<< Пред.           стр. 176 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 него и сваливает небольшим крутым водопадом. Проходившие по этой
 струе капитаны экипажей N6 и 7 таким образом оказывались на
 какой-то момент в воде и над водой одновременно, ибо под
 сваливающей с этого камня струей была почти полуметровая
 воздушная подушка. Выход из порога в улово под правым берегом
 прегражден практически сплошной грядой плотно стоящих больших
 валунов, чист от которых только небольшой участок между правой
 границей валунов и россыпью камней под левым берегом. Попасть в
 этот проход очень трудно, так как для этого необходимо пересечь
 мощный слив на очень коротком, не более 8 м длиной, участке. Это
 удалось только капитану шестого экипажа, все остальные
 "впечатывались" между валунами и уже через них переправляли
 байдарки в улово. Два экипажа пропоролись при преодолении этого
 порога, мы даже удивились, что только два, уж очень много было
 коварных острых камней. Ремонт не занял много времени. Зато тут
 мы впервые испугались, когда оглянулись назад на порог, который
 только что прошли: было полное впечатление, что мы спустились с
 кипящего и бурлящего водопада. На воде этот семиметровый перепад
 не чувствовался из-за протяженности порога, зато из улова
 смотрелся ох как впечатляюще!
  Небольшой отдых в улове - и снова в путь. Участок с 13 по 18
 км - сплошной каскад из 12 порожков и порогов, длиной от 50 до 80
 м и с перепадом от 1 м до 1.5 м. И опять - обилие камней, сильная
 струя, быстрое течение и очень узкие участки для прохода. Здесь
 чуть было не случилась неприятность: пятый экипаж вылетел на
 обливник, байдарку развернуло, и она загородила единственно
 возможный участок для прохода, а уже приближались шестой и
 седьмой экипажи. Отход в сторону, торможение и тем более зачалка
 в этом месте невозможны из-за сильного течения и обилия камней в
 русле и по берегам. Спас положение шестой экипаж: они смогли
 очень мягко и без потерь для себя и товарищей с ходу развернуть
 байдарку четвертого экипажа. За шестым в освободившийся проход
 прошел седьмой и уже за ними снялся с обливника четвертый.
 Рекомендуем тем, кто пойдет после нас по этому маршруту, на
 участке с 13 по 18 км Хаапайоки держать интервал между экипажами
 не менее, чем 150 м, а собираться группой в уловах после 12 и 16
 порогов.
  Плавание с 19 по 25 км было малоинтересным: гладкая вода,
 широкое и почти свободное от камней русло, заход в одно небольшое
 озерко и пересечение другого. У конечной точки маршрута по
 Хаапайоки нас уже ждал автобус, и мы, просушив байдарки и
 собравшись, погрузились в него и узнали, что нас везут ночевать в
 международный лагерь - кемпинг. Этот лагерь оказался большой
 живописной поляной, на которой уже стояли группы автотуристов и
 туристов-пешеходников из Германии, Голландии и Бельгии. Общий
 костер, небольшая кухня и печка под навесом и обязательная сауна.
 Общий язык - английский и универсальный язык жестов и музыки. До
 полуночи пели у костра, передавая гитару по кругу.
  Чистое время на воде 4 часа.
  Пройдено 25 км.
 
  29 июля
  Подъем в 8:00, завтрак в 8:45, отъезд в 9:30. Очень
 напряженная экскурсионная программа. Сначала - экскурсия в
 г.Лиекса.
  ЛИЕКСА - небольшой (7000 жителей) и очень чистый городок,
 главные достопримечательности которого - водонапорная башня XIX
 в., на которую теперь водят экскурсии, и новое здание костела,
 построенное в этом году на месте сгоревшего. Жители города
 гордятся этим костелом, т.к. его проектировал тот же архитектор,
 по проекту которого построен Президентский дворец в Хельсинки. В
 этом костеле прекрасный орган.
  С прошлого года жители городка устраивают у себя неделю
 духовой музыки для любительских оркестров Европы. На один из
 таких концертов попали и мы. Его давал любительский оркестр из
 Нидерландов, по случаю хорошей погоды - на открытом воздухе, на
 ступенях универмага "Остерман" - самого большого в Лиексе.
  Потом у нас было свободное время для прогулок по городу,
 главным результатом которых было то, что вся группы выучила
 четыре "самых главных" финских слова: Haja, kiitos, olkohuve,
 vasa (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, туалет) и с успехом
 пользовалась ими при общении.
  Затем была очень интересная, но выматывающая из-за жары (+30 )
 экскурсия по этнографическому музею под открытым небом.
  Финляндия - страна молодая, ее история не насчитывает и века,
 однако ко всему, что имеет к ней отношение, финны относятся столь
 бережно.
  Этнографический музей - это большая площадка под открытым
 небом, на которую свозят со всей Финляндии деревянные дома,
 мельницы, сараи и старые костровища лесорубов, сауны и все, что
 жители страны хотят сохранить. Внутри воссозданы соответствующие
 интерьеры, служители и служительницы в национальных костюмах по
 вашей просьбе показывают, как ткут на старинном ткацком станке
 или как мелют вручную зерно.
  Собраны в музее экспонаты, связанные как с главными занятиями
 жителей края (а они прежде всего лесорубы и лесосплавщики), так и
 с тем, что можно назвать внедрением технического прогресса в этот
 патриархальный край: первые типографии, красильные мастерские,
 даже первый паровоз, который появился в этих краях только в
 двадцатых годах нашего столетия.
  Затем подъезд к месту старта и ночевка.
  Место старта - в заповеднике Руунаа, одном из самых больших в
 Финляндии. Здесь практикуется для посетителей сплав на деревянных
 лодках с моторами и на рафтах по порогам. Кроме того, есть очень
 интересный национальный вид спорта - сплав на бревнах с шестом по
 порогам. Мечтаем посмотреть.
 
  30 июля
  Подъем 8.00, завтрак 9.10, сбор байдарок. В 10.30 мы уже
 готовы к отплытию, но отплыть удается только через два часа:
 сегодня воскресенье постоянно приезжают и уезжают международные
 туристические группы, путешествующие на рафтах и моторках по
 Лиексе. На 35 километре маршрута - первый порог Паасикоски
 (Бараний). Порог действительно похож на баранью шкуру: мелкие
 завитки с барашками пены по всему руслу. Они невысокие, не выше
 полуметра, но острые и злые. Основная струя читается плохо, но
 порог проходится нами без просмотра вполне успешно.
  На 37 километре маршрута порог Хаапавитья (Осиновый). Он тоже
 оправдывает свое название: по берегам растет осина, что необычно
 для этого района Финляндии, да и в Корелии она встречается
 нечасто. Над порогом через реку перекинут висячий мост, с него
 удобно просматривать обе части порога. Он начинается перед
 мостом, на широком месте русла. Левый берег чист от камней, под
 правым и по центру - обливная платформа и валуны. Между ними и
 проходит основная струя. Все экипажи хорошо вошли в порог , в
 центр языка между платформой и каменной россыпью. Сразу за мостом
 начинаются высокие (до 1 метра) валы и тянутся на протяжении 800
 метров. По берегам россыпи камней, но центр русла чистый. При
 желании валы можно обойти впритирку к камням у левого берега, что
 и сделал 7 экипаж. Остальные прошли по валам (фото N3). Сразу за
 порогом - протяженная "ленивая" шивера, затем русло широкое,
 течение спокойное.
  На 47 километре маршрута - порог Неитикоски (Девичий). На
 самом широком месте русла, посередине остров сложной
 конфигурации, которая соединяется каменной грядой с правым
 берегом, над этой грядой и через остров проложена дощатая дорожка
 со смотровой площадкой, находящаяся над самым порогом, занимающим
 всю левую протоку. По центру расположены две косые бочки, между
 которыми с трудом, но читается язык основной струи, причем с
 берега значительно лучше, чем с воды. Левая бочка больше, но вал
 ее мягче, правая короткая, но крутая, с жестким валом. Под левым
 берегом каменистая гряда практически впритык к краю бочки (до
 камней не более полувесла), под правым - обрывающаяся крутой
 ступенью, обливная платформа и далее гряда обливняков,
 преграждающая вход в улово по правому берегу. Просмотр порога и
 совещание руководителя с проводником заняли не менее часа, с
 каждым капитаном оговорили вариант прохода порога. Экипаж
 проводника и первый экипаж группы решают идти правой частью
 порога через обливную платформу, причем проводник, не
 зачаливаясь, остается в "мертвой точке" для страховки. Остальные
 экипажи выбирают вариант прохода под левым берегом между камнями
 и правым краем бочки. Этот вариант прохода проще первого, так как
 не требует преодоления крутой ступени, зато после прохода мимо
 бочки основная струя выносит на длинный ряд вначале высоких, но
 постепенно затухающих валов, очень похожий на девичью косу
 (видимо, он и дал название порогу). Образовался у нас и сборный
 экипаж, решивший выходить на эту косу через язык между бочками, -
 Моисеев Сергей и Прудников Андрей (фото N4).
  Экипаж проводника прошел почти благополучно, немного все же
 зацепив край платформы, и встал на страховку. Первый экипаж
 группы, шедший следом, не сумел вовремя сманеврировать и вошел в
 ступень, развернувшись боком. Результат - оверкиль. Спасработы
 были проведены быстро и умело, обошлось без потерь. Экипажи,
 шедшие слева, прошли прекрасно. Долго готовился к штурму бочек
 сборный экипаж. Были оговорены все варианты, на камнях перед
 смотровой площадкой поставлен сигнальщик. Сам же проход был
 осуществлен так быстро и качественно, что заслужил шумное
 одобрение нашей группы и тренировавшихся на пороге финских
 каякеров.
  Зачалились на ночлег на стоянке сразу за порогом по правому
 берегу. Потом тренировались на пороге.
  Чистое время на воде - 3 часа.
  Пройдено - 21км + 4км (тренировка на пороге)
 
  31 июля
  Подъем 9.00, завтрак 10.00, отплытие 12.30. В течении 7
 километров плывем по озеру по спокойной, почти стоячей воде. На
 53 километре - порог Каттикоски (Котел). Расположен на левом
 повороте реки, где русло расширяется, камней нет. На входе и
 выходе небольшие шиверы по 150 метров каждая; сам порог такой-же
 длины, перепад небольшой. Валы высокие (до 2 метров) и острые, с
 барашками пены. Очень похожи на кипящую в котле воду. Самые
 высокие валы обходятся (большинство экипажей так и поступало) без
 труда, как справа так и слева; по валам шли второй и шестой
 экипажи. На 54 километре по правому берегу очень красивая
 обеденная стоянка с лапландскими чумами, но она частная, поэтому
 переночевать здесь нам не удалось. Зачалились на ночлег на 57
 километре на левом берегу. Прекрасное место, удачная рыбалка.
 Погода весь день была солнечная, теплая. Собирали грибы и ягоды.
 Ходили просматривать следующий порог - Муурокоски (Дробный) -
 один из самых сложных порогов на реке, который нам предстоит
 преодолевать завтра.
  Чистое время на воде - 1 час 10 минут
  Пройдено - 10 километров.
 
  1 августа
  Подъем в 8:00, завтрак в 9:30, отплытие в 12:00.
  Солнечно, тепло. На 58 км начинается просмотренный нами
 накануне порог Муурокоски (Дробный) - самый сложный порог на
 реке, по мнению финских лоций. Наш же проводник считает, что
 самым сложным будет порог Кяпикоски. Длина этого порога 300 м, на
 входе и выходе небольшие шиверы. Сам порог с мощной бочкой
 посередине и длинным рядом валов за ней. Экипажи проводника и
 руководителя прошли первыми и встали на страховку в улово под
 левым берегом. Все экипажи шли так, как было намечено накануне
 при просмотре - впритык к левому краю бочки и обливникам под
 левым берегом. Все экипажи прошли грамотно, без потерь.
  На 60 км порог Сиикакоски (Сиговый). Это мощная шивера с
 валами до 1.5 м и очень быстрым течением. Над серединой порога -
 висячий мост, перед ним есть улово, из которого и проводилась
 страховка, но она не понадобилась - все экипажи прошли
 благополучно.
  Затем многокилометровый гладкий участок, на котором мы
 отдохнули перед порогом Нааракоски.
  На 70 км мы зачалились на ночлег на правом берегу перед
 большим бетонным мостом. Место для стоянки выбрано превосходно:
 вековой сосновый бор, очень много черники и брусники, грибов.
 Стоянка оформлена с присущей финнам аккуратностью: дровник с
 запасами дров и топором, два прекрасно оборудованных кострища,
 туалет с туалетной бумагой. Именно здесь расплогаются основные
 территории заповедника Руунаа. Чтобы осмотреть их, мы делали
 радиальные выходы по озерам Рекусинярви и Науроярви (см. карту
 N2).
  Заповедник Руунаа, основаннный в 1987 году, расположен к востоку
 от г.Лиекса и включает в себя часть порогов на р.Лиекса. Работает он в
 режиме национального парка, поэтому на его территории разрешен сплав,
 а также пешие экскурсии. Территория заповедника занимает 3158 га, зна-
 чительную часть ее (610 га) занимают водные объекты - р.Лиекса и озе-
 ра.
  Во время экскурсии мы узнали, что р.Лиекса, по которой мы сплав-
 лялись, издавна известна как место ловли форели, а также как водный
 путь, соединявший Финляндию с Россией. В ХIХ веке река стала использо-
 ваться для сплава древесины, поэтому ее русло неоднократно чистили, а
 берега укрепляли. Сплав леса был прекращен в 1984 году, но еще очень
 многое напоминает об этом традиционном для живущих вдоль реки финнов
 занятии.
  На территории Руунаа есть несколько заказников, где разрешены
 охота и рыболовство. В этих местах рыбу специально разводят. Основные
 виды: форель, лосось, нерка. Рыболовы получают в заповеднике специаль-
 ное разрешение на вылов определенного количества рыбы.
  В заповеднике есть музей с кинозалом и видеозалом, где показывают
 фильмы о заповеднике. В музее можно посмотреть аквариум, где представ-
 лены местные виды рыб и чучела животных.
  Чистое время на воде 2:30
  Пройдено 13 км маршрута + 12 км радиальных выходов
 
  2 августа
  Подъем 8:00, завтрак 9:00, отплытие 11:30. До 80 км участок
 чистой, гладкой воды перед порогом Нааракоски. Название этого
 порога наша переводчица не сумела перевести, хотя объяснила, что
 корень у него имеет двойное значение: сватовство и кружево. Ни
 один из этих корней соотнести с внешним видом порога мы не
 смогли. Четыре небольших острова делят русло реки надвое, камней
 практически нет, справа от первого острова небольшая бочка,
 правым краем которой проходит основная струя. Валы невысокие. Мы
 просмотрели порог с правого берега и убедились, что основная
 струя выражена хорошо и проход по ней несложен. Все экипажи
 прошли без потерь.
  На 82 км - порог Кяпикоски (Еловая шишка) - самый сложный
 порог на реке. Так считал наш проводник, и после прохождения
 порога мы убедились в справедливости его мнения (см. схему N5,
 фото N8). Порог расположен на резком зигзаге. В русле множество
 каменистых островков, каменная гряда соединяет один из островков
 второй части порога с правым берегом. Первая часть порога (правый
 поворот) - множество мелких бочек и валов во всех протоках между
 островами. Она проходится без просмотра по основной струе. Вторую
 часть порога мы просмотрели с каменистого островка, соединенного
 грядой валунов с правым берегом. Эта ступень представляет собой
 две мощных жестких бочки почти посередине русла. С правым берегом
 они соединены с упомянутой грядой, поэтому проход там невозможен,
 под левым берегом довольно широкий участок гладкой воды, попасть
 на который очень сложно, т.к. это требует пересечения сильной
 основной струи на коротком участке (не более 20 м). Для
 осуществления этого прохождения требуется ювелирно точный маневр:
 прохождение бортом (!) правого края бочки у центрального острова,
 завершающего первую ступень порога, с дальнейшим проходом на
 скорости через основную струю через участок гладкой воды.
 Прохождение бочки бортом - необходимое условие, т.к. байдарка
 после этого оказывается сразу развернутой поперек основной струи
 и, таким образом, не требуется ни времени, ни силы на ее
 разворот. Показал и блестяще осуществил этот маневр наш
 проводник, все остальные экипажи, включая руководительские,
 пытались его осуществить, но по-настоящему это удалось только
 экипажам N3 и N6, остальные же экипажи разворачивало в первой
 бочке, и они, не успев пересечь основную струю, шли основную
 ступень порога между двумя бочками. Впрочем, ни один экипаж не
 кильнулся и не пропоролся, и мы заслужили вторую шумную похвалу
 нашего проводника. Справедливости ради скажем, что в шуме мы ему
 не уступали: за то время, что он показывал нам, как надо
 проходить этот порог, мы кричали и аплодировали не переставая, и
 это того стоило: ни один учебник по технике водного туризма не
 дал бы нам столько опыта, сколько мы получили за эти секунды.
  Сразу после прохождения экипаж проводника встал на страховку в
 "мертвой точке", а экипаж руководителя страховал с каменистого
 островка. Страховка не понадобилась. Зачалились на ночлег в 1 км
 от порога Саарикоски.
  Чистое время - 3:15
  Пройдено - 28 км
  3 августа
  Подъем -8:30, завтрак - 9:30, отплытие - 11:00. Тепло,
 переменная облачность.
  Практически сразу после выхода на воду на 99 км маршрута мы
 встрерили порог Саарикоски (Островной). Посередине русла большой
 лесистый остров, левая протока сплошь забита камнями. По большой
 воде проход там был бы возможен, если маневрировать между ними на
 отрицательной скорости, но вода была средняя, и поэтому все
 экипажи пошли правой протокой. Она свободна от камней и
 представляет собой череду валов менее одного метра высотой с
 одной небольшой бочкой в центре. Все экипажи пошли по валам, т.к.
 нам просто надоело плавание по гладкой воде, хотя все валы можно

<< Пред.           стр. 176 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу