это большая (около 100 га)
 площадка под открытым небом, на которую в последние годы свозят со
 всей Финляндии деревянные дома, мельницы, даже старые сараи и
 костровища лесорубов и лесосплавщиков, словом, все, что жители страны
 хотят сохранить как историческую ценность для потомков. Осматривая
 музей, мы часто встречали там финские семьи с маленькими детьми.
 Наверное, именно так и воспитывается любовь к своей стране. Внутри
 всех помещений воссозданы соответствующие интерьеры, а служители и
 служительницы в национальных костюмах показывают, например, как ткут
 на старинном ткацком станке или мелют вручную зерно.
  В музее собраны экспонаты, связанные как с главным занятием жителей
 края (а они прежде всего лесорубы и лесосплавщики), так и с тем, что
 можно назвать с историей внедрения научно-технического прогресса в
 этот патриархальный уголок: первые типографии, швейные и красильные
 мастерские, даже первый паровоз, который появился в этих краях только
 в 20-х годах нашего столетия.
 
  50: 7. ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
 
 
  1.При сплаве по р.Хаапайоки в июле вода низкая, и на некоторых
 порогах целесообразно плыть только капитанам на груженых байдарках.
 Первая часть реки характеризуется наличием порогов длиной от 50 до 80
 м, при ширине русла от 7 до 20 м и перепаде воды 0.7-1.5 м.
  Вторая часть реки включает в себя пороги N 7 Лоухи, N8 - более
 сложные для прохождения. Длина порогов составляет 350-500 м, перепад
 воды на каждом пороге более 7 м. Пороги N 7,8 целесообразно
 использовать для тренировок экипажей, одиночных прохождений, проводки
 и самосплава. При наличии времени у порога Лоухи можно сделать дневку,
 т.к. там имеется прекрасно оборудованная стоянка (дровник, костровище
 с мангалом, туалет), много грибов и ягод.
  Третья часть реки представляет собой систему порогов NN 9-21,
 расположенных на протяжении 6 км. Длина каждого порога всего 50-60 м,
 но общий перепад на этом участке реки составляет 22 м. Русло на этом
 участке имеет ширину не более 10 м, берега поросли кустарником и мало
 удобны для просмотра порогов. Поскольку течение очень быстрое, а
 участки, годные для прохождения, слишком узки, рекомендуемое
 расстояние между экипажами на сплаве - не менее 100-150 м. На этом
 участке есть два довольно удобных улова (после порога N 12 под правым
 берегом и после порога N 16 под левым берегом), где группа может
 собраться вместе.
  2. Река Лиекса - очень популярный в северной и центральной Европе
 рафтовый маршрут. За день мы встречали не менее 5-6 групп, идущих на
 рафтах и даже специальных моторных лодках, каждая из которых
 рассчитана на 10-12 человек. Такие группы формирует дирекция
 заповедника Руунаа, один день маршрута стоит около 70$. Для
 байдарочников эти моторки могут быть помехой, особенно перед порогами,
 т.к. они создают очень большую волну. По счастью, шум моторок слышен
 издалека, поэтому всегда можно зачалиться и переждать. Кроме того, на
 этой реке популярен финский национальный вид спорта - сплав стоя на
 бревне с шестом-балансиром. Нам этого увидеть не удалось, но, по
 отзывам проводников, зрелище захватывающее. На пороге Неитикоски
 тренируется Национальная финская сборная каякеров.
  На годном для сплава на байдарках участке реки 10 порогов от 1 до 4
 категории сложности. Наиболее сложны пороги Неитикоски (Девичий),
 Муурокоски (Дробный) и Кяпискоски (Еловая шишка). Наиболее удобен для
 тренировок порог Неитикоски: сложный, небольшой по протяженности, с
 хорошим уловом под правым берегом и удобными для проноса байдарок
 берегами. Есть на правом берегу удобная стоянка, а в 0.5 км от нее -
 база для участников международных маршрутов с сауной. Самый сложный
 порог на реке - Кяпикоски - к сожалению, для тренировок малоудобен
 из-за высоких берегов с густым подлеском, который не дает возможности
 возвращать байдарки.
  Общая протяженность годного для сплава участка 105 км, перепад воды
 26 м. При низкой воде особенно сложен для прохождения из-за обилия
 камней в русле будет порог Кяпикоски. Высокая вода сделает очень
 сложным порог Муурокоски с мощной бочкой и большими даже при средней
 воде валами.
  3. На активной части маршрута группа пользовалась промышленными
 байдарками "Таймень-2", несколько усовершенствованными нами. Для
 проклейки днища мы использовали не стандартные жгуты, а полосы резины
 шириной 70 мм и толщиной 1.5 мм. Всячески рекомендуем именно такую
 проклейку - она выручала нас на каменистых порогах на р.Хаапайоки.
  Часть фартуков мы шили из брезента, а часть - из ткани "серебрянка"
 производства Южной Кореи. И тот и другой вариант себя оправдали, хотя
 оба имеют и плюсы, и минусы. Брезентовый фартук тяжелее и менее
 компактен, зато удобнее крепится, меньше протирается и рвется в местах
 крепления; фартук из "серебрянки" легче и компактнее, но в местах
 крепления к фальшбортам его необходимо дублировать кусками резины,
 кожи или брезента, иначе он рвется. Юбки мы изготовляли из
 "серебрянки" и плотного технического капрона. Юбки из "серебрянки"
 более себя оправдали: они легче и плотнее крепятся к обручу и легче
 отстреливаются при оверкиле.
  Для изготовления группового снаряжения (тент на палатку "зима",
 групповой тент) мы пользовались услугами фирмы "Синто" и вполне
 довольны и внешним видом, и качеством, и функциональностью ее изделий.
 Фирма находится в р-не м.Бабушкинская и принимает заказы как за
 наличный, так и за безналичный расчет.
  4. Выбор района путешествия мы предоставили фирме "Спутник Плюс"
 (г.Петрозаводск, ул. Льва Толстого, д.4, СЮТур, тел.: 5-56-60).
 Маршрут Хаапайоки-Лиекса МКК Петрозаводского СЮТур (председатель Панов
 А.) оценивает III к.с. Мы имеем возможность сравнить его со
 стандартной карельской "тройкой" по рекам Муезерка и Чирка-Кемь.
 Протяженность активной части маршрута примерно одинакова, причем, к
 нашему изумлению, карельский маршрут оказался более "населенным", чем
 финский: на реке Хаапайоки населенных пунктов нет вообще, а на Лиексе
 - д.Панкаярви и г.Панкакоски лишь на заключительной части маршрута. По
 количеству порогов вполне сравнимы Хаапайоки и Муезерка, но на
 Муезерке все пороги короткие и не выше 1-2 к.с., в то время, как на
 Хаапайоки есть пороги и III, и IV к.с. Километраж обеих рек менее 40
 км. По количеству порогов Чирка-Кемь и Лиекса примерно равны. Конечно,
 на Лиексе нет порогов, похожих на Тахко-Падун и, пожалуй, Рокконен, но
 зато очень интересны и сложны для прохождения пороги Неитикоски,
 Муррокоски и Кяпикоски. Поэтому мы вполне согласны с оценкой маршрута
 III к.с. Для желающих воспользоваться услугами фирмы "Спутник-Плюс"
 добавляем, что по территории Финляндии фирма предоставляет маршрут
 I-II к.с. по реке Йонгунйоки (I) и рекам Йонгунйоки-Лиекса (II).
  Для маршрута по рекам Хаапайоки и Лиекса (наш вариант) все участ-
 ники должны иметь опыт прохождения как минимум "двойки". Возраст - от
 15 лет.
  Сезонность маршрута очень широка - с мая по октябрь для взрослых
 групп. Для детских предпочтительнее июль-август: стабильный уровень
 воды, лучшие по многолетним наблюдениям погодные условия, обилие гри-
 бов и ягод.
  Познавательная часть маршрута составляет следующие экскурсии:
  1. Музей Зимний (русско-финской войны).
  Специального режима работы музей не имеет, так как он же -
  клуб ветеранов, поэтому экскурсии возможны в любой день недели
  и в любое светлое время суток.
  2. Этнографический музей под городом Лиекса.
  Расположен под открытым небом (музей типа острова Кижи, дерев-
  ни Малые Карелы и т.д.). Его можно посещать в любой день неде-
  ли, но экскурсоводы предоставляются только группам, пришедшим
  в музей до 18:00 по финскому времени.
  3. Экскурсии по городам Йоэнсуу и Лиекса.
  Входят в общий план маршрута, разработанный фирмой "Спут-
  ник-Плюс" и проводятся на их автобусе.
  Авторы:
  Коцот С.Я.
  Айбатулин Р.
 
 
 
  53: КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
 
  "... на той войне незнаменитой" (А.Т. Твардовский)
 
  Советско-финская война глазами финнов
 
  Русские называют эту войну финской, финны - зимней, а историки
 говорят о ней как о войне, которой могло бы и не быть.
  Финляндия - одно из самых молодых государств Европы, вышедшее
 из состава Российской империи и получившее независимость в 1918
 году. Отношения Советского Союза с Финляндией были мирными до
 1939 года, когда для военных стратегов стало очевидным, что в
 случае войны остаются совершенно незащищенными Ленинград и
 Мурманск, расположенные менее чем в 40 км от финской границы,
 т.е. на расстоянии дальности прицельной стрельбы артиллерии
 крупного калибра. Советское правительство стало предлагать
 Финляндии отодвинуть границу, отдав Советскому Союзу уже обжитые
 финнами территории и предлагало взамен земли севернее Ладожского
 озера, большие по территории, но совершенно неосвоенные. Это
 предложение финны сочли неприемлемым и согласились отдать
 Советскому Союзу лишь один небольшой участок границы (передвинуть
 линию границы с 35 до 45 км от Ленинграда). Это не устраивало
 советских правителей и 16 ноября 1939 года на военном совете
 Сталин заявил: "Нам придется воевать с Финляндией". 30 ноября
 1939 года войска Ленинградского военного округа перешли финскую

<< Пред.           стр. 178 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу