<< Пред.           стр. 186 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 водопада время в описании соответствует действительному времени
 сплава.
  На "Сомнительном" было много туристов. По нашей воде
 чистый проход первой ступени по языку у левого берега (косой
 слив около 2 м), перед второй ступенью -сильный прижим к
 правому берегу, а перед третьей - к левому. Страховали после
 каждого слива "морковками". Сначала в порог пошел второй
 "Скаут". Легли в первом же сливе через правый борт. Матрос был
 спасен после второго слива, капитан и лодка - после третьего.
 Затем на "Скауте" пошли Иванчук (капитан) и Курносов (матрос).
 Первый слив прошли успешно, взяв в языке чуть правее и занеся
 весло в отбойную от левого берега струю, однако были прижаты к
 правому берегу и во второй слив вошли кормой. Киля удалось
 избежать, но при развороте лодка села на камни у правого
 берега. При снятии с камней матрос не удержался в стременах и
 пошел в третий слив самосплавом, держась за лодку. Был спасен
 после слива "морковкой", капитан и судно прошли третий слив
 успешно. Вещи и "Палаву" обнесли по левому берегу.
  Через 5 минут сплава по плесу на резком повороте влево
 лесистый скальный остров - ориентир порога "Муравей". Правая
 протока - мелкая, в левой - после S-образного захода язык у
 левого берега и далее крутая горка с "бочками", в конце прижим
 к скале правого берега. При прохождении "Палава" в конце горки
 была прижата к правому берегу и развернута на 180 градусов, но
 выправила ситуацию усилиями экипажа и благополучно завершила
 прохождение. Первый "Скаут" прошел чисто. Второй "Скаут" из-за
 пассивных действий матроса "кильнулся" в середине порога,
 команда была спасена "морковками" в плесе на выходе.
  После этого, учитывая непрерывное "купание" экипажей и
 приближение водопадов, около которых стоянки могли быть заняты,
 встали на ночлег на левом берегу. Стоянка небольшая (не более 2
 палаток), с воды просматривантся плохо, пришлось поискать.
 Поздно вечером произошел курьез : встретили сильно уставшую
 группу из 10 девчонок (!) и 2 парней, идущую на 4 "Тайменях"
 (!), 1 КНБ и 1 "Егере". Сказали, что замучились с обносами
 (можно понять!). На вопрос о соответствии характера реки и
 класса судна сказали, что пошли на том, что есть. Мы их
 вспоминали до конца маршрута.
 
  29 июля
  Утром погода опять испортилась, и к порогу "БСТ" подошли
 под хорошим дождем. После просмотра решили сплавиться на
 "Палаве" по правой протоке и высадиться на гряду камней в
 центре русла для страховки около "жандарма". Прошли почти
 чисто, лишь несколько раз задели камни. Затем первый "Скаут"
 пошел левой протокой. Порог требует большого количества сложных
 маневров, не всегда очевидных заранее. Например, после выхода
 из S-образной шиверы судно оказалось развернутым почти на 180
 градусов, но успело совершить маневр до захода в слив. Уход от
 "жандарма" также очень непрост, и в полной мере его осуществить
 не удалось : примерно третья часть корпуса судна сзади
 "шаркнулась" об него. Второй "Скаут" и вещи обнесли по правому
 берегу. На наш взгляд при кажущейся простоте порог очень
 серьезный и опасный. Не забудьте внимательно просмотреть
 входную шиверу - там много камней!
  После небольшого плеса за правым поворотом начинается
 водопад "Оба-на". Обнос, учитывая вес наших судов (пустое ~20
 кг), прошел легко. Следует предупредить идущих на маломерных
 судах : будьте осторожны, выходя из залива под водопадом через
 бочку. Груженый "Скаут", проходя через нее, погрузился в воду
 на полборта, из автоосушки кокпита в лодку полезла пена, и он
 едва избежал киля.
  После короткого плеса за левым поворотом водопад "Маманя".
 Обнос осуществляли по скалам левого берега. Лодки и вещи
 спустили на спасконцах прямо с плиты около слива, а мимо бочки
 под водопадом перенесли на руках. Обнос обоих водопадов занял
 около 2 часов. На водопадах погода улучшилась, и удалось
 сделать фотографии и видеозапись. На обносе встретили большую
 катамаранную группу из Москвы. По их словам, они прошли
 "Оба-на" на кате-2. На обносе "Мамани" у них чуть не уплыл в
 слив кат-4, плохо привязанный к камню. Мы успели его поймать.
  Далее 20 минут движения по красивому плесу, в конце
 которого галечная отмель у правого берега и скальное сужение
 русла. Это ориентир порога "Тесный". Воды в пороге оказалось
 достаточно для прохождения. Вещи и один "Скаут" обнесли по
 тропе правого берега. Два входных слива наметили проходить
 правыми протоками, а на выходе - левой (в правом сливе острые
 камни). Страховали в середине порога с правого берега
 "морковками", а в плесе на выходе стоял катамаран туристов из
 Москвы. При выходе из слива около второго камня из-за сильного
 прижима к правому берегу "Палаве" не удалось избежать
 столкновения со скалой, в результате последовал молниеносный
 киль. Матрос ушел самосплавом в правую протоку, где сумел
 выбраться на один из небольших камней до слива. Его переправили
 через протоку и вытащили на берег спасконцом. Капитан и судно
 по отдельности пошли в левую протоку. Капитан выбрался на мель
 левого берега после слива самостоятельно, а судно было поймано
 страхующим катамараном. Весло, утеряное матросом, сначала
 попало в "мышеловку", а затем было выброшено потоком в левую
 протоку и после слива застряло в камнях. Вытаскивали его при
 помощи "живца" на спасконце. С учетом этого опыта "Скаут" не
 набирал на входе большой скорости и прижимался ко второму камню
 левым бортом, что помогло избежать столкновения с правым
 берегом и успешно пройти порог. Стоянка на пороге плохая из-за
 большого количества комаров и мошки.
  За порогом характер реки сильно меняется : горы постепенно
 отступают, берега становятся низкими, сильно заросшими лесом и
 травой. Появляется большое количество простых шивер. Река
 становится типично карельской.
  Остров через час сплава мы обошли левой протокой. Далее
 река разделяется на три рукава, из которых группа опять выбрала
 левый. Затем река снова становится единой, и на пути
 встречается полностью разрушенный деревянный мост. Минут через
 20-25 после моста довольно серьезная для маломерных судов
 шивера с большим островом посредине. "Палава" шла правой
 протокой и сильно поцарапала дно на камнях. "Скауты" легко
 прошли левой. С воды выбор протоки неочевиден. Далее в течение
 1,5 часов идет движение по плесу с отдельными шиверками, берега
 низкие, заросшие травой, русло петляет, стоянок нет. В конце
 этого участка простой порог на левом повороте, ступенчатая
 структура, перепад 1,5 м, длина 20 м. Шли сходу. Через 150 м -
 начало порога "Ступенька". Ориентиры : сужение русла, скальные
 образования у правого берега. При чалке несет. Стоянка в начале
 порога была занята, встали в середине, напротив основного
 слива. Место терпимое (но не более того), но очень плохо с
 дровами. Время 22.00. Похолодало.
 
  30 июля
  К утру погода окончательно испортилась, пошел дождь,
 который не прекращался весь день. Порог серьезный, протяженный,
 с большим количеством камней. Несколько прямых и косых
 сливчиков во входной S-образной шивере (немного похож на "БСТ",
 но сложнее). Далее в правой части хаотично разбросанные камни
 без выраженного русла. На наш взгляд непроход. Основной поток -
 вдоль левого берега. Слив косой с "зубом" посредине (вписаться
 можно). На выходе мелкая стоячая бочка. Далее выходная шивера,
 слаломная, с камнями и хорошими валами. Решили попробовать
 пройти порог одним гребцом. Капитан первого "Скаута" после
 основного слива выпал из лодки в бочку. Ему удалось снова сесть
 в лодку и продолжить прохождение порога. Глядя на это
 безобразие, было решено остальные суда и вещи обнести, несмотря
 на то, что обнос длинный и тяжелый.
  После "Ступеньки" около 2 часов сплава по плесам до порога
 "Малый Каньонный". Ориентиры : скальное сужение русла реки,
 характерный шум воды. После беглого осмотра по тропе левого
 берега прошли по валам, на выходе уходя под правый берег. За
 порогом на левом берегу хорошая стоянка (была занята).
  Далее на протяжении 1 часа цепь несложных шивер и
 перекатов, затем - полностью разрушенный мост, шивера и вскоре
 на правом повороте порог. Возможный просмотр по правому берегу.
 Река делится островами на протоки, в правой и центральной - по
 сливу не более 1 м, после их соединения еще один некрутой слив
 около 1,5 м. "Палава" шла правой протокой (более мелкой),
 "Скауты" - центральной. Через 150 м движения по плесу за
 поворотом вправо начинается порог "Водопадный". Чалились к
 правому берегу. Слышен мощный шум воды. На пороге стояло
 несколько групп. Мы встали на стоянку ближе к третьему сливу.
 Место очень болотистое - вблизи впадают несколько ручьев. С
 дровами проблем нет. Есть баня. До конца дня погода так и не
 улучшилась.
 
  31 июля
  Утром дождь прекратился. После просмотра решили, что порог
 слишким мощный для наших судов (особенно бочка после первого
 слива) и не пошли. За порогом русло разворачивается резко
 влево. Далее несколько шиверок и примерно через 1 час последний
 на Кутсайоки порог, расположенный на правом повороте. Русло
 разбивается островами на протоки. Правая, мелкая с камнями,
 непроходима. Основная - левая, в ней слив около 1 м, слева -
 косой, пологий, в центре и справа - ступенька. Через 10 м после
 слива крутой поворот вправо. Один "Скаут" прошел косым сливом,
 другой и "Палава" - через ступеньку. На катах можно идти без
 осмотра.
  До слияния рек Кутсайоки и Тунтсайоки 1 часа сплава без
 препятствий. Далее по Тумче 30 минут до порога "Ночной",
 который можно идти сходу. От него после небольшого плеса на
 правом повороте видны скальные образования - порог "Карниз".
 Чалились к левому берегу. После просмотра многократно проходили
 левый слив высотой 3-3,5 м на всех судах различными составами.
 Заход справа ближе к острову. Проблемы были только у одного
 экипажа, не привязавшего стопорные петли и в бочке выпавшего из
 "Скаута". Спасали "морковками". Вещи обнесли. Выходную шиверу с
 валами высотой около 1,5 м шли вместе с вещами. На высоком
 левом берегу в конце порога отличная стоянка, где и
 остановились. Чалились в плесе слева. Сделали баню.
 
  1 августа
  Через час сплава по плесам - каскад препятствий, которые
 называются порог "Каньонный". Ориентиры : большой лесистый
 остров (обходили левой протокой), после короткого плеса видны
 высокие скалы по обоим берегам. Причалили к левому берегу и
 осмотрели прямой участок, посчитав, что это все. На самом деле,
 смотреть не нужно : несколько прямых сливов высотой до 1 м, в
 конце небольшой уход под правый берег. Пройдя, обнаружили, что
 впереди еще S-образный участок и опять причалили к левому
 берегу. Идущим на маломерных судах советуем просмотреть :
 довольно крутой вираж и высокие валы. В общем, ничего сложного,
 но требуется определенная аккуратность. Все экипажи прошли
 благополучно.
  Через 200 м плеса порог "Шляпа". Чалились к левому берегу.
 Вещи и один "Скаут" обнесли до конца порога. После осмотра в
 порог пошел экипаж первого "Скаута". Заходили по центру чуть
 ближе к правому берегу, оставляя бочку слева. Далее интенсивно
 уходили от прижима влево. Выходной слив прошли также успешно.
 Курносов (капитан) и Пронченко (матрос) сделали попытку
 прохождения порога на "Палаве" у левого берега по косому сливу.
 Однако, при заходе течением корму вынесло вперед, в слив вошли
 бортом и в бочке сразу кильнулись. После мероприятий по
 спасению лодку опять занесли, и Курносов с Иванчуком успешно
 прошли порог маршрутом первого "Скаута". Как сказали туристы,
 стоявшие на пороге, в этой бочке у них едва избежал киля кат-2.
  Через 1 час после порога "Шляпа" встретился небольшой
 остров - последняя возможность для стоянки. Далее на Тумче и
 первые 10 км на Иовском водохранилище стоянок нет. Чтобы найти
 выход в озеро, необходимо держаться широкого русла, которое
 сначала постепенно поворачивает вправо, затем делает поворот
 влево почти на 360 градусов и опять постепенно поворачивает
 вправо. Встали на стоянку в узкой протоке длинного мыса в
 22.00, пройдя по озеру больше 2 часов. Место плохое.
 
  2 августа
  Ветер был попутный, волна - небольшая. За 8 ходовых часов
 мы пересекли Иовское водохранилище и встали на стоянку в заливе
 у левого берега, не дойдя до Зареченска около 3 км. Место
 посредственное. Сделали баню.
 
  3 августа
 
  Выброска с маршрута прошла под унылым моросящим дождем.
 
  ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
 
  1. Маршрут проходит по территории, контролируемой
 пограничными войсками, поэтому всем членам группы необходимо
 иметь паспорта с Российским гражданством. Очень желательно
 наличие маршрутного листа.
 
  2. При сплаве на маломерных судах все препятствия 3
 категории сложности и выше требуют обязательного осмотра и
 страховки.
 
  3. Ввиду того, что надувные лодки "Скаут" и "Палава" имеют
 недостаточную бортовую устойчивость, следует тщательно
 оценивать возможность прохождения порогов с косыми сливами
 ("Горка", "Сомнительный", "Тесный" и т.п.).
 
  4. Хорошие стоянки на маршруте есть только на порогах,
 причем, не на всех (на "Тесном" много гнуса, на "Ступеньке" нет
 дров, на "Водопадном" - болотисто).
 
  5. Прохождение верхнего участка от оз.Юрхямяярви до
 оз.Пюхяярви, особенно по низкой воде, целесообразно только на
 маломерных судах (даже на кате-2 не все препятствия по
 габаритам проходимы), ввиду особой сложности и трудоемкости
 обноса на этом участке реки.
 ===============================================================
  FILE: kutsajo8.txt
  Кутсайоки-98, приглашение в поход
 
  Date: 3 Jun 98
  From: Mikhail A.Afanasenkov (afanas@richart.msk.su) ¦ mailto:afanas@richart.msk.su
 
 Хотелось бы сходить на Кутсайоки на "егерях". Сроки
 20июня-4июля. Кроме Ровинских пока никого нет. В связи с
 этим:
  2) не положишь ли на свою страничку приглашение от меня к
 Егеристам Москвы - пусть пишут письма на afanas@richart.msk.su
 И приписку вроде "Тайменьщиков и КНБстов прошу не беспокоить"
 Это все, возможно, имеет смысл cунуть еще и в район отчетов по
 Кутсайоки - типа - вот вам отчет, а вот и компания.
 
  Отчеты здесь
 Кутсайоки. Отчет 1996 ()¦ kutsajo3.txt
 Кутсайоки. Технический отчет 1996 ()¦ kutsajo2.txt
 Кутсайоки. Краткая лоция 1996 ()¦ kutsajok.txt
 Кутсайоки. Дневник 1996 ()¦ kutsajo4.txt
 Кутсайоки-97 в картинках 1997 картинки ()¦ kutsajo5.txt
 Кутсайоки-97 дневник 1997 картинки ()¦ kutsajo6.txt
 Кутсайоки отчет 1997 ()¦ kutsajo7.txt
 ===============================================================
  FILE: kutsajo3.txt
  Кутсайоки
 
 ---------------------------------------------------------------
  Вместо предисловия. Алексей Руднев
 
  Date: 21 Jul 1997
  From: alex@newcom.kiae.su (Rudnev Aleksei)
 
  Так вот, вернулся я из детского похода по Кутсайоки (не
 думайте, что это _детская_ речка, просто она действительно
 пригодна для спортивных походов с детьми - когда дети пороги по
 берегу проходят). Ну, что сказать? Достойная река для Карелии
 - пороги действительно 4-ка для ката или 5 для каяка, а водопад
 если не 20 метров по вертикали, так 20 по наклонной точно
 будет.
 
  Если серьезно - очень все хорошо, но нужно иметь в виду
 следующее:
 
  - (1) из отчетов у Мошкова пользуйтесь двумя - тем, в
 котором табличка с временем сплава (вот этот файл)
  kutsajo3.txt ¦ kutsajo3.txt
 и тем, в котором есть верховья.
  kutsajo2.txt ¦ kutsajo2.txt
  Кстати, они там правы - меньший вариант реки начинается с
 притока, а _Карельский Башкаус_, кажется, и есть сама Кутсайоки
 (точно не скажу - у меня не было точной карты на самое начало
 реки).
 

<< Пред.           стр. 186 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу