<< Пред.           стр. 177 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 было обойти, если идти впритык к левому берегу острова.
  Нам остался последний порог на реке - Кокосенкоски (Поплавок),
 он же самый легкий. До него плывем 12 км по абсолютно гладкой
 воде, течение слабое. Просмотра порог не требует. Это череда
 невысоких валов в обеих протоках, образованных большим лесистым
 островом посередине русла. Проходим без труда и сразу за порогом
 встречаем финских рыбаков на лодке - верный признак того, что
 скоро населенный пункт. Через 2 км зачаливаемся на ночлег на
 правом берегу у деревни Панкаярви. Деревенька небольшая,
 вытянутая вдоль автомобильной трассы, здесь есть автозаправочная
 станция с магазином, несколько фермерских хозяйств. Мы стали
 местной экзотикой: посмотрев, что мы готовим ужин из
 концентраров, жители окрестных домов принесли нам свежих овощей с
 огородов и даже приготовили для нас сауну.
  Чистое время на воде - 1:50
  Пройдено - 14 км
 
  4 августа
  Подъем - 8:30, завтрак - 9:30, отплытие - 10:50.
  Сегодня предстоит утомительное плавание по озерам, никаких
 препятствий, судя по карте, нет. Плывем по озеру Лонтта. Оно не
 глубокое, вытянутое с С-З на Ю-В, с ровной береговой линией,
 берега местами заболочены. Плывем, придерживаясь правого берега.
  Вплываем в озеро Лехтосеке. Оно значительно отличается от
 предыдущего: сильно изрезана береговая линия, множество мелких и
 крупных островков, каменистых и лесистых. По-прежнему
 придерживаемся правого берега.
  На 122 км маршрута вплываем в систему озер Панкаярви -
 Нисканселкя. И здесь сильно изрезана береговая линия, много
 островов, плавни. На 100 км маршрута делаем траверс под левый
 берег и вскоре, выплыв из озер, попадаем в устьевую зону реки
 Лиекса. Перед городком Панкакоски (здесь такие поселения называют
 коммунаии) заканчиваем маршрут. Нас уже поджидает автобус, и
 завтра нам предстоит еще раз посетить город Йоэнсуу и
 оздоровительный центр, а затем покинуть Финляндию.
  Чистое время на воде - 3:05
  Пройдено - 19 км
 
  5 августа
  Активная часть маршрута закончена, но поспать по дольше не
 удается, потому как в 7:00 нам уже предстоит загрузиться в
 автобус. Вставать пришлось в 5 утра, и поэтому всю дорогу до
 Йоэнсуу мы спали. В городе - посещение оздоровительного центра и
 беготня по магазинам за сувенирами. Потом опять утомительная
 многокилометровая езда в автобусе до границы, с остановками у
 бензозаправочных станций, потому что там есть магазины, в которых
 мы тратили последние финские марки, в основном на кофе и
 мороженое. В 18:00 мы у томожни с финской стороны. Опять
 возникают сложности с Лешой Федяйновым и его уникальным днем
 рождения, но все вновь разрешается благополучно, и мы
 возвращаемся в Россию.
  До нашего старого места стоянки на берегу Ладожского озера
 добираемся к полуночи, ставим лагерь и мечтаем об одном -
 выспаться и отдохнуть. Многочасовая автобусная езда оказалась
 утомительнее самых сложных ходовых дней.
 
  6 августа
  Опять ранний подъем, и 10:30 мы уже в автобусе. Сегодня
 предстоит переезд до реки Шуя, где нам стоять лагерем до 8
 августа. До села Половина добрались к 18:00, здесь мы простились
 с сопровождавшими нас сотрудниками фирмы, которым уже завтра
 предстоит "обратный вариант" - вести международную группу по реке
 Охта. Очень жаль расставаться со всеми, особенно с проводником
 Андреем, с которым мы подружились по-настоящему. А с главой фирмы
 Володей Кучеренко, который встречал нас на финише активной части
 маршрута и вместе с нами вернулся в Россию нам еще предстоит
 увидеться перед отъездом в Москву в петрозаводском СЮТуре, чтобы
 отметить маршрутку.
  В километре от трассы на берегу Шуи есть большая поляна;
 именно здесь, у порога Половина, проводятся карельсгие
 республиканские слеты туристов-водников, здесь мы и
 расположились, чтобы провести оставшиеся два дня, отдыхая и
 тренируясь на пороге. Ставим лагерь и отправляемся на сбор грибов
 и ягод. Очень непривычно, что никуда не надо торопиться.
 
  7 августа
  Наконец-то можно подольше поспать! Что мы и делаем. Весь день
 мы тренируемся на пороге, приводим в порядок записи по маршруту,
 "пасемся" в грибных и ягодных местах. Вода на Шуе очень низкая,
 поэтому тренировки не получились очень интересными. Уже с вечера
 начали укладывать снаряжение, готовясь к отправки в Москву.
 
  8 августа
  Подъем - 8:00, завтрак - 9:00, 10:00-12:30 - сборы лагеря. По
 грунтовой дороге возвращаемся на трассу и садимся в рейсовый
 автобус село Мотросы - г. Петрозаводск (автобусы ходят каждый
 час). Через 40 минут мы в Петрозаводске. Направляемся в СЮТур,
 отмечаем маршрутку и опять прощаемся с Володей Кучеренко. Теперь
 наш путь на вокзал, где в 19:30 нас ждет поезд N17 и дорога в
 Москву. Маршрут завершен.
 
  Техническое описание состовляли
  Санталов Алексей,
  Айбатулин Равиль,
  Трифанов Ал-др.
 
 
  30: 4.2 Лоция реки Хаапайоки
 
  Лоция составлена для низкого уровня воды. Протяженность участка
 реки, годного для сплава на байдарках - 36 км. Общий перепад на этом
 участке - 41 м (188 - 147 м). Ширина реки колеблется от 5.5 до 20 м.
 По берегам хвойный и смешанный лес. Населенных пунктов нет.
 
  1 км ПОРОГ N1. Длина 60 м, перепад 1 м, категория сложности I.
  По правому берегу небольшой завал, по левому -
  россыпь камней. Основная струя хорошо выражена.
  Невысокие (менее 0.5 м) валы. Проход по центру в
  язык, хорошо читаемый и с воды, и с берега.
 
  ПОРОГ N2. Длина 50 м, перепад 0.7 м, категория сложности I.
  Участок очень мелкий, скорость течения 1.0. Валов
  нет, но по всему руслу множество камней. Проход
  по основной струе.
 
  2 км ПОРОГ N3. Длина 50 м, перепад 0.5 м, категория сложности I.
  Прямой участок реки, камни по всему руслу, не-
  большие валы. Проход в язык по основной струе.
 
  ПОРОГ N4 на правом повороте. Длина 70 м, перепад 0.5, кате-
  гория сложности I. По центру и под левым берегом
  камни. Проход под правым берегом.
 
  3 км Русло узкое (5-8 м), две подряд шиверы - 30 м и 200 м, меж-
  ду ними мелкий каменистый перекат 150 м.
 
  5 км ПОРОГ N5 в начале зигзагообразного поворота русла. Длина
  100 м, перепад 1.5 м, категория сложности II. По
  берегам и по центру русла множество камней, ско-
  рость течения 1.2; основная струя сбита. Лавиро-
  вание между камнями требует осторожности и пре-
  дельного внимания.
 
  ПОРОГ N6 в конце зигзагообразного поворота реки. Длина 80
  м, перепад 2 м, скорость течения 1.2 - 1.3, кате-
  гория сложности II. Очень мелкий участок, по все-
  му руслу подводные и обливные камни. Основная
  струя выражена хорошо. Проходить по ней, вплотную
  прижимаясь к правому берегу.
 
  6 км- Река очень сильно петляет, повороты буквально через каждые
  -10 км 20-30 метров. Берега низкие, лес смешанный, причем на пра-
  вом берегу преимущественно сосна, на левом - ель; на обоих
  берегах береза.
 
  11 км Двухпролетный бетонный автомобильный мост. Правый берег -
  место для стоянки.
 
  ПОРОГ N7 Лоухи. Длина 500 м, перепад 7 м, категория слож-
  ности IV. Мелкая гребенка с обилием обливников и
  бочек. По обоим берегам россыпи камней. Проход
  под мостом в левый пролет, далее по основной
  струе в язык между двумя бочками, затем траверс
  под правый берег и проход в бочку и валы за ней
  (единственное место, свободное от камней). На вы-
  ходе из порога - очень мелкий каменистый перекат.
  Просмотр с моста и небольшой скалы на левом бере-
  гу в 150 м от моста (см. схему N1; фото N2;5;6).
 
  12 км ПОРОГ N8 Длина 350 м, перепад 7.3 м, категория сложности
  IV. Просмотр порога практически невозможен из-за
  изрезанности и заболоченности низких берегов.
  Первые 100 м порога - сплошное нагромождение кам-
  ней, иногда целиком перекрывающих русло. Здесь
  проводка байдарок - единственно возможный способ.
  Ширина русла на этом участке до 20 м. Затем русло
  резко сужается до 10-12 м, скорость течения воз-
  растает до 1.4. Основная струя сбита. В русле
  камни, есть несколько небольших жестких бочек бли-
  же к правому берегу. Проход по центру. Очень сло-
  жен выход из порога: русло от правого берега на
  2/3 перегорожено каменной россыпью, по левому бе-
  регу также множество камней. Чист только неболь-
  шой участок (не шире 1.5-2 м) ближе к левому бе-
  регу, но, чтобы попасть в него, надо, лавируя
  между обливниками, пересечь основную струю. После
  порога удобное улово под правым берегом.
 
  13 км- Фактически весь этот участок реки - сплошной каскад из од-
  -18 км нотипных порогов длиной от 50 до 80 м с перепадом от 1.5 до
  2.5 м, I-II категории сложности. Общий перепад на этом
  ПОРОГИ участке 22 м. Каждый порог здесь - одна или несколько каме-
  N9-21 нистых ступеней с небольшими бочками и валами до 2 м (и это
  в низкую воду!). Основная струя хорошо выражена, но она ко-
  варна - выводит на камни, как подводные, так и обливные.
  Русло на этом участке реки очень узкое (не более 10 м).
 
  20 км Озеро Хукярви. Берега поросли камышом и осокой. Плыть южным
  берегом на ЮЗ, затем поворот на С и вновь в русло реки.
 
  22 км Большой лесистый остров. Одинаково свободны от препятствий
  и годны для прохода обе протоки.
 
  24 км Озеро Наарданярви с сильно изрезанной береговой линией. От
  места впадения реки в озеро пересекать его на северо-запад
  до дороги.
 
  Дальнейшее плавание по р.Хаапайоки и финскими, и российскими
 авторитетами в области водного туризма признано нецелесообразным, т.к.
 через 10 км после озера Наарданярви на реке построена электростанция,
 и подпор образовавшегося водохранилища делает участок совершенно
 неинтересным для сплава. Поэтому дальнейший маршрут продолжается по
 реке Лиекса, куда фирма "Спутник-Плюс" доставляет туристов на автобусе.
 
  Лоцию составляли:
  Прудников Андрей,
  Моисеев Сергей.
 
  31: 4.3 Лоция реки Лиекса
 
  Лоция составлена для среднего уровня воды. Общая протяженность
 участка, годного для сплава на байдарках - 105 км. Перепад на этом
 участке 26 м.
  Наиболее интересен для сплава участок реки от порога N2 до порога
 N8 протяженностью 52 км. 45 из них - территория заповедника Руунаа. По
 берегам - хвойный и смешанный лес. Обилие черники и брусники. Ширина
 реки колеблется от 20 до 60 м. Населенные пункты - д.Панкаярви и
 г.Панкакоски.
 
  1 км Широкое (60 м) русло, лесистые островки. Течение спокойное.
 
  10 км ПОРОГ N1 Паасикоски (Бараний). Протяженность 500 м, перепад
  0.4 м., категория сложности I. Порог действительно
  похож на баранью шкуру - все русло в мелких
  "завитках" валов высотой не более 0.3 0.5 м, острых
  и очень злых. Камней нет. Проход без просмотра.
  12 км ПОРОГ N2 Хаапавиитья (Осиновый). Протяженность 1200 м, пере-
  пад 6.1 м, категория сложности - III. Над первой
  ступенью порога очень красивый висячий мост. Перед
  мостом под правым берегом камни, левый чистый. По
  центру - хорошо выраженный язык основной струи.
  Сразу после моста начинаются жесткие косые валы
  высотой до 1.5 м по всему центру русла. По берегам
  вода гладкая, но сплошные каменные россыпи. Проход
  по валам. Просмотр удобней с моста.
 
  13 км Шивера протяженностью не менее 1000 м. Ширина русла на этом
  участке 25-30 м.
 
  24 км ПОРОГ N3 Неитикоски (Девичий). Протяженность 200 м, перепад
  1 м, категория III. Правый берег - место для
  стоянки. На самом широком месте русла посередине
  остров сложной конфигурации, который соединяется
  каменистой грядой с правым берегом. Над этой грядой
  построена дорожка из досок со смотровой площадкой,
  находящейся над самим порогом, занимающем всю левую
  протоку. По центру расположены две косые бочки,
  между которыми с трудом, но читается язык основной
  струи (с берега он виднее, чем с воды). Левая бочка
  шире и выше, но вал ее мягче. Правая бочка
  короткая, но вал очень жесткий. Обе бочки по ширине
  занимают почти всю реку. Под левым берегом идет
  каменистая гряда, практически впритык к бочке -
  гладкой воды между ними не больше пол-весла. Под
  правым берегом обливная платформа и россыпь камней
  за ней. От края левой бочки за ней на протяжении
  100 м гряда стыкующихся косых валов высотой до 1 м.
  Если смотреть на них сверху, гряда напоминает
  девичью косу - отсюда и название порога.
  Три варианта преодоления порога. Самый простой -
  идти под левым берегом по краю бочки с последующим
  выходом на валы. Несколько более сложен проход в
  язык между бочками и дальнейшим движением по краю
  "косы". В этом случае на смотровой площадке или на
  камнях под ней необходим сигнальщик. Самый сложный
  вариант прохода - краями правой бочки через
  обливную платформу, но его преимущество в том, что
  судно после лавирования в россыпи камней сразу
  выходит в улово и к месту стоянки. Страховка во
  всех вариантах осуществляется из мертвой точки за
  правой бочкой. Этот порог - место тренировок
  национальной сборной каякеров.
 
  30 км ПОРОГ N4 Каттилакоски ("Котел"). Протяженность 150 м,
  перепад 1.4 м, категория сложности II. Порог
  расположен на левом повороте реки в широком месте
  русла (отсюда и название). Перед порогом и после
  него шиверы по 150 м каждая. Пороги очень высокие
  (до 2 м) и острые валы с барашками пены - полное
  впечатление кипящей в котле воды. Проход без
  просмотра по хорошо видной основной струе.
 
  31 км Место для стоянки по правому берегу.
 
  34 км Место для стоянки по левому берегу.
 
  35 км ПОРОГ N5 Мурроокоски (Дробный). Протяженность 300 м, перепад
  2.6, категория сложности III. Порог состоит из трех
  ступеней. Первая и третья - чистый слив с валами от
  1 до 1.5 м. Центральная часть порога - мощная бочка
  ближе к левому берегу, почти вплотную примыкающая к
  левому берегу. За бочкой под правым берегом валы до
  2 м. Оптимальный проход этой ступени левым краем
  бочки впритык к камням. Страховка с воды из улова
  под левым берегом после второй ступени и дальше - с
  правого берега после всего порога.
 
  37 км ПОРОГ N6 Синкакоски (Сиговый). Длина 1300 м, перепад 4.1 м,
  категория сложности II. Порог представляет собой
  мощную шиверу с валами до 1.5 м и очень быстрым

<< Пред.           стр. 177 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу