<< Пред.           стр. 187 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  - (2) пороги нужно смотреть все, кроме разве что шивер в
 низовьях. ПРичина - в двух порогах - БСТ и Тесный - имеются
 хорошие мышеловки для каякеров и само- сплавщиков - слив под /
 вокруг камня и вревно в нем.
 
  - (3) воды в конце похода уже было мало - на Карнизе через
 карниз вода не текла совсем, дождя не было минимум 2 недели (у
 нас всего 1 дождь прошел в самый первый день похода), и начали
 гореть леса. Если так пойдет, въезд туда могут закрыть по
 пожароопасности.
 
  - (4) по отзывам егеря на озере, многие идут туда в конце
 лета или начале осени. Так вот, в это время на озерах все время
 дует ветер и стоят большие волны, так что на них надо
 закладывать не 2 - 3 дня, как обычно (мы дошли за 3, как и
 планировали, на 2 катах-4, на самом деле там по тихой воде ходу
 - на одни сутки с небольшим, но если будет вморду-винд, мало не
 покажется), а на 2 - 3 дня больше.
 
  - (5) не ошибитесь с подъездами. Перед нами группу из
 парня с девчонкой на каяках забросили по ошибке на мост ниже
 порога Тесный, и они оттуда поднимались до верхнего озера на
 своих каяках. У меня есть телефон мужиков в Кандалакше, завтра
 опубликую тут - мы просто позвонили из Москвы и нас встретили
 прямо на вокзале.
 
  - (6) это не погран-зона, а приграничный район - требуются
 паспорта, но не требуется отдельных пропусков.
 
 В общем, не поход получился, а почти что КРЫМ! 27 градусов тепла
 в тени в день отъезда, дети из воды на озерах почти не вылезали.
 ---------------------------------------------------------------
 
  Date: 19 feb 1997
  From: A. Ovchinnikov (postar@dol.ru) ¦ mailto:postar@dol.ru
 
  О Т Ч Е Т
  о совершенном водном путешествии
  III ( с эл. V ) категории сложности
  по маршруту : г.Кандалакша - г.Ала-
  курти - п.Вуорвиярви - мост через
  р.Кутсайоки - р.Кутсайоки - р.Тумча -
  - г.Зареченск - г.Кандалакша.
 
  ( 2.08.96г. - 24.08.96г. )
 
 
  Средства сплава : катамараны,
  каяк
 
 
  М О С К В А 1 9 9 6 г о д
 
 
  1. Общая часть
 
  1.1 Состав группы
 
  +----------------------------------------------------------+
  | N | Фамилия Имя Отчество | Год |Подготовка|Обязанности|
  | | |рождения|Опыт |в группе |
  +----------------------------------------------------------+
  | 1.|Офицеров С.А. | 1961 |Катунь V |руководи- |
  | | | |Ока-Ия IV | тель |
  | | | |Оять рук. | |
  | | | | | |
  | 2.|Ксензенко С.А. | 1974 |Катунь V |фотограф |
  | | | | | |
  | 3.|Кулясова С.И. | 1967 |Катунь V |завхоз |
  | | | | | |
  | 4.|Сиротина И.В. | 1974 |Оять II |ремонтник |
  | | | | | |
  | 5.|Федин С.В. | 1935 |Инструктор|штурман |
  | | | | | |
  | 6.|Федина Н.Н. | 1937 |Инструктор|пом.завхоза|
  | | | | | |
  | 7.|Бейлин С.И. | 1937 |II разряд |фотограф |
  | | | | | |
  | 8.|Балесков А.А. | 1934 |II разряд |ремонтник |
  | | | | | |
  | 9.|Курашкина Н.И. | 1951 |III разряд|санинструк-|
  | | | | |тор |
  |10.|Нечаева Г.И. | 1951 |II разряд |дневник |
  +----------------------------------------------------------+
 
  Путешествие проводилось совместными силами клуба ту-
 ристов " Фортис " Московской Государственной академии ав-
 томобильного и тракторного машиностроения и командой
 " Сплав " Таганского клуба туристов.
  Средства сплава: катамаран 4-ка ( 1,9 м.куб. )
  катамаран 2-ка ( 1,2 м.куб. ) - 2 шт.
  каяк каркасно-надувной
 
  Цель путешествия:
 
  1. Повышение спортивно - туристской квалификации
  2. Составление отчета для МГЦКТ
 
 
 
  1.2 Общая характеристика района путешествия
 
  Поход по р.Кутсайоки ( река " Смерти " в переводе с
 финского ) и реки Тумче доставит удовольствие самому иску-
 шенному путешественнику. Сочетание высоких гор, узких кань-
 енов, мощьных и очень красивых порогов с обилием ягод,
 грибов, хорошей рыбалкой давно привлекает туристов России.
  Маршрут мало известен, так как проходит в паграничной
 зоне с Финляндией.
  Путешествие дает прекрасное представление о природе юга
 Мурманской области.
  Горная страна, богатая реками, озерами, трудными поро-
 гами и величественными водопадами напоминает о близости
 Финской Лапландии и Норвежских горах.
  Климат этих мест, расположенных у полярного круга, по-
 казался нам приятным во всех отношениях.
  Маршрут достаточно сложен технически ( пять порогов V
 категории сложности ) и имеет удбные варианты подьезда и
 выезда.
  Маршрут можно квалифицировать III с элементами V кате-
 гории сложности в зависимости от сроков и способов преода-
 ления препятствий.
 
  1.3 Общая характеристика водной части
 
  По водному маршруту реки Тумча открытому для посещения
 туристами несколько лет назад уже написаны отчеты, правда
 храняться они в районных клубах г.Москвы и Подмосковья и
 для использования широкими массами туристов закрыты.
  Те, кто ходил на р.Тумча рассказывали нам, что существу-
 ет правый полноводный приток с интересными порогами. И вот
 в 1995 году в журнале " Спортивный туризм " N1 появилась
 статья " Неизвестная Карелия ". В ней в очень сжатой форме
 была описана р.Кутсайоки приток р.Тумча.
  Протяженность р.Кутсайоки от автомобильного деревянного
 мостика до впадения в р.Тумча 79 километров.
  Река первоначально узкая и мелкая постепенно переходит
 в узкое и длинное озеро с величественными скалами по берегам.
 После правого бурного притока " Карельского Башкауса " начи-
 нается самая интересная часть маршрута. Пороги следуют один
 за другим:
  порог " Сомнительный " - V к.с.
  порог " Муравей " - IV к.с.
  порог " Б.С.Т. " - III к.с.
 Вслед за последним порогом открывается вид на жемчужину реки
 Кутсайоки - водопады " Оба-на " и " Маманя ". Река зажатая
 
 
 с обеих сторон между скалами низвергает свои воды сначала с
 10-ти метровой, а затем с 30-ти метровой высоты.
  Через час сплава после водопада " Маманя " порог " Тес-
 ный " - V к.с. ( для байдарок и каяков ).
  После порога " Тесный " река несет свои воды более разме-
 ренно. Иногда встречаются перекаты и шиверы. Так продолжается
 до порога " Ступенька " - V к.с.
  Через 1,5 километра в узком каньене порог " Безымянный "
 - II к.с. После него начинаются плесы. После порогов такое
 движение утомительно.
  С порога " Безымянный 2 " - II к.с. начинается 3-ий кас-
 кад порогов:
  порог " Водопадный " - V к.с.
  порог " Безымянный 3 " - II к.с.
  порог " Безымянный 4 " - II к.с.
  Затем впадение в р.Тумсайоки после которого река носит
 название р.Тумча.
  Препятсвия р.Тумча уже известны многим туристам:
  порог " Ночной " - II к.с.
  порог " Карниз " - IV - V к.с. в зависи-
  мости от выбранного
  пути движения
  порог " Каньенный " - II к.с.
  порог " Шляпа " - III - IV к.с. в зави-
  симости от выбранного
  пути движения
  После порога " Шляпа " препятствий на реке нет.
 
 
  1.4 Подходы и сходы с маршрута.
 
  1.4.1 Подьезд
 
  Время в пути от г.Москвы до г.Кандалакши 30 часов
 для скорого поезда N 112. Отправление из Москвы в 1 час
 19 минут. Прибытие в Кандалакшу в 7 часов 40 минут.
  Внимание !!! Маршрут проходит в пагранзоне. Необ-
 ходимо иметь маршрутные документы и паспорта - обязатель-
 но.
  На вокзальной площади можно договориться с автобусом
 или крытой машиной, или добираться до Алакуртти на рей-
 совом автобусе ( летом 1996 года он не функционировал ).
 Мы наняли автобус " ПАЗ " за 600 тысяч рублей и в 10.00
 были в Аллакуртти ( перед вьездом проверели документы ).
 В Алакуртти слева от ж/д станции стандартные пятиэтажки.
 Возле них оранжевые " Уралы " в вахтовом исполнении. Мо-
 гут взять человек 20 с грузом. Они довозят до моста че-
 рез р.Кутсайоки, либо до погранотряда для заброски на
 " Карельский Башкаус ".
 
  1.4.2 Отьезд
 
  Не доходя 500 метров до плотины в г.Зареченске можно
 собраться на шоссе идущем вдоль реки, до автобусной оста-
 новки 1 час хода, или подплыть к дамбе ( слив плотины на-
 ходится у самого правого берега ), обнести по левому бере-
 гу 800 метров и плыть 2 километра до автомоста ( при от-
 крытой плотине за ней порог V к.с. ). Перед мостом справа
 есть удобная поляна для сборки, на ней же можно переноче-
 вать.
  Варианты отьезда:
 1. На рейсовом автобусе до Кандалакши. Необходимо перехва-
  тить водителя автобуса прямо на мосту при прибытии авто-
  буса в г.Зареченск около 22.00 часов и договориться с
  ним о посадке ( цена билета на 1996 год 36 тысяч рублей)
 2. Наш вариант: У паромной переправы, пока мы сушились, нес-
  колько раз останавливались и предлагали услуги грузовики,
  автобус, легковые машины с прицепами. В 22.00 за нами
  приехали два " Жигуля " с большим прицепом. Они довезли
 
 
  к 24.00 в Кандалакшу всего за 400 тысяч рублей.
  Ночью идут два поезда отправлением в 1 час 50 минут и
  3 час 25 минут. Билеты продают за 1 час до прихода поезда.
 
  1.4.3 Аварийный сход с маршрута.
 
  Несмотря на то, что с левого берега иногда подходят ста-
 рые лесовозные дороги ( на карте их нет совсем или они не-
 точны ). Выход по ним труден. Движение по лесу еще более
 трудоемко.
  Реальный выход с реки находится в 2 часах сплава после
 порога " Тесного ". Ориентир: широкий перекат и лесовозный
 мост. По дороге слева от моста до п.Вуорвиярви 1,5 часа пеш-
 ком.
 
 
  2. Техническое описание и график прохождения маршрута.
 
  2.1 День первый - подьезд, стапель. ( 3.08.96 )
 
  7 часов 40 минут наш поезд прибывает к вокзалу г.Кан-
  далакша. Идет сильный дождь нередко переходя в ливень.
  Прохладно.
  На вокзале выяснили, что в этом году автобус до Ала-
  куртти не ходит. К 8 часам нам удалось нанять автобус
  " ПАЗ " и в 10.00 наша группа прибыла в Алакуртти. Неза-
  долго до нас суда же приехала еще одна группа. При вьезде
  в город погранпост проверил у нас паспорта и маршрутные
  документы.
  Водители уже знают где можно нанять автомобиль до
  п.Вуорвиярви и дальше к реке Кутсайоки. В 10.40 наша и
  соседняя группа загрузилась в вахтовку.
  Необходимо отметить, что дорога на Вуорвиярви прохо-
  дит через танковый полигон, который судя по свежим следам
  гусенец действующий.
  У деревянного моста через р.Кутсайоки мы выгрузились в
  12.45. Далее дорога идет левее вверх через гряду и приводит
  к погранотряду. Это направление для заброски на " Карель-
  ский Башкаус ".
  К вечеру несмотря на активный жор финских комаров ( ко-
  торые гораздо злее наших и по своему телу поджарые словно
  гончие ) лагерь стоял, сплавсредства собраны.
  Вообще же стоит упомянуть, что снег в 1996 году сошел
  в этих местах в середине июня. После этого целый месяц стоя-
  ли холода +6 - +8 градусов и только перед нашим приездом по-
  года стала налаживаться. В связи с этим комаров в этом похо-
  де было неестественно мало, гнуса и мошки небыло совсем.
 
  2.2 День второй - сплав. ( 4.08.96 )
 
  От стапеля до озера ( 1 час 30 минут ) река мелкая, мно-
  го каменистых перекатов, местами проводка.
  Постепенно река переходит в длинное и узкое озеро с ве-
  личественными карельскими скалами по берегам. Околдованные
  этой красотой мы рано встали на ночлег на правом берегу за-
  лива слева. Кроме нашей относительно ровной площадки места
  для стоянки расположены высоко и далеко от воды.
 
  2.3 День третий - сплав. ( 5.08.96 )
 
  Солнечный день. Озеро напоминает каньен. Мы даже и не
  смогли понять когда изменилась погода. Налетел шквал, небо
  заволокло тучами, начался дождь.
  При выходе из озера ( справа приток " Карельский Башка-
  ус" ) перекат.
  Стоянка на стрелке справа неудобная, затапливается при
  подьеме воды. Наша группа прошла перекат и остановилась мет-
  ров через 150 - 200 на левом берегу.
 
  2.4 День четвертый - дневка. ( 6.08.96 )
 
  Солнечное утро. Часть группы начала подготовку к бане,
  другая же часть провела разведку реки " Карельский Башкаус "
  Реку можно осмотреть ее правого берега. Здесь есть какое-то
  подобие тропы.
  Выходной каскад тянется на 300 - 350 метров. Заход в не-
  го через ворота. Это две глыбы между которыми устремляется
  река. Далее следует каскад сливов, бочек в перемешку с мно-
  гочисленными камнями в русле.
  Из разговоров с водителями мы выяснили, что сплав по
  " Карельскому Башкаусу " на катамаранах лутше проводить на

<< Пред.           стр. 187 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу